Можно ли установить на лодку мотор большей мощности чем положено

Обновлено: 17.05.2024

От мощности лодочного мотора зависит интенсивность и комфортность передвижения на судне. Однако прежде чем выбрать подвесной лодочный мотор, следует учитывать ряд особенностей, а также знать параметры конструкции плавательного средства.

Размера лодки и мощность мотора

Существует прямая связь между габаритами судна и характеристиками мотора. В общем случае более длинная модель предполагает использование более мощного агрегата. Помимо этого есть ряд других особенностей, которые также стоит учитывать.

1. К судну, длинной в 3 м рекомендуется применять установки от 2.5 до 5 л.с. Также отметим, что это пороговая величина для необходимости получения прав на управления судном.

2. Если лодка длинной в 3.5 м, то следует выбирать установки в пределах 6 – 7 л.с. Тестирование показали необходимость производительности не менее 10 л.с. В противном случае не удастся выйти на режим глиссирования. Также стоит учитывать количество тактов, которые связаны с массой агрегата. Так у двухтактной установки это значение в 1.5 раза меньше, чем у четырехтактного.

3. Судна с длинной от 3.5 м предполагают применение установок от 18 л.с. и более. Расход горючего у двухтактного агрегата для развития производительности будет меньше, чем у четырехтактной модели.

Помимо этих особенностей также стоит прислушиваться к рекомендациям специалистов.

1. Агрегатирование двигателя определенной мощности зависит от высоты кормового транца (дейдвуда). Это основной элемент ПВХ лодки в этом плане. До 15 л.с. рекомендуемый параметр составляет 2.5 см. Более мощные установки монтируют на дейдвуд с толщиной не менее 3.5 см.

2. Не стоит размещаться в надувном судне больше, чем двум рыбакам. В противном случае будет проблематичен вывод на режим глиссирования.

3. Смешивать горючее с маслом следует не ранее, чем за пару суток до выезда. Это позволит избежать снижения октанового числа. Подобное произойдет по причине прекращения действия присадок. Которые увеличивают данную характеристику.

Применение моторов 2 - 10 л.с.

Большинство рыбаков, которые выбирают подвесные лодочные моторы, останавливают выбор на маломощных представителях. Одним достаточно спрятаться от конкурентов, другие выбирают мощность для троллинговой ловли.

Более того, эта категория установок отличается доступностью. Также для их использования не нужно проходить регистрацию и делать права. Однако есть и ряд нюансов, учитывая которые, рыболовы смогут сделать правильный выбор.

Подвесные лодочные моторы до 3.5 л.с. используются для спокойной ловли в стоячей воде. Такие модели имеют ряд особенностей.

1. Многие установки оборудованы пластиковыми винтами. При наезде на отмель или корягу узел приходит в негодность. Рыбаку необходимо опускать в воду весла, чтобы добраться береговой линии. В таком случае опытные лодочники используют алюминиевые винты. Помимо прочности они увеличивают скорость.

2. Для агрегатов с малой мощностью нет необходимости во вместительных бензобаках. Достаточно приобрести канистру в пределах 0.5 – 1.5 л. Объема хватит для нескольких часов плавания.

3. Активация установок данной модели осуществляется на нейтрали. Движение начинается при переводе особой рукояти газа.

4. Фиксирование на судне осуществляется за счет специальной струбцине С ее помощью осуществляется повороту мотора на 360 градусов.

5. Румпель и заслонка дросселя обладают упрощенной конструкцией. Для управления используется полозковый регулярно на передней панели.

Моторы с мощностью 4 – 10 л.с. имеют более обширную сферу применения.

1. Практически каждая модель имеет в комплекте алюминиевые винты.

2. Для предотвращения перегрева используется водяная система охлаждения.

3. Ряд моделей имеют одинаковую струбцину, которая обеспечивает поворот мотора на 360 градусов.

Применение моторов 10 – 30 л.с.

Установки до 30 л.с. это более дорогие модели, которые имеют большую массу. С их помощью можно передвигаться на лодке с 4 пассажирами. Принято агрегатировать устройство на цельнометаллические судна. Также они не рассчитаны на частое снятие и транспортировку отдельно от лодки.

Применение таких моторов разрешено только после прохождения регистрации в ГИМС и получения соответствующих прав.

Применение моторов более 30 л.с.

Силовые агрегаты с мощностью более 30 л.с. отлично себя показывают практически в любых условиях. Большая мощность установок позволяет развивать значительную скорость.

Как и на предыдущие модели, эти моторы следует регистрировать в ГИМС и получать соответствующие права для управления.

Выбор мотора для лодки

В инструкции по эксплуатации плавательных средств ПВХ указывается максимальная мощность силового агрегата. В действительности это значение может быть ниже установленного. Это связано с тем, что при полной загрузке и высокой волне увеличивается вероятность проникновения воды внутрь.

Базой расчет является предельная загрузка – суммарный вес судна, пассажиров и инвентаря. Далее стоит рассчитать килеватность – уровень погружения в водоем. Для низкого параметра расчетный вес делят на 25, а для высокого – на 30.

В обязательном порядке стоит учитывать предельно допустимую нагрузку. Фактический вес не должен превышать данное значение. Также на практике следует оставлять запас в 10 – 15%.

Если нет документов, тогда самостоятельно можно высчитать данное значение. Для этого к критической массе стоит прибавить вес плавательного средства, затем разделить на 30 и 4.

В любом случае при выборе силового агрегата стоит в первую очередь ознакомиться с инструкцией, затем посоветоваться со специалистами, а после выбирать правильный мотор.

Для любителей активного отдыха на воде, в том числе и рыбалки, лодка дает свободу перемещения, а лодочный мотор расширяет эти возможности. Мы расскажем, какой мотор больше подойдет для вашей лодки и предложим 6 оптимальных моделей.


Какой лодочный мотор лучше выбрать: 6 оптимальных вариантов для вашей ПВХ лодки

фото: компании-производители, Андрей Киреев

Выбрать лодочный мотор не так сложно, как кажется и, на самом деле, вариантов для обычного человека, а не олигарха, не так уж много. Как показывает анализ статистики покупки лодок и моторов на отечественном рынке, чаще всего лодку и мотор покупают увлеченные рыболовы одиночки (рыболов-эгоист), профессиональные рыбаки (проживающие рядом с рекой или водоемом), профессиональные туристы и семейные пары, влюбленные в романтику небольших водных прогулок.

Для первой и последней группы пользователей выбор модели лодочного мотора чрезвычайно важен, т.к. для них важно именно качество работы и комфорт от использования данного устройства. Эта группа постоянно совершенствуется, получая от поездок удовольствие, новые впечатления, опыт и навыки. И если их что-то не устраивает, они заменяют лодку и мотор. Этого нельзя сказать про вторую и третью группу, т.к. их главная цель — это наловить больше рыбы или просто добраться до места назначения. Они готовы один раз раскошелиться на дорогую профессиональную технику и больше не заниматься этим вопросом.
В данном обзоре мы расскажем, чем отличаются лодочные моторы по типу и мощности, а также дадим рекомендации, для каких нагрузок какой мотор лучше выбрать. И конечно же предложим 6 лучших моделей лодочных моторов.

На какие скорости вы рассчитываете


  • Меня устраивает неторопливое перемещение по воде на скорости 6-12 км/ч (водоизмещающий режим)
  • Мне нужна высокая скорость 17-34 км/ч для быстрого преодоления больших расстояний (глиссирующий режим)

В первом случае, какая бы нагрузка в лодке у вас не была (в пределах 220 кг) вам подойдет двухтактный мотор мощностью 2,6 или 3,6 л.с. Но даже с этими моторами, если общая нагрузка в лодке находится в пределах 120 кг (сама лодка, мотор и все, что в лодке), есть шанс выйти на глисс и достичь скорости 17 км/ч. Легче всего этого можно выполнить с лодками-плоскодонками и лодками с надувным дном (НДНД).


Такие моторы привлекательны тем, что имеют встроенный бензобак, небольшой вес — 12,5 кг, малый расход топлива — около 1,5 л в час (примерно на 5 км) и они неприхотливы в обслуживании. К тому же они не занимают много места в багажнике автомобиля и не сильно нагружают подвеску.

Во втором случае лучше выбирать двигатели мощностью от 5 до 9,8 л.с., а скорость будет сильно зависеть от общей нагрузки и расположения груза в лодке (желательно равномерное). Чтобы понять, какая потребуется мощность мотора для выхода в глиссирующий режим, подсчитайте общий вес пассажиров, лодки, двигателя и различного груза и разделите его на 30. Результат (ориентировочно, многое зависит от конструкции лодки) будет количество л.с. для мотора.

Как выбрать подходящую мощность лодочного мотора

Попробуем примерно рассчитать мощность двигателя для типовой ситуации с двумя пассажирами. Моторы с обозначенными выше мощностными характеристиками имеют вес около 26 кг, а ПВХ лодка длиной 320 см с оснасткой — около 34 кг. Вес двух пассажиров по 80 кг (160 кг) и различных вещей до 30 кг (включая бак с бензином) составит в сумме 190 кг. Итого около 250 кг. Вычисления показывают, что для такой нагрузки для передвижения по воде в режиме глиссирования (25 км/ч) потребуется двигатель с мощностью 8,3 л.с.

Т.е. как ни крути, а для комфортных путешествий на большие расстояния вдвоем и больше требуется двигатель на 9,8 л.с. Если нужен запас мощности и более высокие скорости (до 45 км/ч), то имеет смысл подумать о более дорогих устройствах мощностью от 9,9 л.с. Но и весить такие моторы будут от 35 кг. Сможете ли вы переносить и перевозить такие тяжести в своем авто, учитывая, что и большая лодка весит 45-70 кг? Стоит также подчеркнуть, что моторы с мощностью от 10 л.с., а также лодки весом более 200 кг (вместе с мотором) требуют наличие прав и регистрации в ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам).


Наиболее популярными моделями являются двухтактные двигатели. Они имеют относительно небольшой вес — 26-27 кг и неприхотливы в обслуживании и перевозке. К тому же они существенно дешевле четырехтактных моделей, которые из-за особенностей конструкции и наличия масляного картера нужно транспортировать только в определенном положении. Безусловно, у четырехтактников выше таговооруженность, но, при одних и тех же мощностных характеристиках они весят на 30% больше, чем двухтактники. К тому же, они более щепетильны в обслуживании.

Вместе с тем, у четырехтактных двигателей есть два важных преимущества, из-за которых их выбирают профи: они имеют тихий выхлоп, устойчивую работу на малых оборотах (что важно при троллинге) и для них не требуется смешивать бензин с маслом — нужен только бензин.

Автомобильный холодильник: рейтинг лучших 2019-2020

Лучшие модели лодочных моторов


Для одного шкипера с лодкой длиной 280-300 см или неторопливых прогулок по водоему или реке рекомендуем легкий вариант мотора на 3,6 л.с. В глиссирующий режим с таким мотором выйти сложно, но можно, при условии, если общий вес не превысит 140 кг и лодка будет с плоским дном (без киля), либо с надувным дном (НДНД). Если вы хотите иметь чуть больше запаса по мощности, то стоит обратить внимание на моторы с 6 л.с. Вес первых составляет около 12,5 кг, вторых — 19-21 кг.

HDX R series T 3,6 СBMS

Этот мотор обладает высокой на&.

Этот мотор обладает высокой надежностью и очень прост в обслуживании. Комбинация букв R series означает, что сборка этого двигателя осуществляется на российском заводе из китайских комплектующих. Буква T говорит, что это двухтактный мотор (two stroke), а S в конце аббревиатуры — стандартный размер ноги 381 мм. Мотор комплектуется встроенным баком на 1,4 л и алюминиевым трехлопостным винтом, рассчитанным больше на нагрузку, чем на высокую скорость.

Производитель заливает в редуктор достаточно качественное масло, которое не подведет вас во время обкатки мотора. Но после этой процедуры (около 10 часов работы двигателя) его желательно заменить. Впрочем, это касается любых лодочных моторов после обкатки.

Tohatsu M 3.5B2 S

Мотор Tohatsu можно назвать прообразом многих китайских лодочных моторов. Производят эти двигатели в Японии соответственно с более высоким качеством как деталей, так и металлов, из которых они изготовлены. Считается, что они имеют больший ресурс на отказ и их проще отремонтировать, чем китайские аналоги, запчасти к которым не всегда удается быстро достать.

У данного мотора чуть тише и благородней звук работы двигателя, но по тяге он почти не превосходит HDX. При этом, японский мотор стоит почти на 30% дороже, что, впрочем, ожидаемо.

В качестве более мощной альтернативы этим двум двигателям рекомендуем рассмотреть недорогой китайский мотор Hangkai 5HP и HDX T 5.8 BMS, которые имеют увеличенный объем цилиндра более мощную конструкцию, что привело к увеличению веса до 20 кг.

Для лодок длиной 320-360 и двоих пассажиров до 100 кг каждый оптимальным вариантом мощности двигателя является 9,8 л.с. Такой мотор позволит развивать скорость до 35 км/ч и, при этом он не сильно нагрузит своим весом вашу машину и саму лодку. Да и топливо с ним можно хорошо экономить, если не на всю открывать дроссельную заслонку. Но стоит отметить, что такие моторы не оснащаются встроенным баком для бензина, а значит нужно найти место в машине и лодке для 12-20 л канистры.

HDX T 9.8 BMS R-Series

Этот мотор выполнен по иной схе.

Этот мотор выполнен по иной схеме, ем его менее мощный собрат. Здесь в конструкции уже используются два цилиндра с диаметром поршня по 50 мм, а рабочий объем камеры сгорания составляет 169 см³. Обороты двигателя достигают 6 000, что позволяет развить впечатляющую мощность для столь компактного и относительно легкого агрегата.

Как отмечают специалисты, у HDX T 9.8 очень высокая тяговооруженность с честными лошадиными силами, и он практически не уступает по мощности аналогу от Tohatsu. Тем, кто хочет сэкономить, стоит обратить внимание на китайского собрата Hangkai M9.8 HP двухтактный. Стоит он существенно дешевле HDX, но и в эксплуатации с ним стоит быть внимательней, имея при себе запасную крыльчатку водяной помпы и блок зажигания.

Tohatsu M 9.8B S

Мотор Tohatsu M 9.8B S считается легендой с&.

Мотор Tohatsu M 9.8B S считается легендой среди рыболовов любителей и профи, а также водных путешественников. Он весьма надежен в эксплуатации и к нему можно достаточно легко заказать запчасти. Вместе с тем, он чуть тяжелее китайских аналогов и вовсе не лишен недостатков. Несмотря на простоту конструкции, специалисты рекомендуют относиться к технике бережно и не забывать про периодическое техническое обслуживание, без которого любая, даже японская техника быстро выходит из строя.

В качестве альтернативы двум вышеуказанным моторам можно выбрать HIDEA HD9.8FHS. Специалисты этой компании сделали практически идеальную копию Tohatsu, но стоит их мотор существенно дешевле японца. В аббревиатуре двигателя присутствует буква F (которая обычно означает Four, четырехтактный), но это все же двухтактный двигатель. Отметим, что диаметр цилиндра здесь составляет 56 мм, в то время, как у оригинала — 50 мм. Это означает, что не все запчасти от японца могут подойти.

Tohatsu M 9.9D2 S

Моторы с мощностью 9,9 л.с. имеют су&.

Такие агрегаты имеют более высокую тяговооруженность, стоят существенно дороже, а вес у них как у серьезных профессиональных устройств. Например, вес Tohatsu M 9.9D2 S составляет 41 кг, а значит и лодка для этого агрегата должна быть около 4 м, а диаметр борта от 45 см.

Yamaha 9.9FMHS/GMHS

Эти двигатели выступают уже в другой ценовой категории, поэтому, если есть средства, лучше выбирать из более именитых брендов, таких как Suzuki, Yamaha, NM (Nissan Marin). Хотя безусловно и в бюджетном сегменте китайских производителей HDX, HIDEA и др. есть вполне надежные агрегаты с мощностью 9,9 л.с.


Одним из наиболее важных моментов при покупке подвесного лодочного мотора для любой лодки является правильный выбор его мощности. Существует тонкая грань между недостаточной мощностью и слишком большой мощностью двигателя для вашей лодки. Установив на лодке слишком мощный двигатель, вы рискуете ее повредить и создаете угрозу собственной безопасности.

Одним из наиболее важных моментов при покупке подвесного лодочного мотора для любой лодки является правильный выбор его мощности. Существует тонкая грань между недостаточной мощностью и слишком большой мощностью двигателя для вашей лодки. Установив на лодке слишком мощный двигатель, вы рискуете ее повредить и создаете угрозу собственной безопасности. Слишком слабый лодочный мотор не позволит вам использовать все возможности вашей лодки, скорость движения будет невысокой, а нагрузка на двигатель слишком большой. Одним важнейших правил при выборе мощности лодочного мотора является нахождение верного компромисса между мощностью, рекомендованной производителем лодки и максимально допустимой для нее мощностью двигателя.

Пожалуйста, при выборе лодочного мотора обязательно обращайте внимание на его вес. Лодочные моторы одинаковой мощности могут значительно отличаться по весу в зависимости от производителя и конструктивных особенностей, и поэтому могут быть предназначены для судов с разными параметрами.

Подвесные лодочные моторы малой мощности

2 л. с. – 4 л. с. (менее 16 кг)

За исключением четырехтактных Honda 2 л. с. и Suzuki 2.5 л. с., большинство лодочных моторов этого класса двухтактные. Эти моторы прекрасно подходят практически для всех маленьких лодок. Их можно использовать на небольших надувных лодочках, небольших парусных лодках, байдарках и легких плоскодонках длиной 2-3 м. Если ваша лодка достаточно легкая и с одним пассажиром на борту имеет осадку около 50-100 мм, то такой лодочный мотор идеально для нее подходит. К тому же, в большинстве своем лодочные двигатели такого класса имеют встроенные топливные баки, что значительно экономит место и делает их работу полностью автономной.

Характеристики:

5 л. с. — 8л. с. (от 18 кг до 27 кг)

Характеристики:

9.9 л. с. – 18 л. с. (от 29 кг до 45 кг)

Это самые популярные и востребованные трудяги. Двигатели этого класса весьма универсальны и используются практически во всех областях применения небольших судов. Они невероятно популярны у судовладельцев, которым необходимы мощные моторы для перевозки грузов на значительные расстояния. Не меньшей популярностью лодочные моторы такого класса мощности пользуются и у рыбаков, которые отправляются в путь в компании из нескольких человек или с довольно значительным грузом на борту. Эти лодочные моторы часто устанавливаются на больших парусниках длиной от 5 до 7.5 м. Они также используются на плоскодонках, больших каноэ, надувных лодках от 2.7 до 5 м и небольших лодках из стеклоткани размером 3.4 – 5 м. Лодки такого класса обычно весят от 54 до 270 кг. Лодочные моторы этого класса вполне удобны для перевозки людей и грузов.

Характеристики:

20 – 35 л. с. (от 45 кг до 67 кг)

Это самые мощные лодочные моторы из разряда двигателей среднего класса мощности. Они очень популярны среди рыбаков, владеющих судами среднего размера. Эти двигатели будут обеспечивать великолепную скорость движения как легким лодкам из стеклоткани, так и большим плоскодонкам. Большинство рыбаков, желающих перемещаться со скоростью 8 – 48 км/час, устанавливают на свои лодки подвесные моторы мощностью не менее 20 л. с. Такие лодочные моторы лучше всего подходят для лодок длиной от 4 м до 5.5 м, парусных судов и понтонов. Они прекрасно работают на больших надувных лодках и каноэ, а также алюминиевых лодках длиной от 4 до 5.5 м. Если вы планируете поездки в компании трех или более человек и хотите, чтобы ваша лодка при этом выходила на глиссер, то вам необходим лодочный мотор мощностью не менее 20 л. с.

Характеристики:

Подвесные лодочные моторы средней мощности.

Эти двигатели идеально подходят для лодок из стеклоткани длиной 4.3 – 5.5 м и прогулочных яликов. Они с успехом используются на 5 – 6-метровых понтонах и грузовых алюминиевых лодках длиной более 6 м. Лодочные моторы этого класса одинаково хорошо подходят как для промысловиков, перемещающихся к местам лова со скоростью более 55 км/час, так и для компании из трех и более рыбаков-любителей.

Большие лодочные моторы среднего класса мощности

90 л. с. – 140 л. с. ( с количеством цилиндров не более V4)

Это наиболее популярные в своем классе подвесные лодочные моторы. Они используются практически на всех судах размером от 5 до 7.5 м. Катера и яхты, оснащенные этими двигателями, с легкостью развивают скорость более 100 км/час. Превосходно зарекомендовавшие себя на судах, предназначенных для открытого моря и больших водоемов, эти лодочные моторы с не меньшим успехом будут работать на яхте или понтоне.

Подвесные лодочные моторы большой мощности.

Что ж, это мощные орудия. Такой лодочный мотор будет двигать судно длиной 6.7 — 8.5 м с силой двух двигателей, обеспечивая скорость движения свыше 110 км/час. Лодочные моторы такой мощности, как правило, имеют дейдвуд длиной 612 мм, так как устанавливаются на крупнейших из судов, предназначенных для личного пользования. Чаще всего их устанавливают на морских яхтах или небольших круизных судах.

Для большинства лодок подвесной мотор — единственно возможная силовая установка, однако его приобретение вызывает ряд вопросов. Первое, о чем задумываешься при покупке подвесного мотора — это какой лучше выбрать: двух- или четырехтактный? Разобравшись с этим, начинаешь ломать голову над выбором винта и мощности мотора. Журнал Boating задал самые популярные вопросы на эту тему экспертам и производителям, и вот какие ответы он получил.

Всегда ли четыре такта лучше двух?

В сегда ли "Форд" лучше "Шевроле"? Бумага лучше, чем пластик?

Копните глубже — и вы поймете, что не все так просто.

По принципу действия четырехтактный мотор напоминает тот, что находится под капотом вашего автомобиля: в цилиндрах сжигается чистое топливо, а масло для смазки втулки цилиндра циркулирует по отдельной системе. Таким образом, если все исправно, топливо и масло не смешиваются. Двухтактные же двигатели сжигают топливно-масляную смесь.

Традиционные двухтактные моторы подают топливно-масляную смесь через карбюратор или инжектор в цилиндр. Являясь частью цикла впрыска, выпускной клапан также открыт, и до 30% топлива уходит вместе с отработанными газами.

Двухтактные двигатели с прямым (непосредственным) впрыском топлива подают его в цилиндр в определенный отрезок времени, когда поршень перекрывает выпускной клапан. Таким образом минимизируются потери топлива.

На четырехтактных двигателях подобной ситуации в принципе быть не может, т. к. впрыск топлива и выпуск отработанных газов происходит в разное время благодаря четырем тактам за цикл.

Четырехтактные и двухтактные двигатели, оборудованные системой непосредственного впрыска топлива (СНВТ), обеспечивают значительную экономию топлива по сравнению с традиционными двухтактными двигателями, в том числе потому что управляются компьютерами и теоретически сжигают все топливо, которое впрыскивается в камеру сгорания.




Производимые компанией Evinrude двухтактные двигатели серии E-TEC осуществляют впрыск топлива вдвое быстрее, чем обычные двигатели с СНВТ, а также регулируют количество подаваемой топливно-масляной смеси в зависимости от требуемой мощности. Когда мы тестировали двигатели серии E-TEC, показатели шума и плавности хода были на уровне четырехтактных и при этом выдавали большую мощность, чем обычные двухтактные.

С другой стороны, четырехтактные двигатели сейчас ушли от ограничений, которые были раньше, когда считалось, что двухтактые моторы более мощные. Раньше вес четырехтактного мотора увеличивался пропорционально росту его мощности, что заставляло производителей ограничивать максимальную мощность четырехтактных моторов до 100 л.с. Сейчас же на рынке можно найти четырехтактные моторы мощностью свыше 300 л.с.

Выбор между двухтактными и четырехтактными двигателями сейчас скорее зависит от предпочтений владельца водного транспорта, чем от технических различий двигателей. Оба варианта на данный момент — это полноценные решения без изъянов.

Так все же двухтактный или четырехтактный?

— двухтактные двигатели с СНВТ легче четырехтактных при равной мощности;
— четырехтактные двигатели тише двухтактных;
— двухтактный двигатель выдает большую мощность на старте.

Принимая во внимание эти отличия, нужно делать поправку и на то, что разница между двигателями стремительно сокращается.

Один или два мотора на борту?

Предположим, что максимальная мощность двигателя для вашей лодки — 300 л.с. Что лучше — один мотор на 300 л.с. или два по 150 л.с.?

В большинстве случаев на оффшорных рыбацких катерах вы увидите два или даже три мотора в ряд. С уверенностью можно сказать, что дублирование главного двигателя необходимо для обеспечения безопасности на случай, если один выйдет из строя где-нибудь посреди моря. Также два двигателя облегчают задачу при швартовке, ведь можно подрабатывать каждым по отдельности в разных направлениях.


Не всегда такие меры являются оправданными. Расположение на борту двух моторов также означает дублирование панелей управления и более сложный монтаж оборудования.

Всё зависит от ваших финансов. Если вас не сильно заботит цена вопроса, тогда можете установить два мотора. Один мотор будет более простым решением.

Так стоит ли дублировать двигатели?
— дублирование двигателей действительно обеспечивает безопасность при выходе одного из них из строя. Но только при условии, что они на самом деле автономные, включая источник питания и подачу топлива.
— Два двигателя дадут больше мощности только в том случае, если их суммарная мощность больше, чем у каждого по отдельности.
— Альтернатива этому — одновальная установка и спутниковый телефон в рундуке на случай непредвиденных обстоятельств. И, конечно, неплохо иметь на борту запасной двигатель малой мощности.

Чем больше октановое число бензина, тем лучше?

К огда появились двигатели с высокой степенью сжатия, увеличение давления в цилиндре приводило к тому, что топливо воспламенялось слишком рано. Это преждевременное зажигание (называемое детонацией), сопровождалось раздражающим звуком, но дело не только в этом. Преждевременная детонация пагубно влияла на двигатель.

Тогда в топливо стали добавлять примеси, которые замедляли детонацию так, чтобы она происходила в момент, когда поршень был готов воспринимать энергию взрыва, тем самым сводя на нет повреждение двигателя и эффективно используя ту самую высокую степень сжатия. Таким образом, чем выше октановое число, тем сильнее топливо можно сжать.

Высокооктановое топливо обычно колеблется в районе 92-93 октан, и, несмотря на все свои преимущества, является пустой тратой денег для большинства подвесных моторов. В основном они рассчитаны на работу с топливом, октановое число которого составляет в лучшем случае 87. Некоторые производители, например, Tohatsu, рекомендуют топливо с октановым числом 89. Рекомендации для своего мотора вы сможете найти в инструкциях производителя. Покупая топливо, указанное производителем вашего мотора, вы, скорее всего, начнете неплохо экономить, особенно если раньше покупали высокооктановое топливо.

Факты о топливе

— только высокопроизводительные моторы требуют высокооктановое топливо;

— высокооктановое топливо, залитое в двигатель, не рассчитанный для этого, не дает дополнительной мощности, а только увеличивает счет на заправке;

— большинство моторов рассчитаны на среднеоктановое топливо с октановым числом 89.

Стоит ли ставить на лодку максимально допустимый по мощности мотор?

Н есколько лет назад, покупая новую лодку, многие скептически смотрели на готовые варианты, укомплектованные слабыми моторами. Продавцы перед тем, как заключить контракт, убеждали купить дополнительно еще один более мощный мотор Тех, кто соглашался, они носили на руках, а те, кто оставался со стоковой силовой установкой, обычно были разочарованы в своем выборе.

Сейчас ситуация другая. На рынке, как правило, представлено несколько вариантов одной лодки с разной мощностью двигателей. Это тот случай, когда чем больше мощность, тем лучше.

Самая страшная вещь, которую вы можете совершить — это урезать мощность двигателя. Тогда вы так и не узнаете, на что способна ваша лодка.

Вам элементарно может не хватить скорости, чтобы смыться от надвигающегося шторма. Если же вы сделаете правильный выбор, то, напротив, не будете испытывать недостатка в восхищенных взглядах, отправленных вслед вашей лодке.


Поэтому не бойтесь ставить максимально мощный мотор, который указан на шильдике лодки - это безопасно. Если вы сомневаетесь, поговорите с производителем по поводу выбранной лодки и результатов ее обкатки с моторами разной мощности.

Делайте выбор, прислушиваясь к своим желаниям

— прокатитесь на лодке, у которой двигатель меньшей мощности, чем максимально допустимый. При обкатке некоторых лодок, особенно понтонных катамаранов, мы убедились, что моторы меньшей мощности подходят к ним больше.

— в открытом море и в тяжелых условиях вам понадобится вся мощность, которую только можно повесить на ваш транец.

— слышали ли вы, чтобы кто-то жаловался, что он купил слишком мощный мотор?

А как быть с винтом?

П роизводители моторов, скорее всего, уже укомплектовали мотор подходящим винтом с усредненными характеристиками. Если нет, это сделает продавец. Но вам несказанно повезет, если в итоге вы останетесь довольны. Ведь винт нужно подбирать, учитывая то, как именно вы будете нагружать мотор и для каких целей использовать лодку.

Немного о винтах. Основными характеристиками винта является его диаметр и шаг. Если с диаметром все понятно еще со школы, то что такое шаг винта? Это — теоретическое расстояние, которое пройдет винт за один оборот, если будет вращаться в твердом теле без проскальзывания.

Отвлечемся от винтов на минуту. Представим, что производитель указывает мощность (л.с.) на определенном значении об/мин, устанавливая предельные обороты. Это значение будет действительно только в одном режиме, и под него подбирается подходящий винт. Если винт будет легким (то есть будет недогружать двигатель) и позволит набрать обороты больше допустимых — вы получите чрезмерный износ деталей и перегрев двигателя. Если же винт будет тяжелым (двигатель не выйдет на номинальные показатели) — вы будете терять в ходах и рискуете также повредить двигатель.

Поэтому чтобы обезопасить свой мотор и себя, позаботьтесь о его работе подбором правильного шага винта.

Вы можете проверить винт, идя на лодке с полностью открытой дроссельной заслонкой. Если двигатель набирает большие обороты, чем предусмотрено производителем, нужно закрывать заслонку, пока обороты не упадут до необходимого уровня.

Пока вы на берегу, проверьте шаг винта. Учитывайте, что с каждым увеличением шага винта обороты будут уменьшаться на 200 ед. Использование винта с вогнутым лопастями (чашеобразного, от англ. cupped propeller) также снизит количество оборотов на 200 ед. Иногда продавцы могут предоставить винт на время проверки при условии, что вы вернете его в целости и сохранности сразу после использования.


Когда винт подобран и двигатель работает в пределах своих номинальных значений, имейте ввиду, что чем меньше об/мин, тем больше тяговое усилие, а при их увеличении возрастает максимальная скорость.

Коротко о винтах:

— состояние винта не менее важно, чем его тип. Поврежденный винт может разрушить двигатель из-за разбалансировки.

— винты из нержавеющей стали служат дольше и они в пять раз прочнее алюминиевых. Однако последние дешевле и могут послужить слабым звеном для предотвращения разрушения всей подводной части (например, алюминиевый винт может срезать, тогда как с винтом из нержавеющей стали сорвало бы вал).

— четырехлопастные винты имеют преимущество над трехлопастными в режиме глиссирования, на средней и малой скорости.

Правда ли, что подвесные моторы не нуждаются в обслуживании?

Д ля техобслуживания современных подвесных моторов вам нужно не так уж и много, но это немногое должно быть безукоризненно выполнено. Вы запросто можете сжечь двигатель, если забудете про систему охлаждения. Топливная система может забиться, если игнорировать возможные проблемы с качеством топлива и не проводить ревизии. Если вы не заметите уплотнения на сапоге, то зимой его запросто может разорвать из-за наличия воды внутри. Не замененная вовремя анодная защита приведет к коррозии на деталях. Поврежденный винт может расшатать подшипники и другие подвижные части.

В инструкциях по эксплуатации та часть, где говорится об обслуживании, редко кем прочитывается до конца. Но это не значит, что обслуживание не имеет значения.


Заповеди по обслуживанию

— полностью заполняйте топливный танк, чтобы минимизировать возможность образования в нем конденсата, когда двигатель не используется;

— добавляйте стабилизатор топлива каждый раз, когда подливаете топливо - это особенно важно при использовании этанолового топлива;

— регулярно проверяйте винт. Любое повреждение на нем, будь то перегиб или скол, повлечет за собой вибрацию на валу, что может привести к серьезным последствиям.

— осматривайте арматуру и шланги. Вода должна свободно циркулировать в системе охлаждения, чтобы предотвратить перегрев двигателя.

Оригинал статьи был напечатан 15 августа 2017 года в журнале Boating.

Читайте также: