Обязана ли женщина выходить замуж в исламе

Обновлено: 04.07.2024

Один из вопросов, который мне часто задавали в эфире разных программ, – может ли мусульманка сама выбирать мужа? Вправе ли семья заставить ее выйти замуж за нелюбимого? Господствующие стереотипы таковы, что мусульманка в этих вопросах права голоса не имеет, а родственники мужского пола полностью распоряжаются ее личной жизнью. Но эти стереотипы неверны. Или, точнее, неверны по большей части.

Но мне тут же приходится осечься, ибо Сунна – это одно, а правовые школы исламского права (мазхабы), исторически сформировавшиеся на основе иджтихада (который в суннитском исламе понимается как самостоятельная трактовка норм Шариата правоведами), – это нечто иное.

Итоговая позиция мазхабов по этому вопросу отличается. И довольно сильно.

Но сначала давайте разберемся, что же такое шариатский брак – никах.

Основа брака

Чтобы по Шариату люди считались супругами, совершенно не обязательно официально регистрировать брак или фиксировать его письменно. Самое главное, чтобы был заключен ‘акд ан-никах – договор о браке. Он может читаться и устно, и в основе своей для всех мазхабов един, хотя дополнительные, выдвигаемые ими условия порой существенно разнятся.

«Все пять школ фикха сходятся в том, что брак заключается путем чтения брачного контракта, состоящего из предложения, которое делает невеста или ее представитель (на’иб), как то ее опекун или поручитель (вакиль), и соответствующего его принятия со стороны жениха или его представителя. Просто соглашение о браке без чтения этой формулы не приводит к заключению брака.

А дальше уже в разных мазхабах начинаются трактовки и нюансы касательно того, обязательно ли должны присутствовать свидетели, должен в церемонии чтения никаха принимать участие опекун или это опционально, допустима ли инверсия формулы (когда то, что должна говорить невеста, произносит жених, и наоборот), нужно произносить формулу непременно на арабском или ее можно перевести на родной язык, можно ли заменять указанные глаголы синонимами (и если да, то какими), обязательно ли произносить эти глаголы в прошедшем времени, действителен ли брачный контракт, зафиксированный лишь письменно (например, по электронной переписке), но без чтения формулы вслух, и так далее.

Мы не будем здесь вдаваться во все эти правовые тонкости – их великое множество. Каждый, кто следует определенному мазхабу или ученому данного мазхаба, может разыскать соответствующие труды и уточнить все важные подробности. Мы же все-таки не будем отвлекаться от заявленной темы.

Итак, можно ли отдавать мусульманку замуж помимо ее воли?

Позиция суннитов

Если из четырех канонических суннитских мазхабов рассмотреть позицию лишь двух, превалирующих в России, – ханафитского (у татар и башкир) и шафиитского (на Кавказе), мы увидим, что нормы, регулирующие условия никаха, даже между двумя мазхабами очень серьезно различаются. Это касается и роли вали (опекуна невесты) в церемонии, и самого вопроса о принудительном браке.

Далее автор приводит множество хадисов, на которые ссылаются ханафиты, доказывая необходимость согласия девушки на брак, а затем делает вывод:

Более того, большинство ханафитских факихов даже не требуют присутствия и участия вали (опекуна) в процедуре никаха. Это всего лишь желательно, но не обязательно, как в других суннитских мазхабах.

У шафиитов (их мазхаб является доминирующим на Кавказе) все совершенно не так. Во-первых, по их фикху в церемонии никаха непременно должен участвовать опекун (вали), который выдает женщину замуж. Причем этот опекун (отец, дед, старший брат) должен быть соблюдающим мусульманином. И неважно, в какой раз женщина выходит замуж, – его присутствие все равно требуется. Во-вторых, девственницу опекун вправе выдавать замуж, не спрашивая ее согласия, за того, за кого сочтет нужным, а вот у разведенной или вдовы это согласие получить все же необходимо.

Я не буду приводить подробные ссылки – в сети Интернет много лекций по шафиитскому фикху, в том числе и по заключению никаха и его расторжению. Кому интересны подробности и подтверждение сказанного выше, тот может легко найти на эту тему множество материалов.

Позиция маликитского и ханбалитского мазхабов по вопросу об участии опекуна аналогична шафиитской, но мы не будем останавливаться на них подробно, так как в России эти правовые школы не получили широкого распространения.

Позиция шиитов

Шиитские факихи категорически не признают брак, заключенный вопреки согласию невесты. Причем одни правоведы прямо говорят, что он недействителен (например, аятолла Макарем Ширази дал фетву, что в случае принуждения к браку женщина может уйти от мужа без развода), другие же (как аятолла Али Систани) прописывают безоговорочное право девушки обратиться к шариатскому судье и расторгнуть брак, если ее к нему принудили.

Как и у ханафитов, у шиитов девушка может сама выдавать себя замуж . Непосредственное участие опекуна или попечителя в процедуре никаха не обязательно. Но если невеста девственница (аль-бикр), ей требуется его принципиальное согласие в случае, если он мусульманин. А некоторые законоведы также считают нужным согласие отца-христианина и иудея.

В обоих случаях факихи отмечают, что если согласие на брак от девушки или же опекуна получено постфактум (допустим, опекун смирился или девушке изначально немилый муж вдруг понравился), никах в силе и становится действительным.

Не спешите здесь видеть излишние либеральные послабления и отступления от исламского права. Де-факто в мусульманских обществах возник новый феномен. Исторически девушки в странах Востока выходили замуж очень рано, едва-едва созрев. Сейчас же общество изменилось. Старых дев в том же Иране не так мало. Это девицы, которые до тридцати только грызли гранит науки и работали, забыв о мужчинах и любви. А дальше начал звонить звоночек. И этим девушкам необходимо облегчить вступление в брак, пока они совсем не закисли. Тем более что не только девицы, но и папаши часто препятствуют этому, легким движением руки отсеивая женихов-нищебродов. Позволять дочери выходить замуж за маленький махр непрестижно.

Это все, повторю, относится к девственницам. Что касается разведенной или овдовевшей женщины (саййиб), то она вправе сама решать вопрос о браке, не спрашивая ничьего разрешения. Она может выйти замуж вопреки недовольству родственников и теоретически даже не обязана об этом никого уведомлять, ибо, в отличие от суннитов, шииты не считают гласность брака непременным условием его законности. Но с морально-этической точки зрения лучше, если родители все же поставлены в известность, познакомились с мужем и нашли с ним общий язык. Но это уже не фикх (право), а ахлак (нравственность), и ситуации бывают разные.

«Согласие жениха и невесты на брак ― главное условие его действительности. Без этого брак нельзя считать законным и легитимным. Поэтому план бракосочетания должен выглядеть следующим образом. Когда со стороны юноши приходят свататься к девушке, ее родители должны сначала разузнать все качества сватающегося и его семьи и передать все без прикрас и утаек своей дочери. Если услышанное устраивает девушку, то настает очередь свидания. Назначается время, чтобы они увидели друг друга. За одну или несколько встреч и бесед они по мере возможности узнают о характере и взглядах друг друга. Если они понравятся друг другу и согласятся вступить в брак, то их родители приступят к сватовству, определению калыма и приданого, помолвке и свадьбе…

Что интересно и важно

В системе шиитского права действует такой принцип, как ильзам. Он означает, что Ахл аль-Китаб (Люди Писания, то есть иудеи и христиане) и Ахл ас-Сунна (мусульмане-сунниты) вправе жить по своим правовым кодексам, и все совершенные ими сделки имеют законную силу, в том числе и для шиитов, вступающих с ними в правоотношения.

Со своей стороны, не считая принятый у суннитов порядок заключения брака и его расторжения во всем соответствующим аутентичной Сунне Пророка (с), шииты тем не менее признают все это действительным с чисто юридической точки зрения. Этот принцип зафиксирован в Конституции Исламской Республики Иран и свидетельствует о терпимости шиитов к суннитам. Что еще интереснее, это не дань современной концепции суннитско-шиитского единства, а закон, уходящий корнями в наставления шиитских Имамов (‘а).

Что касается суннитов, то они уважают все четыре канонических мазхаба в равной степени, а принятые в них точки зрения считают имеющими право на существование. В далеком прошлом было не так, ибо сегрегация между мазхабами была очень ощутимой. Теперь же Амманская декларация признает исламскими пять мазхабов – четыре суннитских и шиитскую правовую школу, восходящую к Имаму Джафару ас-Садику (‘а).

Это означает, что, несмотря на все наши правовые разногласия, мы, мусульмане, вполне можем уживаться и взаимно уважать друг друга. На примере тех же принудительных браков едва ли контраст между джафаритским и шафиитским фикхом более выражен, чем разница между шафиитским и ханафитским толками. Более того, мы видим, что установки шиитского и ханафитского фикха в этом конкретном вопросе несравнимо ближе, чем позиции шафиитского и ханафитского мазхабов.

Конечно, это не отменит разницы в трактовке вопросов богословия и исторических событий, но речь же не о том, чтобы всех остричь под одну гребенку или поступиться своими базовыми принципами. Смысл в том, что в нашей практической жизни (а право и этика регулирует именно эту сферу) мы можем нормально сосуществовать, не конфликтуя. А это именно то, во что сейчас исламский мир пытаются ввергнуть те силы, которые хотят видеть мусульман слабыми, отсталыми, разобщенными, до зубового скрежета ненавидящими друг друга и людей других конфессий.

Что это означает на практике? Мы можем сколько угодно спорить друг с другом. Шафиит может сказать, что шиитские факихи излишне раскрепощают и эмансипируют женщину, выводя ее из-под контроля клана и рода, а шииты могут парировать, что шафиитская модель посягает на изначально дарованную Всевышним человеку свободу строить свою жизнь с любимым человеком в рамках дозволенного.

Эта полемика может быть бесконечной и весьма увлекательной, но главное – оставаться людьми и не переступать ту грань, за которой начинаются взаимные оскорбления, проклятия, а потом и отрезанные головы. Я верю в то, что оставаться людьми реально. Я прекрасно помню, как лет 10 назад мы с суннитскими коллегами с интересом обсуждали наши правовые межмазхабные различия в совершенно спокойном и дружеском ключе. Как много с тех пор воды утекло, но, увы, совершенно не в ту сторону…

Текст: Анастасия (Фатима) Ежова

[1] Maghniyyah, Muhammad Jawad. The Five Schools of Islamic Law: Al-Hanafi, Al-Hanbali, Al-Ja‘fari, Al-Maliki, Al-Shafi’i. Qum (Islamic Republic of Iran), Ansariyan Publication, 2008, p. 260.

Христианство и мусульманство – монотеистические религии. Их взгляды на священный союз мужчины и женщины во многом совпадают, но все же имеют различия.

Мусульманство

Жена должна быть послушной и покорной мужу, принимать все его взгляды и поступки. Муж в свою очередь должен уважать и почитать свою супругу, ведь она – мать его детей.

Мусульманство

Христианство

По христианским традициям брак между мужчиной и русской девушкой заключается в церкви. Хотя церковь и признает государственную роспись, но рекомендует венчаться в храме. Развод в этом случае возможен, но крайне нежелателен.

В христианстве говорится, что супруги – одна плоть, уравнивая супругов в правах. Однако, признает, что жена слабее мужа и должна ему подчиняться, а муж должен уважать и почитать супругу.

Христианство

Как меняется жизнь мужчины после принятия ислама

В основе своей все религии имеют одни и те же понятия – не согреши, не укради, не убей и другие подобные ограничения. Но и простые человеческие моральные законы и принципы построены на тех же понятиях нормального морального облика. Однако ислам, как религия, налагает еще и дополнительные ограничения на мужчин. К примеру, если христианская религия приемлет умеренное потребление алкоголя, то истинный мусульманин считает возлияния большим грехом. В мусульманстве грешно любое проявление неуважения к женщине, впрочем как и в любых других религиях. Мужчина обязан содержать семью в достатке, но может иметь не одну, а несколько жен.

Связь мусульманки с христианином – взгляд религий

В России проживают люди разных конфессий, поэтому брак с человеком другой веры не редкость. Хотя с точки зрения религии подобный союз нежелателен, а в некоторых ситуациях – невозможен.

Мусульманство

Мусульманин может жениться на девушке другой религии, если эта девушка целомудренна и примет жизненный уклад супруга. А вот мусульманка не может выйти замуж за человека другой веры, иначе ее брак будет считаться непризнанным, а она сама – неверной.

Согласно мусульманскому укладу, муж – главный в семье, и супруга всюду следует за ним и подчиняется ему. Если она выходит замуж за иноверца, то отрекается от своей религии, устоев, ценностей.

Христианство

Хотя христианство считается толерантной религией, связь с иноверцами она тоже не приветствует. Более того, такие союзы до 1917 года были запрещены. В Священном Писании даже говорится, что смешанный брак – зло и большой грех.

Связь мусульманки с христианином – взгляд религий

Как жениться на мусульманке

В современном мире уже не придается такое значение расовой и религиозной принадлежности, как, к примеру, в XVIII веке, и браки между иноверцами перестали шокировать общественность. Но если христианство допускает брак с партнером другой религии и без принятия им вероисповедания мужа или жены, то ислам и сейчас категорически не приемлет такого союза. Эта религия строго соблюдает все предписания и так называемые каноны, установленные многовековым порядком, и не допускает никаких посягательств на свои границы, хотя с уважением относится к другим религиям.
Мужчина любого другого вероисповедания или вообще не верующий в высшие силы, пожелавший соединить свою судьбу с женщиной-мусульманкой, должен не только попросить руки у представителя старшего поколения ее семьи, но и изучить Коран, принять веру будущей супруги. Это не может произойти за один день или неделю, так как познание и погружение в ислам – это сложный путь обучения и переосмысления жизненных ценностей, как считают его приверженцы.

И только после принятия мужчиной исламской веры возможно вступление в брак. Бракосочетание должно пройти только согласно мусульманским обычаям, с соблюдением всех традиций и церемониалов.

Что представляет собой смешанный союз

Современное общество терпимо относится к смешанным браком – если молодые люди любят друг друга, то религия им не помешает. Но старшее поколение осуждает такие союзы и не признает их.

Конечно, в смешанном союзе возникнет много сложностей:

  • неприятие жениха/невесты семьей;
  • осуждение обществом – особенно фанатичными верующими;
  • разногласия на почве разности менталитетов при выборе образа жизни, в понимании роли супруги/мужа в семье, воспитании детей.

Но при всем этом смешанные браки учат терпимости, пониманию и уважению других культур и вероисповеданий, способствуют примирению разных этносов и даже стран. Дети в такой семье более открытые и разносторонние – они соединяют в себе сразу две культуры, возможно, даже знают два языка, на которых разговаривают их родители.

Связь мусульманки с христианином – взгляд религий

Как совершается брак

Согласно канонам мусульманка не может выйти замуж за иноверца. Поэтому традиционный никак невозможен. Однако, если парень согласится принять мусульманскую веру, то обряд провести можно. Только будущая жена должна следить, чтобы ее новоиспеченный супруг соблюдал правила Шариата.

Если жених не желает менять веру, то свадьба с таким человеком считается в мусульманской среде недействительной и порочит честь девушки. Невеста также может принять веру мужа и совершить обряд в христианских традициях.

Существует и третий вариант: обычная роспись в ЗАГСе без уклона в ту или иную религию. Так поступают многие современные пары, для которых различие в вере не имеет большого значения. Даже воспитанные в той или иной вере люди могут не принимать религию и быть атеистами. Тогда брак заключается между двумя равными гражданами страны.

Как совершается брак

Как совершается развод

В христианском браке развод категорически запрещен. Хотя в последние годы церковь идет на уступки и развенчивает браки, но только по серьезным причинам и делает это неохотно.

Ну а если супруги не связывали себя никакими обрядами, кроме гражданского акта в ЗАГСе, то развод происходит с помощью письменного заявления и согласия обеих сторон.

Брак мусульманки и христианина имеет много преград и трудностей, связанных не только с религией, но и с мировоззрением каждого из них. Перед вступлением в такой смешанный брак вы должны быть абсолютно уверены, что с этим человеком готовы провести всю свою жизнь.

Браки между христианами и мусульманами на Кипре. Права и обязанности женщины в мусульманской семье


Смешанные браки между христианами и иноверцами стали разрешаться на Кипре после санкционирования брака, регистрируемого в государственных инстанциях, для которого в отличие от брака церковного, разное исповедание супругов не служит препятствием. Смешанные браки оформляются на основании специального документа Martimonial Causes Act, принятого в 1950 году.

На Кипре в последнее время смешанные браки между мусульманскими мужчинами и женщинами – христианками перестали быть редкостью. По статистическим исследованиям, выполненным Министерством финансов Кипра, число подобных браков растет с каждым годом. Естественно, что подобные браки, запрещавшиеся церковным правом с древних времен (канон №14, IV Вселенский Собор), не признаются и сегодня Кипрской Церковью (статья Устава №220b). Смешанный брак допускается, по церковным канонам, только после принятия мусульманином крещения в православного.

Чтобы понять проблему смешанных браков между христианами и мусульманами на Кипре, необходимо не только знать статистику, но и иметь четкие представления о том, что такое мусульманский брак и каким образом он расторгается. Я вкратце расскажу о тех сторонах мусульманского брака, которые необходимо иметь в виду женщине-христианке прежде, чем выйти замуж за мужчину мусульманского вероисповедания.

Брак в исламе является официально оформленным соглашением взаимного обмена, при котором муж обязуется обеспечить приданое и полное содержание для жены в обмен на право пользования супружескими связями, которые запрещены вне брака. Речь не идет о религиозном соглашении, как в иудаизме, или христианском таинстве.

Несмотря на то, что разрешение Аллаха на брак молодожены получают во время религиозной церемонии при чтении отрывков из Корана, в последние годы наблюдается склонность к регламентированию брачного соглашения законами государственного частного права. В Тунисе, к примеру, только оформленный государством брак считается действительным.

На Кипре, равно как и в других европейских странах, мусульмане, приезжающие на заработки, оформляют государственный брак с женщинами- христианками и после нескольких лет жизни в стране жены стремятся перевезти семью к себе, на свою историческую родину.

А что будет, если жена христианка не последует за своим мужем на его мусульманскую родину? С какими проблемами она может столкнуться в исламской культуре? В какой вере будут воспитаны ее дети? Есть ли уверенность в том, что она не столкнется с проблемой многоженства?

Эти и многие подобные вопросы стоит изучить каждой христианке прежде, чем вступать в брак с иноверцем, и просто задуматься об особенностях общественного уклада жизни в мусульманской культуре.

*** Женщина обязана внимать своему супругу и оказывать ему полное послушание, за исключением тех случаев, когда он требует запрещенное исламом. Женщина приходит в семью мужа. Без его разрешения она не может отлучаться из дома, а также заниматься профессиональной деятельностью. Это запрещение сформулировано в современном законодательстве, к примеру, Египта, Сирии, Ирана и Ирака.

Абсолютное притязание прав отца на воспитания детей в исламе станет понятным только в том случае, если мы будем иметь в виду, что повседневная жизнь мусульманина гораздо в большей мере, чем европейца пропитана религией, которая объемлет все сферы его жизни, от семейной до общественной.

Брак считается недействительным, если мужчина и женщина вступают в совместную жизнь, предварительно не увидев друг друга и не познакомившись, а лишь по решению их родителей или родственников. Ведь религия наша повелевает, чтобы будущие супруги знали друг друга, поняли и полюбили. Однако это не допускает, чтобы они гуляли вместе и вели совместную жизнь, не заключив брачного договора.

В выборе супруга женщина имеет такие же права, как и мужчина. И она может отказать тому, за кого не желает выходить.

Одна из сподвижниц пророка (да благословит Его Аллах и приветствует!), овдовевшая женщина по имени Хаиса дочь Хизама (да будет доволен ей Аллах!) была выдана замуж ее отцом без согласия. Та пришла к пророку (да благословит Его Аллах и приветствует!) и поведала ему о том, что сделал ее отец. На что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует!) расторг этот брачный союз и сказал, что такого брака быть не может. (Аль-Бухари, Брак, 42.)

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах!) передает, что к Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует!) пришла девушка и стала ему жаловаться. Она сообщила ему, что отец ее выдал за того, кто ей не нравится. На что пророк (да благословит Его Аллах и приветствует!) сообщил ей, что она может как продолжить, так и расторгнуть этот союз. (Абу Дауд, Никах, 24.)

При замужестве женщина имеет право требовать три вещи и это: махр, достаточно средств, необходимых для ее содержания и жилище, где она станет проживать после замужества.

I Махр:

Махром называют количество денег или имущества, согласованное между ними, которое будущий муж должен выплатить женщине, которую он собирается взять в жены. Махр, это личное право женщины. И мужчина обязан выплатить ей эту сумму. Ведь в Священном Коране об этом говорится:

Этот аят указывает на то, что каждый мужчина обязан выплатить своей будущей супруге махр. Махр назначен женщине не матерью, отцом или опекуном женщины, а Аллахом и является естественным ее правом и прожиточной гарантией. Это своего рода выплата за ущерб. Женщина же может распоряжаться этими средствами как пожелает, но если же она пожелает посоветоваться в этом со своим мужем, то это сделает их совместную жизнь еще более счастливой. Женщина имеет также право использовать выплаченный ей махр, как в благотворительности, так и в торговле. Так как ее личное благосостояние берется под опеку ее мужа еще при заключении брачного союза. И все, что ей понадобится в быту и в ее личной жизни, должно предоставляться мужем.

Количество махра не ограничено. В Священном Коране говорится:

Относительно того, какова минимальная сумма махра, существуют различные мнения и взгляды. В ханафистском мазхабе придерживаются мнения, что минимальный махр 10 дирхемов серебром или имущество равное этой стоимости. (Хаскяфи, Дурр-уль-Мухтар, том II, стр. 452.)

Один человек, сообщивший Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует!) что хочет жениться, оказался крайне бедным, и тогда напоминая тому, что он должен выплатить своей будущей жене махр, Он сказал:

Женитьба в Исламе не обременяется. Напротив, с целью преумножения потомков и предотвращения распространения прелюбодеяния, она сделана облегченной. Поэтому и махр должен определяться благосостоянием мужчины и не должен быть непосильным. Ведь и Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!) говорил:

Разновидностей махра бывает два:

1.Махр-и Мусамма: если при заключении брачного союза сумма или количество махра оговаривается сторонами. В зависимости от его выплаты этот махр подразделяется на две категории:

А. Махр-и Муаджель: если сумма или количество условленного махра выплачивается сразу, то его называют махр-и мугаджаль.

Б. Махр-и Муэджель: если сумма или количество условленного махра, будет выплачена полностью или частично до обусловленного срока, то его называют махр-и муэджель.

2. Махр-и Мисли: если во время заключения брачного союза о выплачиваемом махре ничего не говорится и не упоминается, то такой махр называют махр-и мисли. Такой махр определяется и выплачивается мужчиной в соответствии с женщиной, которую он берет в жены.

Махр, в сущности, является для женщины запасом. Так как махр поможет ей в случае смерти мужа или развода с ним. Она может использовать махр пока не найдет себе способ зарабатывать на жизнь.

Как мы видим, в Исламе женщина является социально защищенной, и ей предоставляется возможность жить беззаботно, и не думать о том, где ей найти средства к существованию.

II Средства необходимые для содержания жены.

Под этим подразумевается необходимый достаток, которым будущий муж женщины должен обладать для содержания жилья, для приобретения пищи, одежды и лекарств. (Хайреддин Караман, Сопоставленное Исламское право, стр.286.)

После того, как женщина выходит замуж и переезжает в дом своего супруга, кормление, обеспечение одеждой и содержание жилья полностью возлагается на мужа. Это должно соответствовать их социальному положению, то есть во всем этом следует избегать расточительства и скупости. Если оба из супругов богаты, то им следует жить соответственно. Если же они бедны, то женщина не может требовать от мужа того, что могут позволить себе лишь богатые. Если один из них богат, другой беден, то им следует найти средний путь.

О необходимости обеспечения семьи в Священном Коране говорится так:

Мужчина, в соответствии со своими возможностями, должен обеспечить свою жену и детей всем необходимым и должен искать это дозволенным методом. Он не может заставлять свою жену зарабатывать на жизнь или на другие семейные нужды. Обязанность обеспечить свою жену и детей дозволенным методом, является основной обязанностью мужчины. И даже если жена богата, а муж беден, муж должен вести семейные дела и стараться обеспечить своих домочадцев необходимым благом.

Мы видим, что за каждое старание и усилие, которое мужчина делает во имя Аллаха и ради содержания своей семьи, он будет вознагражден.

III Жилище

Одним из других требований, которое будущий муж должен выполнить при заключении брачного союза, это наличие у него жилища, в котором он станет проживать со своей будущей женой. Об этом в Священном Коране говорится:

Право выбора места проживания оставляется за мужчиной. Однако жилье, в котором они станут жить, должно быть благоприятным для их физического и духовного состояния, должно находиться в людном месте, среди хороших соседей, и должно иметь в себе все, что будет необходимым им в их семейной жизни. Следует помнить также и то, что родственники мужа не должны жить вместе с супругами в одном жилище. Но если же женщина соглашается жить вместе с родственниками и присматривать за ними, то это от ее благонравия.

Замуж за мусульманина: что вас ждет?

Сердцу не прикажешь, кого любить. Сейчас, когда контакты с людьми другой национальности и вероисповедания ничем не ограничены, нередки случаи, когда любовь вспыхивает между двумя противоположностями – например, христианкой и мусульманином. Мужчины мусульманской веры красиво ухаживают, говорят приятные слова, читают стихи. Но выйдя замуж за мусульманина, славянские девушки сталкиваются с реальностью, прямо противоположной ожиданиям. Так стоит ли слепо доверять своему чувству или лучше тщательно взвесить все плюсы или минусы, прежде чем решиться на такой судьбоносный шаг?

Замуж за мусульманина: неприятные моменты

Часто девушки сами не знают, на что подписываются, вступая в брак с мусульманином. Только переступив порог его дома, они узнают, что теперь им придётся жить по Корану, практически не иметь прав и придерживаться строгих норм поведения. Существует целый список "должностных обязанностей" мусульманской жены, среди которых:

Слушаться супруга и свекровь. Главная обязанность и почётное право мусульманской жены – во всём угождать мужу и заниматься домашним хозяйством. Чтобы сходить к подруге или устроиться на работу, нужно будет сначала получить разрешение у супруга. Также нельзя ослушаться свекровь. Даже если её требования кажутся завышенными и несправедливыми. Жаловаться мужу бесполезно – он всегда примет сторону матери.

Мириться с наличием других жён. Коран разрешает мужчине иметь одновременно четыре жены, а также сколько угодно наложниц, если он может их всех материально содержать. Никакая из жён не имеет права не то что возражать и показывать своё недовольство, а, наоборот, должна улыбаться и приветствовать выбор мужа и свекрови.

Выйти замуж за мусульманина – это значит также вести себя, как предписывает Коран. Мусульманская жена всегда должна:

  • выходить на улицу только в хиджабе – платке и одежде, максимально скрывающей тело – вплоть до шеи и запястий рук (носить модную одежду нельзя);
  • при встрече с мужчиной опускать глаза;
  • передвигаться бесшумно;
  • не входить в чужой дом без позволения мужа и т.д.

Быть покорной. Никаких "голова болит". Если муж хочет интимной близости, отказать ему жена не имеет права. Исключение – менструация, послеродовой период, хадж (религиозное паломничество в Мекку) или болезнь. Покинуть дом без согласия мужа она тоже не может.

Терпеливо сносить наказания. Муж имеет право наказывать жену, если она проявляет неповиновение, несогласие или просто для улучшения её характера. При этом бить он должен аккуратно – так, чтобы на теле не осталось следов и чтобы такие воспитательные меры не стали причиной физических страданий.

Готовы ли вы к такому ограничению свободы ради любви?

Юридические и религиозные тонкости

Кроме того, девушке, собравшейся замуж за мусульманина, нужно знать, что:

Свадьба пройдёт по мусульманским традициям. Только при соблюдении всех обрядов брак будет считаться действительным, а не после росписи в ЗАГСе. Покрасоваться в свадебном платье европейского образца не получится. Но восточная свадебная одежда также очень красива, хотя и своеобразна. Она отличается богатством убранства и символичностью.

Христианка замуж за мусульманина выйти может, но она должна будет принять веру мужа. Хотя мужчине-мусульманину не запрещается жениться на иноверке и девушка, выходящая замуж за мусульманина, не обязана принимать ислам, со временем сделать это всё равно придётся. Ведь для того всё это и разрешается, чтобы, заключив в жёсткие рамки исламского "домостроя", обратить "неверную" в свою веру. Муж может попросить или приказать принять ислам – в любом случае отказать не получится. Если жена всё-таки упорствует – ему придётся её оставить.

Мужчина имеет право развестись с женой в любой момент, когда пожелает, без объяснения причин. Никакого "суда и следствия", выяснения, кто прав, кто виноват, как поделить имущество, с кем останется ребёнок, не будет. Мужу достаточно три раза произнести при свидетелях "Ты мне не жена" – и брак считается расторгнутым, а женщина оказывается одна в чужой стране, без прав и средств к существованию. Забрать детей она тоже не может – они изначально принадлежат отцу.

Есть в мусульманском браке и приятные моменты, знание о которых поможет решить, выходить ли замуж за мусульманина:

Муж-мусульманин не употребляет спиртные напитки – это запрещено ему верой. Коран также не позволяет ему лениться. Супруг-тунеядец, сидящий на шее у жены, – такое среди исповедующих ислам невозможно.

Мужчина в мусульманском браке так же, как и жена, имеет обязанности. Он должен защищать и полностью содержать жену, обеспечить всем необходимым (жильё, питание, одежда) её и детей. Это, естественно, при условии, что жена покорна и послушна. За соблюдением этих условий зорко наблюдает вся мусульманская община. Если муж не выполняет своих обязанностей по материальному обеспечению, а также долгое время уклоняется от исполнения своего супружеского долга, жена имеет право подать на развод – и в этом случае её поймут.

Нельзя поднимать руку на жену без причины. Телесное наказание разрешено только в воспитательных целях. Бить по привычке или просто потому, что настроение плохое, в исламе запрещается. Хотя злоупотребления, конечно, и здесь возможны: ничего не стоит придумать причину, придраться к чему-нибудь. Только крепкого, счастливого брака в этом случае не получится. А на Востоке это наивысшая ценность.

Если девушка выходит замуж за мусульманина, ей надо знать, что при вступлении в брак жених оглашает размер дара невесте. Выплатить его он должен будет в течение жизни или при разводе. То есть жена имеет гарантированную страховку на случай, если семейная жизнь не сложится (не по её вине), и ей не придётся долго и мучительно отсуживать причитающуюся ей сумму.

По достижении детьми совершеннолетия добропорядочная мусульманская жена получает особый статус, общественное признание, почёт и уважение. То есть материнский труд оценивается по достоинству.

Становясь супругой мусульманина, женщина приобретает в родственники всю его огромную семью, включая троюродных и четвероюродных братьев и сестёр. Если случится беда, возникнут трудности, они всегда придут на выручку, поддержат. Биться в одиночку не придётся. Но и родственники жены в случае необходимости должны оказывать помощь своим вновь приобретённым родственникам.

Да, есть в браке с мусульманином определённые моменты, которые настораживают. Но ведь никто и не заставляет вступать в него. Слава богу, вы не пленница, и вас не выдают насильно замуж родители. Кроме того, мусульманскими традициями перед свадьбой предусмотрена помолвка, после которой есть время всё тщательно обдумать и взвесить. Если девушка твёрдо говорит: "Хочу замуж за мусульманина", если она готова к ограничениям ради любимого человека, воспринимает их как плату за возможность спокойно выполнять своё женское предназначение, заботиться о муже, рожать и воспитывать детей, не думая о том, где взять денег, то ничего страшного в мусульманском браке, в принципе, нет. Никто не будет бить и выгонять из дома просто так. Если свободу она ценит выше брачных уз и не готова отказаться от своих личных человеческих потребностей ради семьи, то и не стоит вступать в этот брак – он станет для неё тюрьмой.

Выходя замуж за мусульманина, девушке нужно помнить, что права на ошибку и обратного пути у неё нет. Если посещают хоть малейшие сомнения – не стоит торопиться. Чувства могут пройти, и белый свет станет не мил рядом с нелюбимым, а спокойно уйти, взяв детей, не дадут.

Спросите себя, уверены ли вы, что никто другой, кроме этого мужчины, вам не нужен? Что вы готовы прожить с ним всю жизнь? Что сможете всё вытерпеть, лишь бы быть с ним рядом? Учтите, что если вы полюбите другого, вас строго покарают.

Во время мусульманской свадебной церемонии всячески подчёркивается, что у молодых теперь одна жизнь на двоих. Если вы готовы быть половинкой – в добрый путь.


Каноны, диктуемые исламом, разрешают мусульманским мужчинам выбирать жену из девушек другой веры. При этом мусульманским женщинам нельзя выходить замуж за иноверцев. Это правило действовало и во времена пророка Мухаммада, и в наши дни оно остается актуальным. В связи с этим некоторые люди задаются вопросом: на чем основано такое различие? Вот какие мнения по этому поводу существуют.

Что сказано в Коране?


В суре "Аль-Маида" ("Трапеза"), 5-м аяте священной книги Коран говорится о том, что приверженцы мусульманской веры вправе жениться как на христианке, так и на иудейке:

Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в последней жизни он окажется среди потерпевших урон.

Здесь фраза "Писание было даровано до вас" как раз и подразумевает иудеек и христианок. Рассмотрим причины, по которым у женщин, в отличие от мужчин, нет возможности выходить замуж ни за иудеев, ни за христиан.

Во имя сохранения веры мусульман


В исламе мужчины и женщины равны как люди, однако при этом в обществе они выполняют различные роли, которые им приписал Аллах. Так, мужчина - это глава семьи. И он будет оставаться таковым всегда, независимо от того, кто его жена - мусульманка, христианка или иудейка. А ребенок примет мусульманскую веру, следуя религии своего отца.

Если же представительница слабого пола, исповедующая ислам, выйдет замуж за приверженца другой веры, она, вероятнее всего, будет ориентироваться на своего супруга. По крайней мере, не будет поступать, не советуясь с ним. Поэтому нет никаких гарантий того, что женщина не изменит свою веру по настоянию мужа, и дети также будут немусульманами.

И такое соображение, ограничивающее матримониальный выбор мусульманок, представляется небезосновательным.

В связи с особенностями женской психологии

Как правило, в семье на компромиссы во имя ее сохранения и счастливой жизни с супругом и детьми чаще идут женщины. И последнее слово зачастую остается за мужем. Поэтому мусульманка, выйдя замуж, например, за христианина будет вынуждена разделять традиции и обычаи, свойственные его вере. Ее жизнь не будет строиться в привычных рамкам, которые были свойственны ее семье.

В результате супруга будет постоянно ощущать дискомфорт или даже стресс, с головой окунувшись в незнакомую для нее культуру. Например, она должна будет отмечать с мужем и его родственниками Рождество, Пасху, прочие религиозные праздники христиан, не понимая их сути и не проникнувшись их духом.

Чтобы не лишиться гарантий

Притом что мужчина в мусульманской семье является безусловным ее главой, которому подчиняются все домашние, на него возложена ответственность за ее финансовое положение. Он обязан полностью обеспечивать детей, жену или жен, так как у него их может быть несколько.

Согласно шариату их может быть одновременно четыре. Но только при условии, что муж справедлив к каждой из них и гарантирует ей жилье, пищу, одежду и тому подобное. В браке же с человеком другой веры женщина-мусульманка может лишиться таких гарантий, что, конечно же, является большим минусом.

Кроме того, законы ислама содержат такие причины развода для женщины, которых нет в праве других культур. Ими могут быть:

  • недостаточное материальное обеспечение;
  • болезнь супруга;
  • его длительное отсутствие;
  • заключение его под стражу;
  • плохое отношение к жене.

Развод по одному из названных оснований в некоторых странах, где действуют законы шариата, предполагает выплату бывшей супруге компенсации вследствие нанесенного ей ущерба. Ее размер определяют, учитывая уровень жизни конкретной семьи. Существует вариант получения единовременной крупной суммы или пожизненного содержания.

Если женщина в исламе выходит замуж за мужчину, зная заранее, что он исповедует другую веру, это рассматривается как прелюбодеяние. И она заслуживает строгого наказания.

Читайте также: