Можно ли предоставлять выбор человеку с ментальными нарушениями

Обновлено: 16.06.2024

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья .

Речь пойдет о людях с диагнозом олигофрения в степени дебильности или имбецильности

В наше время выстраивание отношений является одной из сложных задач, которая на просторах интернета является актуальной. Тренинги, статьи, коучинговые программы, информации поступает огромное количество, но не все умеют ее использовать верно. Эта тема всегда будет актуальной.

Но сегодня мне хотелось бы поговорить про категорию людей, которые тоже являются частью нашего социума, но имеют ограниченные возможности здоровья. Это ментальные инвалиды. Кто же эти люди? Как с ними выстроить отношения? Поддержать контакт? Насколько они вредны или полезны обществу? И в чем их особенность?

Ментальные инвалиды – это люди, имеющие умственные и психические нарушения.

Сегодня мы поговорим про отдельно взятую категорию людей. Это люди с заболеванием Олигофрения.

Олигофрения имеет 3 степени тяжести. Мы рассмотри первые 2, так как 3-я степень является наиболее тяжелой, и люди, страдающие подобным заболеванием, нуждаются в постороннем уходе и коррекции не поддаются.

F70 Олигофрения в легкой степени дебильности

IQ составляет 50-69 (умственное развитие взрослого человека соответствует развитию 9-12 лет). Данная категория людей обучаема, но в специальных школах с индивидуальной программой. Во взрослом возрасте они работоспособны, могут поддерживать нормальные социальные отношения.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники .

F71 Олигофрения в степени имбецильности

IQ колеблется от 35 до 49 (Умственное развитие взрослого человека соответствует развитию 6-9 лет). С детских лет заметно отставание в развитии. Часть людей с данным заболеванием может обучаться и достигать определённых результатов в учебе, самообслуживании.

Взрослая категория людей тем не менее будет нуждаться в разных видах посторонней помощи и поддержки в быту и на работе.

Люди с данным заболеванием могут являться очень интересными личностями. И выстраивание с ними личных или рабочих отношений носит тонко – индивидуальный подход.

Среди ментальных инвалидов с данным типом заболевания очень много творческих личностей. Из -за особенностей здоровья у многих отсутствует критика к своему поведению и нарушены личные границы. Это является одним из важных фактов, опираясь на которые можно выстроить работу и задать направление.

Особенности работы с ментальными инвалидами

Хотелось бы дать практические рекомендации по работе с данной категорией людей, ориентируясь на их особенности когнитивных функций.

Практические рекомендации в работе с людьми, имеющими диагноз F70 и F71

Особенность людей с диагнозом F70 и F71, это косноязычие (расстройство речи, проявляющееся в невнятном, неясном произношении или искажении слов). Поэтому разучивание с ними текстов должно быть особенно тщательным. Актуальным будет заучивание текста в форме стиха, ежедневно по 2 строчки, с грамотным и внятным произношением. Необходимо учитывать тот факт, что возможно нарушение функций кратковременной и долговременной памяти.

  1. Рисование, или рукоделиетоже являются любимым видом деятельности. Это способ самовыражения и творческой реализации. Помимо этого творчество обладает терапевтическим и релаксирующим эффектом, т.к. люди с ментальной инвалидностью относятся к категории эмоционально неустойчивых, и являются достаточно злопамятными. Рукоделие или коллективное рисование способствует выплеску негативных эмоций, и формируют коллективный дух, сплачивая людей.

Это основные рекомендации при выстраивании отношений с данной категорией людей имеющей отклонения в психике. Работа с ними является сложной, но в то же время и интересной. Потому что раскрыть потенциал в таком человеке не всегда бывает просто, часто эти люди закрыты. Но сумев выстроить правильную тактику поведения, можно увидеть перед собой яркую, интересную и потенциально наполненную личность.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья .

Ментальная инвалидность

При этом разница достаточно ощутима, так как под данным понятием подразумеваются граждане с интеллектуальными и психическими расстройствами, что в значительной мере влияет на их интеграцию в обществе. Люди, имеющие подобные нарушения, во много раз хуже приспособлены к жизни в социуме, не всегда в состоянии выполнять даже простую деятельность, что не дает им обеспечивать себя или даже элементарно обслуживать.

С другой стороны, многие предприятия не заинтересованы трудоустраивать инвалидов, поэтому такие граждане стараются по возможности скрыть факт наличия заболеваний. Это ведет к снижению их доходов и ощущению незащищенности. В настоящее время очень часто поднимается вопрос об изменении подхода к социальной адаптации людей с ментальной инвалидностью различных возрастов, но пока желаемый результат находится только в стадиях разработок.

Многие сотрудники и руководители специализированных интернатов и других профильных заведений пытаются донести информацию о необходимости улучшения условий содержания и трудоустройства для взрослых, и возможности развития для детей.

Общая характеристика

  • эпилепсия, шизофрения, аутизм;
  • умственная отсталость, деменция;
  • дефекты речи, клиническая депрессия;
  • органические нарушения центральной нервной системы;
  • генетические заболевания и прочие патологии.

Такие болезни достаточно часто сопровождаются нарушениями функционирования опорно-двигательного аппарата, а также потерей зрения или слуха, что еще в несколько раз снижает качество жизни человека. Но социальная стигматизация (психологическая дискриминация) и проблемы с трудоустройством вынуждают этих людей отказываться от оформления инвалидности по вышеперечисленным заболеваниям, пока это возможно.

Социальная интеграция

Кроме медицинской помощи, основной потребностью граждан с ментальной инвалидностью является нормальное существование, то есть реализация права на реабилитацию, образование, отдых и занятость. Несколько реже они нуждаются в официальном трудоустройстве.

Важно! При оказании социальной поддержки следует учитывать особенности людей с ментальной инвалидностью – они очень разные, и нуждаются в специфических способах взаимодействия. Главное – не забывать, что они такие же люди, и имеют схожие со всеми остальными потребности.

Удручающим фактом является то, что пациент с нарушениями психики в большинстве случаев оторван от общества, и, как говорится, заперт в квартире либо психиатрическом заведении. Реабилитационные услуги для этой категории людей долгое время предоставляли только специализированные психоневрологические больницы и диспансеры.

Медицинская и социальная инвалидность


Различия между социальной и медицинской формой инвалидности

Теперь они в основном сидят дома, так как их близкие не знают, куда можно устроить выросшего инвалида, и что с ним делать дальше. За то время, что пациенты центра проводят дома, не развиваясь и не закрепляя полученных навыков, они утрачивают даже те, что удалось привить на каком-то этапе. Отдельная категория – это пожилые люди с деменцией.

С ними, как правило, не проводят реабилитацию, а распределяют по лечебным учреждениям. Большинство пациентов с дементным синдромом находятся в психоневрологических диспансерах или интернатах, остальные проживают в семьях либо одни. При этом старики, живущие в городах, кроме помощи социального работника, больше ни на что рассчитывать не могут.

Самая актуальная проблема семей с пожилыми инвалидами – отсутствие информации о любой помощи и социальной защите, которую может предоставить государство. Специалистов, занимающихся стариками (геронтологов), в России и других странах СНГ мало, так же, как и реабилитационных центров. В диспансерах и интернатах резко ощущается нехватка персонала и оборудования.

Зачастую на медсестру в таких заведениях ложится забота о целой палате, что при учете особенностей пациентов является слишком большой нагрузкой. Кроме этого, эксперты отмечают еще одну не менее важную проблему, которая заключается в отсутствии налаженных межведомственных связей между социальными службами и медицинскими учреждениями.

Внимание! В России недавно был принят новый закон о социальном обеспечении, согласно которому инвалиды имеют право на дополнительную помощь. Но характер получения ее заявительный, то есть человек должен подать заявление, и при этом еще ему необходимо знать, что просить.

По статистике деятельности социальных центров можно сделать вывод, что большинство людей-инвалидов и их близкие попросту не имеют представления о наличии подобных заведений. Поэтому многие из последних пустуют, а ведь немало больных очень нуждаются в любой помощи.

Трудоустройство и сопровождаемая занятость

Создание комфортных условий инвалиду и обеспечение его скорейшей адаптации на новом рабочем месте даст возможность человеку выйти на новый уровень социальной жизни. Кроме этого, у него появится шанс улучшить свое материальное положение, и в какой-то мере освободить от постоянной вынужденной занятости опекуна, ведь многие из них находятся практически непрерывно возле подопечных.

Общение между детьми

Для многих родителей это чуть ли не единственная возможность впервые оставить своего ребенка в другом коллективе, а ему испытать новые ощущения. Не все дети из-за болезни в состоянии проходить обучение даже в специализированном интернате или колледже, а упрощенные групповые или индивидуальные занятия помогут им обучиться новым навыкам и улучшить свою жизнь, а также облегчить нагрузку семьи.

Действие таких программ подразумевает не только оказание помощи самому инвалиду, но и близким людям, осуществляющим уход за ним. Ведь такая семья тоже инвалидизируется – оказывается в ущемленном состоянии, так как родственники не могут элементарно поехать в отпуск или куда-то пойти. Соответственно государство должно продумать и предоставить сервисы таким слоям населения.

Трудности с распоряжением финансами

Ментальные инвалиды ввиду ограниченной дееспособности, кроме того, что, как правило, владеют небольшими суммами денег, но при этом еще испытывают определенные сложности с использованием личных средств. Им непросто снять деньги через банкомат, пополнить счет мобильного телефона, произвести покупку в магазине с помощью карточки и т. д.

Не у всех таких людей есть представление о деньгах. Психиатры нередко рассказывают, что работающие пациенты психоневрологического интерната попросту забывают, что такое деньги, или не имеют представления, на что их потратить, не запоминают ПИН-коды или теряют карты.

К примеру, из разговора с одним пациентом, проживающем в ПНИ, врачу удалось выяснить, что он потратил всю пенсию на установку модема, чтобы играть в машинки, но так и не смог подключиться к интернету. Этот, и многие другие случаи в очередной раз подтверждают необходимость оказания круглосуточной помощи таким пациентам.

Юридическая незащищенность

Граждане, страдающие разными формами ментальной инвалидности, в большинстве случаев становятся жертвами недобросовестных опекунов или мошенников. Недееспособный человек не в состоянии распоряжаться личными средствами, и без оказания юридической помощи может быстро оказаться в психоневрологическом диспансере или вообще на улице.

Сейчас проводится доработка законопроекта о предоставлении правовой защиты лицам с ограниченной дееспособностью, изменения в котором направлены на снижение риска злоупотреблений по отношению к ментальным инвалидам. Один из аспектов закона заключается в назначении нескольких опекунов, которые будут обеспечивать уход за пациентом, а также контролировать действия друг друга и распределять обязанности.

В ГК внесены изменения, гласящие, что вследствие психического расстройства лицо может быть признано недееспособным. Это означает, что человек имеет право голосовать и совершать прочие действия, но производить финансовые и юридические сделки может осуществлять лишь при согласии опекуна.

Исключение составляют собственные средства – в их расходовании подопечный полностью свободен. Это действие также может ограничиваться судом, то есть при необходимости придется обращаться в суд, и опираться на его решение. Суд также может ограничить поступающие доходы, к примеру, акции, дивиденды, тогда как сам опекун вправе разрешить или запретить снимать социальные выплаты либо пенсию.

Суд


Для решения финансовых вопросов опекунам ментальных инвалидов часто приходится обращаться в суд

Стереотипы общества

Почти все психиатры и люди, работающие с ментальными инвалидами, сетуют, что толерантности к таким пациентам в народе нет. Для того чтобы привить хоть какое-то сострадание рекомендуют проводить лекции в публичных местах, рассказывать об уважении к окружающим людям. И оптимально если бы такая информация поступала еще в школе, позволяя впитывать с детства полезные качества, так необходимые в обществе.

Подобные стереотипы очень быстро разносятся в современном обществе, поскольку ментальные инвалиды практически исключены из нормальной жизни – не посещают учебные заведения и не работают с обычными гражданами. Общедоступной информации о них слишком мало, хотя и за последнее десятилетие в России ее количество увеличилось благодаря созданию и функционированию благотворительных и родительских организаций.

Инвалид с ментальными нарушениями – это человек, страдающий заболеваниями, которые снижают когнитивные способности:

  • аутизм, шизофрения, эпилепсия с частыми припадками;
  • клиническая депрессия, дефекты речи;
  • патологии ЦНС, прогрессивный паралич с выраженным слабоумием;
  • приобретенное слабоумие, ухудшение познавательной способности и практических навыков;
  • болезнь Коэна, синдром Дауна, ДЦП и другие генетические заболевания;
  • олигофрения, имбецильность.

По сравнению с физическими нарушениями, ментальные отклонения являются более сложным явлением по нескольким причинам. При инвалидности нет возможности заявить о своей проблеме, так как во многих случаях болезнь затрагивает когнитивные способности. В силу этой причины позицию приходится отстаивать близким людям – родителям или законным представителям.

Также вылечить психическую или умственную отсталость практически нереально. Несмотря на существование специальных курсов и программ развития, людям с инвалидностью сложно адаптироваться в обществе. Более того, многие окружающие люди не готовы принимать их в свой круг.

Общая характеристика

Ментальная инвалидность

  • эпилепсия, шизофрения, аутизм;
  • умственная отсталость, деменция;
  • дефекты речи, клиническая депрессия;
  • органические нарушения центральной нервной системы;
  • генетические заболевания и прочие патологии.

Такие болезни достаточно часто сопровождаются нарушениями функционирования опорно-двигательного аппарата, а также потерей зрения или слуха, что еще в несколько раз снижает качество жизни человека. Но социальная стигматизация (психологическая дискриминация) и проблемы с трудоустройством вынуждают этих людей отказываться от оформления инвалидности по вышеперечисленным заболеваниям, пока это возможно.

Аутизм

Признаков аутизма очень много, нет четких критериев, дети все разные и проявляются аутизм у всех по-своему. Но следующие особенности поведения и развития должны насторожить родителей:

Детская шизофрения

Что может быть возможным признаком развития шизофрении у ребёнка и требует незамедлительной консультации специалиста?

Умственная отсталость

Какие признаки в развитии ребёнка могут указывать на возможную умственную отсталость?

Генетические синдромы могут принимать самый разный облик: быть похожи на аутизм, умственную отсталость, сопровождаться дополнительными проблемами: эпилепсией, проблемами физического развития и т.д. Большая часть генетических синдромов сопровождается особенностями внешнего вида, нарушением рисунка на руках и пальцах.

Однако не всегда эти особенности столь очевидны. Порой эти черты довольно сглажены, и при внешнем осмотре довольно сложно понять: ребёнок похож на кого-то из родственников или его черты изменены из-за генетического заболевания? Однако, если у ребёнка есть задержка развития и при этом несколько специалистов кардинально расходятся во мнении относительно диагноза, имеет смысл обратиться за консультацией к врачу-генетику.

В любом случае, если родителям кажется, что есть какие-то проблемы в развитии у ребёнка – необходимо преодолеть страх и обратиться к специалистам. Даже если диагноз подтверждается – своевременно начатая коррекционная работа позволяет решить многие проблемы и в перспективе даёт ребёнку возможность жить полноценной жизнью.

Особенности социализации ментальных инвалидов

Процесс адаптации людей с психическими и умственными недостатками зависит от некоторых нюансов.

  1. Изначальное положение в обществе: наличие семьи, пол, возраст, экономическое обеспечение.
  2. Образование и квалификация инвалида.
  3. Также важную роль играет поддержка со стороны органов власти, поскольку без внимания соответствующих инстанций что-то изменить очень сложно.
  4. Уровень урбанизации населенного пункта, в котором проживает индивид.

Многие люди с ментальными нарушениями изолируются от общества и не всегда по своей воле. Чтобы повысить шансы на социализацию, инвалидам приходится постоянно развиваться: заучивать, запоминать простые действия, учиться разрешать рутинные ситуации.

Социальная интеграция


Кроме медицинской помощи, основной потребностью граждан с ментальной инвалидностью является нормальное существование, то есть реализация права на реабилитацию, образование, отдых и занятость. Несколько реже они нуждаются в официальном трудоустройстве.

Важно! При оказании социальной поддержки следует учитывать особенности людей с ментальной инвалидностью – они очень разные, и нуждаются в специфических способах взаимодействия. Главное – не забывать, что они такие же люди, и имеют схожие со всеми остальными потребности.

Удручающим фактом является то, что пациент с нарушениями психики в большинстве случаев оторван от общества, и, как говорится, заперт в квартире либо психиатрическом заведении. Реабилитационные услуги для этой категории людей долгое время предоставляли только специализированные психоневрологические больницы и диспансеры.

Теперь они в основном сидят дома, так как их близкие не знают, куда можно устроить выросшего инвалида, и что с ним делать дальше. За то время, что пациенты центра проводят дома, не развиваясь и не закрепляя полученных навыков, они утрачивают даже те, что удалось привить на каком-то этапе. Отдельная категория – это пожилые люди с деменцией.

Психологические проблемы инвалидов

С ними, как правило, не проводят реабилитацию, а распределяют по лечебным учреждениям. Большинство пациентов с дементным синдромом находятся в психоневрологических диспансерах или интернатах, остальные проживают в семьях либо одни. При этом старики, живущие в городах, кроме помощи социального работника, больше ни на что рассчитывать не могут.

Самая актуальная проблема семей с пожилыми инвалидами – отсутствие информации о любой помощи и социальной защите, которую может предоставить государство. Специалистов, занимающихся стариками (геронтологов), в России и других странах СНГ мало, так же, как и реабилитационных центров. В диспансерах и интернатах резко ощущается нехватка персонала и оборудования.

Зачастую на медсестру в таких заведениях ложится забота о целой палате, что при учете особенностей пациентов является слишком большой нагрузкой. Кроме этого, эксперты отмечают еще одну не менее важную проблему, которая заключается в отсутствии налаженных межведомственных связей между социальными службами и медицинскими учреждениями.

В России недавно был принят новый закон о социальном обеспечении, согласно которому инвалиды имеют право на дополнительную помощь. Но характер получения ее заявительный, то есть человек должен подать заявление, и при этом еще ему необходимо знать, что просить.

По статистике деятельности социальных центров можно сделать вывод, что большинство людей-инвалидов и их близкие попросту не имеют представления о наличии подобных заведений. Поэтому многие из последних пустуют, а ведь немало больных очень нуждаются в любой помощи.

Как себя вести, когда общаешься с таким человеком?

Психическое расстройство не обязательно будет заметно при общении с человеком. То же самое применимо к инвалидности. Но если вы знаете об инвалидности собеседника или его родственника, лучше отложить расспросы об этом до более близкого знакомства, чтобы не создавать ситуацию, в которой всем будет неловко.

Не стоит также интересоваться, почему здоровый на вид человек с инвалидностью не работает. Хронические психические расстройства часто развиваются у людей в молодом или зрелом возрасте. На вид человек может выглядеть физически здоровым, но снижение волевых функций и нарушения мышления при шизофрении, например, снижают способность работать так же, как любое другое серьезное заболевание или травма.

Трудоустройство и сопровождаемая занятость

Создание комфортных условий инвалиду и обеспечение его скорейшей адаптации на новом рабочем месте даст возможность человеку выйти на новый уровень социальной жизни. Кроме этого, у него появится шанс улучшить свое материальное положение, и в какой-то мере освободить от постоянной вынужденной занятости опекуна, ведь многие из них находятся практически непрерывно возле подопечных.

Трудности с распоряжением финансами

Ментальные инвалиды ввиду ограниченной дееспособности, кроме того, что, как правило, владеют небольшими суммами денег, но при этом еще испытывают определенные сложности с использованием личных средств. Им непросто снять деньги через банкомат, пополнить счет мобильного телефона, произвести покупку в магазине с помощью карточки и т. д.

Не у всех таких людей есть представление о деньгах. Психиатры нередко рассказывают, что работающие пациенты психоневрологического интерната попросту забывают, что такое деньги, или не имеют представления, на что их потратить, не запоминают ПИН-коды или теряют карты.

К примеру, из разговора с одним пациентом, проживающем в ПНИ, врачу удалось выяснить, что он потратил всю пенсию на установку модема, чтобы играть в машинки, но так и не смог подключиться к интернету. Этот, и многие другие случаи в очередной раз подтверждают необходимость оказания круглосуточной помощи таким пациентам.

Юридическая незащищенность

Граждане, страдающие разными формами ментальной инвалидности, в большинстве случаев становятся жертвами недобросовестных опекунов или мошенников. Недееспособный человек не в состоянии распоряжаться личными средствами, и без оказания юридической помощи может быстро оказаться в психоневрологическом диспансере или вообще на улице.

Сейчас проводится доработка законопроекта о предоставлении правовой защиты лицам с ограниченной дееспособностью, изменения в котором направлены на снижение риска злоупотреблений по отношению к ментальным инвалидам. Один из аспектов закона заключается в назначении нескольких опекунов, которые будут обеспечивать уход за пациентом, а также контролировать действия друг друга и распределять обязанности.

В ГК внесены изменения, гласящие, что вследствие психического расстройства лицо может быть признано недееспособным. Это означает, что человек имеет право голосовать и совершать прочие действия, но производить финансовые и юридические сделки может осуществлять лишь при согласии опекуна.

Исключение составляют собственные средства – в их расходовании подопечный полностью свободен. Это действие также может ограничиваться судом, то есть при необходимости придется обращаться в суд, и опираться на его решение. Суд также может ограничить поступающие доходы, к примеру, акции, дивиденды, тогда как сам опекун вправе разрешить или запретить снимать социальные выплаты либо пенсию. Для решения финансовых вопросов опекунам ментальных инвалидов часто приходится обращаться в суд

Понимают ли люди с ментальной инвалидностью, что у них ментальная инвалидность?

Большинство людей с инвалидностью по психическому расстройству понимают, что им присвоена группа инвалидности. Часть людей с психическими расстройствами не понимают, что они — люди с инвалидностью. Но, как правило, это пациенты с заметно сниженной памятью и интеллектом (например, при деменции), и в их случае непонимание своего социального статуса — меньшая из проблем.

Заключение

Инвалидность, само по себе, сложное явление, которое требует рассмотрения и на общественном и законодательном уровне.

По мере всемирной огласки данной проблемы появилось множество курсов и тренингов, которые посещают люди с ментальной инвалидностью. Человек с отклонениями в развитии не перестает быть частью общества, и ему следует принимать в его жизни активное участие. Нельзя отрицать, что для достижения этой цели нужно проделать много работы.


Настоящая статья посвящена анализу положения и соблюдения прав людей с ментальной инвалидностью (на примере Ставропольского края). Было проведено интервьюирование 26 родителей, воспитывающих детей с ментальной инвалидностью. Для современной России характерна неготовность общества воспринимать людей с ментальными нарушениями как полноценных членов общества, отсутствие действенных механизмов адаптации и интеграции в общество. В статье дан анализ обеспечения прав людей на социальную и медицинскую помощь, получение образования, посильную трудовую деятельность. В статье указывается на необходимость создания системы психологической и социальной помощи и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ментальной инвалидностью, в том числе и служб раннего вмешательства, обеспечение условий на полноценное общение и посильную трудовую деятельность, подготовка врачей для оказания квалифицированной помощи людям с данными видами нарушений.


1. Андреева С.В. Интеграция или просто жизнь // Воспитание и обучение людей с нарушениями развития. – 2013. – № 5. – С.11-16.

2. Бартенев Д.Г. Помощь в реализации дееспособности людей с ментальной инвалидностью в свете новой редакции гражданского кодекса Российской Федерации // Независимый психиатрический журнал. – 2014. – № IV. – C. 50-57.

3. Мифтахова Л.Р. Актуальные проблемы родителей детей с ментальной инвалидностью // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – №.9. – С.46-48.

4. Савченко В.В. Проблема неравенства ресурсов инвестирования семьи в развитие человеческого капитала в современной России // Региональная экономика. – 2012. – № 32. – С.40-46.

5. Царев А.М., Васильева А.А. Пути сотрудничества специалистов, родителей и церкви в обучении и духовно-нравственном воспитании детей и молодых людей с ментальной инвалидностью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 4. – С. 9.

В современном мире инвалидность стала одной из оставляющих человеческого существования. Инвалидность - это сложное явление, меры поддержки и вмешательства в преодолении ущерба, обусловленного инвалидностью, зависят от степени и конкретных условий. Люди с ментальной инвалидностью относятся к особой группе людей, поскольку ограничение их жизнедеятельности обусловлено тяжелыми нарушениями психического развития и приводит к нарушению способности к общению, обучению, возможности независимого существования и экономической независимости.

Качество жизни людей с ментальной инвалидность в нашей стране находится на крайне низком уровне. Главная причина в том, что люди не могут заявить о своих проблемах и отстаивать свои права. Решением их проблем и отстаиванием прав могут заниматься только родители или их законные представители. В современном Российском обществе практически ничего не предпринимается для обеспечения равенства прав граждан с ментальной инвалидностью. Деятельность немногих общественных организаций не позволяет решить проблемы данной категории граждан [1,3,5].

В связи с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов, постановлений Конституционного суда Российской Федерации, принятых ранее поправок в Гражданско-процессуальное законодательство России, можно с уверенностью сказать, что правовое положение людей с ментальной инвалидностью в современной России начинает изменяться в лучшую сторону, однако, по-прежнему актуальной остается проблема изучения факторов, препятствующих полноценному обеспечению прав людей с ментальной инвалидностью [2].

Семьи, члены которых страдают ментальными нарушениями, находятся в сложной социально-экономической ситуации, имеют ограниченный доступ к получению образования, качественной медицинской помощи, организации полноценного досуга и отдыха [4].

Цель исследования: анализ положения и выявление наиболее значимых проблем людей с ментальной инвалидностью.

Материалы и методы: в ходе исследования были проанализированы статистические данные, представленные в отчете о деятельности Министерства здравоохранения Ставропольского края 2013 года. Было проведено интервьюирование 26 родителей, воспитывающих детей с ментальной инвалидностью, проживающих в городе Ставрополе.

Результаты и обсуждения. В 2013 году в Ставропольском крае впервые признано инвалидами 13729 человек, из них по причинам психических расстройств - 684 человека. В том числе инвалидами III гр. - 6046 человек, из них инвалидами по причинам психических расстройств - 88 человека. Среди причин первичной инвалидности в возрасте 18 лет и старше психические расстройства занимают - 5,5 %.

В детской инвалидности среди психических расстройств первое место занимает умственная отсталость - 74 %, шизофрения, шизотипические расстройства - 9 %, хронические неорганические психозы, детские психозы - 8,5 %.

В общей структуре инвалидности по психическим расстройствам умственная отсталость составляет - 32 %, шизофрения, шизотипические расстройства - 30 %, психические расстройства вследствие эпилепсии - 5,5 %.

В российском обществе распространение получил стереотип - если рождается ребенок с умственной отсталостью, значит, родители вели асоциальный образ жизни, употребляли алкоголь и наркотики. Причем подобное предубеждение распространено и среди специалистов с медицинским и педагогическим образованием. Этим в основном и вызвано негативное отношение общества к родителям детей с ментальными нарушениями.

В целом все опрошенные нами респонденты отметили, что не удовлетворены социальной поддержкой и помощью оказываемой государством. Социальная поддержка людей с ментальными нарушениями ограничивается выплатой пенсии по инвалидности и уходу за ребенком инвалидом. Большинство крайне редких мероприятий, в которых участвуют люди с ментальной инвалидностью, ограничиваются организацией досуга (чаепития и развлечения). Подобные мероприятия часто приводят лишь к формированию иждивенческих установок, прежде всего у самих людей с ограниченными возможностями здоровья.

А такие действенные механизмы адаптации и интеграции людей с ментальной инвалидностью в обществе как формирование простейших трудовых навыков, привлечение к общественным работам, организация творческих мастерских, привлечение к занятиям физической культурой и спортом (кроме инвалидов, находящих в учреждениях системы социальной защиты населения) не нашли своего развития в Ставропольском крае.

Отпрошенные родители указывали на отсутствие информационной поддержки со стороны специалистов социальных служб о дополнительных социальных выплатах, которые могут получить родители, воспитывающие ребенка-инвалида. Так, в одном из интервью мать девушки, воспитывающей ребенка-инвалида, отметила, что ее в течение 6 лет сотрудники Пенсионного фонда не проинформировали о возможности получения доплаты к пенсии за ребенка-инвалида.

У людей с ментальной инвалидностью в некоторых случаях возникают сложности с получением инвалидности. В этой сфере, по мнению родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в последние годы ситуация ухудшилась. Политика государства ориентируется на сокращение численности инвалидов, что приводит к тому, что специалисты МСЭ стремятся назначить группу инвалидности, не соответствующую тяжести заболевания.

Имели место быть обращения, связанные с отказом в направлении на МСЭ, жалобы, связанные с неудовлетворением результатов МСЭ и группой инвалидности, на незнание процедуры обжалования решений бюро МСЭ, однако попыток обжалования не предпринималось, несмотря на фактическое наличие доступной правовой информации о порядке обжалования решений бюро МСЭ. Возможно, отсутствие активности в обжаловании решений бюро связано с нежеланием обращаться в суд, с отсутствием уверенности в успехе, длительности процедуры. Можно считать, что прохождение МСЭ было и является ситуацией, при которой люди, страдающие психиатрическими расстройствами, нуждаются в поддержке правозащитных организаций.

Исследование выявило основную проблему в получении медицинской помощи - лечение сопутствующих и соматических заболеваний. Так, например, для людей с ментальной инвалидностью практически недоступной является стоматологическая помощь. Оказание стоматологической помощи возможно только в стационарных условиях под общим наркозом. Врачи в данной ситуации не хотят брать на себя ответственность. Официально подобная медицинская помощь не оказывается. Родители вынуждены искать различные полулегальные варианты оказания своим детям данной медицинской помощи. Имеют место отказы от получения медицинской помощи и перенаправления в специализированные медицинские учреждения - психиатрические больницы.

К сожалению, в нашем крае отсутствует свобода выбора медицинского учреждения для прохождения курса лечения для людей с ментальными нарушениями в связи с отсутствием альтернативы государственной медицины. К нетрадиционной медицине обращались немногие опрошенные нами родители и в основном в раннем детстве.

Все родители осознают необходимость медикаментозного лечения и терапии ментальных нарушений при наблюдении и консультировании со стороны государственных медицинских учреждений. К нетрадиционной медицине обращался каждый второй опрошенный нами родитель и в основном в раннем детстве.

Получение образования даже в специализированных учреждениях начального профессионального образования ограничивается юридически. Большинство людей с ментальными нарушениями имеют нерабочую группу инвалидности, что ограничивает их в правах на получение профессионального образования. Поступление в учреждение профессионального образования может стать причиной снятия данной группы инвалидности для ВТЭК.

Многие родители высказывали претензии к организации работы психолого-медико-педагогической комиссии. Сама процедура, определяющая дальнейшую образовательную траекторию ребенка, носит не объективный характер и занимает не более 30 минут. Ребенок, имеющий психические нарушения, попадает в новую ситуацию, в общество незнакомых людей, испытывает сильнейший стресс, дискомфорт, повышенную тревожность, что во многом снижает возможности для объективной оценки его способностей.

Ментальные нарушения и связанные с ними ограничения жизнедеятельности приводят к невозможности освоения данной категорией людей трудовых навыков и участия в посильной трудовой деятельности.

По мнению опрошенных, идеальной моделью обеспечения прав людей с ментальной инвалидностью на труд являются специализированные мастерские для инвалидов. В силу существующих ограничений жизнедеятельности инвалиды с ментальными нарушениями не могут выдержать трудовой нагрузки даже 4 часа. Их психическое состояние является зависимым от погодных условий, приема лекарственных препаратов и многое другое.

В этой связи основными условиями организации трудовой деятельности являются:

- свободный график работы,

- свободный выбор вида трудовой деятельности,

- ориентация на прикладное творчество,

- общественный характер занятости.

Трудовая деятельность не является ведущим направлением в деятельности стационарных учреждений. Она служит для пациентов условием их реабилитационной деятельности. Люди с ментальной инвалидностью в основном вовлекаются в разнообразные виды общественных работ. Лица, выписавшиеся из психоневрологических интернатов, испытывают большие проблемы с трудоустройством по причине как отсутствия специально созданных рабочих мест, так фактическим нежеланием работодателей принимать на работу людей, страдающих психиатрическими расстройствами.

Выводы. Проведенное исследование продемонстрировало неготовность общества воспринимать людей с ментальными нарушениями как полноценных членов общества, отсутствие действенных механизмов адаптации и интеграции в общество.

Повышение эффективности системы социальной помощи людям с ментальной инвалидностью требует решения ряда проблем:

1. Создание системы психологической и социальной помощи и поддержки семьи, воспитывающего ребенка с ментальной инвалидностью. При рождении ребенка с отклонениями в состоянии здоровья и развитии родители остаются один на один со своей проблемой. Родители испытывают сильнейший стресс и психологическое давление. Все без исключения опрошенные отметили, что ни разу не получили от государства поддержки в виде психологической помощи.

2. Развитие служб раннего вмешательства. В нашем регионе совершенно не развиты программы раннего вмешательства. Семья, у которой рождается ребенок с отклонениями в состоянии здоровья и развитии, должна сразу быть поставлена на учет и находится под патронатом социальных служб. Внимание социальных служб в данной ситуации должно быть направлено на сохранение семьи, предупреждение разводов, недопущения оставления детей с отклонениями в здоровье в детских домах.

3. Создание условий для обеспечения прав людей с ментальной инвалидностью на полноценное общение и жизнедеятельность. После совершеннолетия люди с ментальной инвалидностью остаются вне системы социальной помощи и поддержки. Существующие социальные службы и реабилитационные центры в основном ориентированы на детей-инвалидов.

4. Создание специализированных рабочих мест для людей, имеющих ментальные нарушения.

5. Организация системы подготовки узких специалистов, оказывающих медицинскую помощь детям с ментальными нарушениями. В настоящее время большинство медицинских работников ни профессионально, ни психологически не готовы оказывать квалифицированную помощь данной категории людей.

Решить и кардинально улучшить положение людей с ментальной инвалидностью в обществе может только активизация социальной политики государства в данном направлении. Общественные организации должны стать лишь союзниками государства в оказании помощи и поддержки людям с ментальной инвалидностью.

Рецензенты:

Плугина М.И., д.псх.н., профессор, психологии и специальных дисциплин Ставропольского государственного медицинского университета, г. Ставрополь;

Гриценко Г.Д., д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин Ставропольского государственного медицинского университета, г. Ставрополь.

Читайте также: