Можно ли рассматривать независимость судей как личную привилегию

Обновлено: 04.07.2024

Принцип независимости судей — важная гарантия самостоятель­ности судебной власти, действующей независимо от законодательной и исполнительной властей. В Российской Федерации не могут изда­ваться законы и иные нормативные акты, отменяющие или умаляю­щие самостоятельность судов, независимость судей.

Принцип независимости судей означает также, что никакие госу­дарственные органы, общественные организации и должностные лица не могут каким-либо образом влиять на судей, а равно на привлекае­мых к участию в рассмотрении дел присяжных и арбитражных заседа­телей при осуществлении правосудия. В своей деятельности по осуще­ствлению правосудия судьи независимы и никому не подотчетны.

Согласно ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняют­ся только Конституции РФ и федеральному закону. Установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа зако­ну, суд принимает решение согласно закону.

Независимость судей всех судов, в лице которых представляется судебная власть, является проявлением ее самостоятельности, дейст­вующей независимо.

Основные гарантии независимости судей установил Закон о стату­се судей в ст. 9.

Закон О Статусе Судей Статья 9. Гарантии независимости судьи

1. Независимость судьи обеспечивается:

предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

системой органов судейского сообщества;

предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

2. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии".

(абзац введен Федеральным законом от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

3. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и военных судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов.

(в ред. Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

4. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

Неприкосновенность судьи прежде всего распространяется на его личность, а также на его жилище, служебное помещение, используе­мые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадле­жащие ему имущество и документы. Гарантией неприкосновенности судьи является также правило, запрещающее привлекать судью к ка­кой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении пра­восудия мнение и принятое судебное решение, если только вступив­шим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Уголовное дело в отношении судьи вправе возбудить только Пред­седатель Следственного комитета РФ при наличии на то заключения судебной коллегии судей в составе трех судей соответствующего суда и согласия соответствующей ККС. Также только при ее согласии до­пускаются привлечение судьи в качестве обвиняемого, его привод и заключение под стражу. Заключение судьи под стражу может быть применено не иначе как по решению судебной коллегии в составе трех судей соответствующего суда в связи с ходатайством Председателя Следственного комитета. При отказе ККС дать согласие на производ­ство в of ношении судьи таких действий Председатель Следственного комитета может обратиться по данному вопросу в Высшую квалифи­кационную коллегию судей РФ.

Закон запрещает задержание, а равно принудительное доставление судьи в государственный орган в порядке производства по делам об ад­министративных правонарушениях. В случае, если судья был задержан по подозрению в совершении преступления или подвергнут приводу, по установлении его личности он должен быть немедленно освобожден.

Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в лич­ный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а также досмотр и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов про­изводятся с соблюдением Конституции РФ, федеральных законов н целях обеспечения безопасности других людей и лишь в связи с про­изводством по уголовному делу в отношении этого судьи. (Закон предусматривает некоторые особенности, касающиеся обеспечения непри­косновенности судьи Конституционного Суда РФ: он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за Исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечении безопасности других людей (ст. 15Закона о Конституционном Суде РФ).) Однако уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному доначала судебного разбирательства, подлежит рассмотрению только Верховным Судом РФ, а не иным судом, тем самым для судьи обеспечи­вается дополнительная гарантия вынесения справедливого решения.

С учетом изложенного следует подчеркнуть, что конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из суще­ственных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профес­сиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституци­онного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти (ст. 10 и 120 Конституции РФ). Судейская неприкосновенность — не личная привилегия гражданина, занимающего должность судьи, а средство защиты публичных интере­сов, прежде всего интересов правосудия. При этом необходимо также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессио­нальный риск, наличие различных процессуальных и организацион­ных средств контроля за законностью действий и решений судьи.


Независимость судебной власти является конституционным принципом обеспечения верховенства права при осуществлении правосудия, условием беспристрастности и основной гарантией справедливого судебного разбирательства. Поддержание независимости судебной власти, следование принципу независимости является обязанностью судьи.

Судья при рассмотрении дела обязан придерживаться независимой и беспристрастной позиции в отношении всех участников процесса. Судья должен осуществлять судейские полномочия, исходя исключительно из оценки фактических и правовых обстоятельств дела, в соответствии с внутренним убеждением, уважая процессуальные права всех участвующих в деле лиц, независимо от какого-либо постороннего воздействия, давления, угроз или иного прямого или косвенного вмешательства в процесс рассмотрения дела, с какой бы стороны оно не оказывалось и какими бы мотивами и целями не было вызвано.

Судья должен осуществлять профессиональную деятельность в строгом соответствии с законом, опираясь на внутреннее убеждение и не поддаваясь влиянию кого бы то ни было. Публичное обсуждение деятельности судьи, критические высказывания в его адрес не должны влиять на законность и обоснованность выносимого им решения [ст.8 Кодекса судейской этики].

Независимость судьи страдает и в том случае, когда он вынужден строить свою работу, учитывая несовершенство автоматизированной системы. В ГПК РФ предусмотрена возможность проводить предварительное судебное заседание за пределами общего срока рассмотрения дела [ст. 152 ГПК РФ]. В то же время автоматизированные системы в судах запрограммированы без учета такой законной возможности и распознают такое действие как нарушение. Судьям приходится писать объяснительные на имя председателей судов, обосновывая, что указанное действие было законным. Такая процедура представляется довольно затяжной, и судьи, несмотря на наличие нормы права, предпочитают не применять ее на практике. В этом случае, помимо того, что нарушается принцип независимости судьи, оказывается нежизнеспособной норма права.

В карьере судьи немаловажную роль играет статистика: чем выше процент отменяемых решений судьи первой инстанции, тем сложней ему в дальнейшем перейти в суд апелляционной инстанции. Поэтому, при принятии своего решения судьи, как правило, учитывают практику вышестоящих судов по делам аналогичной категории споров с целью снизить риски возникновения отмен принятых ими решений. В своем роде это тоже ограничивает свободу и независимость судьи в момент принятия решения.

При такой неравномерной нагрузке судье будет сложно внимательно вникать и контролировать все нюансы каждого дела, рано или поздно будут появляться ошибки, а для председателя это может стать причиной для проведения служебной проверки в отношении такого сотрудника с мерой наказания в виде наложения дисциплинарного взыскания и вплоть до увольнения.

Неопытность судьи тоже может сказываться на нарушении принципа независимости. В силу отсутствия судейского опыта и малого юридического опыта, мировые судьи часто консультируются с другими судьями, более опытными. Конечно, это не запрещено, но при принятии решения независимость судьи уже будет немного нарушена. Другой судья не принимал участия в рассмотрении дела и не знает всех обстоятельств, он лишь выразил свою позицию по одному из поставленных вопросов. Она может оказаться неверной или недостаточной для мотивировки принятого решения, и, если неопытный судья использует ее, то такое решение можно будет поставить под сомнение.

С одной стороны, такая практика подрывает авторитет судей среди граждан, а с другой — судьи вынуждены так поступать в силу определенных обстоятельств. И, если проблема с техническим аспектом не требует длительного времени для решения. Необходимо лишь внести изменения в программное обеспечение. То в других случаях для того, чтобы изменить положение дел, времени потребуется значительно больше.

Основные термины (генерируются автоматически): судья, независимость судьи, внутреннее убеждение, практик, рассмотрение дела, решение, РФ, судебная власть.


Оглавление

  • 1. Понятие и сущность гражданского процесса, гражданско-процессуальная форма
  • 2. Понятие и предмет гражданско-процессуального права
  • 3. Источники гражданского процессуального права
  • 4. Взаимосвязь гражданско-процессуального права с другими отраслями права
  • 5. Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел
  • 6. Система гражданско-процессуального права. общая характеристика ГПК РФ
  • 7. Виды гражданского судопроизводства и стадии гражданского процесса
  • 8. Понятие, значение и состав принципов гражданско-процессуального права
  • 9. Принципы гражданского процесса
  • 10. Принцип гласности судебного разбирательства
  • 11. Принцип независимости судей
  • 12. Принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон
  • 13. Принципы: активности суда, добросовестности лиц, участвующих в деле, устности, быстроты судебной деятельности

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гражданский процесс. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

11. Принцип независимости судей

Данный принцип закреплен Конституцией РФ, ГПК РФ и Законом о судебной системе.

Сущность данного принципа заключается в том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Иными словами, независимость предполагает определенные рамки поведения в правовом поле, без влияния (давления) со стороны любых органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Независимость достигается путем установления правила, согласно которому судьи несменяемы. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной комиссии. Несменяемость и неприкосновенность судей обеспечивают их независимость от какого-либо внешнего влияния. А полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке, установленном законом.

Независимость также проявляется в том, что судьи неприкосновенны и они не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Независимость гарантируется следующими правилами:

1) суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону;

2) судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции и закону;

3) в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей;

4) лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность.

Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. Принцип независимости судей не означает, что судья полностью свободен в осуществлении правосудия. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и другие законы. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях он должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность^ также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Независимость судьи обеспечивается:

1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

2) запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

3) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

4) правом судьи на отставку;

5) неприкосновенностью судьи;

6) системой органов судейского сообщества;

7) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судьи, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей РФ и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Я высоко ценю возможность выступить сегодня перед вами. Снова приехать в Москву, прекрасный и исторически важный город - по-настоящему большая привилегия. Я хочу поблагодарить Совет судей и судью Сидоренко за приглашение принять участие в Совете судей. Приятно увидеть старых друзей и завести новых.

Что такое независимость судей? Означает ли она, что судьи действуют сами по себе, независимо от всех ограничений? Конечно, нет. Нигде судьи не являются полностью суверенными. На независимость судей накладываются существующие структурные, институциональные, культурные и общественные ограничения. Поэтому вопрос независимости судей - это вопрос её степени.

Её важный элемент - независимость принятия решений. Судья должен быть свободным в беспристрастном применении закона, без какого-либо неподобающего внешнего давления - политического, экономического или социального. Но в реальности независимость принятия решения является иллюзорной. Судьи и суды действуют не в вакууме. Все мы - люди, и все мы приходим на работу с определенным жизненным опытом и мнениями. И бывает трудно от них отрешиться при принятии решения. Мы, кроме того, живем внутри общества, в отношении которого мы выносим решения, поэтому на нас не могут не влиять знание контекста и последствий тех решений, которые мы принимаем.

Необходимость поддержания порядка в обществе, конечно, оказывает ограничивающее влияние на независимость судей. Назначение законов - поддержание порядка в обществе. Суды, применяющие законы, предназначены для той же цели. А граждане, чтобы не нарушать общественного порядка, должны знать, чего от них ожидают. Поэтому важна некоторая степень предсказуемости в применении права. В моей стране мы ориентируемся на прецедент. У вас в стране, хотя прецедент не является определяющим, судьи, при применении закона в конкретной ситуации, иногда стремятся узнать, какие решения принимались по схожим делам. Это способ достижения единообразия и стабильности, которые преследуют ту же цель, что и прецедент, способствуя обеспечению предсказуемости системы права. Все мы знаем, что граждане должны знать свои юридические права и обязанности. И мы знаем, что право должно иметь определенную степень предсказуемости, поскольку без этого, нам грозил бы хаос как следствие нестабильных и произвольных судебных решений.

При обсуждении независимости судей иногда имеется в виду структурная независимость. То есть имеется в виду судебная власть, которая отделена от исполнительной и законодательной ветвей. У нас, в США, судьи структурно независимы. Однако эта структурная независимость обычно сопровождается встроенными видами зависимости и взаимозависимости и взаимосвязанными полномочиями, так что структурная независимость судов не является полной. Позвольте мне привести несколько примеров из моей собственной страны.

Конгресс США предоставляет средства для функционирования судов, устанавливает жалование судей и принимает законы, которые устанавливают юрисдикцию судов и правила процедуры, которые должны применяться судами. Хотя в США жалованье федерального судьи не может быть уменьшено, повышение жалованья, с соответствии с влиянием инфляции, подлежит одобрению и исполнительной, и законодательной властью. Американские судьи всё ещё зависят от других ветвей власти в отношении обеспечения равенства оплаты, в получении средств на обеспечение деятельности судов, включая кадровое обеспечение, а также в отношении правил процедуры, в соответствии с которыми мы работаем. Поэтому, хотя у нас в США структурно независимая судебная система, она не является финансово независимой.

Я думаю, что мы все согласимся с тем, что есть разные формы независимости судей, и у неё есть много разных аспектов. Одним из таких аспектов является подотчетность судей. Означает она, что судьи, даже если они независимы, должны быть подотчётны. Что я имею в виду под подотчётностью? Как и в случае с независимостью судей, подотчётность судей имеет много смыслов и много форм. И подобно независимости, есть разные степени подотчётности. Подотчётность, по моему мнению, включает в себя то, что необходимо для того, чтобы граждане доверяли суду, судебному процессу. У них должно быть ощущение, что судьи справедливы, беспристрастны и соблюдают принципы этики. Должно быть ощущение, что судьи не получают никаких дополнительных благ от решений, которые они выносят и что законы применяются одинаково по отношению ко всем, кто предстаёт перед судом. Это ощущение не может возникнуть благодаря высокопарным заявлениям или провозглашённым великим целям. Оно, скорее, возникает в результате реальных процедур, процессов и требований, которые показывают, что суды независимы, но подотчётны обществу.

Некоторые полагают, что между независимостью и подотчётностью есть некоторое напряжение, некоторое противоречие. Они считают, что подотчётность ограничивает и ослабляет независимость. Я думаю, что они не правы. Я считаю, что подотчётность усиливает независимость судей и что никакая судебная власть не является по-настоящему независимой, если у неё нет доверия граждан, завоёванного посредством подотчётности. Я бы сказал, что независимость и подотчётность - две стороны одной медали.

Стивен Брейер, член Верховного Суда США, много пишет о природе независимости судей. В своей недавней статье он определил пять признаков независимости судей. Кратко их можно описать следующим образом:

1.Первый признак - институциональная защита судей. Важные элементы защиты касаются срока службы и уровня жалованья. Если есть возможность манипулировать тем или другим, у судей нет реальной защиты от непопулярности своих решений.

2. Второй признак касается управления деятельностью судов. Независимая судебная власть сама управляет своими судами. Деятельностью судов не должны управлять лица, назначенные исполнительной или законодательной ветвями. Администраторы судов, от самых небольших судов до высших, должны работать на судей, а не наоборот.

3. Третий признак касается судейской дисциплины. Только судьи должны иметь полномочия применять меры дисциплинарного воздействия к другим судьям. Я не говорю здесь о лишении полномочий. Я говорю о мерах дисциплинарного воздействия, не доходящих до лишения полномочий. Хотя лишение полномочий, конечно, является высшей мерой дисциплинарного воздействия, оно применяется относительно редко. Ответственность за принятие мер внутрисудейского дисциплинарного воздействия на судью, лежащая на других судьях, является важным элементом независимости судей.

4.Четвёртый признак независимости судей, который выделяет член Верховного Суда США Брейер, наличие прозрачных стандартов и методов, с помощью которых можно разрешать конфликты интересов. Судьи раскрывают финансовые конфликты интересов и должны заявлять самоотвод и устраняться от участия в любом судебном разбирательстве, в результатах которого у них может быть личная или финансовая заинтересованность. Если судья отказывается заявить самоотвод, должна быть возможность принесения протеста.

5.Пятый признак независимости судей, с точки зрения члена Верховного Суда Брейера, уважение по отношению к судебным разбирательствам и решениям со стороны граждан, даже если последние не согласны с результатом процесса. Граждане уважают независимых судей, поскольку они знают, что решения суда не были куплены, что на них не повлияли личные, финансовые или политические соображения.

Я считаю, что каждый их этих пяти признаков имеет отношение к понятию подотчётности судей. Позвольте мне объяснить этот тезис.

Второй признак независимости касается административного управления судами судьями. Если суды управляются иной ветвью власти или если администраторы судов не подчиняются судьям, тогда судьи не будут подотчётны в отношении того, как они ведут судебные разбирательства. Верным является и обратное. Если суды независимы и административно управляются персоналом, назначенным судьями, тогда судьи будут нести ответственность за эффективность и оперативность разрешения юридических споров.

Третий признак независимости касается внутрисудейских мер дисциплинарного воздействия. Член Верховного Суда США Брейер считает, что если сами судьи отвечают за меры воздействия в отношении судей, тогда за факт применения или неприменения мер воздействия нельзя винить другие ветви власти. Если судьи имеют полномочия принимать меры воздействия в отношения своих коллег, это значит, что они достигли судейской независимости, но также и установили ответственность за то, как они выполняют или не выполняют свою ответственность, связанную с применением мер воздействия. Это означает, конечно, что меры дисциплинарного воздействия в отношении судей должны быть прозрачными и справедливыми, но принципиальными. Должен быть набор ясных правил. Необходим кодекс поведения, чтобы избежать произвольных стандартов. Судьи должны знать, чего от них ожидается, и общественность тоже должна это знать. Внутрисудейский механизм принятия мер воздействия, основанный на ясных правилах поведения, защищает и население, и самих судей. Кроме того, процедуры, дающие судьям возможность получить совет по этическим вопросам, а также определения, предшествующие тем или иным действиям судей, защищают судей от этических споров постфактум. Суть в том, что судейское сообщество, у которого есть свои внутренние стандарты и процедуры дисциплинарного воздействия, является и подотчетным, и независимым.

Четвёртый признак независимости, наличие методов разрешения конфликтов интересов, очень похож на предыдущие. Независимые судьи - это судьи, на которых не влияют личные или финансовые связи. Если справедливость продается или если судьи могут принимать решения, от которых выигрывают они сами или их семьи, такие судьи, согласно любому определению, не являются независимыми. Они зависимы от тех, кто может принести пользу им. Если у судей есть полномочия, способность и обязанность заявить самоотвод, если под сомнение может быть поставлена их объективность, тогда институт суда является и считается независимым. Опять же, необходимы ясные стандарты и процедуры их применения, равно как и раскрытие финансовых интересов судей, которое может выявить или опровергнуть наличие конфликтов интересов.

Выделяемый Брейером пятый признак независимого суда, когда судебные решения принимаются эффективным образом и воспринимаются как беспристрастные и справедливые, видимо, итожит все остальные признаки. Если судьи воспринимаются как справедливые и беспристрастные, и если их решения уважаются и исполняются, тогда судебная система имеет признаки подлинной независимости. И эта цель недостижима без сопровождающей её подотчётности, которую мы обсуждали.

Судейская независимость, конечно же, достойная цель. И подотчётность, которая требуется для её достижения, является необходимой ценой, а также сущностным и фундаментальным аспектом самой независимости. Та же монета, но разные её стороны.

Судейская независимость, вне всякого сомнения, требует постоянной бдительности. Все мы знаем, что политические ветви власти имеют привычку периодически предпринимать шаги по ограничению независимости судей. Моя собственная страна является тому примером. Американские политические деятели (можно вспомнить Президента страны Томаса Джефферсона в начале 1800-х годов) время от времени предпринимали попытки установить контроль над судебной властью. Является ли напряжённость в отношениях между судами и политическими ветвями власти чем-то естественным, либо она усиливается несогласием с судебными решениями или попыткой присвоения власти, мы всегда должны быть бдительными и помнить о необходимости судебной власти, которая, хотя может и самая слабая ветвь власти, в силу своей независимости, является оплотом свободного общества.


Оглавление

  • 1. Понятие и сущность гражданского процесса, гражданско-процессуальная форма
  • 2. Понятие и предмет гражданско-процессуального права
  • 3. Источники гражданского процессуального права
  • 4. Взаимосвязь гражданско-процессуального права с другими отраслями права
  • 5. Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел
  • 6. Система гражданско-процессуального права. общая характеристика ГПК РФ
  • 7. Виды гражданского судопроизводства и стадии гражданского процесса
  • 8. Понятие, значение и состав принципов гражданско-процессуального права
  • 9. Принципы гражданского процесса
  • 10. Принцип гласности судебного разбирательства
  • 11. Принцип независимости судей
  • 12. Принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон
  • 13. Принципы: активности суда, добросовестности лиц, участвующих в деле, устности, быстроты судебной деятельности

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гражданский процесс. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

11. Принцип независимости судей

Данный принцип закреплен Конституцией РФ, ГПК РФ и Законом о судебной системе.

Сущность данного принципа заключается в том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Иными словами, независимость предполагает определенные рамки поведения в правовом поле, без влияния (давления) со стороны любых органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Независимость достигается путем установления правила, согласно которому судьи несменяемы. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной комиссии. Несменяемость и неприкосновенность судей обеспечивают их независимость от какого-либо внешнего влияния. А полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке, установленном законом.

Независимость также проявляется в том, что судьи неприкосновенны и они не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Независимость гарантируется следующими правилами:

1) суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону;

2) судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции и закону;

3) в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей;

4) лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность.

Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. Принцип независимости судей не означает, что судья полностью свободен в осуществлении правосудия. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и другие законы. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях он должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность^ также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Независимость судьи обеспечивается:

1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

2) запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

3) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

4) правом судьи на отставку;

5) неприкосновенностью судьи;

6) системой органов судейского сообщества;

7) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судьи, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей РФ и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Читайте также: