Кто осуществляет санкционирование и промульгацию законов в испании

Обновлено: 07.05.2024

Санкционирование, промульгация и опубликование закона

Эта стадия законодательного процесса (или, если угодно, две или даже три стадии) лишь в Великобритании и тех странах, бывших некогда британскими колониями, которые восприняли упоминавшуюся вестминстерскую модель организации высшей власти, осуществляется внутри парламента.

Дело в том, что санкционирование, промульгация и опубликование закона – прерогатива, как правило, главы государства, а в указанных странах глава государства, как отмечалось, входит в состав парламента наряду с двумя палатами или единственной палатой. В Великобритании Парламент состоит из Королевы, Палаты лордов и Палаты общин, а в индийской Конституции по этому примеру записано в цитированной уже ст. 79, что Парламент состоит из Президента и двух палат – Совета штатов и Народной палаты.

В других же странах данная стадия в решающей своей части имеет место вне парламента, хотя парламент подчас и здесь должен действовать.

У него также нет никакого права вето. В Словакии согласно ч. 2 ст. 87 Конституции закон, принятый Национальным советом, подписывается (так прямо и сказано) председателем Национального совета, Президентом Республики и Председателем Правительства. Но значение этих подписей не совсем одинаково, что мы увидим несколько ниже.

В большинстве стран на этой стадии законодательного процесса возможно отлагательное вето главы государства, после чего закон возвращается в парламент на новое рассмотрение. Часто при этом указывается, что глава государства сообщает парламенту свои возражения или замечания по содержанию закона.

Так, согласно части второй разд. 7 ст. I Конституции США каждый билль, прошедший обе палаты Конгресса, прежде чем стать законом, представляется Президенту Соединенных Штатов, который либо подписывает билль, либо возвращает его со своими возражениями в ту палату, в которую он поступил первоначально.

Если после повторного рассмотрения каждая из палат примет билль поименно большинством 2/3 своего состава, билль станет законом. Президенту дается на подписание билля 10 дней (исключая воскресенья), по истечении которых, даже если Президент не отреагировал, билль становится законом, как если бы Президент его подписал.

Если в США преодолеть вето Президента довольно трудно, то в Индии это значительно проще. Согласно части второй ст. 111 ее Конституции, в случае возвращения Президентом законопроекта палаты рассматривают его повторно и принимают в обычном порядке с поправками или без них, после чего Президент не может отказать в санкционировании.

В приведенном чуть выше словацком примере из трех лиц, подписывающих закон, только Президент Республики вправе вернуть закон с замечаниями в Национальный совет и обязан это сделать по требованию Правительства (не Председателя), после чего закон обсуждается снова в Национальном совете и по одобрении в обычном установленном порядке должен быть опубликован (ч. 3 и 4 ст. 87 Конституции).

Из этого можно сделать вывод, что значение подписи председателя Национального совета заключается, очевидно, лишь в удостоверении того факта, что закон принят Национальным советом в установленном порядке. Подпись же Председателя Правительства означает, что Правительство не возражает против закона, и это в какой-то мере уравнивает эту подпись с подписью Президента. Это, если можно так выразиться, заменитель контрасигнатуры.

В Колумбии законопроекты согласно ст. 157 и 167 Конституции санкционируются Правительством, во главе которого находится Президент, а если оно наложило вето, преодоленное палатами абсолютным большинством своих членов (вариант, как видим, промежуточный между США и Индией), то такой законопроект санкционируется Президентом без права новых возражений, кроме возражения в связи с неконституционностью законопроекта.

В этом случае, если палаты настаивают, проект поступает в Конституционный суд, который в течение 6 дней решает об исполнимости проекта. Положительное постановление Суда обязывает Президента санкционировать проект, отрицательное – влечет прекращение производства по проекту. Если Суд сочтет проект неисполнимым частично, то укажет на это палате, в которую проект был внесен первоначально, чтобы она, заслушав соответствующего министра, переделала положения проекта, о которых шла речь в постановлении Суда, после чего проект направляется в Суд для окончательного решения.

Наконец, следует упомянуть ст. 168, регулирующую ситуацию, которая достаточно вероятна лишь в странах, не имеющих глубоких демократических традиций, и с этой точки зрения особенно интересна для нас: если Президент не выполнит свою обязанность санкционировать закон в срок и на установленных Конституцией условиях, его санкционирует и промульгирует председатель Конгресса (т.е. Сената).

Другими словами, это издание специального акта, содержащего, в частности, распоряжение об официальном опубликовании закона. Промульгация осуществляется обычно актом главы государства – указом, приказом и т.п., текст которого в официальных изданиях предшествует тексту промульгируемого закона.

Опубликование же закона – это напечатание его текста в установленном официальном периодическом или продолжаемом издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст закона. Дата опубликования имеет важное значение для действия закона: от нее ведется отсчет срока, установленного для вступления закона в силу (введения в действие).

В демократических странах закон не может вступить в силу раньше, чем он опубликован, и граждане и другие лица получили возможность ознакомиться с его содержанием. Это значит, что нельзя вводить закон в действие с момента его подписания.

С момента опубликования вступают в силу лишь такие законы, которые обращены к государственным органам и не затрагивают прав, свобод, обязанностей, ответственности, интересов человека и гражданина.

Для вступления в силу остальных законов обычно устанавливается какой-то период после опубликования: во Франции – один день, в Италии – 15 дней, в Японии – 20 дней. В тексте самого закона может быть установлен и более длительный срок. Это необходимо для того, чтобы и правоприменители, и правопользователи могли изучить новый закон и приспособить свою деятельность и свое поведение к его требованиям.

изначально коллизионные нормы Гражданского кодекса Испании 1889 г. были немногочисленны, но Декрет от 31 мая 1974 г. включил во Вводный титул ГК гл. IV "Нормы международного частного права" и гл. V "Сфера применения гражданско- правовых режимов, сосуществующих на национальной территории". Кроме того,
нормы МЧП можно найти в кн. I "О лицах", в кн. III "О различных способах приобретения имущества". Для ГК Испании характерно объединение норм МЧП в крупные блоки, вынесение общих институтов МЧП в конец главы, присутствие норм МЧП в других статьях Кодекса, а также подробное регулирование вопросов семейного права.

государство на юго-западе Европы, на Пиренейском полуострове, включает также Балеарские острова в Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом океане. Столица - г. Мадрид.
Административное деление: 50 провинций, объединенных в 17 автономных областей. Согласно Конституции, автономию в рамках единого государства обрели области: Андалусия (1981), Арагон (1982), Астурия (1981), Балеарские острова (1983), Валенсия (1982), Галисия (1981), Канарские острова (1982), Кантабрия (1982), Кастилия-Леон (1982), Кастилия-Ла-Манча (1982), Каталония (1979), Ла-Риоха (1982), город Мадрид (1983), Мурсия (1982), провинция Наварра (1982), Страна Басков (1979), Эстремадура (1983).
Форма правления - конституционная монархия. В годы так называемой шестой испанской революции и гражданской войны (1931-1939 гг.) существовала Испанская республика. С 1939 г. до смерти в 1975 г. пожизненным главой государства и "кау-дильо" (вождем) являлся генералиссимус Франсиско Франко Баамонде. В 1969 г. по его предложению преемником на посту главы государства и будущим королем утвержден принц Хуан Карлос Бурбон, вступивший на престол 22 ноября 1975 г.
Ныне действующая Конституция одобрена национальным референдумом 6 декабря 1978 г. и вступила в силу 29 декабря 1978 г. Изменения внесены в 1992 г.
Главой государства является король, однако многие его полномочия осуществляются либо с согласия в виде контрассигнации председателя правительства (санкционирование и промульгация законов, созыв и роспуск парламента, объявление всеобщих выборов, назначение министров и т. д.), либо с ведома парламента (назначение главы правительства, объявление референдума и т. д.), что отвечает распространенной в Европе модели "парламентарной монархии". Король является Верховным Главнокомандующим, обладает правом помилования и представляет государство в международных отношениях. Король выступает не только как глава испанского государства, символ его единства и постоянства, но и наделен Конституцией функцией гаранта правильного функционирования государственных институтов (ст.56).
Законодательная власть осуществляется парламентом - Генеральными кортесами. Кортесы состоят из двух палат: Конгресса депутатов и Сената. Конгресс депутатов избирается всеобщим прямым голосованием по пропорциональной системе сроком на 4 года в составе не менее 300 и не более 400 депутатов. Сенат (256 сенаторов) избирается всеобщим прямым голосованием по мажоритарной системе сроком на 4 года и является палатой регионального представительства.
Особенностью испанского законодательного процесса является право палат делегировать своим постоянным комиссиям полномочия принимать законы, однако палаты могут в любой момент потребовать голосования всех депутатов по любому из законопроектов, рассматриваемых в комиссиях. Из ведения комиссий изъяты полномочия по принятию законов по вопросам конституционной реформы, органических законов, законов о государственном бюджете и уполномочивающих законов.
Совместные заседания палат Генеральных кортесов проводятся при принятии присяги королем, для решения вопроса о наследовании короны, лишении наследования, а также для передачи королю полномочий объявления войны или заключения мира. Совместные заседания проводятся также для дачи согласия на заключение международных договоров и их ратификации, если эти договоры носят политический или военный характер, затрагивают территориальную целостность или содержат обязательства по государственным финансам.
В период между сессиями каждая из палат формирует так называемые депутации численностью не менее 21 депутата, которые в межсессионный период, а также до конституирова-ния новых Генеральных кортесов имеют все полномочия, принадлежащие палатам, и, кроме того, имеют право требовать созыва палат на чрезвычайные сессии. За свою деятельность депутаты отчитываются перед палатами.
Исполнительная власть осуществляется правительством. Председатель правительства, обладающий более широкими квази-президентскими полномочиями, назначается королем после консультаций с политическими партиями и председателями обеих палат парламента; при этом кандидатура главы правительства должна получить одобрение абсолютного большинства членов Конгресса депутатов. Члены правительства назначаются и увольняются королем по предложению председателя правительства, они могут совмещать свою деятельность с депутатскими полномочиями. В случае вотума недоверия со стороны парламента, ухода в отставку или смерти его главы правительство в полном составе подает в отставку.
Важную роль в политической и судебной системе государства играет Конституционный суд, состоящий из 12 членов, назначаемых королем по предложениям обеих палат (по четыре судьи), правительства (два судьи) и Генерального совета судебной власти.
Систему общих судов возглавляет Верховный суд - Верховный трибунал юстиции, состоящий из шести палат. Имеются Высшие территориальные суды и Высшие провинциальные суды. В 1988 г. введена новая судебная инстанция - судьи по уголовным делам, единолично рассматривающие уголовные дела, по которым может быть назначено наказание до шести лет лишения свободы. Основную массу гражданских дел рассматривают мировые судьи.
Центральный хозяйственно-административный трибунал возглавляет систему хозяйственно-административных трибуналов.
Генеральный совет судебной власти осуществляет контроль за деятельностью судов, выносит рекомендации королю по назначению судей всех уровней. Совет возглавляет председатель Верховного суда. В состав Верховного суда избираются 20 судей всех категорий из числа судей, а 8 известных адвокатов и юристов избираются кортесами. (А. К.)

Промульгация – это опубликование и утверждение законодательного акта в печатном издании, исполняющем функции официального вестника, после этого закон получает обязательную силу. Промульгация производится главой государства в сроки, которые установлены законом или конституцией. Промульгация подтверждает содержание закона и факт принятия его осуществления соответственно с порядком, установленным законом.

Как обнародовать закон?

Бессознательно читающий получает представления о человеке, который свои доводы изложил, просматривая документ и мысли. На самом деле документ – это отображение сущности заявителя. В проблемах, когда ответ открывают от эмоционального осознания это стает значительно существенным. Заказать трудный шаблон в юридической фирме потребует больших вложений. Потому что это имеет главное значение.

Промульгация – это понятие применяется в некоторых зарубежных государствах. Промульгация – это опубликование в печатных официальных органах утвержденного или принятого закона, который реализуется главой государства, в сроки, которые установлены Конституцией или действующим законом. Обычно в данных странах закон получает обязательную силу лишь после проведения промульгации. Еще промульгацию определяют, как официальное провозглашение, обнародование конкретного закона, который издали и приняли парламентом, обозначает санкционирование в установленный срок закона, главой государства.

Опубликование Закона

Опубликование Закона — это публикация закона в официальном государственном издании текста, соответствующего органа или территориальной единицы, которая осуществляется должностными лицами или компетентными органами.

Промульгация 5

В плане федеральных законов РФ обязанность их обнародования возлагается на Президента РФ. Получив принятый закон из Совета Федерации, Президент РФ, когда он не налагает собственное вето, подписывает в течение 14 дней и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ). В аналогичный срок он обнародует и подписывает конституционные федеральные законы, при этом в отношении данных законов Президент РФ не имеет права вето.

Помимо этого, федеральные законы могут опубликовать в прочих печатных изданиях, переданы по радио, телевидению, разосланы необходимым органам, предприятиям, должностным лицам, организациям, учреждениям, распространены в машинописной форме, переданы по связи. Законы можно также опубликовать, как отдельное издание. Субъекты РФ предполагают аналогичные правила для собственных законов.

Федеральные законы вступают одновременно в силу на полной территории РФ по прошествии 10 дней от их официального опубликования, когда непосредственно законами не устанавливается другой порядок вступления в силу.

В согласии со ст. 15 Конституции РФ, законы необходимо официально опубликовать. Неопубликованные законы не применяют. Какие-либо правовые нормативные акты, которые затрагивают обязанности, права, свободы гражданина, нельзя применять, когда они не публикуются для общего сведения. Опубликование закона, как информацию или текст, передаваемые по радио, телевидению, вручаемые исполнителям и так далее не меняет собой главной формы обнародования — опубликования закона, которое является в любом случае обязательным.

Промульгация в конституционном праве некоторых зарубежных государств — это опубликование утвержденного и принятого закона в печатном официальном органе, которое осуществляется главой государства в регламентированнные законом или конституцией сроки. Только после промульгации закон обычно, обретает необходимую силу.

Особенный порядок принятия закона выражают в законодательном процессе. Этот процесс является самым сложным, длительным и многостадийным в сравнении с процессом принятием прочих правовых нормативных актов. Такой особенный порядок должен исключить вероятные ошибки в законе как акте, который регулирует самые важные отношения людей.

Проблематика законодательства

Это и есть недостаток закона. Он разрабатывается долго и запаздывает иногда. Закон – это ответ завтра на потребности сегодня.

Немаловажная роль закона обуславливает предъявление увеличенных требований к процедуре создания. Законодательный процесс контролируется:

Регламентом Совета Федерации и прочими правовыми нормативными актами;

Регламентом Палаты представителей;

Законодательный процесс – это процедура работы Парламента, прочих организаций, государственных органов, других субъектов, которая направлена на создание закона.

Аналогичное значение имеет законотворческий процесс. Парламент – это главный, но не единственный участник процесса законотворчества.

Учитывая роль Парламента в процессе законотворчества возможно выделить три больших этапа. Каждый из данных этапов в свою очередь представлен несколькими этапами (более мелкими процедурами):

Промульгация 3

Подготовка законопроекта;

Стадия одобрения и рассмотрения законопроекта Советом Федерации.

Стадия принятия и рассмотрения законопроекта Палатой представителей;

Подписание закона Президентом.

Планирование законотворчества

Планирование законотворчества являет собой реализацию и разработку ежегодных планов приготовления законопроектов.

Созданием названных планов занят Национальный центр правовых исследований и законодательства (до 2008 года его называли Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте). Планы приготовления законопроектов создаются каждый год и, соответственно, конкретный план работает в течение календарного года. В плане фиксируют названия законопроектов, которые необходимо будет подготовить в предстоящем году, субъекты, которые ответственны за подготовку законопроектов и внесения их в Парламент и сроки осуществления данных мероприятий.

Стадии законодательного процесса

Промульгация 2

Планы по своему содержанию упорядочивают 2 этапа законодательного процесса:

1. Законодательную инициативу.

2. Подготовку законопроекта

Планы подготовки законопроектов создаются на основании предложений субъектов права законодательной инициативы, каких-либо других государственных органов и общественных объединений, научных организаций, собственных предложений Национального центра и граждан. Предложения, которые поступили, анализирует Национальный центр на предмет обоснованности и их можно отклонены (100 из 140 предложений по факту отклоняются, большая часть ввиду того, что уже есть действующие законы, которые регулируют необходимые отношения).

Сформированный план приготовления законопроектов вносит Национальный центр на рассмотрение Президенту. Глава государства утверждает своим указом план, в связи с этим план обязателен для исполнения.

Подготовка законопроекта

На данной стадии составляют текста проекта закона. Вообще-то подготавливать законопроект способен каждый субъект. Но фактически главными разработчиками законопроектов в Российской Федерации являются:

1. Национальный центр и законодательства. Элемент стадии приготовления законопроекта — это проведение экспертиз проектов закона.

2. Правительство. в частности, государственные комитеты и министерства, подчиненные ему. В современных условиях, как это ни парадоксально, создание законопроектов является делом, в первую очередь, органов не законодательной, а исполнительной власти.

Экспертиза – это проверка закона на соответствие некоторым требованиям.

Существуют два типа экспертиз:

a. Необязательные: гендерная, лингвистическая, экологическая. Данные экспертизы производятся, когда решение об этом принял Парламент.

b. Обязательные. В Российской Федерации на сегодня две необходимые экспертизы законопроектов:

юридическая экспертиза. Данная проверка законопроекта на то, что они отвечают правовым актам с большой юридической силой, на совместимость с ныне действующими законами, на то, что они отвечают нормотворческой технике.

Нормотворческая техника

Промульгация

Нормотворческая техника – это совокупность правил формулировки положений проекта правового нормативного акта, размещение этих положений в тексте проекта.

Юридическую экспертизу по отношению ко всем проектам законов производит Национальный центр правовых исследований и законодательства.

Заключение по итогам юридической экспертизы обязательной силы не имеет. Это означает, что субъект права законодательной инициативы способен внести проект закона в Парламент и с негативным заключением.

Криминологическая экспертиза. Это новый тип экспертизы законопроектов. Криминологическая экспертиза являет собой проверку законопроектов для недопущения в них норм, которые содействуют преступности. Криминологическая экспертиза по отношению ко всем проектам законов производится научно-практическом центром проблем укрепления правопорядка и законности Генеральной Прокуратуры.

Законодательная инициатива

Законодательная инициатива – это перенесение приготовленного проекта закона на рассмотрение Палаты представителей.

Конституция определяет исчерпывающе круг субъектов права законодательной инициативы:

1. Граждане РФ, которые обладают избирательным правом в числе не меньше 50 тысяч человек;

3. Депутаты Палаты представителей . Законопроект может внести группа депутатов или даже один депутат палаты;

4. Совет Федерации. Обратим внимание, что отдельный член верхней палаты — это в отличие от депутата Палаты представителей не субъект права законодательной инициативы. Решение о внесении законопроекта принимает в целом Совет Федерации при помощи голосования;

Предмет законодательной инициативы — это готовый текст законопроекта, а не предложения, идеи о его принятии.

Когда законопроект вносится субъектом права законодательной инициативы, то Палата представителей должна его рассмотреть на пленарном заседании или на заседании с участием депутатов.

Мы коротко рассмотрели промульгацию: опубликование Закона, проблематика законодательства, стадии законодательного процесса, нормотворческая техника, субъекты права законодательной инициативы, как обнародовать закон. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу

Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое - Промульгация, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность - это анонимно и всем видно.

Традиционно стадии подписания и обнародования за­кона считаются завершающей процедурой законодательного процесса. Как справедливо отмечает О. Д. Куксов, вступление закона в силу свидетельствует, что основная цель деятельно­сти законодателя достигнута, а именно: нормативный право­вой акт, обладающий высшей юридической силой, создан и обладает всеми необходимыми свойствами для выполнения регулирования общественных отношений. Факт опубликова­ния (обнародования) закона имеет особое юридическое зна­чение для установления момента вступления в силу закона и его дальнейшей реализации. Таким образом, именно факт опубликования закона выступает как заключительный аспект законодательного процесса.

Федеральные законы подписываются либо отклоняются Президентом Российской Федерации в порядке, установлен­ном ст. 107 Конституции Российской Федерации. Именно по­этому стадия его подписания начинается с момента регистра­ции в Администрации Президента Российской Федерации одобренного закона Советом Федерации.

После поступления закона в Аппарат Президента и его регистрации руководитель Администрации расписывает указанный закон в Правовое экономическое и внутриполити­ческое управление администрации Президента, а также рас­сылает закон представителям Президента в Государственной Думе, Совете Федерации, Конституционном Суде и Мини­стерстве юстиции Российской Федерации.

Указанные субъекты, в свою очередь, вырабатывают реко­мендации к принятому закону о его подписании либо непод­писании.

Если Главное государственно-правовое управление Пре­зидента Российской Федерации рекомендует Президенту Российской Федерации отклонить федеральный закон, то в необходимых случаях оно представляет также проект распо­ряжения о назначении официального представителя Прези­дента Российской Федерации при повторном рассмотрении данного федерального закона палатами Федерального Собра­ния.

Обязанность Президента подписать и обнародовать феде­ральный закон в соответствии с ч. 2 ст. 107 Конституции Рос­сийской Федерации устанавливается на срок 14 дней.

В случае отклонения федерального закона Президентом Российской Федерации существуют три возможных решения об отклонении:

  1. Отклонение без рассмотрения, так как нарушена про­цедура представления закона и сопровождающих его доку­ментов.
  2. Отклонение с указанием противоречий, устранение ко­торых позволит в случае принятия Федеральным Собранием подписать закон.

Во всех трех случаях возможного отклонения федерально­го закона наблюдается возникновение дополнительной стадии законодательного процесса - стадии преодоления вето Пре­зидента Российской Федерации. Предлагаем обратиться к ее наиболее спорным моментам.

В случае отклонения федеральный закон вновь поступает на рассмотрение в обе палаты Федерального Собрания Россий­ской Федерации, где, в случае одобрения его первоначального текста большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит обязательному подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Помимо этого, для урегулирования возникших разногла­сий между Президентом Российской Федерации и палатами Федерального Собрания Российской Федерации по поводу принимаемого закона может быть создана согласительная ко­миссия по аналогии с комиссией Государственной Думы и Со­вета Федерации.

Именно неточное регулирование обязанности Президен­та в случае преодоления его вето подписать и обнародовать федеральный закон в настоящее время является довольно дис­куссионным.

Далее А. И. Абрамова приводит положения из законов субъектов Российской Федерации, согласно которым в некото­рых из них (Тюменская, Иркутская области) в случаях непод­писания главой субъекта в положенный законом срок, такой закон вступает в силу.

Иным образом решается подобный вопрос в Республике Мордовия, где также в случаях неподписания главой Респу­блики принятого закона, его подписывает и обнародует глава законодательного органа Республики.

Тем не менее на федеральном уровне вопрос об уклоне­нии Президента от обязанности подписания закона до сих пор остается открытым. Более того, согласно решению Кон­ституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации не является отклонением федерального закона возвращение Президентом закона в соответствующую палату Федерального Собрания по причине нарушения палатой уста­новленных Конституцией требований к порядку его принятия.

В данном случае мы согласны с мнением А. И. Абрамо­вой о том, что наиболее предпочтительным и действенным представляется вариант, при котором Президент подписыва­ет закон и обнародует его, но одновременно направляет пред­ставление в Конституционный Суд Российской Федерации о несоответствии закона или отдельных его положений Консти­туции Российской Федерации. И в том, и в другом случае фе­деральный закон вступает в силу за исключением тех положе­ний, относительно которых имеются возражения Президента.

На наш взгляд, данное положение должно найти свое от­ражение в Правотворческом кодексе Российской Федерации. Так, установление в нем нормы, указывающей на процедуру приостановления некоторых положений закона с необходи­мостью проверки их на конституционность, и возможность их дальнейшей переработки, приведет к наиболее точному толкованию ст. 107 Конституции Российской Федерации, а также конкретно определит спорную процедуру подписания Президентом федеральных законов. Помимо этого, на наш взгляд, необходимо установить конкретные сроки проверки подобных положений, чтобы в случае признания их консти­туционными отсутствовал момент волокиты их вступления в законную силу.

Возвращаясь к процедуре подписания федеральных кон­ституционных законов, отметим, что согласно ст. 108 Конститу­ции Российской Федерации, федеральный конституционный закон, принятый обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации подлежит подписанию и обнародова­нию Президентом Российской Федерации в течение 14 дней. То есть по логике Президентское вето на него не налагается. Тем не менее, с учетом приведенного нами выше определения Конституционного Суда Российской Федерации, при поста­новке вопроса о конституционности отдельных положений такого закона Президентом, отклонением закона данная про­цедура не является, что также, на наш взгляд, содержит мно­жество спорных моментов и требует своего законодательного решения по аналогии с подписанием федеральных законов.

Также одним из основных аргументов указанной позиции является то, что опубликование может выступать в качестве стадии законодательного процесса только в случае, если главе государства предоставлено право самому принимать реше­ние относительно того, опубликовать, либо не опубликовать санкционированный им закон. Там, где глава государства не обладает таким правом, опубликование не является стадией законодательного процесса, поскольку автоматически следует за санкционированием или промульгацией закона главой го- сударства.

Однако, с учетом наличия дополнительной стадии прео­доления вето Президента, а также соглашаясь с позицией ряда авторов по данному вопросу, считаем целесообразным выде­лить отдельный основной завершающий этап законодатель­ного процесса - стадию официального опубликования закона.

Также в соответствии с указанным законом федеральные конституционные законы и федеральные законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, не являющихся официальными источниками для публикации данного вида федеральных документов.

Помимо этого, указанные законы могут быть доведены до всеобщего сведения, а именно обнародованы, по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переда­ны по каналам радиосвязи, распространены в машиночитае­мой форме.

Основным разграничительным критерием опубликова­ния и официального опубликования служит, на наш взгляд, наличие у издательств официального опубликования специ­альных на то полномочий, правильность, а именно грамотное и достоверное изложение законов в которых контролируется и проверяется со стороны законодательных органов, принявших их. Помимо этого, текст закона в подобных издательствах, как мы уже отмечали выше, должен быть изложен в полном объ­еме, кроме того, зачастую совместно с ним в источниках офи­циального опубликования печатаются и сопроводительные к закону положения, носящие конкретизирующий и разъясня­ющий его характер. Как справедливо отмечает О. Д. Куксов, законы публикуются в особом порядке специальным государ­ственным органом, который наделен правом проверки пра­вильности и систематичности изложения законотворческого материала; в момент опубликования закона в общем порядке определяется также момент вступления конкретного закона в силу (если в самом законе не определен этот момент).

В иных же источниках опубликования может быть изло­жен не весь текст закона, а выдержки из него. При этом до­стоверность изложения подобных публикаций не подлежит обязательному контролю.

Как справедливо отмечает О. Д. Куксов, предназначение обнародования заключается в основной презумпции государ­ственно-правового характера о знании гражданами государ­ства всех без исключения правовых норм, содержащихся в законах- Нельзя не согласиться и с мнением А. И. Абрамовой и Т. Н. Рахманиной в том, что состояние гласности в этой обла­сти непосредственно затрагивает права и законные интересы граждан и других субъектов права. Их информированность о действующем законодательстве и должна стать определен­ным средством обеспечения этих прав и свобод, необходимой предпосылкой знания законов.

Именно поэтому, на наш взгляд, обнародование закона логически включает в себя как процедуру официального опу­бликования, опубликования вообще, также и распростране­ние информации о принятом законе по различным каналам связи.

Юридические энциклопедические словари объясняют этот термин следующим образом: официальное провозглаше­ние закона, принятого парламентом, санкционирование зако­нопроекта главой государства в установленные конституцией сроки (обычные или сокращенные), а также опубликование закона в официальном сборнике. Данное определение про­мульгации является довольно спорным ввиду того, что вклю­чает в себя слишком широкое понимание промульгации. Из подобного широкого понимания промульгации исходят ав­торы коллективной монографии о правотворчестве субъектов Российской Федерации.

Согласно узкому подходу к пониманию промульгации, сторонником которого, например, является Б. А. Страшун, следует различать промульгацию, санкционирование и опу­бликование. Промульгация понимается этим ученым как издание специального акта, содержащего распоряжение об официальном опубликовании закона. Промульгация осу­ществляется, как правило, актом главы государства, текст кото­рого в официальных изданиях предшествует тексту промуль­гируемого закона.

Отметим, что мы являемся сторонниками широкого под­хода к пониманию промульгации. Так, согласно Современно­му словарю иностранных слов, промульгация - это официаль­ная публикация, обнародование какого-либо закона.

Согласно наиболее точному определению, данному Боль­шим юридическим словарем, промульгация является терми­ном, заимствованным российской правовой наукой из кон­ституционного права ряда зарубежных стран, обозначающим опубликование принятого и утвержденного закона в офици­альном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные конституцией или законом сроки. Только по­сле промульгации закон, как правило, обретает обязательную силу.

То есть в данном случае промульгация является не каким- либо набором действий, как то издание акта о санкционирова­нии закона, а необходимым условием для приобретения при­нятым законом характера высшей юридической силы.

С точки зрения исследуемой нами стадии опубликования закона представляют интерес дискуссионные вопросы, связан­ные со вступлением закона в силу. Несмотря на то, что данный акт является необходимой составляющей не законодательно­го, а скорее правоприменительного процесса, все же мы счи­таем необходимым проанализировать переход от обнародова­ния закона к наделению его непосредственной юридической силой. Как справедливо отмечает А. И. Абрамова, данный этап необходим для того, чтобы с новым законом, прежде, чем последний начнет применяться, были ознакомлены все слои населения и, в первую очередь, лица, к которым закон обра­щен непосредственно. Это позволяет указанным субъектам до введения закона в действие изучить его и сообразовать с ним свое поведение.

Необходимо отметить, что в научной литературе дан­ный тезис считается позитивным моментом. Как отмечают А. И. Абрамова и Т. Н. Рахманина, действуя вне зависимости от срока поступления на места соответствующих номеров офи­циальных изданий как условия вступления акта в силу, систе­ма гарантирована от различных нежелательных последствий, которые возможны в результате халатности или даже злоупо­треблений должностных лиц на местах.

Тем не менее, как указывают и вышеперечисленные авто­ры в частности, данная система на практике не лишена своих недостатков. Трудности скорейшей доставки официальных изданий на места, обусловленная широким охватом террито­рии нашей страны, бедственное положение многих удаленных районов (в некоторых из которых элементарно отсутствует электричество), искаженное позиционирование многих по­ложений принимаемых законов со стороны средств массовой информации, низкий уровень правовой культуры населения - вот лишь краткий перечень факторов, отнюдь не способству­ющих обнародованию законов в его идеальном теоретико­правовом смысле.

Более того, сама законодательная практика вступления закона в силу порой создает негативное восприятие всего за­конодательного процесса с точки зрения населения. Так, суще­ствует три варианта сроков вступления закона в силу:

  1. Традиционный вариант, при котором законы вступают в законную силу по истечении 10 дней после их официального опубликования. На наш взгляд, данный срок является наиболее приемлемым для наилучшей реализации принципа глас­ности и презумпции знания закона населением.
  1. Вариант, при котором дата вступления закона в силу определена конкретно, при этом на ознакомление с законом населению отводится увеличенный промежуток времени (ме­сяц, полгода, год и пр.). Мы считаем, что однозначной оценки подобному варианту дать нельзя, так как, несмотря на доволь­но большой срок ознакомления с искомым законом, рас­тянутый по времени момент вступления его в силу не всегда положительно может сказаться на актуальности его регули­рования. Так, за это время обстановка в стране и мире может измениться настолько, что большая часть положений такого закона устареет.
  2. Вариант вступления закона в силу со дня его официаль­ного опубликования. Данный вариант, на наш взгляд, являет­ся наиболее отрицательным, так как сложно предположить основную цель подобного установления сроков. Совершенно очевидно, что возможность ознакомления с подобным зако­ном утрачивается полностью. Тем более что, кроме того, что практика установления усеченного срока вступления в силу закона является довольно частой, к сожалению, существуют ситуации, при которых все осложняется еще и тем, что указан­ные законы зачастую могут носить характер усиления ответ­ственности, либо каким-либо образом ухудшают положение граждан. При этом у населения полностью отсутствует воз­можность соотнести желаемое в законе поведение с действи­тельностью.

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Читайте также: