На попечении родителей это как

Обновлено: 30.06.2024

О правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сирота — это человек, временно или постоянно лишённый семейного окружения. За этим сухим определением судьбы многих людей. Эта тема не может оставить равнодушным ни одного здравомыслящего и духовного человека. Не по своей воле дети становятся сиротами. И от того, насколько порядочно и справедливо к их судьбе относятся общество и государство зависит их дальнейшая судьба и их позитивное или негативное влияние на общество.

О правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сирота — это человек, временно или постоянно лишённый семейного окружения. За этим сухим определением судьбы многих людей. Эта тема не может оставить равнодушным ни одного здравомыслящего и духовного человека. Не по своей воле дети становятся сиротами. И от того, насколько порядочно и справедливо к их судьбе относятся общество и государство зависит их дальнейшая судьба и их позитивное или негативное влияние на общество.

Какие права есть у сирот? Почему они нарушаются? И где сиротам найти защиту?

  1. Какие права предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и где они могут о них узнать?

Детей сирот, которые воспитываются в специальных учреждениях, они сейчас называются центры по устройству детей-сирот в семьи, с их правами должны ознакамливать работники этих центров, а детей, которые находятся в приемных семьях, под опекой попечением – их опекуны и попечители. Также они могут ознакомиться с текстом Федерального закона самостоятельно в сети Интернет, набрав его название.

В сфере образования дети сироты имеют право:

- на бесплатное обучение на подготовительных отделениях ФГОУВПО при наличии среднего общего образования;

- преимущественное право зачисления в образовательную организацию по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств при условии успешного сдачи ЕГЭ и при прочих равных условиях;

- бесплатное получение второго среднего профессионального образования.

В период получения профессионального образования сироты находятся на полном государственном обеспечении, т.е. получают ежемесячно средства на питание, одежду, постельные принадлежности (от 5 до 7 тыс. руб. ежемесячно), а также получают государственную социальную стипендию, ежегодное пособие на учебную литературу в размере 3 - месячной стипендии. Гособеспечение и стипендия сохраняются за сиротами в период академического отпуска по медицинским показаниям.

Кроме того, сироты имеют право на бесплатный проезд на городском, пригородном транс (кроме такси), а один раз в год - к месту жительства и обратно к месту учебы

После окончания ССУЗов и ВУЗов, а также в случае трудоустройства сразу после выпуска из центра (детского дома), дети сироты при выпуске также получают пособие на приобретение одежды, обуви, постельного белья и мебели (в сумме от 80 до свыше 140 тыс. руб.), а также единовременное денежное пособие в сумме 15 тыс. руб.

Необходимо отметить, что дети, проживающие в приемных семьях, находящиеся под опекой (попечением), также пользуются всеми указанными выше льготами, в том числе получают ежемесячно пособие на свое содержание в размере 20-23 тыс. руб.

В сфере здравоохранения дети-сироты имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную, проведение диспансеризации, регулярных медицинских осмотров, а также лечение за пределами РФ за счет федерального бюджета; получение путевок в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний), оплату проезда к месту лечения (отдыха) и обратно.

И конечно, к самым жизненно важным правам относится предоставление детям-сиротам жилых помещений, потому что большинство из них относится к социальным сиротам, родители которых злоупотребляют алкоголем, не работают, не имеют жилья. У детей-сирот есть право на получение жилья по достижении совершеннолетия и окончании обучения в центре.

  1. Какие нарушения детей-сирот выявляются прокурорами?

Например, в 2018 году нами были проверены права воспитанников центров по устройству детей-сирот в семьи, выявлены такие нарушения, как непринятие мер по защите их имущественных прав, на получение алиментов, при организации питания.

В Алданском районе из 60 воспитанников только 20 регулярно получают алименты и пенсии, при этом в службу судебных приставов в 2017 году направлено всего 3 запроса, в 2018 - 4, которые оставлены без ответа.

В Вилюйском центре дети недополучали овощи, фрукты, рыбу, молоко. В центре Алданского района в меню и в наличии отсутствует колбаса, сметана, творог, кофейный напиток, какао, кондитерские изделия, морепродукты. Практически ежедневно воспитанники получают овощи и молоко в объемах, заниженных почти в два раза от установленных нормативов. Такие нарушения выявлены и в остальных центрах, что свидетельствует об отсутствии контроля со стороны Роспотребнадзора и органов опеки. По результатам прокурорской проверки Минтрусоцразвития приняты меры к их устранению.

  1. А с какими жалобами в основном обращаются дети-сироты в органы прокуратуры и в какой сфере наиболее часто нарушаются их права?

Практически все обращения детей-сирот в органы прокуратуры касаются либо отказов органа опеки в постановке на учет нуждающихся либо предоставлениянекачественного жилья.

Таких детей на учете Минтрусоцразвития республики в настоящее время состоит 2000 человек. Из-за того, что государство длительное время, фактически до 2005 года вообще не финансировало расходы на приобретение жилья детям-сиротам, в настоящее время в данной очереди состоит 335 человек старше 23 лет. За 10 лет квартиры получили 3872 лица данной категории.

Но конечно, это малая доля от тех, кто так и не получил от государства квартиры, потому что в свое время органы опеки, руководители детских домов не принимали меры по поводу лишения родителей прав, при этом направо-налево назначали детям опекунов, направляли их в детские дома; не ставили их на учет нуждающихся.

Следствием неисполнения своих обязательств социальным государством, причём, не только в Якутии, в целом по России, является следующая страшная статистика: 30 процентов выпускников детских домов не имеют определённого места жительства, 20 – совершают преступления, 10 – заканчивают жизнь суицидом. Конечно, тут влияет целый ряд факторов, однако одни из основных - это и отсутствие постинтернатного сопровождения, недостаточность социальных служб, работников органов опеки, но прежде всего это непредоставление жилья.

  1. Что-то изменилось за последние годы?

Необходимо отметить, что в течение последних лет республика старается в полном объеме финансироватьрасходы на приобретениежилья для детей-сирот, правда этот процесс растягивается иногда на 2 и более лет, что связано со сроками строительства (цикл 2 года), но также несвоевременным выделением бюджетных средств, их предоставлением не в полном объеме, а также безответственным отношением муниципалитетов к их освоению, нарушениями при подготовке конкурсной документации, неисполнением своих обязательств подрядчиками.

  1. Какова на сегодняшний день ситуация с обеспечением жильем детей-сирот?

В 2019 году должно быть обеспечено жильем 1029 детей-сирот, из которых право на его получение у 575 возникло еще в 2018 году и ранее. На эти цели государственным бюджетом предусмотрено 1млр 300 млн. руб. Однако в настоящее время приобретено только 114 квартир, освоено около 300 млн. руб. Также в проекте госбюджета на 2020 год пока предусмотрено 637 млн. вместо 1 млрд 250 млн. руб., а жильем необходимо обеспечить 787 детей-сирот (у 323 возникает право в 2020 году). В этой связи мы также написали отрицательной заключение на проект госбюджета, настаиваем, чтобы органы государственной власти выполняли требования Федерального закона.

  1. Скажите, а какие шансы получить жилье у лиц, которые вовремя не встали на учет нуждающихся в жилье, и которым в настоящее время уже 30-40 и более лет?

К сожалению, даже при наличии статуса лиц, оставшихся без попечения родителей, этим лицам придется доказывать уважительность причин, почему они не встали на учет органов опеки до 23 лет. Как правило, это нарушения и бездействие руководства организаций для детей-сирот, опекунов и попечителей,отсутствие контроля за их работой со стороны органов опеки,которые сами должны истребовать необходимые документы в случае их не предоставления. Такая норма сейчас даже появилась в федеральном законе. А в возрасте от 18 до 23 лет такие сироты не всталив свое время на учет, так как не знали о своих правах, да и средств государство тогда не выделяло.

При этом незнание закона не является уважительной причиной пропуска срока обращения.Пленум Верховного суда РФ от 20 ноября 2013 года указал, что состояние здоровья лиц из числа детей-сирот и ненадлежащее исполнение обязанностей работников опеки и образования являются основанием для признания уважительными причин несвоевременного обращения по поводу постановки на учет нуждающихся в жилье.

Между тем, судебная практика в республике не учитывает данные положения. Так, решением Якутского и Верховного суда республики было отказано в постановке на учет нуждающихся выпускнику коррекционной школы для детей-сирот М., который с рождения страдает серьезным заболеванием, и которого ни работники спецшколы, ни органы опеки до 18 лет не поставили на учет, а после 18 он сам в силу заболевания не мог собрать необходимые документы.

Также не согласны с судебной практикой, которая отказывает в установлении юридического факта отсутствия родительского попечения детям сиротам, в отношении которых работники центров либо опекуны не выходили в суд по поводу лишения родительских прав, что впоследствии повлекло невозможность встать на учет нуждающихся в жилье. Если лица, обязанные обращаться в суд по поводу лишения прав родителей до достижения ребенка 18 лет этого не сделали, а ему такое право не предоставлено, то как после 18 лет доказать, что фактически ребеноквоспитывался в детдоме либо у опекуна и был лишен родительского попечения? Только путем установления юридического факта, так же как, например, факт совместного проживания. Ведь после совершеннолетия, когда ребенок становится дееспособным и может сам в суд обратиться, уже нельзя лишить родителей прав. Следует полагать, что подобные судебные решения не основаны на нормах права.

  1. А каков порядок обеспечения жильем детей-сирот?

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание опекунов, попечителей, работников центров по устройству детей-сирот в семьи, что дети-сироты должны быть поставлены на учет нуждающихся в жилье в 14 лет. При этом необходимы документы, подтверждающие, что у ребенка умерли родители (или единственный родитель), либо они лишены (ограничены) в родительских правах. Эти факты подтверждаются либо свидетельством о смерти родителей, справкой ЗАГС, что второй родитель вписан со слов другого, а также судебными решениями. Также подтверждается статус лица, оставшегося без попечения родителей - решением суда о признании родителей безвестно отсутствующими, умершими.

В период пребывания ребенка в центре либо под опекой, сохраненное за ним жилье должно находиться под контролем органа опеки, чтобы лишенные прав родители не привели его в негодность, не могли им распорядиться. К сожалению, такие случаи имеют место. Либо местные администрации распределяют квартиры сирот другим лицам. Свободные квартиры (если ребенок сирота) могут с согласия органа опеки сдаваться в поднайм, а за счет оплаты возмещаются коммунальные платежи, остаток должен зачисляться на счет ребенка.

По закону, жилье должно предоставляться детям сиротам по достижении ими 18 лет, и только при наличии отдельного заявления – в более поздние сроки, например, после возвращения из армии, окончания ССУза или ВУЗа. Учитывая, что новое жилье строится два-три года, лучше такие заявления писать заранее.

Жилье предоставляется на 5 лет, оно является специализированным, не может в течение этого срока быть приватизированным. Эти меры направлены на защиту детей-сирот от мошенничества, фиктивных браков. Если сирота за 5 лет не социализировался, то этот срок может быть продлен.

  1. В средствах массовой информации появляются публикации, связанные с предоставлением детям-сиротам некачественного жилья. Кто в этом виноват и что делать в таких случаях?

Да, действительно, такие факты ежегодно выявляются прокурорами. Конечно, в каждом конкретном случае обстоятельства индивидуальны, но чаще всего это вина подрядчиков в некачественном исполнении строительных работ, нарушении сроков их исполнения, а также отсутствия контроля со стороны заказчиков-муниципалитетов. Иногда бывают даже случаи оплаты невыполненныхработ, как например, в Таттинском районе. В этой связи в отношении замглавы администрации было возбуждено уголовное дело, впоследствии прокурор района заставил выделить из местного бюджета 3 млн. руб. на завершение строительства. По представлению прокуратуры Вилюйского района устранены недостатки строительства на общую сумму 1,5 млн. руб., в т.ч. проведена замена и ремонт системы отопления.

В целях усиления контроля прокуратура республики добилась возложения контроля за созданием жилфонда для сирот на Министерство строительства и архитектуры РС(Я).

  1. Что Вы можете посоветовать детям-сиротам, их опекунам, попечителям, каким образом им защищать свои права, куда обращаться?

Если нарушены права в сфере образования, то нужно в первую очередь письменно обратиться в образовательную организацию (если касается поступления, стипендии, государственного обеспечения,проезда к месту учебы, общежития и т.д.) В случае неполученияпособия при выпуске из центра для детей-сиротпри последующим трудоустройстве – сначала к руководству данного центра, затем вМинистерство труда и социального развития республики.При нарушениижилищных прав-в орган опеки либо также Министерство труда и социального развития республики, которое ведет государственный реестр нуждающихся в жилье детей-сирот.Если касается выплат на санаторно-курортное лечение - в Фонд социального страхования. В случае неполучения ответа либо отказа, с которым сироты не согласны, необходимо обращаться в органы прокуратуры по месту жительства, а действияработников министерств обжаловать в прокуратуру республики.

Хочу забрать сестру из детдома. Мне 18 лет, квартира, доход - все есть, со здоровьем все отлично, но у меня уже есть двое маленьких на иждивении. В опеке мне отказывают из-за возраста, говорят, что я сама недавно вышла из-под опеки. Имеют ли право мне отказать?

Законными представителями несовершеннолетних являются родители, усыновители, опекуны, попечители.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, помещаются в организации для детей-сирот, если невозможно сразу устроить ребенка в семью, в том числе установить предварительную опеку или попечительство над ним. Пребывание в таких организациях предполагается временным, до решения вопроса об усыновлении детей, установления над ними опеки (попечительства), устройства в приемную (патронатную) семью (п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ; п. 4 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481; п. 1 приложения к письму Минобрнауки России от 18.06.2013 № ИР-590/07).

Являться законным представителем несовершеннолетнего возможно в следующих случаях.

Оформление над несовершеннолетним опеки или попечительства

Кто может стать опекуном/попечителем?

Кто не может стать опекуном/попечителем?

Не могут быть опекунами (попечителями) (п. 2 ст. 35 ГК РФ; п. 1, 3 ст. 146 СК РФ; Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117):

Кто принимает решение о возможности оформления опеки/попечительства?

Решение о возможности быть опекуном (попечителем) принимает орган опеки и попечительства. Основанием для принятия такого решения является заявление гражданина о назначении его опекуном или попечителем (ст. 31, п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 33 ГК РФ; п. 1, 2 ст. 145 СК РФ; ч. 5 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"; п. 4(1) Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423).

Усыновление (удочерение) ребенка, оставшегося без попечения родителей

Усыновление возможно в отношении детей, единственный родитель или оба родителя которых, в частности, умерли, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, неизвестны. Усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, за исключением предусмотренных законом случаев (п. 1 ст. 127 СК РФ).

Не могут стать усыновителями (п. 1, 3 ст. 127 СК РФ; Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью):

Какой должна быть разница в возрасте между усыновителем и ребенком?

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, по общему правилу, должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными (например, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.), указанная разница в возрасте может быть сокращена при условии, что такое сокращение позволит усыновителю обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 2 ст. 124, п. 4 ст. 127, п. 1 ст. 128 СК РФ); п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей".

Как усыновить/удочерить ребенка?

Стать усыновителем можно только после прохождения на безвозмездной основе подготовки в качестве лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Пройти ее можно в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку. После обучения выдается свидетельство о прохождении подготовки (п. 6 ст. 127 СК РФ; п. 2, 4, 5, 18 Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235). Однако не требуется проходить подготовку отчиму, мачехе или близким родственникам усыновляемого ребенка, а также лицам, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицам, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (пп. 12 п. 1, п. 3 ст. 127 СК РФ).

Решение о возможности усыновления (удочерения) принимает суд на основании заявления гражданина, выразившего желание быть усыновителем. Дела об усыновлении рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а также усыновляемого ребенка в возрасте от 14 лет. Необходимо также заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления. При усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется его согласие (п. 1, 2 ст. 124, ст. 125 СК РФ; ст. 269, 273 Гражданского процессуального кодекса РФ; п. 2, 14, 15, 17, 18 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275).

Оформление опеки/попечительства над сестрой, находящейся в детском доме

Таким образом, оснований для отказа автору вопроса в желании стать законным представителем своей сестры, находящейся в организации для детей-сирот, не имеется. Более того, автор, являясь сестрой ребенка, в силу закона обладает преимущественным правом установления опеки или попечительства (в зависимости от возраста ребенка) над ним. Законодательство РФ в соответствии с международными нормами устанавливает безусловный приоритет семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства с учетом положений ст. 54, 123 СК РФ, а также п. 3 ст. 5 Федерального закона от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" обязаны продолжать работу по устройству или оказанию содействия в устройстве детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Временная передача детей в семьи граждан

Также необходимо отметить, что помимо вышеуказанных случаев, позволяющих стать законным представителем ребенка, законодательство предусматривает временную передачу детей из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан при условии, что речь идет о семьях совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Подобная передача не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и др.) (п. 3 ст. 155.2 СК РФ).

Согласно п. 5 Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 N 432, возраст, с которого возможна временная передача ребенка (детей) в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка (детей).

При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка. Выявление пожелания ребенка в форме письменного опроса проводится с учетом возраста и развития ребенка сотрудником организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитатель, социальный педагог, психолог), в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. Результат опроса фиксируется указанным сотрудником и хранится в личном деле ребенка. Пожелания ребенка, умеющего писать, могут быть написаны им лично. Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов. При этом передача детей в семьи граждан ограничена определенными временными рамками.

По общему правилу, срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать три месяца. При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы продолжительностью более одного месяца, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 6 месяцев.

Данный вопрос регулируется Кодексом РБ о браке и семье Главой 14.

Опека и попечительство устанавливаются для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей.

Опека и попечительство устанавливаются также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов совершеннолетних лиц, которые признаны судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, ограничены судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами (КоБС ст. 142).

Органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы.

Осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на управления (отделы) образования, в отношении лиц, признанных недееспособными, - на управления (отделы) здравоохранения, в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, - на управления (отделы) по труду и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов (КоБСст.143).

Согласно ст. 144. опека устанавливается над малолетними, а также над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами (ст. 145).

Для осуществления обязанностей по опеке или попечительству органы опеки и попечительства назначают опекуна или попечителя [КоБС].

Согласно Положению Республики Беларусь о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей:

1. кандидаты в опекуны (попечители) - лица, ходатайствующие о назначении их опекунами (попечителями) детей;

2. подопечные - дети, над которыми установлена опека (попечительство) [4].

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия.

Опекун или попечитель должен быть назначен не позднее месячного срока с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки или попечительства.

Один опекун, попечитель может быть назначен нескольким подопечным, если их интересы не находятся в противоречии. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут быть назначены опекунами, попечителями одного подопечного.

На основании решения органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном или попечителем ему выдается удостоверение на право представления интересов подопечного, порядок выдачи которого определяется Правительством Республики Беларусь (ст.153 настоящего кодекса).

Права и обязанности опекунов, попечителей по воспитанию несовершеннолетних:

-Опекуны, попечители над несовершеннолетними имеют право и обязаны воспитывать подопечных, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить их к общественно полезному труду.

-Опекуны, попечители вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой, попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.

-Опекуны, попечители с учетом мнения ребенка имеют право выбора учреждения образования и формы обучения ребенка до получения им общего среднего образования и обязаны обеспечить получение ребенком общего базового образования.

-Опекуны, попечители не вправе препятствовать ребенку общению с родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. Споры, в случае их возникновения, разрешаются органом опеки и попечительства.

-Граждане, назначенные опекунами, попечителями, обязаны проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными.

-В отдельных случаях орган опеки и попечительства может дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим четырнадцати лет, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и законных интересов подопечного.

-О перемене места жительства опекуны, попечители обязаны извещать орган опеки и попечительства ( КоБС ст. 158).

Статья 160 КоБС рассматривает гражданско-правовые обязанности опекунов, попечителей.

Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечители оказывают подопечным содействие при осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Попечители над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет дают согласие на совершение тех сделок, которые по закону несовершеннолетний не вправе совершать самостоятельно.

Попечители над ограниченно дееспособными лицами дают согласие на получение этими лицами причитающихся им платежей и на распоряжение полученными денежными суммами и иным имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь [1].

Таким образом, по рассмотренной теме можно сделать ключевые выводы о том что:

1) Основными законодательно установленные формы устройства детей, лишенных родительского попечения являются:

• определение детей в особое государственное заведение – дом ребенка, детский дом, школу-интернат;

• помещение ребенка в детский дом семейного типа;

• помещение ребенка в приемную семью;

2) Опека и попечительство устанавливаются для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов совершеннолетних лиц, которые признаны судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, ограничены судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами.

3) Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

4) Попечители оказывают подопечным содействие при осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Иванов А.А. обратился в суд с иском об уменьшении размера алиментов, выплачиваемых им на содержание несовершеннолетнего сына Генриха. Свои требования истец обосновывал тем, что его заработная плата чрезвычайно высокая и что ¼ его заработной платы – неоправданно большая сумма для содержания пятилетнего ребенка. Заработная плата Иванова А.А. составляет 6000 у.е. Кроме того, истец утверждал, что на самом деле алименты расходуются его бывшей женой на посещение ею салонов красоты, на зарубежные поездки и покупки в магазинах дорогих предметов гардероба, предназначенных исключительно для нее самой, а не для Генриха. Ему же, Иванову А.А. деньги нужны на развитие своего производства. В случае процветания предприятия он, Иванов А.А., сможет выплачивать алименты стабильно, без задержек. В случае же банкротства предприятия истец вообще не сможет оказывать своему сыну материальную поддержку.

Составьте проект решения суда по данному делу.

Статья 92. Размер алиментов, взыскиваемых с родителей на несовершеннолетних детей

Алименты на несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в следующих размерах: на одного ребенка – 25 процентов, на двух детей – 33 процента, на трех и более детей – 50 процентов заработка и (или) иного дохода родителей.

Размер алиментов может быть уменьшен судом, если у родителя, обязанного уплачивать алименты, имеются другие несовершеннолетние дети, которые при взыскании алиментов в установленном настоящей статьей размере оказались бы менее обеспеченными материально, чем дети, получающие алименты, а также в случаях, если родитель, с которого взыскиваются алименты, является инвалидом I или II группы. В исключительных случаях суд может освободить родителя, являющегося инвалидом I или II группы, от уплаты алиментов.

Если дети остаются при каждом из родителей, алименты с одного из родителей в пользу другого, менее обеспеченного, устанавливаются в твердой денежной сумме, взыскиваемой ежемесячно и определяемой судом применительно к размерам, установленным настоящей статьей, с учетом материального и семейного положения родителей.

Иванов А.А выплачивает 25% из своей з/п на содержание н/л сына, как и установлено ч.1 данной статьи.. Условия отраженные в данной статье ч. 2и3 не относятся к положению Иванова.

Статья 94. Взыскание алиментов на детей с родителей, имеющих нерегулярный заработок и (или) доход или получающих часть его в натуре

В случаях, когда родители, обязанные уплачивать алименты, имеют нерегулярный заработок и (или) доход или получают его часть в натуре (лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, члены крестьянского (фермерского) хозяйства и т.п. ), а также в других случаях, когда взыскание алиментов в установленном статьей 92 настоящего Кодекса размере невозможно или затруднительно, алименты могут быть взысканы в твердой денежной сумме или в сумме, соответствующей определенному количеству базовых величин, подлежащей выплате ежемесячно.

Данная статья будет иметь место, лишь тогда, когда Иванов А.А. откроет свое производство, и будет иметь нерегулярный заработок, тогда его иск м.б. удовлетворен по решению суда.

Статья 98. Изменение размера алиментов, взыскиваемых с родителей на несовершеннолетних детей

При наступлении обстоятельств, предусмотренных частью второй статьи 92 настоящего Кодекса, родитель, уплачивающий алименты на несовершеннолетних детей, вправе обратиться с иском об уменьшении размера или освобождении от уплаты алиментов, установленных судом и взыскиваемых на содержание детей.

При отпадении таких обстоятельств лицо, получающее алименты на несовершеннолетних детей, вправе обратиться с иском о взыскании алиментов в размере, установленном частью первой статьи 92 настоящего Кодекса.

При изменении материального или семейного положения родителя, уплачивающего алименты на несовершеннолетних детей в сумме, определяемой в соответствии со статьей 94 настоящего Кодекса, суд вправе по иску заинтересованного лица изменить размер алиментов.

Условия отраженные в данной статье ч. 1и2 не относятся к положению Иванова, а ч.3 данной статьи имеет место, если данный факт будет доказан в судебном порядке.

Таким образом, настоящее положение Иванова А.А пока не изменилось и он выплачивает согласно ст. 92, 25 % на содержание ребенка. Но в случае если его материальное положение измениться суд вправе по иску заинтересованного лица изменить размер алиментов согл. ст. 98 ч.3.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: с изм. и доп. по сост. На 1 авг.2009 г. – Минск, 2009. – 143, [1]c.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 года ( с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск: Амалфея, 2005. – 45 с.

3. О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон Республики Беларусь, 11 июля 2007 г., № 253-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,- 2007 г.- № 171, 2/1350.

4. О порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 20 мая 2006г., № 637 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь - 2006 г.- № 5/22338.

5. Об утверждении положений и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 26 декабря 2006 г., № 1728 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь - 2010 г.- № 184, 5/32249.

6. Права ребенка: обучение, реализация, защита: Пособие для организаторов занятий по реализации и защите прав ребенка / авт.- сост. Т. М. Степанова, А.М. Маханько. – Минск: ФУАинформ, 2007. – 288 с.

Итак, для начала, рассмотрим, какие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей существуют в России. Их несколько:

• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и т. д.).

То, какая форма устройства подходит для ребенка, во многом определяется его социально-правовым статусом. Например, усыновить можно ребенка, про родителей которого (или единственного родителя) точно известно, что они умерли, неизвестны, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, дали согласие на усыновление либо по неуважительным причинам, не проживают более шести месяцев с ребенком. Если же, к примеру, ничто из вышеперечисленного не относится к родителям ребенка, его нельзя усыновлять, но можно, например, поместить под опеку (попечительство) до того момента, пока статус ребенка не определится.

Общепризнанный международный опыт показывает, что оптимальным для развития ребенка методом его жизнеустройства является семья. Воспитание в государственном учреждении не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе. Выпускники детских учреждений, как правило, совсем не подготовлены к жизни вне коллектива, у них не хватает необходимых знаний об устройстве общества, в котором им предстоит жить. Все это в полной мере можно получить только воспитываясь в условиях семьи, поэтому в настоящее время провозглашается приоритет семейных форм воспитания детей: усыновление, опека, приемная семья. Рассмотрим подробнее эти формы устройства ребенка.

опека и попечительство

Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С правовой точки зрения, усыновление — это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

Процедура усыновления в России определена Семейным кодексом РФ.

Согласно Семейному кодексу, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

- лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

- лиц, не имеющих постоянного места жительства;

- лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

- лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

- лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;

- лиц, не прошедших подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, является безусловно необходимым, без него усыновление не может быть произведено. Мнение ребенка, не достигшего 10- летнего возраста, также должно быть рассмотрено с того момента, когда ребенок в состоянии его сформулировать и выразить.

Для передачи ребенка на усыновление в случаях, установленных законом, может потребоваться согласие его кровных родителей. Порядок изъявления родителями согласия регулируется статьей 129 Семейного кодекса РФ. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства.

Факт усыновления составляет семейную тайну усыновителя и усыновленного. Усыновитель сам устанавливает, раскрывать эту тайну, или нет. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности. В течение трех лет после усыновления происходит постоянный контроль за проживание ребенка органом опеки и попечительства.

Опека и попечительство

Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остается опека и попечительство - принятие в дом ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над несовершеннолетними - от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество. Биологические родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребёнка.

Опекун или попечитель назначается органом опеки или попечительства. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка. Опекун имеет все права и обязанности родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

В силу того, что опека и попечительство устанавливаются над детьми разных возрастов, опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, что должны быть совершенны только лично и нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным. Попечитель же, в отличие от опекуна, имеет права и обязан давать согласие на совершение подопечным сделок. Кроме того есть еще несколько отличий правового характера, зафиксированных в Гражданском Кодексе РФ.

На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, в соответствии с региональным законодательством. Органы опеки осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению.

Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение из этого правила предусмотрено только в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста. В этом случае орган опеки и попечительства может разрешить подростку проживать отдельно, если такая необходимость связана с получением образования или работой.

Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на общение со своими родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (это уже решает опекун или попечитель).

Для установления опеки или попечительства также необходимо согласие ребенка, если он достиг десятилетнего возраста.

Прекращение опеки происходит при достижении ребенком возраста 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство. Попечительство прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, вступлении его в брак до 18 лет и в других случаях, например, в случае смерти опекуна или попечителя.

Приемная семья

Приёмная семья – форма воспитания ребёнка (детей) в семье у приемных родителей-воспитателей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки.

Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание). Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.

При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Помещение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в приемную семью осуществляется только с его согласия. Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

Приемному родителю ежемесячно выплачивается вознаграждение, а также денежные средства на содержание приемного ребенка, а время функционирования приемной семьи засчитывается в общий трудовой стаж. Средства, предусмотренные на вознаграждение приемным родителям, выплачиваются одному из приемных родителей, указанному в их совместном заявлении, с момента передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. В приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или если не удается найти ему опекунов или усыновителей.

С 2015 года вступили в силу новые изменения в статью 122 Семейного кодекса Российской Федерации, регламентирующую порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, в предыдущей редакции части 2 ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации, руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей должны были в течение семи дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства. С 2015 года срок предоставления такой информации установлен законодателем в течение трех рабочих дней.

Таким образом, если в течение одного месяца с момента поступления Сведений в орган опеки и попечительства последний не обеспечил устройство ребенка, то сведения направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления Сведений, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

За неисполнение обязанностей, а также за предоставление заведомо недостоверных сведений, за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, вышеуказанные руководители организаций и должностные лица привлекаются к установленной законом ответственности, в частности административной, предусмотренной ст. 5.36 КоАП РФ за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст.35 Гражданского кодекса Российской Федерации опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

На основании ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Основанием для установления добровольной опеки по заявлению родителей является наличие уважительных причин, по которым родители (единственный родитель в неполной семье) не смогут исполнять свои родительские обязанности.

Временно назначенный опекун (попечитель) обладает всеми правами и обязанностями опекуна (попечителя), за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

В случае назначения опеки или попечительства по заявлению родителя не производятся выплаты на содержание ребенка, так как все расходы по содержанию ребенка должны нести родители как его законные представители.

В соответствии со ст. 68 Семейного кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

В силу ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Прокуратура
Ненецкого автономного округа

Прокуратура Ненецкого автономного округа

9 февраля 2015, 19:33

Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению родителей

С 2015 года вступили в силу новые изменения в статью 122 Семейного кодекса Российской Федерации, регламентирующую порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, в предыдущей редакции части 2 ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации, руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей должны были в течение семи дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства. С 2015 года срок предоставления такой информации установлен законодателем в течение трех рабочих дней.

Таким образом, если в течение одного месяца с момента поступления Сведений в орган опеки и попечительства последний не обеспечил устройство ребенка, то сведения направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления Сведений, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

За неисполнение обязанностей, а также за предоставление заведомо недостоверных сведений, за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, вышеуказанные руководители организаций и должностные лица привлекаются к установленной законом ответственности, в частности административной, предусмотренной ст. 5.36 КоАП РФ за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст.35 Гражданского кодекса Российской Федерации опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

На основании ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Основанием для установления добровольной опеки по заявлению родителей является наличие уважительных причин, по которым родители (единственный родитель в неполной семье) не смогут исполнять свои родительские обязанности.

Временно назначенный опекун (попечитель) обладает всеми правами и обязанностями опекуна (попечителя), за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

В случае назначения опеки или попечительства по заявлению родителя не производятся выплаты на содержание ребенка, так как все расходы по содержанию ребенка должны нести родители как его законные представители.

В соответствии со ст. 68 Семейного кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

В силу ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Читайте также: