Что должно быть на рабочем месте юриста

Обновлено: 30.06.2024

1.2.На должность юриста принимается лицо с высшим юридическим образованием.

1.3.Юрист является штатным работником, назначается на должность и увольняется с нее по представлению начальника юридического отдела.

1.4.Юрист должен знать:

- законодательные акты, которые регламентируют финансовую и хозяйственную деятельность предприятия;

- нормативные и методические материалы по правовой деятельности;

- нормативные правовые документы;

- трудовое, гражданское, административное и финансовое право;

- правила ведения учета и составления отчетности о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

- правила заключения и оформления хозяйственных договоров;

- основы организации труда и экономики;

- средства вычислительной техники, связи и коммуникаций;

- нормы и правила охраны труда.

2. Должностные обязанности

Юрист обязан:

2.1.Подготавливать обоснованные ответы при отклонении претензий третьих лиц.

2.2.Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, трудовой и финансовой дисциплины, а также по обеспечению сохранности имущества предприятия.

2.3.Разрабатывать или принимать участие в разработке документов правового характера.

2.4. Оказывать правовую помощь структурным подразделениям в подготовке и оформлении различного рода правовых документов.

2.5.Изучать, проводить анализ и обобщать результаты рассмотрения претензий, арбитражных и судебных дел, практики заключения и выполнения хозяйственных договоров с целью разработки предложений об устранении выявленных недостатков, а также улучшении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

2.6.Оформлять материалы о привлечении работников к материальной и дисциплинарной ответственности.

2.7.Участвовать в работе по заключению хозяйственных договоров, проведении их правовой экспертизы, в рассмотрении вопросов о кредиторской и дебиторской задолженности.

2.9.Совместно с другими подразделениями предприятия подготавливать предложения по изменению действующих или отмене утративших силу приказов и иных внутренних нормативных документов.

2.10.Информировать работников предприятия о действующем законодательстве и изменениях в нем.

2.11. Знакомить должностные лица предприятия с нормативными правовыми актами, которые относятся к их деятельности.

2.12.Давать работникам консультации по организационно-правовым и прочим юридическим вопросам.

2.13.Подготавливать заключения, оказывать содействие в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.

2.14.Осуществлять подготовку заключений по правовым вопросам, которые возникают в деятельности предприятия.

3. Права

3.1.Привлекать для выполнения своих функций, выполнения приказов и распоряжений специалистов структурных подразделений с согласия руководителей соответствующих структурных подразделений.

3.2.Требовать от руководства и работников структурных подразделений предприятия представления документов, которые необходимы для работы, с условием обеспечения сохранности полученных оригиналов документов и их своевременного возврата, в срок, установленный руководителем соответствующего структурного подразделения предприятия.

4. Ответственность

4.1.За правовые нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в определенных уголовным, административным и гражданским законодательством Украины рамках.

4.2.За недолжное выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, которые предусмотрены данной должностной инструкцией в определенных трудовым законодательством Украины рамках.

4.3.За нанесение материального вреда в определенных гражданским и трудовым законодательством Украины рамках.

5. Взаимодействие

5.1.Юрист находится в подчинении у начальника юридического отдела предприятия.

5.2.При выполнении своих должностных обязанностей юрист взаимодействует с руководителями и сотрудниками других структурных подразделений предприятия.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________


1. Презентация профессии
Юрист – одна из самых древних и уважаемых профессий. Предшественниками юристов в древности были жрецы (понтифики), которые толковали закон. Основоположниками права считаются древнегреческие философы: Сократ, Платон, Аристотель. Из религиозных источников мы знаем о том, как мудро судил своих подданных царь Соломон и о знаменитых библейских заповедях, которые и в наше время сохраняют актуальность для граждан цивилизованного общества.
За многотысячелетнюю историю право прочно укоренилось во всех областях жизни людей и является самостоятельной отраслью знаний. В современном сложно организованном мире деятельность юристов приобретает все большее значение в жизни каждого человека.
Юрист – квалифицированный специалист с высшим юридическим образованием по правовым вопросам, юридическим наукам. Юрист компетентен в области толкования и применения законов, обеспечения законности в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан, вскрытия и установления фактов правонарушений, определения меры ответственности и наказания виновных и оказания населению юридической помощи.
Юристами называют всех служителей закона. В профессии юриста выделено много специальностей, на основании деятельности в различных отраслях права. Адвокат организует защиту обвиняемого в нарушении закона; прокурор готовит материалы по обвинению нарушителя закона; нотариус заверяет документы; юрисконсульт осуществляет правовое обслуживание предприятия и его сотрудников; трудовой и налоговый инспектор осуществляют контроль над соблюдением физическими и юридическими лицами трудового и налогового кодексов.
Профессия юриста является массовой, в меру востребованной на рынке труда Севастополя.
Преимущества профессии: моральное удовлетворение от практической пользы для общества; юридическая грамотность как основа правовой защищенности; достойная заработная плата.
Ограничения профессии: большая нагрузка на зрение; высокая моральная ответственность; необходимость постоянно совершенствоваться, изучать все новые законы и документы.

3. Содержание деятельности
Деятельность юриста многогранна. Юрист консультирует лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств). Юрист изучает законы, подзаконные акты, нормативно-правовые акты, международные договоры и применяет их на практике. Юрист составляет юридические документы, контракты, договоры имущественно-правового характера, содействует гражданам в их оформлении. Занимается толкованием законов. Осуществляет контроль соблюдения законности (правовое регулирование социальных норм и отношений). Занимается методическим руководством правовой работы в организации. Создает архивы судебных и арбитражных дел. Участвует в процессе законотворчества (разработке законов и правовых документов). Обеспечивает правовую защиту граждан, организаций, государства. Изучает правовую практику зарубежных коллег. Занимается правовой пропагандой. Принимает участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).

4. Условия труда
Юрист работает в помещении, чаще всего в оборудованном рабочем кабинете. У него активный, высокоинтеллектуальный труд, требующий организованности, собранности, умения выделять самое существенное и одновременно концентрации внимания на деталях, тонкостях в текстовых документах и материалах при работе с большим объемом информации.
Главные средства труда юриста: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области.
Юрист сам принимает решения в рамках поставленных задач, с учетом нормы закона.
Из особых условий труда юриста следует отметить высокий моральный уровень ответственности за качество работы, за сделанные рекомендации и выводы.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии юриста необходимы базовые знания по обществоведению, истории, русскому языку. Желательно знание иностранного языка.
Квалифицированный юрист должен знать:

  • гражданское, трудовое, уголовное, финансовое, административное право;
  • Конституцию РФ;
  • действующее законодательство;
  • методы криминалистики;
  • логику и психологию;
  • основы экономики;
  • основы организации труда, производства и управления.
  • работать с документами;
  • разбираться в тонкостях материалов, в сфере своей специализации;
  • консультировать людей по правовым вопросам;
  • вести справочно-информационную и архивную работу;
  • пользоваться современными техническими средствами поиска информации и связи.

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве юриста необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • интерес к общению с другими людьми в сфере обслуживания;
  • блестящее владение устной и письменной речью;
  • отлично развитое внимание (в том числе внимание к деталям);
  • выраженная склонность к работе с инфрмацией;
  • склонность к сервисной работе;
  • отлично развитая способность к концентрации внимания;
  • блестящие логические способности;
  • развитые лексические способности;
  • эмоциональная устойчивость.
  • вирусоносительство (например, туберкулез);
  • хронические заболевания, вызывающие расстройства памяти и внимания;
  • некорректируемые нарушения зрения и слуха;
  • нервно-психические заболевания.

8. Пути получения профессии
В профессию юриста приходят молодые люди с выраженным интересом к кропотливой работе с текстами, документами.
После 9 или 11 класса общеобразовательной школы можно получить квалификацию юриста в одном из учреждений среднего профессионального образования. Такое образование предоставляют как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения.
Профессия юриста долгие годы считалась престижной, молодежь массово училась на юристов. В результате в настоящий период далеко не все дипломированные юристы работают по специальности.

9. Области применения профессии
Юристы работают в сфере юриспруденции в самых различных организациях. Это могут быть:

  • организации и учреждения, которые являются юридическими лицами;
  • государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности (ОВД, налоговая полиция, таможенные органы, Министерство юстиции и другие);
  • юридические консультации;
  • образовательные учреждения;
  • частные детективные агентства;
  • суды, прокуратура, адвокатура;
  • органы дознания;
  • нотариальные конторы.

10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития юриста.
Специализация и освоение смежных областей
Со временем можно стать уникальным профессионалом, углубиться в тонкости своей специализации либо осваивать новые специальности в рамках профессии.
Управленческое карьерное развитие
Данный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии юрист может стать начальником юридического отдела, руководителем юридической службы. В случае выбора административного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Научная карьера
Занимаясь юриспруденцией, можно параллельно проводить научные исследования, защитить научную работу и получить ученую степень кандидата или даже доктора юридических наук.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, юрист может решить работать на себя. Например, он может открыть частную консалтинговую компанию по оказанию юридических услуг населению. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

11. Родственные профессии
Следователь, судья, прокурор

Юридическая карьера: с чего начать


Поиск вакантного места: с чего начать и где искать


Кроме того, помочь с началом карьеры могут преподаватели – практикующие юристы. К ним, по словам Цветкова, нередко обращаются коллеги за рекомендацией талантливых студентов. Совет можно получить и от однокурсников, которые расскажут о своих текущих местах работы и шансах трудоустроиться туда, добавляет Виноградов.

Даже если интересующие компании не вывешивают вакансии, соискателю не стоит бояться писать им напрямую. Старший партнер ССП-Консалт ССП-Консалт Региональный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Банкротство (включая споры) Профайл компании × Сергей Привалов признается, что часто работодатель положительно оценивает столь активную позицию и может пригласить на собеседование. В таких сопроводительных письмах нужно обязательно указать, на какую позицию претендует кандидат, подчеркивает директор по персоналу юрфирмы Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Частный капитал группа Уголовное право × Елена Арсеньева.


Стажировка vs штат

Еще одно немаловажное преимущество стажировки – плавное погружение в профессию. Такой формат подразумевает не только гибкий график работы, который проще совмещать с учебой, но и своеобразное продолжение обучения. Для стажера совершенно нормально чего-то не знать, его главная цель – получение новых знаний. Поэтому не надо бояться спросить совета у старших коллег, замечает Виноградов.

А самый главный плюс стажировки – возможность без опыта работы попасть в крупную фирму и попытаться в ней закрепиться.


Лучше стажировка в перспективном месте, чем штатная должность в малоперспективном. Важно не тратить время зря. Второго шанса попасть в правильное место может и не быть.

Дмитрий Прокофьев, партнер компании по поиску юридического персонала Norton Caine



Я бы рекомендовал начинающему специалисту искать не компанию и должность, а конкретную функцию и дело, которым кандидат хочет заниматься.

Научные работы и социальные проекты: о чем писать в резюме


Покажите, что вам уже что-то удалось сделать: вы стажировались там-то, научились тому-то, сделали проект такой-то, просудили для родственника или друга какой-нибудь несложный суд, провели студенческое исследование.

Артем Подшибякин, руководитель юридического департамента Inditex Russia

Будьте готовы: вопросы, ошибки и главная задача на интервью

На собеседовании начинающему специалисту зададут вопросы, через которые интервьюер попытается раскрыть личностные качества претендента. Молодого юриста могут спросить о его увлечениях, о мотивации и даже об отношениях с близкими, предупреждает Марин.


Во время интервью проверяются не только профессиональные знания или навыки, но и способность рассуждать, умение анализировать, желание развиваться в выбранном направлении, изучать что-то новое.


Самая большая проблема студента на интервью – это волнение.

Елена Арсеньева, директор по персоналу юрфирмы Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Частный капитал группа Уголовное право ×

С ней соглашается Виноградов, добавляя, что кандидаты без опыта прохождения собеседований нередко пугаются первой встречи, начинают стесняться, зажимаются и дают односложные ответы. Все это мешает соискателям проявить себя в полной мере.


Иногда бывшие студенты считают, что большое количество вопросов – это показатель некомпетентности. Это не так. Стажировка – это передача опыта. И чем больше вы будете спрашивать, тем больше получите.

Нередко бывают случаи, когда молодой специалист не понял задание, но все равно решил попробовать. У него не получилось, поэтому в дедлайн он пришел не с готовым результатом, а с вопросом. Такой подход ошибочен, он может подвести команду. Поэтому умение по делу побеспокоить нужных людей, отсутствие барьера к этому – это очень важный навык, подчеркивает Тимофеев. В целом начинающий специалист должен быть готов много работать и выполнять самые разные поручения. Ему могут поручить и подготовку процессуальных документов, и их подачу в суд, предупреждает Цветков.


Важно никогда не отказываться от работы, выполнять ее качественно и даже с опережением срока. Можно и ночь посидеть. И не одну. Для молодого юриста это необходимое условие успешного старта карьеры. Оставляют в основном таких.

Дмитрий Прокофьев, партнер компании по поиску юридического персонала Norton Caine

При проведении проверок соблюдения нанимателями законодательства о труде Департамент госинспекции труда зачастую обнаруживает ошибки при составлении и оформлении должностных и рабочих инструкций работников (далее — ДИ, РИ). В результате наниматели могут привлекаться к административной ответственности. Более того, если в ДИ работника, к примеру, не будет закреплена обязанность сдать отчеты ПУ и работник их не сдаст, наниматель не сможет привлечь его к дисциплинарной ответственности. При этом на организацию за данное нарушение может быть наложен штраф органами соцзащиты.

Как избежать ошибок при разработке, подписании, утверждении и изменении ДИ и РИ, рассказала Наталья Томашевна Непевная, начальник управления по работе с персоналом БГУ.

Как и кем разрабатываются ДИ?

ДИ является локальным правовым актом организации, который разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно .

Законодательством не установлено, кто именно из должностных лиц нанимателя уполномочен на разработку ДИ, поэтому наниматель определяет это самостоятельно. На практике разработку ДИ иногда поручают специалисту по кадрам (инспектору по кадрам, менеджеру по персоналу, юрисконсульту), обосновывая это тем, что данный работник в силу своих должностных обязанностей имеет доступ к актам законодательства, т.е. соответствующим выпускам ЕКСД и ЕТКС, а также тем, что ДИ, как правило, хранятся у него (в отделе кадров, юридическом отделе, секретариате, канцелярии).

Однако это в корне неверный подход.

Разрабатывать ДИ должно то лицо, которое непосредственно определяет, какие должностные обязанности должен выполнять конкретный работник в этой должности, распределяет их между работниками одного структурного подразделения, а также контролирует их выполнение. Как правило, это руководитель структурного подразделения, где работает лицо, на которого разрабатывается ДИ. Такой вывод оправдан, поскольку именно непосредственный руководитель может четко определить функционал работника с учетом специфики своей организации, своевременно вносить в него корректировки при изменении или добавлении обязанностей работника, распределять ответственность между работниками.

На заметку
Совместно с руководителем структурного подразделения участие в разработке ДИ могут принимать и другие отделы или работники, например отдел кадров, служба охраны труда, юридический отдел. Они могут оказывать методическую помощь на стадии разработки проекта ДИ или согласовывать готовый проект ДИ, внося в него свои корректировки.

Для каких работников разрабатываются ДИ?

ДИ разрабатываются для служащих, чьи должности, по которым осуществляется квалификационное категорирование, можно найти в соответствующих выпусках ЕКСД.

РИ разрабатываются для рабочих, чьи профессии, по которым присваиваются тарифные разряды, указаны в соответствующих выпусках ЕТКС.

ДИ могут не разрабатываться на руководителей организаций и руководителей структурных подразделений. Их права, обязанности, полномочия и ответственность должны быть предусмотрены соответственно в учредительных документах и положениях об этих подразделениях .

Обратите внимание!
Если в организации не разработаны положения о структурных подразделениях или в таких положениях нет функционала и ответственности их руководителей, то ДИ для них следует разработать.

Что касается заместителей руководителя организации или структурных подразделений, то ДИ на них разрабатываются исходя из квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей . В учредительных документах организации и в ДИ заместителя руководителя организации обязательно должно быть указано на выполнение обязанностей руководителя при его отсутствии.

Обратите внимание!
ДИ и РИ должны быть обезличены, они разрабатываются на определенную должность/профессию, а не на конкретного работника, поэтому указание в ДИ (РИ) Ф.И.О. работника недопустимо.

Какая информация включается в ДИ?

ДИ должна содержать следующие разделы :

— взаимоотношения (связи по должности);

— оценка работы и ответственность.

Обратите внимание!
Нанимателю следует избегать формального подхода к разработке ДИ, это должен быть актуальный и прикладной документ для работника и нанимателя. ДИ должна соответствовать реальному положению дел в организации и фактическому распределению функций работников. Ответственность, предусмотренная в ДИ по конкретной должности, также должна соответствовать работе, выполняемой по этой должности. Если данное требование не соблюдено, то, как показывает практика, за нарушения, выявляемые по результатам проверок соответствующими госорганами, могут отвечать не те работники, которые допустили данные нарушения, а те, в ДИ которых предусмотрена такая ответственность. В этом случае наниматель также может быть привлечен к ответственности за несоблюдение требований законодательства .

Наниматель вправе дополнить должностные обязанности работника обязанностями из квалификационных характеристик других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности и не требующих изменения квалификации работника . Например, когда юрисконсульт организации дополнительно выполняет обязанности инспектора по кадрам. При этом напоминаем, что эти обязанности, а также ответственность за их выполнение должна быть четко изложена в ДИ работника.

На заметку
В ДИ работников рекомендуется вносить норму о взаимном замещении во время отсутствия (больничного, отпуска и др.). Если эта норма есть, то функции отсутствующего работника должны выполняться замещающим работником без доплаты. Если такой нормы в ДИ нет, то полагаем, что наниматель должен будет за выполнение функций отсутствующего работника насчитывать доплату в рамках совмещения должностей или расширения зоны обслуживания.

В каком порядке вступают в силу ДИ?

Следует различать этапы вступления ДИ в силу:

подписание. Подписывает ДИ тот, кто ее разрабатывает. Как уже отмечалось выше, целесообразнее, чтобы это был руководитель структурного подразделения, в котором числится работник;

согласование. На этом этапе проект ДИ согласовывают некоторые работники или структурные подразделения, которые имеют отношение к определенным положениям (правам, обязанностям, связям по должности, ответственности), перечисленным в ДИ. Это может быть отдел кадров, служба охраны труда, юридический отдел,
бухгалтерия и др.

Обратите внимание!
Даты согласования не должны быть позже даты утверждения ДИ. Это связано с тем, что соответствующие структурные подразделения, согласовывая проект ДИ, подтверждают ее законность и правильность составления в своей части перед руководителем организации, утверждающим ДИ;

утверждение. ДИ утверждает руководитель организации или уполномоченное им лицо. Утверждение производится путем издания распорядительного документа (в частности, приказа) с последующим проставлением на ДИ грифа утверждения с реквизитами приказа или путем проставления грифа утверждения с собственноручной подписью напрямую руководителем (уполномоченным лицом).

Полномочия на утверждение ДИ также должны быть предусмотрены соответствующими документами. Если речь идет о руководителе, то эти полномочия, как правило, указаны в учредительных документах организации, а также в локальных актах, например в положении о порядке разработки ДИ и РИ. Что касается иных уполномоченных лиц, то соответствующие полномочия могут быть также предусмотрены локальными актами или ДИ данных лиц.

Иногда на практике для делегирования полномочий по утверждению ДИ руководитель организации выдает доверенность уполномоченному лицу. Однако полагаем, что такой подход нежелателен, поскольку сфера применения доверенности как документа регулируется гражданским законодательством, а не трудовым. Руководителю целесообразнее издать приказ (распоряжение) о делегировании соответствующих полномочий.

Обратите внимание!
ДИ вступает в силу с даты ее утверждения уполномоченным лицом.
Если ДИ утверждена лицом, у которого не было соответствующих полномочий, ДИ не считается утвержденной, а значит, работником или проверяющим госорганом могут быть оспорены ее положения, в частности ответственность работника за неисполнение должностных обязанностей;

Где и как должны храниться ДИ?

Законодательство не содержит требований по месту и порядку хранения ДИ. Они хранятся, как правило, в отделе кадров, канцелярии, секретариате и др. Конкретное место хранения ДИ нанимателю следует определить в качестве постоянного, закрепить его в локальном акте организации и довести до сведения работников, с тем чтобы каждый работник или руководитель при необходимости мог беспрепятственно ознакомиться с ними в любое время.

На заметку
Для удобства обращения к ДИ руководителю структурного подразделения и соответствующему работнику может выдаваться заверенная копия ДИ. Также ДИ может храниться в электронном виде (к примеру, скан оригинала) в локальной сети организации.

ДИ хранятся 50 лет. Этот срок начинает течь с момента утверждения новой ДИ или после ее замены на новую в рамках пересмотра . Вместе с ДИ хранятся и листы ознакомления работников с ДИ, если ознакомление оформлялось на листах ознакомления.

В каком порядке работник ознакомляется с ДИ?

Работник должен быть ознакомлен с ДИ под подпись в следующих случаях:

— при приеме на работу перед началом ее выполнения ;

— при изменении ДИ;

— перед началом выполнения работы по другой должности.

Обратите внимание!
Если работник не ознакомлен под подпись с ДИ, то его невозможно будет привлечь к ответственности за неисполнение должностных обязанностей.

Ознакомление с ДИ — это процесс прочтения и изучения ее работником с простановкой отметки об ознакомлении. Отметка представляет собой собственноручную подпись работника, расшифровку подписи и дату ознакомления.

Отметку об ознакомлении можно поставить:

— на последней странице ДИ;

— в листе ознакомления с ДИ;

— в журнале ознакомления (при его наличии).

На заметку
На практике иногда после увольнения работника его вычеркивают из списка ознакомившихся с ДИ или перепечатывают лист ознакомления без указания выбывшего работника. Так делать не следует. Список ознакомившихся с ДИ необходимо вести дальше, не внося в него никаких изменений.

Как внести изменения в ДИ?

ДИ работника может изменяться в следующих случаях:

— при изменении в структуре организации (например, название или подчиненность структурного подразделения), штатном расписании;

— изменении названия должности (в РИ — профессии);

— изменении в трудовом законодательстве (например, в 2018 году изменились квалификационные требования к бухгалтеру);

— изменении в должностных обязанностях, ответственности работника и др.

Как правило, в первых трех случаях функционал работника фактически не меняется и изменения в ДИ имеют более формальный характер, т.е. приводят ее в соответствие с реальным положением дел в организации и законодательством. В последнем случае характер изменений значительнее, вплоть до ухудшения правового положения работника (в частности, при расширении должностных обязанностей, увеличении ответственности). Тогда можно говорить об изменении существенных условий труда, а это значит, что инициатору внесения изменений в ДИ необходимо соблюсти предусмотренную законодательством процедуру (предупреждение работника, получение его согласия и т.д.).

Обратите внимание!
Какие бы изменения ни вносились в ДИ, работник в любом случае должен быть с ними ознакомлен под подпись.

Оформление изменений в ДИ зависит от того, в каком виде ДИ была утверждена. Если ДИ представляет собой отдельный документ, то изменения в нее вносятся на основании приказа (распоряжения) нанимателя.

Изменения могут представлять собой:

— изложение в редакции изменяемого положения;

— дополнение к ДИ в виде отдельного документа;

— изложение ДИ полностью в новой редакции.

Если ДИ является приложением к трудовому договору (контракту) с работником, то изменения в нее оформляются путем подписания дополнительного соглашения к трудовому договору (контракту).

Обратите внимание!
Если ДИ оформлена в виде отдельного документа, но в трудовом договоре (контракте) с работником приведены ее реквизиты (номер и дата), то при изменении ДИ также необходимо вносить изменения в трудовой договор (контракт) путем подписания дополнительного соглашения к нему.

Читайте также: