На чем могут быть основаны территориальные претензии рф в отношении антарктики

Обновлено: 28.06.2024

Территориальные претензии в Антарктике - претензии различных государств на территориальный суверенитет в южном полярном регионе Земли. В настоящее время территориальные претензии к югу от параллели 60° южной широты предъявляют и официально поддерживают семь государств: Великобритания, Норвегия, Австралия, Франция, Новая Зеландия, Чили и Аргентина. [1]

Ряд государств планировал выдвинуть свои территориальные претензии в Антарктике, однако не успел их оформить. В апреле 1958 года министерство иностранных дел Бразилии намеревалось заявить о своих правах на земли в Антарктике в секторе от 34°40′ западной долготы до 53°20′ западной долготы. Аналогичные планы имелись у правительств еще трех южноамериканских государств: Уругвая – на сектор от 34°40′ западной долготы до 56°40′ западной долготы, Перу – на сектор от 75°40′ западной долготы до 81°21′ западной долготы, Эквадора – на сектор от меридиана Галапагосских островов до 81°21′ западной долготы. [5] Тогда же планировалось разрешить территориальные претензии в Антарктике Чили и Аргентины друг к другу следующим образом: Аргентина собиралась оставить за собой сектор от 56°40' западной долготы до 66°30' западной долготы, Чили - сектор от 66°30' западной долготы до 75°40' западной долготы. [6]

В данный момент международные соглашения позволяют использовать территории и воды южнее 60° южной широты в научных целях. Добыча полезных ископаемых и военные манёвры и испытания запрещены. Страны, заявившие претензии на территории Антарктики, не препятствуют созданию научных станций других стран.

Все территории, на которые выдвинуты территориальные претензии, являются секторами, ограниченными землями до 60° с севера и двумя меридианами с запада и востока. Норвегия при создании своего сектора обозначила только западную и восточную границу владений, но на почтовой марке 1957 года отображены претензии на весь сектор между 20° западной долготы и 45° восточной долготы. Также Норвегия претендует и на остров Петра I. На землю Мэри Бэрд (после отказа Японии от неё и Земли Элсуорта) ни одна из стран официально не выдвинула территориальные претензии, в то же время чилийский, аргентинский и британский сектора пересекаются.

Содержание

География территориальных претензий

Южная Антарктика

Флаг территории Территория Претендент Границы Дата Площадь
км²
Земля Адели (административный округ заморского административно-территориального образования с особым статусом Французские Южные и Антарктические Территории Французской Республики) Франция 136° 11′ восточной долготы — 142° 02′ восточной долготы 1924 432 000
Антарктика (коммуна провинции Антарктика-Чилена региона Магальянес и Чилийская Антарктика Республики Чили) Чили 53° западной долготы — 90° западной долготы 1940 1 250 000
Антарктида-Аргентина (департамент провинции Огненная Земля, Антарктида и острова Южной Атлантики Аргентинской Республики) Аргентина 25° западной долготы — 74° западной долготы 1943 966 000
Австралийская антарктическая территория (внешняя территория Австралийского Союза) Австралия 44° 38′ восточной долготы — 136° 11′ восточной долготы и 142° 02′ восточной долготы — 160° восточной долготы 1933 5 896 000
Британская антарктическая территория (заморская территория Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии) Великобритания 20° западной долготы — 80° западной долготы 1908 1 725 000
Земля Королевы Мод (зависимая территория Королевства Норвегия) Норвегия 20° западной долготы — 44° 38′ восточной долготы 1939 2 500 000
Остров Петра I (зависимая территория Королевства Норвегия) 68° 51′ южной широты 90° 35′ западной долготы 1929 243
Территория Росса (часть Королевства Новой Зеландии) Новая Зеландия 150° западной долготы — 160° восточной долготы 1923 450 000
Земля Мэри Бэрд В настоящее время никто не претендует 90° западной долготы — 150° западной долготы (кроме острова Петра I) В настоящее время никто не претендует 888 000

Северная Антарктика

Территории севернее 60° южной широты не подпадают под действие Договора об Антарктике. Острова Марион и Принс-Эдуард принадлежат ЮАР, острова Крозе, остров Кергелен, острова Сен-Поль и Амстердам - Франции, острова Хёрд и Макдоналд и остров Маккуори - Австралии, острова Окленд и острова Кэмпбелл - Новой Зеландии. Норвегия считает остров Буве своей территорией. Редко причисляемые к Антарктике острова Тристан-да-Кунья и остров Гоф принадлежат Великобритании. Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова, а также Фолкленды являются спорной территорией между Аргентиной и Великобританией (королевским указом 28 марта 1917 года было объявлено, что губернатору Фолклендских островов подвластны все территории вплоть до Южного полюса, находящиеся к югу от параллели 50° южной широты между 20° западной долготы и 50° западной долготы, а также примыкающий соседний сектор, ограниченный на севере параллелью 58° южной широты, а на западе меридианом 80° западной долготы; на данный момент, территории и акватории к северу и югу от параллели 60° южной широты разделены на отдельные заморские территории). [13] Ранее существовавшие разногласия между Аргентиной и Чили по поводу принадлежности некоторых островов архипелага Огненная Земля на данный момент исчерпаны.

Telegram
Facebook
Instagram
Twitter
Vkontakte
RSS
Yandex.Dzen

Заместитель директора Арктического и антарктического НИИ Росгидромета, начальник Российской антарктической экспедиции.

Когда обсуждают современный миропорядок, Антарктику вспоминают нечасто – слишком она далеко от актуальных или возможных театров политических, экономических и военных конфликтов. Однако антарктическая проблематика неизменно в центре внимания правительств государств, которые заботятся о будущем своих стран и всего человечества, а также об укреплении собственных политических позиций в международном сообществе.

Антарктика служила пространством эффективного и конструктивного сотрудничества в самые мрачные периоды холодной войны. И в этом смысле к ее опыту стоит присмотреться повнимательнее, особенно сегодня, когда глобальная политика превратилась в поле не только острого, но и весьма хаотического противостояния. Примечательно, что даже в годы, когда, например, у СССР по причине глубоких политических противоречий не было дипломатических отношений с ЮАР и Чили, это не мешало нашим странам взаимодействовать в различных органах системы антарктического управления. Да и большое число рабочих контактов с правительственными структурами США по антарктическим вопросам не создавали эффекта конфронтации двух великих держав в этой части мира, хотя они вели непримиримую борьбу практически по всему земному шару. Москва и Вашингтон всегда совместно выступали против предложений о территориальном разделе Крайнего Юга, отстаивая незыблемость положений Договора об Антарктике.

Этот уникальный правовой режим управления, который исключает любые военные конфликты и объединяет страны для всестороннего укрепления мира, международного сотрудничества, научных исследований и охраны природы, мировое сообщество создало 55 лет назад при самом активном участии нашей страны. Несмотря на фундаментальные сдвиги в мировой политике, Договор об Антарктике, подписанный 1 декабря 1959 г., продолжает служить универсальной правовой базой в этой части мира. И хотя сегодня предпринимаются попытки его ревизии в интересах тех или иных государств, есть все основания полагать, что этот документ и дальше сохранит свою основополагающую роль.

КРАТКИЙ КУРС АНТАРКТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Условно весь период деятельности КАЭ–САЭ–РАЭ можно разделить на три этапа. Первый – рекогносцировочный (1955–1969 гг.), когда выявлены основные закономерности и черты географического, геологического, климатического, гляциологического, океанографического и биологического строения и режима шестого континента и омывающих его морей. Второй этап, связанный с изучением и освоением ресурсного потенциала Антарктики, проходил с 1970 по 1991 годы. В это время основное направление исследований сосредоточено на изучении биологических ресурсов Южного океана и минерально-сырьевого потенциала региона. Третий – современный – этап деятельности РАЭ направлен на определение роли и места Антарктики в глобальных природных и социальных процессах.

Советский Союз и Российская Федерация принимали активное участие в работе всех международных органов и организаций системы Договора об Антарктике с момента их образования. Наша страна всегда последовательно выступала против территориального раздела Антарктики (Меморандум правительства СССР от 9 июня 1950 г.). Россия продолжает настаивать на ведущей роли Договора об Антарктике в вопросах регулирования международных отношений в этом регионе, который в статье IV заморозил территориальные притязания семи стран (Австралии, Аргентины, Великобритании, Новой Зеландии, Норвегии, Франции, Чили), заявленных в первой половине XX века. Как известно, СССР (Российская Федерация) и Соединенные Штаты до момента подписания договора заявили о сохранении своих прав на владение всем континентом Антарктида и омывающих его вод Южного океана на правах государств, первыми открывших шестой континент. Нашей стране это право делегировала Русская Южно-полярная экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева (1819–1821 гг.), а США – открытие американского китобоя Натаниеля Палмера (1820 г.).

В 2007–2008 гг. международное сообщество проводило крупное научное мероприятие – III Международный полярный год. В октябре 2007 г. на одном из популярных неофициальных совещаний – Wilton Park Conference, организованном МИД Великобритании, – рассматривался вопрос о разработке Международного договора об Арктике как некоего аналога Договора об Антарктике 1959 года. Автор этих строк подробно объяснил участникам этого совещания существенные различия в географических, геологических, гидрометеорологических, биологических, демографических, экономических, военно-стратегических и политико-правовых условиях, которые характеризуют современную деятельность человечества в Арктике и Антарктике. Они делают невозможным использование аналогичных подходов в подготовке нового акта международного права для Арктики.

Вполне объяснимо, что активнее всего за новый режим выступают неарктические государства, в первую очередь Великобритания, Германия, Франция и Нидерланды, которые чрезвычайно заинтересованы в интернационализации Арктики и будущей разработке полезных ископаемых арктического региона. При этом, хотя представители Китая, Республики Корея и Японии не принимали участия в совещании, они поддерживают позицию вышеназванных европейских стран.

В ответ на возражения оппонентов автор отметил, что в Арктике, где центральное положение занимают воды океана, международный правовой режим образован основными принципами Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и потому не нуждается в региональном пересмотре. Данную позицию на министерской встрече Арктического совета в начале 2008 г. поддержал российский министр Сергей Лавров. В результате с 2009 г. тема совместного обсуждения арктических и антарктических проблем исключена из повестки дня КСДА.

Некоторые стороны договора, сохраняющие свои территориальные притязания в Антарктике, возражали против этого аргумента, приписывая документу подчиненную региональную роль по отношению к другим актам международного права, имеющим глобальный характер. К ним относятся: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция ООН по биологическому разнообразию 1992 г. и Рамочная конвенция ООН по изменению климата 1989 года.

ПРЕТЕНЗИИ ОТКРЫТЫЕ И ЗАВУАЛИРОВАННЫЕ

В последние годы среди некоторых сторон договора, имеющих территориальные претензии в Антарктике, неофициально обсуждается мнение, согласно которому Договор об Антарктике уже выполнил свою историческую роль и нуждается в замене новым международным биполярным договором, в котором одновременно будут рассматриваться вопросы Арктики и Антарктики. С точки зрения международного права подобный подход неприемлем, Россия готова отстаивать свою позицию, направленную на укрепление и одновременное развитие положений Договора об Антарктике 1959 г. и созданной на его основе системы договора.

К внутренним противоречиям в первую очередь следует отнести проблемы природоохранного характера. Международное сообщество предпринимает активные шаги по развитию Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991 г. и других правовых актов системы Договора об Антарктике, таких как Конвенция по сохранению морских живых ресурсов Антарктики 1980 года. С российской точки зрения, природоохранная деятельность в антарктическом регионе должна быть направлена на всестороннее укрепление позиций по сохранению окружающей среды, но без излишней политизации этой проблемы.

С нашей точки зрения, при обсуждении пересмотренных планов управления ООРА или ОУРА, которые делаются раз в пять лет, стороны договора, объявившие такие районы, должны представлять подробный отчет по мониторингу природных ценностей в этих районах, которые послужили объектом охраны. В противном случае международное сообщество лишено всякой научной информации об эффективности предложенных мер. Хорошо известно, что при колебаниях в численности популяций или в биоразнообразии сообществ живых организмов негативную роль могут играть не только антропогенные воздействия, но и проблемы изменения климата и кормовой базы, вирусные заболевания организмов, возникающие с воздействием трансграничных переносов в океане и атмосфере, крупномасштабные природные катаклизмы (вулканизм, землетрясения, обрушение айсбергов, цунами и т.д.).

Неслучайно Россия начиная с 2011 г. последовательно пытается принять документ о необходимости мониторинга в ООРА и ОУРА. Однако это предложение не принимается сторонами, которые традиционно считаются лидерами природоохранного движения в системе Договора об Антарктике, т.к. оно потребует от них дополнительных материальных расходов на проведение подобных работ. Отсюда очевидно, что районы создаются не столько с природоохранными целями, сколько из политических предпочтений.

БИЗНЕС И ПОЛИТИКА


Безусловными лидерами добычи являются Новая Зеландия и Республика Корея, но никак не Россия. Создание МОР под эгидой Новой Зеландии устраняет конкурентов из данного района Южного океана и дает стране-учредителю возможность проводить мониторинг необходимых промысловых объектов.

По своей площади заявляемые МОР в море Росса и в Восточной Антарктике превосходят такие известные рыбопромысловые бассейны Северного полушария, как Баренцево, Норвежское, Охотское и Японское моря, рыболовство в которых осуществляется круглый год, а не два месяца, как в Антарктике. Прямоугольные границы заявляемых МОР не имеют ничего общего с биогеографическими ареалами, а во многом повторяют границы морских антарктических секторов, на которые изначально претендовала вышеназванная группа стран в Антарктике. Предлагаемые периоды действия МОР никак не отвечают реальным потребностям морской биологической науки и экологии. Создание МОР может серьезно повлиять на любые аспекты транспортного судоходства и выполнение океанографических, гидрографических и геофизических исследований, свобода которых провозглашена в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Этот же принцип свободы научных исследований заложен в качестве основных постулатов Договора об Антарктике 1959 года. Кроме того, границы МОР не должны влиять на безопасность деятельности прибрежных антарктических станций, принадлежащих странам – сторонам Договора об Антарктике. Россия настаивает, чтобы принципы создания МОР были обязательно согласованы с Международной морской организацией и КСДА. Именно в этом заключается принципиальная позиция России, которая в целом не возражает против МОР в Антарктике.

Одним из основных принципов Договора об Антарктике продолжает оставаться международное сотрудничество. В период с 1995 по 2014 гг. Россия подписала серию двухсторонних меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве в Антарктике с Германией, Чили, Перу, Новой Зеландией, Уругваем, Австралией, США, Украиной, Белоруссией, Турцией. В 2003 г. Национальные антарктические программы Бельгии, Великобритании, Германии, Индии, Нидерландов, Норвегии, России, Финляндии, Швеции, ЮАР, Японии создали международную антарктическую корпоративную авиационную программу DROMLAN. Целью ее стало выполнение межконтинентальных грузопассажирских перелетов между аэропортом Кейптаун (ЮАР) и ледовыми взлетно-посадочными полосами российской антарктической станции Новолазаревская и норвежской Тролл, а также внутриконтинентальных перелетов между антарктическими станциями и полевыми базами вышеназванных участников программы, расположенными на Земле Королевы Мод и в прилегающих к ней районах Антарктиды. Межконтинентальные перелеты выполняются на российском ИЛ-76ТД с российским экипажем, всего с 2003 по 2014 гг. их выполнено 96. Отечественные ученые активно участвуют в совместных научных проектах по геофизике, геологии, метеорологии, гляциологии, микробиологии с различными исследовательскими организациями и университетами многих стран.

Россия уверенно восстанавливает статус великой державы, поколебленный в конце ХХ века. События 2013–2014 гг. в Сирии, Иране и на Украине убедительно подтверждают возвращение активной позиции и былой политической мощи нашей страны на мировой арене. На взгляд автора, необходимыми условиями для наличия у государства подобного статуса является эффективное осуществление таких национальных программ, как ядерная, космическая и антарктическая. Если первые две программы доказывают наличие высокого научного, технологического и оборонного потенциалов, то третья наглядно демонстрирует международному сообществу заинтересованность государства в решении глобальных проблем человечества, которые выходят за пределы территориального расположения страны. Антарктика – именно такой регион.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

В качестве претендентов на владения антарктическими землями на данный момент выступают 9 стран: Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Норвегия, Аргентина, Чили, Княжество Иммортия и Герцогство Пинское. Все остальные выдвинутые территориальные претензии не имеют под собой серьёзных юридических обоснований.

Открытие Антарктиды как материка осуществлено 28 января 1820 русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена. Но правительство России не воспользовалось правом первооткрывателей и посчитало вновь открытые территории слишком удаленными, не имеющими никакого практического значения и не заслуживающими того, чтобы присоединить к себе. Достаточно долго никто не выдвигал никаких территориальных притязаний в Антарктике.

Вслед за Великобританией объявляет о своих территориальных претензиях в Антарктике и Франция. Декретом от 21 ноября 1924 года под управление генерал-губернатора Мадагаскара передаются архипелаги Кергелен, Крозе и острова Сен-Поль и Амстердам и Земля Адели. 1 апреля 1938 года декретом президента Франции был установлен антарктический сектор Франции (между 136-м и 142° восточной долготы к югу от 60-й параллели).

В 1939 году сектор между английскими владениями на западе. и австралийскими - на востоке (20° западной долготы - 45° восточной долготы) объявила своим Норвегия. Еще ранее норвежцы заявили о своих притязаниях на острова Буве и Петра I . Претензии на эти территории были подтверждены в заявлении от 28 мая 1948 года, в котором говорилось, что упомянутые земли относятся к "зависимым территориям" Норвегии.

Правительство Аргентины, не признавая английских территориальных претензий в Антарктике, в 1925 году объявило своими Южные Оркнейские острова, а в 1927 году - и остров Южная Георгия. В 1943 году был издан декрет о создании "аргентинского сектора" Антарктики, включающего территории, расположенные южнее 60-й параллели между 25° и 68°34' западной долготы. В 1946 году правительство Аргентины снова официально объявило о своих претензиях в Южнополярной области, на этот раз уже на более обширную территорию, которая на севере ограничивалась 60° южной широты, на востоке - 25-м, а на западе- 74° западной долготы.

Правительство Чили в ноябре 1940 года объявило, что к чилийской территории относятся все антарктические земли вплоть до Южного полюса в секторе между 53-м и 90° западной долготы. Таким образом, одни и те же территории были объявлены собственностью трех стран: Великобритании, Аргентины и Чили.

Советский Союз никогда не признавал заявленных территориальных претензий в Южнополярной области. 7 июня 1950 года Правительство СССР направило правительствам Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции, Норвегии, Австралии, Аргентины и Новой Зеландии меморандум по вопросу о режиме Антарктики, в котором заявляло, что оно "не может согласиться с тем, чтобы такой вопрос, как вопрос о режиме Антарктики, решался без его участия". Поводом для меморандума послужили неофициальные переговоры по вопросу об Антарктике, проводившиеся в 1948 году по инициативе США; в этих переговорах участвовали лишь те страны, которые выдвинули претензии на антарктические территории. В 50-е годы СССР весьма активно посылал экспедиции в Антарктику и создал ряд станций. После 1957 года, когда СССР стал обладать ракетами стратегического назначения, даже рассматривался вопрос о строительстве там ракетной базы. Америка так же планировала создать там свои военные базы.

Когда создание военных баз СССР и США стало возможной реальностью, начались переговоры, которые завершились принятием договора, имеющего компромиссный характер. В 1959 года в Вашингтоне был принят Договор об Антарктике, который и в настоящее время регулирует международно-правовое положение Южнополярной области. Этот Договор предусматривает, что к нему может присоединиться любой Член ООН, а также любое другое государство, приглашенное присоединиться с согласия всех тех участников Договора, которые проводят научные исследования в Антарктике. В настоящее время Договор об Антарктике объединяет 19 государств. В статье I Договора запрещаются все мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытание любых видов оружия. Одновременно Договором предусмотрено осуществление принципа свободы научных исследований в Антарктике. Любая страна, независимо от того, принимает она участие в Договоре или нет, может вести исследования в Южнополярной области при условии соблюдения положений Договора.

Что касается претензий на территории, то Договором они были как бы "заморожены". Новые территориальные претензии со стороны государств по Договору не признаются. Договор об Антарктике является бессрочным, его действие распространяется на территории и акватории, находящиеся южнее 60° южной широты.

Однако в Договоре никак не оговаривается право или запрет для физических лиц выдвигать претензии на территорию Антарктики. Никому не пришло в голову, что такое может случиться в будущем. Формально Антарктика является международной территорией под опекой ООН, но этот статус совершенно не определён, юридически запутан и находится в полном противоречии с имеющимися территориальными претензиями. Кроме того, Договор 1959 года имеет несомненный приоритет перед любыми постановлениями ООН о придании территории международного статуса. Юридически международный статус является временной мерой до полного правового урегулирования территориальных претензий. Только вот этот временный статус сильно затянулся. Впрочем, есть сведения, что скоро будет поставлен вопрос о его пересмотре.

США до сих не признает раздела Антарктики. Однако, воздерживаясь от официального предъявления территориальных претензий, правительство США неоднократно заявляло, что оно резервирует за собой все права, вытекающие из деятельности американских исследователей в Южнополярной области, включая и право на предъявление территориальных претензий.

После распада Советского Союза, Россия, как его правопреемник по умолчанию приняла на себя его обязательства по Антарктике, не выразив однако это отдельным заявлением. Никаких территориальных притязаний не последовало ни со стороны России, ни со стороны бывших республик СССР.

Однако 31 марта 2003 года гражданин России Бодров Сергей Велорович, бывший гражданин СССР объявил себя наряду с Российской Федерацией и бывшими республиками СССР правопреемником Российской империи и Советского Союза в части решения антарктического вопроса и самопровозгласил себя Князем Иммортским Сергеем Первым.

Он действовал на основании Вашингтонского договора 1959 года, который никак не запрещает выдвижение претензий физическими лицами, основываясь на международном праве, юридических и исторических прецедентах.

Изначальная территория Иммортии объявлялась в границах с одной стороны: 90-м градусом восточной долготы, со второй стороны: 95-м градусом восточной долготы, с третьей стороны: 80-м градусом южной широты, с четвертой стороны: континентальной границей материка Антарктида за исключением территории в окружности 200 км с центром научная станция "Мирный" с координатами 66°33' южной широты, 93°01' восточной долготы, а так же острова Победы и Дригальского.

Территория была выбрана далеко не случайно. Она располагалась в непосредственной близости от большинства от российских станций. Кроме станции “Мирный это следующие станции: Комсомольская - 74°06' южной широты, 94°30' восточной долготы; Восток-1 - 72°08' южной широты, 96°35' восточной долготы, Восток -78°28' южной широты, 106°48' восточной долготы; Пионерская - 69°44' южной широты, 95°30' восточной долготы; Советская - 78°23' южной широты, 87°32' восточной долготы. Кроме того, в непосредственной близости от территории Иммортии расположена бывшая советская, а ныне польская станция Оазис 66°16' южной широты, 100°45' восточной долготы.

Де-факто это была зона влияния и деятельности бывшего СССР. Юридически на данную территорию выдвигала претензию Великобритания, которая 13 июня 1933 года в "Акте о принятии Австралийской антарктической территории" передала эти территории Австралии. Однако Великобритания и Австралия не обладали приоритетом на данную территорию. Формально приоритет принадлежал в том же 1933 году СССР как к правопреемнику Российской империи, чья экспедиция и открыла Антарктику. Великобритания и Австралия заняли непропорционально большую территорию без малейшего учета интересов СССР, что было прямым нарушением международного права.

Претензии при образовании Иммортии на данную территорию были выдвинуты по совокупности следующих обстоятельств:

  1. На основании приоритета Российской Империи (и СССР как правопреемнику) в открытии Антарктики;
  2. Меморандума СССР от 1948 года;
  3. Объявлении правопреемственности как бывшего гражданина СССР Бодрова С. В. в решении антарктических вопросов;
  4. Статуса де-факто, по которому данная территория находилась в сфере научных и исследовательских интересов СССР;
  5. Стремлением защитить интересы России, бывших республик СССР, а так же Финляндии и Польши, бывших ранее в составе Российской империи.

При этом на большую часть сектора “де-факто” СССР претензии со стороны Иммортии не выдвигались. Было заявлено, что Россия, бывшие республики СССР, Польша и Финляндия могут претендовать на часть территории нового государства, если в будущем захотят иметь свою территорию в Антарктике. И это не было бы уже нарушением Вашингтонского договора. Ведь благодаря юридическому казусу был бы обойден запрет на выдвижение новых претензий. А если новая претензия законна, то с территорией в дальнейшем можно делать что угодно.

Чуть позже на часть того же сектора выдвинуло претензии новое государство Герцогство Пинское, образованное по прецеденту Иммортии так же бывшим гражданином СССР, а ныне жителем Канады Евгением Рассказовым. Герцогство было образовано в границах с одной стороны: 85-м градусом восточной долготы, со второй стороны: 90-м градусом восточной долготы, с третьей стороны: 80-м градусом южной широты, с четвертой стороны: континентальной границей материка Антарктида.

Во избежание дипломатических споров после взаимных консультаций Иммортией и Герцогством Пинским было так же решено выдвинуть претензии на часть свободной территории, которая была зарезервирована "антарктической семеркой" за другими странами, в первую очередь за США и СССР. Однако на эту землю так и не было сделано никаких территориальных притязаний. После 1959 года хотя бы потому, что со стороны существующих государств это противоречило тому же Вашингтонскому договору. США и СССР имели совсем другие виды на Антарктику, а многие страны Антарктидой вообще не интересовались.

Приращение территории сделало позже и Герцогство Пинское. Оно объявило своей новой территорией из 2 четырехугольника. Первый четырёхугольник был образован в границах - с одной стороны: 90-м градусом западной долготы, со второй: 95-м градусом западной долготы, с третьей: 80-м градусом южной широты и с четвёртой стороны: 66-м градусом южной широты Второй четырёхугольник был образован в границах - с одной стороны: 100-м градусом западной долготы, со второй стороны: 145-м градусом западной долготы, с третьей стороны: 80-м градусом южной широты и с четвёртой стороны: 66-м градусом южной широты.

При этом всё ещё оставался значительный кусок свободной земли. Это продолжалось до 4 марта 2006 года, когда эти претензии всё же выдвинуло Княжество Иммортия. Данный шаг был сделан по следующим причинам. Вдохновленные ее примером, у Иммортии появилось немало последователей. Однако за исключением герцога Пинского, никто не подошел к этому вопросу серьёзно. Стали себя объявлять князями, президентами и королями без малейшего представления о праве и государственности. Кто-то воспринял создание государства как интересную интернет игру. К примеру, Виртуальная Республика Ахеллия на острове Скотта, секторе Новой Зеландии и некоторые другие. Нашлись и откровенные жулики вроде небезызвестного кубанского казака Князя Харчука, который прославился тем, что просто переписал у Иммортии основные документы вплоть до границ, слово в слово. Но не хватило при этом образования понять, что для легитимности этого явно мало, нужно ещё обосновать свои претензии, подтвердить приоритет. Естественно, все эти претензии были абсолютно незаконными. Основная цель всех этих претендентов - стремление к быстрым легким деньгам и дешёвой известности. Появление такой пёстрой компании претендентов не могло изменить юридических оснований существования Иммортии, однако серьезно вредило ее имиджу. В общественном мнении Иммортия зачастую стала восприниматься как что-то похожее на эту шутовскую кампанию, ведь различия между ними были очевидны далеко не с первого раза. Естественно, развитие Иммортии сильно замедлилось.

Это был один момент. Второй, это то обстоятельство, что за опытом развития Иммортии следили. И в один прекрасный момент могли объявиться люди, обладающие деньгами и достаточными связями, которые могли используя её же опыт, легко обойти и оставить ни с чем ее, первопроходца в деле создании новых государств в Антарктике. Иммортия с самого начала заявила претензии не на всю свободную территорию, что бы могли образовываться другие государства. Теперь же у неё появился сосед и союзник в Антарктике - Герцогство Пинское. Остальные государства было решено образовать только при участии Иммортии или Герцогства Пинского, чтобы отсечь всех нежелательных лиц. Теперь это можно сделать, только образовав автономию на своей территории, а затем предоставить ей независимость.

Вот как после своего образования Иммортия в несколько этапов расширяла свою территорию. 1 октября 2003 года к изначальной территории был присоединён четырёхугольник, образованный в границах с одной стороны: 95-м градусом западной долготы, со второй стороны: 100-м градусом западной долготы, с третьей стороны: 80-м градусом южной широты и с четвёртой стороны: континентальной границей материка Антарктида. Ранее на данную территорию не выдвигались территориальные

9 декабря 2003 года был присоединен четырехугольник, образованный в границах с одной стороны: 150-м градусом западной долготы, со второй стороны: 145-м градусом западной долготы, с третьей стороны: 80-м градусом южной широты и с четвёртой стороны: континентальной границей материка Антарктида. Ранее на данную территорию так же не выдвигались территориальные претензии.

И наконец, 4 марта 2006 года Иммортия присоединила последние свободные территории в Антарктике: треугольник, образованный с 2-х сторон 145-м градусом западной долготы, 150-м градусом западной долготы, долготы пересекаются на Южном полюсе и основанием: 80-м градусом южной широты. Присоединен так же треугольник, образованный с одной стороны: 95-м градусом западной долготы, со второй стороны: 100-м градусом западной долготы, данные долготы пересекаются на Южном полюсе, с третьей стороны: 80-м градусом южной широты. Была присоединена морская акватория в границах - 95-й градус западной долготы, 100-й градус западной долготы, континентальная граница Антарктики и 66-й градус южной широты. Так же к Иммортии присоединилась формально и математическая точка Южного полюса. Кроме того, Иммортия выдвинула претензию на небольшую часть австралийского сектора, де-факто сектора СССР, чтобы с одной стороны, обеспечить выход к морю своих восточных территорий, с другой стороны, соединить свои восточные территории с западными. Границы этих присоединённых территорий - четырехугольник, образованный с одной стороны полуокружностью радиусом 200 км с центром станция "Мирный" с координатами 66°33' южной широты, 93°01' восточной долготы, со второй стороны 90-м градусом восточной долготы, с третьей стороны: 95-м градусом западной долготы, и с четвёртой 60-м градусом южной широты. Так же треугольник, образованный 90-м градусом восточной долготы, со второй стороны: 95-м градусом восточной долготы, долготы пересекаются на Южном полюсе, и с третьей стороны: 80-м градусом южной широты, В заключение 6 марта 2006 была присоединена вся морская акватория в границах четырёхугольника 160-й градус западной долготы, 90-й градус западной долготы, 60-й градус южной широты и до морских границ Герцогства Пинского в 66 градуса южной широты.

После этого на всей территории Антарктики, как и на территории планеты Земля больше не осталось свободных территорий без чьих-либо территориальных претензий.

Княжество Иммортия готово к урегулированию возможных территориальных претензий Австралии путем переговоров и уступки части своей территории. Иммортия так же заявляет, что заняв всю оставшуюся свободную территорию, одновременно берёт на себя одностороннее обязательство уступить часть своей территории любому государству или физическому лицу, которое изъявит желание иметь территорию в Антарктике.

При этом они будут рассматриваться в порядке следующих приоритетов.

1 Россия, как правопреемник СССР и Российской Империи;

2 Бывшие республики СССР, кроме России. Как бывшие части СССР они внесли немалый вклад в освоение Антарктики;

3 Финляндия и Польша как бывшие части Российской Империи;

4 США, как государство, внесшее большой вклад в развитие южнополярных исследований, но не имеющее территориальных претензий в Антарктике. Кроме того, в состав США входит штат Аляска, бывшая территория Российской Империи;

6 Государства, участвовавшие в освоении Антарктики, но не имеющие территориальных претензий на ее территорию;

7 Государства не имеющие территориальных претензий и не участвовавшие в освоении Антарктики;

8 Великобритания, Новая Зеландия, Франция, Норвегия, Аргентина и Чили как государства, имеющие территориальные претензии;

9 Физические лица.

Иммортия в одностороннем порядке обязуется рассмотреть от любого физического лица просьбу о создании независимого государства. Последнее может осуществляться исключительно через промежуточное создание в своем составе автономии и предоставлении ей полной независимости. При этом требования ко всем желающим - наличие национальной идеи, а не просто желание заработать денег, представление о международном праве и государственности и последнее - желание работать на благо Иммортии в течение переходного срока от автономии к независимому государству.

Так же Иммортия 6 марта 2006 года заявила, что в случае опротестования территориальных претензий Герцогства Пинского на всю или какую-либо часть его территории, на эту спорную территорию автоматически выдвигается претензия со стороны Иммортии.

60 лет назад в Вашингтоне был подписан Договор об Антарктике — первый международный нормативный акт по контролю над вооружениями времён холодной войны. Вскоре после завершения Второй мировой войны Географическое общество СССР приняло резолюцию, в которой указывалось, что Советский Союз имеет право участвовать в разработке политического статуса материка, так как он был открыт российскими моряками. Договор 1959 года определил стратегию освоения материка — полную демилитаризацию и свободу научных исследований. По словам экспертов, сегодня Россия является лидером в проводимых в Антарктиде работах, которые имеют огромное значение для всего мира.

1 декабря 1959 года 12 государств подписали в Вашингтоне Договор об Антарктике, поставивший точку в политических баталиях вокруг статуса континента и определивший стратегию его освоения на десятилетия вперёд.

Открытие Антарктиды

Предположения о наличии в районе Южного полюса неизвестного материка учёные высказывали ещё в древности. Однако проверить их долгое время не могли. Голландские, французские и британские мореплаватели, включая знаменитого исследователя Тихого океана Джеймса Кука, предпринимали попытки проникнуть на юг и обнаружить мифическую сушу, но их предприятия не увенчались успехом из-за сурового климата южных морей.

15 июля 1819 года экспедиция Беллинсгаузена покинула Кронштадт. Уточнив по пути месторасположение земель, обнаруженных другими мореплавателями, и открыв ряд новых островов, российские моряки 28 января 1820 года в точке 69° 21' 28" южной широты и 2° 14' 50" западной долготы достигли побережья Антарктиды.

Русские мореплаватели не были до конца уверены, открыли они архипелаг или материк. В феврале они несколько раз приближались к обнаруженной ими земле, а затем отошли на отдых в Полинезию. Проведя почти год в различных уголках Тихого океана, российские Колумбы снова взяли курс на юг. В январе они открыли остров Петра I и Землю Александра I. Стало ясно, что обнаруженная ими территория суши весьма обширна. В августе 1821 года экспедиция вернулась в Россию.

Гонка за Антарктику

Вскоре после россиян к берегам Антарктиды подошла британская экспедиция Эдуарда Брэнсфилда и американский китобойный корабль под руководством Натаниэла Палмера. В середине XIX века английские, французские, американские и норвежские мореплаватели занимались исследованием и нанесением на карту побережья нового материка.

В начале XX столетия был предпринят ряд экспедиций вглубь континента. В 1911 году между британцами и норвежцами началась гонка за право первыми поднять свой флаг на Южном полюсе. Это удалось полярнику из Норвегии Руалю Амундсену.

В первой половине ХХ века Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили объявляли отдельные территории в Антарктиде своими владениями. Серьёзные планы относительно освоения южного континента вынашивало руководство гитлеровской Германии.

Россия (а затем и Советский Союз) на время выпали из антарктической гонки по причинам военно-политического и экономического характера. Однако в 1930-е годы на фоне общего подъёма советской науки и успехов в Арктике в Москве прозвучали предложения по возвращению в южные полярные широты. По техническим причинам сделать это до начала Второй мировой войны не удалось, однако в 1938 году Наркомат иностранных дел СССР выступил с официальной нотой протеста против попыток Норвегии объявить часть Антарктиды своей территорией. Тогда же советское руководство провозгласило идею о принадлежности южного континента всему человечеству, которая была воплощена в жизнь более чем два десятилетия спустя.

Гибель одного из участников экспедиции Скотта. Картина Джона Доллмана

Тайна экспедиции Роберта Скотта: как на самом деле погибли покорители Южного полюса

Исследование учёных из Университета Нового Южного Уэльса проливает свет на детали гибели британской полярной экспедиции Роберта Скотта.

В 1949 году Географическое общество СССР приняло резолюцию, в которой шла речь о том, что Россия является первооткрывателем Антарктиды и поэтому имеет право участвовать в разработке её политического статуса. Начались международные переговоры относительно будущего южного материка.

В 1950-е годы СССР с использованием мощностей китобойной флотилии, полученной от Германии по репарациям, приступил к практическому освоению южных полярных вод.

Договор об Антарктике

15 октября 1959 года в Вашингтоне началась конференция по Антарктиде, в которой принимали участие 12 государств, имевших научные представительства на южном континенте: Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, Южно-Африканский Союз и Япония.

1 декабря 1959 года участники конференции подписали договор, имевший бессрочный характер и состоявший из преамбулы и 14 статей. Ключевой его нормой стала полная демилитаризация Антарктиды: запрет на размещение военных баз и любых видов вооружений, а также на захоронение на территории материка радиоактивных материалов.

Таким образом, договор стал первым международным нормативным актом по ограничению вооружений в годы холодной войны.

Договор также предусматривал свободу научных исследований в Антарктике и подчёркивал важность сотрудничества между учёными из разных стран. Кроме того, в документе были зафиксированы конкретные процедуры, связанные с организацией международного взаимодействия, — в частности, порядок информирования одним государством других подписантов договора о своей деятельности в Антарктике.

В дальнейшем документ подписали ряд новых стран. На сегодняшний день его участниками являются более 50 государств. Представители 29 из них имеют право голоса на проводимых в рамках договора саммитах.

Значение антарктических исследований

Советская экспедиция к Полюсу недоступности

Полюс недоступности: как советские учёные осваивали Антарктику

60 лет назад советские полярники первыми в мире достигли Южного полюса недоступности в Антарктиде и основали там временную станцию. Их.

По словам учёного, острая международная дискуссия по климатическим проблемам сегодня достаточно политизирована, а антарктические исследования позволяют сделать её более взвешенной и конструктивной.

При этом Александр Клепиков подчёркивает, что получаемые из Антарктиды данные важны не только в контексте палеоклиматических исследований.

Александр Клепиков объяснил, что информация, которую учёные собирают на южном континенте, чрезвычайно актуальна, так как позволяет разрабатывать сценарии будущего, в том числе ближайшего. В частности, она позволяет определить, как будет подниматься уровень океана в связи с таянием антарктических льдов.

Впрочем, по словам Клепикова, антарктические исследования не ограничиваются одним только климатом.

Читайте также: