Какие процессы должны осуществлять автоматизированные библиотечные информационные системы

Обновлено: 01.05.2024

АБИС– это системы, обеспечивающие с помощью средств автоматизации: программных, организационно-технических, информационных, лингвистических, кадровых, сбор, обработку, хранение, поиск и распространение библиотечной или библиографической информации, обслуживания пользователя системы.

АБИС в широком смысле слова – это сложный организационно-функциональный, технологический и программно-технический комплекс (требующий разнообразных средств обеспечения), предназначенный для осуществления в автоматизированном режиме библиотечно-информационных процессов, обслуживания пользователей библиотеки и обеспечения их доступа к внешним электронным информационным ресурсам, а также для обеспечения жизнедеятельности системы.

Основная задача АБИС – своевременное доведение до потребителя достоверной, полной и точной информации, представляемой в удобной для восприятия потребителя форме, с помощью вычислительной техники и средств передачи информации.

Требования к АБИС:

· Современные АБИС должны быть интегрированными системами. Аспекты интегрированности:

– большая автоматизированность системы, библиотечных функций и задач (поддерживается как можно большее количество) – при обязательном объединении их в единое целое, это позволяет достичь одноразовой обработки информации в одном из модулей системы и использования ее в других компонентах системы.

– В таких системах можно проследить 2 основных пути в библиотеке: путь документа (от комплектования до выдачи) и путь читателя (регистрация, какое количество и какие документы у него находятся, сведения об их возврате, о количестве посещений, о количестве пользования библиотекой в интерактивном режиме).

– Способность АБИС взаимодействовать с другими АБИС, в первую очередь, в своей корпоративной сети, с целью создания и совместного использования информационных ресурсов.

· Поддерживает ли обменные форматы (RUSMARC, UNIMARC, MARC.21. BELMARC…) и обменные протоколы для корпоративного взаимодействия (традиционные протоколы Интернет и, в особенности, протокол Z39.50).

· Поддержка как можно большего количества и качества средств ЛО (ББК, УДК, МЭШ, ГрНТИ…).

· Современная АБИС должна иметь шлюз в Интернет, функционирование которого обеспечивают специальные модули без переналадки системы с любой точки АБИС.

· Современные АБИС должны строиться по системе клиент-сервисной архитектуре. Это значит, что гарантируется доступ отдаленных пользователей на сервер системы, без передачи пакета сведений как это происходит с АБИС файл-сервисной системой.

· Система должна иметь дружественный интерфейс. Такие системы дают возможность простой (для малоподготовленных) и усложненной (для др.) поиска. Возможность получать различного вида информацию в одном и том же окне, возможность открыть в этом окне. Красивый удобный дизайн системы. Наличие в системе средств мультимедиа (звук, изображение, звукоряд…)

· Отрытая АБИС. Чтобы можно было ее модифицировать, изменить, чтобы была возможность переноса информационных ресурсов, БД, которые созданы в старой версии системы в новую (Например, ИРБИС открытая система).

АБИС поддерживает выполнение следующих функций библиотечной деятельности, реализуемых в соответствующих функциональных подсистемах:

· Формирование и учет фондов;

· Хранение информационных ресурсов б-ки;

· Каталогизация и ведение каталогов;

· Управление библиотечной деятельностью.

Функциональная структура АБИС:

1. Подсистема сбора, обработки и ввода информации в систему – в ней осуществляются: комплектования фондов б-ки, создание БО, аннотирование и реферирование документа, индексирование; заполнение предмашинного формата, с помощью которого информация представляется в формализированном виде, удобном для перевода на машиночитаемые носители; ввод в систему заключающийся, заключающийся в подготовке машиночитаемых носителей информации с закодированными на них данными о документах, изъятие устаревших документов.

3. Подсистема хранения и накопления информации – решает задачу рациональной организации накопления и хранения: первичных документов в БФ, вторичных – в автоматизированных банках данных.

4. Подсистема библиотечного обслуживания: избирательное распространение информации – автоматический поиск информации в соответствии с постоянными запросами абонентов, и организацию их систематического информирования о вновь поступающей в систему информации; ретроспективный поиск информации – обеспечивает автоматический поиск в накопленном массиве по разовым запросам потребителей информации в пакетном, либо диалогом режиме; подготовку и выпуск информационных изданий – обеспечивает автоматическое формирование и полиграфическое оформление информационных изданий различных видов и системы научно-вспомогательных указателей к ним.

5. Подсистема управления – осуществляет анализ, оценку, контроль и управление всеми технологическими процессами в АБИС.

Основные средства обеспечения АБИС:

Информационное обеспечение АБИС – это совокупность информации, обрабатываемой АБИС, средств ее кодирования, методов организации, хранения и контроля (входные и выходные данные).

Лингвистическое обеспечение – это комплекс ИПЯ, применяемых в АБИС, средство их представления, технология использования (входит в информационное обеспечение в проектировании).

Программное обеспечение – комплекс машинных программ, предназначенных для реализации на ЭВМ математических методов обработки данных и для управления работой ЭВМ (прикладные, системные программы…).

Организационное обеспечение: 1. кадры, 2. организационная документация, техническая документация, стандарты.

Организационная структура АБИС

Организационно-технологическая структура АБИС

Сетевые технологии АБИС

Локальные, распределенные и глобальные АБИС


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Процессы внедрения средств современной вычислительной техники и новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности в России интенсивно продвигаются, несмотря на остающуюся недостаточно стабильную экономику страны и другие проблемы, связанные со становлением государства. Это не удивительно: таковы общемировые тенденции. Разумеется, однако, что оперативность и результативность внедрения указанных средств в разных странах далеко не одинаковы. Особенно следует подчеркнуть тот факт, что развитие современных компьютерных технологий наиболее активно проявляется в таких сферах деятельности, как управление, банковское дело, экономика, библиотечное и информационное обслуживание.

В ходе происходящих преобразований в России библиотеки, как хранилища знаний и информации, являющаяся важнейшими факторами развития экономики, неуклонно повышают свою значимость. Сегодня библиотеки в первую очередь ориентируются на пользователя, а не только занимаются формированием своих фондов. Это весьма показательная переориентация центров тяжести во внутрибиблиотечной деятельности. Действительно, в эпоху централизованного финансирования комплектования библиотеки были преимущественно озабочены тем, чтобы получить больше средств и пополнить фонды ненужной им литературой, автоматически считая, что она нужна и читателю.

Автоматизация понимается как применение программно – технических средств, экономико-математических методов и систем управления, частично или полностью освобождающих человека от выполнения рутинных операций в процессах сбора, преобразования, передачи и использования информации.

Целью автоматизации является повышение производительности и эффективности труда, улучшение качества информационной продукции и услуг, устранение однообразных трудоемких и монотонных операций.

Как и в других сферах человеческой информационной деятельности, библиотечной практике присущи все основные преимущества автоматизации:

- устранение рутинных ручных операций, неизбежных при обработке информации;

- существенное ускорение процессов обработки и преобразование данных;

- повышение точности учетных и отчетных данных;

- расширение возможностей организации и разностороннего использования информационных ресурсов за счет, в частности, использования высокоорганизованных структур данных и систем управления ими;

- высвобождение времени работников для решения творческих задач. Однако, в библиотечные технологии автоматизация вносит также ряд дополнительных преимуществ, хорошо известных всем работникам автоматизированных библиотек. Например, разве можно сравнить по скорости и качественным показателям результатов ручной перебор каталожных карточек в традиционном каталоге с многоаспектным поиском в электронном каталоге? Другой пример – стоит сопоставить процессы и результаты формирования заказа путем просмотра рекламных изданий, тем или иным путем попавшим на стол комплектатору, и на основе использования CD-ROM дисков крупнейших подписных агентов издательств. Таких примеров может быть много, суть одна: автоматизация нужна библиотекам, без автоматизации невозможно развитие библиотек и библиотечной деятельности в целом.

Библиотека представляет собой учреждение, содержащее интеллектуальные ценности общества и обеспечивающая использование этих ценностей для целей образования, научных исследований и культурного развития личности. Библиотека играет важную роль в учебно – воспитательной и научно – исследовательской работе высшего учебного заведения. Автоматизация и механизация библиотечке – библиографических процессов призваны решать такие задачи, как облегчение библиотечного труда, повышение его производительности, улучшение обслуживания читателей.[28]

Теоретические проблемы автоматизации библиотечке –библиографических процессов носят комплексный многоотраслевой характер, изучением их занимаются библиотековедение, информатика, освоение и внедрение технических средств идет в библиотеках, библиографических учреждениях и органах информации.

Целями автоматизации библиотечно – библиографических процессов в библиотеке также могут служить:

- сокращение трудозатрат на выполнение технологических операций, связанных с комплектованием, организацией и использованием фондов и БД, справочно – информационном информационным обслуживанием и информационным обеспечением пользователей системы;

- расширение состава оказываемых пользователям услуг, в частности, путем включения в работу библиотек нетрадиционных для них услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, связанных с подготовкой, ведением и оперативным предоставлением фактографической информации;

- повышение комфортности работы пользователей, персонала библиотеки;

- расширение возможностей библиотечного и библиографического обслуживания;

- совокупность всех указанных целей.

Для библиотеки, в силу ее особенностей, социальной направленности и приоритетной роли человеческого фактора особую роль в процессе проектного исследования и разработки играет этап предпроектного исследования, требующий тщательности и полноты проведения всех основных его составляющих. Успешное решение проблемы построения АБИС базируется на оптимальном выборе или разработке программно – аппаратурного обеспечения, выработке эффективности автоматизированной технологии и связанного с ней комплекса информационно – лингвистических средств и организационно – управленческих решений. Разработка основных компонентов АБИС проводится в соответствии с общей целью автоматизации и задачами объектов автоматизации, в соответствии с выбранными критериями эффективности на платформе системного анализа и с учетом требований современных информационных технологий. [86]

Всестороннее, научное обоснование и нацеленное на успешную практическую реализацию решения проблемы автоматизации библиотечно –информационных систем требует соблюдение базовых принципов построения АБИС и совокупности рекомендаций по практическому внедрению результатов разработки. Научно – методической платформой эффективного построения АБИС и сетей являются следующие базовые принципы:

1. Принцип идентичности. Разработка новой, совершенствование уже существующей и внедрение полученной извне АБИС являются идентичными научно-прикладными проблемами, отличающимися друг от друга только содержанием ряда этапов и временными параметрами;

2. Принцип аппаратурной совместимости. Выбор аппаратурного обеспечения АБИС определяется уровнем технической оснащенности объекта автоматизации и совместимостью с уже имеющимся оборудованием и планируемыми к внедрению программно-технологическими средствами;

3. Принцип интегрированности и модульности программного обеспечения. Разработка прикладного программного обеспечения АБИС производится в виде интегрированной системы модульного типа в среде распространенных семейств операционных систем (ОС) и систем управления базами данных (СУБД) с учетом требований информационного, лингвистического и телекоммуникационного обеспечения;

4. Принцип технологичности. Автоматизированная технология означает разработку новой технологии или модернизацию существующей в условиях АБИС и не допускает простого использования разработанного программно – аппаратурного обеспечения в условиях старых традиционных технологий;

5. Принцип однократности. С учетом соблюдения известного принципа одноразовой обработки информации обосновывается однократная генерация и однократное хранение каждого вида информационного ресурса для многократного и многоаспектного использования в локальных и сетевых системах;

6. Принцип корпоративности. Обосновывается необходимость корпоративности и распределенности создаваемого и развиваемого библиотечно – информационного ресурса в условиях автоматизации;

7. Принцип сетевой интеграции. Обосновывается необходимость сетевой интеграции и построения единой технологии обновления информационного ресурса и обслуживания локальных и удаленных пользователей, связывающий два уровня для каждого объекта в условиях АБИС.

8. Принцип мониторинга и управления. Обосновывается необходимость постоянного мониторинга для получения качественных и количественных характеристик функционирования АБИС на основе встраиваемых и специально разрабатываемых средств интеллектуальной статистики;

9. Принцип международной кооперации. Разработка и развитие АБИС и сетей производится с ориентацией на межбиблиотечное сотрудничество и кооперацию, и в соответствии с правилами и протоколами международного информационного обмена.

1.2. Библиотека как объект автоматизации

Всевозрастающие информационные потоки выражались в сложной и трудоемкой их ручной обработке. Данный процесс способствовал появлению вычислительной технике в библиотеках. Процесс начинается в 70-80 г. XX в. и был обусловлен распространению персональных компьютеров.

До этого в нашей стране в отдельных крупных библиотеках, информационных центрах применялись большие и средние вычислительные машины серии ЕС и СМ, для которых разрабатывались специальные программы и они нуждались в специальном обслуживание. За рубежом даже в средних библиотеках в этот период уже создаются информационно-вычислительные сети. Такое положение обусловлено за рубежом проведением такой библиотечной политики, которая ориентирована на отведение центрального места вопросам технического оснащения библиотек и их сетей.

В настоящее время понятие библиотека подразумевает информационное, культурно-просветительское, а порой научно-исследовательского учреждения, социальный институт информации.

Термин компьютеризация был предложен американскими специалистами в конце 80-х гг. XX в. В середине 90-х гг. он возродился на кафедре библиотековедения МГУКИ, означал он применение средств компьютеризации и телекоммуникации для решения конкретных производственных задач, направленных на совершенствование процессов библиотечно-библиографического обслуживания, формирование фонда, создание электронных баз данных.

Термин телекоммуникация имеет несколько значений и означает организацию среды из каких либо средств и наличие связи (линий связи) для обеспечения обмены данными. [45]

При коммунистическом режиме невозможно было даже и думать о таких понятиях как интернет, электронная почта, а не то чтобы их предоставлять во всеобщее пользование. Под понятием автоматизация понималось наличие счетной машинки под рукой, тележек для перемещения книг, а так же грузовых лифтов и наличие стационарного телефона – все это разумеется в чем-то облегчало работу библиотекарей, но все же делало их труд рутинным.

Современная библиотека напрямую связана с развитием информатики и информационной технике; информационные технологии позволяют быть ей современной, актуальной и оперативной в предоставлении информации. Информационные технологии в библиотечном деле базируются на основе аппаратных средств и программных продуктов. Аппаратные средства относятся к числу опорных технологий. Опорные технологии – это такие информационные технологии которые могут применяться в любой сфере человеческой деятельности.

Программные продукты подразделяются на операционные системы, пользовательские оболочки, вспомогательные программы, коммуникационные программы, антивирусные программы.

В меньшей степени можно отнести к опорным технологиям, так называемые пакеты функциональной обработке информации. К ним относятся текстовые и табличные редакторы, системы управления базами данных, офисные интегрированные пакеты, программы синтеза и распознавания речи и программные продукты обеспечения распределенной обработке информации. В настоящее время в связи с бурным развитием научных знаний и числом профессиональных задач возникает иерархическая система управления, в том числе система управления библиотечно-библиографическими процессами; где на каждой ступени управления создается автоматизированное рабочее место. В основу рабочего систематизированного места положены принципы системности, гибкости, устойчивости, эффективности.

- Системность, где систематизированное рабочее место рассматривается как система, структура, которая определяется функциональным назначением.

- Гибкость – приспособление системы к возможным перестройкам.

- Устойчивость - система автоматизированного рабочего места должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних факторов, где недочеты на отдельных ее участках легко устраняемы, а работа системы быстро восстанавливается.

- Эффективность – показатель окупаемости затрат на создание и использование системы ее производительности.

Эффективность достигается только при рациональной организации процесса и разграничением обязанности между человеком и машиной. Автоматизированное рабочее место (АРМ) может быть: индивидуальное, групповое, коллективное. В большинстве случаев применительно к библиотечно-информационной отрасли АРМ выступает в роли следующих разновидностей:

- АРМ администратора сети.

АРМ прежде всего должно иметь:

- техническое обеспечение (комплекс технических средств, ПК, принтер, сканер, графопостроитель, радиотелефонная связь, модем и т.д.);

- программное обеспечение (операционные системы, MS DOS, Windows и прикладные программы MS, Offis, word, excel и т.д.), а также прикладных программ, обеспечения для организации профессиональных задач библиотечной информационной деятельности. Ярким примером может служить автоматизированная библиотечно-информационная система MARC и MARC SQL);

- информационное обеспечение – (массивы информации, имеющие свободный доступ к ним);

- организационное обеспечение – (средства и методы организации, подготовки и повышения кадров и т.д.);

- соблюдение норм безопасности.

Работа библиотек в настоящее время невозможна без использования в своей работе возможностей системы Интернет, ее ресурсов и поисковых систем.

Поисковые системы Интернет:

Яндекс – единственная российская поисковая система, индексирующая документы в форматах PDF, DOC, RTF, SWF, PPT и XLS. Актуализация системы производится еженедельно.

Google – локализированный российский вариант глобальной поисковой системы, который на сегодня является абсолютным лидером по объему проиндексированных документов, быстроте обработки запроса и корректности ранжирования результатов поиска. Интерфейс программы выполнен на русском языке. Все это делает ее лучшей поисковой системой для выявления иллюстраций. Англоязычный вариант снабжен справочником ресурсов Интернет.

Апорт – в настоящее время система менее разработана; во второй половине 1990-х гг. устарела по большинству показателей. Объем индекса системы составлял 70 млн. страниц.

Отличие системы: искомые слова показываются в контексте документа, что позволяет сразу определить степень соответствия источника интересу пользователя. Имеются специальные режимы для поиска иллюстраций и аудио-файлов. В базе отражено большое количество документов с зарубежных серверов.

Лупа – поисковая система, которая пользуется меньшим спросом. Объем индекса равен менее 15 млн. документов, но она содержит редкие материалы и обладает неплохим справочником.

Tela Textorum – объем около 5 млн страниц, с более чем 30 тыс. сайтов России и ближнего зарубежья. Система содержит много устаревшей информации. В качестве отдельной опции имеется поиск по группам новостей, есть интерфейс на украинском и белорусском языках.

Wais - расширенная информационно-поисковая система; родилась как перспективная разработка четырех ведущих американских компаний и в первое время была коммерческой, пока не появилась ее свободно распространенная версия free Wais. В основу системы положен принцип поиска информации с использованием логических запросов, основанный на применении ключевых слов.

Технология поиска в системе Интернет подразумевает наличие каталогов и поисковых серверов.

Любая поисковая система представляет собой более или менее сложную базу данных, поиск в которой производится путем посылки в базу данных запроса на информацию, чем корректнее сформулирован запрос, тем вероятнее получение ответа. Ответ из базы данных приходит в виде стандартного HTML-документа.

Различные поисковые серверы охватывают различные области информации в Интернет, они используют различные имеющиеся методы индексирования документов и способы оценки значимости слов в них. Если один сервер отказал в ответе на запрос, необходимо обратиться к другому серверу.

Самый простой запрос – формулировка фразы в строке запроса. В ответе получаем списки адресов документов, которые встречают все эти слова в разных падежах, числах и словоформах. В начале списка окажутся документы, где слова запроса встречаются наибольшее количество раз и стоят как можно ближе друг к другу. А если необходимо получить только те документы, где слова фразы запроса стоят подряд, необходимо их взять в кавычки. Для добавления определенных признаков и понятий необходимо дописать к кавычкам скобки, где указать через запятую эти признаки. Если необходимо ограничиться некоторыми словами из формулировки запроса, что подлежит поиску возьмем в скобки, а остальное ненужное вынесем за пределы.

С появлением MARC-SQL библиотеки обрели новую возможность более оперативного и качественного обслуживания пользователей и обработки документов. [39]

АИБС MARC-SQL относится к семейству третьего поколения и является продолжением развития автоматизированных информационных библиотечных систем семейства MARC.

АИБС MARC-SQL обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов:

- создание и ведение электронного каталога;

- обработку поступающих изданий;

- учет библиотечного фонда;

MARC-SQL состоит из пяти АРМ-ов:

- администратор – подсистема, которая осуществляет администрирование систем и баз данных и выполняет функции по адаптации системы к нуждам пользователей;

- комплектование – подсистема, в которой реализуются функции по заказу и учету поступающей и поступившей литературы, контроль поступлений, формирование бухгалтерской отчетности. Подсистема реализуется в рамках локальной сети;

Простой – в запросе могут быть определены один или несколько терминов, объединенных логическими операциями (и/или) и разделенных знаками (пробел / запятая). В запросе можно уточнить библиографический уровень и тип записи для искомых документов;

Расширенный – в запросе могут быть определены один или несколько подзапросов, объединенных логическими операциями (и/или);

Фиксированный – данный поиск создается заранее в виде скриптов, самых популярных запросов к библиографическому описанию. Список может быть пополнен самостоятельно или с помощью разработчиков системы.

Поиск по словарям - осуществляется работа с макрообъектами, т.е. создаются ссылки на документы, создаются различные приложения операционных систем. [9]

АИБС MARC-SQL позволяет предоставить доступ через Интернет к своей базе данных для поиска, просмотра и заказа документов, даже если эта база была создана с помощью однопользовательского или сетевого варианта АИБС MARC.

Через MARC-SQL пользователь может обратиться на Web-сервер библиотеки.

АИБС MARC-SQL – детище MARC-Web, которая позволяла пользователям иметь доступ к другим базам данных через Интернет.

Усовершенствование АИБС MARC-SQL позволило добиться не только создания библиографического описания фильма в целом, но и отдельных его частей, сцен, что позволило при поиске тут же начать воспроизведение фильма с нужного места, а также дополнять сюжет книги кадрами из фильма.

II Функции, принципы создания и требования к АБИС
Разработка АИС, её внедрения и функционирования позволило определить принципы, которые должны учитываться при проектировании АБИС:
• Идентичность - разработка новых, совершенствование уже существующих или внедрение получаемых извне АИС различного функционального назначения явл. в организационном и общем методологическом планах сходными научно-технич. проблемами;
• Непрерывность, поэтапность и преемственность разработки и развития: каждое нововведение служит развитием основных системных принципов и уже достигнутого качества;
• Адаптивность: составляющие АБИС должны обладать св-вами, обеспечивающими быструю адаптацию этих составляющих к изменениям внешней среды и новым средствам;
• Модульный пр. построения программных и технич. средств предполагает, что состав указанных средств состоит из блоков обеспечивающих возможность их замены или изменения с целью совершенствования функционирования АБИС или её адаптации к новым условиям;
• Пр. технологичности: автоматизированная технология означает разработку новой технологии или модернизацию существующей в условиях АБИС и не допускает простого использования разработанного программно-аппаратного обеспечения в условиях старых традиционных технологий;
• Пр. корпоративности: при проектировании АС, входящей в состав с-мы более высокого уровня, должна быть предусмотрена её аппаратная, программная, лингвистическая и информационная совместимость с другими участниками с-мы и сети АБИС;
• Полная нормализация процессов и их мониторинг: многоцелевое использование ин-формации АБИС требует обеспечения высокой достоверности данных в с-ме. Для этого на различных этапах обработки и ввода информ. докум. необходимо использовать различные формы контроля информ., требования к которому могут быть сформированы из состава решаемых задач и обрабатываемых данных;
• Регламентация: АБИС ориентированы на функционирование в промышленном режиме, обеспечивающем массовую поточную обработку информ. докум.; эта обработка регламентируется стандартами, маршрутными и пооперационными технологиями, нормативами на ресурсные и временные показатели, развитой службой диспетчеризации.
• Экономическая целесообразность: создание АБИС должно предусматривать выбор таких проектных решений, которые при условии достижения поставленных целей и задач обеспечивают минимизацию затрат финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
• Типизация проектных решений: разработка и развитие АБИС и их сетей производится с ориентацией на межбиблиотечное сотрудничество и кооперацию, а также в соответствии с правилами и протоколами международного информ. обмена;
• Максимальное использование готовых решений: для сокращения стоимости и сроков разработки и внедрения АБИС, а также уменьшения ошибок проектирования как с-мы в целом, так и отдельных её составляющих, рекомендуется макс. использовать готовые решения и средства.
Требования к АБИС:

IV Характеристика АРМов
АРМ (автоматизированное рабочее место)– комплекс программно-технических средств, которые обеспечивают автоматизацию работы библиотеки. Функционирование АРМ-ов обеспечивается соответсвующими программными модулями АБИС, при этом количество имеющихся в АБИС программных модулей может превышать количество АРМ-ов, т.е. некоторые АРМ-ы могут поддерживаться несколькими программными модулями. Например, АРМ "Каталогизатор" может поддерживаться модулями: "Систематизатор", "Поиск", "Ретроимпорт", "Ретроэкспорт".
В АБИС, которые поддерживают сетевые технологии, есть такой, например, АРМ как WWW-шлюз, который обеспечивает выход из любого режима АБИС в Интернет для осуществления экспорта/импорта информации.
АРМ-ы отличаются друг от друга по таким признакам, как
• функциональное назначение
• место использования.
Состав АРМ зависит от конкретной библиотеки как объекта автоматизации, степени детализации функциональных подсистем и задач. И в отечественных и в зарубежных АБИС можно выделить следующие 5 классических АРМ-ов:
1. комплектатор;
2. каталогизатор;
3. читатель;
4. книговыдача;
5. администратор.
По месту использования АРМ-ы подразделяются на
• локальные(представляют собой комплекс, функционирующий в той же локальной компьютерной сети, где работает и сервер используемых в АРМ баз данных);
• удаленные(обеспечивают работу территориально распределенных отделов библиотеки, а также ее филиалов);
• с доступом в сеть Интернет(функционируют с использованием иетернет-приложений для доступа к определенному АРМу и системе во всемирном масштабе).
АРМ "Комплектатор" предназначен для формирования и оформления заказов книг и периодических изданий, контроля их выполнения, первичного учета поступлений и редактирования в БД ранее введенных записей. Позволяет в автоматизированном режиме оформлять подписку на периодические издания, заказы на книги, создавать библиографические описания на полученные издания и распределять литературу по подразделениям библиотеки, поддерживать статистический и бухгалтерский учет, осуществлять поиск, просмотр, копирование записей из удаленных БД (например, из сводного ЭК с помощью протокола Z39.50).
АРМ "Каталогизатор"предназначен для формирования (пополнения) и корректировки БД ЭК с выполнением лингвистической обработки документов (используются различные ИПЯ), сверки на дублетность, копирование данных с операцией повторного ввода, получения разнообразных выходных форм статистических данных. Позволяет осуществлять создание библиографических записей в MARC-формате, онлайновый импорт записей из сводого каталога и экспорт в сводный каталог, редактирование записей, онлайновое создание и редактирование авторитетных записей, печать выходных форм: каталожных карточек. Списков новых поступлений и т.д. Используется для формирования и ведения авторитеных файлов, ведения библиографического поиска с возможностью просмотра, копирования, распечатки найденного документа.
АРМ "Читатель"предназначен для формирования баз данных о читателях, поиска информации в них. Основные данные о читателе примерно те же, что и в читательском формуляре. Автоматически формирует списки читательской задолженности, поддерживает хранение фотографий читателей и т.д.
АРМ "Книговыдача"предназначен для автоматизации функции выдачи, возврата и статистической отчетности в режиме реального времени с использованием технологии штрих-кодирования читательских билетов и экземпляров изданий.
АРМ "Администратор"является необходимой структурной частью АБИС и предназначен для выполнений системных операций над БД системы в целом, для поддержки их в постоянно обновляемом состоянии, целостности, обеспечения конвертирования БД, для оптимизации работы системы, настройки и установления паролей доступа к различным режимам работы системы.
Evergreen
CDS Invenio
Koha
NewGenLib
PhpMyBibli
Greenstone
OpenBiblio

АБИС КАБИС
АБИС Абсотек Юникод (Absotheque Unicode)
АБИС МАРК-SQL
АБИС Руслан
АБИС Либэр
АБИС УФД/Библиотека
АБИС Senayan.
АБИС OPAC-Global
АБИС Ирбис

Автоматизированные библиотечные информационные системы (АБИС) — системы планирования ресурсов предприятий для библиотеки, которые используются для отслеживания библиотечных фондов, от их заказа и приобретения до выдачи посетителям библиотек.

Каждый читатель (посетитель) и экземпляр имеют уникальный идентификатор в базе данных, которая позволяет АБИС отслеживать деятельность.

Большие библиотеки используют АБИС, чтобы заказывать и покупать, каталогизировать, распространять книги и другие фонды, резервировать материалы и отслеживать их возврат. Небольшие библиотеки часто используют некоторые из этих возможностей.

Все крупнейшие библиотеки мира >.

Определение автоматизированных библиотечных информационных систем требует уточнения круга профессиональных задач. Из этих задач на первый план выходит замена традиционных библиотечных технологий на автоматизированные, начиная с комплектования и заканчивая разнообразным обслуживанием пользователей.

Главным элементом традиционной АБИС становится электронный каталог (ЭК) со всеми его функциями. Все свойства традиционной библиотеки при работе в АБИС сохраняются, не сильно изменяясь, прежде всего, сохраняются фонды в привычном виде. В ЭК присутствуют ссылки на полные тексты, рисунки, аудио - и видео - материалы, а также ссылки на интернет-ресурсы.

Основной составной частью традиционной АБИС является система автоматизации библиотек (САБ), которая обеспечивает, с точки зрения конкретной библиотеки, максимально комфортный и адекватный доступ пользователей к фондам библиотеки. Именно благодаря САБ обеспечиваются функции пополнения, ведение и предоставление пользователям ЭК, поддерживаются библиотечные форматы и стандарты, а также лингвистические средства ЭК.

В случае традиционного использования АБИС пользователь всегда имеет дело с отработанным годами информационным обеспечением, лингвистическим обеспечением (печатные и электронные системы классификации, авторитетные файлы и др.).

Используемые системы индексирования при разработке электронной библиотеки существенно отличаются от применяемых в традиционных АБИС. Например, индексирование полных текстов позволяет находить не только сам текст, но и искомые части текста.

Библиографическое описание чаще всего также отличается от применяемого в традиционных АБИС библиографического описания. Обычно используются форматы метаданных, например, такие как Dublin Core, позволяют не только описать ресурсы Интернет, но и создать сокращенный библиографическое описание конкретного издания. В некоторых случаях библиографического описания и, тем самым, электронного каталога, совсем нет. Есть разные списки: по автору, по названию, по рейтингу и т. д. Понятно, что при сравнительно небольшом фонде ЭБ поиск в такого рода списках не будет слишком сложным.

АБИС обычно состоит из реляционной базы данных, программного обеспечения, взаимодействующего с базой данных, и двух графических пользовательских интерфейсов (один для читателей, второй для персонала).

Отдельные функции программного обеспечения большинства АБИС представляют собой функционально завершенные модули, которые объединены в общий интерфейс. Примерный перечень модулей включает:

  • приобретение фондов (заказ, выставление счетов и получение); (внесение и библиографическое описание экземпляров);
  • обращение (выдача/возврат экземпляров читателям);
  • периодику (отслеживание журналов и газет);
  • OPAC — общедоступный электронный каталог и интерфейс для пользователей.

Информационная технология современной библиотеки основывается, в первую очередь, на автоматизированной библиотечной информационной системе (АБИС) (library automation system (LAS), обеспечивает обработку, аналитико-синтетическую обработку и представления пользователям документного фонда библиотеки (как традиционного (бумажного), так и электронных информационных ресурсов), обслуживает библиотечные фонды на всех этапах: от приобретения до заказа.

К основным составляющим АБИС относят реляционную базу данных, специализированное программное обеспечение, позволяющее взаимодействовать с этой базой данных, и графические пользовательские интерфейсы.

История АБИС началась в 1970-1980-е годы. Ранее для учета фондов библиотеки обычно служили каталоги. Именно для автоматизации последних и начали использовать компьютерные технологии. Появление в конце 1980-х годов новых операционных систем, расширение аппаратных возможностей компьютеров значительно обогатили функциональные возможности АБИС. А с появлением новейших интернет-технологий разработчики АБИС предложили еще больше функциональности, связанной с Интернетом. Что характерно, необходимым элементом этих систем стал онлайновый каталог (OPAC (Online Public Access Catalogue)). Новые системы развиваются в направлении веб-интерфейса, когда все рабочие операции осуществляются в браузере.

Как справедливо утверждает Ф. С. Воройский, информационно-техническая инфраструктура современной АБИС должна удовлетворять целому ряду требований и поддерживать:

Любая АБИС разрабатывается на основе классического структурного программирования, в котором модульный принцип построения системы является основным. Конечно, количество разработанных модулей, программ в различных системах различно, но основные из них присутствуют в каждой. В частности, это: администрирование, которое включает в себя функции настройки системы и ее модификации; комплектование фонда; каталогизация; информационный поиск и заказ изданий; обслуживание читателей; создание интернет /интранет-сервисов, которые выполняют функции поиска, заказа и каталогизации; обеспечение корпоративных технологий; блок регистрации читателей; модуль межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов.

Автоматизированная информационная технология управления состоит из нескольких частей:

  1. Общесистемная часть, которая содержит общее описание и обоснование решений, принятых в проекте АСУ;
  2. Функциональная часть, которая реализует функциональные подсистемы;
  3. Часть, что обеспечивает, необходимая для успешной работы функциональных подсистем и состоит из описания различных видов обеспечения. Различают следующие виды обеспечения:
  • техническое обеспечение — комплекс технических средств is, применяемых для функционирования автоматизированной информационной технологии управления;
  • математическое обеспечение — совокупность используемых экономико-математических методов, моделей и алгоритмов;
  • программное обеспечение — совокупность общесистемного и прикладного программного обеспечения. Общесистемное программное обеспечение включает операционные системы, трансляторы, утилиты, базы данных и Прикладное программное обеспечение включает прикладные программы, реализующие функциональные запросы пользователей и различного рода описания, что позволяют успешно применять программное обеспечение;
  • информационное обеспечение — совокупность реализованных решений по объему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления. Оно включает нормативно-справочную информацию, необходимые классификаторы технико-экономической информации, унифицированные документы, массивы данных, контрольные примеры, используемые при решении задач управления;
  • организационно-методическое обеспечение — совокупность документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования системы управления. Оно предназначено для описания изменений организационной структуры управления объектом, связанных с созданием АСУ (схема организационной структуры, описание организационной структуры); для описания действий персонала по обеспечению функционирования АСУ (технологическая инструкция, инструкция по эксплуатации); для установления функций, прав и обязанностей должностных лиц по обеспечению функционирования АСУ (должностная инструкция);
  • лингвистическое обеспечение — совокупность информационных языков, методов индексирования, а также лингвистической базы (словарей, тезаурусів, рубрикаторов) и методов ее ведения;
  • правовое обеспечение — совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при функционировании АСУ и юридический статус результатов ее функционирования.

Полноценное внедрение АБИС с учетом современных средств информационно-коммуникационных технологий не возможно без соответствующих мероприятий по организации администрирования и функционирования компьютерной сети библиотеки, организации сетевого взаимодействия ее пользователей, а следовательно, требует принятия интегрированных решений, которые учитывали бы особенности архитектуры АБИС, доступные для библиотеки телекоммуникационные решения, оптимальные модели сетевого взаимодействия.

Большинство современных АБИС имеют выраженную клиент-серверную архитектуру, которая требует соответствующей организации сетевого взаимодействия пользователей с сервером и настройка серверного оборудования, профессионального обслуживания серверных баз данных. Клиент-серверное решение требует круглосуточной поддержки серверного оборудования (неработоспособность сервера в такой архитектуре приводит к недееспособности системы в целом), что, в свою очередь, предполагает создание специальной технической службы, возглавляемой системным администратором.

Л. Чжу осуществил детальный сравнительный анализ 110 публикаций (с 1996-го по 2008 г.) относительно изменения функций и требований к службе технической поддержки академической библиотеки. Согласно этим исследованиям, роль службы технической поддержки библиотеки значительно выросло за последние годы. Это связано, прежде всего, с ростом объема электронных информационных ресурсов в фондах библиотек. Основными требованиями к компьютерных специалистов библиотеки в ближайшем будущем все же будут:

  • знание автоматизированных библиотечных информационных систем (АБИС);
  • профессиональное знание каталогизации и сопутствующих библиотечных технологических процессов;
  • знание библиотечных MARC-форматов;
  • умение работать с сервисами OCLC (OCLC Online Computer Library Center, Inc).

Автоматизация библиотечно-информационного процесса, систем и сетей является комплексной проблемой, решение которой направлено на повышение производительности и эффективности труда персонала и улучшению качества обслуживания пользователей.

Построение АБИС ЭБ и их сетей определяется в рамках общей схемы проектирования сложных технических систем, адаптированной с учетом особенностей АБИС ЕБ, как сложной социальной и коммуникационной системы. Для АБИС ЭБ и их сетей, в силу их особенностей, социальной направленности и приоритетной роли человеческого фактора особую роль в процессе проектного исследования и разработки играет этап предпроектного исследования, требующий тщательности и полноты проведения всех основных его составляющих.

Успешное решение проблемы построения АБИС ЭБ и их сетей базируется на оптимальном выборе или разработке программно-аппаратурного обеспечения, разработке эффективной автоматизированной технологии и связанного с ней комплекса информационно-лингвистических средств и организационно-управленческих решений, а разработка основных компонентов АБИС ЭБ и их сетей производится согласно общей цели и задачами объектов автоматизации, согласно выбранным критериям эффективности на платформе системного анализа и с учетом современных требований к учебных / образовательных технологий. Всестороннее, научное обоснование и нацеленное на успешную практическую реализацию АБИС ЭБ и их сетей требует соблюдения базовых принципов построения АБИС ЕБ и совокупности рекомендаций по практическому внедрению результатов разработки.

Согласно С. А. Клейменову, технические и технологические мероприятия по администрированию компьютерной сети включают: проектирование сети; подбор и закупку компьютеров, сетевого и периферийного оборудования, программного обеспечения; настройка и администрирование серверов; настройка, модернизация и администрирование сети; настройка и обслуживание компьютерного и сетевого оборудования; обеспечение информационной безопасности и резервирования данных; информационную поддержку пользователей.

Во время планирования администрирование компьютерной сети целесообразно определить такие основные функциональные обязанности системного администратора:

  • управление пользователями и их группами, именами и доступом к системе, сетевыми службами, системными ресурсами и лицензиями, использованием дискового пространства, подсистемой печати;
  • определение системной политики;
  • установка и конфигурация аппаратных устройств, программного обеспечения; настройка сети;
  • архивирование (резервное копирование) информации;
  • контроль информационной защиты;
  • мониторинг производительности системы и работы пользователей;
  • планирование нагрузки на систему;
  • документирование системной конфигурации.

В дополнительные обязанности последнего должно входить:

  • квалифицированная подготовка пользователей к выполнению ими обязанностей по ведению архивов;
  • ответы на вопросы и требования пользователей сети относительно возможностей их доступа к сетевым ресурсам;
  • участие в работах по развитию и модернизации корпоративной сети;
  • ведение журнала системной информации.

Основная функция любой базы данных организации заключается в обеспечении бесперебойного управления потоками информации, которые поддерживают оперативную деятельность организации и определяют ее будущее. Наличие компьютеризированной системы управления данными еще не является гарантией того, что данные эффективно использоваться. Такая система является лишь средством управления данными и для получения соответствующего результата должно эффективно использоваться. Итак, проблема автоматизации деятельности организации заключается не в установке компьютеров и программного обеспечения, а в их эффективном использовании.

Питер Роб и Карлос Коронел в своей работе четко определяют основные преимущества эффективного использования базы данных в организации:

Внедрение корпоративной базы данных требует тщательного планирования и создания соответствующего структурного подразделения, укомплектованного, в первую очередь, лицами ответственными за администрирование базы данных. Администраторы такого уровня должны иметь хорошие навыки работы с персоналом, в сочетании с глубоким пониманием специфики организации и различных сфер ее деятельности. Согласно Р. Мюррею, решаются следующие основные блоки проблем:

  • технологические: программное и аппаратное обеспечение;
  • организационные: административные действия;
  • интеллектуальные: внутренняя противодействие сотрудников корпорации любым новшеством.

Внедрение информационной системы в масштабе всей организации оказывает значительное влияние на характер работы, на выполнение ими своих функций, их профессиональный статус, межличностные отношения. Возможно появление новых сотрудников, которые будут составлять конкуренцию давно работающим, а эффективность труда, особенно что касается выполнения новых функций, будет оцениваться совсем по другим стандартам.

Для полноценного функционирования в организации системы баз данных администратор должен решать следующие основные задачи:

  • обеспечивать совместное использование данных и готовность их к использованию;
  • устранять противоречие данных и обеспечивать их целостность;
  • поддерживать безопасность и конфиденциальность данных;
  • определять рамки и характер использования информации.

За последние тридцать лет развитие библиотек во многом определялся прогрессом в области вычислительных систем и информационных технологий. Электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и технологии автоматизированной обработки информации сразу нашли применение в библиотеках, которые имели значительные ресурсы и множество рутинных операций обработки данных, подлежащих частичной или полной формализации. Возникли первые автоматизированные библиотечные информационные системы (АБИС). АБИС первого поколения базировались на больших и средних ЭВМ. Эти системы не получили широкого распространения и применялись лишь в крупных библиотеках мира. В начале 80-х годов внедряются персональные компьютеры, что внесли изменения в использование вычислительных средств: в библиотеках начали создавать АБИС на базе персональных компьютеров. То есть, система размещалась на одном компьютере, пользователи работали в режиме распределенного времени.

Позже возникают АБИС на базе локальной вычислительной сети. Системы охватывают или часть операций, или весь традиционный библиотечный цикл, в который входит: книговыдача, дружественный интерфейс, присущий программным системам для персональных компьютеров, способствовал их широкому распространению в библиотеках.

Читайте также: