На каком уровне культуры безопасности создаются необходимые для обеспечения безопасности процедуры
Обновлено: 30.06.2024
Организм человека постоянно находится во взаимодействии с окружающей его средой. Жизнь урбанизированного человека неразрывно связана со следующими процессами: труд, пребывание в городской среде, использование средств транспорта, сфера быта, активный и пассивный отдых.
Совокупность всех химических реакций в организме, необходимых для обеспечения его веществом и энергией, называется обменом веществ. В науке используют понятия основного обмена и обмена при различных видах деятельности.
Основной обмен характеризуется величиной всех энергетических трат в организме при полном мышечном покое, в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12-16 часов после приема пищи, в положении лежа). Эта энергия тратится только на поддержание жизни в теле человека, ее расход составляет 4,2 кДж в час на 1 кг массы тела. Для человека массой 70 кг общие энергетические траты при основном обмене составляют 294 кДж/ч, что соответствует мощности 81,7 Вт. Любое отклонение от этих условий вызывает изменение интенсивности основного обмена. Так, после приема пищи в зависимости от ее вида основной обмен возрастает на 10-30%, а с повышением температуры тела на 1 °С интенсивность основного обмена возрастает в среднем на 5%. Основной обмен зависит также от эмоционального состояния человека, его пола и возраста.
При напряжении мышц туловища затраты энергии превышают уровень основного обмена на 5-10%, в положении стоя - на 10-25%, при вынужденной неудобной позе - на 40-50%.
Энергозатраты при мышечной работе зависят от ее напряженности и продолжительности. Так, затраты энергии на ходьбу зависят от скорости передвижения человека, и составляют примерно 175, 245 и 315 Вт соответственно при значениях скорости 3, 4 и 5 км/ч. Затраты энергии при мышечной работе различной интенсивности приведены ниже:
При интенсивной интеллектуальной работе потребности мозга в энергии составляют 15-20% основного обмена. Превышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией - на 94%, у операторов вычислительных машин - на 60-100%. Суточные энергозатраты (мДж) зависят от рода деятельности человека:
Теплообразование и температура тела человека. Нормальная жизнедеятельность человека может осуществляться только при определенных метеорологических условиях: давлении Р, температуре t, относительной влажности φ и скорости движения окружающего воздуха W. Эти параметры влияют на интенсивность тепломассообмена тела человека с окружающей средой, в процессе которого отводится вырабатываемая организмом теплота Qвыр, температура тела поддерживается на определенном уровне, обеспечивающим нормальное протекание обменных реакций в организме человека. Для человека температурный оптимум близок к температуре тела, составляющей около +37°С, под которой понимают температуру его внутренних органов. Ее величина достаточно стабильна и лишь незначительно изменяется с течением суток и с возрастом. Максимальная величина температуры тела (37,0-37,ГС) наблюдается в 16-18 часов, минимальная - (36,0-36,2°С) наблюдается около 3-4 часов. У пожилых людей температура тела снижается до 35,0- 36,0°С. Жизнедеятельность организма человека возможна лишь при температуре тела не ниже +25°С и не выше +43°С.
Значительная часть энергии, высвобождающейся при окислительно-восстановительном распаде пищи, трансформируется в теплоту, но основное количество теплоты (от 65 до 70%) вырабатывается в мышцах тела человека. При интенсивной мышечной работе количество выделяемой в мышцах теплоты повышается до 90% от общей теплопродукции тела человека. Теплопродукция организма зависит не только от интенсивности мышечной работы, но также и от температуры окружающей среды (табл. 2.1).
В поверхностном слое тела толщиной примерно 2,5 см происходит снижение температуры тканей, вызванное потерей теплоты в окружающую среду. Поэтому температура кожи несколько ниже температуры внутренних органов. Так, температура кожи лба колеблется в диапазоне 32,5-34°С, груди 31-33,5°С, кистей рук - 28,5°С, пальцев стопы - 24,4°С. Наибольшее значение температуры кожи наблюдается в подмышечной впадине - 36,5-36,9°С. Эту температуру чаще всего и используют для оценки теплового состояния организма человека.
Выделение теплоты в теле человека вызывает нагрев его тканей. Так, количество теплоты, выделяющейся в организме человека, находящегося в состоянии покоя, достаточно для нагрева его тела в течение одного часа на 1,2°С, а при выполнении им работы средней тяжести - почти на 3°С. Однако этому препятствует отвод вырабатываемой теплоты в окружающую среду.
Теплообмен тела человека с окружающей средой осуществляется через кожные покровы, а также в процессе дыхания за счет нагрева вдыхаемого в легкие воздуха и испарения воды с их поверхности. При этом организм использует все существующие в природе механизмы теплообмена: теплоизлучающий, теплопроводный, конвективный и транспи-рационный (посредством испарения влаги). Поэтому количество отводимой в окружающую среду теплоты 0оТВ можно представить в виде суммы:
Испарение пота с поверхности кожи происходит только в том случае, если относительная влажность окружающего воздуха φ теплота накапливается в теле, его температура повышается и человеку становится жарко, при 30 °С, когда практически вся теплота, вырабатываемая в теле человека, отдается в окружающую среду за счет испарения пота.
Интенсивное потовыделение при высоких температурах приводит к обезвоживанию организма. Обезвоживание на 6% влечет за собой нарушение умственной деятельности, снижение остроты зрения, обезвоживание на 15-20% приводит к смертельному исходу.
Предельная температура вдыхаемого воздуха, при которой человек в состоянии дышать в течение нескольких минут без специальных средств защиты, составляет около 116 °С.
Барическое влияние. Нормальное атмосферное давление на уровне моря в среднем составляет 760 мм рт. ст. (1,103-10 5 Па). С высотой давление воздуха уменьшается и становится опасным для человека на высоте 4-5 км над уровнем моря из-за кислородной недостаточности. При снижении относительно уровня моря (например, в шахте) атмосферное давление возрастает на каждые 100 м примерно на 9 мм рт. ст. При погружении в водную среду давление водяного столба растет на одну атмосферу на каждые 10 метров глубины. Поэтому безопасным считается погружение без специальных средств на 2-3 м.
Влияние электромагнитного поля Земли. Электромагнитные поля естественного происхождения являются постоянно действующим физическим фактором окружающей среды, необходимым для возникновения и существования жизни на планете. Естественными источниками геомагнитного поля являются: атмосферное электричество, излучение Солнца, электрические и магнитные поля Земли. На поверхности Земли, обладающей избыточным электрическим зарядом, существует напряженность электрического поля, обычно равная 100-200 В/м и возрастающая в несколько раз при грозовой активности.
Напряженность магнитного поля Земли при спокойной магнитной обстановке составляет 70-150 А/м. Во время магнитных бурь магнитная напряженность возрастает на порядок.
В условиях дефицита естественных электромагнитных полей возникает дисбаланс основных нервных процессов в виде преобладания торможения, дистонии мозговых сосудов, развития изменений со стороны сердечнососудистой, иммунной и других систем.
Коэффициент ослабления интенсивности геомагнитного поля на рабочих местах персонала в помещении не должен превышать 2. Излучение Солнца, представляющее собой электромагнитные волны различной длины, крайне значимо для живой природы и человека. Оно является основным внешним источником энергии, определяет продолжительность светового дня, его видимый диапазон излучения, обеспечивает непосредственную связь организма с окружающим миром, давая до 90% информации о нем. Но современному человеку не хватает дневного естественного света. Значительная часть работы и отдыха человека протекает при искусственном освещении.
Влияние естественной радиации. Естественные источники излучения можно подразделить следующим образом: внешние источники внеземного происхождения (космическое излучение); источники земного происхождения (естественные радионуклиды).
Из космического пространства земную атмосферу непрерывно атакует поток ядерных частиц очень высоких энергий, состоящий из примерно 90% протонов и около 10% альфа-частиц. Это так называемое первичное космическое излучение. Воздействуя на ядра нуклидов, входящих в состав земной атмосферы, первичное космическое излучение инициирует целый каскад ядерных превращений, в результате которого образуются различного типа элементарные частицы и гамма-излучение. Это так называемое вторичное космическое излучение. У поверхности земли (до высоты порядка 25 км) доза внешнего облучения обусловлена, в основном, гамма-излучением.
С удалением от поверхности земли интенсивность космического излучения возрастает (рис. 2.3). Поэтому дозовая нагрузка на людей, проживающих в горной местности, в несколько раз больше, она равна примерно 0,7 и 5,0 мЗв в год соответственно на высотах 2 и 4-5 км. На высоте полетов современных самолетов уровень космического излучения в несколько десятков раз больше, чем на уровне моря.
К основным естественным радионуклидам, излучение которых формирует природный радиационный фон, относятся: U 238 , U 235 и Th 232 , а также один из продуктов распада U 238 - радон (Ra 226 ).
Внешнее облучение обусловлено радионуклидами, содержащимися в почве и горных породах, внутреннее - радионуклидами, содержащимися в воздухе, воде и продуктах' питания. Средняя доза облучения населения России составляет 3,4 мЗв/чел. в год.
Массообмен человека. В процессе жизнедеятельности человек потребляет: кислород из атмосферы при дыхании, воду питьевую и воду, содержащуюся в продуктах питания, пищевые вещества, содержащиеся в продуктах питания, - белки, жиры и углеводы. К качеству потребляемых веществ предъявляются определенные требования. В биохимических реакциях организма пищевые вещества окисляются кислородом, выделяя энергию, необходимую для жизнедеятельности человека. Полученная энергия используется на работу внутренних органов, на механическую мышечную работу человека и переходит в тепло, которое организм выделяет в окружающую среду.
Все продукты реакций, а также потребленная человеком из внешней среды вода полностью выделяются организмом в окружающую среду: углекислый газ удаляется в атмосферу при дыхании; шлаковые вещества выводятся вместе с потребленной водой в виде отходов жизнедеятельности, часть воды выделяется путем испарения в атмосферу через кожу и через легкие при дыхании.
В сутки человеку требуется в среднем 1,75 кг пищи (из них твердых веществ около 0,6 кг), 7,3 л воды (2,5 л питьевой и 4,8 л технической) и 0,9 кг кислорода. Вместе с питьем и пищей получается около 3,5 л жидкости в день (для климата средней полосы России при минимальной физической нагрузке). При нагрузке средней тяжести необходимо до 5 л, при тяжелой работе на воздухе — до 6,5 л жидкости в день.
Значительные опасности возникают при потреблении человеком загрязненных потоков воздуха, воды и пищи. Достаточно отметить, что от отравлений пищей в мире ежегодно умирают около 2 млн. чел.
Информационный обмен человека. Взаимосвязь человека с любой системой (в том числе технической) может быть описана через информационную модель, которая объединяет сенсорное и сенсомоторное поля. К сенсорному (чувствительному) полю информационной модели относят комплекс сигналов, которые воспринимаются человеком непосредственно от системы (шум, вибрация, ЭМП и т.д.) и из ряда сигнальных показаний приборов, индикаторов и т.п. К сенсомоторному полю относят комплекс сигналов от органов управления - рычагов, ручек, кнопок и т.д.
Информационная совместимость означает соответствие возможностей человека по приему и переработке потока закодированной информации и эффективного положения управляющих воздействий в системе.
Реакция человека на любое внешнее воздействие (раздражение) и превращение ее в защитное действие хорошо прослеживаются на схеме рефлекторной дуги (рис. 2.4). Согласно этой схеме энергия раздражителя поступает на рецепторы человека и далее по нервным волокнам в виде нервных импульсов передается в центральную нервную систему (ЦНС). В коре головного мозга - высшем органе ЦНС - информация анализируется и по нервным волокнам передается к исполнительным органам человека для компенсации внешнего воздействия. Результат компенсационного действия передается по обратной связи на рецептор.
Датчиками системы восприятия внешних воздействий являются структурные нервные образования, называемые рецепторами. Они представляют собой окончания чувствительных нервных волокон, способные возбуждаться при действии раздражителя. Часть из них воспринимают изменения в окружающей среде, а часть - во внутренней среде организма. Согласно классификации по характеру ощущений различают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные рецепторы, рецепторы боли, рецепторы положения тела в пространстве.
1 - энергия Е раздражителя (сигнал, информация); 2 - рецептор; 3 - нервные волокна; 4 - ЦНС; 5 - нервные волокна; 6 – исполнительный орган; 7 - путь безусловного рефлекса; 8 - обратная связь
При длительном воздействии раздражителя происходит адаптация рецептора и его чувствительность снижается, однако, когда действие раздражителя прекращается, чувствительность растет снова. Для адаптации рецепторов нет одного общего закона. Различают быстро адаптирующиеся (например, барорецепторы) и медленно адаптирующиеся рецепторы (фоторецепторы).
Полученная рецепторами информация, закодированная в нервных импульсах, передается по нервным путям в центральные отделы нервной системы и используется для координирующей работы органов. Иногда поступающая информация непосредственно переключается на органы. Такой принцип переработки информации заложен в основу многих безусловных рефлексов (врожденных, наследственно передающихся). Например, сокращение мышц конечностей, раздражаемых электрическим током, теплотой или химическими веществами, вызывает реакцию удаления конечности от раздражителя. При длительном воздействии раздражителя на основе приобретенного опыта формируются условные рефлексы.
С помощью органов чувств человек получает обширную информацию об окружающем мире. Количество информации принято измерять в битах. В табл. 2.3 приведены максимальные скорости передачи информации, принимаемой человеком с помощью различных органов чувств и их рецепторов для передачи к коре больших полушарий.
Нервная система человека подразделяется на ЦНС, включающую головной и спинной мозг, и периферическую (ПНС), которую составляют нервные волокна и узлы, лежащие вне ЦНС. Нервная система функционирует по принципу рефлекса. Рефлексом называют любую ответную реакцию организма на раздражение из окружающей или внутренней среды, осуществляющуюся с участием ЦНС.
Защитные функции организма, преимущественно двигательные, реализуются через мозг и его память. И только когда там не найдено адекватной программы реакции на сигнал, подключается сознание, прежде всего проявляя стереотипность мышления.
Человек обладает долговременной и кратковременной (оперативной) памятью. Объем долговременной памяти составляет 10 21 бит, а кратковременная память имеет малую емкость - 50 бит. Поскольку воспоминание, т.е. обращение в долговременную и кратковременную память, подвергается воздействию большого числа внешних факторов, то результат его носит во многом случайный характер. Хранение представлений в памяти тоже может видоизменяться вследствие стирания отдельных элементов информации или возникновения новых, отсутствующих в оригинале.
Процесс сознательного поиска решения очень медленный и малопригодный в экстремальных быстроразвивающихся ситуациях. Вероятность того, что человек быстро найдет нужное решение в процессе мышления, невелика. Основной путь подготовки человека к действиям в конкретных защитных ситуациях состоит в постоянном обучении и тренировке с целью перевода действий на уровень стереотипов.
Чем чаще идут одинаковые импульсы, тем прочнее становится система их передачи от рецептора к исполнительному органу. При этом вероятность определения двигательной реакции на определенное раздражение нарастает. Однако эта вероятность никогда не сможет достичь единицы в силу существования опасности искажения сигнала в проводящей системе. Следовательно, процесс принятия решения является многовариантным, в том числе и содержащим возможность ошибки. Это обусловлено объективно существующими трудностями вспоминания и выстраивания многовариантных процессов передачи сигналов по рефлекторной дуге. Если в прошлом человека необходимого опыта вообще не было, то решения принимаются методом проб и ошибок. Свобода выбора решений таит в себе потенциальную опасность от вмешательства человека в любой процесс.
Отсюда следует аксиома о потенциальной опасности деятельности человека: реакция человека на внешние раздражения может быть ошибочной и сопровождаться антропогенно-техногенными опасностями.
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Культура безопасности - это часть общей организационной культуры. Это то, каким образом всё делается в организации по отношению к производственной безопасности. Другое определение: культура – продукт индивидуальных и групповых ценностей, норм, убеждений, восприятий и образцов поведения в отношении к производственной безопасности, которых придерживаются большинство членов организации и которые отличают данную организацию от других.
Культурные факторы влияют на поведение всегда и везде. Культура организации не сводится только к поведению отдельных сотрудников, разделяющих ее принципы; культура также передается и новичкам и заметно действует на поведение людей, даже когда они одни и свободны от критического взгляда руководителей и коллег. Эта всеобъемлющая черта культуры – сильный рычаг, его могут использовать руководители и менеджеры, чтобы повлиять на мотивацию и поведение сотрудников.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Понятие "культура безопасности" впервые появилось в 1986 году в процессе анализа причин и последствий Чернобыльской аварии, проведенного Международным агентством по атомной энергии (INSAG). Было признано, что именно ее отсутствие явилось одной из причин трагедии. Международная консультативная группа по ядерной безопасности при Генеральном директоре МАГАТЭ предлагает следующее определение этого понятия (которое также изложено в нормативном документе "Общие положения безопасности атомных станций" НП 306.2.-141-2008): "Культура безопасности – это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности атомной станции, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью".
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ
СООТНОШЕНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ И КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Несчастный случай – это всегда результат ряда факторов, непредвиденно взаимодействующих между собой. Многие из этих факторов относятся к областям психологии и поведения, и они, в свою очередь, частично определяются культурой безопасности организации. Высокая культура сама по себе не становится абсолютной гарантией того, что несчастных случаев не будет. Однако она – некий щит, противодействующий благодушию, возможным нарушениям, которые так часты на предприятиях с низкой культурой безопасности.
ЧТО ФОРМИРУЕТ И ВЛИЯЕТ НА КУЛЬТУРУ БЕЗОПАСНОСТИ
В организационной психологии существует две школы мысли, одна из которых отрицает возможность влиять на организационную культуру. Мы остановимся на втором направлении, которое считает, что на организационную культуру, и в том числе на культуру безопасности как часть общей культуры, можно влиять и ее можно формировать, хотя это и сложное явление. На культуру безопасности воздействует целый ряд факторов:
активно ли организация предупреждает происшествия, обращает внимание на потенциально-опасные происшествия и планирует меры по ОТ – или лишь реагирует на проблемы по мере их возникновения;
передача информации по ОТ на всех уровнях организации и наличие обратной связи;
вовлеченность и мотивированность сотрудников в ОТ;
какое поведение – опасное или безопасное – превалирует (как в формальных, так и в неформальных ситуациях); действие/бездействие при исправлении опасного поведения.
компетенции и обученность сотрудников;
ценности, мнения, убеждения и восприятия сотрудниками ОТ (на них заметно влияют национальные и географические особенности культуры, мифы и истории организации);
наличие политик, стандартов и процедур по ОТ в организации.
Это основные факторы, хотя перечень далеко не полный.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Модель культуры безопасности Джеймса Ризона: Высокая культура безопасности обладает 5 характеристиками:
Это информированная культура ,в которой все руководители и сотрудники обладают знаниями о человеческих, технических, организационных факторах, которые определяют безопасность системы в целом.
Это культура обучающаяся , которая извлекает и внедряет уроки из получаемой информации для предотвращения происшествий.
Это справедливая культура , в которой присутствует атмосфера доверия. Сотрудников поощряют сообщать об информации, имеющей отношение к безопасности. Но также в ней присутствует четкое разграничение между приемлемым и неприемлемым поведением.
Это гибкая культура , в которой перед лицом опасности организации способны быстро перестроиться в менее иерархичную систему.
Это культура с хорошей отчетностью о происшествиях , в которой сотрудники не боятся и готовы сообщать о своих ошибках и промахах для того, чтобы организация могла на них учиться.
Теория Даниэля Каннемана , объясняющая причины систематического нарушение рационального поведения и причины иррациональности (например, выбор опасного поведения).
Т еория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, двухфакторная теория мотивации Герцберга и теория ожиданий Виктора Врума, объясняющие что движет мотивацией (для улучшения мотивации сотрудников в плане безопасного поведения).
Исследования организаций высокой надёжности (high reliability organizations) , проведенные университетом Беркли, Карл Вайком, Эндрю Хопкинсом и органами контроля охраны труда Великобритании.
А также мы используем и другие современные модели когнитивной и социальной психологии и психологии менеджмента и социологии, объясняющие причины заниженной оценки риска сотрудниками, выбора сотрудниками опасных действий и способы исправления опасного поведения.
Обзорная статья Апрель 2019
Академия безопасности: формирование культуры безопасности в компании
Тимофеева Анна
ДИРЕКТОР ПО КОНСАЛТИНГУ
Корпоративные университеты №44
В последнее время многие российские производственные компании стали целенаправленно формировать культуру безопасности среди своих сотрудников. Формальное знание стандартов безопасности, законодательных норм в области ОТ и ПБ (охраны труда и промышленной безопасности) требуется и сейчас, но это не означает, что они в действительности соблюдаются. Под культурой мы понимаем не просто формальное знание, а действительно внимательное отношение производственного персонала к безопасному поведению, не только своему, но и своих коллег. Такое отношение подразумевает, что сотрудник может самостоятельно оценить степень риска в различных ситуациях и принять взвешенное решение. Кроме того, компания ожидает инициативы от сотрудников — предупреждения о тех или иных рисках, которые могут в дальнейшем привести к угрозам для безопасности коллег. Конечно, это, скорее, идеальная картинка, которая в реальности, к сожалению, встречается далеко не всегда. Тем не менее, если еще несколько лет назад только единичные российские компании всерьез говорили о потребности в формировании культуры безопасности, сейчас мы все чаще обсуждаем подобные запросы.
Формирование культуры безопасности: какой вклад может внести обучение персонала в решение этой задачи
Три точки приложения силы
- специалисты по ОТ и ПБ, которые являются методологами и контролируют на предприятии данный процесс;
- линейные руководители на производстве (начальники смен и бригадиры, начальники участков, начальники цехов);
- основные производственные работники, рабочие и ИТР.
Без работы со всеми ключевыми категориями эффект будет неполным. Причем, задачи, которые мы решаем для каждой категории, различаются. Рассмотрим каждую группу персонала и подходы к ее обучению отдельно.
Совет № 1. Научить ученого, или обучение специалистов по ОТ и ПБ
Цель работы с сотрудниками самой функции ОТ и ПБ — сформировать у них понимание важности непосредственной работы с людьми в области безопасности. Поэтому с ними мы много говорим про то, как перестать быть просто контролером и инструктором — и стать внутренним лидером и консультантом по безопасности. Для этого необходимо развивать компетенции работы с людьми, навыки влияния, учиться доносить до людей важность безопасности, выстраивать эту работу системно и знать, какие меры воздействия на сотрудников и на их отношение лучше всего им помогут.
В процессе работы с данной категорией мы пришли к выводу, что, даже зная все стандарты, правила и инструкции в области безопасности на производстве, специалисты по ОТ и ПБ не всегда обладают необходимым ресурсом влияния — некоторые стремятся избегать общения с производственным персоналом, скучно и неинтересно проводят инструктажи, ограничиваясь формальным сбором подписей, а при проведении поведенческих аудитов не всегда могут повлиять на сотрудников, чтобы они изменили свое поведение и сделали выводы на будущее.
В ходе тренинга мы рассматриваем именно такие сложные ситуации, учимся вырабатывать правильную позицию при взаимодействии с сотрудниками, ищем эффективные способы коммуникации с разными типами людей. Важной возможностью для этой категории также является площадка для обмена опытом решения различных конфликтных ситуаций или организации просветительской работы для производственных коллективов в области безопасности.
Совет № 2. Без запевалы и песня не поется, или почему важно обучение руководства
Обучая руководителей производственных подразделений, мы делаем фокус на то, как управлять сотрудниками с разными установками и разной склонностью к риску, как руководитель может формировать в своем подразделении культуру безопасности.
Для каждого руководителя производственным коллективом важно осознать, что человеческий фактор сам по себе редко бывает основной причиной инцидента или происшествия, хотя некоторые руководители очень часто имеют именно такую позицию. Во время обучения, разбирая те или иные происшествия, мы просим руководителей увидеть более глубокие — системные и организационные причины (недочеты по части организации рабочего места и процесса труда, в информировании, не реагирование на определенные сигналы, и т.п.), в результате которых допускается или даже поощряется определенное рискованное поведение сотрудника, что приводит к серьезным последствиям. Этими факторами руководитель может во многом управлять, если не будет от них отмахиваться и захочет их увидеть.
Также мы просим обратить внимание руководителей на то, какое поведение они на самом деле сами поощряют со стороны своих сотрудников — насколько они приветствуют инициативу и борются с формальным отношением подчиненных. Например, как можно повлиять на сотрудника с высокой склонностью к риску и нежелающего при этом взять на себя ответственность за свое поведение? Обычно для руководителей является откровением, что многие модели поведения подчиненных, которые им не нравятся, являются следствием действий самих руководителей. По итогам тренинга многие из них делают очень конкретные выводы и планы, как они поменяют свой подход по отношению к конкретным подчиненным или коллективу в целом, чтобы повысить культуру безопасности в своих подразделениях.
Совет № 3. Риск — не благородное дело, или как обучать рабочих
Основной целью в обучении рабочих и специалистов является создание осознанного, а не формального отношения к собственной безопасности через понимание личного восприятия и склонности к риску.
Почему люди часто недооценивают риски? Все ли мы одинаково воспринимаем одну и ту же ситуацию, и как следствие, оцениваем ее рискованность? Насколько я сам имею склонность к рискованному поведению и почему? Вот те вопросы, которые мы обсуждаем с участниками тренингов по восприятию рисков, чтобы повысить уровень их знаний о поведении в рискованных ситуациях и помочь им лучше осознать свои собственные мотивы поведения. Также мы уверены, что в производственной культуре очень значимую роль играют групповые процессы. Поэтому в тренинг для этой категории мы также включаем два важных, с нашей точки зрения, аспекта.
Первый — влияние мнения группы на мнение одного из ее членов и феномены группового конформизма (соглашательство одного с мнением большинства, даже если его личное мнение отличается от позиции, разделяемой или декларируемой группой). На тренинге мы наглядно демонстрируем, как работает группой конформизм, и то, как это может влиять на соблюдение стандартов безопасности. Сам по себе эффект влияния группы не является плохим или хорошим, ведь это те психологические законы, которым подвержен каждый из нас. Ключевая задача здесь — сделать так, чтобы ценности и убеждения, разделяемые группой, были позитивными и верными с точки зрения безопасности конкретного человека и чтобы он мог им противостоять в случае их разрушительного влияния.
Создание культуры безопасности — процесс не сиюминутный, он требует времени и сил. Но обучение персонала вносит значительный вклад в его успешность. Для того чтобы программы обучения были эффективны, необходимо действовать комплексно, одновременно обучая три группы сотрудников: рабочих, руководителей и специалистов по ОТ и ПБ. Только в этом случае можно надеяться на успех и на эффективность вложенных усилий.
Статья рассматривает проблемы современного состояния культуры безопасности, как элемента культуры производства.
Ключевые слова: культура безопасности, культура производства, система управления охраной труда, внутренняя мотивация, положительная стимулирование, персонал.
Safety culture as integral part of technology culture
Director of Institute for Safety and Health,
Perm national research polytechnic university,
Honored worker of the higher school of the Russian Federation,
Doctor of Engineering, professor
Deputy director on technology safety of corporation PAO “VSMPO-Avisma”
This article considers problems of the current situation of culture safety as element of a technology culture.
Keywords: safety culture, technology culture, occupational safety and health management system, internal motivation, positive stimulation, personnel.
Введение.
Культура безопасности применительно к организациям и физическим лицам означает совокупность характеристик и отношений, которые устанавливают такой порядок, что вопросам защиты и безопасности уделяется внимание, соответствующее их реальной значимости. Поскольку культура безопасности и культура производства с позиции деятельностной теории неразрывно связаны с поведением людей (для производства – с поведением персонала, работающих по найму, работников), то главным в культуре производства и культуре безопасности является внутренняя мотивация и внутренняя компетентность персонала. Ее не купить на стороне и даже не взять в лизинг. Ее можно только создать.
Общие принципы культуры безопасности
Заметим, что культура безопасности и культура производства легко вписываются в концепции систем качества и безопасности. Повышать и качество продукции, безопасность производства и труда можно и нужно с использованием инструментария СУОТ, СУПБ, СМК. При этом культура, как технология успеха, должна пронизывать каждое действие, каждое событие, каждое мероприятие, присутствовать везде и всюду.
Системный подход к культуре безопасности и культуре производства был выработан давно и заключается в подборе персонала, помощи в адаптации применительно к конкретному рабочему месту и конкретному предприятию, развитию компетентности через различные формы обучения, включая проверку компетентности через механизмы аттестации персонала, и, наконец, самое главное, развитие внутренней мотивации персонала на безопасный, производительный и качественный труд через позитивное (преимущественно) и негативное (по мере неизбежности) стимулирование персонала.
Рассматривая различные аспекты культуры безопасности, основной упор следует сделать на квалификационную и психологическую подготовленность всех работников, при которой обеспечение безопасности является в чем-то их приоритетной целью и внутренней потребностью.
Культуру охраны труда следует рассматривать как широкое понятие, включающее в себя отношение к охране труда, поведение в данной производственной системе, а также организацию труда на рабочем месте с точки зрения безопасности.
Закоренелые производственники частенько задают вопрос, является ли культура безопасности труда лишь новым словосочетанием для обозначения старых понятий или оно несет в себе новое содержание, которое может улучшить наше понимание того, как должна функционировать охрана труда на предприятии?
Ответ состоит в том, что это новое содержание связано не столько с формализмом СУОТ и СУПБ, сколько с внутренним отношением к этим проблемам со стороны и простых работников и топ-менеджеров. Есть такое выражение, мастерство не пропьешь… Так вот, культура безопасности в чем-то похожа на мастерство, дополняет его, входит в него… Она – внутреннее богатство человека, его неотъемлемая часть… Хотя концепция культуры безопасности труда не является на сегодняшний день в России четко сформулированной и рассматривает широкий спектр различных явлений в обеспечении безопасности, она, несомненно, затрагивает самое существенное в обеспечении безопасности – человеческий фактор.
Вот почему внедрение и поддержание культуры безопасности – наилучший метод управления человеческим фактором, поведением персонала. А все остальные моменты обеспечение безопасности производства этот внутренне мотивированный и компетентно подготовленный персонал выполнит сам, в том числе по собственной инициативе, это и есть успех!
Мы неоднократно писали, что изменение технологии, средства коллективной защиты, организация выполнения работ, средства индивидуальной защиты, профилактические прививки и медикаменты, умение работать безопасно, все это останется мертвым грузом без стимулирования персонала на безопасный труд. И все это ПОЛНЫЙ НАБОР мер защиты от профессиональных рисков. Другого нет.
И сразу становится ясным ответ на другой распространенный вопрос: Является ли культура безопасности одним из факторов обеспечения эффективности в сфере охраны труда и если является, то, что будет наиболее успешным для достижения желаемого результата?
С нашей точки зрения, культура охраны труда включает в себя систему практических процедур и поведенческих шаблонов, которые не только разделяются работниками, но и выступают в качестве первоисточника мотивированной и координированной деятельности в сфере охраны труда.
Вот почему для эффективной организации работ по охране труда в организации необходима однозначно выраженная решимость высшего руководства организации в отношении повышения культуры охраны труда и создания современной системы управления охраной труда при сотрудничестве, по возможности, с командой профессионалов (консультантов) на всех этапах организации работ по охране труда в организации. Иными словами, культура безопасности должна быть комбинацией лидерства и поддержки со стороны руководителей высшего звена, участия в деле линейных менеджеров и вовлечения исполнителей в неприменное соблюдение мер безопасности.
- Обучение и воспитание руководителей (исключение нарушений технологии по незнанию, научение лидерству в охране труда, научению методам инструктирования и обучения рабочих, способам безопасного ведения работ, общим принципам безопасного производства и безопасного труда).
- Обучение и воспитание рабочих (исключение нарушений технологии по незнанию, исключение нарушений безопасных приемов труда, технологических регламентов, карт рабочих операций, вовлечение рабочих в процесс управления охраной их труда).
- Внедрение реальных, а не формальных, действительно работающих технологических инструкций и карт.
- Изменение системы оплаты труда (дифференциация в зависимости от соблюдения технологической дисциплины и правил безопасности)
- Разработка и внедрение процедур контроля качества технологических процессов, включая автоматизированные системы мониторинга.
- Исключение сознательных нарушений рабочими технологической дисциплины и правил безопасности
Культура производства начинается с безопасного нормального обустройства рабочих мест. Например, в строительстве, одном из сложнейших по организации безопасного выполнения работ, сегменте производственной деятельности это нормальные леса, нормальные лестницы, нормальный инструмент. И всегда и всюду, это нормальные взаимоотношения всего линейного персонала. И отвечать за налаживание этих отношений должен прежде всего тот, у кого есть реальная власть – начальник участка, цеха.
Известно, что предприятия, которые ввели не систему штрафов (как это принято во многих организациях), а систему поощрений, процветают, ибо это дает им преимущество на рынке труда, т.к. квалифицированные работники отдают предпочтения этим предприятиям не в последнюю очередь благодаря этой системе.
Известно, что каждый руководитель выбирает для себя стратегию работы с персоналом. Я считаю, что искусство менеджера - это не категоричные решения, а разумное чередование кнута и пряника.
Вот почему, критерии организации культуры безопасности должны соответствовать современным идеям системного управления. Обязательно должны быть в организации люди, которые этим бы занимались профессионально. Среди высшего руководства должен быть человек, на которого можно было возложить обязанности организации соблюдения культуры безопасности.
Надо учитывать, что безопасность производства состоит нескольких аспектов: защита собственности о кражи, от пожара, защита от аварий, защита качества продукции, защита окружающей среды, защита труда работников (охрана труда) и многие другие виды безопасности. Каждый руководитель должен знать, что он должен делать и что он отвечает, каждый рабочий также должен это знать. Часто не хватает правильно составленных инструкций, и по рабочему месту, и по профессии, и по должностным обязанностям. К сожалению, только огромная эпоха капитализма, которую Россия ранее пропустила, может нас научить культуре безопасности. Если руководитель будет увольнять работников, которые не следуют правилам безопасности, нанося таким образом ущерб, культура безопасности начнет соблюдаться, но их нужно увольнять! А сам руководитель тоже ДОЛЖЕН следовать культуре безопасности, а таких руководителей у нас единицы.
Культура безопасности это часть корпоративной культуры. Корпоративная культура не может существовать без культуры безопасности. Общество сегодня заинтересовано в сохранении безопасности. Общество в лице государства сегодня заставляет работодателя следовать определенным критериям. Законы пишут, чтобы их выполняли. Для этого органы государственного надзора регулируют их выполнение/невыполнение в правоприменительной практике. Культура безопасности изнутри никогда не вырастет сама по себе. Ее надо прививать. Работодатель формирует ее под угрозой увольнения, либо другого наказания работника, а государство под угрозой штрафов и наказания работодателя и его должностных лиц. Что касается распространения культуры безопасности за рамки корпорации, то на западе есть интересное правило, связанное с транспортной безопасностью. Соблюдение транспортной безопасности сотрудниками при всех поездках на личном транспорте (и на работе и дома) корпорация поощряет, например, практику пристегивания ремнями. И это очень важно. Некоторые говорят, а зачем это делать, это личное дело каждого. Я уже дома, я не работе, что хочу, то и ворочу. Но это не так… Если что–то случится, погибнет гражданин, но для предприятии погибнет работник, специалист. В России было бы очень важно соблюдение такой безопасности, особенно для тех, кто часто в дороге.
Эти меры общеизвестны. Главное это соблюдение инструкции, которое необходимо организовать. Работодатель должен выполнять государственные требования охраны труда, а работник требования охраны труда предприятия. Система управления охраны труда или безопасности это своеобразная государственная структура, в которой есть свои правила игры и разные направления деятельности. Второе лицо в корпорации, отвечающее за безопасность должен иметь поддержку первого лица через определенную стратегию. У каждого руководителя должен быть ряд обязанностей, и каждый должен быть таким образом вовлечен в обеспечение культуры безопасности. Обязанности должны быть отражены в должностных обязанностях. При этом необходимо расставить приоритеты в выполнении тех или иных задач, осуществлять контроль за выполнением. Проанализировав результаты, при необходимости можно скорректировать направление деятельности.
Культура безопасности должна охватывать все звенья предприятия. Потому как одно дело, когда о культуре безопасности говорят только на уровне цеха, и совсем другое, когда культура безопасности обсуждается на совете директоров. Руководитель должен стимулировать развитие внутренней структуры управления безопасностью. Абсолютной безопасности нет, но мы можем к ней существенно приблизиться, внедрив культуру безопасности и подняв тем самым культуру производства.
Читайте также:
- Вид расходов 521 расходы субсидии на какие цели финансируют
- Что бесплатно положено грудничкам в поликлинике
- Подъем национального флага это какая норма социальная или правовая
- Чем по мнению автора различаются система права и система законодательства укажите любые два различия
- Что положено в основу классификации токсинов