Можно ли предъявлять паспорт в электронном виде

Обновлено: 15.05.2024

Современные мошенники имеют солидный арсенал способов изъятия денег у добропорядочных граждан. Всех ходов аферистов не предусмотреть, поэтому специалисты рекомендуют простой и надежный способ защиты — тщательно оберегать свои данные от посторонних. Особенно бдительным нужно быть со своим паспортом и его копиями, ведь ситуации, когда злоумышленники получают кредиты по чужим документам, в России фиксируются все чаще и чаще.

Разве можно использовать копию паспорта для получения кредита? Имеют ли право кредитные организации выдавать деньги без предъявления оригинала главного документа, удостоверяющего личность? Давайте разберемся в этом непростом, но очень важном вопросе, чтобы в будущем не совершать ошибок, которые могут обойтись очень дорого, причем в полном смысле этого слова.

Как выдают кредиты по копии паспорта

Оформление договора производится дистанционно, без посещения офиса. Все что необходимо предъявить заемщику — это фотографию своего паспорта. После получения изображения документа такая кредитная организация тут же выдает кредит.

Средний размер кредита, предоставляемого такой организацией, составляет 30 тысяч рублей. Деньги перечисляются на банковскую карту или онлайн-кошелек. Правда, в первом случае, карта банка должна быть оформлена на имя человека, указанное в копии паспорта. А вот перевод на электронные кошельки идеален для мошенников, так как открывают их, предъявляя ту самую копию паспорта.

Почему кредиты выдают по копии?

Этот распространенный вид мошенничества возможен исключительно благодаря недобросовестности кредитных организаций. Любой юрист знает, что обычная копия не имеет никакой юридической силы. Более того, эта бумага даже не может считаться документом.

Организация, игнорирующая действующие нормы законодательства, целиком и полностью отвечает за проведенную сделку. Сам владелец паспорта, копия которого попала в руки мошенникам, не несет никакой ответственности за произошедшее и беспокоиться ему не о чем.

Эксперты уверяют, что солидная кредитная организация, действующая в правовом поле, прежде чем выдать человеку деньги, потребует предъявить оригинал паспорта. Тут есть важный нюанс — показать документ должен не кто попало, а именно его владелец.

Даже если вы сами оформляете кредит, то лучше иметь дело с законопослушными компаниями. Проверить то, официально работает фирма или нет, можно в реестре МФО, который можно найти на сайте Центробанка. Все компании, имеющие право работать в России, получали лицензию и есть на ресурсе ЦБ.

Компания, работающая в рамках закона, не станет выдавать кредит по копии паспорта. В этом случае легко попасть на подделку и потерять свои деньги. Но еще хуже то, что подобные случаи фиксируются правоохранительными органами и деловая репутация кредитной организации может непоправимо пострадать.

Солидная компания не только потребует оригинал паспорта, но и проведет скоринговую проверку и многоэтапную идентификацию. Обычно проводится верификация данных СНИЛС, проверка через банк-партнер, а также обязательная фото- или видеоидентификация. Нередко, чтобы принять решение о выдаче денег, от заемщика требуют дополнительные документы.

Финансовые организации, нарушающие законы, к сожалению, еще встречаются у нас в стране. Их привлекает быстрое наращивание клиентской базы и легкая прибыль, поэтому копии паспорта бывает более чем достаточно.

Как уберечься от злоумышленников

Защитить себя от ловких махинаторов и недобросовестных кредитных организаций довольно просто. В первую очередь нужно следить за тем, кому и для чего вы передаете копию своего паспорта или его оригинал. В идеале ваш документ вообще не должен попадать к посторонним людям, даже на самый короткий промежуток времени.

Если организации понадобился ваш паспорт или его копия, нелишним будет осведомиться о том, насколько легально действует эта компания и нет ли у нее проблем с законом. Особый случай, если ваши документы были похищены или потеряны — в этом случае нужно немедленно обратиться в миграционную службу или полицию.

Написав заявление об утере паспорта, вы обезопасите себя, ведь с момента его регистрации паспорт будет считаться недействительным. Отдельной мерой безопасности можно считать периодическую проверку своей кредитной истории — таким образом можно своевременно узнать о займах, оформленных без вашего ведома.

При выявлении факта мошенничества нужно сразу же обращаться в полицию и в организацию, выдававшую кредит. Это нужно для того, чтобы в ситуации разобрались максимально оперативно, по горячим следам. Если третье лицо оформило на вас ссуду, то вы не только не будете ее выплачивать, но и имеете полное право на возмещение морального ущерба.

После выяснения обстоятельств, кредитная организация и Бюро кредитных историй обязаны удалить информацию о займе и восстановить репутацию пострадавшего человека. Поиском мошенников, для их привлечения к ответственности, будут заниматься правоохранители.

Для российских любителей легкой наживы кредиты — это золотое дно, поэтому информация о новых видах махинаций появляется в прессе едва ли не ежедневно.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Логотип Daily Карелия

Многие жители России нашли способ обходить коронавирусные ограничения — они просто распечатывают сертификат о вакцинации своего друга или родственника и носят его с собой, пишет journal.tinkoff. Если на входе в кафе или торговый центр не спрашивают паспорт, то предъявляют чужой QR-код как свой. Что грозит за использование чужого сертификата? И имеют ли право на входе в заведения требовать паспорт?

— Если вы просто носите при себе чужой сертификат о вакцинации, отвечать не придется. Главное — никому его не предъявлять, потому что за использование чужого сертификата предусмотрена административная ответственность. А если изменить данные в документе на свои — уголовная, — говорит эксперт по безопасности Дмитрий Сергеев.

Сертификат о вакцинации или перенесенном за последние полгода коронавирусе — это официальный документ. В разных регионах требования к нему отличаются. Например, где-то принимают только документы с QR-кодом, которые получают на портале госуслуг, — такое требование действует в Татарстане. А где-то дают посетителям выбор, какой именно документ предъявлять: с QR-кодом с госуслуг или из медучреждения — с печатью и подписью. Если заведения не будут соблюдать установленные правила, их тоже могут наказать. ИП оштрафовать на 30 000 — 50 000 рублей, а организации — на 100 000 — 300 000 рублей.

Если человек не внес изменения в сертификат, а просто выдавал чужой документ за свой, подделкой это не считается. Но и прав у нарушителя нет никаких. Ответственность будет такая же, как если бы сертификата не было вообще. За первое нарушение грозит предупреждение или штраф от 1000 до 30 000 рублей. Решение о том, как именно накажут нарушителя, принимает суд. Он должен учесть все обстоятельства: привлекали ли раньше человека к административной ответственности, по какой статье и какие последствия могли наступить от его действий. Например, если покупатель ночью без сертификата посетил пустой магазин, где не было посетителей, и поэтому не создал реальной опасности заражения людей. Но при повторном похожем нарушении предупреждения уже не будет — могут назначить и максимальный штраф.

— Если гражданин использовал чужой сертификат, в который внес изменения — переделал в нем данные на свои, то ему грозит уже уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа. Санкция за такое — от ограничения до лишения свободы на срок до двух лет. Штрафом обойтись не получится: эта статья уголовного кодекса его не предусматривает, — говорит Дмитрий.

Чтобы убедиться в том, что код принадлежит именно тому человеку, который его предъявил, достаточно сверить его данные с паспортом. Если паспорт на входе не потребовали, это не значит, что можно показывать чужой документ: нарушителя могут выявить, если в заведение придет проверяющий. Кроме того, в любом месте, где человек расплачивается банковской картой, при оплате работник видит данные, указанные на ней: фамилию и имя. И может сравнить их с теми, что приводятся в сертификате. А при посещении спортзалов, фитнес-салонов, клубов клиент заключал договор — значит, его реальные данные уже есть у организации, и их просто могут сравнить с теми, что указаны в сертификате.

Так имеют ли право рестораны и ТЦ требовать паспорт у посетителей?

В обычной ситуации человек не обязан носить с собой паспорт. Но при введении режима повышенной готовности граждане должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность. Режим повышенной готовности на сегодняшний день объявили во всех регионах — носить документ обязательно.

— Если кому-то установленные правила не нравятся, их всё равно придется исполнять. Или пытаться обжаловать в суде. Но пока об отмене судом федеральных законов и региональных постановлений субъектов Федерации, которые устанавливают коронавирусные ограничения, мне неизвестно, — сообщил эксперт. — Требовать у посетителей паспорт или любой другой документ сотрудники ресторанов, магазинов и других заведений не могут. Право проверки документов есть только у полиции. А вот попросить у покупателя или посетителя добровольно подтвердить свою личность представитель заведения вправе. Иногда местные власти в постановлениях и распоряжениях сразу указывают, что вместе с сертификатом нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. В таком случае требования сотрудников обоснованы. Но даже если такого требования в региональных документах нет, предъявлять удостоверение личности придется.

Главное в данном случае, чтобы в регионе действовало правило, которое обязывает граждан подтверждать факт вакцинации или перенесенного заболевания. В такой ситуации работники любой организации, на которую распространяются эти меры, вправе предложить гражданину подтвердить свою личность.

Если посетитель показал сертификат, предъявил паспорт или права, в которых указаны те же данные и год рождения, то у организации нет права отказать ему в доступе на территорию. Но если человек сертификат показывает, а подтвердить, что это именно его документ, не может, ему могут запретить проход.

Если посетитель пришел с чужим документом в торговый центр или сел за столик в кафе, существуют признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.6.1 КоАП РФ. Тогда правоохранительные органы вправе и проверить наличие сертификата, и установить личность его владельца. Если выяснится, что сертификат чужой, они будут решать вопрос о привлечении к ответственности.

Современные мошенники имеют солидный арсенал способов изъятия денег у добропорядочных граждан. Всех ходов аферистов не предусмотреть, поэтому специалисты рекомендуют простой и надежный способ защиты — тщательно оберегать свои данные от посторонних. Особенно бдительным нужно быть со своим паспортом и его копиями, ведь ситуации, когда злоумышленники получают кредиты по чужим документам, в России фиксируются все чаще и чаще.

Разве можно использовать копию паспорта для получения кредита? Имеют ли право кредитные организации выдавать деньги без предъявления оригинала главного документа, удостоверяющего личность? Давайте разберемся в этом непростом, но очень важном вопросе, чтобы в будущем не совершать ошибок, которые могут обойтись очень дорого, причем в полном смысле этого слова.

Как выдают кредиты по копии паспорта

Оформление договора производится дистанционно, без посещения офиса. Все что необходимо предъявить заемщику — это фотографию своего паспорта. После получения изображения документа такая кредитная организация тут же выдает кредит.

Средний размер кредита, предоставляемого такой организацией, составляет 30 тысяч рублей. Деньги перечисляются на банковскую карту или онлайн-кошелек. Правда, в первом случае, карта банка должна быть оформлена на имя человека, указанное в копии паспорта. А вот перевод на электронные кошельки идеален для мошенников, так как открывают их, предъявляя ту самую копию паспорта.

Почему кредиты выдают по копии?

Этот распространенный вид мошенничества возможен исключительно благодаря недобросовестности кредитных организаций. Любой юрист знает, что обычная копия не имеет никакой юридической силы. Более того, эта бумага даже не может считаться документом.

Организация, игнорирующая действующие нормы законодательства, целиком и полностью отвечает за проведенную сделку. Сам владелец паспорта, копия которого попала в руки мошенникам, не несет никакой ответственности за произошедшее и беспокоиться ему не о чем.

Эксперты уверяют, что солидная кредитная организация, действующая в правовом поле, прежде чем выдать человеку деньги, потребует предъявить оригинал паспорта. Тут есть важный нюанс — показать документ должен не кто попало, а именно его владелец.

Даже если вы сами оформляете кредит, то лучше иметь дело с законопослушными компаниями. Проверить то, официально работает фирма или нет, можно в реестре МФО, который можно найти на сайте Центробанка. Все компании, имеющие право работать в России, получали лицензию и есть на ресурсе ЦБ.

Компания, работающая в рамках закона, не станет выдавать кредит по копии паспорта. В этом случае легко попасть на подделку и потерять свои деньги. Но еще хуже то, что подобные случаи фиксируются правоохранительными органами и деловая репутация кредитной организации может непоправимо пострадать.

Солидная компания не только потребует оригинал паспорта, но и проведет скоринговую проверку и многоэтапную идентификацию. Обычно проводится верификация данных СНИЛС, проверка через банк-партнер, а также обязательная фото- или видеоидентификация. Нередко, чтобы принять решение о выдаче денег, от заемщика требуют дополнительные документы.

Финансовые организации, нарушающие законы, к сожалению, еще встречаются у нас в стране. Их привлекает быстрое наращивание клиентской базы и легкая прибыль, поэтому копии паспорта бывает более чем достаточно.

Как уберечься от злоумышленников

Защитить себя от ловких махинаторов и недобросовестных кредитных организаций довольно просто. В первую очередь нужно следить за тем, кому и для чего вы передаете копию своего паспорта или его оригинал. В идеале ваш документ вообще не должен попадать к посторонним людям, даже на самый короткий промежуток времени.

Если организации понадобился ваш паспорт или его копия, нелишним будет осведомиться о том, насколько легально действует эта компания и нет ли у нее проблем с законом. Особый случай, если ваши документы были похищены или потеряны — в этом случае нужно немедленно обратиться в миграционную службу или полицию.

Написав заявление об утере паспорта, вы обезопасите себя, ведь с момента его регистрации паспорт будет считаться недействительным. Отдельной мерой безопасности можно считать периодическую проверку своей кредитной истории — таким образом можно своевременно узнать о займах, оформленных без вашего ведома.

При выявлении факта мошенничества нужно сразу же обращаться в полицию и в организацию, выдававшую кредит. Это нужно для того, чтобы в ситуации разобрались максимально оперативно, по горячим следам. Если третье лицо оформило на вас ссуду, то вы не только не будете ее выплачивать, но и имеете полное право на возмещение морального ущерба.

После выяснения обстоятельств, кредитная организация и Бюро кредитных историй обязаны удалить информацию о займе и восстановить репутацию пострадавшего человека. Поиском мошенников, для их привлечения к ответственности, будут заниматься правоохранители.

Для российских любителей легкой наживы кредиты — это золотое дно, поэтому информация о новых видах махинаций появляется в прессе едва ли не ежедневно.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Текущее удостоверение личности в России – это бумажный паспорт, изготовленный в виде книжки на 20 страниц. В него внесена вся основная информация о человеке. Получить его имеют право все граждане РФ, достигшие 14 летнего возраста. Около 5 лет назад было принято решение начать выпускать электронные паспорта РФ взамен традиционных бумажных документов.

Что такое электронный паспорт?

электронный паспорт

Электронный паспорт – новое удостоверение личности, которое Правительство РФ планирует ввести на всей территории России. Это пластиковая карта со встроенным электронным чипом. Она будет содержать персональные данные гражданина, фотографию, а также будет включать в себя данные документов:

  • ИНН,
  • СНИЛС,
  • Данные водительского удостоверения.

Эти данные будут закодированы в цифровом чипе новой карточки.

В отличие от бумажного варианта, в электронном паспорте будет представлено несколько различных фотографий. Одна будет размещена на лицевой стороне пластиковой карты, другие – закодированы в чипе. Фотоснимки будут выполняться в разных ракурсах. Кроме этого на электронный чип будут записаны:

  • Снимок радужки глаз,
  • Отпечатки пальцев.

Эти сведения позволят надежно идентифицировать личность владельца, а также защитят документ от подделки.

По планам, новый паспорт будут менять 1 раз в 10 лет. Кроме этого, его можно будет заменить в связи с изменениями личных данных, или в случае его утраты.

Плюсы и минусы

Электронный паспорт имеет следующие плюсы:

  • Удобный, компактный размер позволит хранить карту в портмоне.
  • Устойчивость к механическим повреждениям.
  • Влагостойкость.
  • Единый документ, хранящий в себе данные ИНН, СНИЛС и других документов.
  • Период получения документа по месту пребывания, а не по прописке, сокращается с 60 дней до 10 дней.
  • Возможность оформить заявку на получение дистанционно.

Кроме очевидных плюсов, есть и очевидные минусы:

  • Ограниченный срок годности. Пластиковая карта изнашивается от постоянного использования. Людям, ежедневно использующим такое удостоверение личности, возможно, придется менять карту каждые несколько лет.
  • Хрупкость. Несмотря на то, что пластиковая карта прочнее, чем бумажная книжка, при небрежном использовании, её можно повредить, например, положив ее в задний карман джинсов, и сев после этого на стул.
  • Повреждение чипа. В случае подобной поломке, документ становится невозможно использовать по его назначению. Кроме этого, будет невозможно считать информацию с чипа при неработающим считывающем устройстве или, например, при отключении электричества.
  • Если электронный паспорт попадёт в руки мошенников, им будет доступна вся актуальная информация о его владельце, включая дополнительные данные типа ИНН, СНИЛС и другие. Это может привести к непредсказуемым последствиям.
  • Не во всех городах и населенных пунктах России сразу появятся считывающие устройства. Это значит, что там придется пользоваться классическим бумажным документом.

Не смотря на недостатки, у граждан не будет возможности отказаться от нового удостоверения личности, когда его внедрение будет реализовано по закону.

Когда проект вступит в силу по всей России, всех 14-летних обяжут получать электронный паспорт, а также потребуют от владельцев бумажных документов заменить их на электронный аналог.

Также отметим, что против внедрения новых паспортов протестует Русская Православная Церковь.

Что изменится в получении и замене удостоверения личности

Новое удостоверение личности будет выдаваться всем гражданам. Будут следующие изменения:

  • Паспорт нужно будет менять каждые 10 лет, а также в случае его утраты, повреждения или смены личных данных (например, при смене фамилии при вступлении в брак).
  • В случае потери документа, его можно будет получить только в том органе, где он был выдан изначально.
  • Период оформления нового документа сократиться до 10 дней.

образец

Когда планируется переход на электронный паспорт

Правительство постоянно сдвигало сроки внедрения и вот появилась первая конкретика. Пилотный проект выдачи электронных карт будет запущен в Москве в декабре 2021 года. Тогда будут выданы первые документы. Полная замена всех паспортов ожидается к 2030 году. В 2035 году все выданные бумажные удостоверения личности утратят свою силу.

Кому нужно будет получать новый паспорт?

Когда новый стандарт будет введен, постепенно все граждане РФ должны будут перейти на него. Процедура замены будет растянута на несколько лет. Есть ряд граждан, которые должны будут немедленно получить электронный паспорт. В их число входят:

  • Граждане РФ, достигшие 14 лет. Их первый паспорт будет цифровой.
  • Лица, у которых закончился срок действия старого документа. Например, по достижении возраста 20 или 45 лет.

Кроме этого электронный документ нужно будет получить в следующих случаях:

  • При износе или повреждении старого документа,
  • При потере старого удостоверения личности,
  • При смене пола гражданина,
  • При изменении личных данных, требующих замены документа,
  • При внесении в прошлый документ недостоверных данных.

Основные функции документа нового образца

Новый документ сохраняет все свойства старого удостоверения личности. Кроме функции идентификации личности, к нему добавлен ряд новых возможностей:

  • Оплатить билет в транспорте, при наличии специального считывающего устройства,
  • Рассчитаться за услуги в медицинских учреждениях,
  • Изменить место регистрации (прописку) дистанционно,
  • Получить данные об ИНН, СНИЛС и водительском удостоверении,
  • Выполнять регистрацию ИП и ООО без визита в налоговую инспекцию,
  • Принимать участие в выборах,
  • Дистанционно открывать счета в банках,
  • Вносить деньги по платежным поручениям.

Правила получения или замены удостоверения личности

На сегодняшний день, процедура получения электронного документа еще не разработана и не утверждена Правительством России. Удостоверение бумажного типа можно получить в паспортном столе или в МФЦ. Скорее всего, новый пластик будет выдаваться там же.

Можно с уверенностью утверждать, что заявку на выпуск нового документа можно будет подать через портал Госуслуг, когда такая возможность там появится. Личный кабинет на портале Госуслуг можно создать уже сейчас. Для этого нужно заполнить форму регистрации, указав персональные и контактные данные, а также данные паспорта и СНИЛС. После проверки данных для вас будет открыт личный кабинет. Именно через него, появится возможность заказать новое пластиковое удостоверение личности. Но забирать его придется также в паспортном столе, либо МФЦ.

Установлен ряд документов, которые необходимо собрать для оформления электронного паспорта. К их числу относятся:

Читайте также: