Что разрешается делать водителю во время перевозки крупногабаритных и или тяжеловесных грузов

Обновлено: 30.06.2024

Комментируемая статья устанавливает правила осуществления международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
В соответствии со ст. 1 комментируемого Закона, крупногабаритным грузом признается груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные на территории РФ габариты для движения транспортных средств по автомобильным дорогам; тяжеловесный груз - груз, вес которого с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории РФ вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства.
Грузовые транспортные средства взвешиваются при помощи мобильных весов, способных принять машины весом до 44 тонн. При этом должностные лица признают, что за их точность сейчас вряд ли можно поручиться. Однако уже в прошлом году было принято решение о постройке неподалеку от литовского города-порта Клайпеда первого - не только в Литве, а и вообще в странах Балтии - стационарного поста взвешивания тяжеловесного грузового транспорта. Поток грузовых перевозок в Литве за последние годы вырос значительно, и такой пункт взвешивания, который бы позволил контролировать передвижение особо тяжелых машин, более всего разбивающих автомагистрали, крайне необходим. Представляется, что такие стационарные посты для взвешивания грузовиков необходимы и в России, хотя бы на крупнейших автомагистралях страны.
В случае если линейные размеры или весовые характеристики транспортного средства превышают габариты, в соответствии с положениями комментируемой статьи, международная автомобильная перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться перевозчиком только после получения специального разрешения, выдаваемого органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства. Аналогичное правило установлено в пункте 14 Положения "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок", утвержденного соответствующим Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272, в соответствии с которым в случае обнаружения на контрольных пунктах превышения максимального веса или нагрузки на ось транспортного средства либо превышения его габарита относительно норм, установленных на территории Российской Федерации, водитель указанного транспортного средства обязан принять меры для устранения нарушения или получения специального разрешения Федерального дорожного агентства. Дальнейшее движение (продолжение поездки) транспортного средства допускается после устранения нарушения или получения указанного специального разрешения.
Исходя из содержания анализируемых норм, следует, что указанные в них правила установлены законодателем как в отношении иностранных (иностранные юридические или физические лица, использующие принадлежащие им транспортные средства для перевозок грузов или пассажиров), так и в отношении российских (российские юридические и физические лица, использующие принадлежащие им грузовые транспортные средства либо автобусы для перевозок грузов или пассажиров) перевозчиков. В частности, законодатель не определяет, какие именно перевозчики, осуществляющие международные автомобильные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, допускаются к данному виду перевозок на основании таких разрешений.
Имеется еще одно требование в отношении грузовых транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в частности, по дорогам Европы. Так, Директивой 92/23/ЕС Европейский союз разработал и утвердил требования к автотранспортным средствам в отношении соответствия шин. Все шины, установленные на одну ось, должны быть одного и того же типа.
Некоторые транспортные компании, неправильно истолковавшие Директиву 92/23/ЕС о шинах, устанавливаемых на одну ось автомобилей и прицепов к ним, устанавливали на свои автомобили разные шины и в результате были оштрафованы за несоблюдение этой Директивы. В п. 3.2.2 приложения IV к Директиве 92/23/ЕС четко оговорено, что "все шины, установленные на одну ось, должны быть одинакового типа". Оборудование автомобилей шинами смешанного типа должно происходить в соответствии с рекомендациями Европейской технической организации по автомобильным шинам и ободам (ETRTO). Для восстановленных шин, в случае, когда на одну и ту же ось устанавливаются только восстановленные шины, и название фирмы-производителя шины отсутствует, допускается использование шин только с торговой маркой фирмы, восстановившей шину. Допускается использование на одной оси шин смешанного типа - как восстановленных, так и не восстановленных, но только в случае, если восстановленные шины произведены одной и той же фирмой.
Тип шины означает категорию шин, не отличающихся друг от друга по таким основным параметрам, как:
название фирмы-изготовителя или ее торговая марка;
обозначение размеров шины;
категория использования:
- обычная: шина для использования на обычной дороге; специальная: шина специального предназначения, например шина для смешанного использования (как на дороге, так и вне дороги) и для использования только на определенной скорости;
- шина для проезда по дороге, покрытой снегом;
- запасная шина, предназначенная для временного использования;
структура шины (с диагональным кордом, с радиальным кордом);
категория скорости;
показатель грузоподъемности;
поперечное сечение шины.

Порядок допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Порядок выдачи разрешений на проезд тяжеловесных транспортных средств

Документы, необходимые для перевозки тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов

Дополнительные документы, которые должен иметь при себе водитель, осуществляющий перевозку тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов, установлены тем же Перечнем документов, которые должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок и предъявляться в соответствующих случаях для проверки, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 27 октября 1998 г.

Проезд по платным автомобильным дорогам

Ответственность за нарушение норм перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Нарушение норм комментируемой статьи влечет привлечение водителя транспортного средства к административной ответственности по ст. 11.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение порядка международных автомобильных перевозок крупногабаритных или опасных грузов) и ст. 12.21.1 КоАП РФ (нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов). Диспозиция указанной статьи предусматривает, что водитель транспортного средства международных автомобильных перевозок крупногабаритных или опасных грузов привлекается к ответственности в том случае, если он совершает такую перевозку без специального разрешения, отклоняется от указанного в разрешении маршрута или габариты транспортного средства превышают габариты, указанные в данном разрешении. За совершение данного правонарушения предусматривается наложение на водителя штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Дела рассматривают должностные лица органов Ространснадзора. Протокол о данном административном правонарушении уполномочены составлять должностные лица указанных органов, а также органов внутренних дел.
Аналитики, в связи с поправкой в КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 24 июля 2007 г. в дополнение к статье 12.21 и вступившей в действие 11 августа 2007 г., устанавливающей ответственность за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, указывают, что к сложностям грузовых перевозок добавилась новая проблема. Почему же эта поправка так взволновала сообщество автоперевозчиков?
Итак, статья 12.21.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а именно: наказуемыми в административном порядке являются следующие деяния:
перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения (что влечет за собой наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей);
перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров (что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей);
перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15 процентов (что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей);
нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением случаев, указанных в пункте 3 (что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей).
Таким образом, за указанные правонарушения штрафуются и водители, и должностные лица, ответственные за перевозку, и юридические лица. И размер штрафов порой настолько велик, что способен поставить автоперевозчиков на грань разорения.
В связи с этим возникает ряд вопросов.
Во-первых, если штраф налагается на юридическое лицо, то водитель и лицо, отвечающее за перевозку, будут нести субсидиарную ответственность? Или они освобождаются от денежного наказания? Лицом, отвечающим за перевозку, в конечном счете является руководитель автопредприятия, в связи с этим представляется, что его должны штрафовать как физическое лицо, а предприятие - как юридическое.
Во-вторых, что означает такая составляющая объективной стороны административного правонарушения, как превышение габарита груза на 10 см, влекущее за собой штраф до 400 тыс. руб.? Все будет зависеть от того, с какой точностью будут измерять многометровый груз, чтобы уловить эти 10 см. В настоящее время в России нет стационарных весов, а при весовом контроле на постах при пятиразовом измерении у проверяющих получается пять результатов. Подобная же ситуация обстоит и с измерениями длины транспортных средств. Таким образом, габаритность или негабаритность груза и транспортного средства во многом зависит от объективности контролирующего лица. Поэтому от нововведенных санкций можно ожидать не только повышения отчислений штрафников в соответствующие бюджеты, но и увеличения числа должностных злоупотреблений со стороны лиц, контролирующих габариты транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
Пункт 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ устанавливает штраф за превышение максимальной массы или нагрузки на ось. Причем, если масса груза превышает указанную в специальном разрешении, контролирующие органы могут не озадачиваться количеством осей и нагрузкой на них, поскольку оштрафовать можно за одно лишь превышение массы. И в этой связи возникает вопрос: почему интересует масса перевозимого груза? Ведь если заботиться о сохранности дорожного полотна, то должна интересовать и контролироваться нагрузка на это самое полотно, а не масса. Специалисты могут, конечно, возразить, что при прохождении, например, через мост масса имеет значение. Но необходимо решить проблемы дорог и сооружений на них не за счет уменьшения нагрузок. Грузопотоки из года в год растут - это характерный признак динамично развивающейся экономики. Следовательно, дороги и мосты должны быть прочнее, автомобили - тяжелее и длиннее. Кроме того, штрафом как репрессивной мерой проблемы не решить, поскольку получается, если предприятие заплатит его, то может и дальше эксплуатировать этот же самый подвижной состав - до следующего штрафа. Так для чего тогда введены эти штрафы и где забота об этом самом дорожном полотне?
Таким образом, поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях практически делают практически невозможным для грузоперевозчиков использование современной техники, приобретенной в последние годы: автомобили соответствуют европейским требованиям, но не проходят по российским нормам, которые принимались несколько десятилетий назад. Одна такая машина везет как два старых грузовика, занимая на дороге меньше места и меньше загрязняя окружающую среду. Но тогда современные машины придется или недогружать, или вовсе выводить из работы.

Ограничения на въезд или проезд автомобилей, перевозящих крупногабаритные или тяжеловесные грузы

Но давайте начнем с того, что же такое крупногабаритный и/или тяжеловесный груз?

Крупногабаритный груз – это груз, который превышает допустимую массу и стандартные габариты автомобиля.

А именно превышает:

Высоту (вместе с автомобилем) - 4 м

  • для изотермических кузовов — 2,6 м
  • для всех остальных типов транспортных средств — 2,55 м
  • для прицепов и одиночных транспортных средств — 12 метров
  • для автопоезда — 20 метров

при этом важна не только длина груза, но и то, насколько он превышает длину транспортного средства.

Так допускается свес груза не более 2-х (!) м.

Тяжеловесный груз – это груз, масса которого (вместе с авто) будет превышать установленные пределы, либо допустимые осевые нагрузки.

А именно превышает:

Одиночные автомобили

  • двухосные_ 18 тонн
  • трехосные_25 тонн
  • четырехосные_ 32 тонн
  • пятиосные_ 5 тонн

Седельные и прицепные автопоезда

  • трехосные_ 28 тонн
  • четырехосные_ 36 тонн
  • пятиосные _ 40 тонн
  • шестиосные и более _ 44 тонн

Где и кто выдает разрешение на перевозку негабаритного груза?

Выдача разрешения будет зависеть от маршрута следования.

  • Если маршрут следования авто проходит по дорогам федерального значения или по территории двух и более субъектов РФ, за разрешением необходимо обращаться в Росавтодор.
  • Если маршрут следования затрагивает региональные или межмуниципальные дороги – в орган исполнительной власти субъекта РФ.
  • Если маршрут проходит по дорогам местного значения муниципального района, необходимо будет обращаться в орган местного самоуправления муниципального района.
  • Если маршрут идет по дорогам местного значения поселения, можно обращаться в орган местного самоуправления.
  • Если маршрут следования идет по дорогам местного значения городского округа необходимо обратиться в орган местного самоуправления городского округа.
  • Если же маршрут идет по частной дороге, за разрешением необходимо обратиться к собственнику данной дороги.

Необходимые документы для получения разрешения на перевозку крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов.

Комплект необходимых документов одинаков для всех и абсолютно не сложен.

  • Заявление (необходимо указать характеристики груза: габариты, масса; информация об автомобиле: марка, модель, государственный номер, расстояние между осями, габариты; данные организации; маршрут следования; вид перевозки; даты выполнения данной перевозки; кол-во рейсов)
  • Копии документов на транспортное средство (паспорт или свидетельство о регистрации);
  • Схема транспортного средства с изображением количества осей и колес и их взаимного расположения, с указанием распределения нагрузки по осям, крепления груза;
  • Сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении.

После подачи заявления в соответствующую инстанцию, ждем ответа. Сроки ответа на запрос/заявление регламентируются местными властями. Органы власти Расавтодор или муниципальные власти, в зависимости к кому было направлено заявление, устанавливают по каким дорогам будет проходить маршрут следования, устанавливают владельца дорог и направляет в их адрес заявку на согласование маршрута. Когда приходит ответ от каждого из ведомств, разумеется положительный, Вам выставляют счет за возмещение причинённого вреда. Проще говоря за пользование тем или иным участком дороги, по которой будет пролегать маршрут Вашего транспортного средства, перевозящего крупногабаритный и/или тяжеловесный груз.

После оплаты данного счета и предоставления подтверждающего этот факт документа (платежное поручение) Вам выдается специальное разрешение. Разрешения могут быть как разовые, так и многоразовые (не более 10 поездок по 1 маршруту с аналогичным грузом). Наконец-то можно спокойно перевозить Ваш груз.

Комментируемая статья устанавливает правила осуществления международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
В соответствии со ст. 1 комментируемого Закона, крупногабаритным грузом признается груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные на территории РФ габариты для движения транспортных средств по автомобильным дорогам; тяжеловесный груз - груз, вес которого с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории РФ вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства.
Грузовые транспортные средства взвешиваются при помощи мобильных весов, способных принять машины весом до 44 тонн. При этом должностные лица признают, что за их точность сейчас вряд ли можно поручиться. Однако уже в прошлом году было принято решение о постройке неподалеку от литовского города-порта Клайпеда первого - не только в Литве, а и вообще в странах Балтии - стационарного поста взвешивания тяжеловесного грузового транспорта. Поток грузовых перевозок в Литве за последние годы вырос значительно, и такой пункт взвешивания, который бы позволил контролировать передвижение особо тяжелых машин, более всего разбивающих автомагистрали, крайне необходим. Представляется, что такие стационарные посты для взвешивания грузовиков необходимы и в России, хотя бы на крупнейших автомагистралях страны.
В случае если линейные размеры или весовые характеристики транспортного средства превышают габариты, в соответствии с положениями комментируемой статьи, международная автомобильная перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться перевозчиком только после получения специального разрешения, выдаваемого органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства. Аналогичное правило установлено в пункте 14 Положения "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок", утвержденного соответствующим Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272, в соответствии с которым в случае обнаружения на контрольных пунктах превышения максимального веса или нагрузки на ось транспортного средства либо превышения его габарита относительно норм, установленных на территории Российской Федерации, водитель указанного транспортного средства обязан принять меры для устранения нарушения или получения специального разрешения Федерального дорожного агентства. Дальнейшее движение (продолжение поездки) транспортного средства допускается после устранения нарушения или получения указанного специального разрешения.
Исходя из содержания анализируемых норм, следует, что указанные в них правила установлены законодателем как в отношении иностранных (иностранные юридические или физические лица, использующие принадлежащие им транспортные средства для перевозок грузов или пассажиров), так и в отношении российских (российские юридические и физические лица, использующие принадлежащие им грузовые транспортные средства либо автобусы для перевозок грузов или пассажиров) перевозчиков. В частности, законодатель не определяет, какие именно перевозчики, осуществляющие международные автомобильные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, допускаются к данному виду перевозок на основании таких разрешений.
Имеется еще одно требование в отношении грузовых транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в частности, по дорогам Европы. Так, Директивой 92/23/ЕС Европейский союз разработал и утвердил требования к автотранспортным средствам в отношении соответствия шин. Все шины, установленные на одну ось, должны быть одного и того же типа.
Некоторые транспортные компании, неправильно истолковавшие Директиву 92/23/ЕС о шинах, устанавливаемых на одну ось автомобилей и прицепов к ним, устанавливали на свои автомобили разные шины и в результате были оштрафованы за несоблюдение этой Директивы. В п. 3.2.2 приложения IV к Директиве 92/23/ЕС четко оговорено, что "все шины, установленные на одну ось, должны быть одинакового типа". Оборудование автомобилей шинами смешанного типа должно происходить в соответствии с рекомендациями Европейской технической организации по автомобильным шинам и ободам (ETRTO). Для восстановленных шин, в случае, когда на одну и ту же ось устанавливаются только восстановленные шины, и название фирмы-производителя шины отсутствует, допускается использование шин только с торговой маркой фирмы, восстановившей шину. Допускается использование на одной оси шин смешанного типа - как восстановленных, так и не восстановленных, но только в случае, если восстановленные шины произведены одной и той же фирмой.
Тип шины означает категорию шин, не отличающихся друг от друга по таким основным параметрам, как:
название фирмы-изготовителя или ее торговая марка;
обозначение размеров шины;
категория использования:
- обычная: шина для использования на обычной дороге; специальная: шина специального предназначения, например шина для смешанного использования (как на дороге, так и вне дороги) и для использования только на определенной скорости;
- шина для проезда по дороге, покрытой снегом;
- запасная шина, предназначенная для временного использования;
структура шины (с диагональным кордом, с радиальным кордом);
категория скорости;
показатель грузоподъемности;
поперечное сечение шины.

Порядок допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Порядок выдачи разрешений на проезд тяжеловесных транспортных средств

Документы, необходимые для перевозки тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов

Дополнительные документы, которые должен иметь при себе водитель, осуществляющий перевозку тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов, установлены тем же Перечнем документов, которые должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок и предъявляться в соответствующих случаях для проверки, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 27 октября 1998 г.

Проезд по платным автомобильным дорогам

Ответственность за нарушение норм перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Нарушение норм комментируемой статьи влечет привлечение водителя транспортного средства к административной ответственности по ст. 11.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение порядка международных автомобильных перевозок крупногабаритных или опасных грузов) и ст. 12.21.1 КоАП РФ (нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов). Диспозиция указанной статьи предусматривает, что водитель транспортного средства международных автомобильных перевозок крупногабаритных или опасных грузов привлекается к ответственности в том случае, если он совершает такую перевозку без специального разрешения, отклоняется от указанного в разрешении маршрута или габариты транспортного средства превышают габариты, указанные в данном разрешении. За совершение данного правонарушения предусматривается наложение на водителя штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Дела рассматривают должностные лица органов Ространснадзора. Протокол о данном административном правонарушении уполномочены составлять должностные лица указанных органов, а также органов внутренних дел.
Аналитики, в связи с поправкой в КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 24 июля 2007 г. в дополнение к статье 12.21 и вступившей в действие 11 августа 2007 г., устанавливающей ответственность за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, указывают, что к сложностям грузовых перевозок добавилась новая проблема. Почему же эта поправка так взволновала сообщество автоперевозчиков?
Итак, статья 12.21.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а именно: наказуемыми в административном порядке являются следующие деяния:
перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения (что влечет за собой наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей);
перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров (что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей);
перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15 процентов (что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей);
нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением случаев, указанных в пункте 3 (что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей).
Таким образом, за указанные правонарушения штрафуются и водители, и должностные лица, ответственные за перевозку, и юридические лица. И размер штрафов порой настолько велик, что способен поставить автоперевозчиков на грань разорения.
В связи с этим возникает ряд вопросов.
Во-первых, если штраф налагается на юридическое лицо, то водитель и лицо, отвечающее за перевозку, будут нести субсидиарную ответственность? Или они освобождаются от денежного наказания? Лицом, отвечающим за перевозку, в конечном счете является руководитель автопредприятия, в связи с этим представляется, что его должны штрафовать как физическое лицо, а предприятие - как юридическое.
Во-вторых, что означает такая составляющая объективной стороны административного правонарушения, как превышение габарита груза на 10 см, влекущее за собой штраф до 400 тыс. руб.? Все будет зависеть от того, с какой точностью будут измерять многометровый груз, чтобы уловить эти 10 см. В настоящее время в России нет стационарных весов, а при весовом контроле на постах при пятиразовом измерении у проверяющих получается пять результатов. Подобная же ситуация обстоит и с измерениями длины транспортных средств. Таким образом, габаритность или негабаритность груза и транспортного средства во многом зависит от объективности контролирующего лица. Поэтому от нововведенных санкций можно ожидать не только повышения отчислений штрафников в соответствующие бюджеты, но и увеличения числа должностных злоупотреблений со стороны лиц, контролирующих габариты транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
Пункт 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ устанавливает штраф за превышение максимальной массы или нагрузки на ось. Причем, если масса груза превышает указанную в специальном разрешении, контролирующие органы могут не озадачиваться количеством осей и нагрузкой на них, поскольку оштрафовать можно за одно лишь превышение массы. И в этой связи возникает вопрос: почему интересует масса перевозимого груза? Ведь если заботиться о сохранности дорожного полотна, то должна интересовать и контролироваться нагрузка на это самое полотно, а не масса. Специалисты могут, конечно, возразить, что при прохождении, например, через мост масса имеет значение. Но необходимо решить проблемы дорог и сооружений на них не за счет уменьшения нагрузок. Грузопотоки из года в год растут - это характерный признак динамично развивающейся экономики. Следовательно, дороги и мосты должны быть прочнее, автомобили - тяжелее и длиннее. Кроме того, штрафом как репрессивной мерой проблемы не решить, поскольку получается, если предприятие заплатит его, то может и дальше эксплуатировать этот же самый подвижной состав - до следующего штрафа. Так для чего тогда введены эти штрафы и где забота об этом самом дорожном полотне?
Таким образом, поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях практически делают практически невозможным для грузоперевозчиков использование современной техники, приобретенной в последние годы: автомобили соответствуют европейским требованиям, но не проходят по российским нормам, которые принимались несколько десятилетий назад. Одна такая машина везет как два старых грузовика, занимая на дороге меньше места и меньше загрязняя окружающую среду. Но тогда современные машины придется или недогружать, или вовсе выводить из работы.

Ограничения на въезд или проезд автомобилей, перевозящих крупногабаритные или тяжеловесные грузы


В период весенне-полевых работ актуальными становятся вопросы перемещения крупногабаритной техники (тракторов, комбайнов) по дорогам общего пользования.

Статьей 23 Правил дорожного движения регламентирована перевозка грузов.

Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

Перевозка груза допускается при условии, что он:

не ограничивает водителю обзор;

не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;

не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;

не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.

Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками "Крупногабаритный груз", а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди - фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета.

Крайние точки (по ширине и длине) крупногабаритного транспортного средства должны быть оборудованы мигающими (проблесковыми) фонарями (сигналами) желтого или оранжевого цвета.

При ширине транспортного средства с грузом или без груза более 3,0 м желтых или оранжевых фонарей (сигналов) должно быть по два с каждой стороны.

В соответствии со статьей 10.4 Правил дорожного движения тяжеловесным транспортным средствам, крупногабаритным транспортным средствам и транспортным средствам, осуществляющим перевозки опасных грузов, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, указанной в специальном разрешении, при наличии которого в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам таких транспортных средств.

Специальное разрешение выдается на одну поездку или на несколько поездок (не более тридцати) крупногабаритной сельскохозяйственной техники (комбайн, трактор) своим ходом в период с марта по сентябрь в пределах одного муниципального образования. Специальное разрешение выдается на срок до трех месяцев.

В случае если срок выданного специального разрешения на движение крупногабаритной сельскохозяйственной техники (комбайн, трактор) не истек, при этом соответствующим транспортным средством совершено предельное количество поездок, указанное в специальном разрешении, владелец транспортного средства вправе подать повторное заявление на движение данной крупногабаритной сельскохозяйственной техники (комбайн, трактор) своим ходом в период с марта по сентябрь в пределах одного муниципального образования. По такому заявлению специальное разрешение выдается в течение четырех рабочих дней со дня его регистрации на одну или несколько поездок (не более тридцати) на срок, не превышающий срок действия ранее выданного специального разрешения.

Заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (далее - заявление) подается владельцем транспортного средства или его представителем (далее - заявитель) подается в соответствующий орган (организацию) на территории обслуживания которого начинается маршрут перевозки в следующем порядке:

на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, - в Федеральное дорожное агентство либо в уполномоченные им подведомственные организации;

на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанный маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог, - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в уполномоченные им подведомственные организации;

на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения муниципального района, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более поселений в границах муниципального района, и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, - в орган местного самоуправления муниципального района либо в уполномоченные им подведомственные организации;

на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения городского поселения при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого городского поселения и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участкам таких автомобильных дорог, - в орган местного самоуправления городского поселения либо в уполномоченные им подведомственные организации;

на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения сельского поселения при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах населенных пунктов сельского поселения и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участкам таких автомобильных дорог, - в орган местного самоуправления сельского поселения либо в уполномоченные им подведомственные организации в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении таких автомобильных дорог;

на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения городского округа и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального, межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, - в орган местного самоуправления городского округа;

на движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут транспортного средства проходит по частной автомобильной дороге, - собственнику автомобильной дороги.

В случае движения крупногабаритной сельскохозяйственной техники (комбайн, трактор) своим ходом в период с марта по сентябрь в пределах одного муниципального образования в заявлении указывается пункт отправления и пункт назначения с указанием подъездов к местам проведения сельскохозяйственных работ.

В соответствии со статьей 3.4 Правил дорожного движения в случае движения крупногабаритных транспортных средств, сопровождения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, на транспортных средствах должен быть включен проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.

Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

Водители крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих сопровождение крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

Крупногабаритный грузовик

В этой статье речь пойдет об изменениях правил дорожного движения, которые начали действовать с 8 апреля 2020 года.

Все нововведения относятся к движению тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. То есть они распространяются преимущественно на грузовики и не относятся к личным легковым автомобилям.

Однако если Вы или Ваша организация занимаетесь грузовыми перевозками, то рекомендую изучить обновленную редакцию правил:

Замена крупногабаритных и тяжеловесных грузов на транспортные средства

Итак, с 8 апреля 2020 года в правила дорожного движения внесено 10 дополнений. При этом основная масса изменений заключается в том, что понятие "тяжеловесный груз" заменено на понятие "тяжеловесное транспортное средство", а понятие "крупногабаритный груз" заменено на понятие "крупногабаритное транспортное средство".

Примечание. Напомню, что постепенная замена этих терминов в нормативных документах длится уже довольно давно. Например, в Кодексе об административных правонарушениях их заменили еще 24 июля 2015 года. Теперь законодатели добрались и до правил дорожного движения.

Указанные нововведения ничего нового для водителей не несут, поэтому останавливаться на них не будем.

Разрешения на движение тяжеловесных и крупногабаритных ТС

Рассмотрим обновленный пункт 2.1.1 правил дорожного движения:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;

В этом пункте абстрактное понятие "документы, предусмотренные правилами перевозки грузов", заменено на более конкретный термин "специальное разрешение".

Водитель должен предъявить сотрудникам ГИБДД специальное разрешение, если он управляет:

  • крупногабаритным транспортным средством;
  • тяжеловесным транспортным средством;
  • транспортным средством, перевозящим опасные грузы.

Транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.

Тяжеловесным транспортным средствам, крупногабаритным транспортным средствам и транспортным средствам, осуществляющим перевозки опасных грузов, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, указанной в специальном разрешении, при наличии которого в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам таких транспортных средств.

Кроме того, что водитель должен иметь разрешение при себе, он должен соблюдать ограничения скорости, указанные в этом разрешении. Об этом говорится в обновленном пункте 10.4 ПДД.

Исключение габаритных размеров из ПДД

Еще одно важное изменение внесено в пункт 23.5 ПДД:

23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

23.5. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Давайте разберемся, что именно изменилось в этом пункте:

1. Тяжеловесные ТС и ТС, перевозящие опасные грузы, должны соблюдать требования специальных правил. Здесь все осталось по старому.

2. Автопоезда с двумя и более прицепами исключены из пункта 23.5, то есть таким транспортным средствам с 8 апреля 2020 года не нужно соблюдать специальные правила.

3. Что касается крупногабаритных транспортных средств, то с ними ситуация самая запутанная. В старой редакции правил прямо указывались предельные размеры, превышение которых требует специального разрешения. В новой редакции эти цифры отсутствуют, поэтому для уточнения нужно обратиться к пункту 18 статьи 3 закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности":

18) крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации;

В этом пункте дается ссылка на еще один нормативный документ - Приложение №1 "Допустимые габариты транспортного средства" к Постановлению Правительства № 2200 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 правил дорожного движения Российской Федерации":

Длина
Одиночное транспортное средство - 12 метров
Прицеп - 12 метров
Автопоезд - 20 метров
Длина выступающего за заднюю точку габарита транспортного средства груза не должна превышать - 2 метра

Ширина
Все транспортные средства - 2,55 метра
Изотермические кузова транспортных средств - 2,6 метра

Высота
Все транспортные средства - 4 метра

Итак, требования по высоте и по ширине транспортного средства абсолютно не изменились. Просто теперь они располагаются в другом нормативном документе.

Что касается требований по длине, то они стали строже. С 8 апреля 2020 года кроме прочего значение имеют также длина одиночного транспортного средства и длина прицепа. Каждая из них не должна превышать 12 метров. В случае превышения транспортное средство считается крупногабаритным и должно соблюдать соответствующие правила перевозки.

Нужна ли желтая мигалка при сопровождении опасных грузов?

В заключение рассмотрим еще одно изменение законодательства, которое вызывает определенное недопонимание. Рассмотрим пункт 16 основных положений:

16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются на транспортных средствах:

  • осуществляющих сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы;

16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются:

  • на транспортных средствах, осуществляющих сопровождение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов;

Обратите внимание на часть этого пункта, относящуюся к перевозке опасных грузов. В старой редакции говорилось о том, что желтые проблесковые маячки нужны на транспортных средствах, сопровождающих автомобиль с опасным грузом. В новой редакции говорится о том, что желтая мигалка нужна только самому автомобилю с опасным грузом, а про его сопровождение речь не идет.

Для сравнения рассмотрим пункт 3.4 ПДД:

  • сопровождение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов;

В этом пункте речь идет о том, что оранжевая мигалка нужна именно при сопровождении автомобиля, перевозящего опасные грузы. Так что можно предположить, что при обновлении пункта 16 Основных положений законодатели просто неверно составили формулировку.

Подводя итоги данной статьи, нужно сказать, что изменения от 8 апреля 2020 года скорее "косметические" и ничего принципиально нового в ПДД они не ввели.

Тем не менее предлагаю Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:

Читайте также: