Чем отличается правовое государство от социального

Обновлено: 30.06.2024

СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия и на этой основе обеспечить достижение социального мира в обществе; государство, характеризующееся конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, существующей системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую социальную защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование всем комплексом общепризнанных прав и свобод.

Социальное правовое государство есть такая форма организации власти политического строя, которая всецело подчиняется задаче государственно-правового обеспечения приоритетов человека в обществе, и характеризуется верховенством эффективно действующего в общественной жизни закона, утверждением высокого престижа права, его созидательно-конструктивной, активной роли в социальном прогрессе, наличием специальных политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую и социальную защищенность гражданам от произвола стимулирующих активное использование ими прав и свобод, удовлетворение правовыми способами законных интересов.

Сформировавшееся в основных своих проявлениях в XIX в., правовое государство уходит своими корнями в античные времена. Истоки же социального государства хотя и можно обнаружить в древности (прежде всего в учении Аристотеля о государстве), но оно в основном — плод второй половины XX в. В условиях XXI в. формирование развитой правовой социальной государственности является уже не научной гипотезой, а выступает как стратегия общественного развития. Некогда доминировавшие взгляды консерваторов на роль и предназначение государства как исключительного гаранта индивидуальной и политической свободы уступили в нынешних условиях более приемлемым социал-демократическим воззрениям в вопросе о социальной функции современного государства. Современное государство только и может создаваться как правовое и социальное. Однако, если одни государства (преимущественно Западной Европы, США, Японии и некоторые др.) отличаются этими свойствами, то для большинства из них, в том числе и России, еще предстоит концептуальные идеи и конституционные нормы претворить в реальную практику. Можно сказать, что обществу XXI века еще предстоит испытать на себе все преимущества правового и социального строя. Сближение общества и государства, таким образом, будет происходить и по линии формирования правовой и социальной государственности.

Высший этап в развитии социального государства связан с созданием в государственном механизме и структуре гражданского общества таких механизмов социальной адаптации населения, которые не только зависят от социального курса правительства, но сами определяют выбор такого курса. Иначе говоря, речь идет о создании социальной инфраструктуры общества, которая всякий раз при смене правительства обеспечивала бы необратимый характер социальной направленности государственной политики, не отрицая принципов социального государства. Формирование такой модели социального государства предполагает создание необратимой государственно-правовой, организационно-управленческой, законодательной инфраструктуры социальной деятельности, осуществление структурной реформы всей экономической и политической системы, основой которой явилось бы согласие всех политических сил общества (либералов, консерваторов, радикалов, социальных демократов и др.).

Правовым является такое государство, в котором установлен и поддерживается демократический правопорядок и соответствующий ему социально-правовой климат в обществе, а отношения личности (населения) и власти основаны на праве и обусловленных им принципах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного осуществления предусмотренных законом обязательств (правового долга).

Формирование правовой государственности предполагает учреждение в обществе такой государственно-правовой организации, которая способна была бы гарантировать эффективную правовую защиту и безопасность личности, беспрепятственной пользование правами и свободами; обеспечить демократический правопорядок в обществе, безусловное исполнение как властью, так и населением требований закона; исключить произвол в отношениях между властью и населением и утвердить реальное господство права в общественной жизни; утвердить механизм оперативного реагирования на совершающиеся правонарушения и обеспечить принцип неотвратимости ответственности за отклонения от установленного правопорядка.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

1. Социальное государство осуществляет социальную безопасность, обеспечивает материальные условия для жизни и деятельности человека.

2. Социальное государство защищает социальные, социально-экономические права граждан.

3. Социальное государство обеспечивает социальные гарантии граждан, государство несёт ответственность перед гражданами за выполнение социальных гарантий

1. Правовое государство обеспечивает физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг другу.

2. Правовое государство обеспечивает индивидуальную свободу, главные гражданские и политические права личности.

3. Правовое государство устанавливает чёткие границы вмешательства в личную свободу и даёт гарантии против деспотии и произвола

В современном мире в настоящее время насчитывается не более 20 социальных государств. При этом многие из них можно назвать социальными лишь с оговорками, так как некоторые критерии выполняются ими не в полном объёме. Можно выделить следующие группы социальных государств (по географическому признаку):

1. Скандинавские страны: Швеция, Норвегия, Финляндия.

2. Страны Западной Европы: Швейцария, Германия, Франция, Великобритания, страны Бенилюкса.

3. Страны американского континента: США, Канада.

4. Страны Юго-Восточной Азии: Япония.

6. Страны Ближнего и Среднего Востока: Израиль, Кувейт, Бруней, Арабские Эмираты.

Государства становятся социальными разными путями. Можно выделить следующие пути становления социальных государств:

1. Перераспределение доходов от богатых к бедным (это характерно для скандинавских стран).

2. Наличие богатых нефтяных ресурсов, высоких цен на нефть на мировом рынке, с одной стороны, и благоприятных климатических условий, не требующих больших затрат и финансовых ресурсов для отопления, в том числе и жилья (это характерно для стран Ближнего и Среднего Востока) – с другой.

3. Эффективная социальная политика государства, финансирование социальных программ и проектов из государственного бюджета, сочетающихся с умением жить по средствам, а также экономия ресурсов (это характерно для большинства европейских стран).

4. Политика неоколониализма по отношению к более слабым государствам: заключение неравноправных договоров, установление финансового контроля и навязывание высоких кредитных ставок, валютный диктат (США).

В процессе исторического развития сложились различные модели социальной политики. Люди издавна мечтали о справедливости, о необходимости ликвидации пропасти между богатыми и бедными. Людям казалось, что если всё добро разделить поровну, всем одинаково, то это и будет справедливо.

Первый опыт воплощения этого принципа на практике мы встречаем во времена Английской буржуазной революции XVII в. у движения диггеров (англ. to dig – копать). Так появилась уравнительная модель. Однако через 25 лет (фактически жизнь одного поколения) община диггеров распалась, так как снова появились богатые и бедные. Практика, таким образом, доказала, что уравнительный принцип не обеспечивает реального социального равенства, поэтому уравнительная модель постепенно исчезает не только из практики, но и из социально-политической мысли.

Главным принципом католической модели социальной политики является принцип вспомогательности. Это означает, что каждый человек должен заботиться о себе сам и собственным трудом создавать для себя социальные блага. Но если в силу обстоятельств он оказался в сложной жизненной ситуации, то он сначала должен обратиться за помощью к семье, родственникам, т. е. к ближайшей для него инстанции. Следующей инстанцией для него будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседи. Если и это не поможет, то человеку следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор.

Таким образом, в католической модели главную роль должен играть сам человек, все остальные инстанции – семья, церковь, гражданские структуры и благотворительные фонды – играют лишь вспомогательную роль.

В настоящее время такая модель социальной политики преобладает в странах Латинской Америки, где государственные средства на социальные нужды незначительны, поэтому граждане, оказавшись в трудной жизненной ситуации, чаще обращаются за помощью не к государству и его структурам, а к церкви.

Но принцип чистого страхования в современных условиях уже не может полностью срабатывать, поэтому государство вынуждено увеличивать государственные дотации на социальные нужды: например, на финансирование срока службы в армии, воспитание детей и т. д.

Современная консервативная модель, таким образом, сочетает принцип профессиональной солидарности с принципом государственного участия в социальной политике.

В основе этой модели лежала идея о том, что любой человек независимо от своих прежних заслуг имеет неотъемлемое право на минимальную социальную защиту, а значит, зависимость социальных выплат от предыдущих отчислений противоречит идее равенства людей. Смысл этой модели состоит в гарантированности каждому человеку минимального дохода, способного удовлетворить его минимальные потребности в пище, жилье, медицинском обслуживании. Таким образом, центральным принципом данной модели является принцип национальной, а не профессиональной солидарности. Финансирование в такой модели происходит как за счёт страховых взносов наёмных работников, так и работодателей. В этой модели социальное страхование осуществляется с достаточно низкими социальными выплатами, зато социальная помощь играет доминирующую роль.

Важным элементом данной модели является широкое применение проверки доходов, которая является обязательной для получения пособия. Вместе с тем внутри модели есть определённые отличия. Если в Англии национальная система здравоохранения оказывает медицинские услуги бесплатно, то в Ирландии медицинское обслуживание является бесплатным только для низкооплачиваемых категорий граждан.

До недавнего времени работающие по найму были освобождены от уплаты социальных взносов и участвовали в страховании путём уплаты общих налогов. Но в последнее время наметилась тенденция постепенного возрастания доли участия работающих по найму в финансировании страховых программ и увеличению страховых отчислений из заработной платы. Такая же тенденция прослеживается и по предпринимателям, в то время как социальные расходы государства стали постепенно сокращаться.


В данной статье рассматриваются сущность и признаки правового и социального государства. Подчеркивается, что соблюдение прав и свобод человека является одним из важнейших признаков правового государства и гражданского общества, критерием степени развития государства и общества. Отмечается, что в настоящее время Узбекистан идет по пути четкого определения прав и свобод человека и создания необходимых условий для их соблюдения.

Ключевые слова: правовое государство, социальное государство, разделение властей, приоритет прав и свобод человека, юридическая взаимоответственность государства и личности, многоукладная рыночная экономика, реальные гарантии прав и свобод человека, равенство различных социальных слоев, свободное самоопределение человека и его мировоззрения, политические права, плюрализм мнений.

Как отмечают М. Н. Нишанов и К. В. Джавакова: «Правовое государство имеет ряд основополагающих принципов:

− всеобщность правления законов;

− приоритет прав и свобод человека;

− юридическая взаимоответственность государства и личности [5.c.103].

По их мнению, для формирования правового государства необходим ряд предварительных условий:

− экономические — равноправие всех форм собственности, многоукладная рыночная экономика;

− политические — реальные гарантии прав и свобод человека, обеспечивающие всем гражданам равное участие в управлении государством и обществом;

− социальные — равенство различных социальных слоев, групп и общностей, справедливость, солидарность, взаимопонимание, партнёрство и др.;

− духовные — свободное самоопределение человека и его мировоззрения, плюрализм мнений и идей и др.

Эта идея получила поддержку и развитие в европейской политико-правовой науке.

В России этой проблематике уделял самое пристальное внимание ученый-правовед П. И. Новгородцев (1866–1924).

Соблюдение прав и свобод человека является одним из важнейших признаков правового государства и гражданского общества и критерием степени развития государства и общества.

Сегодня Узбекистан идет по пути четкого определения прав и свобод человека и создания необходимых условий для их соблюдения.

В Республике Узбекистан в систему органов, призванных охранять права человека, входят Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсман) и Национальный центр по правам человека.

Уполномоченный по правам человека контролирует соблюдение законодательства в области прав человека; рассматривает жалобы и принимает эффективные меры по восстановлению нарушенных прав граждан; работает в сотрудничестве в области мониторинга прав человека с гражданами, негосударственными организациями, средствами массовой информации и с международными организациями по вопросам соблюдения прав человека.

В области защиты прав и свобод человека большую роль играет и Национальный центр по правам человека, созданный в ноябре 1996 года. Центр подготавливает научные доклады по соблюдению и защите прав человека, консультирует представителей органов государственной власти и управления, общественные объединения по вопросам прав человека, представляет предложения по этим вопросам, проводит социологические исследования.

  1. Платон. Соч. Т.З. 4.2. —М.: 1956.
  2. Аристотель. Политика. Т.4. —М.: 1983.
  3. Политология:Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
  4. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. С. В. Решетникова.- Минск, 2011.
  5. Нишанов М. Н., Джавакова К. В. Политология: Учебник для вузов.- Ташкент, 2005.
  6. Политология:Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
  7. Конституция Республики Узбекистан. Т., 2017.
  8. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 3–4, ст. 27.
  9. Усманов К. История Узбекистана. Т., 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, Узбекистан, правовое государство, высшая ценность, государственная власть, гражданское общество, многоукладная рыночная экономика, Национальный центр, свободное самоопределение человека, социальное государство.

Ключевые слова

разделение властей, социальное государство, правовое государство, политические права, приоритет прав и свобод человека, юридическая взаимоответственность государства и личности, многоукладная рыночная экономика, реальные гарантии прав и свобод человека, равенство различных социальных слоев, свободное самоопределение человека и его мировоззрения, плюрализм мнений

правовое государство, социальное государство, разделение властей, приоритет прав и свобод человека, юридическая взаимоответственность государства и личности, многоукладная рыночная экономика, реальные гарантии прав и свобод человека, равенство различных социальных слоев, свободное самоопределение человека и его мировоззрения, политические права, плюрализм мнений

Похожие статьи

Понятие социального государства | Статья в журнале.

По отношению к человеку социальные качества государства раскрываются как его

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для

По своей сущности и ценности государство как правовое явление и понятие — это.

Права и свободы граждан как критерий формирования.

Ключевые слова: права и свободы, гражданское общество, правовое государство, правосознание, правоотношение, демократическое государство, российское право. В настоящее время изменения экономико-социального и политического уровня становления нашего.

Социальное государство: понятие, развитие и реализация идеи

Социальное государство — это в первую очередь демократическое государство, в котором народ выступает носителем суверенитета, реально участвует в формировании государственной власти и содержания ее политики, имеет различные формы влияния на.

Правовые основы социального государства в РФ

Ключевые слова: социальное государство, Россия, правовое государство, гражданское общество, ориентированная экономика, Российская Федерация, правовая основа. Социальное государство — одна из широко распространенных в современных развитых.

Актуальные вопросы социальной стратегии | Статья в журнале.

Понятие социального государства и история его становления.

Социальное государство- это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения его достойной жизни и свободного развития [4. с. 3]. Таким образом, можно констатировать, что существует.

Гражданское общество как социально-правовое пространство

Безусловно, гражданское общество — это социальное пространство, где верховенствует закон, который не только не противоречит, но и способствует саморазвитию человека, реализации интересов личности, максимальному функционированию её прав и свобод.

Проблемы построения правового государства в России

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и

Существуют общие проблемы построения правового государства, характерные для многих стран (понимание верховенства ценности.

Права и свободы человека как критерий правовой культуры.

Ключевые слова: права и свободы человека, защита прав и свобод человека, правовая культура, правовое сознание, правовое государство.

Гражданское общество и правовое государство появятся у нас тогда, когда каждый из нас осознает свою роль в обществе.

Правовое государство - тип государства, основными признаками которой являются верховенство закона, разделение властей, правовой защите личности, юридическое равенство гражданина и государства.

Правовое государство характеризуют:

- Верховенство закона и его господство в обществе, равенство перед законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан;

- Превосходство представительных органов власти, их открытость и публичность, отсутствие любой диктатуры;

- Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- Гарантия прав и свобод личности в рамках законности, взаимная ответственность государства, объединений граждан и

- Высокий уровень общественных структур, возможность общественных объединений и лица участвовать в управлении обществом, соблюдение принципов всеобщего, прямого, равного избирательного права;

- Контроль государственной власти со стороны общества, граждан и их организаций;

- Ответственность государства перед мировым сообществом правовых государств;

- Органическая связь прав и свобод граждан с их обязанностями, ответственностью, законопослушность, самоконтролем, самосознанием, правовой культурой.

Кроме строгого соблюдения законов общество предполагает еще одно принципиальное требование - соблюдение общепринятых норм морали. Право и мораль всегда были, есть и будут факторами человеческого бытия и гуманизма.

Демократическое государство - форма государства, которая основывается на конституционном признании народа источником власти и реальном осуществлении народной власти через равноправное участие граждан в управлении общегосударственными и местными делами, в контроле за государственной деятельностью; выборности и сменяемости высших органов государственной власти; существовании многопартийности; обеспечении прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

Признаки демократического государства:

1) признание народного суверенитета - власти народа как верховного носителя и источника государственной власти;

2) равноправное участие всего народа (а не только части населения) в управлении делами в обществе и государстве непосредственно (самоуправление) и через представительные органы.

3) демократическая процедура образования органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов (всеобщее право голоса; равенство в выборах; тайное голосование; прямые (непосредственные) выборы,

4) политическая свобода и равенство граждан перед законом и судом.

5) провозглашение и реальная гарантированность основных прав человека и гражданина, то есть налаженность юридических институтов и юридических механизмов и процедур действенной защиты личности от произвола и беззакония;

6) наличие систем самоуправления - местного самоуправления как особого вида общественного управления на местах

7) многопартийность и идеологический плюрализм - наличие нескольких политических (в том числе оппозиционных) партий, многообразие политических мнений –

8) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства,

9) взаимная ответственность государства и гражданина.

Часть из этих признаков можно считать и принципами демократии, которая всегда имеет государственный характер. Принципы демократии составляют и такие бесспорные требования: законность, разделение властей, гласность в деятельности государства, невмешательства государства в частную жизнь граждан и тому подобное.

Следует отметить, что демократия не лишена существенных недостатков, а ее потенциал в решении многих социальных проблем ограничен. В XX и начале XXI века. она не могла решить проблем бедности, социального неравенства, политического отчуждения, массовой одиночества, регионального сепаратизма и др. Но человечество не имеет лучшей формы государственно-политического режима чем демократический режим.

Социа́льное госуда́рство — государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Однако социальное государство здесь по своей сути кардинально отличается от социалистического

Признаки социального государства

• Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;

• Социально ориентированная структура экономики;

• Формирование гражданского общества;

• Разработка государством разнообразных социальных программ;

• Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

• Социальная ответственность перед гражданами.

Функции социального государства

• Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

• Охрана труда и здоровья людей;

• Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства;

• Устранение социального неравенства путём перераспределения доходов;

• Поощрение благотворительной деятельности;

• Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;

• Борьба с безработицей.

17.Государство и личность, правовой статус личности: понятие, виды, структура.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Личность — это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями.

Правовой статус личности — это комплексная категория, которая отражает отношения личности, общества и государства. Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе.

Правовой статус — есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий госуд-ных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.

В структуре правового статуса выделяют такие элементы, как:

1) права и обязанности;

2) законные интересы;

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы.

Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.

Специальный (особенный) статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и др.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный (отдельный)статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Правовое государство - это… Понятие: какое государство является правовым? Признаки и основы гражданско-правового государства. Общество в правовом государстве. Правовое государство и гражданское общество. Функции правового государства. Россия - правовое государство? Ответы на вопросы ЕГЭ.

Фото Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин - legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство - это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом - защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Важнейшие принципы правового государства - верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права - это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство - признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство - обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия - правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом - без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права - подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека - права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом - все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона - контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Взаимная ответственность государства и личности - государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона - все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Россия - правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство - это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Читайте также: