Можно ли указывать гражданство в вакансиях

Обновлено: 16.06.2024

Трудовые мигранты востребованы во многих сферах малого бизнеса: от курьерских служб до ресторанов высокой кухни. Иностранцев ценят за высокую квалификацию, а в некоторых случаях — за более низкие требования к зарплате. Но за неправильное трудоустройство зарубежного специалиста государство может оштрафовать. Рассказываем, как оформить иностранца на работу и не потерять деньги.

Три варианта устроить иностранца на работу

Принять на работу иностранного гражданина могут юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП). Они должны заключить со специалистом трудовой договор. Для этого иностранцу нужно получить документ, который даёт право работать в России.

Какой именно это документ и насколько сложно его оформить — зависит от статуса иностранца. Например, для граждан Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и иностранных студентов российских вузов действует упрощённый порядок оформления на работу, он наиболее быстрый. Выходцам из стран СНГ нужно оформить патент. А иностранцам, которым требуется виза для въезда в Россию, придётся получать разрешение на работу — это самый сложный и дорогой вариант, оформление документов может затянуться на несколько месяцев, и госпошлины здесь самые большие.

Трудоустройство иностранных граждан в России регулируют четыре основных закона:

Упрощённый порядок трудоустройства иностранцев

Есть четыре категории граждан, которых нанять проще всего — им для трудоустройства нужно собрать минимум документов. Вот эти категории и необходимые документы:

  • иностранцы с разрешением на временное проживание или видом на жительство — предоставляют РВП или ВНЖ;
  • студенты очных отделений российских вузов — предоставляют справку об обучении в вузе;
  • иностранцы с действующей срочной трудовой визой — предоставляют визу;
  • граждане стран ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии) — предоставляют загранпаспорт.

Если иностранец относится к одной из этих четырёх групп, он приносит работодателю необходимые документы, и с ним заключают трудовой договор.

Работа по патенту

Некоторым иностранцам для трудоустройства нужно предоставить патент. Это документ, который даёт право работать в России. Оформляет его МВД на срок до 12 месяцев. Получить патент могут иностранцы, которым не требуется виза для въезда в Россию. Это жители Азербайджана, Украины, Узбекистана, Македонии, ЮАР, Перу, Аргентины и других стран из списка на Консульском информационном портале.


Как получить патент

Чтобы получить патент, иностранец должен соблюсти следующие условия:

На оформление патента даётся месяц с момента въезда в страну. За это время потребуется:

  • Подтвердить знания русского языка, истории и законодательства России. Пройти экзамен можно в одном из 13 утверждённых институтов и университетов, например в Московском государственном университете или Санкт-Петербургском государственном университете либо в партнёрских организациях вузов.
  • Пройти медосмотр.
  • Сдать отпечатки пальцев.
  • Оплатить подоходный налог (НДФЛ) за один месяц действия патента.
  • Оформить полис добровольного медицинского страхования (ДМС) на весь период работы в России или договор о предоставлении платных медицинских услуг.
  • Подготовить пакет документов: заявление на выдачу патента, удостоверение личности и его нотариально заверенный перевод, миграционную карту, медицинский полис, результаты медкомиссии и экзаменов, фотографии. Все документы направляются в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России или МФЦ.

Если иностранный гражданин подаёт заявку с опозданием (позже чем через 30 дней после въезда в страну), он дополнительно направляет в МВД квитанцию об оплате штрафа — 10–15 тысяч ₽.

Патент выдаётся в течение десяти рабочих дней. После этого у иностранца есть два месяца, чтобы заключить трудовой договор с работодателем и передать его копию в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД. Это можно сделать лично либо заказным письмом.

Трудоустройство иностранца по разрешению на работу

Сложнее всего нанять иностранцев, если им для въезда в Россию нужна виза — например, граждан США, Германии, Франции. В этом случае процедура предполагает следующие три шага.

Шаг 1.

Компания получает разрешение на наём сотрудника-иностранца. Его выдает территориальный отдел по вопросам трудовой миграции Управления по вопросам миграции ГУ МВД России.

Чтобы получить разрешение, работодателю нужно:

  • составить заявление, указав в нём информацию об иностранце, которого планируется трудоустроить;
  • оплатить госпошлину с расчётного счёта компании или ИП. Она составляет 10 тысяч ₽ за каждого иностранца;
  • подать заявление и квитанцию в миграционную службу МВД. Это можно сделать лично, по почте или через сайт Госуслуг.

Заявление рассматривается месяц.

Шаг 2.

Компания получает приглашение для иностранного сотрудника. Для этого нужно предоставить в МВД следующие документы:

  • ходатайство по форме, утверждённой приказом МВД России;
  • копию паспорта будущего работника;
  • гарантийные письма, где работодатель обязуется предоставить иностранному сотруднику материальное, медицинское и жилищное обеспечение;
  • квитанцию об оплате госпошлины — 800 ₽.

МВД рассматривает документы 20 дней и после этого выдаёт компании приглашение для иностранного сотрудника. С ним иностранец может оформить визу в консульстве РФ за рубежом.

Шаг 3.

По прибытии в Россию сотрудник получает разрешение на работу в МВД. Оно выдаётся на срок до трёх лет. Для этого соискатель должен подать в МВД следующие документы:

  • заявление по форме, утверждённой Приказом МВД №637 от 14.08.2017;
  • медсправку об отсутствии у иностранца ВИЧ и инфекционных заболеваний;
  • фото соискателя и копию его паспорта.

Потребуется также оплатить госпошлину — 3500 ₽. Заявку рассмотрят за 15 рабочих дней.

Шаг 4.

После этого компания может заключить со специалистом трудовой договор.

Памятка

Какие документы нужны для заключения трудового договора с иностранным сотрудником.

1. Общие документы для всех иностранных сотрудников

    по месту пребывания;
  • ИНН — его можно получить в районном отделении налоговой по паспорту и временной регистрации,
  • медицинский полис или договор на обслуживание с медицинской организацией — его заключает работодатель,
  • СНИЛС — если у сотрудника его нет, то оформляет работодатель.

2. Различающиеся документы, которые зависят от гражданства сотрудника

Договор составляется на русском языке, но его можно продублировать на родном языке работника.

За что компания может получить штраф

Имя иностранца в трудовом договоре и разрешении на работу или патенте должны совпадать. Иначе в МВД расценят несоответствие как нелегальный наём человека на работу. Размер штрафа за такое нарушение достигает 1 миллиона ₽.

Патент и разрешение на работу действуют только в одном регионе — для работы, например, и в Москве, и в Московской области придётся оформлять документы дважды.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Иностранный гражданин получил российское гражданство. УФМС требует уволить работника, уведомить о его увольнении и принять на работу как российского гражданина. Получается, что работодателя вынуждают расторгать трудовой договор с иностранным работником, который получил российское гражданство, и заключать новый трудовой договор (вновь принимать на работу, следовательно, работник должен будет пройти медкомиссию).
Иногда работодатель не знает о том, что иностранный гражданин получил российское гражданство и паспорт РФ в течение нескольких месяцев. Как работодателю поступить в данной ситуации: надо ли расторгать с работником трудовой договор и заключать новый как с гражданином РФ или достаточно оформить дополнительное соглашение к старому трудовому договору?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расторгать трудовой договор с работником по той причине, что он приобрел российское гражданство, не следует. Стороны вправе подписать дополнительное соглашение о том, что сведения о документе, на основании которого он находится на территории РФ, утрачивают силу. Уведомлять территориальный орган МВД России о приобретении иностранцем российского гражданства или внесении изменений в трудовой договор не нужно.

Обоснование вывода:
Общие основания прекращения трудового договора перечислены в части первой ст. 77 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ). Помимо этих оснований, трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами (часть вторая той же статьи). Так, особенности прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, установлены ст. 327.6 ТК РФ.
Ни в ст. 327.6 ТК РФ, ни в иных нормах этого Кодекса не указано, что заключенный с иностранным гражданином трудовой договор подлежит прекращению (расторжению) в случае приобретения работником гражданства РФ. Поэтому мы полагаем, что приобретение работником, являвшимся иностранным гражданином, российского гражданства не является основанием для прекращения заключенного с ним трудового договора. Аналогичные разъяснения дают представители Роструда (смотрите ответ на вопрос 1, ответ на вопрос 2, ответ на вопрос 3, ответ на вопрос 4, ответ на вопрос 5, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Соответственно, не возникает у работодателя и обязанности, предусмотренной п. 8 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ), - в трехдневный срок уведомить территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции собственно о факте расторжения (либо заключения нового) трудового договора с иностранцем.
Отметим, что согласно требованиям части первой ст. 327.2 ТК РФ трудовой договор с иностранным гражданином помимо прочих сведений должен содержать:
- сведения о разрешении на работу (патенте) - для временно пребывающих в РФ лиц;
- сведения о разрешении на временное проживание в РФ - для временно проживающих лиц;
- сведения о виде на жительство - для постоянно проживающих в России иностранцев.
Очевидно, что после приема работника в гражданство РФ соответствующие сведения утрачивают актуальность. Данный факт сторонам целесообразно отразить в трудовом договоре, например, подписав дополнительное соглашение к нему (ст. 72 ТК РФ): в документе указываются новые паспортные данные работника и исключаются устаревшие сведения.
Отметим, что принимающая сторона*(1) или, в отдельных случаях, иностранный гражданин обязаны сообщить в территориальный орган МВД России об изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных п.п. 1-9 и 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) (п. 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, далее - Правила). К этим сведениям относится и гражданство (подданство) (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона N 109-ФЗ). Однако, с нашей точки зрения, обязанность сообщить об изменении сведений о гражданстве работника у работодателя возникает в ситуации, когда работник меняет гражданство, оставаясь при этом иностранным гражданином. Если он приобретает гражданство РФ, речь идет не об изменении сведений миграционного учета об иностранце, а о возникновении основания для снятия его с такого учета.
Поскольку Закон N 109-ФЗ и Правила не возлагают обязанность сообщать в территориальный орган МВД России о приобретении иностранцем российского гражданства, полагаем, что ни работодатель, ни работник в изложенной в вопросе ситуации не обязаны совершать какие-либо действия, направленные на снятие работника с миграционного учета*(2).
Однако официальных разъяснений по этому вопросу мы не обнаружили. За получением таких разъяснений рекомендуем обратиться в Главное управление по вопросам миграции МВД России (пп. 2.3 п. 2, пп. 10.37 п. 10 Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 15.04.2016 N 192).

28 ноября 2019 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Как следует из п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 1 и ч. 3 ст. 20, ч. 2 ст. 21, пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ", работодатель признается принимающей стороной только в том случае, если работник будет проживать по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
*(2) В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 8 Закона N 109-ФЗ одним из оснований для снятия с миграционного учета является факт приобретения гражданства РФ иностранным гражданином, находящимся в РФ. При этом порядок снятия с миграционного учета в этом случае ни Законом N 109-ФЗ, ни Правилами не урегулирован.


Прием на работу иностранных граждан в 2021 - 2022 годах имеет ряд нюансов, несоблюдение которых может привести к штрафу. Как правильно принять иностранца? Какие документы нужны для оформления договора с иностранным работником? В каких случаях нужно уведомлять миграционную службу? Каковы особенности оформления высококвалифицированных специалистов? Мы подготовили для вас удобную таблицу-шпаргалку, которая подскажет порядок действий в каждом конкретном случае.

Прием на работу иностранных граждан в 2021 - 2022 годах

Трудоустройство иностранцев зависит от того, в каком статусе они находятся на территории страны:

  • временно пребывающий:
    • есть миграционная карта, но нет вида на жительство и разрешения на временное проживание;
    • может находиться на территории РФ на основании визы или в безвизовом порядке;
    • получил разрешение на временное проживание в РФ, которое выдается на 3 года;
    • есть вид на жительство, на который можно претендовать после того, как прожил в России 1 год;
    • вид на жительство дается на 5 лет, его можно продлевать.

    Отдельная категория иностранцев — высококвалифицированные специалисты, чья работа в России будет оплачиваться в размере:

    • не менее 83 500 руб. в месяц для занятых в научно-исследовательской, туристической, медицинской сфере;
    • не менее 167 000 руб. в месяц для задействованных в иных отраслях экономики;

    В Путеводителе по кадровым вопросам эксперты КонсультантПлюс детально разъяснили правила приема иностранных граждан на работу. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

    Трудоустройство беженцев из Украины проходит в упрощенной (относительно других иностранцев) форме — по правилам, действующим для российских граждан. Плюс они должны представить в организацию удостоверение беженца.

    Также на порядок приема на работу влияет то, из какого государства приехал работник и установлен ли с этим государством визовый режим. Визу нужно получать гражданам большинства территориально удаленных от РФ стран (например, США, Канады, стран Евросоюза). Из ближайших стран в визовом порядке приезжают эстонцы, латыши, грузины. Перечень стран с указанием необходимости получения визы для посещения России приведен в письме МИД РФ от 27.04.2012 № 19261/кд.

    Нужно ли уведомлять ФМС (УФМС России) о принятии временно пребывающего гражданина Киргизии на работу? Предусмотрена ли ответственность за прием на работу без заключения трудового договора и уведомления УФМС России? Ответы на эти вопросы есть в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в материал.

    Таким образом, именно от статуса иностранца и страны приезда зависит перечень документов, которые он должен будет представить в компанию при трудоустройстве и ваше взаимодействие с госорганами как работодателя.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Уведомлять миграционную службу (с апреля 2016 года полномочия ФМС переданы МВД России) о трудоустройстве иностранного сотрудника необходимо всегда (за редким исключением, о котором расскажем далее). Нарушение этого правила чревато для компании штрафом в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. (в худшем случае приостановлением деятельности), а ответственное лицо может быть оштрафовано на сумму от 35 000 до 50 000 руб. (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

    Уведомление оформляйте на бланке из приказа МВД России от 30.07.2020 №536. Вы можете скачать его бесплатно, кликнув по картинке ниже:

    Образец уведомления есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.

    Согласно ст. 65 ТК иностранный работник должен предоставить работодателю разрешение на работу или патент при трудоустройстве. Проверять подлинность этих документов работодатель не обязан. Но если выяснится, что сотрудник предоставил поддельные документы, работодателя могут оштрафовать за привлечение к труду иностранца с нарушением требований миграционного законодательства (письмо Минтруда от 04.12.2018 №.14-2/В-966). Поэтому рекомендуем проверить документы на подлинность с помощью специального сервиса ГУ МВД.

    Прием на работу гражданина Белоруссии в 2021 - 2022 году

    В январе 2000 года вступил в силу договор о создании Союзного государства между Россией и Республикой Беларусь. Тесная интеграция 2 стран способствует тому, что на сегодняшний день трудоустроиться в России белорусам несложно. Кроме того, Беларусь, наряду с Арменией, Казахстаном, Киргизией и Россией, является членом ЕАЭС. Соответственно, при трудоустройстве гражданина Беларуси действуют правила договора о ЕАЭС от 29.05.2014.

    Для трудоустройства белорусские граждане не обязаны получать патент. Работодатель не оформляет для них приглашение на въезд и не запрашивает информацию о квотах иностранных сотрудников в службе занятости.

    При трудоустройстве гражданин Беларуси предъявляет белорусский паспорт и иные документы, указанные в ст. 65 ТК РФ:

    • трудовую книжку российского образца (если таковой нет, ее заведет работодатель);
    • сведения о регистрации;

    ВНИМАНИЕ! Граждане Белоруссии, прибывшие на территорию РФ, освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания в течение 90 дней с даты въезда (ст. 3 Соглашения). По истечении указанного срока пребывающий в РФ гражданин Белоруссии подлежит постановке на миграционный учет в общем порядке, установленном действующим законодательством.

    • СНИЛС (постоянно не проживающие граждане оформлять этот документ не обязаны);
    • документы об образовании.

    Напомним, что с 2019 года СНИЛС в виде зеленой заламинированной карточки больше не оформляется. Что должен предоставить сотрудник вместо СНИЛС, узнайте в материале "СНИЛС отменили - что взамен?"

    Аналогичные правила приема на работу действуют для остальных иностранцев, прибывших из стран — членов ЕАЭС: при приеме на работу они предъявляют паспорт соответствующей страны и прочие документы согласно ст. 65 ТК РФ.

    По какой ставке будет платить налог с трудовых доходов иностранный гражданин, рассказывается в этой статье.

    Граждане Белоруссии имеют равные права с россиянами в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, а также в других вопросах трудовых отношений.

    Прием на работу иностранных граждан в 2021 - 2022 годах: таблица

    Для того чтобы вам было проще ориентироваться в правилах трудоустройства иностранцев, мы подготовили специальную таблицу. В ней вы найдете основные нюансы приема на работу граждан в зависимости от их статуса и страны пребывания.

    Прием на работу иностранных граждан в 2017–2018 годах: таблица

    ВАЖНО! Неисполнение норм трудового и миграционного законодательства чревато для компании крупными штрафами — до нескольких сотен тысяч рублей. Ответственный сотрудник работодателя штрафуется в меньшем размере. Сумма штрафа зависит от того, какую обязанность работодатель не выполнил. При этом наказание выносится не за сам проступок, а за каждого неверно принятого на работу сотрудника.

    Как ужесточилась ответственность работодателей за работу иностранцев без заключения с ними трудового договора, узнайте из этой публикации.

    Итоги

    В последние годы мобильность трудовых ресурсов значительно выросла. Люди уже не ограничивают поиск работы территориальными границами родного государства. В последние годы чиновники сделали многое, чтобы упорядочить миграционное законодательство и снизить поток нелегальной рабочей силы.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Оформление высококвалифицированного иностранного специалиста — процедура заключения трудового договора с гражданином другой страны, признанным ВКС. Состоит из нескольких этапов.

    Кто такой высококвалифицированный иностранный специалист (ВКС)

    Под ВКС понимают иностранных граждан, работающих в РФ по найму и отвечающих следующим условиям:

    • въехали с целью работы. Это отражается в миграционной карте;
    • получают заработную плату не менее установленного ст. 13.2 115-ФЗ уровня.

    Исходя из норм этой статьи, зарплата высококвалифицированного иностранного специалиста в 2021 обязана составлять:

    Как оформить прием ВКС

    Работодателю, планирующему сотрудничать с ВКС, важно помнить, что прием на работу высококвалифицированного иностранного специалиста в 2021, как и ранее, имеет особенности:

    • квота на привлечение иностранной рабочей силы не распространяется на ВКС. Их принимают вне квоты;
    • о приеме (и увольнении) высококвалифицированных специалистов необходимо сообщать в органы по вопросам миграции (п. 8 ст. 13 115-ФЗ);
    • при предоставлении таким работникам жилья или фактическом их проживании на территории работодателя их придется ставить на миграционный учет.

    Работодателей, планирующих прием ВКС, всегда интересует, требуется ли разрешение на привлечение иностранной рабочей силы для высококвалифицированных специалистов и необходима ли регистрация в ОВМ. Ответ дает ст. 13.2 115-ФЗ: при оформлении разрешения для ВКС на работу организация подает в органы миграции специальное ходатайство о привлечении иностранного специалиста.

    Нанять ВКС позволяют не всем организациям, а только:

    • филиалам и представительствам иностранных компаний;
    • научными и образовательным организациям;
    • некоторым спортивным организациям;
    • российским коммерческим компаниям.

    Организации, привлекающие высококвалифицированных иностранных специалистов, на момент подачи ходатайства не должны иметь неисполненных постановлений о наложении штрафов за нарушения в области миграционного законодательства и действующих запретов на привлечение ИГ.

    Есть сферы, в которых привлекать ВКС нельзя. Среди них:

    • религиозная деятельность;
    • муниципальная служба;
    • авиация и флот.

    Оформление занятости ВКС несколько отличается от других категорий иностранных граждан. Для облегчения работы коллегам вот пошаговая инструкция по оформлению ВКС на работу в 2021 году с учетом нюансов российского законодательства.

    Шаг 1. Подобрать специалиста. Переговоры с ним не возбраняется вести в любом формате, в том числе дистанционно.

    Шаг 2. Заключить трудовой договор. Оформляют его заранее, т. к. без ТД ВКС не получит разрешения на работу.

    В трудовой договор, помимо стандартной, предусмотренной ст. 57 ТК РФ , обязательно вносят информацию:

    • о реквизитах разрешения на работу (по факту его получения);
    • условиях оказания высококвалифицированному иностранному специалисту медицинской помощи.

    Договор заключается в 3 экземплярах (один — для ОВМ, по одному — для работника и работодателя (п. 6 ст. 13.2 115-ФЗ)) на русском языке. Если иностранец им не владеет, потребуется перевод.

    Во избежание дальнейших споров целесообразно указать в тексте контракта, что его условия переведены, разъяснены и понятны работнику.

    Шаг 3. Подать уведомление о заключении трудового договора с иностранцем в ОВМ. Для этого используют бланк, утвержденный Приказом МВД № 536 от 30.07.2020 .

    В заполненном виде уведомление выглядит так:

    Уведомление о принятии на работу ВКС




    Передают уведомление одним из способов:

    • лично, посетив региональный ОВМ;
    • почтой, отправив письмо с уведомлением о вручении и описью вложения;
    • по электронным каналам связи (доступно не везде).

    Шаг 4. Подать в ОВМ ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста по унифицированной форме. Актуальная утверждена Постановлением Правительства РФ № 487 от 30.06.2010 .

    Бланк выглядит так:

    Ходатайство о привлечении ВКС


    А вот заполненный образец:



    К ходатайству прилагают документы:

    • трудовой договор;
    • квитанцию об оплате госпошлины;
    • гарантийное письмо, которым работодатель берет на себя расходы по выдворению ВКС в случае нарушения им законодательства РФ.

    На этом же этапе оформляется и приглашение высококвалифицированного иностранного специалиста, если оно необходимо для получения визы.

    Шаг 5. Получение разрешительных документов. По результатам рассмотрения ходатайства органы миграции принимают решение либо о выдаче иностранцу разрешения на работу, либо об отказе. Весь процесс занимает около 30 дней. Выдают РНР лично иностранцу, по предъявлению паспорта.

    Не требуется оформлять разрешение на работу высококвалифицированным специалистам, прибывшим из стран ЕАЭС. Они работают без дополнительных документов.

    Шаг 6. Допустить иностранца к работе. Предварительно с ним проводят все необходимые инструктажи и, при необходимости, направляют на медосмотр.

    На этом пошаговое оформление высококвалифицированного специалиста-иностранца в 2021 заканчивается, но существуют несколько нюансов, которые необходимо учитывать уже в процессе работы ВКС:

    • ежеквартально придется отчитываться о сумме выплачиваемой заработной платы в ОВМ;
    • командировки ВКС возможны, но сроком не более 30 дней суммарно за год.

    Ответственность за нарушения

    При привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста работодателя накажут за:

    Чуднова Елена

    Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

    Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

    Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

    Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

    Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

    По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

    Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

    Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

    В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

    После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

    В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

    В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

    Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

    Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

    Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

    Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

    Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

    Читайте также: