На каком информационном ресурсе можно ознакомиться с конституциями всех стран мира

Обновлено: 16.06.2024

В конце прошлой недели казахстанцы отмечали День Конституции. Не без ностальгии по прошедшему празднику редакция Sputnik Style представляет вам занятную подборку фактов о собраниях конституционных законов самых разных стран мира

24 года назад наша республика обзавелась собственной конституцией. С момента принятия текст верховного свода законов государства менялся всего несколько раз. В сравнении с другими странами мира конституция Казахстана достаточно молода. Многие подобные документы из самых разных уголков планеты были приняты за века до формирования современного казахского государства. Мы решили отобрать для вас самые интересные конституции государств мира и рассказать об истории их возникновения.

Вы знали, что конституция Индии, которая была принята в 1950 году, насчитывает 395 статей, 12 приложений и более 500 поправок? Кроме всего прочего, она написана столь сложным языком, что большинство жителей страны не могут понять ее положения до сих пор. К тому же нормы конституции разбросаны в тексте столь хаотично, что сразу найти необходимый пункт практически невозможно.

Фрагмент конституции Индии

И это притом, что на протяжении многих лет Индия была колонией Великобритании, страны, в которой чтут порядок и системный подход.

Кстати, в Британии конституции нет. Ее заменяют древние уставы, так называемое прецедентное право и определенные конституционные соглашения. Самые древние из них были приняты еще во времена рыцарства. Несмотря на отсутствие конституции как таковой, в Великобритании очень почитают закон. Самыми древними документами подобного рода являются Билль о правах, принятый в XVII веке, и Великая хартия вольностей, составленная четырьмя веками ранее.

Великая Хартия вольностей 1215 года, написаная на средневековой латыни с использованием сокращений того времени, заверенная печатью короля Иоанна Безземельного. Хранится в Британской библиотеке.

Великая хартия вольностей 1215 года написана на средневековой латыни с использованием сокращений того времени и заверена печатью короля Иоанна Безземельного. Хранится в Британской библиотеке

Если на Британских островах весьма трепетно относятся к правам человека, то в Эквадоре, например, не забывают и об окружающей среде. Латиноамериканское государство является первой в мире страной, где природа защищена и наделена правами наравне с людьми. Так, например, конституция в Эквадоре дает природе право на существование, развитие и восстановление.

В Конституции Эквадора природа имеет право на существование наравне с человеком

Латиноамериканские страны славятся не только своим гостеприимством и бережным отношением к экосистеме, но и уважением к традициям и предкам. Так, в Бразилии существует целый пункт в конституции, сохраняющий за индейцами право на соблюдение обычаев, вероисповедание и на земли, которые те исконно занимали. Индейцы пожилого возраста могут бесплатно передвигаться на общественном транспорте. Это право также закреплено в конституции страны.

Не меньшую приверженность традициям демонстрируют и жители Ливии. Формально в роли конституции там выступает Коран. Священное Писание — главный регулятор поведения для граждан североафриканского государства. Причем подобное почитание Корана и возведение его в степень абсолютного закона на государственном уровне не ново для стран мусульманского мира. Подобная правовая система много лет существует в Ираке, Иране, Саудовской Аравии, Пакистане и Судане.

В Ливии в роли Конституции выступает Коран. На иллюстрации фрагмент из Корана - Сура Аль-Фатиха, первая сура по порядку расположения. В этой суре говорится о совокупности идей и общем значении Корана

Одни из самых миролюбивых конституций — главные законы Мальты и Японии. Европейское островное государство объявляет себя нейтральной страной, стремящейся к постоянному миру. А в Стране восходящего солнца, например, существует пункт, провозглашающий отказ Японии от войны. Подобное решение было принято после поражения страны во Второй мировой войне.


В привычном понимании современного человека конституция — это не просто основной закон государства, это базис, на основе которого строится всё остальное: политическая и экономическая жизнь страны, особенности её государственного управления. Конституция в привычном цивилизованному человеку виде декларирует права и обязанности граждан, неприкосновенность частной собственности, провозглашает нерушимость суверенитета и неприкосновенность границ. Однако далеко не во всём мире конституции написаны по одним лекалам.


Во имя африканского единства

Как правило, в конституциях различных государств мира неприкосновенность границ и суверенитет страны являются основополагающими статьями в главном государственном законе. Казалось бы, это вполне логично, ведь государство — это и есть некая суверенная территория, населённая людьми, имеющая чётко определённые границы и живущая по своим законам.


Государство без конституции

Как ни странно, но у такого государства, как Израиль, на сегодняшний день конституции вообще нет. Хотя принята она должна была быть не позднее конца 1948 года, то есть года образования самого Израиля. Пока же она находится в стадии разработки, а её функции исполняет целый свод основных законов: основной закон о правительстве, основной закон о судебной власти, основной закон о человеческом достоинстве и т. д.



Самая несветская конституция

Самым несветским государством в мире, пожалуй, является Ватикан. Это государство-город, и оно тоже имеет свою конституцию. Хотя конституция Ватикана достаточно сильно отличается от тех основных законов, к которым мы привыкли.



Коран — наш закон

Понятно, что Саудовская Аравия — это типичный пример ныне существующих абсолютных монархий. Все вопросы, касающиеся государственного строя, в конституции этой страны сведены к главному — вся власть принадлежит сыновьям Абдель Азиза Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда, и это не обсуждается. Присяга приносится не на конституции, а на Коране.

Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров.

Что же касается обычной жизни граждан (если можно так назвать жителей Саудовской Аравии), она сводится к законам шариата. Следующая после подтверждения монархического строя глава конституции посвящена тому, что основой саудовского общества является семья, члены которой должны воспитываться на основе исламской веры, уважать и ценить законы, своё отечество и его славную историю.


Суверенное государство под властью короны

Пока вся прогрессивная общественность жаждет знать, сколько зарабатывают слуги народа, в Австралии эта проблема решена просто — зарплата генерал-губернатора определена и прописана в конституции. Она составляет 10 тыс. фунтов в год и выплачивается из консолидированного доходного фонда Британского содружества. Генерал-губернатор Австралийского союза не вправе получать жалование из казны Австралийского союза. Об этом гласит конституция.

Дело в том, что конституция Австралии была принята ещё в 1900 году и действует по сей день. На тот момент страна ещё не была независимым государством, а являлась колонией, поэтому конституционный акт принимал парламент Соединённого Королевства. Сегодня корона не имеет права исправлять конституцию Австралии, это могут сделать только её жители путём референдума, однако в основном законе ныне суверенного государства до сих пор прописаны полномочия английской королевы и то, что исполнительная власть Австралийского союза принадлежит ей по праву.

Елизавета II по-прежнему может назначать и снимать генерал-губернаторов, а также вмешиваться во внутренние дела страны в случае конституционного кризиса.

Конституция - не что иное, как основной закон государства, который не лишним было бы знать. Вот только руки до этих книг доходят совсем у немногих.

Конституции стран - их кто-нибудь читал?

Перед вами подборка интересных фактов о Конституциях разных стран:

Конституция США - первая писаная конституция и самая "старая" из вырабатывавшихся на национальном уровне, действующих в настоящее время. Она была разработана и принята Конституционным конвентом в Филадельфии в мае-сентябре 1787 года.

Конституции стран - их кто-нибудь читал?

Конституции стран - их кто-нибудь читал?

В Конституции Японии отдельно подчеркивается пацифизм. Девятая статья провозглашает отказ государства от войны как способа разрешения международных споров.
Однако, нижняя палата парламента Японии приняла законопроект об общенациональном референдуме, сделав ключевой шаг к пересмотру послевоенной конституции.

Инициаторы реформы считают 9-ю статью анахронизмом на фоне обострения территориального спора с Пекином, растущей северокорейской угрозы и активизации военного сотрудничества с США в Индо-Тихоокеанском регионе.

Конституции стран - их кто-нибудь читал?

Одна из самых гуманных – Конституция Германии. Ее приняли сразу после разгрома гитлеровской Германии. В ней учтены тезисы Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году.
"Достоинство человека неприкосновенно", - гласит первая статья Конституции ФРГ.

Конституции стран - их кто-нибудь читал?

Самой короткой считается Конституция США – состоит из 4,4 тысячи слов. А самой длинной и трудной для понимания – Конституция Индии. В ней 395 статей, 12 приложений и более 500 поправок.

Конституции стран - их кто-нибудь читал?

Конституции стран - их кто-нибудь читал?

Конституции стран - их кто-нибудь читал?

А вы читали?



Bartello гуру --> 3 недели назад

А смысл помнить конституцию, если её статьи обязательны к исполнению ровно в той же мере, в какой и строчки из басен?


Элек Мек гуру --> 3 недели назад

Как где то было хорошо сказано:
Конституция: каждому гражданину положено 10 миллионов рублей
Закон: 10 миллионов выдаются 29 февраля, под дубом посреди тайги, при предъявлении говорящего бобра и живого единорога
И вроде не нарушили конституцию.

Конституцию России можно распечатать, один раз прочитать, а потом пустить на туалетную бумагу. Власть имущие так и делают.

А зачем её читать простому обывателю? достаточно того что её знают специально обученные люди,и специально обученные люди следят за её соблюдением,что бы ни чьи грязные ручонки не лезли её переделывать,а тем более переписывать под себя.вообще то это преступление в мировом масштабе.а если учесть как было проведено это типа "голосование"прибавляется ещё и подтасовка.короче только по этому делу,по совести,вышак корячится.а если ещё покопать,одного вышака мало будет.


Sergey гуру --> 3 недели назад

Сдавая на гражданство, проходил тест и на знание конституции. Хотя учит не надо было, но просто понимать, что и где искать необходимо.

"Друзьям - все, врагам - закон" А. Пиночет.
Кстати - в Чили при нем была очень гуманная Конституция, а что?
И насколько сильно помогла жителям средневекомого Иерусалима исповедуемая крестоносцами христианская религия, в которой первой же строкой значить я "Не убий!"?
Законы - для тех кто их соблюдает а не для тех кто их пишет.


Енот Потаскун гуру --> 3 недели назад

. В ней учтены тезисы Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. "Достоинство человека неприкосновенно", - гласит первая статья Конституции ФРГ.
А вот,кстати и сама декларация.

. В ней учтены тезисы Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году.


Вальдемар гуру --> arek14 3 недели назад

В Германии нету Конституции! Есть что-то типа Основного Закона, принятого после войны. Не все немцы это знают, один мне доказывал, что этот закон и есть конституция, ток называется по другому. Был принят Основной закон как переходная мера перед написанием Конституции, но этого не произошло. Так кстати детям в гимназии здесь объясняют.

Основной закон (Grundgesetz) - это и есть Конституция Германии.


Вальдемар гуру --> arek14 2 недели назад

Конституции стран - их кто-нибудь читал?

Чем гуманна конституция Германии?
Тем, что беженцам, изнасиловавший немок, ничего не делают? Или тем, что менты порой 3,14здят так, что российское быдло в погонах позавидует (нормальных ментов не трогаем)? Или тем, что с водомёта в демонстрантов в рожу стреляют и разгоняют толпы так, что российскому ОМОНу и не представить?
Может немецкая конституция гуманна тем, что политики что хотят, то и творят. Самый актуальный пример - свод законов, ограничивающий права не привитых до нуля вопреки конституции?
То, что конституцию немцев написали американские представители, не делают её самой гуманной. Только разбитой на разные структуры, чтобы очередной Адольф не захапал всю власть в один момент.


info-kozirev гуру --> 3 недели назад

В Конституции США всего 9 статей,все остальное поправки,и не знал,что Израиль образовался в результате "согласия Великобритании",а не войны в 1947,в которой именно СССР,а не Мелкобритты стояли плечом к плечу с евреями ,иначе,арабы утопили бы их в море.

Поправки к конституции это как

1. Достоинство человека неприкосновенно, правка от. 1\1 Достоинство человека иногда неприкосновенно.

Вспомнилось.
Пришел мужик к юристу.
- Вот скажите, имею ли я право.
- Имеете!
Перебивает его юрист.
- Но вы меня даже не дослушали. Я только хотел узнать, имею ли я право.
- Имеете!
Опять говорит ему юрист.
- Значит я могу.
Радостно начинает мужик.
- Нет!
Отвечает юрист.


Сергей гуру --> 3 недели назад

Максимова Ольга Ивановна, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Волгоградской академии МВД России.

Право на информацию - это одно из основных, фундаментальных прав человека. В статье проведен сравнительно-правовой анализ права человека на информацию в Конституциях РФ и следующих стран: Албании, Болгарии, Бразилии, Венгрии, Великобритании, Зимбабве, Израиля, Ирландии, Канады, Новая Зеландии, Панамы, Перу, Парагвая, Сербии, США, Франции, Финляндии, Чехии, Южной Африки, Южной Кореи. Анализ зарубежного законодательства показал, что право на информацию включено в систему конституционных прав и свобод большинства государств, в том числе и отличающихся друг от друга по своим формам, типам правовых систем, национально-культурным чертам. Однако круг образующих его содержание правомочий различен.

Ключевые слова: право на информацию, право доступа к информации, свобода выражения мнения, официальная информация, цели ограничения права на информацию, свобода информации.

The right to information is one of the main and fundamental human rights. In the article it is given a comparative-legal analysis of human right to information in the constitutions of Russian Federation and the following countries: Albany, Bulgaria, Brazil, Hungary, Great Britain, Zimbabwe, Israel, Ireland, Canada, New Zealand, Panama, Peru, Paraguay, Serbia, the USA, France, Finland, Czech Republic, South Africa, South Korea. The analysis of foreign legislation showed that the system of constitutional rights and freedoms includes the right to information in most of the countries though they are different in forms and types of legal systems, national and cultural features. However, the set of authorities which forms it is different.

Key words: the right to information, the right to information access, freedom to express an opinion, aims of the limitation of rights to information, freedom of information.

Право на информацию является одним из основных и фундаментальных прав человека. В наше время информация пронизывает все сферы человеческой деятельности. Это обстоятельство обусловливает необходимость анализа его нормативно-правовой регламентации.

Долгое время право на информацию во многих зарубежных государствах не имело статуса самостоятельного, и даже сам термин "информация" редко использовался в их конституциях. Изменения произошли после принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., когда внесение норм, закрепляющих право на информацию, в национальные законодательства стало необходимым условием их соответствия международным стандартам в области прав человека.

В Российской Федерации право на информацию получило законодательное закрепление в 1991 г. с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина. Позднее диспозиция указанной нормы была взята за основу при написании ст. 29 Конституции РФ 1993 г.

Пункт 4 ст. 29 Конституции России закрепляет, что "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом". В данной статье содержится еще одна норма. Пункт 5 ее гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.

Анализ зарубежного законодательства показал, что право на информацию включено в систему конституционных прав и свобод большинства государств, в том числе и отличающихся друг от друга по своим формам, типам правовых систем, национально-культурным чертам. Однако круг образующих его содержание правомочий различен. Право на информацию рассматривается либо в узком смысле - как право доступа к информации (Южная Африка, Израиль, Албания, Южная Корея), либо в широком, т.е. как возможность совершения ряда действий, таких как искать, получать и распространять информацию (Болгария, Венгрия, Новая Зеландия, Финляндия, Чехия). Такой подход более близок позиции российского законодателя.

Переход к демократическому правлению для большинства стран привело к осознанию того, что свобода информации является правом человека. Почти все заново созданные или модифицированные конституции включили право на доступ к информации государственных органов власти. Более сорока стран мира теперь содержат в конституциях условия доступа к информации.

Конституции также часто стали содержать особенные условия для реализации права на информацию об окружающей среде и право физических лиц получать доступ к информации о себе.

Исследуемое право в конституциях одних стран выделено в качестве самостоятельного права (Албания, Болгария, Израиль, Чехия, Южная Африка, Франция, США, Канада, Великобритания, Бразилия), а в других - как элемент права на свободу выражения мнения (Венгрия, Новая Зеландия, Финляндия, Южная Корея). В Конституции РФ право на информацию имеет статус самостоятельного права.

В большинстве стран объектом исследуемого права выступает информация, находящаяся исключительно в распоряжении государственных органов. Конституции делают особый акцент на возможности осуществления личностью правомочий во взаимоотношениях с органами государственной власти (например, Албания, Болгария, Чехия и др.). К числу источников информации относят официальные документы, а точнее, сведения, содержащиеся в них. Доступ к официальной информации может реализовываться путем предписания публичным органам власти представить документы, запрашиваемые заявителем, либо обнародовать информацию по инициативе самого органа власти.

Большинство законов о доступе к общественно значимой информации регламентируют процедуры подачи запроса о предоставлении сведений или реагирования на этот запрос. Конституция РФ гласит "граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления" (ст. 33).

Возлагаемая Конституцией РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), выступает определенной гарантией конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Ни в одном из исследованных нами основных законов государств право на информацию не рассматривается как абсолютное. Оно подлежит ограничениям, которые необходимы для обеспечения государственной и личной безопасности, защиты публичных и частных интересов. Конституция Российской Федерации не предусматривает перечня целей и оснований ограничений, применимых в отношении данного права, однако в п. 3 ст. 17 и п. 3 ст. 55 закрепляет положения, относящиеся к ограничению конституционных прав и свобод человека в целом. К целям ограничения относятся: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Кроме того, ст. 56 предусматривает возможность ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом.

Некоторые государства (Перу, Ирландия и др.) в конституционных положениях предусматривают возможность взимания платы за предоставление информации [1]. Чрезвычайно высокая плата за предоставление ответа на запрос часто устанавливается специально для того, чтобы предотвратить наплыв запросов. В Ирландии Закон "О свободе информации" [2] был изменен в 2003 г. нормой о наложении высокой платы за запрос.

Кроме конституционного закрепления права на информацию, во многих странах существует закон о свободе информации, который не всегда предполагает, что реализация права доступа к информации возможен. Закон Зимбабве "О доступе к информации и защите частной жизни" [3] устанавливает строгие нормы для журналистов, а условия доступа журналистов к информации вообще не использовались. В Парагвае Закон "О свободе информации", который ограничил свободу слова и был поэтому настолько спорным, что под сильным давлением СМИ и движений гражданского общества правительство отменило действие этого Закона очень быстро после его принятия [4]. В Сербии Закон "Об общественной информации" был предназначен для того, чтобы ограничить информацию, а не способствовать ее предоставлению [5].

Несмотря на довольно высокое "качество" подобных законов, часто их реализация затруднена в силу низкого уровня правовой культуры как граждан, так и должностных лиц, то есть тех субъектов, кому эти законы адресованы. В Албании, к примеру, Закон "О праве на информацию для получения официальных документов" [6] практически не реализовывался, поскольку ни граждане, ни должностные лица не знали о его существовании.

Во многих странах правила реализации доступа к информации преднамеренно ущемляют предусмотренные законом правомочия. Законом Панамы "О прозрачности деятельности государственных и местных органов власти" [7] предусмотрено требование в отношении физических лиц о необходимости доказывания наличия собственного законного интереса в получении запрашиваемой информации, что, на наш взгляд, противоречит свободе доступа к информации.

В настоящее время недостаточно ограничиваться возложением на государство обязанности создания условий для получения информации. Можно утверждать, что в российском обществе, социальная активность личности невысока. В силу чего возрастает значимость обязанности государства предоставлять ту информацию, которая в соответствии с законодательством должна быть опубликована. Общественно значимая информация, к которой, в частности, можно отнести сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41 Конституции РФ), должна быть доступна для каждого гражданина. Получение информации - это дело самих граждан. Единственное, что может быть возложено в данном случае на государство, - это обязанность доводить до сведения, где ту или иную информацию можно получить.

Таким образом, законодательство о праве граждан на информацию далеко от совершенства. Это объясняется, с одной стороны, тем, что информационные процессы начали регулироваться на законодательном уровне совсем недавно, а с другой - тем, что сама идея приоритета прав человека не укоренилась в сознании российских граждан. Российский законодатель должен уделить внимание вопросу соответствия действующих нормативно-правовых актов положениям Конституции РФ в области права человека и гражданина на информацию в силу того, что реализация этого права способствует реализации других прав граждан, а также повышению их правовой культуры, и в конечном счете демократизации нашего общества, становлению правового государства.

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В наше время существует около двухсот государств, каждое из которых закрепляет права и обязанности граждан, а также их взаимоотношения с властью, в Конституции. Чтобы свести все разнообразие этих правовых актов в единую систему, их принято рассматривать с точки зрения видов и форм.

Определение и основные особенности

Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой на территории страны. Она закрепляет принципы государственного устройства, его политическую, правовую и экономическую системы.

Основные особенности Конституции:

  • является базой для разработки новых законов;
  • является стабильной системой;
  • описывает права и обязанности граждан и органов власти;
  • является всеобъемлющей на территории государства.

Важнейшие функции Конституции

Независимо от социальной системы, принятой в стране, Конституции разных государств имеют ряд общих черт. Среди них функции Основного закона:

  1. Учредительная. Закрепляет общественные отношения, подводит под них правовую базу, учреждает политическую систему государства.
  2. Организаторская. Направляет политическую активность общества, служит механизмом для достижения целей, обозначенных в Конституции.
  3. Юридическая. Является основой правопорядка в государстве и регулятором общественных отношений. Так же Конституция – это основа для развития законодательства.

Виды конституций

Конституции различают по форме, структуре, содержанию, политическому режиму, форме правления, порядку принятия, порядку изменения, сроку действия и уровню территориального устройства.


По форме

Выделяют два вида Основного закона по форме бытования: писаные и неписаные.

Писаные имеют письменную форму, являются единым нормативным актом (в России, США, Франции) или совокупностью законов (в Испании, Швеции).

Неписаные Конституции в официальных источниках не отражены. Они содержат в себе нормы, определяемые различными актами, обычаями. Каждый по отдельности источник цельной картины не дает.

Такое практикуется в Великобритании, Новой Зеландии. В России до 1918 г. не было Конституции как таковой. Ее роли исполняли Основные законы Российской империи.

По структуре

В большинстве современных государств Конституция представляет собой единый документ. Однако в некоторых странах она продолжает оставаться совокупностью законов, принятых в разное время.

  • кодифицированные, которые присущи большинству государств и выглядят как единый нормативно-правовой акт;
  • некодифицированные, которые не представляют собой сформированной совокупности законов (Израиль, Финляндия).

По содержанию

Конституции можно рассматривать с позиции их содержания на момент принятия. Они подразделяются на два вида:

  • оригинальные – включают в себя новые институты власти, принципы общественных отношений;
  • заимствованные – применяющие идеи других Конституций к условиям своей страны. Таких Конституций большинство.


По политическому режиму

В зависимости от закрепляемого в Конституции политического режима, делятся на три возможные категории:

  • демократические – провозглашают права и свободы граждан, создают условия для их реализации;
  • авторитарные – ограничивают права людей, политические и экономические свободы;
  • тоталитарные – запрещают идеологическое и политическое многообразие.

По форме правления

В соответствии с принятой в государстве формой правления конституции могут быть:

  • монархическими – в странах с ограниченной монархией (Швеция, Бельгия, Япония, Испания);
  • республиканскими – в государствах, чье устройство определяется как республика (Россия, США, ФРГ).

По порядку принятия

Здесь рассматриваются виды Конституций по субъекту их издания. Это может быть монарх, парламент, народное собрание.

Поэтому Конституции можно разделить на следующие группы:

  • Дарованные (октроированные) – изданные главой страны без участия представительных органов. Это вынужденная мера, диктуемая обстоятельствами. Является результатом борьбы народа за свои права. Такое происходит в странах Ближнего Востока: Кувейт, Катар, Непал.
  • Принятые парламентом (конвентом, учредительным собранием) – выражают пожелания народа (Болгария, США).
  • Принятые референдумом (Россия в 1993 г., Армения).

По порядку изменения

По отношению к принятию поправок различают гибкие и жесткие Конституции. Порядок внесения дополнений и поправок установлен в самом документе. Рассмотрим подробнее:

  • Изменение гибких Конституций возможно в законодательном порядке. К таким относятся Основные законы Великобритании, Израиля.
  • Осуществить поправки к жестким Конституциям сложнее. Это делается только для поддержания стабильности закона. Такими конституциями обладают Австрия, Дания, Египет, Япония.
  • Комбинированные Конституции возможно подвергнуть лишь частичным изменениям. Примеры: Основной закон РФ, Конституция Индии.


По срокам действия

Время действия некоторых Конституций ограничивается определенными сроками. В связи с этим выделяют:

  • Постоянные Конституции, чей срок действия неограничен. К ним относятся Конституции большинства стран.
  • Временные Конституции создаются в переходный для страны период государственных переворотов.

По уровню территориального устройства

По форме государственного устройства по территориальному признаку Конституции могут быть федеративными и унитарными. Кроме того, субъекты федерации могут создавать свои Конституции.

Разграничение по охвату территории:

  • Федеративные – провозглашают принципы государства, правовое положение его субъектов. Это Конституции ФРГ, Индии, России, США.
  • Унитарные – закрепляют общую для всей страны систему права, систему органов государственной власти (Франция, Италия, Испания).

Текст Конституции служит основой конституционного права. В российской правовой системе оно является основополагающей отраслью, определяет порядок организации и работы органов государственной власти, права граждан. Нормы конституционного права имеют высшую юридическую силу в нашей стране.

Читайте также: