Можно ли осуществлять деятельность

Обновлено: 07.07.2024

Можно ли осуществлять деятельность без указания ее кода по ОКВЭД в ЕГРЮЛ?

Ответ:

Отсутствие кода ОКВЭД не относится к признакам недобросовестного

Правильные коды ОКВЭД важны, в частности, для верного расчета налогов и страховых взносов.

От правильных кодов ОКВЭД зависит:

- класс профессионального риска, а следовательно, и тарифы страховых взносов "на травматизм" . Так, если организация вовремя не подтвердит свой основной вид деятельности, взносы "на травматизм" ей придется платить по тарифу для самого опасного из видов, указанных в ЕГРЮЛ, причем даже если она его никогда не вела . ИП, в отличие от организаций, подтверждать основной вид деятельности не должны. ФСС сам определяет тариф взносов "на травматизм" по тому виду деятельности, который указан в ЕГРИП как основной . Поэтому если в реестре в качестве основного вида деятельности фигурирует деятельность с более высоким классом риска, чем та, которую ИП ведет на самом деле, то платить за работников взносы однозначно придется по более высоким тарифам;

- возможность применения пониженных тарифов страховых взносов. Допустим, вы применяете УСН, занимаетесь только производством мебели для офисов и предприятий торговли (код ОКВЭД 31.01 ) и ваши доходы за текущий год не превысили 79 млн руб. Вроде бы вы имеете полное право на применение пониженных тарифов . Однако если в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) вид деятельности с "льготным" кодом ОКВЭД не указан, считать взносы по более низким тарифам опасно. Из-за отсутствия нужного кода в реестре при проверке налоговики могут заявить о необоснованности применения пониженных тарифов и доначислить вам взносы, а также начислить штрафы и пени;

- право на применение того или иного режима налогообложения. Не все виды деятельности попадают под спецрежимы. Так, к примеру, под ЕНВД и ПСН попадают только определенные коды ОКВЭД . Поэтому если вы не укажете код в реестре или укажете его неверно, то с возможностью применения этих режимов можно будет распрощаться ;

- доначисление налогов предпринимателю. Например, если ИП-упрощенец ведет деятельность, код которой не указан в ЕГРИП, налоговые органы могут отказать в применении УСН по этому виду деятельности и доначислить НДФЛ, а также начислить пени и штрафы, в том числе за непредставление декларации по форме 3-НДФЛ ;

- возможность применения пониженных ставок налога при УСН. Налоговая ставка может быть снижена законами субъектов РФ :

до 1% по объекту налогообложения "доходы";

до 5% по объекту налогообложения "доходы минус расходы".

Причем одним из условий применения таких ставок нередко является ведение вида деятельности, поименованного в региональном законе, с конкретным кодом ОКВЭД . Поэтому если нужного кода ОКВЭД не окажется в реестре, то применить пониженную ставку вы не сможете.

В случае фактического осуществления организацией иной деятельности, ранее не заявленной при регистрации юридического лица, соответствующей иному коду ОКВЭД2 , у организации возникает обязанность по уведомлению регистрирующего органа для внесения изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения.

За несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом (к таким случаям, как уже отмечалось выше, относится в том числе представление сведений о кодах ОКВЭД2 ) влечет привлечение к ответственности в виде предупреждения или административного штрафа (для должностных лиц) в размере 5 000 руб. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб. ( ч. 3 , 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
(> )

Обзор подготовлен специалистами Л инии Консультирования ГК "Земля-СЕРВИС"

Ольга Воропаева

Давайте разберемся, в каком случае и как получить лицензию.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Когда лицензия нужна

Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, строго определен в п.1 ст. 12 99-ФЗ. Если деятельности в списке нет, значит на её осуществление разрешение не требуется.

На каждый вид деятельности предоставляется отдельная лицензия. которая действует на всей территории РФ. Только нужно уведомить лицензирующий орган, того региона, куда вы планируете расширяться.

Документы для получения лицензии необходимо подать сразу же после государственной регистрации. Или перед началом ведения лицензируемой деятельности.

Требования, которым должна соответствовать организация, чтобы получить лицензию и осуществлять деятельность, устанавливаются положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Например, если вы решили заняться врачебной деятельностью, тогда для того, чтобы получить лицензию вы должны соответствовать следующим основным характеристикам:

  1. должно быть помещение в собственности или снятое в аренду;
  2. должно быть мед.оборудование, аппараты, необходимые для оказания услуг;
  3. у руководителей и ответственных сотрудников должно быть высшее мед.образование, соответствующая квалификация и стаж работы не менее 5 лет;
  4. с работниками должны быть заключены трудовые договоры;
  5. наличие контроля качества и безопасности.

Также могут быть ограничения на организационно-правовую форму, например, ИП не может получить лицензию на производство и продажу алкогольной продукции, лицензии предоставляются исключительно юр.лицам.

Какие документы нужны для получения лицензии

В лицензирующий орган нужно подать следующий пакет документов:

  • заявление по установленной форме;
  • копии учредительных документов организации, заверенных у нотариуса;
  • необходимые документы, которые могут быть установлены положением о лицензировании конкретного вида деятельности;
  • опись прилагаемых документов.

Форма заявления устанавливается положением о лицензировании отдельного вида деятельности.

Способы предоставления документов

  • В лицензирующий орган — с 1 января 2021 только в электронном виде при помощи электронной подписи.
  • Через МФЦ — можно на бумаге. Только уточните перед визитом в МФЦ, оказывают ли они подобную услугу.

Куда подавать заявление и сроки получения лицензии

Лицензирующие органы определены по видам деятельности в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957. Необходимо обращаться в их региональные управления. Например, МЧС осуществляет лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности, МВД —охранную деятельность, Росздравнадзор —фармацевтическую деятельность.

В течение трех рабочих дней со дня представления заявления лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении или о возврате с мотивированным обоснованием причин возврата.

Если в заявлении будет выявлено нарушение требований или документы представлены не в полном объеме, то в течение трех рабочих дней лицензирующий орган вручает уведомление о необходимости устранения. На исправление даётся 30 дней.

Бумажные лицензии с 1 января 2021 года не выдают. Имеет значение только запись в реестре.

Проверки

За фирмами, которые получили лицензию на осуществление деятельности, ведётся контроль, поэтому предпринимателю нужно быть готовым к плановым и внеплановым проверкам.

Плановые проверки проводятся на основании утвержденного плана-графика. Для каждого вида деятельности разная периодичность проверок, сроки варьируются от одного года до трех лет.

Внеплановая выездная проверка может быть назначена, если:

  1. истек строк устранения выявленных нарушений лицензионных требований;
  2. в лицензирующий орган поступили обращения, заявления о грубых нарушениях лицензионных требований;
  3. истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
  4. если организация просит о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного устранения нарушений лицензирующего органа;
  5. по приказу (распоряжению), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Какие лицензии продлили из-за пандемии

Лицензии бывают срочные и бессрочные. Бессрочные продлевать не надо: они действуют до тех пор, пока не изменятся важные реквизиты организации. Все срочные лицензии продлили на 2020 год постановлением правительства № 440. На 2021 год лицензии продлят уже не всем, а только определённым сферам. Например, медицине, охране труда и образованию.

Статья актуальна на 28.01.2021


Каждый предприниматель в процессе регистрации ИП или фирмы составляет специальное заявление, в котором перечисляются разные коды ОКВЭД. Именно они определяют, по каким видам деятельности будет работать бизнесмен.

Но нередко уже в процессе функционирования бизнеса приходится сталкиваться с тем, что немного изменяется направление работы. В этом случае возникает вопрос, можно ли работать не по выбранному заранее коду ОКВЭД.

Правила работы не по коду ОКВЭД

Допускается по закону, чтобы компании или ИП вели деятельность, не соответствующую ранее выбранному коду ОКВЭД, что указывается в письме ФНС № ЕД-19-2/[email protected], опубликованном в открытых источниках 3.09.2018.

К основным сведениям, которые содержатся в этом письме, относится:

  • по мнению налоговых инспекторов, предприниматели могут самостоятельно выбирать, каким видом деятельности они будут заниматься;
  • выбранные для этих сфер бизнеса коды ОКВЭД вносятся в специальный реестр, называемый ЕГРИП;
  • у ФНС отсутствуют права и возможности для проверки того, действительно ли ИП занимается деятельностью, которая соответствует выбранным кодам;
  • на практике выбранные коды, которые вносятся предпринимателем при заполнении заявления на постановку на учет, никаким образом не влияют на размер и особенности уплаты налогов по выбранному налоговому режиму;
  • в своем письме налоговая служба ссылается на то, что в судебной практике неправильно выбранные коды ОКВЭД никаким образом не создавали препятствия для уплаты налогов, фиксации получаемых доходов или осуществления деятельности;
  • невозможно доказать, что работа предпринимателя в сфере, которая не соответствует выбранному коду, является доказательством получения какой-либо налоговой выгоды.

Как выбрать код ОКВЭД? Смотрите видео:

Изначально такие сведения требуются только в качестве статистических данных. Но все же предпринимателям желательно уведомлять налоговую службу о работе по другому виду деятельности, а иначе они могут привлекаться к ответственности, уплачивать штраф в размере 5 тыс. руб.

Почему сведения вносятся в ЕГРИП


Если вносятся в этот реестр недостоверные сведения, то бизнесмены сталкиваются с серьезными последствиями, представленными не только штрафами, но и даже запретом или приостановкой деятельности.

В момент регистрации ИП гражданин должен составить правильно заявление. В нем можно перечислить множество кодов ОКВЭД, для чего учитывается, в какой сфере деятельности будет трудиться бизнесмен.

Что такое классификатор ОКВЭД 2 и зачем он нужен? Узнаете здесь.

Сведения из этого заявления переносятся в ЕГРИП. С помощью этих данных обеспечивается контроль над деятельностью предпринимателей. Гарантируется надзор за соблюдением требований законодательства.


Расшифровка ОКВЭД.

Как уведомить об изменениях

Если предприниматель решает начать работу по сфере деятельности, которые не указана в заявлении, поэтому не соответствует кодам, прописанным в этом документе, то он должен самостоятельно обратиться в ФНС для внесения изменений в ЕГРИП.

Для этого выполняются действия:

  • первоначально составляется заявление, в котором указываются новые коды ОКВЭД;
  • уплачивается предпринимателем пошлина;
  • заявление с другими документами передается в ФНС;
  • вносятся в течение 10 дней изменения в ЕГРИП;
  • только после этого по закону разрешается начинать деятельность по новым видам работы, внесенным в реестр.

Как быстро проверить код ОКВЭД? Ответ в видео:

Если не будет выполнена вышеуказанная процедура, то предприниматель по закону не имеет право заниматься выбранной деятельностью.


ФНС не обладает возможностями для постоянного изучения особенностей работы предпринимателей, поэтому редко выявляются факты нарушений, связанных с работой не по кодам ОКВЭД, зафиксированным в ЕГРИП.

Но если такое нарушение будет выявлено, то предприниматель будет привлечен к ответственности, представленной крупным административным штрафом.

Последствия работы с нарушениями

Поэтому в интересах непосредственных бизнесменов самостоятельно заботиться об оповещении налоговой службы об изменении направления работы. Если будут нужные коды внесены в ЕГРИП, то можно не волноваться о разных негативных последствиях.

Если же возникает такая ситуация, то наказание может быть представлено не только штрафом, но и даже арестом или наложением запрета на дальнейшую предпринимательскую деятельность.

Как проводится слежение за деятельностью ИП в розничной торговле? Смотрите тут.


Судебная практика показывает, что наиболее часто суды отменяли штраф и иные виды наказаний, применяемые налоговыми инспекторами к предпринимателям, которые не уведомляли о смене направления работы.

Это связано с отсутствием каких-либо нарушений законодательства или появлением неучтенной прибыли.

Заключение

На основании письма ФНС и судебной практики каждый предприниматель имеет возможность заниматься деятельностью, которая не соответствует кодам ОКВЭД, выбранным во время регистрации ИП.

Но по закону бизнесмены должны оповещать работников налоговой службы о таких изменениях. В этом случае можно избежать серьезных наказаний или дополнительных судебных разбирательств.

Хотя у предпринимателей не возникает налоговая выгода или другие преимущества, желательно своевременно передать в ФНС заявление, на основании которого вносятся нужные изменения в ЕГРИП.

Коллеги, добро пожаловать в наше сообщество экологов! Мы будем рады экологам производства, проектировщикам, экспертам, работодателям и свободным фрилансерам! Мы постараемся собрать в одном месте основные изменения законодательства, актуальные вопросы, ответы на наболевшие темы, консультации экспертов. Не забудьте вступить в нашу группу ВКонтакте и быть членом нашей команды!

суббота, 28 октября 2017 г.

Можно ли осуществлять деятельность по сбору и транспортированию отходов в другом регионе?

"Предъявите лицензию на сбор и транспортирование отходов. Откуда везем отходы?"

Может ли быть территориально ограничено право лицензиата на осуществление деятельности по сбору или транспортированию отходов с использованием движимого имущества? – вопрос до сих пор не имеющий внятного ответа.
Не стоит полагать, что предложенное Росприроднадзором решение о возможности указания в лицензии на деятельность в области обращения с отходами I-IV классов опасности в качестве адреса места осуществления деятельности адреса местонахождения юридического лица безоговорочно разрешило данную проблему.



Подобная рекомендация упростила жизнь разве что лицензирующим органам, которые больше не вынуждены размышлять о том, что указать в соответствующе графе лицензии.
Однако впоследствии хозяйствующие субъекты (не только лицензиаты) нередко сталкиваются с непреодолимой убежденностью территориальных органов Росприроднадзора в том, что такая лицензия предоставляет лицензиату право осуществления деятельности по сбору и транспортированию отходов исключительно на территории субъекта РФ, в границах которого расположен адрес, указанный в лицензии.

При этом для различных хозяйствующих субъектов такая убежденность влечет различные негативные последствия:
- лицензиаты вынуждены убеждать лицензирующие органы в том, что они вправе осуществлять деятельность не только на территории субъекта РФ, в границах которого расположен адрес, указанный в лицензии, но и на территории других субъектов РФ, т.е. собирать и транспортировать отходы с территорий других регионов страны;
- образователи отходов вынуждены оспаривать отказы территориальных органов Росприроднадзора в утверждении НООЛР, обоснованные тем, что контрагент, которому передаются отходы, не имеет лицензии, предоставляющей право на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов на территории субъекта РФ, где отходы образованы.

Справедливости ради отметим, что положения действующего законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности сформулированы таким образом, что убежденность госорганов о привязке лицензиата, осуществляющего сбор и транспортирование отходов, к территории субъекта РФ, указанного в лицензии, можно назвать даже лояльной.
Дело в том, что законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности вообще не учитывает возможность осуществления отдельных видов деятельности с использованием движимого имущества без привязки к конкретному адресу места осуществления деятельности.

Разумеется, в таких условиях можно рассуждать следующим образом:
1) да, действительно, в лицензии указывается конкретный адрес места осуществления деятельности;
2) но! законодательство не содержит положений, однозначно предписывающих лицензиатам осуществлять деятельность исключительно по адресу, указанному в лицензии;
3) более того, законодательством предусмотрено, что лицензия действует на всей территории РФ;
4) при этом положение, на основании которого мы делаем вывод о привязанности лицензиата к конкретному адресу места осуществления деятельности, – это положение о необходимости переоформления лицензии при изменении адреса места осуществления деятельности (при наличии у лицензиата намерения осуществлять деятельность по адресу, не указанному в лицензии);
5) в случае с осуществлением сбора и транспортирования отходов с использованием движимого имущества перемещение такого движимого имущества по территории РФ (в том числе за пределами субъекта РФ, упомянутого в лицензии) не является подтверждением намерения лицензиата осуществлять деятельность по адресу, не указанному в лицензии.

Однако формальный подход территориальных органов Росприроднадзора подобную логику не приемлет; само по себе дозволение лицензиатам, использующим движимое имущество, осуществлять деятельность на территории целого субъекта РФ, вероятно, кажется лицензирующим органам проявлением невиданной щедрости (могли бы ограничиться и территорией муниципального образования, ничто не мешает в условиях нынешнего правового регулирования).
Так на чьей же стороне правда? И можно ли отыскать правду в данном вопросе сегодня?

Итак, вопрос об определении территории, в пределах которой лицензиат вправе осуществлять работы по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности (на основании лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности), может быть рассмотрен с двух точек зрения.

С одной стороны , в силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности:
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Таким образом, согласно ч. 2 ст. 9 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия предоставляет лицензиату право работать на всей территории Российской Федерации.

С другой стороны, законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности предусматривает необходимость обязательного указания в лицензии, в том числе в лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, места осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (места осуществления лицензируемого вида деятельности).

В свою очередь, намерение лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности в месте, не указанном в лицензии, является основанием для переоформления соответствующей лицензии.
При этом ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусматривает возможность осуществления лицензиатом лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до переоформления лицензии.

Вместе с тем, законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности не устанавливает особенности осуществления лицензируемых видов деятельности в случае, когда:
1) лицензиат использует движимое имущество для осуществления лицензируемого вида деятельности (в частности сбор и транспортирование отходов I-IV классов опасности);
2) лицензиату для цели осуществления лицензируемого вида деятельности не требуется стационарный объект , местонахождение которого имеет конкретный адрес или постоянные координаты.

Как указано выше, на этапе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (в части сбора и транспортирования отходов I - IV классов опасности) данная проблема разрешается посредством указания в лицензии в качестве адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности адреса места нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

При обоснования такого подхода правоприменительные органы ссылаются на п. 8 ст. 3 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с которым:
[. ] Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

При этом в п. 4 "Методических рекомендаций по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (Письмо Росприроднадзора от 17.11.2015 г. № АС-03-03-36/20364) разъясняется:
при намерении соискателя лицензии осуществлять лицензируемые виды деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизации, обезвреживание отходов I - IV классов опасности) с использованием движимого имущества (транспортные средства, мобильные установки, оборудование) привязку к месту осуществления лицензируемого вида деятельности необходимо осуществлять исходя из понятия "место осуществления лицензируемого вида деятельности", которое может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Однако решение рассматриваемой проблемы на этапе лицензирования не предоставляет гарантий отсутствия претензий со стороны территориальных органов Росприроднадзора впоследствии по отношению к лицензиату, осуществляющему деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности за пределами субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен адрес места нахождения лицензиата.

Таким образом, суровая действительность такова, что на сегодняшний день лицензиаты, осуществляющие деятельность по сбору и транспортированию отходов совершенно не защищены от возможных ограничений их локации при осуществлении лицензируемого вида деятельности как территорией субъекта РФ, так и вовсе территорией муниципального образования, в границах которых расположен адрес, указанный в лицензии.

При этом отдельные положения Методических рекомендаций, предложенные центральным аппаратом Росприроднадзора к использованию при лицензировании деятельности в области обращения с отходами I-IV класса опасности, проблему никоим образом не разрешают.

На наш взгляд, устранить повод для дискуссий по вопросу территориальной ограниченности права осуществления деятельности по сбору и транспортированию отходов могут лишь внятные законодательные изменения или изменения Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Источник ООО "Центр правовой экологии"

Мы ВКонтакте

Читайте также: