Пособию готов ли я к школе

Обновлено: 25.06.2024

Как тестировать память будущего первоклашки? Можно ли научиться за лето делать "домашку"? И зачем нужны курсы перед поступлением в школу? Все секреты подготовки к первому классу "Российской газете" рассказали педагоги и психологи.

- Многие родители думают, что выпускник-детсадовец должен уметь бегло читать книжки, считать хотя бы до 20, и писать печатными буквами без ошибок. Так вот, они ошибаются! - говорит педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы Екатерина Ятченко. - Важно, чтобы будущий первоклассник был любознательным, хотел учиться, соблюдал школьные правила и мог контролировать себя.

По словам специалиста, готовность к школе можно разложить на несколько "ключей".

Первый - социальный. Ребенок знает и готов соблюдать общепринятые нормы и правила, готов общаться с учителями и одноклассниками.

Второй - интеллектуальный. Ребенок умеет сравнивать и обобщать, классифицировать, решать логические задачи. Скажем, сможет ответить на простой вопрос: "Автобус, поезд, трамвай, - что это, все вместе"? Правильный ответ - транспорт.

Третий - физическая готовность. Ребенок должен выдержать школьную нагрузку, высидеть несколько уроков подряд, даже с переменами.

Вот краткий чек-лист для родителя. Присмотритесь, может ли ваш ребенок:

  • - сосредоточенно выполнять задание в течение 10-15 минут;
  • - не отвлекаться в это время.

Умеет ли он:

  • - запоминать 10 слов или цифр;
  • - запоминать картинки, фигуры, символы;
  • - читать наизусть небольшие стихотворения;
  • - пересказывать тексты (сказки, рассказы, басни);
  • - составлять небольшие событийные рассказы по картинкам.

Хорошо, если ваш будущий первоклассник может:

Перед поступлением в школу ваш ребенок умеет:

  • - чертить прямую, волнистую, ломаную линии;
  • - рисовать по клеточкам и точкам, перерисовывать узор по клеточкам, выполнять простые графические диктанты;
  • - вырезать по шаблону и клеить;
  • - рисовать и лепить как отдельные образцы, так и целые композиции.

Мама в теме

- На просторах интернета можно найти множество различных тестов и методик для оценки готовности ребенка к школе. Но самый важный аспект готовности - развитие мышления, внимания, усидчивости, памяти, восприятия, умения выполнять задания по инструкции, мелкой моторики. Именно на это нужно делать упор при подготовке, а всему остальному ребенок легко научится в школе, - говорит воспитатель школы № 830 г. Москвы Альбина Минигалиева. - Некоторые родители еще до школы учат ребенка считать, читать и писать, обучают иностранным языкам, совершенно не интересуясь мнением малыша на этот счет. Да, очень здорово, если ребенок все это умеет. Но только когда он сам, осознанно захотел этому научиться.

Педагог дает несколько полезных лайфхаков для таких "беспокойных" родителей:

- Можно не учить дошкольника решать математические задачки, но важно объяснить ему сам механизм счета: что такое количество предметов, почему нам важно понимать, что - больше, а что - меньше, ориентироваться в пространстве: справа, слева, верх, низ.

- Можно не учить читать, но вырастить в ребенке желание знакомства с книгой: читайте удивительные истории ему на ночь, вслух, всей семьей: взрослые по абзацу, ребенок по предложению.

- Можно не научить писать, но подготовить ребенка к этому: показать, как правильно сидеть за столом, держать ручку или карандаш, развивать мелкую моторику рук, для формирования навыка будущего письма можно использовать "штриховки".

Как научиться быстро делать "домашку"?

- Для быстрого выполнения домашней работы я рекомендую научить ребенка за лето выполнять различные задачи последовательно и по шагам. Можно прописать некий алгоритм: с чего начинать, на что обращать внимание и когда можно попросить помощи взрослого, - говорит учитель начальных классов школы № 1560 "Лидер" г. Москвы Анна Трубицина.

Задача 1

Во время экскурсии дорога из школы в парки обратно заняла 20 мин, а в самом парке дети пробыли 40 мин. Сколько всего времени ушло на эту экскурсию?

Задача 2

Определите, сколько звуков в слове ёж и какие?

Задача 3

На одной ветке яблони висело 6 яблок, а на другой - 7. Сколько яблок было на обеих ветках яблони?

Педагог также рассказала о пользе подготовительных курсов для дошколят: это, в первую очередь, возможность познакомиться со своими будущим учителем. На них ребенок сможет понять принципы взаимодействия между учителем и учеником. И после них он гораздо быстрее "втянется" в школьный ритм.

Критерии готовности ребенка к школе. Какие требования выдвигает ФГОС?

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?

Стандарт выдвигает три группы требований:

• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно.

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром.

Критерии готовности:

4. психологическая (мотивационная)

Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу.

Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный.

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка.Он должен привыкнуть:

- к новому педагогу;

- к новому коллективу;

- к новым требованиям;

- к повседневным обязанностям.

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:

Советы родителям:

•Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

•Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

•Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

•Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

•Будьте внимательны к жалобам ребенка.

•Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

•Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

•Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

•Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

•Приучайте ребёнка к самостоятельности.

•Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его

•Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

В области развития речи и готовностик овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

• уметь чётко произносить все звуки речи;

• уметь интонационно выделять звук в словах;

• уметь выделять заданный звук в потоке речи;

• уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

• уметь произносить слова по слогам;

• уметь составлять предложения из 3-5 слов;

• уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;

• уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);

• уметь составлять несколько предложений о предмете;

• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

• уметь наизусть читать любимые стихотворения;

• уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:

• знать цифры от 0 до 9;

• уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;

• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 4, 6=6)

• уметь соотносить цифру и число предметов;

• уметь сравнивать две группы предметов;

• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

• уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;

знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;

• уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

• уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

• уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза);

• уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);

• иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);

• знать названия 1-3 комнатных растений;

• знать названия 12 месяцев года;

• знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс,должен знать:

• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

• знать правила поведения в общественных местах и на улице.

- Имя и отчество родителей.

- В какой стране живет.

- Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).

- Знание профессий, видов спорта, транспорта.

- Уметь объяснить закономерности природных явлений.

- Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.

- Определение четвертого лишнего.

- Умение решать логические задачи.

- Сложение фигур из частей.

- Сложение из счетных палочек.

- Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

- Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).

- Повтор 10 слов или цифр.

- Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).

- Отвечать на вопросы и задавать их.

- Строить рассказы по картинкам.

- Заучивать наизусть стихи, прозу.

- Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

- Уметь чертить прямую линию.

- Писать печатную букву по образцу.

- Вырезать из бумаги.

- Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.

- Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.

- Знать цифры (от 0 до 9).

- Называть числа в прямом и обратном порядке.

- Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.

- Соотносить цифру и число предметов.

- Ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).

Дети должны знать:

- название нашей страны и её столицы;

- флаг, герб России;

- название родного города, села, свой адрес.

Дети должны иметь представление:

- о всенародных праздниках;

- о труде людей в городе и сельской местности.

Дети должны уметь рассказывать о своей семье.

Дети должны уметь:

- сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

- называть материалы, из которых они изготовлены;

- понимать значение обобщающих слов.

Дети должны знать:

- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);

- состав чисел из двух меньших.

Количество и счет

Дети должны уметь:

- сравнивать по длине, высоте, ширине;

- ориентироваться на листе бумаги;

- различать форму предметов;

- составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

- измерять длину предметов с помощью условной мерки;

- сравнивать до 10 предметов, различных по величине;

- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

Дети должны уметь:

- сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

- называть материалы, из которых они изготовлены;

- понимать значение обобщающих слов.

- иметь представление о сезонных изменениях в природе;

- определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

Дети должны иметь представление:

- о домашних и диких животных;

- о перелетных и зимующих птицах;

- о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Дети должны иметь представление:

- об условиях необходимых для роста растений;

- о лесных ягодах и грибах;

- об овощах и фруктах;

- о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Дети должны уметь:

- прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;

- точно ловить и кидать мяч;

- на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;

- застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Дети должны уметь:

- проводить прямые, не дрожащие линии;

- видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.

Прикреплённые файлы:

Родительский клуб как форма взаимодействия с семьей в ДОУ Многие годы воспитание в нашей стране из семейного превращалось в преимущественно общественное. Однако в настоящее время, в связи с переходом.


Подготовиться к школе — это научиться читать и писать. Или важнее, чтобы ребёнок умел сам одеваться и не боялся задавать вопросы? Нейропсихолог Wunderpark Дарья Бородина рассказывает, на что обращать внимание родителям будущих первоклашек и как понять, что ребёнок к школе пока не готов.

Не только прописи

Есть несколько блоков, по которым можно оценивать готовность будущего первоклассника. Среди них:

Педагогическая готовность

Это те самые учебные навыки, о которых вспоминают в первую очередь, когда говорят о готовности к школе: чтение, письмо, память. Но только чтения и письма для готовности мало, важны и другие — во многом даже более значимые — факторы.

Физиологическая готовность

В первую очередь обращаем внимание на развитие крупной и мелкой моторики — это основа всех высших психических функций и когнитивного развития. Обращаем внимание, насколько ваш ребенок:

  • Уверенно владеет всеми бытовыми действиями (ест вилкой и ложкой, сам чистит зубы, одевается, расстегивает и застегивает пуговицы, завязывает шнурки);
  • Хорошо ориентируется в пространстве, бегает, прыгает, сохраняет равновесие, стоя на одной ноге, катается на велосипеде, коньках, лыжах, прыгает на скакалке, уверенно ловит и бросает мяч, может отбить от земли мяч до 5 счетов;
  • Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, мелкими деталями. Хорошо вырезает ножницами;
  • Не испытывает трудностей при рисовании, выполняет координированные графические движения: умеет чертить вертикальные и горизонтальные, наклонные линии, штрихует с разным наклоном, рисует ломаные линии, круги, полукруги.

Социально-психологическая готовность

Усвоение социальных норм, правил, выстраивание отношений со сверстниками, взрослыми, регуляция поведения, деятельности.

Личностно-мотивационная готовность

  • Ощущение безопасности, хороший контакт и включенность родителей;
  • Понимание задач возрастного периода. Положительное подкрепление и поддержка;
  • Режим сна, интеллектуальных и физических нагрузок, ежедневные прогулки, полноценное питание. Спонтанная физическая активность и игра;
  • Поручение посильных домашних обязанностей;
  • Опыт позитивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Накопление и расширение опыта различных видов деятельности (творческие занятия, продуктивные виды деятельности, конструирование).


Нейропсихологическая готовность

Своевременное созревание структур мозга помогает успешной адаптации к школьной среде, к деятельности, которой будет заниматься ребенок в школе. Готовность к школе формируется к 6–7 годам. Но у каждого ребенка индивидуальный темп развития. То, что ребенку исполнилось 7 лет, не значит, что он готов к школе. Мало просто обладать знаниями, уметь себя обслуживать в бытовом плане, быть физически развитым и бойко коммуницировать. Для успешной учебы важно нейропсихическое созревание.

Если не уделить пристальное внимание готовности нейропсихической сферы, получится умный ребенок, который плохо учится. Он может знать буквы, цифры, писать, считать, но делать это непоследовательно, через силу. И причина тут не в интеллектуальных способностях, а в нарушении динамической организации и системном строении высших психических функций, а именно произвольного внимания, восприятия, памяти, развитой речи и логического мышления. И это, на самом деле, главное, на что надо обращать внимание при подготовке к школе.


Чек-лист НЕготовности к школе

Сложность оценки нейропсихической готовности к школе не только в том, что этот аспект в принципе не учитывается в стандартных тестах. Проблема еще и в том, что заметить нейропсихические отклонения часто можно только в процессе учебы, а не путем анкетирования/тестирования. Мы составили чек-лист для родителей и педагогов дошкольных заведений, который поможет увидеть, что ребенку перед школой, возможно, необходима нейропсихическая диагностика.

Проблемы, которые могут возникать на этом уровне:

Все эти признаки внимательный учитель заметит на уроке, но без правильной интерпретации такое поведение будет расценено как школьная неуспешность. Начальный период учебы в школе, как лакмусовая бумажка, выявляет скрытые ранее сложности. Чтобы этого избежать, лучше заранее, в возрасте 5–6 лет, провести нейропсихологическую диагностику и последующую коррекцию.


4. Хлопни в ладоши, если услышишь название того, что сделано руками человека: дом, нора, бассейн, море, скворечник, гнездо, диван, камень, книга, береза, лопата, ветка.

5. Найди лишнюю картинку и зачеркни ее. Почему ты так решил?


6. Посмотри, какие буквы написаны в таблице. Назови их, если они тебе знакомы.

А В Ч Г Ы
Т Ю О У Б
Б К П Щ Я

Какая буква встретилась тебе дважды? Напиши её:___

Перечисли буквы, которые ты назвал в таблице.

7. Сколько дней в неделе? Назови их по порядку. Какой сегодня день недели?

Угадай, какой день недели сейчас на календаре, если вчера была пятница, а завтра будет воскресенье.


8. Соедини стрелками названия месяцев с соответствующими временами года.

9. Найди лишнее слово и объясни, почему ты так решил:

лето, осень, зима, январь

понедельник, среда, пятница, лето

март, апрель, август, май

понедельник, 23 февраля, 8 марта, 9 мая

10. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её кружком. Объясни свой выбор.




11. Скажи, чем похожи и чем отличаются животные на картинке?


12. Продолжи предложения.

У кошки-молоко, а у зайца-…

У белки-орешка, а у обезьянки-…

У коровы-теленок, а у свиньи-…

У лошади жеребенок, а у овцы-…

У медведя-берлога, а у птиц-…

У муравья -муравейник, а у пчелы-…

13. Cколько пятен разного размера на лягушке?


Маленькие пятна=?
Большие пятна=?
Всего=?

14. Раскрась в каждом ряду столько предметов, сколько обозначено цифрой.

5







8









3





6








15. Друзья собирают урожай яблок. Реши примеры и узнай, кто собрал больше всех. Обведи в кружок того, кто собрал больше всех яблок.

Читайте также: