Можно ли считать каждое государство в котором есть правовая система и законодательство правовым

Обновлено: 02.07.2024

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Давайте вспомним

Подумаем

На вопрос о сущности правового государства можно ответить таким образом: это государство, в котором господствует право.

Вот почему учёные и юристы подчёркивают: характеризуя правовое государство, важно помнить о двух сторонах его сущности:

во-первых, о том, что высшая цель правового государства — обеспечить права человека и гражданина;

во-вторых, о том, что государственная власть в правовом государстве всегда действует только в рамках права, т. е. ограничена правом.

Понятие правового государства

Несмотря на особые признаки (о них мы ещё будем говорить), правовому государству присущи все те черты государства, о которых вы уже хорошо знаете. Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека?

Из истории (возможно, из средств массовой информации и т. д.) вы знаете, что государственная власть в любой стране мира имеет склонность к злоупотреблениям, незаконным действиям, идущим во вред рядовым гражданам. Отсюда следует насущная необходимость поставить её в надёжные рамки закона.

ДОКУМЕНТ

Итак, правовым можно назвать такое государство, в котором обеспечены — признаны и защищены — права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву, связана правом, для того чтобы твёрдо пресекать злоупотребления.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство всё ещё, пожалуй, остаётся идеалом для человечества, наука уже многое знает о нём и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства. А возникла эта теория много столетий назад.

Соединение силы и справедливости

Как вы знаете из курса истории, уже в древности, когда появились первые государства, принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами власти. И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая гуманистическая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством.

Знакомство с трудами величайших учёных Античности позволяет понять, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

А как соотнести право и власть? Римский мыслитель Цицерон (106—43 до н. э.) пришёл к выводу, весьма близкому идеям других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.

Власть в правовом государстве

Замечательные идеи о правовом государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632—1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдёт позднее); в) осуществляется разделение властей.

МНЕНИЯ

Сравни мысль М. М. Сперанского с идеями Ш. Монтескьё. Сделай выводы.

В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он сформулировал категорический императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым, с разделением властей.

Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.

Принципы (признаки) правового государства

Связать государство правом — значит построить его на основе определённых правовых принципов. Наука называет, как минимум, три таких принципа: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Верховенство права наиболее надёжный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти.

Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надёжно защищают права и свободы человека. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран, в том числе и в Российской Федерации, законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную также способствует правовому ограничению государственной власти.


Законодательная власть — парламент. Именно эта власть должна заботиться о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Российский парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.


Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обычно принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве. Исполнительная власть обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы — внесения законопроектов в Государственную Думу).

Главная задача исполнительной власти — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете, т. е. о том, как распределять денежные средства государства, а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Её исключительные полномочия (закреплённые законом права) — защищать право путём осуществления конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства (судебных заседаний) на основе строгого соблюдения Конституции и других законов.

Согласно Конституции Российской Федерации, судебная система в нашей стране состоит из трёх видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конcтитуционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (арбитражные суды округов; арбитражные аппеляционные суды; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных и арбитражных заседателей.

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, например США, где президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение её в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства.

Внешне, казалось бы, всё просто: каждая из властей (или ветвей власти) должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.

Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1). Вместе с тем многое из того, что закреплено в Конституции, скорее, цель. Становление правового государства — это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического периода (что, кстати, характерно для всех государств, относящих себя к правовым).

В Послании Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию, с которым он выступил 12 декабря 2012 г., говорилось о необходимости создания специальной законодательной базы для административного судопроизводства. Важнейшая задача — сформировать в судах судебные составы, разрешающие споры граждан с органами власти всех уровней. Необходимо также подготовить комплекс мер по развитию третейского судопроизводства в России.

На пути к правовому государству гражданам России предстоит преодолеть массу трудностей: тут и проблемы в области прав человека, и проблемы преступности, коррупции, бюрократизма и т. п.

И ещё одна серьёзнейшая проблема российского общества — состояние нашей личной гражданской правовой культуры. Исследования показывают, что примерно 3/4 населения страны плохо ориентируются в нормах законодательства, хотя знание этих норм необходимо каждому в повседневной жизни.

Правовое невежество порождает тяжелейшее социальное явление — правовой нигилизм — скептическое, равнодушное, а порой и отрицательное отношение к праву. Главная его опасность — в массовом противозаконном поведении, которое не только разрушает личность, но и подрывает устои государственного порядка.

ФАКТЫ

А как ты думаешь, о чём свидетельствуют эти факты?

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

В КЛАССЕ И ДОМА

Раскрой смысл этого утверждения.

Раскрой смысл каждого из приведённых положений.

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

В. Гюго (1802—1885),
французский писатель

Правовое государство - это… Понятие: какое государство является правовым? Признаки и основы гражданско-правового государства. Общество в правовом государстве. Правовое государство и гражданское общество. Функции правового государства. Россия - правовое государство? Ответы на вопросы ЕГЭ.

Фото Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин - legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство - это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом - защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Важнейшие принципы правового государства - верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права - это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство - признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство - обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия - правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом - без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права - подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека - права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом - все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона - контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Взаимная ответственность государства и личности - государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона - все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Россия - правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство - это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Судейский молот

Правовым называют государство, система права которого считает главной ценностью права и свободы человека, а деятельность всех органов власти направлена на защиту и соблюдение этих прав и свобод. Его основными признаками принято считать верховенство права, стабильность системы права, отсутствие произвола со стороны представителей государства и независимость разных ветвей власти.

Всем людям, находящимся на подвластной ему территории, правовое государство даёт такие гарантии как:

  • безопасность (в том числе от государственного произвола);
  • защита прав и свобод;
  • защита достоинства;
  • равенство прав;
  • справедливый суд.

В правовом государстве личность и государственная власть несут взаимную ответственность. Все обязаны подчиняться существующему правовому порядку, и любые нарушения как со стороны государства, так и со стороны жителей, должны пресекаться. Основная идея правового государства состоит в том, чтобы исключить любые проявления произвола со стороны государственной власти и различных органов, действующих от её имени.

На сегодняшний день считается, что правовым может быть только демократическое государство.

Конечно, практически любое государство в современном мире называет себя правовым. Однако нельзя просто провозгласить себя таким. Необходимо выстроить строгую и стабильную систему, защищающую людей и организации от любых действий со стороны представителей власти, которые нарушали бы их права и свободы.

Впервые идея правового государства была озвучена в 18 веке. Это был период роста антифеодальных настроений в Европе, поскольку представителям всех сословий надоело отношение властей. Основными авторами и идеологами данной концепции выступили Джон Локк (1632-1704) и Шарль де Монтескьё (1689-1755). В своих работах они описывали модель государства, все отношения внутри которого построены на уважении к человеческим правам и свободам.

Признаки правового государства

Чтобы государство можно было назвать правовым в современном понимании данного термина, оно должно обладать такими признаками как:

  • Верховенство права. Данный принцип должен соблюдаться во всех сферах жизни общества и быть обязательным для всех. Власть, люди и организации должны уважать и соблюдать правовые нормы.
  • Гарантия прав и свобод. Государство обязано следить за соблюдением прав и свобод человека, считая их высшей ценностью.
  • Ответственность государства перед людьми. Соблюдать действующие правовые нормы обязаны не только граждане, но и государство и все органы, представляющие его и действующие от его имени.
  • Разделение властей. Ветви власти должны быть самостоятельными, но при этом требуется так называемая система сдержек и противовесов, необходимая для недопущения произвола и противоправных действий со стороны этих ветвей.
  • Защита частной собственности.Правовое государство гарантирует защиту частной собственности, полученной законным путём.
  • Свобода экономической деятельности.Люди и организации имеют право заниматься любой экономической деятельностью, не нарушающей действующее законодательство.

Примеры правового государства

В 2010 году международная организация WJP (World Justice Project) начала вести рейтинг правовых государств. Для составления данного рейтинга специалисты WJP рассчитывают индекс верховенства права в конкретной стране. Для расчётов используется сложная формула, включающая данные различных экспертных оценок и результаты опросов.

В частности, учитываются такие аспекты как:

  • открытость власти;
  • соблюдение прав и свобод;
  • уровень коррупции;
  • правопорядок в стране;
  • регулятивное, гражданское и уголовное правоприменение;
  • соблюдение правовых норм государственной властью.

Лидерами этого рейтинга в 2020 году стали следующие страны:

  • 5 место: Нидерланды.По многим рейтингам эта страна считается одной из наиболее благоприятных для жизни. В ней не только уважительно относятся к правам и свободам людей, но и практически отсутствует социальная стратификация. В рейтинге WJP Нидерланды заняли пятое место с индексом верховенства права 0,84.
  • 4 место: Швеция.Низкий уровень преступности, мощная система образования и социально-ориентированная экономика обеспечили этой стране 4 место в рейтинге с индексом 0,86.
  • 3 место: Финляндия. Эта страна также занимает первые строчки в различных рейтингах, посвященных качеству жизни граждан. В рейтинге WJP она заняла третье место с индексом 0,87.
  • 2 место: Норвегия. Ключевой параметр, за счёт которого Норвегия вырвалась на второе место с индексом 0,89 – это эффективность гражданского правосудия.
  • 1 место: Дания. Возглавила рейтинг Дания с индексом 0,90. Первое место ей обеспечили эффективность гражданского правосудия и одна из лучших в мире правоохранительных систем.

России в этом рейтинге досталось 93-е место. В 2021 году в пятёрке лидеров произошли перемены – Германия вытеснила Нидерланды с 5-го места на 6-е. Россия в 2021 году переместилась на 101-ю строку.

Организация власти в правовом государстве

Рассмотрим ряд характерных особенностей, которые свойственны организации власти правового государства.

1. Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм – это концепция, подразумевающая законное существование различных точек зрения, в том числе и противоречащих друг другу. В правовом государстве человек имеет возможность высказать субъективное мнение, не боясь уголовной или административной ответственности.

Наличие идеологического и политического плюрализма подразумевает, что в стране не должно быть господствующей идеологии, а власть не должна быть сосредоточена в руках одной партии. Даже если одна партия получила большинство в парламенте благодаря народной поддержке, возможности других партий не должны ограничиваться.

Также признаком правового государства является плюрализм мнений в СМИ. В частности, оппозиция должна иметь возможность критиковать решения действующей власти и иметь для этого свободный доступ ко всем средствам массовой информации, включая государственные.

2. Принцип выборности

Органы власти избираются посредством всенародного голосования. В разных странах оно устроено по-разному, но сводится к тому, что все правоспособные (или дееспособные) граждане могут повлиять на исход выборов, проголосовав за предпочитаемого кандидата. Как правило, совместно с принципом выборности используется принцип сменяемости, подразумевающий, что власть избирается на небольшой срок, после которого происходят повторные выборы.

3. Обеспечение правопорядка и стабильность права

Правовое государство обязано обеспечивать правопорядок, гарантируя людям безопасность. Эту функцию выполняют правоохранительные органы и система правосудия. Кроме того, государство само должно уважать и соблюдать правовые нормы, защищая людей не только от преступности, но и произвола собственных представителей.

Принципы законности должны соблюдаться одинаково по отношению ко всем людям, независимо от социального статуса, должности, заслуг перед обществом и прочих факторов.

Кроме того, государство должно выстраивать максимально стабильную и устойчивую систему права. Обычно с этим не возникает проблем, государство действительно считает права и свободы высшей ценностью. Если же законодательная деятельность государства направлена на их подавление, это снижает стабильность системы права.

4. Недопущение монополизма

Любая монополия вредна, поскольку ограничивает свободу выбора и исключает альтернативы. Политическая монополия фактически подразумевает захват власти, а экономические монополии негативно сказываются на экономике страны, доступности соответствующей продукции и благополучии граждан. Поэтому правовое государство должно следить за тем, чтобы не возникало как политических, так и экономических монополий.

Функции правового государства

Правовое государство выполняет те же функции, что и любое другое государство, но при этом гарантирует защиту прав и свобод. Рассмотрим в этом ключе 5 основных функций правового государства:

  • Политическая. Данная функция направлена на обеспечение всем гражданам равных возможностей для участия в политической жизни страны, а также на формирование и свободное существование различных политических партий.
  • Экономическая. Регулирование экономической сферы – одна из важнейших функций государства. Оно обеспечивает честную конкуренцию на рынке, следит за уровнями инфляции и безработицы, предпринимает меры для предотвращения серьёзных последствий различных кризисных явлений.
  • Социальная. Данная функция подразумевает регулирование социальной сферы жизни общества. В частности, государство стремится обеспечить доступность образования и здравоохранения.
  • Правоохранительная. Эта функция направлена на поддержание правопорядка, защиту гражданских прав и свобод, защиту частной собственности.
  • Культурная. Данная функция связана с духовной сферой жизни общества. Правовое государство обеспечивает культурную свободу и плюрализм, давая гражданам возможность свободно обмениваться культурными ценностями, создавать и потреблять их.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство не может быть создано сразу. Чтобы его построить, необходимо обеспечить соответствующие условия. В частности, это такие условия как:

  • суверенитет народа (народ является единственным носителем или источником власти);
  • наличие гражданского общества;
  • свобода предпринимательства и наличие частной собственности;
  • стабильная, единая и согласованная система законов;
  • высокий уровень правосознания у граждан.

Таким образом, любое государство, стремящееся стать правовым, должно планомерно работать над внедрением различных принципов, подразумеваемых данным статусом. Ни одно государство не может просто провозгласить себя правовым, не будучи таковым – для этого необходимо соответствовать рассмотренным выше критериям.

Правовое государство в России в наше время

В Конституции РФ закреплены все базовые принципы правового государства. В частности, она называет главной ценностью права и свободы людей. Также Конституция гарантирует разделение властей, свободу слова, защиту частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.

Заключение

Правовое государство – это государство, в котором наивысшей ценностью являются права и свободы людей, а деятельность политических и социальных институтов направлена на то, чтобы максимально полно реализовать эти права и свободы. В современном мире каждое государство стремится получить статус правового, однако просто принять соответствующее решение недостаточно. Создание правового государства – это долгий процесс, в котором должны принимать участие и политические элиты, и простые граждане.

Содержание

Содержание

В сегодняшней статье будет рассматриваться правовое государство как целостная система взаимоотношений в обществе. Мы разберем понятие правового государства и его особенности. А также подробно опишем все признаки, которые определяют государство правовым.

Понятие правового государства

Государство, жизнь которого строится на соблюдении норм и правил, отличается от обычного тем, что вся деятельность внутри общества находится в подчинении у права, и эта деятельность обязательно целевая. Цель заключается в обеспечении прав и свобод человека. Подчинение праву говорит о том, что каждому гражданину будет обеспечена надежная защита не только жизни, но и взглядов.

С другой точки зрения, правовое государство – такое государство, где деятельность государственной власти строится на правовых нормах, правилах. Они созданы для того, чтобы население правового государства могло быть уверено в хорошей и свободной жизни при имеющейся власти.

Сущность правового государства заключается в том, что в нем будет действовать установленное верховное право и ограничение на власть государства посредством права. Еще один смысл правового государства заключается в возможности реализовывать законность соблюдения всех прав и свобод как каждого отдельно взятого человека, так и всего общества в целом.

Чтобы реализовать жизнь в правовом государстве, оно должно соответствовать определенным требованиям, одно из которых – государство необходимо существовать как система гарантий от бесконтрольных вмешательств в гражданское общество.

Если рассматривать правовое государство как фактор влияния, тогда это авторитетность крайне высокого уровня. Такое государство подразумевает режим реального главенства права каждого гражданина в двух сферах жизни: духовной и экономической.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что правовое государство – разностороннее, в него входят те же виды деятельности, что и в государство конституционно-демократическое.

Так или иначе, но только правовое государство способно обеспечить деятельность всех сфер общества в соответствии с теми порядками, которые изначально устраивают все население (общество в целом) и обеспечивают его полноценную, свободную и счастливую жизнь.

По каким признакам можно выявить правовое государство

Официально, всего выделяют пять признаков правового государства:

    1. Первый признак – положение права в основе всей деятельности и существования общества.
    2. Второй признак – признание в государстве высшим приоритетом гарантии всех прав и свобод гражданина.
    3. Третий признак – равенство всего населения государства перед законом.
    4. Четвертый признак – разделение властей.
    5. Пятый признак – признание в государстве суда независимым органом власти.

    В соответствии с различными возникающими ситуациями, ученые выделяют еще одну пару признаков – верховенство государства в соответствии со всеми нормативными актами и признание международного права приоритетным.

    Ниже мы подробнее разберем некоторые из перечисленных признаков, чтобы лучше разобраться с тем, что такое правовое государство, и как его реализуют в обществе.

    Этот признак необходимо закрепить в Конституции и на законодательном уровне, а также в тех сферах жизни общества, которые соответствуют естественному праву. Идея правового государства фиксирует невозможность разрушить права и свободы человека, а также признает за собой обязанность соблюдать и выполнять эти права и свободы.

    Независимость суда

    Такой признак правового государства является еще и основным механизмом гарантии прав и свобод. Он обеспечивается всевозможными властными и общественными структурами, в силу того, что независимый суд вправе и имеет возможность отстаивать права граждан от возникновений произвольных ситуаций со стороны исполнительной власти.

    Независимость суда обеспечивается статьей 120 Конституции Российской Федерации и другими статьями, в которых фиксируется несменяемость и личная неприкосновенность сотрудников, в частности, судей.

    Также существуют статьи, которые фиксируют и дают право судам на то, чтобы ограничивать права и свободы населения. Примером этого может стать арест имущества по статье 35 . Согласно ей, никто, кроме суда, не имеет права лишить человека его личного имущества.

    Верховенство Конституции по отношению ко всем действующим нормативным актам

    Ни один закон, предусмотренный законодательством государства, не может корректировать, изменять или как-либо дополнять Конституцию. А тем более, не следовать ее статьям.

    Конституция представляет собой основу той системы права, которая призвана создавать порядок, но при этом Конституция и Право будут сосуществовать на равных. Даже в самой Конституции зафиксирован тот факт, что Конституция закреплена как верховный инструмент Права.

    Приоритетность действия международного права

    Такой принцип правового государства обеспечивает связь и партнерские отношения с соседними странами, что благоприятно сказывается не только на политике государства, но и на его экономике.

    Конституция Российской Федерации разделяет приоритетность международного права на две составляющие:

    • Первая – международное право является частью правовой системы государства. Вторая – при возникновении разногласий в законах и международном праве, приоритет будет отдан в сторону урегулирования международных разногласий.

    Перечисленные выше признаки правового государства признаются основными, однако на практике возникает ряд факторов, которые включают:

    • Верховную власть Парламента в законодательной сфере.
    • Демократический контроль за деятельностью гражданской армии за границей и внутри государства.
    • Самостоятельность средств массовой информации (то есть, государство не вмешивается в деятельность СМИ).
    • Законность методов реализации деятельности органов контрразведки.
    • Гласность внешнеполитических действий правительства правового государства.

    Ряд этапов, на которых формируется правовое государство

    Правовое государство формируется в определенной последовательности этапов. Всего их три:

    1. Первый этап заключается в том, что сначала в государстве должны быть предпосылки, способные обеспечивать главенствующую позицию права. Такие предпосылки могут касаться абсолютно любой сферы жизни общества, например, социального или культурного характера.
    2. Второй этап – когда государственная власть начинает принимать меры для обеспечения главенствующей роли права. Мотив для принятия решений в этом смысле может быть любым, начиная от возникающей воли у органов власти и до моментов возникновения острых социальных разногласий.
    3. Третий этап – на этот этап может перейти то государство, которое установило и эффективно реализует право как верховную силу для принятия решений в обществе.

    Обратите внимание! На каждый последующий этап формирования правовой жизни государства оно может перейти, только если на прошлом этапе установились определенные результаты, установленные сутью этапа.

    Принцип разделения властей

    В любом государстве, которое стремится жить в соответствии с нормами и фиксированными правилами, существует принцип разделения власти на линии деятельности. Каждая из властей – политический институт со своими правами и ответственностью/обязанностями.

    Всего выделяют три линии власти: законодательная, исполнительная, судебная.

    Все три линии власти независимы друг от друга в рамках выполнения деятельности. Но ни одна из них в отдельности не может осуществлять управление государством.

    Зачем все-таки необходимо передавать власть не одному гражданину? Для того, чтобы власть не находилась у одного человека. Принятие решений должно касаться группы лиц, чтобы быть максимально эффективным и объективным. Когда в государстве отсутствует разделение власти, это неизбежно приведет к ситуации, в которой возникает диктатура, и правит насилие.

    Правовое государство строится на трех линиях разделения власти, такой принцип является одной из главных составляющих демократической власти, которая действует в государстве.

    Кроме этого, при разделении властей каждым типом вопроса или ситуацией будет заниматься подходящий человек. Это гражданин, который профессионально разбирается в теме и возникающих вопросах.

    Заключение

    Исходя из всех перечисленных особенностей внутреннего устройства государства, живущего по правилам и нормам, можно сделать вывод, что для каждого из существующих органов исполнительной власти необходимо утверждать специальные законы и права. И именно право является базисом для всех решений всех органов власти, в том числе, тех решений, которые связаны с принуждением населения к чему-либо.

    Правовое государство – одна из наиболее востребованных концепций развития государств в наше время. Она предполагает следование определённым принципам развития, которые исследованы доктринально и изложены в целом ряде трудов, однако, как мы можем видеть, многие современные государства отклоняются от теоретических формул, создавая аутентичные варианты развития. С одной стороны, это обусловлено особенностями развития каждой цивилизации, определяющими её индивидуальный путь к формированию правового государства. С другой стороны, это может быть воспринято исследователями как отказ от идеи правового государства, декларируемой законодательно, и выбор иной парадигмы государственного развития.

    Конституция России декларирует как свершившийся факт, что Россия является правовым государством, однако, учёные-правоведы и критики власти в один голос утверждают, что данное конституционное положение есть фиктивное и верховенство права для нашей страны пока не достигнутый результат, а цель. Многие из них склоняются к тому, что Россия в своём развитии двигается более в сторону полицейского государства, нежели правового.

    Полную противоположность полицейскому государству представляет государство правовое. Квинтэссенция правового государства есть верховенство права, достижимое, на мой взгляд, в случае симфонии государственных и общественных интересов. Из этого утверждения логично проистекает, что государство в понимании Ф. Лассаля и В. Ленина не может быть правовым, поскольку являет собой инструмент подавления, а значит, не может выражать интересы всего общества. Прямым доказательством этому является история СССР: нельзя не согласиться с исследователями, которые считают, что Советский Союз в разные периоды представлял собой авторитарное или тоталитарное государство, но неизменно сохранял свою полицейскую сущность.

    Наибольшую трудность в анализе правового государства представляет тот факт, что ни в одной стране до сих пор не сложилось полностью правовое государство. Этот факт даёт критикам идеи правового государства основания полагать, что правовое государство, не существующее в реальности ныне, никогда и не будет существовать, вытесняясь другими режимами, более удобными с позиций осуществления публичной власти. Как бы то ни было, попробуем предельно точно определить наиболее значимые черты правового государства.

    Иной порядок предусмотрен теорией правового государства. Если К. Маркс и Ф. Энгельс определяли право, как волю, возведённую в закон, то социологическая школа юриспруденции определяет данное соотношение формулой: право создаётся обществом, а закон – государством. Чтобы примирить данные точки зрения отметим, что право, созданное обществом, не имеет гарантий реализации в том случае, если не поддерживается государством в плане возможности принуждения к исполнению. Следовательно, оптимальной моделью будет общественная воля, возведённая в закон государством. Получается идеальный вариант взаимодействия общества и государственной власти в правовом государстве, который, разумеется, предполагает некоторые условия, такие как, скажем, определённый культурный уровень населения. Чтобы создавать право, гарантируемое впоследствии государством, граждане должны обладать развитым правосознанием, высоким уровнем правовой культуры, пониманием толерантности, умением избегать межличностных конфликтов и разрешать противоречия в обществе мирным путём.

    В качестве следующей определяющей черты правового государства назовём защиту прав человека. Права человека в правовом государстве должны защищаться в первую очередь судом, но не только им. Важно привлечение институтов гражданского общества к защите прав человека: разнообразные объединения, целью которых является охрана прав и свобод – неотъемлемый институт правового государства. Причём объединения должны не сражаться против государства, не желающего полноценно защищать права своих граждан, а действовать как добровольный помощник государства, поскольку, будучи правовым, оно определяет в качестве первостепенной задачи заботу о защите прав своих граждан.

    Итак, из всего вышеизложенного следует вывод об утопичности идеи правового государства, столь востребованной сейчас в мировом сообществе. Как бы то ни было, надо признать, что эта утопия не кажется сейчас настолько далёкой от реальности, как классические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. Следовательно, мы можем предположить на уровне допущения, что последовательные преобразования способны создать условия для формирования правового государства.

    Читайте также: