На какие категории делилось духовенство на руси и чем характеризовался их правовой статус

Обновлено: 16.05.2024

Для феодального общества характерно деление населения на сословия, т.е. на социальные группы, имеющие определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался. Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина. Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус дружины отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство. Боярство было привилегированной частью общества. Они были освобождены от уплаты налогов.

К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. Ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари.

Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.

Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям.

Зависимые(невольные) люди назывались холопами.

К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.

  1. Правовая система Древнерусского государства. Источники права. Происхождение, списки, редакции Русской Правды.

Основным источником древнерусского права были обычаи, которые существовали как в устной, так и в письменной форме и стали затем обычным правом. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским, который содержит нормы русского и византийского права. Источником права являются и договоры: межгосударственные, между князьями, договоры частных лиц. Еще одним источником права в этот период является судебный прецедент. Самостоятельным источником права являлось церковное законодательство, заимствованное из Византии. Княжеское законодательство известно с X в. Особое значение имеют церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, регулирующие церковные и семейные отношения.

Основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды. Он представляет собой целый комплекс юридических документов XI—XII вв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда, Правда Ярославичей, Устав Мономаха.

Русская Правдав зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая Правда древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг. XI в. и связана с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов в 1068 г. и получила название Правды Ярославичей.

Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Её основу составляют племенные обычаи, приспособленные к условиям феодальных отношений.

Пространная Правдабыла составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из двух частей — Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью.

Пространная Правда — это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т. д. Она свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу.

Сокращенная Правдасложилась в середине XV в. из переработанной Пространной Правды.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Все феодальные общества подразделялись, как известно, на два основных класса: 1) феодалы; 2) феодально-зависимые крестьяне.

Феодалы. Структура класса феодалов была достаточно сложной и состояла из различных социальных групп. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, наместники (посадники), тиуны и т.д. Феодалы, осуществлявшие гражданское управление и отвечавшие за военную организацию, были взаимно связаны системой вассалитета. Они собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальными социальными группами. Так, в Русской Правде устанавливалась двойная вира в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тиунов, конюхов и огнищан. В то же время о боярах и дружинниках в ней ничего не говорилось. Тем не менее из летописных сводов следует, что за их убийство обычно применялась смертная казнь.

В древнерусских источниках встречаются и другие категории феодалов: лучшие люди, нарочитые мужи, княжьи мужи, огнищане. В целом сложилось два пути формирования боярства. Боярами становилась прежде всего родоплеменная знать, выделившаяся в процессе разложения первобытнообщинного строя. К этой категории следует отнести нарочитых мужей, старейшин градских и земских бояр, которые представляли интересы своего племени при княжеском дворе. Вместе с великим князем они участвовали в военных походах. Земские бояре получали из рук великих князей иммунитетные грамоты, согласно которым за ними закреплялись в качестве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них земельные угодья.

Вторую категорию составляли княжеские бояре, занимавшие высшие посты при дворе великого князя. Они были дружинниками князя, а во время военных походов составляли основу княжеского войска. В мирное время они выполняли различные поручения великого князя по управлению государством, становились его советниками по вопросам внутренней и внешней политики. В XI в. категория земских бояр начала сливаться с княжескими боярами, а различия между ними полностью исчезли.

Духовенство. Правовое положение духовенства как привилегированной социальной группы оформилось с принятием в 988 г. христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. Следует отметить, что первоначально крещение было совершено великим князем киевским Владимиром и его приближенными в г. Корсуни (Херсонес) в Крыму, а затем было распространено на всю территорию Древней Руси.

Христианское вероисповедание, сменившее язычество, принесло с собой учение о божественном происхождении верховной государственной власти и смиренном к ней отношении. После принятия христианства великие князья стали широко практиковать раздачу земель высшим представителям церковной иерархии и монастырям. В результате чего в руках у митрополитов и епископов было сосредоточено большое количество сел и городов, у них имелись свои слуги, холопы и даже войско. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем церковь стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на принадлежавших ей землях.

Возглавлял церковь митрополит, который назначался константинопольским патриархом. При митрополите действовал собор епископов. Вся территория Киевской Руси делилась на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит. В своих епархиях епископы управляли церковными делами совместно с коллегией из местных священников.

Городское население. Киевская Русь насчитывала значительное число городов, крупнейшими из которых были Киев, Новгород, Псков и Полоцк. Города создавались как военные опорные пункты, превращаясь затем в центры торговли и ремесла. Городское население платило налоги и выполняло другие повинности. Уже в Церковном уставе великого князя Владимира говорится об уплате пошлин с мер и весов. Города Древней Руси не имели своих органов управления и находились под юрисдикцией великого князя.

На свободных городских жителей распространялись статьи Русской Правды о защите чести, достоинства и жизни. Важную роль в жизни городов играло купечество, которое рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно купеческая сотня функционировала при какой-либо церкви.

Крестьянство. Основную часть сельского населения Киевской Руси составляли смерды. Некоторые исследователи полагают, что смердами именовались все сельские жители. Другие считают, что смерды — это лишь часть крестьян, проживавших в вотчинах и уже попавших в зависимость к феодалам. В Русской Правде нет конкретных данных об ограничении правоспособности смердов. В то же время имеются нормы, в соответствии с которыми они выплачивали за совершенные преступления штрафы в таких же размерах, как и категория свободного населения. Однако в древнерусских источниках упоминается о том, что князья жаловали боярам села со смердами. Это свидетельствует о том, что значительная часть смердов со временем попадала в постоянную зависимость от князя.

Смерды объединялись в общины-верви, носившие уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. В общине действовал принцип круговой поруки и взаимопомощи. Смерды обеспечивали уплату налогов (в форме дани) и оброков, участвовали в случае военных действий в вооруженной защите государства.

Для обозначения правового положения данной категории населения использовались термины раб, челядин и холоп. По мнению некоторых исследователей, эти термины имели разное происхождение: челядь и холопы происходили из соплеменников, а рабы — из военнопленных. Кроме плена, источником рабства было рождение от рабыни. Рабами становились также преступники. Зависимый человек (закуп) мог стать рабом в случае неудачного бегства от своего хозяина или кражи. В древнерусских источниках даже имеются данные о фактах самопродажи в рабство.

В XI веке в русском праве начал действовать принцип, в соответствии с которым раб не мог быть субъектом правоотношений, так как он принадлежал господину, не располагая при этом своей собственностью. В Русской Правде указывается, что за уголовные преступления, совершенные холопом, и нанесенный им материальный ущерб нес ответственность хозяин.

Христианство, принятое Киевской Русью в 988 г., способствовало облегчению участи холопов. Так, уже в XI в. появилась прослойка холопов, которые за хорошую службу господину получили право управлять от его имени другими социальными группами зависимого населения. В то же время православная церковь в этот период начала усиливать преследования за убийство холопов.

Таким образом, рабство перерождается в одну из форм личной зависимости, в рамках которой начинают со временем признавать за холопами некоторые права, прежде всего право на жизнь и имущество.

I. Происхождение. Источники, структура и значение Русской Правды.

II. Правовое положение социальных групп Древней Руси:

2. 1. Феодалы: состав класса феодалов, их личные и имущественные права.

2. 2. Зависимые люди: смерды, закупы, холопы - личный и имущественный статус.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является “Русская правда”, сохранившая свое значение и в более поздние периоды истории и не только для русского права. Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского но и литовского права. В статьях Русской Правды говорится об установлении права феодальной собственности не только на землю и угодья, но и на движимое имущество коней, орудия производства и др.

В литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей. Внешняя форма памятника (от лица князя нигде не говорится, и князья упоминаются в третьем лице), переработка отдельных статей в смысле постепенного обобщения содержащихся в них правил, разнообразие статей в разных списках позднейшей редакции, характерные комментарии к некоторым статьям – все это не оставляет сомнения в том, что “Правда” – это разновременный труд многих частных лиц. Кроме обычаев, в нее вошли записи отдельных судебных решений (первоначально во всей конкретной обстановке), княжеские уставы, или уроки, и заимствованные из Византии правовые нормы.

Не обойтись нам без Русской Правды и в свете затронутой нами темы – правового положения различных категорий населения в Киевской Руси . Именно в ней содержались основы взаимодействия различных слоев населения, хотя следует отметить, что данная информация рассредоточена в различных главах Русской Правды и, отчасти это можно объяснить её происхождением.

I. Происхождение. Источники, структура и значение Русской Правды.

История Русской Правды достаточно сложна. Вопрос о времени происхождения ее древнейшей части в на­уке спорен. Некоторые авторы относят его даже к 7 в. Однако, большинство современных исследователей связывают Древнейшую Прав­ду с именем Ярослава Мудрого. Спорно и место издания этой части Русской Правды. Летопись указывает на Новгород, но многие авто­ры допускают, что она была создана в центре земли Русской — Киеве.

Основное содержание Русской Правды отражает интересы княжеского хозяйства управления. При сравнении отдельных ее частей ясно виден рост княжеской власти и расширение княжеского суда.

До наших дней дошло более ста списков Русской правды, но первоначальный текст Русской Правды до нас не дошел. Однако известно, что сыновья Ярослава во второй половине 11 в. существен­но дополнили и изменили его, создав так называемую Правду Ярославичей. Объединенные потом переписчиками, Правда Ярослава и Правда Ярославичей составили основу так называемой Краткой ре­дакции Русской Правды. Владимир Мономах произвел еще более круп­ную переработку этого закона. В результате сложилась Пространная редакция. В последующие века создавались новые редакции Русской Правды, в общей сложности до шести. Все редакции дошли до нас в составе летописей и различных юридических сборников, разумеется, рукописных. Таких списков Рус­ской Правды в настоящее время найдено свыше ста. Им обычно при­сваиваются названия, связанные с наименованием летописи, местом находки, лицом, нашедшим тот или иной список (Академический, Троицкий, Карамзинский и др.).

Краткая редакция составляет, собственно говоря, первоначальный подлинный пакет правды. За ней установилось название Правды Ярослава.

По заглавию над первой статьёй памятника в древнейших списках, можно узнать, что это – суд или устав Ярослава. В самой Правде не раз встречается замечание, что так судил или установил Ярослав. Первое заключение, к которому приводят эти указания, то, что Русская Правда есть кодекс, составленный Ярославом и служивший руководством для княжеских судей десятого века. В древней письменности сохранилась память о Ярославе как об установителе правды закона, ему давалось иногда прозвание ''Правосуда''. Однако, всматриваясь и анализируя текст памятника это первое впечатление разрушается. Скорее всего, она была частью церковного свода и составлена не только Ярославом

В образовании законов Русской Правды принимали участие и дети Ярослава, и даже его внук Мономах (1113 – 1125), которому принадлежит закон, направленный против ростовщичества и занесённый в Правду.

Правда Ярославичей включает ст. ст. 19-43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).

Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. По уровню развития правовых институтов, социально-хозяйствейному содержанию это уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась.

В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периодам раздробленности.

Таким образом, Русская Правда жила и действовала в церковно-юридическом обществе.

II. Правовое положение социальных групп Древней Руси

Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть состояли из сословий, права и обязанности которых четко определены законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Иными словами, каждое сословие имело свой юридический статус. Было бы большим упрощением рассматривать феодальное общество с точки зрения эксплуататоров и эксплуатируемых. Сословие феодалов, составляя боевую силу княжеских дружин, несмотря на все свои материальные выгоды, могло потерять жизнь - самое ценное - проще и вероятнее, нежели бедное сословие крестьян.

Феодальное общество было религиозно-статичным, не склонным к резкой эволюции. Стремясь закрепить эту статичность, государство консервировало отношения с сословиями в законодательном порядке.

2. 1. Феодалы: состав класса феодалов, их личные и имущественные права.

Феодальными отношениями называются такие отношения, которые основаны на частной собственности на землю и непол­ной собственности на работников — крестьян. Поскольку при феодализме основным средством производства была земля, она и стала собственностью феодалов. Верховным собственником зем­ли, ее распределителем в раннефеодальном государстве — Киев­ской Руси, куда вошли земли кривичей, радимичей и дреговичей, был великий князь. Он регулировал владения крупных, средних и мелких феодалов в зависимости от своих военно-политических и финансовых целей. Феодалы получали во владение землю от ве­ликого князя за службу, в основном военную или государствен­ную.

Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярос­лава, Владимира Мономаха).

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По тексту трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Нашли место лишь два юридических критерия, особо выделяющие эти группы в составе общества - нормы о повышенной уголовной ответственнос­ти за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости для представителя этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. Свод содержит ряд статей об охране княжеской собственности, которая защищалась более ревностно. Устанавливается штраф за убийство княжеского коня в три гривны, а за коня смерда – в две гривны.

На основе длительной традиции развивающегося права в условиях государства 9-10 веков, Правда закрепила сложившуюся систему классовых отношений и отношений собственности в государстве.

Великие киевские князья признавали Русскую землю своим благоприобретённым имением и считали вправе распоряжаться ею по своему произволу: завещать, дарить, бросать. А при отсутствии завещания власть переходила по наследству к детям умиравших князей.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми были посадские люди и смерды-общинники, (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны и т.д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, регулирующей права и обязанности друг перед другом и перед государством. Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы. Материальные потребности военной организации обеспечивались земельной собственностью. Вассальные и земельные отношения феодалов, их связь с великим князем регулировались, скорее всего, специальными договорами. В Русской Правде раскрыты лишь некоторые аспекты правового статуса этого сословия. Она устанавливает двойную виру (штраф за убийство) в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тортов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках кодекс молчит. Вероятно, за посягательства на них применялась смертная казнь. В летописях неоднократно описывается применение казни во время народных волнений.

В феодальной прослойке ранее, всего произошла отмена ограничений на женское наследование. В церковных уставах за насилия над боярскими женами и дочерьми устанавливаются высокие штрафы - от 1 до 5 гривен золота, за остальных - до 5 гривен серебра. Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов в форме дани и оброков и участии в вооруженной защите в случае военных действий. На крестьян распространялись государственная юрисдикция и княжеский суд.

В древнерусском обществе огромное значение имела собственность. Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности. Человек, лишенный собственности или промотавший ее, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью.

2. 2. Зависимые люди: смерды, закупы, холопы - личный и имущественный статус.

В русской Правде отразились процессы, аналогичные римскому праву, где раб наделялся особым имуществом (пекулием), с правом распоряжаться им в хозяйственных целях в пользу господина. В Уставе о холопах (ст. ст. 117, 119 Пространной Правды) говорится о ведении торговых операций холопами по поручению хозяев.

В науке существует ряд мнений о смердах, их считают свободными крестьянами, феодальнозависимыми, лицами рабского состояния, крепостными и даже категорией, сходной с мелким рыцарством. Но основная полемика ведется по линии: свободные зависимые (рабы). Важное место в обосновании мнений имеют две статьи Русской Правды.

Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его иму­щественное положение особое: все, чем он обладал, явля­лось собственностью господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. Таким образом, холоп не имел почти никаких человеческих прав. В уголовном праве особенно ярко проявляется классовая природа феодального права, открыто встающего на защиту господствующего класса и пренебрегающего интересами трудящихся. Это отчетливо видно при рассмотрении отдельных элементов состава преступления. Так, субъектом преступления может быть любой человек, кроме холопа.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.

Русская Правда является официальным актом. В самом её тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах).

Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищает интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди.

Русская Правда во всех её редакциях и списках является памятником громадного исторического значения. На протяжении нескольких веков она служила основным руководством при судебном разбирательстве. В том или ином виде Русская Правда вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот:

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки Пространной Правды активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Пространную Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

Неравноправие различных слоев населения является одним из столпов, на котором зиждется Русская Правда. В ней урегулированы основные аспекты отношений между всеми слоями населения. Нельзя представить себе древнерусское общество без разграничения на феодалов и холопов, угнетателей и угнетаемых, на свободных и зависимых.

1. Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юристъ, 1996.- 448 с.

2. Краснов Ю.К. История государства и права России. Учебное пособие. Ч. 1. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 288 с.

3. Кузнецов И. Н. История государства и права России. Минск. 1999г

4. Ключевский П.О. Курс русской истории. 1том. Москва. 1987г

5. История отечественного государства и права 1часть. Под редакцией ЧистяковаО. И.М.1992г

6. История России с древнейших времен до конца 17 века. Под редакцией Сахарова А. Н. и Буганова В.И. М. Просвещение. 1997.

7. Рогов В.А. Государственный строй Древней Руси: учебное пособие. М. ВЮЗИ. 1984.

8. Свердлов М.Б. От закона русского к Русской Правде. М. 1988.

9. Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси: очерки по 10-12 векам. М. Наука. 1993.

Регулирование Русской Правдой правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси. Основные положения гражданского, семейно-брачного, наследственного, уголовного и судебного права в Русской Правде. Закрепление социального неравенства на Руси.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.02.2015
Размер файла 18,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основные разряды населения и их правовое положение по Русской Правде

Русская Правда, будучи сборником правовых норм Киевской Руси, представляет собой сложный юридический памятник, основу которого составляли нормы обычного права.

Русская Правда являлась регулятором правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси, раскрывает в себе основные отрасли права - гражданское, семейно-брачное, наследственное, уголовное, судебное. Еще большую ценность как памятнику права Русской Правде придает тот факт, что именно она является одним из основных источников знания о правовом положении основных разрядов населения Киевской Руси.

Прежде всего население Древней Руси делилось на свободных и несвободных (рабов). По тексту данного памятника права возможно разграничить правовой статус правящего класса и остального населения. Мы находим два основных юридических критерия, выделяющих эти группы в составе общества, - нормы о повышенной (превосходила в два раза) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст. 1 РП- простр. р.) и нормы об особом порядке наследования земли (ст. 91 РП - простр. р.).

Под свободным населением подразумевались юридические и экономические независимые группы, которые уплачивали налоги и выполняли повинности исключительно в пользу государства. Обычно к независимому населению относят следующие разряды: князья, боярство, нарочитые мужи, смерды, закупы, изгои.

Князья являлись представителями высшего аристократического слоя населения. Несмотря на то, что они занимали одно из наиболее высоких мест в государственном аппарате, обладали значительным объемом власти и являлись крупнейшими землевладельцами Руси, не несли за собой абсолютное господство. В первую очередь это связано с тем, что среди самих князей существовала строгая иерархия, высшие ступени которой занимали наиболее приближенные по родству к своему знаменитому прародителю - Рюрику.

Следующим разрядом свободного населения являются нарочитые мужи, которые относились к числу городских жителей. Часто данный класс именовался лучшим - данное определение в первую очередь характеризовало высокое имущественное положение. Считается, что данный разряд выделился из среды боярства и становился впереди других вследствие большого богатства, выдающихся личных качеств и заслуг. Существует мнение, что именно из нарочитых мужей выбирались старейшины града, позднее их стали призывать к князьям в качестве представителей народа. Основными занятиями нарочитых мужей были торговля и крупное ремесленное производство.

Следующим разрядом свободного населения были изгои - лица, находившиеся как бы вне социальных групп. За их смерть предусматривалась та же вира, что и за смерть свободного человека. ( “…аще изъгои будеть, любо словенин, то 40 гривен положити за нь”. Ст.1 - РП - текст по Академическому списку). “…Изгои есть разряд совершенно вольных, так называемых гулящих людей Древней Руси”.

Под несвободным населением понимались люди, находящиеся в кабале и услужении у своего хозяина. Разряд зависимых представлен холопами и челядью, оценка правового статуса которых позволяет говорить о том, что они являлись рабами. Холопами в то время назывались люди, право владения которыми у господ было ничем не ограничено. Холоп не имел своей собственности и в любое время сам мог быть продан или отдан любому лицу. Холоп как субъект права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение или порчу имущества. Самого холопа, совершившего преступление, разрешалось просто убить на месте преступления. Материальную ответственность за холопа всегда нес хозяин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля). Челядь представляла собой особый вид домашних холопов, выполнявших работу в доме и на дворе рабовладельца.

В заключение можно сказать, что Русская Правда явилась документом, законодательно закрепившим социальное неравенство в Древней Руси. Ярким примером, иллюстрирующим этот факт могут послужить статьи, закрепляющие размер “виры” (штрафа) за представителя той или иной категории населения:

· за боярина, огнищанина, тиуна - 80 грвн

· за людина - 40 грвн

· за княжеского приказчика или сельского старосту - 12 грвн

· за кормилицу (будь та свободны или холопка)- 12 грвн

· за смерда или холопа - 5 грвн

· за коня князя - 17 грвн (ст.11-17 РП - Пространная редакция).

русская правда социальный неравенство

1) Ю. П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России (4-е издание).

Читайте также: