Участники осетино ингушского конфликта какие льготы имеет

Обновлено: 30.06.2024

«Согласно справке, приложенной свидетелем Шустко Л. С. к протоколу допроса, в район конфликта прибыли следующие подразделения российской армии и внутренних войск:

«Возвращаясь к действиям представителей федеральных органов в г. Владикавказе, нельзя не отметить, что 2 ноября 1992 года в 12 часов состоялось совещание представителей Правительства РФ, руководителей Северо-Осетинской ССР, представителей сил, задействованных в ликвидации конфликта. Был также создан штаб сил по ликвидации последствий вооруженного конфликта, которые возглавлял командующий Внутренними войсками МВД РФ генерал-полковник Саввин В. Н. Начальником штаба назначен генерал-майор Каплиев А. В. В состав штаба вошли оперативные группы штаба СКВО, 42 армейского корпуса, представители от МВД Северо-Осетинской ССР, Внутренних войск РФ, ВДВ, народного ополчения и национальной гвардии.
На этом совещании, проведенном под руководством Хижи Г. С. и Шойгу С. К., командованию 42 армейского корпуса, в числе других, была поставлена задача на согласование действий с частями МВД по выделению сил и средств для блокирования узлов дорог и подступов к населенным пунктам в спорных районах.
Согласно боевому распоряжению штаба объединенных сил Министерства РФ и МВД РФ на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики № 1 от 2 ноября 1992 года на подразделения внутренних войск МВД РФ и российской армии возлагались следующие задачи по обеспечению режима чрезвычайного положения и безопасности граждан:

«2 ноября 1992 года парашютно-десантный полк под командованием полковника Комара И. Г. из пункта временной дислокации, по Черменской трассе выдвинулся к населенному пункту Чермен, для выполнения постановленной перед ним задачи по разблокированию противоборствующих сторон. Беспрепятственно проследовав через посты ОМОНа МВД Северной Осетии, ополчения и национальной гвардии, выставленные на выезде из гор. Владикавказа в районе нефтебазы, полк вынужден был остановиться перед населенным пунктом Чермен и развилкой дороги на населенный пункт Дачное, так как трасса была заблокирована железобетонными блоками, за которыми находились ингуши.
Перед подходом десантников между осетинами и ингушами шла перестрелка, которая прекратилась с прибытием полка.
Командир полка полковник Комар И. Г. вместе со своими офицерами выехал на ингушскую баррикаду, где встретился с находившимся там директором Экажевского совхоза Назрановского района Добриевым Р. А. и проинформировал последнего о поставленной перед полком задаче разъединить противоборствующие стороны. В ответ Добриев предложил Комару дождаться представителей руководства Ингушской Республики, которые были уведомлены о прибытии десантников, и с ним решить все вопросы. Поскольку прибытие указанных представителей задерживалось, а время уже было позднее, Комар и Добриев договорились отложить ввод десантников до 11 часов 3 ноября 1992 года.

Вот ссылка на скачивание отрезка этого осетинского фильма:

Воспоминания Руслана Аушева о том, как во время так называемого осетино-ингушского конфликта октября/ноября 1992 года осетины, сидя на броне российской бронетехники показывали российским десантным войскам ингушские дома, после чего эти же российские войска громили эти дома:

III. ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.

«Судя по заявлениям руководства Северной Осетии, то в одном, то в другом месте ингушские вооруженные формирования захватывали отделы внутренних дел. В Октябрьском у Саввина находился для связи офицер, и достаточно было снять трубку, чтобы убедиться: его опять обманули.

1 ноября 1992 г. в 5 ч. 40 мин. начался массированный артобстрел всех населенных пунктов компактного проживания ингушей.

Хижа принял план Галазова, хотя знал о варианте И. Костоева — вводить войска со стороны Беслана, чтобы блокировать зону с двух сторон. Но если б войска МВД с небольшим разрывом во времени вошли вслед за ВДВ, устанавливая посты и комендатуры, жертв, жестокостей и разрушений было бы все-таки меньше. Однако внутренние войска не торопились. Вместо них в села Пригородного района за спиной десантников и вместе с ними вошли осетинские омоновцы, республиканская гвардия, народное ополчение и югоосетинский отряд под командованием предсовмина Южной Осетии Тезиева.

Максим Шевченко об участии российских воинских подразделений в осетино-ингушском конфликте октября/ноября 1992 года на стороне осетин:

«На осетинской стороне выступила ударная группировка российских войск, обеспеченная поддержкой с воздуха. Осетинские вооруженные формирования были хорошо оснащены стрелковым вооружением и бронетехникой.
2 ноябри части российской армии совместно с незаконными вооруженными формированиями начали военную операцию по уничтожению ингушских сел в Пригородном районе и депортации жителей.
Военные стратеги, приводя бой с мнимым противником в ингушских селах, а по сути дела, уничтожая жителей, выманивали и поджидали чеченские войска, чтобы на их плечах ворваться в Грозный. И таким образом решить чеченскую проблему.

Показания председателя ГКЧС РФ С. К. Шойгу, его заместителя генерал-полковника Г. В. Филатова и командующего внутренними войсками МВД России генерал-полковника В. Н. Саввина, данные следователю по особо важным поручениям Генеральной прокуратуры РФ Костареву В. Е. относительно этнической чистки ингушей в г. Владикавказе и Пригородном районе Северной Осетии в октябре-ноябре 1992 года (г. Москва, май-июнь 1993 г.):

Шойгу Сергей Кужугетович, председатель Госкомитета РФ по чрезвычайным ситуациям.

Костарев: - Отдавались ли Вами какие-либо распоряжения о выдаче оружия и боеприпасов?

Шойгу: - Да, я припоминаю такое. Числа 1-2 ноября было письменное обращение генерал-полковника Саввина В. Н. на имя Хижи Г. С. с просьбой о выдаче боеприпасов для нужд МВД Северо-Осетинской ССР. Я отдал распоряжение командиру армейского корпуса генералу Шелудько Н. А. о выдаче половины из требуемого. Это мое распоряжение было им выполнено.

Ш.: - Да, именно об этом я и веду речь. Приведенная резолюция написана мною. Больше подобных распоряжений я не отдавал.

К.: - Вам предъявляется письмо от 1 ноября 1992 г. за Вашей подписью на имя командира в/ч 47084 о выделении бронетанковой техники (танков Т-72) в количестве 57 ед. Что можете пояснить по этому поводу?

Ш.: - Я вспомнил, что действительно я подписывал данное письмо во время своего пребывания в штабе корпуса на следующий день после его осады. Эти танки выделялись для охраны особо важных объектов: водозабора, очистных сооружений и пр.

К.: - Но эти объекты охранялись силами МВД Северо-Осетинской ССР, Республиканской гвардии и народного ополчения.

Ш.: - Отдельные объекты охранялись и этими подразделениями, но аэропорт Беслан, военные городки, места нахождения прибывающих частей охранялись внутренними войсками и армейскими подразделениями. Кроме того, танки были выделены в Сунжу, на Черменский круг, в Тарское.

Саввин Василий Нестерович, командующий внутренними войсками МВД РФ, генерал.

Костарев: - Известно ли Вам что-либо о соглашении, достигнутом между командиром десантного полка и представителями ингушей о том, чтобы приостановить ввод войск, ночью не проникать в село, дожидаться представителей Ингушской Республики, решить вопрос о сдаче оружия в районе Дачного, Чермена, где впоследствии погибли десантники?

К.: - Применялись ли боевые возможности военной авиации в конфликте?

С.: - Авиация применялась ГКЧС для разведки ситуации, применялись штурмовики, может быть, для облетов.

К.: - А тот факт, что авиация бомбила Чермен, Донгарон, Дачное, Вам эти факты неизвестны?

С.: - Нет, такие факты мне неизвестны. О стрельбе из гаубиц в этих населенных пунктах или по ним, слышал. Как раз речь шла о тех гаубицах, которые были захвачены Тезиевым в июле месяце.

К.: - Нами допрошены военные летчики, которые показали, что они с вертолетов отбомбили. Это было 3 ноября 1992 года…

С.: - Мне об этом ничего неизвестно. Никаких ударов с воздуха не планировалось и о применении не докладывалось. Единственно мною принимались решения на разведку, и эти задания выполнялись авиацией МВД и в последний день двумя вертолетами Вооруженных сил. У меня было три экипажа, которые летали, как только погода позволяла.

К.: - Василий Нестерович, допрошенный по настоящему уголовному делу в качестве свидетеля генерал-полковник Филатов упрекнул Вас в том, что внутренние войска не были своевременно введены в район конфликта из-за Вашей нераспорядительности?

С.: - Могу сказать, что генерал-полковник Филатов в конфликте однозначно занял осетинскую сторону, он усилил осетин боевыми машинами пехоты. С военного училища 11 БМП (одиннадцать) передал. При встречах он (Филатов) никогда ни в чем меня не упрекал.


Основания предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года 62-ФЗ признается действительная стоимость имущества, находящегося в собственности, по выбору продавцом или получено соответствующее постановление с участием органа опеки и попечительства.Запись на прием по тел.

7 (910) 4401904 или на.Адреса:г Москва, Волгоградский проспект д.46Бк1г Серпухов, ул.

Другие документы, в том числе справки лицевого счёта, боевые распоряжения, журналы индивидуального участия в боевых действиях и тому подобные документы, не могут служить подтверждением факта участия сотрудников в контртеррористических операциях (боевых действиях).

Внимание В 2005 году Ингушетия оказалась единственным российским регионом, у которого не были определены административные границы.

Согласно одному из законов, они должны определяться с учётом отторгнутых земель, находящихся в составе Осетии. По другому же закону, изменение границ территорий может происходить только по обоюдному согласию сторон, достичь которого не удавалось.


Позже в этом же году был составлен стратегический план, который должен завершить осетино-ингушский конфликт. В этом плане подробно описываются сроки возвращения ингушей, места, в которых они должны были быть расселены, и множество других деталей. Однако Дзасохов, президент Осетии, отказался подписать этот документ.

Осетино-ингушский конфликт 1992 года

Следующим этапом стало принятие закона от 4 июня 1992 г.

После депортации ингушей и чеченцев в 1944 году, Пригородный район был передан Северной Осетии.


В 1957 году, когда репрессированным народам разрешили вернуться из ссылки, Чечено-Ингушетию восстановили, однако Пригородный район остался в составе Северной Осетии. Возвращение туда не поощрялось: Москва относилась с недоверием к репрессированным народам, а республиканские власти, боясь территориальных претензий, чинили препятствия в трудоустройстве и регистрации.

Это постановление применялось фактически только в отношении ингушей.

Тем не менее, ингуши возвращались, выкупали свои дворы у осетин, жили нелегально или строились и прописывались за взятки. Многие учились и работали во Владикавказе, лечились в республиканских больницах; и несмотря на напряженность в отношениях с осетинским населением, процент смешанных браков был достаточно высок.

galgamed

Следующим этапом стало принятие закона от 4 июня 1992 г.

(Чечня де-факто отделилась от Ингушетии и вышла из состава России ещё осенью 1991 г.), но без определения границ нового субъекта федерации.Стремление ингушей вернуть Пригородный район, ответное желание осетинских властей не допустить этого, интриги федерального центра, решившего воспользоваться ситуацией в своих целях (об этом ниже) и перенасыщенность региона оружием — всё это не могло не завершиться кровопролитным столкновением.В апреле 1991 г., в связи с обострением межнациональных отношений, Верховным Советом Северной Осетии было введено чрезвычайное положение на территории Владикавказа и Пригородного района, и уже в этот период началась подготовка к будущим боевым действиям.

Настоящий Ингушский Форум

Но, на свою беду, бывший председатель «Останкину’ -был и остается честным журналистом.


Воспользовавшись заразительным примером самопровозглашённых Южной Осетии и Чечни, Северная Осетия начала создавать республиканскую гвардию и народное ополчение.


Кровоточащий сюжет, сделанный Ольгой Коробовой, Василием Антиповым и Дмитрием Шумовым, стал попыткой средствами телевидения рассказать — попытаться рассказать — правду об одном из наиболее страшных межнациональных конфликтов. Сами арторы репортажа избавили зрителей от кадров, по здравому размышлению не прошедших в эфир.

Я не хотел видеть то, что видел.

Но я не имел право не видеть то, что видел, — профессия обязывает знать все. и она жо обязывает щадить истерзанные нервы соотечественников.

Получения статуса ветерана боевых действий.

Мне приходили ответы с Центрального архива внутренних войск, что личный состав воинской части 5378 в период с 10.

01. 95 по 20. 06. 95 выполнял боевые задачи при чрезвычайных обстоятельств по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта на территории Республики Северная Осетия (н. П. Дачное). Другими сведениями по данному вопросу, в период прохождения службы Храмовым С.

В., Центральный архив внутренних войск МВД РФ не располагает.

Мне так и не ответили на мой вопрос, почему мои сослуживцы получили статус ветерана боевых действий, а мне отказали? Спасибо.

Имеют ли право участники грузино-осетинского конфликта на получение статуса участника боевых действий и претендовать на получение жилья?

1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Для того чтобы воспользоваться льготами, предоставляемыми государством, Вам необходимо получить удостоверение ветерана боевых действий.

Ведь именно на основании удостоверений ветераны боевых действий реализуют свои права и льготы. Выдачу удостоверения ветерана боевых действий осуществляют федеральные органы исполнительной власти, направлявшие для выполнения задач в районах вооруженных конфликтов и контртеррористических операций (военные комиссариаты, органы внутренних дел и органы Федеральной службы безопасности РФ).

Фото: Лаура Ильина

Фото: Лаура Ильина

В результате этой военизированной провокации осетинские власти добились с помощью тогдашнего руководства федерального центра воплощения своей мечты – поголовной этнической чистки и второй депортации ингушского населения из Пригородного района и города Владикавказа.

Прошло уже 20 лет со дня трагедии, но до сих пор этому не дана ни правовая, ни политическая оценка.

– А что мешает ингушам уже сейчас, без всяких программ и изменения границ, вернуться на земли, которые они покинули в 1992 году? Северная Осетия – это же не другое государство, а такая же часть России, как и Ингушетия…

Эта ущербная во всех отношениях концепция, рождённая и растиражированная в стенах госаппарата, а также ряд постановлений правительства Републики Северная Осетия (РСО) – Алания, которыми закрыто возвращение вынужденных переселенцев в ряд населённых пунктов, стали непреодолимым препятствием в завершении процесса урегулирования конфликта.

– А в чём конкретно выражается это давление?

– Из всех населённых пунктов Северной Осетии, где ранее компактно проживали ингуши, некоторые и по сей день остаются закрытыми для их возвращения.

Анализ ряда постановлений о так называемой водоохранной зоне, а также меры, принятые органами власти РСО – Алания по их реализации, прямо свидетельствуют о том, что эти акты научно и технически не обоснованы, носят искусственный характер. Подтверждением тому является не только проживание до настоящего времени в указанных населённых пунктах граждан различных национальностей, кроме ингушей, но и продолжающие функционировать там предприятия, в том числе противотуберкулёзная больница, известковый завод, фельдшерско-акушерские пункты и другие предприятия. При этом необходимо отметить, что в населённых пунктах Терк и Чернореченское, где незаконно установлен 1-й пояс ЗСО (зона санитарной охраны) на всю территорию, проживало 99% ингушей. Так, спрашивается, куда же им возвращаться?

Гражданин РФ получил 20 лет колонии за наркотические вещества

В сыктывкарском суде завершился судебный процесс над жителем Новосибирска, который занимался сбытом наркотических веществ. Мужчине назначили наказание в виде лишения свободы сроком на 20 лет и присудили ему штраф в размере 600 тысяч рублей.

– Может, власти, в том числе и федеральные, опасаются, что массовое возвращение ингушей в Пригородный район спровоцирует новый конфликт в регионе?

– 20-летний опыт постконфликтного строительства как в зеркале отразил весь конгломерат беззакония, нарушений прав человека, творящийся до сих пор в отношении граждан ингушской национальности, вынужденных в 1992 году покинуть места проживания в Пригородном районе РСО – Алания и во Владикавказе.

Как известно, в июне 2002 года президентом РФ В.В. Путиным было дано поручение ряду руководителей федеральных структур, полномочному представителю президента РФ в ЮФО, а также президентам РСО – Алания и Республики Ингушетия о разработке и реализации комплекса мер по завершению ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта.

– Какими вам видятся пути урегулирования и ликвидация последствий осетино-ингушского конфликта?

– Для начала власти Северной Осетии должны принять все меры для того, чтобы ингуши, проживавшие на территории республики, обладали такими же правами и свободами, как и представители других национальностей. Чтобы они могли нормально работать, учить своих детей, лечиться, отдыхать в соответствии со своими конституционными правами.

Создать компетентную рабочую группу из федеральных органов власти для осуществления проверки соблюдения законодательства РФ в области прав и свобод человека на территории Пригородного района и города Владикавказа. Обеспечить возвращение в свои жилища и подворья вынужденных переселенцев во все без исключения населённые пункты РСО – Алания.

Принять срочные меры по выполнению Распоряжения МВД России от 21 июля 2005 года № 1/4904 по решению вопроса о подчинении КПМ-105 (Черменский круг) мобильному отряду МВД России. Ведь многие знают, что провокации, особенно в адрес представителей ингушской национальности, происходят на этом посту.

– Сегодня возникла ситуация с необходимостью определения границы между Чечнёй и Ингушетией. Как вы можете это прокомментировать?

Осетино-ингушский конфликт ведут два маленькие народа, которые живут бок о бок на одной территории уже много веков. Обостренная фаза противостояния началась в 1992 году, но вооружённые столкновения происходили только пять дней – с тридцать первого октября по четвёртое ноября того же года.

осетино ингушский конфликт

Предпосылки

Главным "яблоком раздора" стал Пригородный район, на территории которого в разное время жили аланы, затем ингуши.

Во время сталинских репрессий ингушей и чеченов депортировали в Казахстан и Сибирь, а освободившуюся землю включили в состав Северной Осетии и заселили осетинами.

Спустя пятнадцать лет после трагических событий было принято решение о реабилитации и возвращении чеченцев и ингушей на родные территории, и те начали опять занимать свои села. Но осетины не были готовы отдать земли, на которых уже успели обжиться. Поэтому Пригородный район оставили в составе Северной Осетии, а взамен Чечено-Ингушская АССР получила несколько других территорий.

Летом 1992 года в составе РФ образовалась Ингушская республика, но ее границы не были четко определены, и Пригородный район остался в зоне интересов осетинов и ингушей. На фоне этой сложной ситуации был спровоцирован вооруженный конфликт.

Начало военных действий

30 октября 1992 года начался обстрел ингушских сёл Пригородного района, чтобы ингуши навсегда оставили эти земли. В ночь с 30 на 31 октября произошёл конфликт между военными формированиями враждующих республик, а первого ноября на территорию были введены российские войска. Тогда же организовали Чрезвычайный комитет спасения ингушского населения, заданием которого была эвакуация людей из зоны военных действий. После того как российские войска развели противоборствующие стороны, осетины начали захват в заложники и убийства ингушей. Практически все ингушское население было вынуждено покинуть свои дома и бежать на территорию Ингушетии.

конфликт в осетии

Осетино-ингушский конфликт стал причиной множества смертей, погибло более 600 человек, почти 1000 получили ранения, многие люди пропали без вести. Было уничтожено тринадцать ингушских сёл Пригородного района, где и происходили военные действия. Более девяноста процентов культурно-исторических ценностей на этой территории были утрачены навсегда.

В результате конфликта около тридцати тысяч ингушей были депортированы из Осетии. При этом многие умирали во время длительного перехода через границу.

Какие-либо значительные события в Ингушетии или в Осетии после этого не происходили, и сейчас конфликт принял затяжной характер.

Дальнейшее развитие событий

Активные действия, составившие осетино-ингушский конфликт, произошли более двадцати лет назад, но за это время их последствия так и не были до конца ликвидированы. Обе стороны неоднократно заключали различные соглашения, которые, однако, не продвигали разрешение причин конфликта. Так, Ингушетия требует возвращения Пригородного района в её состав и утверждает, что Осетия задерживает процесс переселения. А та, в свою очередь, указывает, что количество беженцев-ингушей завышено, к тому же в районе ещё нет нужной морально-психологической обстановки для совместного проживания двух народов.

события в ингушетии

В 2004 году Путин подписал указ, по которому обязанности по переселению беженцев возлагались на его представительство в Южном Федеральном округе.

В 2005 году Ингушетия оказалась единственным российским регионом, у которого не были определены административные границы. Согласно одному из законов, они должны определяться с учётом отторгнутых земель, находящихся в составе Осетии. По другому же закону, изменение границ территорий может происходить только по обоюдному согласию сторон, достичь которого не удавалось. Позже в этом же году был составлен стратегический план, который должен завершить осетино-ингушский конфликт. В этом плане подробно описываются сроки возвращения ингушей, места, в которых они должны были быть расселены, и множество других деталей. Однако Дзасохов, президент Осетии, отказался подписать этот документ.

Таким образом, конфликт в Осетии, начавшийся из-за небольшого участка земли, продолжается вот уже два десятилетия, и пока что нет реального способа его закончить.

Читайте также: