На каком вселенском соборе христианской церкви была осуждена иконоборческая ересь

Обновлено: 07.07.2024

Иконопочитание в IV и V вв. вошло во всеобщее употребление в христианской Церкви. По церковному учению, почитание икон должно состоять в почитании лица, изображенного на них. Такого рода почитание должно выражаться благоговением, поклонением и молитвою лицу, изображенному на иконе. Но в VIII в. к такому церковному учению стали примешиваться неправославные взгляды на иконопочитание, особенно у простого народа, который, вследствие недостаточности религиозного образования, по большей части придавал внешности и обрядности в религии главное значение. Смотря на иконы и молясь перед ними, люди необразованные забывали возноситься умом и сердцем от видимого к невидимому и даже мало-помалу усвоили убеждение, что лица, изображаемые на иконах, не отделимы от икон. Отсюда легко развилось поклонение собственно иконам, а не лицам изображаемым, — развилось суеверие, граничащее с идолопоклонством. Естественно, что появились стремления уничтожить такое суеверие. Но, к несчастию Церкви, задачу уничтожить суеверие приняла на себя гражданская власть. Вместо искоренения суеверий связанных с почитанием святых икон, власть стала уничтожать само иконопочитание и, таким образом, положило начало новой ереси – иконоборчеству.

Первым гонителем иконопочинатия был император Лев Исаврианин, хороший полководец, издавший законы о сокращении рабства, о свободе поселян, но невежда в церковных делах. Он решил, что уничтожение почитания икон вернет империи утраченные ею области и что евреи и мусульмане сблизятся с христианством. В Церкви нашлись епископы, которые дабы угодить императору, научили его смотреть на иконопочитание как на идолослужение. Так, в 726 г., им был издан эдикт против поклонения иконам. Император не осмелился уничтожать святые образа но, для начала, приказал ставить иконы в церквях повыше, так, чтобы народ не лобызал их. Также было приказано убрать изображение распятого Спасителя на кресте. Иконоборцы допускали крест, если на нем не было человеческого изображения.

Патриарх Константинопольский Герман восстал против такого распоряжения. Поддержал его прп. Иоанн Дамаскин, впоследствии монах обители св. Саввы Освященного. Он написал 3 послания против иконоборцев. Римский папа Григорий II тоже стал на сторону святых икон. Он писал императору, что Рим отойдет из-под его власти, если он будет настаивать на уничтожении иконопочитания. В 730 г. император велел воинам снять особенно почитаемую икону Спаса Нерукотворного, стоявшую над воротами его дворца. Чиновник взошел по лестнице и начал бить молотом по иконе. Толпа опрокинула лестницу и растерзала упавшего. Воины разогнали народ. Десять человек, признанных главными виновниками, после истязаний были казнены. Память этих мучеников - 9 августа.

В 730 г. последовал эдикт против икон, по которому повелевалось вынести из храмов все иконы. Патриарх Герман, был низложен императором за иконопочитание, а на его место поставлен иконоборец Анастасий. Иконы были вынесены не из всех храмов империи, а только в пределах её восточной части. В Сирии, которая находилась под властью арабов, и в Риме, который почти не признавал над собою власти византийского императора, эдикт Льва не был приведен в исполнение. В 732 году папа Григорий III созвал в Риме собор, на котором предал проклятию иконоборцев. Лев, дабы наказать папу, отнял у него и присоединил к Константинопольскому патриархату Иллирийский округ.

В 780 г. Лев умер. По малолетству его сына Константина Порфирородного управление государством взяла в свои руки Ирина. Теперь она решительно объявила себя защитницей иконопочитания. Монахи беспрепятственно заняли свои монастыри, появлялись на улицах, и пробуждали в народе угасшую любовь к иконам. Мощи мученицы Евфимии, брошенные в море при Константине Копрониме, были вынуты из воды, и им начали воздавать должное почитание. Патриарх Константинопольский Павел, бывший в числе врагов иконопочитания, при таком обороте дела счел себя вынужденным оставить кафедру и удалиться в монастырь. Вместо него, по желанию Ирины, патриархом был поставлен приверженец иконопочитания, светский человек – Тарасий. С согласия Ирины, Тарасий писал папе Адриану и восточным патриархам приглашения к участию в новом вселенском соборе, для восстановления иконопочитания.

Собор открылся в 787 г. в Никее. Это был седьмой Вселенский собор. В соборе участвовало 367 отцов. Епископов иконоборцев было меньшинство. Патриарх Тарасий, как председатель, произнес речь в пользу иконопочитания, затем императрица Ирина прочитала такую же речь. Собор 754 г. был объявлен еретическим. Иконоборческие епископы принесли покаяние и подписали отречение от ереси иконоборчества. Предав анафеме всех иконоборцев, отцы седьмого Вселенского собора составили вероопределение (орос), в котором сказано:

«Через изображение на иконах лики Спасителя, Богородицы и др. бывают видимы, то взирающие на них побуждаются к воспоминанию и люблению первообразов их, и чествованию их лобызанием и почитательным поклонением не собственным, по вере нашей богопоклонением, которое приличествует единому Божескому естеству, но почитанием, воздаваемым изображению честнаго и животворящего креста и святому евангелию и прочим святыням”.

Кроме того, собор постановил, чтобы все сочинения, написанные еретиками против иконопочитания, были представлены константинопольскому патриарху, а скрывающим такие сочинения назначались — духовным лицам извержение из сана, мирянам — отлучение от Церкви. Определения собора были торжественно прочитаны и утверждены императрицей Ириной.

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

Преподобный Иоанн Дамаскин.

Перегибы в почитании икон

В начале VIII века обеспокоенность духовных лидеров христианства излишним иконопочетанием стала пиковой. В этот период к изображениям Иисуса Христа и святых стали все чаще относиться как к магическим объектам. Были люди среди рядовых верующих, а также и священнослужителей, считающие иконы одушевленными. Рукотворные полотна назначали ответчиками в суде или поручителями во время крещения. Истории известны случаи ритуального использования икон, когда краску с них соскабливали, добавляя в причастие. Совершавшие это священники полагали, что так усиливают действие таинства. Но эффект был обратным. Ревнители чистоты христианской веры были возмущены.

Иконоборец покушается на лик Христа. Миниатюра Хлудовской Псалтыри.

Это совпало с политическими событиями, которые испытывали христианство на прочность. Императором Византийского государства в это время становится Лев III Исавр, представитель династии, которая имела корни в Малой Азии. В тех землях к ликам святых относились прохладно, что в корне отличалось от иконопочитания, свойственного греческим монахам. Излишнее рвение в поклонении император Лев находил проявлением язычества, вредоносным для церкви.
Существует и другое мнение — запретив иконы, император из династии успешных полководцев планировал ослабить церковное влияние на общество. Это позволило бы укрепить свои позиции, оттеснив Константинопольский патриархат на второй план.

Все сложилось воедино в первые годы правления Льва: осада Константинополя арабами, шаткое положение империи и даже риск ее уничтожения, а также внезапное извержение вулкана близ острова Крит. Эти события в кругу императорских советников расценили как проявление гнева Божьего за иконопочитание, граничащее с магизмом. Такое толкование приняли малоазиатские епископы, в отличие от их греческих и итальянских собратьев.

Кровопролития начались задолго до того, как иконопочитание было призвано ересью

Лев стал действовать радикально. Первая кровь в столкновениях единоверцев пролилась в 726 году, когда растерзали представителя власти, снимающего икону с Халкопратийских ворот. В последующем возмущенных людей, совершивших самосуд, подвергли казням. Это были первые мученики в противостоянии, унесшем за последующие сто лет множество жизней. Также была уничтожена значимая часть культурного наследия: фрески, статуи, мозаики, холсты, расписные алтари.

Христос Вседержитель VI век, монастырь св. Екатерины, Синай.

В 730 году на совете сенаторов и высшего духовенства, созванном Львом, поклонение иконам было объявлено преступлением. Но этого было недостаточно, так как церковная элита не поддержала политиков.

Еще более жестоким и последовательным иконоборцем стал его наследник Константин V Копроним. Он занялся легитимизацией политики уничтожения икон. До сих пор римская духовная элита сопротивлялась этому натиску власти. Чтобы сформировать лояльный епископат потребовалось около 30 лет. Вселенский собор, объявивший иконопочитание ересью, состоялся в 754 году. И тем не менее, мероприятие прошло без участия патриархов, а кроме того проводили его в светском здании, а не храме.

Мученики

Монахи, не желающие попадать под анафему и пополнять список преступников, массово эмигрировали. Историки утверждают, их количество соответствует 50 тысячам человек. Монастыри подвергались разрушениям, нападениям, их обращали в казармы. Так, в 765 году на монастырь Палекиты было совершено нападение, в ходе которого выжжены все строения, изувечены жители, некоторых из них похоронили заживо.

Андрей Критский, один из первых, кто принял мученическую смерть, защищая иконы./Фото: www.k-istine.ru

Монахи, которые осмелились критиковать решения власти, приговаривались к казни, а их тела бросали в яму с трупами преступников, которые не были удостоены чести погребения по-христиански.

Одним из первых преподобномученников, принявших насильственную смерть, стал Андрей Критский, который пришел прямо во дворец Константина Капронима, чтобы обличить в ереси. Феодора Студита, уважаемого аскета и проповедника, заточили в темницу, затем подвергали гонениям. Его канонизировали уже спустя 2 года после смерти.

Феодор Студит, апологет иконопочитания./Фото: www.dmdonskoy.ru

Осмелился открыто противостоять иконоборческой политике патриарх Константинопольский Герман I, почитаемый как святитель. Перед тем, как сложить полномочия в ответ на требования запретить иконы, он отправил в Рим несколько христианских святынь, что сберегло их от уничтожения.

Завершение периода иконоборчества называют Торжеством Православия

Период уничтожения икон продолжался до 787 года, когда был проведен Седьмой Вселенский собор в городе Никее при правлении императрицы Ирины. Но на этом испытания для христианской церкви не закончились. С приходом к власти Льва V Армянина преследования иконопочитателей возобновляются. Еще 30 лет Византийская империя испытывает напряженное кровопролитное противостояние, когда терпели муки и увечья от собратьев по вере.

Византийская императрица Феодора, при правлении которой завершилась политика иконоборчества./Фото: upload.wikimedia.org

Иконоборчеству был положен конец в 843 году, после проведения Константинопольского собора. Была восстановлена традиция почитания ликов святых, иконоборчество же признавалось постыдным явлением, чуждым для христианства. Принято решение вернуть из ссылок и освободить от тюремного заключения всех, кто пострадал в ходе политики императоров-иконоборцев.

По инициативе новой правительницы Феодоры состоялось церковное торжество, именуемое Торжеством православия. Несмотря на то, что русского государства этот конфликт не коснулся, так как его крещение еще не состоялось, праздник в нашу традицию все же попал. Это произошло в XI столетии благодаря преподобному Феодосию Печерскому, одному из основателей Киево-Печерской лавры.

В VIII веке в Византии стала распространяться ересь иконоборчества. Первым гонителем иконопочитания стал император Лев Исаврианин (717 741) абсолютно невежественный в церковных делах. Он решил, что уничтожение почитания икон вернет Империи, утраченные ею области, и что евреи и магометане сблизятся с христианством.

В результате возник взгляд, поддерживаемый многими государственными деятелями империи и священнослужителями, на иконопочитание как на идолослужение.

При этом подавляющее большинство Отцов Церкви выступили против этого. Они подверглись гонениям и многие погибли, приняв мученическую смерть. Положила конец этой распри святая Ирина, восстановившая иконопочитание на VII Вселенском Соборе.

Седьмой Вселенский Собор был созван против ереси иконоборчества

Седьмой Вселенский Собор (также известный, как Второй Никейский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара). Он состоял из 367 епископов, представлявших в основном восточную часть церкви, и легатов папы римского. Собор созвали против ереси иконоборчества, которая появилась за 60 лет до него, при византийском императоре Льве Исавре.

Таким образом он желал устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами и поэтому принял решение упразднить почитание икон. Иконоборцы продолжили свою деятельность при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

VII Вселенский собор. Икона. Седьмой Вселенский Собор был созван против ереси иконоборчества

Необходимо отметить, что одной из причин созыва vii Вселенского собора стало то обстоятельство, что ранее иконоборцами бы созван Иконоборческий собор (Иерийский собор). Это собрание высшего духовенства христианской церкви, состоявшееся в 754 году во дворце Иерии, на азиатском берегу Босфора, между Халкидоном и Хрисополем (Скутари).

Созвал его император Византии Константин V. Иконоборцы на нём ставили вопрос о том, что поклонение изображению на иконе — это языческий обычай. На соборе нём были утверждены следующие догматы:

  1. Иконы повелевалось почитать за идолов.
  2. Все поклоняющиеся иконам были преданы анафеме, включая патриарха Германа Константинопольского.

На Седьмом Вселенском Соборе присутствовало 338 епископов христианской церкви на Востоке. Таким образом, здесь присутствовали практически все известные представители православной церкви того времени.

При этом необходимо отметить, что на Соборе многие из них отреклись от иконоборчества и с покаянием обратились к ортодоксальному христианству.

В Православной церкви память святых отцов Седьмого Вселенского собора совершается в воскресенье, приходящееся на конец 1-й декады или начало 2-й декады октября (по юлианскому календарю).

Святые отцы 7 вселенского собора представлены на отдельной иконе. Так же стоит отметить, что картина Седьмой Вселенский Собор принадлежит перу такого известного художника как Сальвадор Дали.

Подготовкой Седьмого Вселенского Собора руководила императрица Ирина

В конце 783 года византийский император Лев IV скоропостижно скончался. Его вдова, императрица Ирина, предотвратила заговор в пользу Никифора, единокровного брата ее мужа, и сосредоточила всю власть в своих руках.

Это позволило ей, как противнице ереси иконоборчества, начать решать вопросы созыва Собора, который мог бы осудить её. Для этого императрице Ирине пришлось организовать избрание нового константинопольского патриарха вместо умершего патриарха Павла.

Перед своей смертью он отрекся от престола и удалился в монастырь, жалея о своем невольном соучастии в иконоборчестве и советуя для устранения раскола Церкви созвать Вселенский Собор.


Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский. Избрание на патриарший престол мирянина Тарасия было вызвано необходимостью поставить во главе Церкви государственного управленца, не замешанного в ереси иконоборчества

Вместо патриарха Павла был избран императорский секретарь (асикрит) Тарасий, известный своей ученостью.

Избрание на Патриаршество мирянина было вызвано необходимостью поставить во главе Церкви не только ученого богослова, не замешанного в иконоборчестве, но и рассудительного государственного мужа, чья помощь была необходима Ирине в деле восстановления церковного мира.

На Рождество 784 г. свт. Тарасий был возведен на высшую ступень церковной иерархии.

Тарасий оставался Константинопольским патриархом в течении 22-х лет Избранный патриарх по традиции разослал всем предстоятелям церквей изложение своего вероисповедания.

Дополнительно были разосланы приглашения на Вселенский собор, написанные от имени Ирины, её сына императора Константина и самого Тарасия. В Рим к папе Римскому Адриану I было также направлено приглашение принять участие в предстоящем Соборе.


Адриан I, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626). Папа Римский Адриан I был приглашен на Седьмой Вселенский Собор и отправил на него двух своих легатов

Папа Римский Адриан I ответил 2 посланиями от 26 окт. 785, в которых с особой настойчивостью проводилась идея главенства Римской Церкви.

Понтифик заявил, что считает возможным восстановить иконопочитание только на основании святоотеческого предания, выдержку из которого он приводил в своём письме.

Там папа назначил на Собор двух легатов: пресвитера Петра и игумена Петра, а также назвал Ирину и её сына новым Константином и новой Еленой. Видя ревность о православии императрицы и патриарха, Адриан согласился на проведение Собора при выполнении следующих условий:

Открытию Седьмого Вселенского Собора препятствовали византийские военные — сторонники иконоборчества

Открытие Собора было назначено в Константинополе на 7 августа 786 года. Иконоборчество было популярно среди военных и их могли попытаться вовлечь в решение догматического вопроса.

Так и случилось. Накануне открытия Собора расквартированные в столице части императорской гвардии (схолы, экскувиторы и др. тагмы), находившиеся под командованием офицеров, сделавших карьеру при императоре Константине V, стали открыто проявлять сочувствие противникам иконопочитания; взбунтовавшиеся военные шумно протестовали.

Патриарх обратился к императрице, было решено проводить Собор.

Собор открылся утром в понедельник 7 авг. 786 года в столичном храме Святых апостолов под председательством патриарха св. Тарасия; императрицы Ирина и императора Константин наблюдали с хор (катехумения).

Заседание началось с чтения мест в защиту икон из Священного Писания и осуждения иконоборческого лжесобора.

В это время у храма собралась толпа, а затем внутрь ворвались вооруженные воины, угрожая расправой патриарху и всем иконопочитателям. В результате император и императрица вынуждены были приказать собравшимся разойтись во избежание насилия.

Для того чтобы продолжить Собор императрица Ирина вызвала в столицу Византии верные войска, а сторонников иконоборцев отправила на мнимую войну с арабами. В результате этих действий 6 000 мятежных военных и некоторые епископы-иконоборцы были отправлены в ссылку.

После этого была сформирована новая гвардия под командованием лояльных к императрице военачальников. В мае 787 г. вновь были разосланы приглашения епископам на Собор, но уже не в самом Константинополе, а в Никее — городе, где в свое время состоялся I Вселенский Собор.

Седьмой Вселенский Собор длился месяц и состоял из восьми заседаний

В мае 787 года Ирина вновь разослала приглашения с просьбой прибыть на Собор в Никею. Состав делегаций практически не изменился. От Рима были те же легаты; трёх восточных патриархов, не имевших возможности приехать из-за войн с арабами, представляли их синкелы Иоанн и Фома.

Всего, по различным оценкам, на Соборе присутствовало 350 — 368 иерархов, но число подписавших его Деяние составило 308 человек. Седьмой Вселенский Собор открылся 24 сентября и продолжался месяц.

Императрица Ирина лично не присутствовала в Никее, её представлял комит Петрона и начальник штаба Иоанн. Собор провёл 8 заседаний, последнее из которых состоялось 23 октября 787 года в Константинополе в присутствии Ирины и императора, её сына.

Собор начал свою работу с принятия решения в отношении епископов-иконоборцев, многих из которых разрешили допустить к участию в работе Собора, приняв их публичное раскаяние. И лишь на четвёртом заседании — по предложению папских легатов, в храм, где заседал Собор, была принесена икона

На Седьмом Вселенском Соборе был принят орос, восстановивший почитание икон

…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей.

Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах (των πρωτοτύπων) и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμητικήν προσκύνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρείαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними.

Ибо честь, воздаваемая образу, восходит (διαβαίνει) к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней.

Таким образом, ересь иконоборческая была осуждена. Для этого на Соборе также были приняты анафематизмы касательно святых икон:

  1. Если кто не исповедует Христа Бога нашего изобразимым по человечеству, да будет анафема!
  2. Если кто не приемлет художественного изображения Евангельских сцен, да будет анафема!
  3. Если кто не приветствует таковые изображения, сущие во имя Господа и святых Его, да будет анафема!
  4. Если кто отвергает какое-либо писанное или неписанное церковное предание, да будет анафема!

В наши дни действует догмат иконопочитании отцов Седьмого Вселенского Собора

Отцы Седьмого Вселенского Собора в наши дни почитаются поместными православными церквями. Так принят догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора. После его закрытия епископы были распущены по своим епархиям с дарами от Ирины.

Решения собора вызвали возмущения у франкского короля Карла Великого (будущего императора), и в 792 г. он послал папе список из 85 ошибок, которые были допущены на этом соборе. После него начался спор о сущности Духа Святого. Дело в том, что Карл не соглашался с выражением патриарха Тарасия:

Собор и отцы, к сожалению, не смогли остановить движение иконоборцев. Это было сделано только на Константинопольском соборе 843 года при императрице Феодоре. При этом деяния Вселенских Соборов и святых отцов их оказали существенное влияние на православные Символ веры.

Благодаря им в православном мире распространилось почитание святых, их иконописных изображений, святых мощей. После Седьмого Вселенского Собора были признаны иконы ангелов и святых, чего не смог добиться Третий Вселенский Собор и Пятый Вселенский Собор. Необходимо помнить, что это последний всемирный Собор, признанный Православной Церковью.

Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве источников Ее догматического Предания и канонического права.

VII Вселенский (II Никейский) Собор (787) был созван императрицей Ириной для осуждения т.н. иконоборческой ереси - последней императорской ереси, которая отвергала иконопочитание как идолопоклонство. Собор раскрыл догматическую сущность иконы и утвердил обязательность иконопочитания.

Постановления собора: “Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней”.

Последствия: 813-43 - второй период иконоборчества. 802 - низложение Ирины. Иконоборцы имп. Лев Армянин (813-820), имп. Фео-фил (+842), патр. Иоанн Грамматик.

Развернуто

По свидетельству папы Григория II, имп-р Лев так обосновывал свою иконоборч.кую позицию: иконы - это остатки идолопоклонства, запрещенные II заповедью Моисеевой и не предписанные шестью Всел-ми Соборами; народ суеверно чтит материю и святых мучеников считает за богов. Израильский царь Езекия, после 800-летнего почитания Моисеева медного змея, из-за суеверия народного убрал его из храма; так и теперь, по истечении 700 лет по Христе, Лев, "как царь и иерей", вынужден сокрушить накопившееся суеверие христ-кого народа. Имп-р угрожает папе поступить с ним как с папой Мартином.

Папа Григорий II, ответивший Льву двумя обличительными посланиями (в 727 и 729 гг.), осуждает этот царский произвол и разъясняет истинный смысл иконопочитания, указывая на то, что не все и необходимое предписано Всел-ми Соборами, что чествование икон глубоко коренится в сознании народа, убеждал имп-ра не вмешиваться в дела церк.ные, а на угрозы ответил напоминаниями, что для папы нетрудно будет удалиться под власть зап.х государей, где он будет в совершенной безопасности от визант.ких прещений. Папа возражает Льву грубоватыми аргументами: "Если ты не научился от разумных, то научись от глупых. Пойди в школу, и дети тебя научат. Если ты там отзовешься непочтительно о Христе и Божией Матери, то дети закидают тебя учебными досками".

Лишь св. И.Дамаскин мог ответить имп-ру богословски грамотно и обоснованно. В своих "Словах" в защиту икон Дамаскин исходил из понимания иконоборчества как христол.ч.к ой ереси. Иконоборцы основывали свои возражения на ветхозаветном запрете кумиротворчества, по существу игнорируя Боговоплощение. В ответ св. Иоанн пишет следующее:

"В древности (т.е. в В.Завете) Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога. Я видел чел.ч.кий образ Бога, и спасена душа моя. Созерцаю образ Божий, как видел Иаков, и иначе: ибо он очами ума видел невещественный прообраз будущего, а я созерцаю напоминание о Виденном во плоти" ("Три слова против порицающих иконы"). Дамаскин говорит о материи, как о творении Бога, а не как о чем-то презренном и низком: ". А с тех пор, как в нем вселилось Слово Божие, вещество стало достохвальным, а потому вещественные образы необходимы и имеют положительный смысл".

В полемике против обвинений в идолопоклонстве преп. Иоанн проводит различие между служением (латриа), подобающим лишь Богу, и поклонением (проскинесис), оказываемым тварным вещам, к каковым относятся и иконы. Это терминологическое различие было утверждено VII В.С..

Но иконы можно было уничтожить только в Греч.империи. Вост.ые патр.хи, жившие под властью мусульман, осуждали постановления иконоборцев.

Зап.Церковь во главе с папой Стефаном III тоже выступила против иконоборцев и при помощи франкского короля Пипина прекратила свою зависимость от визант.кого имп-ра (755 г.). Тогда же скончался и Константин Копроним. Престол занял Лев ХОЗАР, человек слабовольный; на него имела большое влияние его жена Ирина, тайная иконопочитательница.

В 780 г., когда умер Лев Хозар, вместо малолетнего сына Константина престол заняла ИРИНА, которая и восстановила иконопочитание. На Конст.п.ский патриарший престол возведен был образованный ТАРАСИЙ. В 786 г. созван собор в Конст.поле для окончательного решения вопроса об иконопочитании. Но ввиду того, что много еп.пов было против иконопочитания, а также имп-рская гвардия противилась восстановлению иконопочитания, собор был отложен, а гвардия распущена.

В 787 г., наконец, состоялся VII В.С. в Никее, председателем которого был патр.х Конст.п.ский Тарасий. Иконоборч.кая ересь была осуждена, еп.пы-иконоборцы отреклись от ереси и принесли покаяние. На восьмом заседании, которое было в Конст.поле, присутствовала имп. Ирина, которая и утвердила постановления собора. На соборе было 350 отцов.

Иконоборч.кая ересь и после осуждения ее на VII В.С.продолжала еще существовать и волновать Церковь. В 813 г. на престол вступил имп. ЛЕВ АРМЯНИН. Можно сказать, что в лице его восстал Константин Копроним. Опять началось гонение на иконы. Имп-р приказал ученому Иоанну Грамматику написать труд против иконопочитания с свидетельствами др. Отцов Церкви. Но это нисколько не убедило православных. Православные решили твердо держаться постановлений VII Всел.Собора. Во главе православных стали Конст.п.ский патр.х Никифор и настоятель студ.го монастыря Феодор Студит. Вскоре Никифор был низложен, а на его место поставлен иконоборец, кот. созвал собор и отменил VII В.С..

В ответ на это Феодор Студит устроил в Вербное воскресение процессию по улицам города с иконами и пением псалмов. Лев Армянин начал тогда жестоко преследовать православных, главным образом, монахов, разрушать монастыри и самого Феодора Студита отправил в ссылку. Преследования продолжались до 820 г., когда Лев Армянин был низвержен с престола.

После смерти Льва Армянина на престол вступил МИХАИЛ КОСНОЯЗЫЧНЫЙ. Он хотя и не преследовал православных, но и не хотел восстановить иконопочитания.

Его преемник ФЕОФИЛ возобновил гонение на иконопочитание. И лишь при супруге его ФЕОДОРЕ (после смерти Феофила), которая управляла вместе малолетнего сына своего Михаила III, иконопочитание было восстановлено. Иконоборч.кий патр.х Иоанн Грамматик был низложен, а на его место поставлен св. Мефодий, созвавший собор, на котором подтверждена была святость VII Всел.Собора. Затем в 842 г. в первую неделю Вел. поста устроена была торжественная процессия по улицам города, в храме св. Софии была совершена литургия и торжественный чин Православия. Тогда и постановлено было ежегодно праздновать в первое воскресение Вел. поста торжество Православия — день торжества Церкви над всеми ересями.

Изображения Иисуса Христа, Пречистой Девы Марии, святых богоугодников и библейских сцен были широко распространены в христианстве уже во II столетии. В V веке иконам поклонялось множество людей во всем мире, однако в некоторых случаях почитание религиозных картин подвергалось серьезной критике. В VIII столетии в Византии активизировалось движение, сторонники которого стремились прекратить поклонение священным образам и всячески преследовали иконопочитателей. При этом они ссылались на ветхозаветные заповеди и уничтожали огромное количество настоящих произведений искусства, посвященных религиозной тематике. В результате в христианской церкви возник многолетний раскол. Чтобы восстановить традицию иконопочитания, потребовался длительный период и значительные усилия со стороны ее приверженцев.

изображение

Первые попытки иконоборчества

Возражения против поклонения священным образам стали возникать еще в IV веке. Сохранились сведения о том, что римский богослов Евсевий Кесарийский не поддерживал сестру императора в ее желании молиться у иконы с изображением Христа. При этом он утверждал, что божественную природу невозможно отобразить человеческими средствами. Негативно относился к поклонению перед иконами и палестинский святитель Епифаний Кипрский, который не побоялся открыто уничтожить божественный лик в одном из христианских храмов.

В первой половине VI века иконоборческие настроения, продвигаемые монофизитами, стали проявляться ярче:

  • патриарх Севир Антиохийский, считавшийся основным монофизитским богословом, подвергал критике любые виды религиозных изображений;
  • в 598 году марсельским епископом Сереном были уничтожены многие церковные иконы, почитание которых он называл не иначе как суеверием (позже Серен получил от папы Григория Великого письмо с требованием восстановить все поврежденные образы).

В дальнейшем тенденция к иконоборчеству стала усиливаться. Движение активизировалось на фоне распространения ислама, не одобрявшего изображений любых одушевленных объектов. Не последнюю роль в борьбе с иконопочитателями сыграли различные виды еретических течений, охвативших Римскую империю (монтанизм, павликианство).

Религиозные и политические причины

В первую очередь противники преклонения перед иконами опирались на известную ветхозаветную заповедь, полученную библейским пророком и основоположником иудаизма Моисеем от Господа. Согласно ей верующие не должны делать изображений всего того, что находится на земле, на небе или под водой, а также не могут поклоняться им. Иконоборческая позиция подкреплялась тем, что некоторые христиане почитали святые образа не так, как предписывала Церковь, а превращали их в своеобразный фетиш. Многие верующие стали уделять основное внимание самой картине, но не изображенным на ней святым, воспринимали иконы как живые существа, наделяли их человеческими свойствами. Подобные случаи рассматривались в качестве суеверий, возврата к устаревшим языческим традициям.

иллюстрация

Первый период иконоборчества

Борьбу с почитанием икон принято разделять на два периода. Первый длился с 730 г. по 787 г. Начался он во время нахождения у власти императора Льва III Исавра. Этот правитель, открыто говоривший о необходимости уничтожения икон, был осужден Папой Римским Григорием. Император, имевший репутацию безбожника, получил от него предупредительное послание с просьбой не пытаться изменить установленные издавна церковные правила.

Несмотря на разногласия с Церковью, Лев III Исавр продолжал вести агрессивную политику против святых образов. Сначала была снята икона Христа с ворот Халкопратии, в результате чего произошли серьезные столкновения между военными и местным населением. Далее последовало удаление священных ликов с других видных мест. Восстания недовольных иконопочитателей жестоко подавлялись. В этот период пострадало большое количество художественных произведений христианской тематики. Иконы не только снимали, но и сжигали, храмовые фрески и мозаики уродовали и сбивали.

После смерти Константина императором стал его сын Лев IV, получивший репутацию более умеренного иконоборца. Когда этот правитель умер, его наследник, Константин VI, был еще малолетним. Власть оказалась в руках его матери Ирины, благосклонно относившейся к иконам. Императрица организовала Седьмой Вселенский собор, установивший догмат о возобновлении иконопочитания в христианской церкви.

Благодаря правительнице Ирине иконоборческое движение на некоторое время прекратилось. В период ее нахождения у власти, а также правления Константина VI осуществлялось повсеместное восстановление некогда уничтоженных святынь.

Особенности второго периода

Второй период иконоборческого движения в Византии начался в 814 г. и продолжался по 842 г. В 802 г. престол занял император Никифор I, который с почтением относился к христианским святыням. В 811 г. его сменил Михаил I, также не разделявший иконоборческих настроений. Уже через 2 года он был свергнут, а к власти пришел полководец Лев V Армянин, возобновивший борьбу с почитателями религиозных образов. Его преемник Михаил II Косноязычный предоставил амнистию всем пострадавшим христианам, однако придерживался жесткой политики своего предшественника.

борьба

Преследования иконопочитателей возобновились с новой силой при императоре Феофиле, правившем с 829 г. по 842 г. В этот период было закрыто множество монастырей, многие священнослужители оказались в заточении. Ситуация улучшилась только после смерти правителя, когда его супруга Феодора окончательно восстановила давнюю христианскую традицию почитания святых образов.

Константинопольский собор 842 г. стал настоящим торжеством православной веры. Согласно его решению провозглашалась необходимость возврата к почитанию икон, объявлялись законными постановления семи Вселенских соборов, а иконоборцы предавались анафеме. В память об императрице Феодоре, признанной блаженной, ежегодно в первое воскресенье Великого поста православные христиане отмечают праздник восстановления иконопочитания.

Последствия для Византии

В иконоборческий период был разрушен значительный культурный пласт, создаваемый талантливыми мастерами на протяжении нескольких столетий. В это время уничтожили немало шедевров изобразительного искусства, посвященных религиозной тематике. Бесследно исчезли многие роскошные мозаики, которые иконоборцы заменили аскетичными крестами. Пострадали скульптурные изображения святых, большинству из которых не удалось сохраниться даже частично.

Период борьбы с иконопочитанием, завершившийся несомненной победой христианской Церкви, также сыграл важную роль в истории Византии. После окончания этого этапа произошло укрепление государственности, полностью оформилось православие, были выработаны его основные каноны и эстетика. Между представителями государственной власти и духовенства установились гармоничные и продуктивные отношения, способствующие успешному развитию общества и дальнейшему процветанию страны.

Читайте также: