Русская правда как памятник права источники списки редакции структура

Обновлено: 02.07.2024

Русская Правда — это древнейший правовой сборник Киевской Руси, датированный 1016 годом.

Она является основным письменным источником русского права. Происхождение ранней части документа связано с князем Ярославом Мудрым. Написанная на древнерусском языке Русская Правда легла в основу русского законодательства и сохраняла значение до XVI века.

Первооткрывателем Русской Правды для науки стал историк В. Н. Татищев, обнаруживший в 1737 году ее Краткую редакцию.

В Русской Правде содержатся нормы процессуального, уголовного, наследственного, семейного и обязательственного права.

Русская Правда является источником для изучения правовых, экономических и социальных отношений в Древнерусском государстве.

Текстология

Архетип Русской Правды не сохранился. Имеются лишь поздние списки в составе сборников и летописей. Обычно списки Русской Правды соседствуют с правовыми церковными текстами.

Списки Русской Правды объединены в три редакции:

  • Краткая Русская Правда;
  • Пространная Русская Правда;
  • Сокращённая Русская Правда.

Лишь два из всех списков Краткой редакции являются аутентичными – Комиссионный (Археографический) и Академический, входящие в состав Новгородской первой летописи младшего извода. Остальные списки сделаны с этих двух в XVIII—XIX веках. Новгородская первая летопись младшего извода содержит под 1016 годом рассказ о борьбе Ярослава Мудрого и Святополка. Ярослав после победы сел княжить в Киеве, а помогавших ему новгородцев наградил деньгами и даровал им грамоту. Затем в летописи приведится текст Краткой Правды.

Пространная редакция известна в более чем 100 списках XIII—XV веков в составе Мерила Праведного, Кормчих книг и других сборников, а также летописей. В заголовке стоит имя Ярослава Владимировича. Древнейший известный список Пространной редакции есть в составе Синодальной Кормчей книги конца XIII века. Самый исправный список в составе Троицкого списка Мерила Праведного XIV века.

Готовые работы на аналогичную тему

Сокращённая редакция известна в двух списках Кормчих книг XVII века.

Происхождение

Спорным остается вопрос о времени создания древнейшей части Русской Правды. Большинство исследователей Древнейшую Правду связывают с Ярославом Мудрым. Период создания Древнейшей Правды — 30-е годы XI века. Постепенно нормы Русской Правды были кодифицированы князьями на основе устного обычного права восточных славян с включением элементов византийского права.

Состав Русской Правды

В состав Краткой редакции входят следующие части:

  • Древнейшая Правда или Правда Ярослава (статьи 1—18), 1016 год или 1030-е годы;
  • Правда Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого – Изяслава, Святослава и Всеволода) (статьи 19—41), относится к 1072 году;
  • Покон вирный (статья 42) определял порядок кормления вирников (собиравших виры княжеских слуг), 1020-е годы;
  • Урок мостникам (статья 43) регулировал оплату труда мостников,1030-е годы.

В Краткую редакцию включены 43 статьи. Первая часть (Правда Ярослава) сохранила обычай кровной мести, хотя и ограничила его ближайшими родственниками, отсутствие дифференциации размеров штрафов в зависимости от статуса потерпевшего. В Правде Ярославичей отразилось развитие правовых отношений: включены повышенные штрафы за убийство привилегированных членов общества. Много статей посвящено защите княжеских людей и княжеского хозяйства. Наказаниями являются денежные штрафы, за тяжкие преступления допускается расправа.

Пространная редакция, включающая 121 статью, составлена из двух частей — Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Большинство исследователей полагают, что Пространная Правда основана на тексте Краткой с внесением изменений и дополнений, в том числе принятых во время княжения в Киеве Владимира Мономаха. Существует мнение, что к Уставу Владимира Мономаха следует относить только статью 53, в которой упоминается князь. По мнению Я. Н. Щапова, с XIII века Русскую Правду использовали в Новгороде в церковном суде по светским делам. В Пространной редакции отражена дальнейшая социальная дифференциация, привилегии землевладельцев, зависимое положение закупов, смердов и холопов. Нормы свидетельствуют о дальнейшем развитии княжеского и боярского землевладений, уделено много внимания охране прав собственности. О социальной дифференциации свидетельствует размер виры, связанный со статусом жертвы. Статья 2 содержит запрет кровной мести.

Устав Владимира Всеволодовича, принятый после 1113 года, посвящён долговым нормам и положению свободных людей, попавших в зависимость после взятия купы — закупов. Уставом ограничивался произвол кредиторов, определялся процент по кредиту и запрещалось обращение закупов в рабство.

Сокращённая редакция содержит 50 статей. Большинство исследователей полагают, что она относится к позднему периоду, к XVI—XVII векам, и является сокращением из Пространной. А. А. Зимин считал, что она составлена путём сокращения Пространной редакции для приспособления к действовавшему праву путем исключения устаревших норм. М. Н. Тихомиров полагал, что Сокращённая Правда сложилась в Московском княжестве в конце XV века после присоединения территории Великой Перми. Связь с регионом нашла отражение в денежном счёте текста.

РП составлялась с X-XΙΙ века, но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые текст КП был открыт В.Н.Татищевым в 1738 году и издан А. Шлецером; ПП опубликовал В.В. Крестинин в 1788 году; СП впервые была осмыслена как особая обработка ПП Н.В. Калачовым в 1846 году. До нас дошло более 110 таких сборников в различных списках (копия текстов редакции РП), эти сборники получили название Русская Правда. Они объединены в три редакции (большие группы статей, объединенных хронологически и смысловым содержанием); эти редакции значительно отличающихся друг от друга по объему, структуре и по содержанию: Краткая, Пространная, Сокращенная. Некоторые списки именуются по месту нахождения: Синодальный - хранился в библиотеке Синода; Троицкий - в Троице-Сергиевской Лавре; Академический - в библиотеке Академии Наук.

В литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении РП. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают РП официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.

Русская Правда включает в себя:

§ Обычное право (кровная месть - ст.1 ПП, круговая порука – ст.20 КП, ордалии – ст.21,22,85 ПП).

§ Нормы из договоров Руси и Византии (виды наказаний).

§ Нормы из княжеского законодательства (уставы князей).

§ Нормы из судебной практики.

§ Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права).

Русская Правда касалась всех сфер жизни, регламентировала:

В РП отсутствовала нумерация (она сделана современными исследователями), деление на разделы и статьи (при разном подходе разные ученые выделяют 115 или 121 статью). Большинство статей посвящены уголовному праву, поэтому иногда РП оценивается как памятник уголовного права. РП имеет большое значение с точки зрения развития законодательства: на ее основе, по мере развития, создавались другие сборники.

1. Краткая редакция- древний сборник, который не структурирован, не систематизирован, в нем встречаются нормы обычного права (кровная месть), нормы процессуального (формального), уголовного права, формы установления санкций за правонарушения.

Краткая Правда состоит из 43 статей:

Ø Правда Ярослава (статьи 1-18);

Ø Правда Ярославичей (статьи 19-41);

Ø Покон вирный (статья 42);

Ø Урок Мостников (статья 43);

Все части КП составлены в разное время и в разных местах (местом возникновения КП некоторые считают Киев (Б.Д. Греков, С.В. Юшков), другие (М.Н. Тихомиров) - Новгород; предположение о новгородском происхождении является пока наиболее вероятным). Древнейшая часть КП была составлена в 30-х годах XI века Ярославом Мудрым, поэтому известна как Правда Ярослава, здесь недостаточно выражены привилегии феодалов (одинаковое наказание за убийство любого человека). Вторая часть - Правда Ярославичей, составленная во второй половине XI века, во время правления Ярославичей. В правде Ярославичей отражена более высокая ступень развития феодального государства: защищается княжеская собственность и лица администрации; вместо кровной мести устанавливается денежное взыскание, причем разное, в зависимости от классового положения. Также в Краткую Правду входил Покон Вирный и Урок Мостников.

Древнейших кратких списков дошло два: Академический и Археографический. Академический помещён в составе Новгородской летописи младшего извода под 1016 год, после рассказа о даровании Ярославом грамоты новгородцам. Рукопись этой летописи относится к середине XV века. В настоящее время она хранится в библиотеке Академии Наук. Археографический список находится в другом списке той же Новгородской летописи. Рукопись относится к середине XV века, хранится в архиве Института истории Академии Наук, в составе собрания рукописей большой Археографической Комиссии.

Оба эти списка летописи восходят к общему их протографу - Новгородской летописи, составление которой относится к 40-м годам ХV века. Таким образом, и списки РП: Академический и Археографический списаны с общего оригинала и в целом весьма близки один к другому. Отдельные их разночтения объясняются изменениями или искажениями, которые были допущены переписчиками этих списков. Академический список в общем исправнее и ближе к протографу.

Кроме этих двух списков КП, известно ещё 14 списков, которые являются копиями, снятыми в XVIII векес того же Академического списка. В.Н. Татищеву был известен ещё один древний список КП, который он открыл в составе летописи Авраамия Ростовского.

2. Пространная редакция – систематизированный сборник правовых норм КП, но с изменениями и дополнениями. Пространная редакция создавалась в XΙΙ-XΙΙΙ веках, она включает в себя:

Ø Суд Ярослава (ст.1-52);

Ø Устав Владимира Всеволодовича (ст.53-121) - постановления о взимании процентов и о закупах).

Это более полная и распространенная редакция, в ней уже оформляется феодальное право-привилегия; подробнее регламентируется гражданское, уголовное право и судопроизводство; появляются статьи об охране боярской вотчины, отношениях феодалов, закупов и смердах.

Большое количество статей ПП, относящихся к торговле и ростовщичеству, типичны для такого памятника, который мог возникнуть в крупном городе. С необыкновенной яркостью ПП рисует перед нами жизнь боярского и купеческого дома, связанного с торговлей. Являясь памятником классового господства феодалов, в ней можно увидеть беспощадное угнетение челядинов и смердов.

Списки ПП сохранились в наибольшем количестве (свыше 100); кроме того, текст разбит в них киноварными заголовками и заглавными буквами. Все списки ПП можно разделить на 3 вида.

Кормчая (Номоканон) представляет собой собрание церковных правил и гражданских законов, древнейший список Кормчей с текстом РП написан в 1282 году в Новгороде.

Остальные списки ПП помещены в составе Кормчих и Мерил Праведных, относящихся к XV- XVI векам. Эти поздние списки имеют больший интерес для истории права в Северо-Восточной Руси в XIV - XV веках и дают некоторый материал для восстановления РП.

Состав Пушкинского сборника в настоящем его виде мог возникнуть не ранее конца XIII века,. Известный нам состав Пушкинского сборника не был первоначальным. В этом нас убеждает существование Археографического списка ПП, который относится к XV веку.

Происхождение этих памятников было различно, различна была их судьба, и по-разному они повлияли на другие юридические памятники. Большинство историков согласны с тем, что КП по времени своего происхождения предшествует ПП, не говоря уже о СП, которую большинство исследователей относят к позднему времени. Однако в науке существует несколько иное мнение, разделяемое главным образом лингвистами (А.И. Соболевским, Е.Ф. Карским). Останавливаясь на языковых особенностях КП. Они указывают, что этот памятник возник сравнительно поздно: исследованные списки Новгородской летописи (в которых содержится текст КП) содержат большое количество церковнославянизмов, которые в меньшей мере заметны в ПП. Но этот взгляд на КП не может быть принят, потому что лингвистические наблюдения не всегда имеют характер решительных доказательств. КП дошла до нас в списках XV века, которые могли подвергнуться изменениям именно языкового характера.

3. Сокращенная редакция. Существует два подхода по определению времени создания СП: одни считают, что это поздняя версия ПП, другие - что СП - более ранняя по сравнению с ПП.

Два списка СП помещены в Кормчей особого состава, сохранившейся в списках XVII века. Однако Кормчая подобного состава возникла значительно раньше, вероятнее всего в XV веке, на Пермской земле после ее присоединения к Московскому княжеству. Списки СП близки по тексту к ПП, но многие статьи в ней пропущены, а сохранившиеся напоминают выдержки из Правды. Но помимо других особенностей текста, СП имеет статьи (о кровавом муже), отсутствующие во всех списках ПП. СП должна быть признана третьей особой редакцией Русской Правды.

Значит, СП составлялась на основании памятника, который имел текст, излагающий отдельные статьи РПв более древнем виде,ПП. В заключение следует добавить, что СП имеет денежный счет, который, как указывал еще Ключевский, отличался большей древностью, чем счет ПП. Ключевский относит денежный счет СП к XII веку. К сожалению, в известном нам виде СП является памятником поздним. Примечательно, что в КП и СП совершенно отсутствуют статьи о закупах.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Русская Правда как источник древнерусского права

Сущность Русской правды как источника права

Как и в других ранних правовых системах, в Русской правде нет кодификации, однако в законах Русской Правды можно найти нормы гражданского и уголовного права, а так же нормы судопроизводства.

Нормы гражданского права в Русской правде

Русская Правда и другие источники древнерусского права довольно четко различают две основные части гражданского права - право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины . В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи - коней, тягловый скот, холопов и пр.
Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой. Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей.

Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свидетелей - послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала письменной формы. При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.
Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют три вида займа:
обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями), и заем с самозакладом - закупничество. Просматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной вещи.

Вместе с новыми законами о наследстве, введены были новые законы об опеке. Со времени введения христианства на Руси определялся по Номоканону, но с победой русских юридических обычаев над римско-византийскими были изданы новые законы об опеке. По новому закону Русской Правды устанавливался следующий порядок опеки (ст.99 Пространной Правды): опека над малолетними детьми и имуществом, принадлежавшим им, назначалась только в том случае, если у них не было в живых ни отца, ни матери, или когда их мать выходила замуж второй раз. Если же она не вступала во второе замужество, то относительно детей вполне заменяла мужа, пользовалась всеми его правами, являлась главой семейства.

Дети не могли выходить из ее повиновения даже и в том случае, если она оставляла дом своего первого мужа и выходила замуж второй раз, но тогда опекунами назначались или родственники мужа, или родственники отца, или второй муж матери.

Имение покойного передавалось опекуну перед людьми, т.е. перед свидетелями, которые назначались от самого общества. По окончанию опеки, когда дети вырастут, опекуны обязывались сдать это имение тоже при свидетелях, и если что-либо из него затрачивалось опекунами, то опекуны были обязаны уплатить утраченное по опеке. Но до окончания воспитания детей, во время управления их имениями, опекуны пользовались всеми доходами, получаемыми с земли и со всего имения, потому что он кормит и заботится о подопечных.

Нормы уголовного права в Русской Правде.

Русская правда под преступлением понимала обиду, т.е. причинение морального, физического или материального ущерба определенному лицу или группе лиц. Объектами преступления являлись личность и имущества. Объективная сторона преступления охватывала как покушение на преступление, так и оконченное преступление. Субъектами преступление были все лица, кроме холопов. За холопов, оставлявших собственность господ, отвечали хозяева. Закон не устанавливал возрастной ценз для субъектов преступления. Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало.
Русская Правда обозначала понятие соучастия, но еще не разделяло ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т.д.). Если преступление совершалось несколькими лицами, то ответственность для участников устанавливалась одинаковой. Например: "А если украдут коня или вола или будет кража из клети, то вор платит гривну и 30 реза, если он был один, если воров было десять, то каждый из них платит 3 гривны и 30 резан " (Краткая Правда ст. 31.)

Смертная казнь в русской правде не упоминается, хотя согласно летописям она имела место. Поток и разграбление является высшей мерой наказаний и заключается в конфискации имущества и обращении преступника и его семьи в рабство. Эти наказания назначались в трех случаях: 1) за убийство в разбое; 2) поджог; 3) конокрадство. Вира – денежное взыскание в размере 40 гривен, назначаемое за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (за убийство человека с привилегиями). Дикая вира выплачивалась вервью (крестьянской общиной) в случаях: 1) когда убийца не найден или община не захотела его выдать; 2) непреднамеренного убийства в драке, на пиру. Вира поступала в княжескую казну.
Головничество – денежное взыскание в размере виры, взималось в пользу семьи убитого. Урок – определенное денежное возмещение потерпевшего за причиненный ему ущерб. Все остальные преступления наказывались "продажей" – штрафом, размер которого определялся в зависимости от тяжести преступления. Продажа взималась в пользу князя.

Судопроизводство по Русской Правде

Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Судебное разбирательство начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство по Русской правде было гласным, устным. Большая роль в системе доказательств судебного процесса принадлежало ордалиям, присяге и жребию.
Судебный процесс делился на три стадии:
1. "Заклич" – первый этап судебного процесса, объявление о совершившимся преступлении (например о пропаже имущества). Он производился обязательно в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, по которым ее можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком процесса.
2. "Гонение следа" – поиск доказательств и преступника. Так как в Древней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонения следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы
3. "Свод" – осуществлялся в течении трех дней. Лицо, у которого обнаруживали пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходило до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь.

Система доказательств, свидетельствовавших о совершении преступления, в Русской Правде состояла из свидетельских показаний "видоков" и "послухов"; вещественных доказательств; ордалий ( испытание огнем, водой и металлом по обычаю средневековой Европы ); присяги.

Значение Русской Правды

Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она достаточно полно охватывает весьма обширную сферу общественных отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и судебного процесса.

Русская Правда является официальным актом. В самом её тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах).

Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищает интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди.

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Русскую Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых Москвой в составе централизованного Русского государства.

Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юристъ, 1996.- 448 с.

Краснов Ю.К. История государства и права России. Учебное пособие. Ч. 1. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 288 с.


Оглавление

  • 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
  • 2. Периодизация отечественной истории государства и права
  • 3. Возникновение государства у восточных славян
  • 4. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
  • 5. Источники права древнерусского государства
  • 6. Государственный строй древнерусского государства
  • 7. Правовое положение населения Киевской Руси
  • 8. Система государственных органов власти Древней Руси
  • 9. Общая характеристика Русской Правды
  • 10. Судебный процесс, преступление и наказание по Русской Правде

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

9. Общая характеристика Русской Правды

Основным источником права Древнерусского государства является Русская Правда, которую считают крупнейшим памятником древнерусского права. Существует более ста списков Русской Правды, разделенных согласно содержанию на три редакции, такие как:

1) краткая редакция Русской Правды (Краткая Правда) — самая древняя часть Русской Правды, состоящая из двух частей: Правды Ярослава (1015–1054 гг.) и Правды Ярославичей (60-е гг. XI в.). Краткая Правда содержала 43 статьи, которые в основном содержали нормы уголовного права и процесса. В Правде Ярослава сохраняется кровная месть, отсутствует четкая дифференциация размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. В Правде Ярославичей отменялась кровная месть, устанавливалась мера наказаний, ограждающих жизнь и имущество феодалов. Окончательный вариант Краткой Правды сформировался в конце XI в.;

2) пространная редакция (Пространная Правда) — систематизированный сборник правовых норм, измененная и дополненная Краткая Правда. Пространная Правда содержала 121 статью. Пространная редакция Русской Правды состояла также из двух частей: Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная Правда отражала дальнейшую социальную дифференциацию, устанавливались привилегии феодалов (вводились более высокие штрафы за убийство, нанесение побоев, увечий, оскорблений, за посягательство на имущество, нарушение границ земельных владений феодалов), определялось зависимое положение смердов, закупов, закреплялось бесправие холопов. Пространная редакция свидетельствовала о дальнейшем развитии феодального землевладения, охране права собственности на имущество, определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству. Большая часть Пространной Правды были посвящены нормам уголовного права и процесса. Пространная Правда просуществовала до XIV в.;

3) сокращенная редакция (Сокращенная Правда) — систематизированный сборник правовых норм, составленный во второй половине XV в. Сокращенная Правда получила такое название за то, что из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.

Русская Правда регулировала вопросы уголовного права и процесса, гражданского права (права собственности), семейно-брачных отношений, наследственного права, обязательственного права и вопросы правового положения населения.

По Русской Правде выделялись следующие слои населения: князья, бояре (княжьи люди), служилые люди, дружина, духовенство, городское население, смерды, закупы, холопы (докладные, кабальные), рядовичи, изгои, прощенники.

Русская Правда различала договоры:

3) хранения имущества (поклажи);

4) займа с самозакладом (закупничество);

6) личного найма.

Форма договора была устной. Договор заключался при свидетелях, с совершением символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору. Стороны договоров должны были отвечать требованиям возраста, правоспособности и свободы.

Русская Правда предусматривала наследование по закону и завещанию. Преимущественное право на получение наследства имели сыновья. Наследство между сыновьями делилось поровну, но отцовский двор переходил только к младшему сыну. Дочери бояр и дружинников имели право на наследство. По Русской Правде имущество смердов могли наследовать только сыновья, при их отсутствии имущество считалось выморочным и поступало в казну князя. Незаконнорожденные дети права на наследство не имели, но если их матерью была рабыня, то они вместе с ней получали свободу.

Контрольная работа

студентка 1 курса

Глава 1. Официальное право древнерусского государства………………….…3

Понятие правды как источника права……………………….…………………..3

Пространная редакция и ее сокращение……………………………………….9

Законодательные акты требуют строгого и объективного анализа как юридические документы и как исторические источники. Русская правда – это крупнейшее юридическое произведение древней Руси. Оно целиком основано на судебной практике восточных славян X-XII вв. Ее открытие и обнародование связано с крупнейшими именами наших историков: Татищева, Шлецера, Карамзина. Хоть до нас и дошло около ста списков Русской Правды, принято различать три редакции: краткую, пространную и сокращенную. Однозначного мнения о Русской Правде не было, она всегда была спорным источником. Нам известны различные походы при изучении Русской правды, основным подходом является догматический, пришедший к нам от буржуазных историков. На данный момент большинство историков сходятся в следующем: в основе произведения лежат чисто русские нормы права, не имеющие заимствований из зарубежного права, это нормы возникшего и развивающегося феодального права, а основным источником являются постановления и судебные решения князей. Актуальность нашего исследования заключается в изучении данного источника, как вспомогательного материала для выявления закономерностей развития права и государства. Целью нашего исследования является определение структуры и содержания Русской Правды, при использовании догматического подхода, и в связи с этим определения места Русской Правды в развитии отечественного права. Перед нами поставлены следующие задачи: определить сущность Русской Правды, рассмотреть основные ее редакции Краткую и Пространную Правду, выяснить время и место ее происхождения, а также исследовать основные источники, в которых она дошла до нас. Изучением Русской Правды занимались такие научные деятели как С.В. Юшков, В.Н.Татищев, А.А. Зимин, С.П. Обнорский, М.Н. Тихомиров, М.А. Исаев, их глубоко изученность вопроса, отраженная в научных работах и обуславливает выбранные нами источники.

Глава 1. Официальное право древнерусского государства

1.1 Понятие правды как источника права

Как было ранее сказано, выделяют три редакции Русской Правды. Краткая правда имеет два списка: академический и археологический. Состоит из 43 статей. По мнению большинства ученых в ее состав вошли: Правда Ярослава и Правда Ярославичей. Более поздней редакцией считается Пространная правда, состоящая из 121 статьи. В ее состав вошел Устав Ярослава и Устав Мономаха, предположительной родиной считается Киев. Третья редакция выделяется не всеми учеными, это так называемая Сокращенная Правда. Считается видоискаженной выпиской Краткой Правды.

Таким образом, Русская Правда - это древний источник права, который был создан под влиянием целого ряда факторов: традиционное право, судебная практика, договорная и законодательная деятельность князей. Созданная, под сильным религиозным влиянием, тем не менее, носит более самостоятельный характер, и является официальным памятником законодательства.

Исходя из выше сказанного, Краткая Правда является ценным источником древнерусского права. Особой ценность, по нашему мнению, несет Устав Ярослава, создание которого сделало крупный прорыв в развитии права. Узаконило основу судопроизводства, что лишь дополнила Правда Ярославичей, а местами и ужесточила.

Пространная редакция и ее сокращение.

Обычно появление Пространной Правды относят к второму-третьему десятилетию XII века. Она изложена по принципу сначала старое законодательство затем новое. Ее появление связывают с изменениями в социально-политической и экономической сфере жизни. Пространная Правда дошла до нас в более ста списках. Некоторые из ее редакций даже более ранние, чем у Краткой Правды, что конечно давало повод некоторым ученым думать, что Краткая Правда есть сокращение Пространной Правды. На самом деле это далеко не так. При сопоставлении текстов мы видим, что отсутствует последовательность изложения статей, схожие нормы с Краткой правдой тщательно переработаны и дополнены. А вот Сокращенная Правда, это как раз сжатое изложение Пространной Правды, не имеющей собственного законотворчества. Именно поэтому ее в основном рассматривают не в отрыве от Пространной Правды. Списки Пространной Правды образуют три группы: Синодально-Троицкую (75 списков), Пушкинскую (6 списков), и Карамзинскую (13 списков). Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Пространная правда во всех своих списках упоминается имя Ярослава Владимировича.[7] Пространная редакция содержит 121 статью. Источниками, которые легли в основу Пространной Правды были: Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха. Официальность Пространной Правды доподлинно неизвестна, так же как и ее точные границы региона, охваченного действием ее норм. Бытует мнение об одном составители Пространной Правды, основная цель которого была удержать от дальнейшего распада Киевскую Русь.

В целом Пространная Правда – это обобщающий законодательный свод, новшества, встречаемые в Краткой Правде, здесь минимализированны и связаны в первую очередь с переходом в расцвет феодализма. Но в связи с тем, что Пространная Правда возникла в период раннего феодализма, с большой долей вероятности, что приобрести общерусского значения ей не удалось.

Стоит так же упомянуть о третьей редакцией Сокращенной Правде, которая возникнув в 15 веке, не имеет важного значения по сравнению с предыдущими редакциями. Возможно, это связано с тем, что в 14 веке Русская Правда утрачивает свою силу в связи с переменами жизни государства. Она же является самым спорным памятником древнерусского права. Краткая Правда дошла до нас в двух списках за 17 век, они оба были помещены в Кормчей книге. Была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.

[1] [4]Избранные работы по русскому языку. Обнорский С.П. – М.: Учебно-педагогическое издательство. 1960.-122 с.

[2][6] История российского государства и права. Учебник / Исаев М.А. – М.: Статут.2012.- 69с.

[3] Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Титов Ю.П. – М.: Проспект. 1999.- 8с.

[4] [6] История российского государства и права. Учебник / Исаев М.А. – М.: Статут.2012.- 68с.

[5] [3] Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Титов Ю.П. – М.: Проспект. 1999.- 6с.

[6][8] Источниковедение отечественной истории. Учебное пособие / под.ред. Голикова А.Г. изд. 2-е стереотип. – М.: Академия. 2008. - 53 с.

[7] [8] Источниковедение отечественной истории. Учебное пособие / под.ред. Голикова А.Г. изд. 2-е стереотип. – М.: Академия. 2008. - 54 с.

[8] [3] Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Титов Ю.П. – М.: Проспект. 1999.- 9с.

[9] Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. Юшков С.В./под. Ред. О.И,Чистякова.- М.: Зерцало-М. 2002.-335 с.

[10] Правда русская. Зимин А.А. – М.: Древлехранилище. 1999. – 261-275с.

Читайте также: