Мппч входит в состав какого права

Обновлено: 01.05.2024

Вопросы международного права зачастую возникают в работе адвоката как по уголовным, так и по гражданским делам. Защита обвиняемого гражданина иностранного государства, защита доверителя соотечественника, совершившего преступление за пределами РФ, получение доказательств за рубежом, международная правовая помощь по гражданским делам, все это требует от адвоката, как от защитника по уголовному делу, так и как от представителя в гражданском процессе, определенной компетенции в вопросах международного права.

Международные правовые нормы как часть правовой системы Российской Федерации

В процессе развития международных правоотношений между государствами сложились две основные формы (источника) международного права, такие как договор и обычай.

Определение международного договора, процесс вступления в него (подписания, ратификации) и другие фундаментальные принципы соглашений между государствами дает Венская конвенция о праве международных договоров принятая 23 мая 1969 года. Именно Венской конвенцией закреплен основополагающий принцип гражданского и международного права pacta sunt servanda – договоры должны соблюдаться. Частью четвертой ст. 15 Конституции РФ определено, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются международные нормы. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации определяется Федеральным законом от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

Таким образом, в Российской Федерации как внутри, так и во внешних взаимоотношениях применяются нормы международных договоров и соглашений, участником которой является Российская Федерация.

Европейская Конвенция по Правам Человека от 4 ноября 1950 года

Наиболее значимым международным нормативным актом является принятая в Риме Конвенция о Защите Прав Человека и Основных свобод (Европейская Конвенция по Правам Человека) от 4 ноября 1950 года. Конвенцией закреплены такие основные права и свободы как право на жизнь, запрещение пыток, право на свободу и личную неприкосновенность, запрещение рабства и принудительного труда, свободы мысли и мнения, прав на справедливый суд и другие фундаментальные основные права и свободы, ставшие в наши дни уже нормой, без которых не мыслимо цивилизованное общество. Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 года, в нее входят 47 стран-участников Совета Европы, в числе которых Россия.

Минская конвенция от 22 января 1993 года

Международная правовая помощь между странами бывшего СССР по большей части регулируется Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22 января 1993 года. Конвенция ратифицирована следующими странами участниками: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина. Как следует из названия Конвенции, документ регулирует международные правовые отношения между названными странами в сфере гражданского, семейного и уголовного права.

Минская конвенция в гражданских и семейных делах

Правовым отношениям по гражданским и семейным делам посвящен раздел II Конвенции. Минской конвенцией о правовой помощи от 22.01.1993 г. урегулированы такие вопросы между странами-участниками в области гражданского процесса, как касаемо имущественных правоотношений, наследования, семейных дел, опеки, усыновления, заключения и расторжения брака. Кроме того Конвенцией урегулированы вопросы признания и исполнения судебных решений судов договаривающихся стран.

Минская конвенция в уголовных делах

Раздел IV Минской конвенции от 22.01.1993 г. посвящен правовой помощи по уголовным делам. Так, указанным разделом предусмотрены вопросы межгосударственной выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности, взятия под стражу, перевозке, передаче предметов и порядке сношений по вопросам выдачи и уголовного преследования. Именно Минской конвенцией урегулированы вопросы привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений не только на территории одного государства но и на межгосударственном пространстве, определен порядок рассмотрения дел в случае подсудности их судам нескольких государств, определено национальное законодательство какой страны применимо в том или ином случае.

Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 15 ноября 1965 года)

Гаагская Конвенция от 15.11.1965 г. призвана обеспечить своевременное доведение до сведения адресата судебных и внесудебных документов, подлежащих вручению за границей. Действие конвенции в основном распространяется на судебные документы касаемо исполнения, запросы о правовой помощи, повестки, извещения. Конвенцией закреплен принцип lex fori – применение права того государства, где совершается процессуальное действие. В пункте II Заявления Российской Федерации о ратификации конвенции адвокаты уполномочены наравне с судами, органами исполнительной власти, органами прокуратуры, ЗАГС, опеки и попечительства, выступать в качестве компетентных органов согласно законодательству Российской Федерации и обращаться с запросом о правовой помощи в соответствии со статьей 3 Конвенции.

Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (Гаага, 18 марта 1970 г.)

Порядок получения доказательств за границей по гражданским или торговым делам закреплен Гаагской конвенцией от 18.03.1970 г. Данная Конвенция регулирует вопросы передачи судом одного государства — участника Конвенции суду другого государства – участника Конвенции судебных поручений о получении доказательств по гражданским или торговым делам или выполнении другого процессуального действия, вопросы получения доказательств по таким делам дипломатическими или консульскими представителями или иными уполномоченными лицами. Россия присоединилась к данной конвенции в 2001 году, однако в свете постановления Конституционного суда РФ от 27.03.2012 г. по жалобе гр. Ушакова И.Д., могут возникать проблемы в применении данной Конвенции на территории Российской Федерации, поскольку она официально опубликована не была.

Гаагская конвенция об апостиле от 05 октября 1961 года

Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 года устанавливает специальный знак (штамп), проставляемый на официальные документы, созданные в одном государстве и подлежащие передаче в другое государство, заменяющий процедуру консульской легализации, — апостиль. Документы, заверенные апостилем в одном из государств-участников Конвенции, должны приниматься в другом государстве-участнике Конвенции без каких-либо ограничений. Российская Федерация вступила в Конвенцию, как правопреемник СССР 31 мая 1992 года.

Существуют также иные источники права – международные договоры регулирующие вопросы в определённой отрасли (международное воздушное и морское право, экологическое, космическое право, международное право внешних сношений и др.). Такие источники узконаправлены и применимы в определенных видах правоотношений. Вышеуказанные национальные и международные нормативные акты составляют основу применяемого в России и за ее пределами общего международного права.

Международное право прав человека

Международное право прав человека — совокупность принципов и норм, регулирующих обязанности и ответственность государств в отношении признания, защиты и содействия соблюдению прав человека и его основных свобод. Как и любая иная отрасль международного права, международное право прав человека обладает всеми характерными чертами отрасли: специальными источниками, отраслевыми принципами и автономным предметом правового регулирования.

Основная идея международного права прав человека заключается в том, что, поскольку именно государства являются главными нарушителями прав и свобод отдельных лиц, необходим международный консенсус относительно смысла и содержания этих прав и свобод и создание работоспособного механизма, обеспечивающего их соблюдение и защиту.

Ратифицируя международные договора по правам человека, правительства обязуются осуществлять меры и принимать законодательства на национальном уровне, согласующиеся с их договорными обязательствами и обязанностями. Поэтому в национальной правовой системе предусмотрены основные механизмы защиты прав человека, гарантируемых международным правом. В тех случаях, когда национальные правовые механизмы не обеспечивают защиту от нарушений прав человека, для рассмотрения жалоб отдельных лиц и групп людей используются механизмы и процедуры на региональном и универсальном уровнях, которые помогают обеспечить, чтобы международные стандарты в области прав человека действительно уважались, соблюдались и применялись на практике.

История международного права прав человека.

Другие международные договоры и институты конца 19-го начала 20-го веков также имели отношение к защите определенных категорий лиц и по этой причине их можно рассматривать в качестве предшественников международного права прав человека. Среди них следует упомянуть дипломатическую защиту, международное гуманитарное право, систему мандатов для управления колониями, созданную Лигой Наций, а также правовые режимы защиты прав национальных меньшинств и трудящихся, созданные под эгидой той же организации.

Тем не менее, до начала Второй мировой войны вопросы защиты прав человека на международном уровне поднимались крайне редко. Заметным исключением стала Декларация о международных правах человека, принятая 12 октября 1929 года Институтом международного права в Нью-Йорке. В декларации не упоминались права гражданина (подлежавшие внутригосударственному регулированию), а проблема защиты права на жизнь, свободу и собственность каждого человека признавались общей заботой международного сообщества.

Подписание 26 июня 1945 года Устава ООН, заложившего основы современного международного права, не стало принципиальным прорывом для международного правозащитного движения. Среди держав-победителей не было большого энтузиазма в отношении создания международно-правовой системы защиты прав человека: в США процветал расизм, Великобритания и Франция пытались удержать свои колонии, в СССР проводились массовые политические репрессии. Тем не менее, под влиянием ряда латиноамериканских стран и неправительственных организаций в Уставе ООН были добавлены несколько ссылок на права человека.

10 декабря 1948 года на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 217 А (III) – Всеобщая декларация о правах человека. Декларация признает гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права и, хотя она не является юридически обязательным документом, содержащиеся в ней принципы считаются в настоящее время юридически обязательными для государств либо в качестве норм международного обычного права, либо в качестве общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.

Всеобщая декларация и принятые вслед за ней два пакта: Международный пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., собирательно именуемые Международным биллем о правах человека, являются основополагающими договорами по защите прав и основных свобод человека, оказывающими существенное влияние на кодификацию международного права прав человека.

Специальные принципы международного права прав человека.

Международное право прав человека, на ряду с основными принципами международного права, включает несколько специальных отраслевых принципов. К их числу относятся:

  1. принцип наибольшего благоприятствования индивиду. Он означает, что положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться так, чтобы преимущество имела та норма, которая гарантирует индивиду наиболее широкую и эффективную защиту;
  2. принцип неделимости гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Он означает, что положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться с учетом взаимозависимости и взаимообусловленности всех основных прав человека;
  3. принцип неотъемлемости прав человека. Согласно этому принципу, нормы, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться с учетом неотъемлемой природы прав и свобод индивида. Возможность отступлений от положений, гарантирующих абсолютный характер прав и свобод человека, строго ограничена в объеме и во времени действия и должна быть указана в конституции страны;
  4. принцип равноправия и запрещения дискриминации. В соответствии с этим принципом, положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться таким образом, чтобы не допускать проведения каких бы то ни было различий, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Универсальная система защиты прав человека.

Универсальная система защиты прав человека берет свое начало с принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. Основой этой системы являются вступившие в действие в течение нескольких десятилетий после принятия Декларации многосторонние договоры о правах человека, разработанные под эгидой ООН.

Девять из этих договоров ООН определила в качестве основных международных договоров по правам человека. Некоторые договоры дополняются факультативными протоколами, касающимися конкретных вопросов.

  1. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
  4. Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.;
  5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984 г.;
  6. Конвенция о правах ребенка 1989 г.;
  7. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.;
  8. Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г.;
  9. Конвенция о правах инвалидов 2006 г.

Для обеспечения подотчетности ООН создала множество механизмов контроля за соблюдением государствами-участниками их обязательств в области прав человека. Эти механизмы делятся на две категории.

  1. Уставные органы — оценивают соблюдение всеми государствами-членами ООН своих обязательств в области прав человека в соответствии с Уставом ООН:
    • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) – департамент секретариата ООН, отвечающий за координацию работы по поощрению и защите прав человека;
    • Совет по правам человека (СПЧ) – межправительственный орган системы ООН, заменивший Комиссию по правам человека;
    • Специальные процедуры СПЧ – независимые эксперты в области прав человека, уполномоченные информировать и консультировать по конкретным вопросам в области прав человека или по ситуациям с правами человека в определенных странах.
  2. Договорные органы — комитеты независимых экспертов, которые контролируют осуществление государствами-участниками основных международных договоров по правам человека.

Универсальная система защиты прав человека все еще находится в стадии развития. Уставные и договорные органы ООН путем проведения инспекций и расследований на местах, ведения диалога с национальными правительствами и организациями гражданского общества, выпуска периодических отчетов о мониторинге и оценки индивидуальных жалоб значительно повысили осведомленность и помогли воспитать культуру более глубокого уважения к правам человека.

Региональные системы защиты прав человека.

Наряду с универсальной системой договоров и институтов, разработанных по эгидой ООН для защиты прав человека на международном уровне, отдельные региональные межправительственные организации создали собственные механизмы защиты прав человека в своих географических регионах.

Региональные системы защиты прав человека обычно состоят из одного или нескольких многосторонних договоров, механизма контроля за соблюдением государствами-участниками этих договоров и судебного или квазисудебного органа, уполномоченного рассматривать индивидуальные иски о нарушении прав, гарантируемых в соответствии с данными договорами.

Старейшей и наиболее эффективной региональной системой защиты прав человека является европейская система. За ней последовала межамериканская система, охватывающая Западное полушарие, и формирующаяся африканская система. Хотя каждая из систем имеет свои характерные особенности, свои сильные и слабые стороны, все они борются за выплаты компенсаций жертвам нарушений прав человека и принуждение государств-участников к соблюдению их постановлений и рекомендаций.

Европейская система защиты прав человека действует на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) 1950 г. и 14 протоколов к ней. Она включает в себя Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), занимающийся рассмотрением межгосударственных и индивидуальных жалоб о нарушении ЕКПЧ, и Комитет министров Совета Европы, осуществляющий функции по надзору за исполнением государствами-участникам решений ЕСПЧ.

Межамериканская система защиты прав человека развивается в рамках Организации американских государств. В соответствии с Американской конвенцией о правах человека 1969 г. ее образуют Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека.

Африканская система защиты прав человека возникла в 1981 г с подписанием в рамках Организации африканского единства (ныне Африканский союз) Африканской хартии прав человека и народов, которая предусматривала создание Африканской комиссии прав человека и народов, наделенной квазисудебными полномочиями.

Защита прав человека уязвимых слоев населения.

Целью договоров о правах человека является обеспечение защиты лиц, уязвимых к нарушениям их основных прав и свобод. Существуют определенные группы, которые по разным причинам являются наиболее незащищенным и уязвимыми или традиционно являются жертвами нарушений и, следовательно, нуждаются в особой защите для равного и эффективного осуществления своих прав человека. Зачастую в документах по правам человека устанавливаются дополнительные гарантии для лиц, принадлежащих к подобным группам, требующие от государств осуществление специальных мер по их защите, даже в условиях ограниченности ресурсов.

В мерах, принимаемых государствами, приоритетное внимание должно уделяться конкретным проблемам прав человека, возникающим, например, в отношении пола, возраста, инвалидности, миграции и перемещения. Особое значение в этом контексте имеют обязательства, налагаемые международными конвенциями, направленными на защиту женщин, детей, инвалидов и трудящихся-мигрантов.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. формулирует основополагающие принципы обеспечения прав женщин, в частности запрещают дискриминацию женщин, закрепляют равные по сравнению с мужчинами права, обязанности государств принимать особые меры для обеспечения и защиты прав и интересов женщин.

Конвенция о правах ребенка 1989 г. распространяет свое действие и защиту на каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет. В 2000 г. к Конвенции были приняты Факультативные протоколы, направленные на защиту детей от участия в вооруженных конфликтах, а также на запрет торговли детьми, детской проституции и порнографии.

Конвенция о правах инвалидов 2006 г. и факультативный протокол к ней, закрепили как общегражданские права, так и права, присущие этой категории населения в силу ее специфических особенностей. Это такие права, как право на самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество, право на наивысший достижимый уровень здоровья, право на достижение и сохранение максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни, право на участие в культурной жизни, проведение досуга и отдыха и занятие спортом.

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и их семей 1990 г. закрепляет трудовые, личные и социальные права мигрантов. К числу последних относятся некоторые специальные права: на крайне необходимую медицинскую помощь, уважение культурной самобытности, защиту единства семьи, создание собственных профсоюзов.

Похожие записи

Свобода мысли и слова — это фундаментальная свобода человека, которая предполагает право беспрепятственно формировать,

Коллективные права или права солидарности — совокупность прав и свобод человека, особенность которых заключается

ООН логотип

Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии – гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические.

Права человека закреплены в ряде основополагающих международных документов.

10 декабря 1948 года Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозглашающую права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и другие). В Декларации заявлено также, что все люди имеют равные права, которые не зависят от их личностных отличий и от разницы в политических системах их стран.

Декларация не носит обязательного характера. В основу документа были положены все имеющиеся на тот момент наработки человеческой мысли в данном вопросе. Это был первый опыт коллективной разработки универсального документа по правам человека.

Всеобщая декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта СССР подписал 18 марта 1968 года и ратифицировал 18 сентября 1973 года).

К Международному пакту о гражданских и политических правах имеются два Факультативных протокола:

Второй факультативный протокол, направленный на отмену смертной казни. Принят 15 декабря 1989 года (РФ пока не ратифицировала).

Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека.

На международном уровне приняты специальные акты о правах ребенка, выделение которых в особую категорию продиктовано особенностью положения детей, прежде всего тем, что они, согласно законодательству всех государств, не обладают всеми правами, которые имеют совершеннолетние и, кроме того, в ряде случаев обладают или должны обладать специфическими правами, связанными с их возрастом, положением в семье и т.п.

20 ноября 1989 года Генассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка (подписана СССР 26 января 1990 года, ратифицирована – 13 июня 1990 года).

В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.

Участниками Конвенции являются все 192 государства-члена ООН.

При содействии ООН разработаны более 80 договоров и деклараций, касающихся прав женщин, инвалидов, меньшинств, коренных народов и других уязвимых групп.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948)

Согласно конвенции, под геноцидом понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, а именно: убийство членов такой группы, причинение им серьезных телесных повреждений или умственного расстройства; предумышленное создание условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение таких групп, принятие мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в их среде, насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

СССР подписал Конвенцию 16 декабря 1949 года, ратифицировал 18 марта 1954 года.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984)

Конвенция возлагает на государства ответственность за принятие мер для предупреждения пыток и устанавливает за них правовую ответственность.

СССР подписал Конвенцию 10 декабря 1985 года, ратифицировал 21 января 1987 года.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966)

Конвенция подписана СССР 7 марта 1966 года, ратифицирована 22 января 1969 года.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979)

Конвенцию часто называют международным биллем о правах женщин. Правительствам рекомендовано принимать меры по ликвидации дискриминации в отношении женщин, под которой понимается любое различие, исключение или ограничение по признаку пола;

СССР подписал Конвенцию 17 июля 1980 года, ратифицировал 19 декабря 1980 года.

Конвенция о статусе беженцев (1951)

Конвенция определяет права беженцев, особенно их право не подвергаться насильственному возвращению в страны, в которых им угрожает опасность, и содержит положения, касающиеся различных аспектов их повседневной жизни, включая право на труд, образование, правительственную помощь и социальное обеспечение, а также право на оформление проездных документов.

Россия подписала конвенцию в октябре 1992 года, а в ноябре 1992 года ратифицировала.

Декларация о правах коренных народов (2007)

Декларация провозглашает право коренных народов на сохранение своей самобытности и решение первоочередных задач их экономического, социального и культурного развития. Особо подчеркивается необходимость развития гармоничных отношений и сотрудничества между государствами и их коренными народами. В Декларации говорится, что дискриминация в отношении коренных народов противозаконна, и подчеркивается необходимость их полноценного и эффективного участия во всем, что касается их жизни.

На международном уровне за поощрение, защиту и осуществление всеми людьми гражданских, экономических, социальных, политических и культурных прав отвечает Верховный комиссар ООН по правам человека.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Читайте также: