Можно ли сказать что инклюзия является закономерным этапом развития общества

Обновлено: 28.06.2024

Сюда можно привлечь преодоление дискриминации по полу, возрасту, здоровью, этничности и многому другому. Другими словами, инклюзия становится новым явлением, которое обозначает стремление к преодолению неравенства, обретению свободы и новому качеству жизни.

Инклюзивное образование рассматривается, как закономерный процесс при развитии образования, которое базируется на признании того, что абсолютно все дети имеют право и могут обучаться совместно с другими во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, которые когда-либо существовали между ними.

Он предлагает следующие модели интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями:

– комбинированная интеграция (дети с уровнем психофизического и речевого развития близки к возрастной норме, по 1-2 человека на равных обучаются, получая постоянную коррекционную помощь);

– частичная интеграция (дети ещё не способны на равных со здоровыми детьми овладевать образовательным стандартом, по 1-2 человека включаются лишь на часть дня в обычные классы);

– временная интеграция (все обучающиеся в независимости от уровня развития объединяются с здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц, для проведения различных мероприятий;

– полная интеграция (все обучающиеся независимо от уровня их развития обучаются в одном классе).

При развитии интеграционных процессов в образовании можно выделить три основных этапа:

– второй этап характеризуется межпредметными связями (1950-1970 гг.). Они рассматривались с точки зрения взаимосвязи между предметными профессионально-техническими знаниями. Межпредметные связи понимаются, как принцип дидактики;

– третий этап в педагогике появляется достаточно богаты и большой опыт исследований проблем интеграции.

Интеграция – это не сумма ее составляющих частей, а качественно новое образование, которое возникает на основе:

– интегративной деятельности (взаимозависимо);

К внешним условиям, которые способны обеспечить эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относят:

– раннее выявление нарушении в здоровье;

– желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и помогать ему при обучении;

– создание условии для интегративного обучения.

Инклюзия даёт возможность всем учащимся в полной мере учувствовать в жизни коллектива.

Три аспекта в развитии инклюзии:

– разработка инклюзивной политики;

– развитие инклюзивной практики;

– создание инклюзивной культуры.

Инклюзия в образовании это:

– преодоление барьеров при образовании;

– проведение изменений, направленных на благо всех учеников;

– преодоление различий между учениками;

– признание права учеников н образование [23].

– обеспечение соблюдения прав, обучающихся на осуществление полноценного образования;

– предельно доступная среда (пандусы, лифты, специальное оборудование, медицинский кабинет и др.);

– организационно-методическая поддержка учебного процесса (индивидуальные учебные программы, инновационные информационные технологии в учебном процессе, воспитательная работа);

– мониторинг инклюзивного образования (отслеживание индивидуальных образовательных достижений).

Преимущества инклюзии для особых детей заключаются в том, что она позволяет им расширить круг своего общения с другими детьми без нарушения в развитии, повысить социализацию и развить различные коммуникативные навыки. Это важно, поскольку дети с ОВЗ и инвалидностью зачастую остаются во многом ограничены и коммуникация их сводится только лишь к общению с родными и близкими, различными специалистами и похожими на себя сверстниками.

У особых детей улучшаются достижения в обучении, если им созданы специальные условия в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Инклюзия дает возможность детям с особенностями осваивать образовательную программу в том варианте, который им доступен, в удобном для них темпе. Процесс обучения может быть совмещен с необходимыми коррекционно-развивающими занятиями и процессом оздоровления [27].

Помощь сверстникам с ограниченными возможностями со стороны здоровых детей способствует воспитанию у них внимательности, отзывчивости, готовности прийти на помощь в различных ситуациях.

Здоровые дети учатся уважать и ценить своих одноклассников, видеть то, что находится за внешними проявлениями особенности и инвалидности. У учителей (педагогов-психологов, педагогов-логопедов) появляются новые перспективы повышения профессиональной компетентности.

Освоение различных приемов, техник и технологий, которые необходимы при работе с детьми с инвалидностью, способствует более эффективной работе с классом в целом.

Благодаря живому сотрудничеству общению, а также доверительным отношениям с родителями, педагоги могут, во-первых, противостоять их неуверенности и страху, а во-вторых, использовать их знания и навыки общения с ребёнком в своей работе.

Родители в свою очередь справедливо ожидают от инклюзии того, что их ребёнок будет находиться и развиваться в коллективе сверстников, семья сможет свободно общаться в кругу друзей и родственников и что немаловажно всё это будет происходить при участии специалистов.

В диалоге с родителями нужно шаг за шагом выстраивать совместный путь к инклюзивному сосуществованию.

Первый шаг – полное принятие и понимание педагогами родительских чувств, которые возникли после рождения ребенка с серьезной ограниченностью. Только при этом условии родители смогут доверить своего ребенка педагогу, смогут доверять специалистам и будут открыты для дальнейшего сотрудничества.

Недостатков при инклюзивном образовании быть не должно, поскольку именно такое образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом.

Интеграция в целом связана с изменением свойств элементов образования, при этом сохраняя их характерные особенности. «А.Д. Урсул с позиции системного подхода выделяет основные формы интеграции:

– множество и совокупность (простое объединение элементов в некоторую совокупность);

– сложность и комплексность (объединение при наличии начальных элементов);

«Уровни интеграции в педагогике выделенные Ю.С. Тюнниковым:

– низкий уровень модернизации (изменения в исходном содержании образования и процесса обучения носит частный характер);

– средний уровень реализации некоторого равновесия между целями и задачами ранее сложившейся системы;

– высокий уровень характеризуется коренной перестройкой содержания образования.

В своём исследовании интеграции, как педагогической категории В.С. Ильин описывает следующие уровни развития педагогического процесса:

– разрозненность входящих в него элементов;

– появление связей между отдельными элементами;

– наличие связей между всеми элементами образования;

Осуществление интегрированного обучения происходит через:

– интегрирование общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных программ;

– составление индивидуальных учебно-коррекционных маршрутов и программ для комплексного сопровождения обучающихся с задержкой развития;

– воздействие в системе коррекционных классов и кабинетов, на основе составленных комплексных учебно-коррекционных маршрутов и программ;

– воздействие в условиях системы дополнительного образования (музыкальная, хоровая, танцевальная, фольклорная студии, спортивные специальные секции, кружки прикладного творчества).

Особое внимание важно уделять интеграции детей дошкольного возраста потому что она позволяет достигнуть ребёнку с ограниченными возможностями здоровья равного, или же близкого по его возрастной норме уровня речевого и общего развития и поможет ему на более раннем этапе своего развития безболезненно влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

Педагогические принципы интеграции и инклюзии составляют:

– непрерывность и дискретность образования;

– стандартизация и вариативность, фундаментализация и практическая ориентация содержания образования;

– проблемно-тематическая и целевая интеграция содержания учебных дисциплин, построенная на современных достижениях науки и практики;

– личностно-ролевая организация образовательного процесса.

При этом за каждым ребенком, который имеет какие-либо ограничения по здоровью сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Инклюзивное обучение является неким продолжением идей интегративного обучения, которое предшествовало инклюзии с хронологической точки зрения, идеологически и технологически. Именно поэтому их следует считать рядом расположенными, но неравнозначными терминами и процессами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивное образование - не просто модное веяние нашего времени, а естественный и закономерный этап в развитии системы образования вообще – и подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья. От полного отрицания самой возможности обучения детей-инвалидов просвещенное человечество пришло в свое время к весьма прогрессивной идее специального (коррекционного) образования, позже – к модели интегрированного обучения, и в последние годы – к проекту инклюзивного образования, позволяющего включать особенных детей в общеобразовательную среду вместе с нормативно развивающимися сверстниками.

Практически во всех развитых странах мира, принявших и реализующих этот новый образовательный подход, инклюзия рассматривается не только как подарок общества – некое образовательное благо для детей с ОВЗ, хотя и это – уже немало. Инклюзивное образование понимается и реализуется как благо для всех тех, кто таких детей учит, кто учится вместе с ними, кто воспитывает их в семье – и как шанс и для всего гражданского общества, получающего возможность на практике реализовать гуманистические ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека.

Сказанное – не пустые слова, за ним стоит состоявшийся опыт инклюзивного обучения в США, Канаде, Германии, Испании, Франции, опыт отдельных экспериментальных ОУ в РФ, а также опыт исследования эффектов и рисков этой особенной образовательной практики. Доказано, что включение особенных детей в общеобразовательную среду – дает не только очевидные эффекты для их обучения, развития и социализации, но, что не менее важно, – учит их нормально развивающихся сверстников ценить свое здоровье и природные способности, совершать усилия, чтобы преодолевать школьные трудности, собственную лень, интеллектуальное несовершенство. Обнаружено, что инклюзивное образование при его грамотной организации меняет не только мотивацию школьников, обучающихся рядом со своими сверстниками-инвалидами, но и способно радикально менять педагогическую позицию учителей. Учитель, в чьем классе обучается ребенок с интеллектуальными, речевыми, двигательными, сенсорными проблемами, вынужден искать новые, более совершенные методы преподавания, поскольку привычные учебно-дисциплинарные, построенные на объяснении, заучивании, повторении и контроле – не срабатывают. А это – полезно всем без исключения детям.

Инклюзивная школа – это с неизбежностью дето-центрированное, личностно-центрированное образовательное пространство – а не предметно -

ориентированное учебное заведение, где учителя любят формулы, карты, или литературные произведения - больше, чем детей.

Важно отметить и тот факт, что инклюзивное образование в большинстве европейских стран и в России – один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей. Но где-то, например, в Испании в 80-е годы 20 столетия, эта борьба приняла формы открытых протестов против специальных школ-инернатов. А где-то, например, в глубинке Ханты-Мансийского автономного округа, она проявляется сегодня как тихое сопротивление родителей образовательной политике, призывающей ради блага коррекционной помощи ребенку с проблемами слуха, зрения, движения, речи, отлучать его от семьи, от сельского образа жизни и отправлять в стены городской коррекционной школы-интерната, находящейся порой за 100, а то и 500 километров от родного дома.

Важно оценить предпосылки инклюзивного образования в своем регионе – и не растерять имеющийся опыт. Это и:

  • сложившаяся и успешно работающая система специального (коррекционного) образования;
  • наличие элементов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в территориях: ППМС-центры, ПМПК, психолого-педагогические школьные консилиумы (70% ОУ);
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для работы с детьми с ОВЗ;
  • деятельность уникальных ОУ, экспериментальных школ;
  • разрабатываемая программа развития системы образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Важно учесть и барьеры на пути к реализации проекта, чтобы избежать рисков необдуманных инноваций, тотального инклюзирования:

  • слабое взаимодействие существующих элементов, необходимость их интеграции в единую управляемую систему и обеспечение её ресурсами;
  • недостаточность ресурсов (кадры,, МТБ, методическое обеспечение, ППМС-сопровождение);
  • отсутствие региональной нормативной правовой базы инклюзивного образования (норматив финансирования, Положение и т.д.);
  • отсутствие механизма перехода от частных достижений в регионе - к надёжно функционирующей системе;
  • недостаточная проработка механизма оплаты труда педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы и дистанционного образования;
  • отсутствие в системе подготовки, переподготовки педагогов для общеобразовательной школы программ по инклюзивному образованию.

Важно понимать специфику социальной ситуации развития инклюзивного образования в сельских и городских территориях нашего региона, поскольку она принципиально различна. В нашем сельском поселении инклюзивное образование есть на базе нашей Алябьевской школы. Это – важные источники опыта для всех, кто намерен реализовывать такую практику в будущем. При этом в Советском районе Ханты-Мансийского округа существуют достаточные информационные, научно-методические, кадровые потенциалы и социально активные общественные, в том числе родительские объединения, являющиеся важными ресурсами для продвижения идей образовательной инклюзии в практику.

В то же время в сельских территориях инклюзия уже состоялась : много детей с ОВЗ обучается в общеобразовательных школах и в специальных, коррекционных школах и школах-интернатах. Но при этом на селе наблюдается не только жесткий информационный голод и кадровый дефицит, но и продолжают быть устойчивыми стереотипы устранения ребенка с ОВЗ из ОУ, наблюдается недостаточная толерантность населения к детям-инвалидам, присутствует нежелание родителей отлучать ребенка от дома и нежелание детей обучаться в школах-интернатах.

Российский и зарубежный опыт инклюзивного образования отчетливо показывает, что одним из наиболее важных условий его успешности является система ППМС-сопровождения. Отсюда понятно, что инклюзивное образование – новый вызов психологической службе области. Всем нам, специалистам системы комплексного сопровождения, предстоит решить целый ряд новых для себя вопросов: кого сопровождать, где, как, когда, какими методами.

Без своевременно и качественно оказанных услуг комплексного ППМС-сопровождения ребенка с ОВЗ, семьи и родителей инклюзия может в лучшем случае оказаться неэффективной, а в худшем - нанести непоправимый вред всем участникам образовательного процесса, поэтому необходимо всеми силами приблизить их к месту проживания и обучения детей – в сельские территории. Полагаем, что хорошим решением станет организация постоянно действующих муниципальных ПМПК во всех, без исключения, муниципальных территориях и городских округах и ППМС-служб, определение опорных школ, ресурсных центров по инклюзии на базе существующих МБОУ и ДОУ, обладающих достаточным опытом и порой уникальными технологиями работы с детьми с ОВЗ.

При этом недостаточно только создать саму инфраструктуру психологической службы, в муниципальных территориях, но и изменить методологические подходы к работе психологов с проблемами детей с ОВЗ: перейти наконец от селективной диагностики к диагностике развития (выявления ресурсов ребенка), от терапии стрессовых состояний педагогов, не принимающих особенных детей – к совместному поиску с ними психологически целесообразных условий обучения таких детей, от коррекции отдельных проблем в развитии детей – к сопровождению всей ситуации их развития в школе.

Одним словом - всем нам предстоит сделать немало усилий, чтобы создать подходящие для каждого конкретного ребенка и реальные для каждого ОУ модели инклюзии. Она может быть полной, частичной, эпизодичной и даже обратной, но не должна быть фиктивной, формальной, тотальной, поспешной и дикой.

Стоит подчеркнуть, что существуют факторы, внушающие надежду, что эта образовательная инициатива не будет благополучно провалена в нашем регионе и его отдельных территориях. Основные из них:

  • внятная и последовательная образовательная политика в регионе (Принятие программы, расчет норматива, утверждение Положения или регионального Закона);
  • личная позиция и управленческая воля руководителей муниципального уровня;
  • принятие ценностей и идей инклюзивного образования педагогами, родителями, обществом;
  • проектное,то есть поэтапное, обоснованное, плановое, ресурсно-обеспеченное, комплексное решение этой новой образовательной проблемы (кадры, нормативно-правовое обеспечение, материально-техническая база, программно-методические материалы, комплексное ППМС-сопровождение).


Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей. Оно обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех. Приспособление к различным нуждам разных категорий детей. Обеспечение доступа к образованию для детей с особыми потребностями.

В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в общеобразовательные классы школ и группы детских садов вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий воспитанников, часто является единственным способом получения образования для детей с нарушениями в развитии.

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только для детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную линию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей. Подражание является важным методом инклюзивного и интегрированного обучения.

История Л. С. Выготский (1896-1934) указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.

Практика работы некоторых образовательных, муниципальных и общественных организаций показывает, что дети-инвалиды способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. В этих случаях школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество. Таким образом, назрела необходимость ориентировать государственную систему дополнительного образования на работу с детьми-инвалидами.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
    3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
    4. Все люди нуждаются друг в друге;
    5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
    6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
    7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
    8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения

Проблемы инклюзивного образования:

1.В нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, в малых городах и селах дети-инвалиды нередко остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

2.Для обучения детей с ограниченными возможностями на современном уровне требуется решение ряда проблем, в том числе совершенствование системы образования. Сегодня существуют явные пробелы в законодательной базе, а также в системе социальной поддержки.

3.Значительная часть трудностей в обучении и воспитании детей-инвалидов связана с острым дефицитом квалифицированных кадров - коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Отсутствует система подготовки и переподготовки кадров для обучения детей-инвалидов в системе общего образования. Подготовка специальных педагогов ориентирована на работу в системе специальных школ.

4.Очень многие выпускники дефектологических факультетов (коррекционной педагогики и специальной психологии) не идут работать в специальные (коррекционные) образовательные учреждения из-за низкой зарплаты и непрестижности профессии учителя-дефектолога.

5.Особенности обучения детей-инвалидов как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в системе общего образования требуют внесения существенных изменений в учебные планы не только факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии, но и ряда других (прежде всего, факультетов дошкольного воспитания и учителей начальных классов).

6.Развитию инклюзивного образования препятствует отсутствие необходимого материально-технического обеспечения школ. Особое место среди проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимают трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.

7.В России до сих пор не создана единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи. И только немногие дети с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов, получают коррекционно-педагогическую помощь в раннем возрасте, хотя в ряде регионов (например, в Псковской, Свердловской, Самарской областях, Москве, Санкт-Петербурге) положительный опыт такой работы существует.

8.Большинство учителей и директоров школ мало знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в обычных классах.

9.Отмечаются следующие методологические и организационные сложности в исследованиях эффективности инклюзивного образования

-критерии, согласно которым школа может считаться инклюзивной, и кто их определяет; - как идентифицировать инклюзию в школе; - как зафиксировать изменения в развитии учащихся; - как сравнивать данные эмпирических исследований, если в них принимают участие разные популяции детей – учащиеся с особыми потребностями и ограниченными возможностями.

10.Психологические проблемы учителей:

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка.

12.Финансирование работы учреждения ориентировано не на ребёнка, а на вид учреждения.

13.Отсутствует нормативная и методическая база организации и проведения ЕГЭ для детей-инвалидов (особенно с нарушением опорно-двигательного аппарата и зрения) что фактически лишает данных обучающихся возможность сдавать ЕГЭ и ставит их в неравное положение с другими абитуриентами.

Положительные следствия инклюзивного образования

Таким образом, для успешного развития инклюзии необходимо:

1.Большое значение должно придаваться инклюзивному воспитанию. Инклюзивное воспитание – это управление индивидуальным развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (личностная инклюзия) в воспитательном пространстве, среде, воспитательной системе образовательной организации.

2.Оказание ранней коррекционной помощи детям с особенными педагогическими потребностями в детском саду.

3.Составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех учеников и воспитанников.

4.Обеспечить доступность школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой. Признать права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства.

5.Обеспечить физический доступ учеников с ограниченными возможностями здоровья в школы: транспорт, пандусы, подъемники.

6..Провести реформы и изменения, направленные на благо всех учеников школы в целом.

7.Сформировать у учащихся положительное отношение к обучению. Ученик выступает в качестве главного условия личного роста, способствующего преодолению негативных особенностей эмоционально-личностной сферы и благодаря включению в успешные виды деятельности.

8.Развивать личность учащегося, учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого воспитанника.

9.Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса путем взаимодействия диагностико-консультативной, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической, социально-трудовой деятельности. Начиная с детского сада.

10.Создание уютного, комфортного пространства для всех. Создание среды, способствующей гармоничному развитию личности ребенка вне зависимости от наличия или отсутствия у него ограниченных возможностей здоровья;

11.Формирование толерантного пространства детей, родителей, персонала и социального окружения.

12.Реструктурировать методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой.

13.Привлекать к работе в условиях инклюзивного образования высококвалифицированных специалистов, которые не только обеспечат усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и примут активное участие в работе школы в режиме развития.

14.Осуществлять мониторинг инклюзивного образования, т. е. отслеживать индивидуальные образовательные достижений каждого учащегося.

15.Формировать общественное сознание по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии. Признать равноценность для общества всех учеников.Повысить степень участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни.

16.Обеспечить внеклассную деятельность, формирующую из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития. Инклюзия – не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.

17.Избавится от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности.

18. Признать роль школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей.

19.Сохранять и укреплять здоровье всех категорий школьников и дошкольников.

20.Развить отношения поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

21.Развивать систему дистанционного образования.Осуществлять мониторинг инклюзивного образования, т. е. отслеживать индивидуальные образовательные достижений каждого учащегося.

Заключение: инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования и воспитания для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения и воспитания с постановкой адекватных целей всех детей, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого ребёнка и максимального раскрытия его потенциала.

Забота каждого гражданина понять и признать эти изменения. Изменить это отношения можно, только если начать с собственного сознания и правильного воспитания своих детей, изменения мышления всего общества.

Читайте также: