На кого возлагается обеспечение надзора в сизо тюрьме

Обновлено: 01.06.2024

Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, являются неотъемлемой частью уголовно-исполнительной системы. Среди ее структурных элементов особое положение занимают следственные изоляторы (далее – СИЗО), так как наряду с основной функцией – содержанием под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений – уголовно-исполнительное законодательство наделяет их полномочиями исправительных учреждений в отношении ряда категорий осужденных. Основную группу в их числе составляют лица, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения (около 10% от лимита наполнения).

Сегодня в системе ФСИН России насчитывается 214 следственных изоляторов, в которых содержится 98 301 человек (по данным на 1 октября 2019 года), в том числе порядка 9 000 осужденных в отрядах хозяйственного обслуживания.

СИЗО были образованы сравнительно недавно (1963 г.) в результате длительного процесса, который проходил по пути их постепенного выделения в самостоятельный вид учреждения. Но при этом правовой статус СИЗО так и не приобрел четкого определения, в результате чего при исполнении наказания в них возникают некоторые проблемы.

Во-первых, осужденные остаются в СИЗО на основании решения начальника учреждения, в то время как суд назначил этим лицам отбывать наказание в исправительной колонии общего режима. Такая процедура противоречит положению, закрепленному в ч. 4 ст. 58 УК РФ, согласно которому изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом. Кроме того, формирование отряда по хозяйственному обслуживанию находится в прямой зависимости от усмотрения и воли администрации учреждения, на которые можно оказать влияние со стороны заинтересованных лиц. Это и происходит порой на практике, в результате чего в СИЗО трудятся осужденные, которые по своим правовым критериям (отсутствие факта отбывания лишения свободы, назначенный срок лишения свободы) не подходят для зачисления в отряд хозяйственного обслуживания. Для усиления гарантий законности представляется необходимым на законодательном уровне закрепить за судами право принимать решение об оставлении осужденных в СИЗО по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 74 УИК РФ.

Во-вторых, для осужденных, оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, предусмотрены условия отбывания наказания, установленные для исправительных колоний общего режима. Но СИЗО является учреждением закрытого типа; соответственно, реализовать в полной мере режим исправительных колоний общего режима в нем невозможно. В результате порядок отбывания наказания в отрядах хозяйственного обслуживания регламентируется рядом бланкетных норм, которые не могут отразить его специфику, заключающуюся в значительном ужесточении элементов режима:

• осужденные, выполняющие работы по хозяйственному обслуживанию, содержатся в общих камерах (в исправительных колониях общего режима осужденные проживают в общежитиях);

• большую часть времени осужденные вынуждены проводить на территории режимной зоны учреждения, в закрытых помещениях и изолированных зданиях, что связано с характером выполняемых работ;

• лицам, выполняющим работы по хозяйственному обслуживанию и отбывающим наказание в облегченных условиях, крайне редко разрешается проживать и работать за пределами СИЗО под надзором администрации (ч. 3 ст. 121 УИК РФ).

Кроме того, в СИЗО прогрессивная система отбывания наказания представлена без строгих условий. Лицо, признанное злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, этапируется в исправительную колонию общего режима.

Оставление и отбывание в СИЗО осужденных к лишению свободы – неординарная и пока не основанная на приговоре суда увеличивающая объем право ограничений мера принуждения, которая требует своего усовершенствования. Следует отметить, что для большинства лиц, совершивших преступления, СИЗО – первый этап отбытия срока лишения свободы, а также – своеобразные ворота системы, через которые весь спец контингент проходит в исправительные учреждения.

Правовое положение осужденных, отбывающих наказание в СИЗО, в научной литературе освещено не так полно, как правовое положение осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии или в тюрьме. Современное видение правового статуса осужденного сводится к тому, что никаких других право ограничений не должно быть, кроме самого факта изоляции от общества.

Более правильной является реализация принципа дифференциации исполнения наказания, связанная с созданием различных условий отбывания наказания в исправительной колонии одного вида. Главным основанием дифференциации при этом является поведение осужденного в период отбывания наказания. В исправительных колониях общего режима существует три вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие (ст. 120 УИК РФ). При отбывании наказания в СИЗО невозможно создать строгие условия отбывания наказания. Осужденные, оставленные в СИЗО для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, в случае злостного совершения нарушения режима отбывания наказания, переводятся для отбывания наказания в ИК. В СИЗО имеются обычные и облегченные условия содержания осужденных. Следственному изолятору как учреждению закрытого типа сложно воспроизвести режим учреждения полузакрытого типа в его наиболее мягком варианте. Как справедливо замечает Е.В. Нечаева, возникает противоречие в применении указанного института, способом устранения которого, по мнению Е.В. Нечаевой, должно стать восстановление трехступенчатой системы условий содержания осужденных в СИЗО. В этом случае, если осужденный будет признан злостным нарушителем режима, то он должен переводиться в колонию общего режима на строгие условия в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 78 и ч. 3.4 ст. 120 УИК РФ. Подобный механизм позволил бы в еще большей степени индивидуализировать процесс исправления осужденных, не прибегая к переводу в колонию общего режима. Одной статьи недостаточно, чтобы охватить весь круг вопросов регулирования жизнедеятельности осужденных, отбывающих наказание в следственном изоляторе. Законодателем делается отсылка к статьям Уголовно-исполнительного кодекса, которые регулируют порядок и условия отбывания наказания в исправительной колонии общего режима. Но следственный изолятор – это не колония.

Высокая степень трудоустроенности контингента, несомненно, относится к положительным сторонам отбывания лишения свободы в следственных изоляторах. Средний срок наказания у осужденных в следственном изоляторе заметно ниже, чем в колонии. Лица, отбывающие наказание в СИЗО, допускают значительно меньше нарушений режима, чем находящиеся в колониях. К ним применяется больше поощрений (например, освобождающихся условно-досрочно из СИЗО в полтора-два раза больше, чем по отбытии срока; в колониях количественное соотношение этих групп, освобождающихся прямо противоположное). Но необходимо отметить и отрицательные моменты. К таковым в первую очередь относится наличие сверхурочных работ.

Вопросы функционирования следственных изоляторов порождают сложности, связанные с исполнением уголовных наказаний в виде лишения свободы. Отсюда возникает необходимость разработки правовых и организационных вопросов по совершенствованию деятельности СИЗО как исправительного учреждения.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ:

Решение ВС РФ г. Москва от 02.09.2014 г Дело №АКПИ 14-865.

Ресин А.И., осужденный к пожизненному лишению свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 191 Инструкции, ссылаясь на то, что данное положение позволяет администрации следственного изолятора распространять требование о проведении свиданий через разделительную перегородку на свидания с адвокатами (защитниками) в следственном изоляторе, что затрудняет или делает фактически невозможным совместное с адвокатом ознакомление с материалами уголовного дела, совместную работу с юридически значимыми документами, ограничивая тем самым конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи.

Право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на свидания осуществляется также в порядке, установленном указанным федеральным законом.

В удовлетворении заявления Ресина А И о признании недействующим пункта 191 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № 252-дсп, отказать.

2. Барабанов Н.П. Правовой механизм обеспечения безопасности личности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах // Человек: преступление и наказание. 2018. Т. 26. № 1. С. 29-38.

3. Горбач Д.В. Особенности организации режима в следственных изоляторах России // Юридическая наука и практика. Самара, 2017. С. 101-106.

4. Зубков А.И. Проблемные вопросы применения меры пресечения в виде заключения под стражу и функционирования следственных изоляторов. // Актуальные проблемы и перспективы деятельности следственных изоляторов в России. Материалы международной научно-практической конференции (24–25 мая 2007 г.). М., 2007.

5. Клименко Т.М., Лаверычева С.А. Проблемы правоприменения наказания в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в следственном изоляторе // Общество и право. 2017. № 4 (62). С. 9-13.

6. Кравцов Д.А. Выявление и устранение детерминант возникновения угроз криминологической безопасности обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, как одна из основных задач следователя // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2017. № 4 (14). С. 87-90.

7. Нечаева Е.В. Условия отбывания наказания в виде лишения свободы в следственных изоляторах. // Актуальные проблемы и перспективы деятельности следственных изоляторов в России. Материалы международной научно-практической конференции (24–25 мая 2007 г.). М., 2007.

1. Постоянное наблюдение за поведением осужденных. Закон допускает использование аудиовизуальных и иных технических средств надзора.

2. Пропускной режим, в первую очередь между жилой и производственной зонами.

3. Контроль за порядком передвижения.

4. Проверки осужденных (их наличие) 2 раза в сутки – утром и вечером (количественный пересчет и пофамильная перекличка). В колониях-поселениях такая проверка проводится не чаще 4 раз в месяц, путем явки осужденных для регистрации.

5. Обыски с целью обнаружения и изъятия запрещенных предметов. Различают следующие виды обыска:

а) личный обыск осужденных (полный – с раздеванием и неполный – без раздевания);

б) обыск помещений, т. е. осмотр жилой зоны, производственных объектов. Они проводятся не реже 1 раза в месяц;

в) общий обыск, при котором производится обыск всех осужденных и помещений.

6. Контроль за поведением осужденных, находящихся вне колонии или убывающих из нее.

7. Контроль за свиданиями осуществляет специальный инспектор. Ему сдают вещи, которые нельзя проносить на территорию зоны. Инспектор может подвергать досмотру осужденного и тех, кто прибыл на свидание.

8. Контроль за посылками, передачами и бандеролями: их досматривают на предмет содержания запрещенных к передаче на территорию колонии вещей.

9. Контроль за телефонными переговорами и почтой.

10. Сопровождение транспортных средств на территории колонии, контроль за погрузочно-разгрузочными способами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 18. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

Глава 18. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения 18.1. Режим в исправительных учреждениях и его основные требованияРежим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими ему нормативно-правовыми актами порядок исполнения и

Глава 19. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях

Глава 19. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях 19.1. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободыВ пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях,

Глава 22. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов

Глава 22. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов 22.1. Исправительные колонии общего режима1. В обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данные

54. Отрядная система в исправительных учреждениях. Права и обязанности начальника отряда

54. Отрядная система в исправительных учреждениях. Права и обязанности начальника отряда Изначально отрядная система была внедрена в колониях для несовершеннолетних. В колониях для взрослых ее стали применять с 1957 г. В отряд входит 50–100 человек, в зависимости от вида

58. Надзор в исправительных учреждениях и его основные формы

58. Надзор в исправительных учреждениях и его основные формы Надзор – это система мер, направленных на обеспечение порядка исполнения наказания путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы. Порядок осуществления

71. Режим особых условий в исправительных учреждениях

71. Режим особых условий в исправительных учреждениях В исправительном учреждении может быть введен режим особых условий в следующих случаях:1. В случае стихийного бедствия (явления природного характера: землетрясение, наводнение, засуха, ураганы, заносы и

51. Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях

51. Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Основное предназначение этих специализированных прокуратур – надзор на соблюдением законов в исправительных и воспитательных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Этими

Отрядная система в исправительных учреждениях. Права и обязанности начальника отряда

Отрядная система в исправительных учреждениях. Права и обязанности начальника отряда Изначально отрядная система была внедрена в колониях для несовершеннолетних. В колониях для взрослых ее стали применять с 1957 г. В отряд входит 50-100 человек, в зависимости от вида режима

Режим особых условий в исправительных учреждениях

Режим особых условий в исправительных учреждениях В исправительном учреждении может быть введен режим особых условий в следующих случаях:1. В случае стихийного бедствия (явления природного характера: землетрясение, наводнение, засуха, ураганы, заносы и т. п.).2. Введение

§ 11.1. Понятие реализации норм права и ее основные формы

§ 11.1. Понятие реализации норм права и ее основные формы Реализация правовых норм - это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению

4. Формы государства, основные форма правления

4. Формы государства, основные форма правления Форма государства – это система организации государственной власти, действующая в совокупности.Элементы:1) форма правления (система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности,

Понятие народного суверенитета. Основные формы народовластия

Понятие народного суверенитета. Основные формы народовластия В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию.Представительная демократия – это осуществление народом власти через выборных полномочных

Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией

Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией Основными формами участия работников в управлении организацией являются:учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным

9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Обеспечение личной безопасности осужденных – это организационно-правовой комплекс, функционирующий в целях обеспечения права осужденного на


В данной статье рассмотрены вопросы организации режимных требований в следственных изоляторах в отношении подозреваемых и обвиняемых.

Ключевые слова : следственный изолятор, уголовно-исполнительная система, отдел режима и надзора, подозреваемый, обвиняемый, режимные требования.

This article deals with the organization of security requirements in pre-trial detention centers in relation to suspects and accused.

Keywords: pre-trial detention center, penitentiary system, department of regime and supervision, suspect, accused, regime requirements.

В теории содержания под стражей существуют правила внутреннего распорядка, а также режимные требования. Первые определяют права, обязанности, ограничения подозреваемых и обвиняемых, которые возложены на них законом. Вторые устанавливаются для администрации учреждения, которая в свою очередь, обязана реализовать комплекс ограничений, возложенных на подозреваемых и обвиняемых судом.

Специфические черты, позволяющие отличать следственные изоляторы (тюрьмы) от иных исправительных учреждений, заключаются в целях и задачах, стоящими перед ними, а также особенностями спецконтингента, содержащимся и отбывающим наказание в данных пенитенциарных учреждениях. Стоит сразу подчеркнуть, что среди средств, которые обеспечивают нормальное функционирование следственных изоляторов (тюрем), наиболее важным средством является обеспечение режима. Стоит отметить, что в следственных изоляторах (тюрьмах), а также в других исправительных учреждениях, эффективность организации режима, в большей степени зависит от:

— должного нормативно-правового (законодательного) регулирования правоотношений, возникающих между персоналом и спецконтингентом;

— понимания существа реализуемых функций;

— категориального аппарата и сути деятельности.

— в первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что все виды режимов по своей форме представляют собой свод правил и норм, а также процедур и условий, регулирующих конкретную сферу деятельности;

— следующая особенность заключается в том, что все правила, нормы, процедуры и условия устанавливаются специальными уполномоченными на то государственными либо иными органами, а также должностными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что самым первым и наиболее важным средством исправления осужденных является режим отбывания наказания в виде лишения свободы. Помимо режима имеются и другие средства исправления осужденных, среди которых можно выделить: воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и. т.д. Однако, все перечисленные средства исправления осужденных основаны на неукоснительном соблюдении требований режима и строгого контроля за жизнью осужденных в исправительном учреждении. Все это закреплено в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации. В ч. 2 ст. 9 УИК РФ дается понятие режима — это установленный порядок исполнения и отбывания наказаний. Режиму посвящена глава 12 УИК РФ, в которую входят пять статей с 82 по 86. В ст. 82 УИК РФ дано развернутое понятие режима в исправительных учреждениях. Под ним понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания [12, c.97].

В исправительных учреждениях режим выполняет различные функции.

В первую очередь с помощью режима можно реализовать те правовые ограничения, которые присущи конкретному виду наказания. Как отмечают некоторые авторы, основная функция режима — карательная. Они указывают, что правила режима при реализации кары вынуждают или заставляют осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы соблюдать требования законодательства РФ, изменить свое поведение, не нарушать правила отбывания наказания (дисциплину) и т. п. В этом карательная функция переплетается с воспитательной функцией. Еще одной функцией режима является профилактическая функция, связанная с предупреждением и пресечением совершения новых преступлений осужденными не только в период отбывания наказания, но и после освобождения.

1) соблюдение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных и исполнение ими своих обязанностей;

2) изоляцию подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

3) выполнение задач, поставленных и предусмотренных УПК РФ.

Данные положения, при которых на первое место ставится соблюдение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, практически полностью соответствуют нормам Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Однако, как утверждают некоторые авторы, это не соответствует тем целям, в соответствии с которыми лица были помещены в следственный изолятор. На наш взгляд отсутствие законодательного закрепления понятия режима содержания под стражей является пробелом в действующем уголовно-исполнительном законодательстве.

В Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы дается следующее понятие режима — под ним понимается порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также порядок отбытия лишения свободы осужденными в тюрьмах и осужденными, оставленными для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в СИЗО (тюрьме), реализация их прав, обязанностей и законных интересов [8, c. 24].

Таким образом, на сегодняшний день назрела необходимость в создании единого правового поля и повышения эффективности правоприменительной практики.

Как указывают некоторые авторы содержательную сторону режима в СИЗО (тюрьме) составляют:

1) права и обязанности сотрудников ФСИН России;

2) права и обязанности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах;

3) права и обязанности лиц, которые лишь соприкасаются с процессом изоляции от общества, а также содействуют и оказывают помощь в работе следственных изоляторов (тюрем), например представители религиозных и общественных объединений, должностные лица государственных органов, которые посещают исправительные учреждения и т. д.

При этом режим в следственных изоляторах (тюрьмах) в первую очередь должен обеспечивать охрану и изоляцию подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также надзор за ними, при этом, не нарушая и не ограничивая их других прав и законных интересов, что в какой-то мере подчеркивает его сходство с режимом в исправительном учреждении [10, c.188].

Главную роль в обеспечении режима и его составляющих, т. е. охраны, изоляции и надзора в следственных изоляторах (тюрьмах), играют территориальные управления ФСИН России, которые имеют свою специфику при организации деятельности.

Охрана исправительных учреждений осуществляется следующими способами: выставлением часовых и оперативным дежурством караула. Часовые осуществляют охрану исправительных учреждений неподвижным постом, например наблюдением с вышек и передвижным постом, например патрулированием вокруг исправительного учреждения по установленному маршруту. Одну из главных ролей в охране исправительных учреждений играют кинологические подразделения. Основная задача данных подразделений является усиление охраны на наиболее уязвимых в плане побега участках периметра.

Обращает на себя внимание тот факт, что эффективная организация надзора в следственном изоляторе за поведением содержащихся в данном исправительном учреждении лиц является средством, которое выполняет обеспечивающую функцию. Реализация данной функции носит упреждающее воздействие на поведение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, способствует пресечению в их среде криминогенных явлений, в том числе межличностные конфликты.

Проблемы, которые относятся к сфере организации надзора в следственном изоляторе (тюрьме), обусловливают то, что многие факты делинквентного поведения подозреваемых, обвиняемых и осужденных преобразуются в правонарушения, образуют условия, которые создают угрозу безопасности как для персонала следственного изолятора (тюрьмы), так и для лиц, которые содержатся в следственном изоляторе (тюрьме), и иных граждан, находящихся на территории следственного изолятора (родственники, лиц, содержащихся в данном исправительном учреждении, представители религиозных и общественных организаций). Кроме того, в случае, если в следственном изоляторе (тюрьме) имеет место слабая система организации надзора, то это может способствовать осложнению оперативной обстановки и совершению преступлений.

Как нам кажется, организация надзора в следственном изоляторе (тюрьме), которая осуществляется с целью обеспечения безопасности, должна в первую очередь предусматривать создание конкретного функционального механизма, который должен состоять из следующих элементов:

— непосредственное участие в организации надзора начальника следственного изолятора (тюрьмы), которое заключается в принятии управленческого решения в форме утверждения плана надзора;

— письменный приказ об обеспечении надзора;

— несение службы на внутренних постах;

— непосредственное участие отдела режима (охраны), дежурных служб в организации надзора;

— взаимодействие дежурного помощника начальника следственного изолятора с сотрудниками оперативного отдела по обеспечению их информацией, носящей упреждающий характер, относительно совершения правонарушений.

Подводя итог, следует отметить, что проведенный нами анализ действующего уголовно-исполнительного законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов позволяет дать следующее определение режима в местах содержания под стражей. Под режимом в местах содержания под стражей необходимо понимать установленный законодательством Российской Федерации и соответствующими ему ведомственными нормативно-правовыми актами порядок, который включает в себя систему мер и условий, обеспечивающих непрерывный контроль за поведением лиц, находящихся под стражей в целях соблюдения ими установленных нормативно-правовыми актами правил, обеспечения их надежной охраны и изоляции, безопасности вышеуказанных лиц, сотрудников, граждан, находящихся на территории следственного изолятора, а также реализацию прав и обязанностей указанных лиц и выполнение задач, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Основные термины (генерируются автоматически): следственный изолятор, исправительное учреждение, обвиняемый, РФ, тюрьма, изолятор, режим, Российская Федерация, страж подозреваемых, уголовно-исполнительная система.

следственные изоляторы УИС;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения УИС, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и гауптвахты.

В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК РФ капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

Какие категории лиц могут содержаться в СИЗО?

В следственных изоляторах содержатся следующие категории лиц:

- подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления, заключенные под стражу по уголовным делам, принятым органами дознания и следствия;

- обвиняемые в совершении преступлений, заключенные под стражу, уголовные дела, в отношении которых приняты к производству судами;

- осужденные по уголовным делам, в отношении которых обвинительные приговоры не вступили в законную силу;

- осужденные, привлекаемые к ответственности по другим уголовным делам, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу;

- осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной или воспитательной колонии, оставленные в СИЗО в связи с производством следственных действий по делу о преступлении, совершенным другим лицом;

- осужденные, оставленные в СИЗО по определению суда в связи с участием в судебном разбирательстве по делу о преступлении, совершенным другим лицом;

- осужденные к лишению свободы и смертной казни, подлежащие передаче конвою для этапирования к месту назначения.

Так же в следственных изоляторах отбывают уголовные наказания в виде лишения свободы осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этого учреждения и осужденные на срок не свыше шести месяцев, оставленные в следственных изоляторах с их письменного согласия.

Что является основанием содержания под стражей?

Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном УПК РФ Российской Федерации.

Что является правовым основанием деятельности СИЗО?

Какие основные подзаконные нормативно-правовые акты регламентируют деятельность СИЗО?

Основными подзаконными нормативно-правовыми актами регламентирующими деятельность следственных изоляторов являются:

1. Положение о СИЗО УИС Минюста России (приказ Минюста №20 от 25.01.99 г.) (ред. от 05.03.2004г).

В нем определены основные задачи и функции следственных изоляторов, права и обязанности начальника СИЗО, категории лиц, которые могут содержаться в следственном изоляторе.

3. Инструкция об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах УИС (приказ Минюста России от 03.10.2005г. № 204-дсп) предназначена для регламентации деятельности структурных подразделений следственного изолятора и тюрем по организации надзора подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

4. Инструкция о работе отделов (групп) специального учёта следственных изоляторов и тюрем УИС (приказ Минюста России от 23.06.2005г.№ 94-дсп). Данная инструкция также является ведомственным правовым актом, в котором наиболее полно урегулированы вопросы соблюдения сроков содержания под стражей. Отделы (группы) специального учета осуществляют контроль за сроками содержания в следственных изоляторах лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и за своевременным их освобождением, и обеспечивают оформление документов об этом.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: