Можно ли пройти медкомиссию с просроченным паспортом

Обновлено: 02.07.2024

Как всем известно, получать паспорт положено в 14 лет, менять в 20 и 45. Начать процедуру замены нужно в течение 30 дней после соответствующего дня рождения. Тут все просто, как табурет, - на последней странице паспорта есть даже скупая памятка. А вот дальше начинаются детали и реальность.

Что будет за пропуск срока оформления паспорта?

Если прикапываться строго формально, то в Кодексе об административных правонарушениях нет статьи про бездействие по поводу замены паспорта. Практически это требование о замене тоже плохо реализуемо: ходить по квартирам и проверять не просрочил ли кто паспорт? Вряд ли. Поэтому проблемы у гражданина появятся, когда он сам пойдет его менять.

Занимается этим общественно полезным делом по привлечению граждан к ответственности Федеральная миграционная служба . По сложившейся практике "забывчивым" вменяют ч.1 ст.19.15 КоАП "проживание по недействительному удостоверению личности (паспорту)". Санкция по статье - штраф от 2000 до 3000 руб. ч.2 этой же статьи специально для москвичей и петербуржцев, там суммы чуть повыше - 3000-5000 руб.

Согласно ч.1 ст.23 КоАП такие дела относятся к подведомственности МВД, т.е. постановление о наложении штрафа будет выносить какой-нибудь начальник из полиции (их там длинный список).

Если паспорт не менять

Тут тоже нюанс. В принципе, можно подумать, что раз документ просрочен, то и вовсе недействителен, как большинство бумажек. Однако в случае с паспортом это не совсем так. Разумеется, что совершенно точно не получится с просроченным документом:

  • оформить кредит, рассрочку
  • купить билеты на поезд или самолет
  • провести сделки с недвижимостью
  • устроиться на работу официально (тут как повезет, можно сказать, что "позже новый занесу")
  • выехать из страны
  • приобрести гражданское, охотничье оружие.

При этом паспорт даже с истекшим сроком остается вполне себе удостоверением личности при встрече с полицией; покупке билетов на рейсовые автобусы, электрички или прочие местные средства транспорта; для подтверждения совершеннолетия в магазинах или предъявления в поликлинике. Впрочем, больницы, поликлиники, а особенно скорая помощь, это вообще отдельная история и тут волноваться о действительности паспорта вообще не стоит. Лишь бы был.

Как попытаться отвертеться от штрафа

Для начала нужно помнить о небольших сроках давности по административным делам. В нашем случае всего два месяца. Что это значит на практике? Если Вы пропустили время замены паспорта, а потом все же обратились с нужными документами (лично в МФЦ, ФМС или через интернет), скажем, 17 августа и до 17 октября Вам не впаяли штраф, то можно выдохнуть. Процессуальные сроки прошли.

Следующий важнейший момент - ст. 4.2 КоАП о смягчающих обстоятельствах при рассмотрении "административки". Важнейший он потому, что больше цепляться нам здесь не за что, других НПА, которые могут помочь, попросту нет.

В 4.2 КоАП есть длинный список возможных смягчающих обстоятельств . Их признание может означать, что штраф или вовсе не назначат, или сократят его размер. Из существенного там можно выделить беременность, тяжелую болезнь, наличие малолетних детей, форс-мажорные обстоятельства, а также тяжелую жизненную ситуацию. Два последних пункта могут толковаться очень широко и позволяют обжаловать решение в суде.

Если с форс-мажором более-менее понятно (ураганы, бури, катастрофы), то тяжелая жизненная ситуация подразумевает сильное и длительное психологическое давление объективно сложившихся обстоятельств. Знаю, сложновато. Обычно это тяжелая болезнь близких, серьезные проблемы с финансами, работой или другие "удары судьбы", когда человек попросту не до паспорта.

Стоит помнить, что список статьи 4.2 КоАП не исчерпывающий . Любые значимые обстоятельства могут быть признаны смягчающими вину. Поэтому если думаете, что у Вас есть иные причины, не указанные в статье, лучше смело их заявляйте, хуже не будет.

Ах да, есть еще в законе пункт про "раскаяние и признание вины" перед гражданином начальником. Такое тоже зачтется, так что лучше покаяться и пообещать честно-честно больше так не делать. Некоторые даже советуют самостоятельно явиться сразу в УпВМ с покаянной, но это уже на любителя.

Ну и напоследок про то, если уйти в "глухой отказ" и штраф не платить из принципа. Идея эта очень скверная, чревата увеличением штрафа раз так в десять (там еще и пени бегут после 2 месяцев просрочки), и как следствие, арестом счетов, а то и самого "уклониста" суток так на 15 . Не делайте так. Судиться всяко лучше.

И еще. Чтобы проверить паспорт на действительность, мало ли, есть официальный сайт УпВМ .

Чтобы восстановить паспорт, нужно подготовить пакет документов и оплатить госпошлину. Если у вас его украли, первым делом идите в полицию, чтоб вашим документом не воспользовались мошенники!

Содержание

Паспорт – основной документ, удостоверяющий личность. Если он потерян, украден или испорчен, нужно как можно быстрее оформить новый. Как восстановить паспорт при утере максимально легко и быстро? Рассказываем алгоритм действий в такой ситуации.

Можно ли жить без паспорта?

При этом обязанности у человека без паспорта точно такие же, как у того, кто имеет на руках действующий документ. То есть ответственность за любые правонарушения он будет нести в соответствии с действующим законодательством.

Куда обращаться при потере паспорта?

Что делать, если потерял паспорт? Порядок ваших действий зависит от того, украли ваш паспорт, потеряли вы его или просто испортили.

В первых двух случаях требуется сначала обратиться в полицию для оформления заявления о хищении. Это важно, потому что украденным или найденным документом могут воспользоваться злоумышленники.

Если паспорт просто пришел в негодность, можно сразу обращаться в отделение МВД по вашему месту жительства. Далее мы подробно расскажем, какую подготовительную работу перед этим провести и почему желательно нести документы именно в то отделение, к которому относится адрес вашей регистрации.

Алгоритм восстановления паспорта при утере или краже

Чтобы получить новый паспорт взамен утерянного (похищенного), необходимо действовать по следующей системе.

1. Обращение в полицию с заявлением о хищении паспорта (если его украли).

Когда вы отдадите заявление, вам оформят талон. Он состоит из талона-корешка и талона-уведомления. Второй останется у вас.

2. Подготовка документов, которые нужны для получения нового паспорта.

Чтобы данные в новом паспорте были корректными, соберите все документы, которые нужны для проставления соответствующих отметок.

Документы, необходимые для восстановления паспорта

Какие документы нужны для восстановления паспорта в связи с утратой (похищением):

  • Заявление об утрате (похищении) паспорта.
  • Заявление о выдаче паспорта.
  • Две фотографии.

Они могут быть цветные или черно-белые, размер – 35×45 мм. На фотографии должны помещаться голова и верхняя часть плеч, при этом человек должен быть строго анфас и смотрящим прямо с нейтральным выражением и закрытым ртом, без головного убора. Если религиозные убеждения того, кто получает паспорт, предполагают наличие головного убора, можно не снимать его для фотографии, но лицо при этом должно быть строго открыто. Если человек постоянно носит очки, на фото он должен быть в очках без тонированных стекол.

  • Документы, подтверждающие семейный статус и наличие детей (при наличии), – для проставления отметок в новом паспорте.

Чтобы на соответствующих страницах поставили корректные отметки, предоставьте свидетельство о браке (или иной документ, подтверждающий семейное положение) и свидетельства о рождении детей. Если актуально, документы, необходимые для постановки штампа о воинской обязанности.

– Талон-уведомление – в том случае, если паспорт был украден.

– Свидетельство о рождении.

– Квитанция об уплате госпошлины.

Штраф за утерю паспорта в 2021 году платить не нужно, но требуется оплатить госпошлину, которая составляет 1500 рублей. Ее необходимо оплатить заранее, то есть до выдачи паспорта.

Для замены паспорта в связи с его негодностью необходимы следующие документы:

  • Заявление о выдаче (замене) паспорта.
  • Паспорт, подлежащий замене.
  • Две фотографии.
  • Документы, подтверждающие семейный статус, отношение к воинской обязанности и наличие детей (при наличии), – для проставления отметок в новом паспорте.
  • Оплатить госпошлину – также 1500 рублей.

3. Передача документов на обработку.

Куда обращаться, если потерял паспорт, – вопрос, который многих беспокоит. Мы не так часто совершаем подобные действия, поэтому может показаться, что с этим возникнут сложности.

Передать документы можно в отделение МВД (по месту жительства, регистрации или пребывания), МФЦ. Также можно воспользоваться порталом Госуслуг, но в этом случае все же придется наведаться в свое отделение МВД и передать документы, а потом делать онлайн-запрос на оформление нового паспорта.

Оформление паспорта занимает 10 дней, если вы подали документы в отделение по месту жительства. Если вы отдали документы не в то отделение МВД, которое выдавало предыдущий паспорт, срок изготовления нового может составлять до 30 дней.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

В марте 2019 года я обнаружила, что через 10 дней у меня истечет срок действия водительского удостоверения.

Я расспросила знакомых, кто и как менял права, посмотрела в интернете, где быстрее пройти медкомиссию, и обменяла права в ГАИ за 30 минут.

Расскажу, что и как я делала.

Когда меняют права

Водительское удостоверение действует 10 лет. После этого его необходимо заменить. Еще права следует заменить, если:

  1. Изменились личные данные, например фамилия.
  2. На правах есть повреждения, которые мешают идентифицировать личность водителя.
  3. Права украли или водитель их потерял.
  4. Права оформлены на основании поддельных или просроченных документов.
  5. Появились новые медицинские показания, которые ограничивают возможность управления автомобилем. Например, если человек ослеп на один глаз, его машина должна быть оборудована парктрониками или парковочной системой. В водительском удостоверении об этом поставят отметку.

Если у прав истек срок действия и водитель их вовремя не поменял, он может попасть на штраф — от 5 до 15 тысяч рублей.

В период эпидемии срок действия водительских удостоверений продлили. Но не всех, а только тех, у которых срок истек с 1 февраля по 15 июля 2020 года. За управление автомобилем с такими правами в этот период штрафовать было нельзя.

Как меняют права

Существует три варианта замены прав: в ГАИ, через МФЦ и на сайте госуслуг. Во всех случаях потребуется медицинское заключение, паспорт и старые права. Говорят, еще спрашивают СНИЛС, но мне он не понадобился.

Забирать новые права надо будет здесь же. Срок разный: в Москве права будут готовы примерно через 10 календарных дней, в Петербурге — через 15 рабочих дней.

Будьте внимательны при уплате госпошлины. Через МФЦ нет скидки, как на портале госуслуг, — нужно заплатить 2000 Р . И внимательно смотрите коды ОКТМО при оплате — у разных районов даже в одном городе они отличаются. Уточните нужный в том МФЦ, куда вы пришли.

В ГИБДД нужно прийти с пакетом документов без записи, взять талончик, заплатить госпошлину, заполнить заявление и ждать своей очереди. Что и как делать, скажут инспекторы — от вас потребуется только покорно переходить от одного окна к другому и ждать. Очереди в ГИБДД обычно большие. Два года назад мой муж менял права через ГИБДД — потратил пять часов только там, не считая получения медицинской справки.

Госуслуги. Это самый быстрый и удобный путь. Заполняете анкету, выбираете время и место обмена прав и отправляете ее электронно в удобное время. Госпошлину платите на сайте со скидкой 30%.

В день, который вы указали, приходите с пакетом документов. Ваше заявление проверяют, вас фотографируют, вы расписываетесь и получаете новые права.

Я потратила один час на получение медицинского заключения, 5 минут на заполнение заявления на сайте и 30 минут в ГИБДД. Вот инструкция.

Чтобы обновить права, нужно пройти медицинское освидетельствование. Еще его называют водительской комиссией. Это необходимо, чтобы определить, есть ли у водителя медицинские противопоказания или ограничения на управление транспортным средством. По результатам освидетельствования выдают медицинское заключение.

Если права меняются из-за смены фамилии, их утери или повреждения, повторно проходить медкомиссию не нужно. Если истек срок действия или ухудшилось состояние здоровья, например появилось заболевание, которое влияет на возможность управлять автомобилем, — медкомиссия обязательна.

Перечень противопоказаний, ограничений и показаний установлен законом. Например, водить машину запрещено больным эпилепсией, людям с психическими расстройствами и расстройствами поведения. Для тех, у кого проблемы со зрением, установлены ограничения по типу транспортного средства: если человек ослеп на один глаз, он может водить машину, в которой есть акустическая парковочная система.

Где проходить. Пройти медкомиссию можно в любом учреждении без привязки к месту регистрации. Главное, чтобы у учреждения была лицензия на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг.

Если живете в Санкт-Петербурге, а прописаны, например, в Ярославле, пройти психиатра и нарколога в Санкт-Петербурге можно, только если есть регистрация по месту пребывания. В противном случае придется ехать за справками в Ярославль.

Я нашла ближайший ко мне медицинский центр, в котором есть такая услуга, как водительская комиссия, и посмотрела на сайте, есть ли у них лицензия. На сайте же узнала, что по предварительной записи можно получить скидку

Каких врачей проходить. Для медкомиссии на категорию В нужно пройти:

  1. Психиатра.
  2. Психиатра-нарколога.
  3. Офтальмолога.
  4. Терапевта.

Других специалистов потребуется пройти, если к ним направит один из врачей обязательного списка. Невролог, лор и ЭЭГ нужны для других категорий прав.

Как проходить. Лучше начать с психиатра и нарколога. Для этого необходимо сходить в районный наркологический и психоневрологический диспансеры по месту жительства и получить там справки. Они действительны только 30 дней. Если не успеете пройти остальных врачей, придется получать заново.

я потратила на справки от психиатра и нарколога, когда меняла права

Справки платные. Например, в Петербурге справка от психиатра стоит 500 Р , от нарколога — 600 Р .

Вместе с этими справками следует прийти в организацию, где проводят водительскую комиссию, и пройти обследование у остальных врачей. Вам оформят и выдадут на руки бланк-карточку, куда врачи впишут заключения. Справки от нарколога и психиатра заберут и вклеят в эту карточку. Вместо нее в конце выдают медицинское заключение о том, что вы допущены к управлению транспортными средствами определенных категорий.

Водительская комиссия не покрывается полисом ОМС, поэтому даже в обычной поликлинике придется за нее заплатить. Без учета справок от нарколога и психиатра комиссия в поликлинике стоит в среднем тысячу рублей, в коммерческом центре — 1,5 тысячи. В поликлинике еще спрашивают сведения о флюорографии, группу крови и резус-фактор. Я проходила водительскую комиссию в коммерческом медицинском центре, и флюорографию или данные о группе крови у меня не просили.

В конце 2019 года Минздрав планировал ввести обязательные анализы на признаки следов наркотиков и регулярного употребления алкоголя. Это должно было увеличить стоимость прохождения медкомиссии примерно до 5 тысяч рублей. Позже вступление в силу нового порядка медосвидетельствования перенесли: сначала — на 1 июля 2020 года, потом — на 1 января 2021 года. В декабре 2020 года Минздрав в очередной раз перенес срок вступления в силу нового приказа — на 1 января 2022 года.

У мужчин еще могут спросить военный билет. Но по закону военный билет или справка из военкомата не обязательны для водительской комиссии. Если военный билет настоятельно требуют, можно составить досудебную претензию руководству клиники. Она заключила с вами договор на оказание платных медицинских услуг, а отказ принять вас — это нарушение его условий.

Я регистрировалась на госуслугах еще несколько лет назад. Чтобы подавать документы, например налоговую декларацию, или получать загранпаспорт, необходимо подтвердить личность.

Для этого нужно сходить в отделение МФЦ или удостоверяющий центр — список есть на сайте госуслуг. Еще можно подтвердить личность через Почту России — получить код подтверждения заказным письмом.

Клиенты некоторых банков могут подтвердить личность не выходя из дома. Например, клиенты Тинькофф-банка могут сделать это через личный кабинет.

Заполнять заявление нужно только тогда, когда на руках есть медицинская справка: в заявлении потребуется указать ее номер.

Последним этапом нужно выбрать место и время, когда придете на замену удостоверения с пакетом документов. Я выбрала ближайшее отделение ГИБДД и утреннее время. Рассуждала так: везде случаются сбои и люди опаздывают. Это копится как снежный ком: если утром это будет несколько минут задержки, то к вечеру может быть уже час. Еще утром больше свободных слотов — я выбрала время на следующий день без проблем.

Будьте внимательны. Внизу справки указан номер бланка. Вам нужен не он, а номер около штрихкода. Номер серии указывать не нужно. Еще потребуется указать номер лицензии медицинской организации. Когда будете получать справку, проверьте, чтобы он хорошо читался

Хотя на госуслугах пишут, что в ГИБДД не имеют права требовать квитанцию об уплате госпошлины, я рекомендую ее сохранить в телефоне или распечатать. Когда я подавала документы, у меня спросили, нет ли случайно у меня этой квитанции. Если бы не было, сотруднику ГИБДД пришлось бы искать меня по базе. А так я сэкономила время и себе, и ему.

Никаких электронных талончиков брать не нужно. Для тех, кто подал заявление через госуслуги, работает отдельное окно. Нужно найти его и сесть в зоне слышимости. Вызывать будут по фамилии через громкоговоритель.

Вызывают по очереди, но лучше подходить заранее. У меня было назначено на 8:40. Я пришла в 8:30 и через две минуты меня вызвали. Человек, который был записан на 8:30, опаздывал, поэтому стали называть следующих по списку. Как потом поступают с опоздавшими — я не знаю.

Пакет документов необходимо отдать сотруднику и подождать, когда он сверит данные. Паспорт лучше заранее вынуть из обложки, чтобы сэкономить время. Все документы забирают, а вас отправляют фотографироваться.

Фотосъемка проходит отдельно. Очередь тоже занимать не нужно — вызывают по фамилии. Перед кабинетом есть зеркало, чтобы причесаться. Фотографии смотреть или выбирать не дают — как получился, так получился. Перефотографируют только в том случае, если моргнул или получилось нерезко.

Дальше нужно вернуться в общий зал и ждать вызова, чтобы проверить данные и расписаться. Потом права заламинируют.

После этого вызывают в последний раз — отдать новые права и документы. Одновременно с этим на старых правах обрезают уголок — теперь они недействительны. Их можно забрать на память.

Чтобы каждый не спрашивал, где и как расписываться, на окне висит подробная инструкция. Я заметила, что в среднем у этого окна человек сидит не дольше трех минут

Сколько времени ушло. В ГИБДД я потратила всего 30 минут от входа до выхода. Все очень быстро и отлаженно. А еще на новых правах у меня расширилась категория, хотя я не сдавала дополнительных экзаменов. Раньше у меня была только категория B — легковые автомобили и небольшие грузовики до 3,5 т. Сейчас у меня появилась категория В1 — это мотоциклы на трех колесах и квадрициклы. Квадрициклы — это не квадроциклы, а что-то вроде открытого мини-авто с педалями, сцеплением и обычным рулем.

Иногда в банк за кредитом обращаются физлица, у которых истек срок действия паспорта. Что в этом случае предпринимает банк — давайте разберемся.

Последствия истечения срока действия паспорта

Гражданам, которые не достигли 64 лет, паспорт нужно обменивать каждые 10 лет , а после 64 лет паспорт выдается до достижения гражданином 100 лет . Дата, до которой паспорт действителен, указана в нем на странице 31. Для обмена паспорта гражданин может менее чем за один год до истечения срока его действия обратиться для его обмена в ОГИМ УВД или иной госорган, уполномоченный на это законодательством об административных процедурах . На обмен отведен 1 месяц или 15 дней — когда гражданин пожелал обменять паспорт ускоренно. Для обмена паспорта в срочном порядке отводится 7 дней. В случае истечения срока его действия паспорт становится недействительным .

Паспорта, выданные до 9 августа 2012 г., действительны до окончания срока их действия, в том числе если этот срок более 10 лет .

Просроченный паспорт подлежит изъятию должностным лицом ОВД .

Обмен паспорта — административная процедура. Срок действия документов, выданных в том числе при осуществлении административных процедур, продлевается на шесть месяцев, если срок действия этих документов истек (истекает) с 10 ноября 2020 г. по 10 мая 2021 г. .

Если срок действия паспорта гражданина Республики Беларусь истек (истекает) начиная с 10 ноября 2020 г. по 10 мая 2021 г., то он не будет являться недействительным, а срок его действия продлевается на шесть месяцев . Автоматическое продление срока действия паспорта не препятствует гражданину обратиться в ОВД для обмена паспорта .

Как действует банк, когда паспорт физлица просрочен

Данные о паспортах клиентов банков, их представителях, включая информацию о сроке действия, хранятся в МСИ .

Срок хранения данных о клиенте, его представителе в МСИ — не менее пяти лет с даты последнего проведения процедур идентификации клиента, его представителя, обновления (актуализации) данных о клиенте участником МСИ, к которым относятся и банки . В случае выявления в МСИ неактуальных данных они блокируются владельцем МСИ — НКФО ЕРИП . Блокировка происходит не позднее банковского дня, следующего за днем, с которого данные стали неактуальными. О блокировке клиент, его представитель информируются владельцем МСИ при регистрации или аутентификации . Таким образом, когда клиент-физлицо заблокирован в МСИ, у банка нет возможности заключить кредитный договор в электронной форме с физлицом, у которого истек срок действия паспорта.

Законодательством установлена необходимость идентификации участника финансовой операции, в частности, при заключении договора на осуществление финансовой операции в письменной форме . Для проведения идентификации физлицо, его представитель обязаны предоставить в банк документы, необходимые для идентификации . Идентификация физлиц при их личном обращении за предоставлением кредита может проводиться, в частности, на основании документа, удостоверяющего личность, к реквизитам которого относится идентификационный номер . Идентификационный номер, указанный в паспорте, остается неизменным на протяжении всего периода существования записи в регистре населения . Данные, полученные при идентификации, банк обязан передать в МСИ .

Срок действия паспорта относится к другим данным, которые банк передает в МСИ . В случае неактуальности данных они блокируются МСИ.

На заметку
При обращении физлица за предоставлением кредита банк имеет право отказаться от заключения кредитного договора, в частности, когда:
— имеются сведения о том, что предоставленная кредитополучателю сумма кредита не будет возвращена (погашена) в срок;
— при наличии иных оснований, способных повлиять на выполнение кредитополучателем обязательств по кредитному договору или предусмотренных законодательством Республики Беларусь
.

Отметим, что решение вопроса о предоставлении кредита относится к компетенции банка и принимается с учетом требований ЛПА. Основания для отказа в кредитовании могут предусматриваться в ЛПА банка. Среди них может быть и предъявление потенциальным кредитополучателем недействительных документов, удостоверяющих личность. При принятии решения о кредитовании или об отказе в кредитовании банк, как правило, анализирует ряд факторов: кредитоспособность, сведения, содержащиеся в кредитных историях и др. В случае отказа в предоставлении кредита физлицу банкам рекомендовано доступно, аргументировано и компетентно объяснять заявителям причины принятия отрицательного решения о предоставлении кредита .

Отметим также, что предоставление клиентом банку документов (их копий), вызывающих сомнение в их подлинности (достоверности), — один из признаков подозрительных финансовых операций . При выявлении финансовой операции, вызывающей подозрения:

— сотрудник банка действует в порядке, определенном п. 65 Инструкции N 818;

— банк вправе принять решение об отказе в осуществлении финансовой операции .

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex


Согласно п. 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации[1] срок действия паспорта гражданина:

• от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста;

• от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста;

• от 45 лет — бессрочно.

По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления какого-либо из следующих обстоятельств[2]:

1) достижение 14-летнего возраста (п. 1 Положения о паспорте);

2) истечение срока действия паспорта (п. 7 Положения о паспорте);

3) достижение возраста, предусмотренного п. 7 Положения о паспорте; изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате и/или месте рождения; изменение пола; непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин; обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей и иные случаи (п. 12 Положения о паспорте).


ВРЕМЕННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

До оформления нового паспорта гражданину по его просьбе территориальный орган МВД России выдает временное удостоверение личности. Его форма устанавливается МВД России[3].

Форма временного удостоверения личности № 2П утверждена Приказом ФМС России от 30.11.2012 № 391 (в ред. от 02.02.2015).

Как известно, ФМС России упразднена[4], а ее функции и полномочия переданы МВД России. Однако в настоящее время актуальной является именно форма, утвержденная ФМС России (см. пример).


То есть паспорт, подлежащий замене, нельзя рассматривать в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина, даже в течение 30-дневного срока, отведенного для его замены.

Следовательно, работодатель не вправе заключать трудовой договор с гражданином, предъявившим при приеме на работу такой паспорт, если у него отсутствует временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.

Отметим, что в российском законодательстве не предусмотрено административной ответственности за несвоевременный обмен паспорта. Однако наказание предусмотрено за проживание гражданина без документа, удостоверяющего личность.

Извлечение из Кодекса РФ об административных правонарушениях

Статья 19.15. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Штраф за это же нарушение в Москве или Санкт-Петербурге предусмотрен в повышенном размере — от 3000 до 5000 руб.

[1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (в ред. от 18.11.2016; далее — Положение о паспорте).

[2] Пункт 15 Положения о паспорте.

[3] Абзац 2 п. 17 Положения о паспорте.

[4] Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 (в ред. от 21.12.2016).

[5] См. ответ на вопрос 15 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2005 г. (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.03.2006).

Читайте также: