Что такое новое рабочее место

Обновлено: 19.05.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Если сформулировать коротко, рабочее место является открытым или закрытым участком территории либо пространства, оснащенным необходимыми производственными средствами, в пределах которого работник занимается трудовой деятельностью. Оно может быть закреплено также за группой сотрудников. Обычно на рабочем месте осуществляется определенная часть общепроизводственного цикла.

Логично, что для достижения высокой производительности труда для него необходимо обеспечить такие условия, при которых его работоспособность будет наивысшей.

Важно! Работодателю следует приспособить рабочие места, учитывая не только конкретный вид деятельности, квалификацию, но также индивидуальные физические и психологические особенности каждого работника.

Общие требования к организации рабочего места

Данные требования регулируются Трудовым кодексом РФ, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) и другими правовыми документами.

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы — нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Главная цель организации рабочего места – обеспечить высококачественное и эффективное выполнение работ с соблюдением установленных сроков и при полноценном использовании закрепленного за работником оборудования.

Для ее достижения к рабочему месту предъявляются требования организационного, технического, эргономического, санитарного, гигиенического и экономического характера.

Каким требованиям должно соответствовать рабочее место сотрудника?

Охрана труда – первичное требование!

Важнейшим требованием при организации рабочего места является обеспечение безопасных комфортных условий для работы, пресечение возникновения профзаболеваний и несчастных случаев. Весь этот комплекс мероприятий называется охраной труда на производстве.

Иначе говоря, охрана труда, по сути, является системой законодательных актов в совокупности с социально-экономическими, организационными, техническими, гигиеническими и лечебно-профилактическими мероприятиями и средствами, обеспечивающими безопасные условия работы и сохранение здоровья работников предприятия.

Для этого необходимо создать благоприятные условия труда в соответствии с санитарными нормами, техникой безопасности, эргономикой, эстетикой.

Микроклимат в помещении

Законодательством нашей страны жестко регламентируются температура и влажность воздуха в помещении. В частности, при среднесуточной температуре на улице ниже 10°С амплитуда ее колебаний в помещении должна составлять 22-24°С. При температуре внешней среды больше указанного значения – 23-25°С. В случае временного несоблюдения этих условий в ту или иную стороны продолжительность рабочего дня сокращается (СанПиН 2.2.4.3359-16 от 21 июня 2016 г. № 81).

Защита от вредного воздействия компьютерной техники

Поскольку сегодня невозможно представить офисную работу без ПЭВМ, существуют нормы для сотрудников, использующих в своей работе компьютерную технику. Например, при работе с компьютером с плоским монитором рабочее место должно иметь площадь не менее 4,5 кв. м, при использовании кинескопического монитора – 6 кв.м. По истечении каждого часа работы помещение должно проветриваться (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 от 30 мая 2003 г.). Тем же нормативным актом регламентирована высота, ширина и глубина для ног под рабочим столом, оговаривается обязательное наличие подставки для ног, имеющей рифленую поверхность.

Нормативно регулируется также уровень электростатических и электромагнитных полей, радиационного и ультрафиолетового излучения, радиочастотных диапазонов и иных вредных для здоровья сотрудников факторы.

Внимание! В подвальных помещениях запрещено использование ксероксов, принтеров и другой оргтехники, а для обычных офисов установлены соответствующие нормативы по расстоянию между техническими средствами (СанПин 2.2.2. 1332-03).

Требования к освещению

Также соответствующими статьями СанПина устанавливаются нормативы для освещения. К примеру, освещенность в помещении должна находиться в пределах от 300 до 500 люкс. При использовании искусственного освещения светотехнические параметры должны обеспечивать возможность хорошей видимости информации, выдаваемой экраном персонального компьютера. Для местного освещения рекомендуются светильники, устанавливаемые на рабочих столах либо специально оборудованных панелях вертикальной установки (СанПиН 2.2.1/2.1.1.).

Требования к уровню шума

Для уровня шума установлен максимальный порог в 80 децибелл (СанПин 2.2.4. 3359-16).
Нормативные документы предусматривают установку специальных фундаментов или амортизирующих прокладок под основную шумопроизводящую аппаратуру и иное оборудование, а также применение материалов, поглощающих шумы.

Обеспечение условий для приема пищи

Порядок приема пищи на рабочем месте регламентируется статьей 108 Трудового Кодекса РФ, СНиП 2.09.04-87:

  • при количестве работающих менее 10 человек необходимо место площадью не меньше 6 кв. м, оснащенное обеденным столом;
  • при числе работников до 29 человек необходимая площадь составляет вдвое больше;
  • если на предприятии работает до 200 сотрудников, обязательно наличие столовой-раздаточной;
  • если количество работающих превышает 200, столовая должна обеспечиваться сырьем либо полуфабрикатами.

Нерегламентированные ситуации

При возникновении ситуаций, не урегулированных санитарно-гигиеническими нормами (протекает крыша, неисправен туалет и т.д.), сотрудник имеет право отказаться от работы. При этом работодатель обязан предложить ему иную занятость, пока проблема не будет устранена полностью. При невозможности такого решения, согласно статье 157 ТК РФ, работодатель обязан объявить простой с выплатой неустойки в размере как минимум 2/3 средней заработной платы работника.

Из эргономических требований к рабочему месту необходимо дополнительно отметить следующие:

Технические параметры включают в себя оснащенность инновационной техникой, приспособлениями, лабораторным оборудованием, грузоперемещающими механизмами и т.д.

Ответственность работодателя

Согласно требованию статьи 209 ТК РФ, соответствующий федеральный исполнительный орган устанавливает порядок аттестации рабочих мест с целью определения факторов, влияющих на безопасность условий труда на производстве. За каждое нарушение установленного законодательства работодатель несет ответственность.

При первом нарушении должностные лица и индивидуальные предприниматели предупреждаются либо подвергаются штрафу от 2 000 до 5 000 рублей. То же для организаций – предупреждение или штраф в размере 50-80 тысяч рублей (статья 5.27.1. КоАП РФ, часть 1-я).

При повторном нарушении частью 5-ой указанной статьи уже предусматриваются более строгие наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в 30-40 тысяч рублей либо дисквалификации от года до трех лет;
  • размер штрафа для индивидуальных предпринимателей аналогичный, или их деятельность может быть административно приостановлена на срок до 90 суток;
  • организации могут быть оштрафованы на 100-200 тысяч рублей или также подвергнуться административной приостановке своей деятельности.

Вместо заключения

По состоянию рабочих мест на конкретном предприятии или в офисе можно судить не только о том, на каком уровне в них находится организация труда и производственная культура, но и об их солидности и степени доверия к ним потенциальных и действующих клиентов.

YouTube
Instagram

Любопытная цифра: краудфандинговый сайт Kickstarter за семь лет существования помог создать около 300 тысяч рабочих мест. Народное финансирование становится все более популярным. Если людям нравится проект (допустим, производство необычных кружек, выпуск музыкального альбома и прочее), они перечисляют определенную сумму для его реализации. Так за счет только одного сервиса удалось создать около 9 тысяч полноценных новых компаний. В глобальном масштабе — капля в море. Однако пример наводит на размышления. Мир меняется. Теперь им правят новые технологии.



В одном из просторных помещений бизнес-инкубатора КУП “Молодежная социальная служба” собралось несколько десятков человек. У этого госпредприятия сложная и важная задача — помочь молодым людям открыть свой бизнес и не прогореть в первый же месяц. В день моего визита парни и девушки пришли сюда на занятия бизнес-школы — проекта, разработанного унитарным предприятием “Кока-Кола Бевриджиз Беларусь” и бизнес-инкубатором. У будущих бизнесменов есть возможность получить консультацию специалистов, посоветоваться с уже состоявшимися предпринимателями, найти будущих партнеров. Лет тридцать назад о таком можно было лишь мечтать. Сейчас — обычное дело.

Практически у каждого из пришедших есть идея по созданию своего бизнеса. 29-летняя Екатерина уже имеет предпринимательский опыт. Сюда пришла с новой задумкой:

— Это проект, который позволит молодым людям одновременно получать образование и путешествовать по всему миру. Сейчас моя цель — узнать мнение опытных коллег и найти единомышленников.

Вполне вероятно, что в будущем многие из пришедших смогут начать свое дело в бизнес-инкубаторе. Сегодня здесь обосновалось более 150 компаний. Больше всего в сфере услуг — туризм, строительство, транспортная логистика, рассказывает генеральный директор предприятия Рима Епур:

— Около 20% — инновационные проекты в производстве и ИТ. В средний бизнес перерастает около 35% компаний. Некоторые остаются в сегменте малого бизнеса — но это неплохо, ведь молодые люди смогли обеспечить рабочим местом себя и, допустим, друга. У нас очень высокие показатели выживаемости бизнеса: в среднем в мире трехлетний рубеж переступает только 10% компаний, в нашем инкубаторе — около 90%. В Беларуси можно и нужно создавать бизнес. Думаю, в секторе малого и среднего предпринимательства мы вскоре увидим настоящий прорыв — для этого есть все возможности: у нас имеются свободные ниши, а главное, появляется обученная молодежь с креативными идеями, которая может их заполнить.

Задачу по созданию новых рабочих мест у нас с давних пор несет на своих плечах государство. Однако должно ли так быть? Из года в год мы перескакиваем по несколько ступеней в рейтинге “Ведение бизнеса” — согласно докладу 2017 года заняли 37-е место. Сокращается количество проверок для предпринимателей, снижается административная нагрузка. Бери и делай. Другой вопрос: где найти финансирование? Как раз денежный вопрос в свое время решался преимущественно за счет государства. Однако в нынешних экономических условиях лишних денег в казне нет. Где искать новые источники инвестиций? Вариант, который сразу приходит на ум, — привлекать зарубежный капитал. Впрочем, рубить сплеча не стоит, уверен эксперт Либерального клуба Антон Болточко:

— Сейчас государству следует переориентироваться — создавать не сами рабочие места, а условия для их возникновения. Созданием рабочих мест должны заниматься предприниматели. Это касается финансирования — прежде чем обращаться к иностранному капиталу, следует обратить внимание, что и наши предприятия частной формы собственности готовы инвестировать. Но для этого необходимо решить две ключевые проблемы. Первая — обеспечение макроэкономической стабильности. Это фактически уровень инфляции и уровень стабильности национальной валюты. Сейчас дела обстоят неплохо. За по-следние два месяца инфляция в годовом выражении сложилась на уровне ниже 10% (в феврале в годовом выражении — 7%. — Прим. авт.). В то же время для мирового сообщества это по-прежнему много, оптимальный уровень — 2—3%.

Вторая — совершенствование нормативно-правовой среды. Здесь самое важное — доверие к национальному законодательству. Порой на местах оно интерпретируется по-разному. Кроме того, у нас нормативно-правовая база очень быстро меняется. Пример — налоговое законодательство. Многие отмечают, что с налогами, которые сегодня есть у нас, можно работать. Но каждый год в Налоговый кодекс вносятся поправки, которые порой кардинально меняют работу предприятий.

— В мире наблюдается процесс смены техноукладов. Это затрагивает практически все отрасли экономики. На продвинутой молочной ферме теперь нужна не доярка, а программист. Чего ждать в будущем и как к этому подготовиться?

— В международной практике это называют “четвертой промышленной революцией”, в основе которой — интернет-технологии. Безусловно, это влияет на развитие экономики, в том числе и на рынок труда. Есть ряд исследований, в которых описано, что некоторые профессии либо исчезнут с рынка под давлением новых технологий, либо станут менее значимыми и соответственно менее оплачиваемыми. Смена техноукладов должна быть стимулом к созданию высокодоходных рабочих мест. Согласно различным рейтингам наш человеческий капитал находится на высоком уровне — это нужно использовать. Необходимо раскрывать потенциал наших людей. В том числе создавать систему образования, которая будет отвечать современным реалиям.

— Один из аспектов этой проблемы — ментальный. Мы попытались сделать высшее образование массовым. Сейчас проблема — человек возмущается, что у него два высших образования, а он не может работу найти. В таком случае встает вопрос о качестве этого образования.

Нам нужно изменить подходы к подготовке кадров. И в этом процессе обязательно должны участвовать коммерческие структуры, которые после будут выступать в роли нанимателей. Это программная статья, которая переходит из одного документа в другой, но примеры реализации привести сложно. При этом я знаю случаи, когда крупные компании с солидной экспортной выручкой не раз пытались создать на базе учебных учреждений свои классы, департаменты, но всегда сталкивались с проблемами из-за препятствий со стороны учреждений образования. Возможно, здесь нужно подключить политическую волю.

Однако, готовясь к будущему, не следует забывать и о настоящем. А реальность такова: согласно данным Минтруда, в конце прошлого года в список самых востребованных профессий в городах вошли медсестры, врачи, швеи, повара, бетонщики — вакансии, привычные слуху и несколько банальные, но специалистов по факту не хватает. Зато в избытке бухгалтеров, администраторов, экономистов, юристов, слесарей, продавцов. Как обеспечить всех работой?

Варианты есть. К примеру, не нашлось подходящей вакансии в родном населенном пункте — государство поможет с переездом безработному и его семье. По направлению службы занятости можно бесплатно пройти переобучение. Предусмотрено и содействие самозанятости: при определенных условиях есть возможность получить субсидию на организацию предпринимательской, ремесленной деятельности, а также агроэкотуризма.

Государство дает удочку. Но учиться ловить рыбу нужно самому.

В прошлом году у нас было создано 54 тысячи новых рабочих мест — больше, чем было запланировано. Минимальная планка на нынешний год — 70 тысяч. И, что немаловажно, это должны быть современные, качественные и эффективные рабочие места с соответствующей зарплатой.

ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

Бизнес-школа “Сколково” и Агентство стратегических инициатив разработали “Атлас новых профессий”, в котором специалисты прогнозируют, какие специальности будут востребованы через 10—20 лет, а какие исчезнут. По мнению авторов исследования, до 2030 года появится более 180 новых профессий, а около 60 — канут в Лету. Вот некоторые интересные перспективные специальности.

Речь идет о специалисте, способном управлять медицинскими базами данных, а также о разработчиках программного обеспечения для лечебного и диагностического оборудования.

Проектировщик 3D-печати в строительстве

Такие специалисты будут востребованы после 2020 года. Их задача — проектирование макетов конструкций и подбор компонентов для их печати.

Аудитор комплексной безопасности в промышленности

Этот специалист будет оценивать состояние безопасности на объекте с учетом всех видов угроз: механических повреждений, пожаров, кибератак, экологических угроз и прочего.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Формирование эффективной системы создания новых рабочих мест является приоритетным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере. Создание новых, экономически эффективных рабочих мест лежит в основе совершенствования структуры занятости населения, роста производительности труда, повышения уровня и качества жизни населения.

В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) рабочее место определяется как круг задач и обязанностей, которые выполняются или должны выполняться одним лицом в интересах одной экономической единицы.

Для функционирования рабочего места необходимо также наличие оборотных средств, которые обеспечивают физическое рабочее место предметами труда, энергией, информацией, заработной платой и т.д. В этой связи экономическое рабочее место – совокупность экономических и социальных условий, обеспечивающих занятость одного работника. Следовательно, количество рабочих мест на предприятии соответствует численности занятых на нем работников с учетом графика и сменности работы.

Число рабочих мест в организации (на начало или конец года) оказывается равным численности занятых работников безотносительно к тому, сколько часов у них длится рабочий день. Создавая новые рабочие места, организация увеличивает численность работников, ликвидируя – сокращает.

Изменения в числе рабочих мест характеризуют динамику численности занятых (без учета незаполненных вакансий). Организация может создать любое число вакансий, но будет заполнять только те, которые считает экономически целесообразными.

Новое рабочее место определяется как экономическое рабочее место, создаваемое на предприятии или индивидуальным предпринимателем для оптимального осуществления производственного процесса и иной хозяйственной деятельности и отвечающее принципу экономической целесообразности и функционирующее в течение календарного года.

Совет Министров Республики Беларусь с 2017 года утверждает годовые и квартальные задания количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых производств и предприятий.

Количество граждан, запланированных для трудоустройства на вновь созданные рабочие места за счет создания новых производств и предприятий, варьирует от 50 тыс. человек в 2016 году до 70 тыс. человек в 2017-2018 годах. На 2020 год запланировано трудоустроить на вновь созданные рабочие места за счет создания новых производств и предприятий 64,3 тыс. человек. По регионам значение данного показателя варьирует от 5,2 тыс. человек в Гродненской области до 26,8 тыс. человек в г. Минске (табл. 1).

Таблица 1. Динамика прогнозных и фактических показателей количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места в Республике Беларусь, областях и г. Минске в 2016-2020 годах, тыс. человек

Количество трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых производств и предприятий

Как видно из таблицы, в 2019 году задание по трудоустройству граждан на новые рабочие выполнено на 98,7%, по регионам – от 85,5% в Гомельской области до 105,5% в Брестской области.

В целях научного обоснования количества создаваемых новых рабочих мест в Беларуси и за рубежом разработаны методические подходы.

Методические рекомендации основаны на экстраполяционном методе прогнозирования и позволяют рассчитать число вводимых рабочих мест на прогнозируемый год на новых производствах и за счет создания новых предприятий (вновь создаваемых субъектах малого и среднего предпринимательства).

Расчет числа вводимых рабочих мест на новых производствах на прогнозируемый год производится по следующей формуле:

где – списочная численность работников в среднем за прогнозируемый год по кругу юридических лиц с численностью работающих 16 человек и более всех форм собственности (кроме малых организаций без ведомственной подчиненности);

– доля принятых на дополнительно введенные рабочие места в результате реконструкции, расширения производства к списочной численности работников, в %.

Доля принятых на дополнительно введенные рабочие места в результате реконструкции, расширения производства рассчитывается как отношение численности работников, принятых на дополнительно введенные рабочие места, к списочной численности работников в году, предшествующему прогнозируемому году.

При расчете числа вводимых рабочих мест предлагается скорректировать величину полученного показателя на темпы роста ВВП (ВРП) в прогнозируемом году по сравнению с предыдущим годом.

В Российской Федерации разработана Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы , утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 768.

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы (далее – Комплексная программа) носит системный характер, для ее реализации предусматривалось обеспечить правовые, организационные и экономические условия, усилить профессиональную и территориальную мобильность населения, повысить качество создаваемых рабочих мест.

Комплексная программа нацелена на повышение уровня и изменение структуры занятости населения на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Реализацию Комплексной программы предусматривалось осуществить в два этапа.

На первом этапе предстояло:

- на основе демографического прогноза определить общую потребность в создании рабочих мест;

- выявить отраслевые и региональные приоритеты в создании и сохранении перспективных рабочих мест;

- проводить социальную экспертизу разрабатываемых целевых и инвестиционных программ;

- разработать нормативную правовую базу, ориентированную на формирование условий для создания и сохранения рабочих мест (повышение инвестиционной активности работодателей, стимулирование накопления и целевого использования амортизационных отчислений, более эффективное использование производственных мощностей);

- создать механизм повышения профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы (поддержка предприятий, проводящих профессиональное обучение кадров для создаваемых рабочих мест, разработка механизма заключения договоров между регионами об использовании незанятого населения на имеющиеся свободные рабочие места);

- повысить эффективность использования имеющихся производственных мощностей, предусмотрев ревизию производственных мощностей, передачу посредством арендных отношений неиспользуемых организациями производственных мощностей предпринимателям;

- на основе общественных работ создать систему организации временных рабочих мест;

- разработать механизм развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест на основе подготовки нормативных правовых актов, перевода работников на новые рабочие места без расторжения трудовых отношений, обязательного страхования предпринимателей на случай невыполнения обязательств по выплате заработной платы;

- осуществить целевую поддержку создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан, предусмотрев стимулирование работодателей за счет средств Государственного фонда занятости населения к созданию новых и сохранению действующих рабочих мест для молодежи, лиц предпенсионного возраста, уволенных с военной службы граждан.

На втором этапе запланировано осуществить следующий комплекс мер:

- разработать и реализовать пакет целевых программ, направленных на воспроизводство рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации с учетом ситуации на рынке труда;

- реализовать мероприятия по созданию банка данных о рабочих местах и потребности в них отраслей экономики и регионов, принимать решения программного характера по обеспечению рабочими местами незанятого населения;

- создать условия для повышения качества рабочих мест на основе разработки и реализации федеральной программы содействия повышению квалификации кадров;

- реализовать комплекс мер по формированию эффективной структуры занятости населения, направленных на ликвидацию неэффективных рабочих мест и создание рабочих мест в перспективных отраслях экономики, высвобождение работников в депрессивных отраслях и их трудоустройство в развивающихся производствах.

В целях предотвращения роста безработицы и формирования эффективной структуры занятости на основе генеральной схемы создания рабочих мест намечено разработать отраслевые и региональные целевые программы воспроизводства рабочих мест .

Общее руководство и контроль за реализацией Комплексной программы Указом Президента РФ возлагалось на Министерство труда РФ. Ведущие министерства экономического блока – Министерство финансов РФ и Министерство экономики РФ – не были утверждены ответственными за исполнение Комплексной программы. Комплексная программа была фактически оставлена на усмотрение только Министерства труда РФ, не распоряжавшегося финансовыми потоками. Ее финансирование было ограниченным, заметного влияния на занятость населения она не оказала.

В Российской Федерации разработана и апробирована Методика прогноза потребности экономики в рабочих кадрах в отраслевом разрезе, разработанная Центром бюджетного мониторинга Петр ГУ .

Продолжение статьи читайте после приобретения платного доступа к порталу!

Директор проектной группы подготовки доклада о мировом развитии-2013 Всемирного банка (ВБ) Мартин Рама представил на Круглом столе доклад ВБ, посвященный проблеме занятости в мире. Новые рабочие места – это фундамент развития экономики любой страны, подчеркнул М. Рама. Увеличение количества рабочих мест влияет на показатели бедности и производительность труда граждан. Чем больше рабочих мест может предложить экономика, тем выше социальная сплоченность общества и чувства защищенности каждого его члена.

Сейчас около 200 млн человек, 75 млн из которых младше 25 лет, не имеют работы. Еще большему числу – в основном женщинам – вообще закрыт доступ на рынки труда. В перспективе в ближайшие 15 лет для удовлетворения потребностей быстро растущего населения трудоспособного возраста, в основном в странах Азии и Африки к югу от Сахары, понадобится создать еще 600 млн рабочих мест.

Из доклада ВБ можно сделать еще несколько выводов, сказал профессор НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон.

Статистический обман

Визитной карточкой российского рынка труда Владимир Гимпельсон называет стабильную занятость и крайне нестабильную зарплату. Другими словами, в России даже в самые тяжелые кризисные времена уровень занятости оставался высоким, в то время как на все кризисы реагировала зарплата.

Если занятость остается высокой, а занятость в корпоративном секторе снижается, то, получается, увеличивается число сотрудников, работающих в малых предприятиях, у частных предпринимателей, самозанятых, то есть в неформальном секторе экономики. Сейчас число занятых в этом секторе достигает 22 млн россиян, то есть трети от числа всего трудоспособного населения. И нет оснований полагать, что ситуация в ближайшее время может измениться в лучшую сторону.

Последствиями разрастания неформального сектора и сокращения занятости на крупных производственных предприятиях является снижение производительности труда и конкурентоспособности, увеличение неравенства доходов, увеличение числа работающих бедных и дальнейшей сегментации общества.

По словам Гимпельсона, глобальная причина происходящего давно известна – это плохой бизнес климат, и альтернативы проведению серьезных экономических реформ у страны просто нет.

Как создать рабочие места

Отсутствие механизма создания новых рабочих мест – основная проблема российского рынка труда, сказала профессор Российской экономической школы Ирина Денисова. Хотя в каком-то смысле экономический кризис поспособствовал большему проявлению интереса к рынку труда.

Экономисты привыкли преувеличивать роль экономического роста. Но экономический рост – это инструмент и средство для развития. А развитие идет через создание рабочих мест.

Качество рабочих мест зависит от взаимоотношений в обществе, уровне бедности, социальной сплоченности (на этот показатель влияет и место работы, и уровень зарплаты, и возможность доступа к страховым системам). Негативные изменения в этих сферах способствует снижению показателей на рынке труда, отрицательно сказывается на качестве рабочих мест и экономическом росте страны в целом.

В России структура рабочих мест не только не улучшается, но за 20 лет этот показатель прошел обратный путь. Раньше бОльшая часть рабочих мест была в формальном секторе, сейчас целая треть – в неформальном.

Изменить ситуацию на рынке труда можно лишь проводя серьезные реформы, соглашается Денисова с Гимпельсоном. В частности, улучшая инвестклимат, устанавливая верховенство права, поддерживая конкуренцию на рынке.

Социальная сплоченность влияет на производительность труда

На рынке труда не хватает инженеров

Самыми востребованными профессиями на данный момент в России являются высококвалифицированные рабочие, инженеры и рабочие низкой квалификации, – говорит завкафедрой труда и социальной политики МИГСУ Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Николай Волгин.

Примечательно, что список самых востребованных работодателями и самых престижных профессий в корне отличается, отметил Волгин. Наиболее престижной работой россияне считают занятость в банковской сфере, в топливно-энергетическом комплексе, в области нанотехнологий и профессиональном спорте.

Чтобы свести воедино два знаменателя – востребованность и престижность профессий, нужно эффективнее мотивировать людей. Оплата труда должна напрямую зависеть от квалификации. Когда зарплата инженера будет сравнима с оплатой труда банковского работника, тогда и профессия инженера попадет в список престижных.

Читайте также: