На кого возлагаются обязанности по восстановлению неисправных водоисточников

Обновлено: 23.05.2024

3 сентября 2019

Об организации противопожарного водоснабжения объектов на период строительства

(информация застройщикам с целью предупреждения нарушений обязательных требований пожарной безопасности при организации проведения строительно-монтажных работ)

В соответствии с пунктом 364 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 "О противопожарном режиме", к началу основных работ по строительству должно быть предусмотрено противопожарное водоснабжение объекта капитального строительства от пожарных гидрантов или резервуаров (водоемов).

Необходимость устройства и требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения, регламентируются статьями 62, 68, 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 8.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения".

В соответствии с требованиями пожарной безопасности здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов (включая объекты капитального строительства) должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, на период строительства, а также их параметры определяются выше названным Федеральным законом и отражены в разделе 9 проектной документации "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности". При разработке проекта организации строительства и графика производства работ в обязательном порядке должны учитываться требования пункта 364 Правил противопожарного режима в РФ и указываться источники противопожарного водоснабжения на период строительства объекта. Как правило, это существующий или проектируемый водопровод с установкой пожарных гидрантов находящихся на расстоянии не более 200 метров от объекта капитального строительства. В случаях, когда планом производства работ ввод проектируемых водопроводных сетей с устройством пожарных гидрантов не предусматривается к началу основных строительных работ проектом организации строительства, предусматривается устройство на территории строительной площадки запасов воды (естественных водоисточников или резервуаров) для целей пожаротушения. Объем определяется расчетом исходя из требуемого расхода воды на наружное пожаротушение в соответствии с СП 8.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения".

У въездов на строительную площадку устанавливаются (вывешиваются) планы с нанесенными строящимися основными и вспомогательными зданиями и сооружениями, въездами, подъездами, местонахождением водоисточников, гидрантов, средств пожаротушения и связи.

В соответствии с пунктом 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, а для пожарных резервуаров с указыванием объема воды.




Специалисты отдела пожарного надзора Департамента обращают внимание проектировщиков и всех участников строительства на своевременность и обязательность выполнения выше указанных требований по обеспечению строительных площадок противопожарным водоснабжением на стадии организации строительного городка и начала строительно-монтажных работ.

В соответствии с требованиями пункта 392 Правил противопожарного режима в Российской Федерации предусмотренный проектом внутренний противопожарный водопровод и автоматические системы пожаротушения необходимо монтировать одновременно с возведением объекта. Противопожарный водопровод вводится в действие до начала отделочных работ, а автоматические системы пожаротушения и сигнализации к моменту пусконаладочных работ (в кабельных сооружениях до укладки кабелей).


Обращаясь к п. 5.2.4 Требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, истец подчеркнул, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Согласно п. 3.5 ГОСТ Р 50597-2017 срок ликвидации повреждений составляет не более 12 суток для автомобильных дорог категории Е (улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки).

В исковом заявлении также отмечалось, что согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юрлица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Изучив материалы дела, суд отметил, что предоставление гражданам коммунальных услуг по водоснабжению регулируется Законом о защите прав потребителей. Он также напомнил, что общественные объединения потребителей для осуществления уставных целей вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных лиц.

Со ссылкой на п. 1, 4 и 5 ч. 1. ст. 3 Закона о водоснабжении суд подчеркнул, что одними из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются охрана здоровья населения и улучшение качества его жизни путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Как отмечается в решении, согласно материалам дела водоканал осуществляет централизованное холодное водоснабжение центральной части г. Миасса и оказывает данные коммунальные услуги потребителям, чьи объекты подключены к централизованной системе водоснабжения, за плату. Бездействие гарантирующего поставщика по восстановлению нарушенного благоустройства в виде дорожного покрытия земляных работ в связи с устранением аварии влечет нарушение прав неограниченного круга потребителей на благоприятные условия проживания в многоквартирных домах, расположенных в центральной части города.

Суд подчеркнул, что исковое заявление предъявлено в защиту прав потребителей общественной организацией, наделенной данным правом. Ссылаясь на п. 2 Правил производства земляных работ, он отметил, что после выполнения указанных работ должно быть выполнено комплексное восстановление нарушенного благоустройства территории, в том числе дорожного покрытия, бортового камня, растительного грунта, элементов озеленения и малых архитектурных форм, а также подъездных дорог и проездов к месту ведения работ.

В итоге суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для обязания ответчика восстановить разрушенную дорогу. Принимая во внимание ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, а также учитывая, что ответчику необходимо время для выполнения данной обязанности, суд установил срок исполнения решения, предложенный истцом, – в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу. По мнению суда, такой срок является разумным и достаточным. Обязанность контролировать выполнение правил производства указанных работ суд возложил в том числе на управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа. По мнению суда, оснований полагать, что данная обязанность не будет исполнена администрацией при сдаче восстановленного благоустройства по акту приемки, не имеется.

Юрист пояснил, что в ордере был указан конкретный срок завершения работ – 1 ноября 2020 г., однако по факту работы закончились на 9 месяцев позже. По мнению Сергея Гаврюшкина, кроме обязанности по восстановлению асфальтового покрытия, водоканал должен понести административную ответственность в виде штрафа. Так, ст. 17 Закона об административных правонарушениях в Челябинской области предусматривает ответственность за несоблюдение указанных в письменном разрешении (ордере на производство земляных работ) сроков производства земляных работ.

Читайте также: