На каких соборах осуждено учение апологетов

Обновлено: 17.05.2024

Первые попытки дать обоснование христианско му мировоззрени ю рассудительно и последовательно принадлеж а т апологетам .

Апологет, в переводе с греческого , означает защитник , человек, который выступает с защитительн ой речь ю чег о- или кого-либо. Также можно перевести это слово как заступник, покровитель, сторонник, приверженец , борец , восхвалитель , поклонник , превозноситель , ревнитель .

Полезные материалы

Апологеты – это раннехристианские писатели, преемники апостолов , отстаивавшие христианство перед языческими философами . Их считают перв опроходцами в христианском богослов и и, а апологетик у — первым жанром патристической (отеческой) литературы , разделом христианского богословия, посвящённым подтверждению истины вероучения с помощью рациональных средств.

Главная задача христианской апологетики

Христиане вынуждены были защищаться, огражд ать себя от упреков властей и язычников -интеллектуалов . Они взывали к верхам , в надежде на беспристрастное разб и рат ельство . Одновременно они пытались доказать — то, что говорят о них язычески е умы несправедливо и нелепо . Выполнение роли заступника и брали на себя христианские литераторы , апологеты .

Основные задачи а пологетов состоял и в том, чтобы:

  • развенчать все обвинения язычников и иудеев;
  • показать римскому правительству свою лояльность, возвышенность и непорочность нравственного воспитания христиан, их добродетельность и честность ;
  • с помощью интеллектуальных, моральных, культурных и других общепризнанных норм и критериев дать обоснова ние христианского мировоззрения, т.е . рациональное и философское доказательство .

В Новом Завете

Начатки христианских апологий можно увидеть в Евангелиях, в апостольских Деяни ях и П ослани ях .

Апологетика в посланиях Павла

Проповедь апостола Павла. Мозаика

В п ервом послании к Коринфянам Павел представ и л свидетельство христианской веры – подтверждения свидетелей о Воскресении Христа:

В Послан ии Иу ды в третьем стихе повествуется :

Он учил л юд ей , которы е подверглись нападкам от лжеучителей; защищать их веру, явленную во Христе.

Очень ярко мысль о необходимости уметь понимать и защищать свою веру выразил Апостол Петр в своем П ервом послании 3:15:

Первые христианские мыслители-апологеты

С начала II в . впервые возника е т клевета на христиан со стороны язычников -философов . Но тогда же и в христианство начали обращаться ученые, интеллигентные люди, они и стали первыми литературными борцами с языческим миром .

Обратившись в христиан ство , они применяли свои приобретенные знания и опыт интеллектуальных сражений , ораторское искусство и владение литературной обработк ой речи . Стали появляться литературные сочинения , написанные с целью ограждения верующих от нападок и отстаивания веры. Эти апологетические произведения впервые были направлены на языческого, стороннего слушателя , котор ый в интеллектуально й сфере превосходил христианск ого .

Восточные

Иустин Философ

Апологет

Святой мученик Иустин Философ

Наиболее выдающ им ся деятелем в развитии письменности древних христиан и с амым весомым среди апологетов Г реции II в . был мученик Иустин Философ. Некоторые исследователи считает именно его родоначальником апологетики . Родился , воспитывался и получил прекрасное образование , многи е философ ы были его учителями. Сам он некоторое время преподава л риторик у. Н о все это не давало ему мыслительного и нравственного удовлетворения.

О бъяснил, что наказывать христиан за одно только имя глупо и несправедливо, что христиане ведут чистый и непорочный образ жизни. Повествует о христианско м вероучени и и взывает сделать справедлив ый вывод о вере Христовой. В п ерв ую апологи ю вошли толкование учения Христа и описание таин ств Кр ещения и Причастия :

Вторая Апология обращена к р имскому Сенату и считается продолжением или дополнением первой. Она намного короче и выглядит незаконченной. К написанию второй апологии побудил произвол язычников, от которого страдали христиане.

Татиан

Апологет

Феофил

Западные

Раннехристианские латиноязычные апологеты, появляются значительно позже своих греческих соратников — в конце II в. Более всех потрудились Минуций Феликс, Ириней Лионский и Тертуллиан .

Марк Минуций Феликс

Ириней Лионский

Апологет

Сщмч. Ириней Лионский

Тертуллиан

Тертуллиан (160-220 гг.) был о дним из самых ярких западных апологетов. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан также вышел из язычников , учился в самых лучших учебных заведениях , стал юристом . В возрасте 35 лет принял святое Крещение и полностью отдался защите христианства . Тертуллиан отрицал философию, считал ее вредным учением и источником всех ересей. По его мнению Евангелие нужно воспринимать буквально, не пытаясь найти в нем некий скрытый смысл.

После того, как Римское государство при Константине I заключает союз с христианством (Миланский эдикт 313 г., I Вселенский собор 325 г .), цель деятельности апологетов оказывается достигнутой, защита христианства от язычества перестала быть необходимостью , апологетическ ий жанр сочинений со временем вытесня ется полемическ ой литературой против ересей.

Вклад в развитие богословия

Отношение к языческой культуре и философии

Употребление термина в наши дни

Апологеты - то это такие

Апологеты — это люди, которые на полную отстаивали христианские вероучения перед представителями императорской власти и пытались опровергать некоторые предрассудки II века (понятие узкого смысла). Что касается более широкого смысла — сюда входят еще люди, которые трудились с III по V века, некоторые из христианских авторов, которые в своих сочинениях высказывали обвинения против язычества.

Прямой задачей апологетов является отведение от представителей христианства, добиться признания взглядов христианства в пределах государства.

Апологеты были вынуждены обращаться как к представителям церкви, так и к другим людям. Апологию писали как речь или диалог, который был составлен согласно современным на то время правилам риторики. Изначально её содержание и преподнесение было рассчитано на распространение в широкой аудитории. В качестве образца для апологетов выступала защита, предоставленная Сократом, когда он выступал перед афинскими судьями.

Защитники христианства или апологеты

В намерения апологетов также входило отведение враждебных обвинений в причастности к инцестам, детоубийствам, каннибализму, которые порождали слухи об организации секретных встреч, доказание нелепости и безнравственности мифов язычников в процессе противопоставления каждого из них истинным учениям в теле монотеизма и воскресения.

Аргументы в пользу христианских апологетов были такими:

  1. высокий уровень нравственности среди христиан;
  2. предсказания некоторых пророков о приходе Мессии;
  3. удивительная согласованность между Еврейскими и Греческими Писаниями (Ветхим и Новым Заветом);
  4. чудеса, которые совершал Иисус, противопоставляли магической силе колдунов, которые брали силу от демонов.

Вклад апологетов в христианство

Апостол Павел во время прооведи

Итак, если сказать об апологетах в обобщенном виде, можно дать такое определение: апологеты — это собирательное имя некоторых писателей, чей пик активности пришелся на время раннего христианства (в основном работали в течение II и III веков, когда христиане переживали активные гонения от представителей римской власти), которые защищали христианские принципы от критиканов философов, которые представляли нехристианские взгляды, в том числе иудейские и языческие.

Именно апологеты стали основополагателями христианского богословия, апологет Феофил ввёл в активное использование термина Троицы, до него этого понятия не существовало. Когда христианство получило статус религии, принятой на уровне государства, продолжать защиту христианских взглядов больше было не нужно, поэтому литература апологетов начала постепенно исчезать. На её месте появилась полемическая литература против разного рода ереси. Последним из апологетов является Феодорит Киррский, который активно писал в V веке, когда язычники фактически были бессильными.

Распространение христианства

Апологетские представители христианства были писателями II–III веков, которые выступали, обосновывая и защищая христианскую веру.

Процесс распространения христианских учений посреди разных слоёв населения на территории римской империи вызвал вполне понятную реакцию со стороны большинства, представленных язычниками. По факту, юридически христианство стало запрещённой религией, общины и сборы представителей христианства имели репутацию незаконных; отказ в принятии участия в различных обрядах языческого происхождения считался преступлением против религии. В течение этого периода стали явными некоторые организованные попытки противодействия христианству со стороны язычества.

Некоторые представители и их деятельность

Эти авторы стали рассматривать христианские учения только в качестве абсурда, основанного на предрассудках, фанатизме, и угрожающий принятому в империи античному взгляду на мир. Помимо прочего, о христианах стали распространять много сплетен и клеветы, частично связанных с тем, что им приходилось проводить собрания в закрытой форме. Апологеты поставили себе задачу — демонстрация перед языческим миром приемлемость христианских взглядов со всевозможных сторон, в список которых включили гражданскую, философскую, богословскую, религиозную, культурную и т. п.

Основание для написания

Всё же отлично от ситуаций с апостолами, которые в большинстве своём выступали перед христианскими последователями, апологеты были вынуждены адресовать творения своего пера для представителей языческой аудитории, что не могло не отразиться на том, о чем они писали и что отображали в своих трудах.

Письменные труды

Ситуация в обществе

Невзирая на факт того, что вышеупомянутые действия представителей христианских апологетов раннего периода, по-видимому, не были способны ослабить хватку гонений и преследований в адрес христианских поклонников, она, бесспорно, смогла подготовить процесс постепенной эволюции осознания пользы христианской религии для греко-римского общества, хоть оно и состояло из одних только язычников.

Представители раннехристианских апологетов выступали со множеством оружия среди современных религиозных и философских систем, с использованием уже придуманного понятийного аппарата и некоторыми идеями (например, это касается учения стоиков о Логосе), чтобы обосновать христианские учения, представляя христианство перед своими языческими современниками. В то же самое время они смогли сделать самые первые шаги в процессе формирования некоторых терминов из современного христианского богословия.

Учитывая критический фон язычества, запущенной религии и философии, христианский фон представления знаний о Боге, обществе в целом и человеке менялись:

  • Политеизм встретил противопоставление в лице монотеизма, про единого вечного Бога, который обладал некоторыми особенностями, типа нерождённости, беспредельности, бесстрастности, непознаваемости и так далее.
  • Философское учение совечности Творителя и материального мира, встретилось носом к носу с учением об идее сотворения мира из ничего.
  • Для учения о роке и судьбе появилась альтернатива с нитью про Промысел Бога.
  • Апологеты ввели учение о Троице как другой вариант, на основании филоновских и стоических понятий про Логос.

Христологические вопросы не имели должного количества внимания, потому что такой была основная внешне направленая ориентация богословских обсуждений всех апологетов (за единственным исключением Иустина). Что касается остальных тем, на которые могли говорить раннехристианские апологеты, стоит выделить проблемы того, как образ или подобие Божье отобразилось в человеке (чем занимался Татиан), вопросы, затрагивающие первородный грех (о чем говорил Феофил Антиохийский), воскресение людей из мёртвых или попытка опровергнуть античные представления людей о предопределении и судьбе.

Защитники раннего Христианства и гонения на них

В общем тексты, написанные раннехристианскими апологетами, имеют исключительное значение по важности, что до сегодня. Поскольку они являлись первопроходцами по целому списку вопросов, апологеты самосознания христианской Церкви смогли проложить дорогу для будущей христианизации мира и процесса формирования полноценной системы христианско-богословских рассуждений.

Выводы и итоги

Речь в основном идёт о раннехристианских писателях, к которым относятся многие. К ним можно причислить Аристона Пелльского, Кодрата Афинского, который был одновременно апостолом от семидесяти и апологетом, Иустина Великого, который и по сей день считается самым заметным деятелем и автором значительного количества апологий, которые дали название очевидному течению защитников, а также:

В итоге это название приклеилось ко всему этому множеству писателей, и активных защитников или тех, кто пытался пропагандировать какие-либо идеологические течения, системы, теории или учения.

Апологеты раннего христианства стали называться так по распространении христианских писателей, в основном во II и III веках, которые пытались защитить христианские учения от критики, и в ответ критикующих языческую культуру. Большинство их работ изначально были адресованы для римских императоров, а потому часто излагались в форме коротких служебных писем, которые составлялись в форме защиты от нападений. Письменные труды апологетов на самом деле не в полной мере отображают картину ранних этапов христианства, поскольку они были составлены с ответами на конкретную критику по конкретным вопросам.

Мы вкратце рассмотрели процесс защиты раннего христианства и апологетов. Возвращайтесь, чтобы узнавать больше интересного на подобные темы.

Процесс распространения христианства на территории Римской империи был сложным, так как оно имело статус полузапрещенного вероучения. Первые христиане собирались тайно, что порождало много слухов об их собраниях и богослужениях. Язычники всеми силами старались очернить верующих, приписывая им страшные преступления, которых они не совершали. Верующим и самому христианству в годы гонений требовались защитники. Ими стали первые христианские апологеты.

Кто такие апологеты

Апологет — защитник христианства, человек, который отстаивает христианское вероучение перед представителями власти. Еще так называли раннехристианских писателей, которые поддерживали новую религию и обличали язычество.

Главной задачей апологетов было добиться от власти официального признания христианской религии. Язычники придумывали много мифов, клеветали на христиан, обвиняя их в причастности к инцестам, детоубийствам. Защитники ставили своей целью развенчание этих мифов. В качестве аргументов в пользу христианства они говорили о высокой нравственности верующих, рассказывали о чудесах, которые творил Христос.


Чудеса, сотворенные Господом и его подвижниками, противопоставлялись колдовству языческих шаманов. Апологеты пытались донести до простых людей и властей, что колдунами движут темные силы, в то время как Господь пришел на Землю, чтобы спасти всех живущих на ней.

Цели апологетики

Апологетика всегда соответствует течениям времени, своими проблемами выбирает то, что наиболее актуально на данный момент:

  • призвана разоблачать псевдонаучные нападки на христианство;
  • ищет способы защиты христианского общества;
  • стремится к более глубокому пониманию Священного Писания.

Между классическим богословием и апологетикой есть принципиальная разница. Богословие объясняет понятие Бога и Церкви, собирает и обобщает опыт церковной жизни. Апологетика, как часть богословия, ищет подтверждение христианским откровениям, отстаивает истинность вероучения и отражает нападки атеистических и нехристианских течений.


Сейчас для христиан наступило тяжелое время — с одной стороны безбожие, популяризация атеизма, с другой — обилие тоталитарных сект, ведь новых группировок с каждым годом становится все больше. Это требует активизации апологетов Православия.

Иногда говорят, что апологетика не нужна, так как принятие какой-либо веры — это добровольный акт. Кто захочет — тот придет к вере несмотря на трудности. Задача апологетики в современном мире — доказать, что Священное Писание не противоречит научным данным и поддержать колеблющиеся умы.

Известные православные апологеты

Иустин был апологетом и мучеником, родоначальником христианского богословия. Он доступно объяснял язычникам истины Ветхого Завета, защищал христиан от гонений, связанных с непочитанием эллинских богов. За отказ от возвращения к язычеству мученик был казнен. В Православии и католицизме Иустина Философа почитают как Святого.

В христианстве Феофила Антиохийского почитают в качестве святителя. Много внимания Святой уделял борьбе с христианскими лжеучениями.

Иоанн Златоуст — Вселенский Святитель и Учитель Церкви, почитается в Православии как Святой. День памяти — 26 ноября. Является автором Литургии восточного образца, седьмой молитвы обязательного вечернего правила.

Защитник христианства почитается Православной Церковью 6 августа. Он отвергал языческие обвинения христиан в безбожии, инцестах и детоубийстве.

Мелитон Сардийский стал первым епископом и богословом, который обратился к императору Марку Аврелию с просьбой о защите христианства. Епископ пользовался высоким авторитетом в христианском мире. В Православии днем его памяти считается 1 апреля.

Будучи писателем и богословом, защитник христианства выступал против произвола язычников, обличал ересь и лжеучения. День памяти — 8 января.

Тертуллиан был писателем и теологом, выдающимся христианским апологетом, родоначальником латинской патристики. Все его труды посвящены проблемам христианской нравственности и опровержению лжеучений.

Учения Иринея Лионского способствовали формированию концепции раннего христианства. Епископ активно занимался пастырской и миссионерской деятельностью. Согласно преданию, за распространение христианства Ириней Лионский был казнен.

Пантен был христианским богословом, основателем Александрийской школы богословия. По свидетельствам современников, Пантен смело проповедовал христианство среди язычников, доходил с миссионерской целью даже до индийских земель.

Ориген был греческим философом и теологом, основателем библейской филологии. Защитник веры погиб в ходе очередных репрессий против христиан при императоре Деции.

Григорий Богослов был одним из Отцов Церкви, сподвижником Василия Великого. Григорий получил священный сан в годы правления императора Юлиана Отступника. Император дал начало новым гонениям против верующих, приказав своим войскам захватывать христианские храмы.


Григорий Богослов организовал сопротивление войску императора, благодаря ему храмы удалось отстоять. Всю свою жизнь архиепископ Константинопольский посвятил служению Богу и популяризации христианства. Дни памяти Григория Богослова в Православии — 7 и 12 февраля.

Григорий был младшим братом Василия Великого, близким другом Григория Богослова. Его почитают как Отца и Учителя церкви, день его памяти в Православии — 10 января. Современники Григория Нисского почитали его как авторитетного богослова и проповедника.

Василий Великий был одним из трех Отцов Церкви, который прославился изобретением иконостаса и составлением Литургии Василия Великого. Он также является автором пятой и шестой молитвы утреннего правила. Эти молитвы до сих пор считаются обязательными для всех православных христиан.

Апологетика не может дать человеку веру. Вера — это дар Божий, который посылается тем, кто хочет его получить. Но на пути к воцерковлению всем людям в душу закрадываются сомнения, познанию истины мешают ложные вероучения. Апологетика расчищает путь к вере от сомнений и предрассудков, помогает укрепиться в своих убеждениях.

Формулировка1: Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно, в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений.

Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

Доникейский период в истории троичного богословия.

Во II веке христианские апологеты, желая сделать христианское вероучение понятным для греческой интеллигенции, сближают учение о Христе с философским эллинским учением о логосе. Создается учение о Христе как Воплощенном Логосе; Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, отождествляется с логосом античной философии. Понятие логоса христианизируется, осмысляется в соответствии с христианским вероучением.

Согласно апологетам , Логос – истинный и совершенный Бог, но в то же время, утверждают1 они, Бог един и один. И тогда у людей, рационально мыслящих, возникает естественное сомнение: учение о Сыне Божием как о Логосе не заключает ли в себе скрытого двубожия? В начале III века Ориген писал:

Когда мы говорим об обстоятельствах тринитарных споров II и III века, мы должны иметь в виду, что в то время экзегеза церковная еще только зарождалась, крещальные символы, которыми пользовались поместные Церкви из-за своей краткости тоже не могли служить надежной опорой для богословия и, следовательно, в богословии был открыт простор для субъективизма и индивидуализма. Кроме того ситуация усугублялась отсутствием единой богословское терминологии.

Монархианство.

а) динамизм (от греч. dynamis – сила), или адопцианство. (от лат. adoptare – усыновлять),

б) модализм (от лат. modus – вид, способ).

Динамизм, или адопцианство.

Наиболее видным представителем динамизма был епископ Самосатский Павел (епископом он был в 250-272 годах).

Они признавали его рождение от Девы, но не считали Его Богочеловеком. Учили, что после благочестивой жизни Он получил некоторую высшую силу, которая отличала Его от всех ветхозаветных пророков, однако, это отличие от ветхозаветных пророков было лишь отличием по степени, а не отличием качественным.

Бог с их точки зрения – это конкретная личность с совершенным самосознанием, а Логос – свойство Божие, подобное разуму в человеке, некое неипостасное знание. Логос, по их мнению, есть одно лицо с Богом Отцом, и говорить о бытии Логоса вне Отца невозможно. Динамистами они назывались потому , что называли Логос божественной силой , силой , естественно , неипостасной , безличной . Эта сила снизошла на Иисуса так же , как она сходила на пророков .

Мария родила простого человека, равного нам, который свободными усилиями сделался свят и праведен, и в нем сверху водухотворился Логос и обитал в нем, как в храме. При этом Логос и человек оставались различными природами, а их соединение было лишь соприкосновением по мудрости, воле и энергии, неким движением дружбы. Однако, они допускали, что Христос достиг такой степени единства, что в некотором переносном смысле о Нем можно было говорить как о предвечном Сыне Божием.

Модализм.

Если динамисты не признавали Христа Богом, то модалисты, напротив, ставили целью обосновать Божественное достоинство Спасителя.

Модалисты исходили из следующих предпосылок: Христос, несомненно, Бог, а чтобы не было двубожия, следует некоторым образом отождествить Его с Отцом.

Возникает это движение в Малой Азии, в городе Смирна, где с проповедью этого учения сперва выступил Ноэт. Затем центр его перемещается в Рим, где проповедниками его стали Праксей, а затем пресвитер1 римский Савеллий, по имени которого эта ересь иногда еще называется савеллианством. Некоторые римские Папы (Виктор I и Каллист) некоторое время оказывали модалистам поддержку.

Савеллий в своих богословских построениях исходит из идеи единого Бога, Которого он называет монадой, или Сыноотцом. В качестве геометрического образа, поясняющего идею Бога монады, Савеллий предлагает безразмерную точку, которая все в себе заключает.

Монада, по Савеллию, есть Бог молчащий, Бог вне отношения к миру. Однако, в силу некоторой неведомой внутренней необходимости, молчащий Бог становится Богом глаголющим. И вследствие этого изменения свойственная изначальная Богу сокращенность сменяется распространением. Эта речь дотоле молчаливого Бога отождествляется с творением мира.

Вследствие этой странной метаморфозы Сыноотец становится Логосом. Однако Логос по Своему субстрату не изменяется, то есть это изменение только в отношении к сотворенному миру.

Логос, в свою очередь, по Савеллию, также есть единая1 сущность, которая последовательно проявляет себя в трех модусах, или лицах. Отец, Сын и Святой Дух – это модусы Логоса.

По учению Савеллия Отец создал мир и даровал Синайское законодательство , Сын воплотился и жил с человеками на земле , а Святой Дух со дня Пятидесятницы вдохновляет Церковь и управляет ею . Но во всех этих трех модусах , последовательно сменяющих один другой , действует единый Логос .

В III веке учение Савеллия было дважды осуждено на поместных соборах. В 261 году – Александрийский Собор, под председательством святителя Дионисия Александрийского, и, через год, в 262 году, Римский Собор, под председательством папы Дионисия Римского.

Читайте также: