Можно ли контролировать доступ граждан в мир свободно распространяемой информации

Обновлено: 18.05.2024

овлены федеральными законами.

Статья 9. Ограничение доступа к информации

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

21. Порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. (Часть введена - Федеральный закон от 29.07.2017 № 276-ФЗ)

3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Статья 10. Распространение информации или предоставление информации

1. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети "Интернет" обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 157 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети "Интернет". (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 364-ФЗ)

4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

5. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статья 101. Обязанности организатора распространения информации в сети "Интернет"

2. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

3. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан хранить на территории Российской Федерации:

(Часть в редакции Федерального закона от 06.07.2016 № 374-ФЗ)

31. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан предоставлять указанную в части 3 настоящей статьи информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами. (Часть введена - Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 241-ФЗ)

4. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий. Порядок взаимодействия организаторов распространения информации в сети "Интернет" с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(Часть введена - Федеральный закон от 29.07.2017 № 241-ФЗ)

5. Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на граждан (физических лиц), осуществляющих указанную в части 1 настоящей статьи деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством Российской Федерации в целях применения положений настоящей статьи определяется перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

6. Состав информации, подлежащей хранению в соответствии с частью 3 настоящей статьи, место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление этого контроля, определяются Правительством Российской Федерации.

7. Организатор распространения информации в сети "Интернет", имеющий уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети "Интернет" (далее - номер автономной системы), обязан выполнять требования и обязанности, предусмотренные пунктом 3 статьи 561, пунктом 8 статьи 562 и пунктом 4 статьи 651 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ "О связи" и предъявляемые к лицам, имеющим номер автономной системы. (Часть введена - Федеральный закон от 01.05.2019 № 90-ФЗ)

(Статья введена - Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ)

(Статья введена - Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ) (Утратила силу - Федеральный закон от 29.07.2017 № 276-ФЗ)

Статья 103. Обязанности оператора поисковой системы

1. Оператор поисковой системы, распространяющий в сети "Интернет" рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, по требованию гражданина (физического лица) (далее в настоящей статье - заявитель) обязан прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети "Интернет" (далее также - ссылка), позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.

2. Требование заявителя должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество, паспортные данные, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);

2) информацию о заявителе, указанную в части 1 настоящей статьи, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;

3) указатель страницы сайта в сети "Интернет", на которой размещена информация, указанная в части 1 настоящей статьи;

4) основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;

5) согласие заявителя на обработку его персональных данных.

4. В течение десяти рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи, заявитель принимает меры, направленные на восполнение недостающих сведений, устранение неточностей и ошибок, и направляет оператору поисковой системы уточненные сведения, а также документ, удостоверяющий личность (в случае необходимости).

6. Оператор поисковой системы направляет заявителю уведомление об удовлетворении указанного в части 1 настоящей статьи требования заявителя или мотивированный отказ в его удовлетворении в той же форме, в которой было получено указанное требование.

7. Заявитель, считающий отказ оператора поисковой системы необоснованным, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя.

8. Оператор поисковой системы обязан не раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя с требованием, указанным в части 1 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

(Статья введена - Федеральный закон от 13.07.2015 № 264-ФЗ)

Статья 104. Особенности распространения информации новостным агрегатором

1. Владелец программы для электронных вычислительных машин, владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети "Интернет" на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети "Интернет" (далее - владелец новостного агрегатора), обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности:

1) не допускать использование программы для электронных вычислительных машин, сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети "Интернет" на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Ф

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Аккредитация

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 9 часов назад


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, отнесена к одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.

Учитывая важность вопросов информационной безопасности, Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

Доктриной отмечено, что возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей, нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, привлечения к террористической деятельности новых сторонников.

Одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности является противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии и идей национальной исключительности.

В Единый реестр, помимо информации, указанной в пункте 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, также включаются сведения об интернет-ресурсах, распространяющих материалы, внесенные в федеральный список экстремистских материалов.

Порядок рассмотрения уведомлений и направления в Роскомнадзор требований регламентирован соответствующей инструкцией, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 08.09.2016 № 562.

В силу части 1 указанной статьи Федерального закона № 149-ФЗ владельцам информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов, посредством которых возможно обеспечение доступа к интернет- ресурсам, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен, запрещается предоставлять возможность использования принадлежащих им информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов для получения доступа к таким интернет-ресурсам.

Деятельность по выявлению информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов, позволяющих получить доступ к интернет-ресурсам с информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, ведется органами исполнительной власти, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 15.8 Федерального закона № 149-ФЗ владелец программно-аппаратных средств обязан в течение трех рабочих дней после предоставления ему доступа к федеральной государственной информационной системе обеспечить соблюдение запрета предоставлять возможность использования на территории Российской Федерации программно-аппаратных средств для получения доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен.

В силу части 10 статьи 15.8 Федерального закона № 149-ФЗ в случае неисполнения владельцем программно-аппаратных средств обязанностей по подключению к федеральной государственной информационной системе и ограничению доступа к информационным ресурсам, информационно-­телекоммуникационным сетям, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен, Роскомнадзор принимает решение об ограничении доступа к принадлежащим такому владельцу программно-аппаратным средствам.

прокурор отдела по надзору за
исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных
отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, международно-правовому сотрудничеству в уголовном судопроизводстве прокуратуры Хабаровского края

menu

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу, беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
ВДПЧ статья 19

Все большая власть СМИ, особенно Интернета, может служить повышению уровня информированности и участия, расширять доступ к информации, но при этом существуют и побочные опасности. СМИ могут поощрять сочувствие к другим людям и глобальный активизм в области прав человека, но могут также и подпитывать ненависть, стереотипы и распространять дезинформацию. Особо уязвимы в отношении рисков в Интернете дети и молодежь.

Некоторые измерения меняющейся природы СМИ:

  • В наши дни в получении новостей мы полагаемся все меньше на традиционные форматы газет, телевидения и радио, а все больше – на источники СМИ онлайн, спутниковое телевидение, блоги и социальные СМИ. Мы также ищем информацию от журналистов и вещателей-граждан, а не только от специалистов. Все это оказывает влияние на наш социальный и политический ландшафт. Это меняет и тактику репрессивных правительств, которые боятся последствий этой информационной революции.

Выражение политического протеста в СМИ

Европейские подростки 12-17 лет проводят 9,1 часов в неделю в Интернете, в отличие от 11,4 часов, проведенных в Интернете людьми 18 лет и старше, не считая использования в профессиональных или учебных целях. 2

Изменилось ли ваше потребление продукции СМИ с тех пор, как вы были ребенком?

СМИ и права человека

Свобода выражения мнения

Право человека, которое теснее всего связано со СМИ – это, вероятно, право на свободу мнения и выражения мнения. Свобода выражения мнения, как это предусматривается в документах в области прав человека, охватывает право на получение или распространение информации, право на молчание, право на формирование собственных мнений, например, право на выбор одежды, прически, музыки, литературы и фильмов; это включает художественное выражение, политические речи, коммерческие выступления, академические свободы и право журналистов. Такой широкий охват определенно свидетельствует о том, насколько важно для людей это право для того, чтобы в полной мере реализовать себя и жить в условиях уважения достоинства, искать смысл жизни и ее подлинное значение, развивать собственную индивидуальность. Эта свобода имеет также особое значение для сообществ и общества в целом, для того чтобы осуществлять прогресс, обеспечивать равенство, демократию и самоуправление. Свобода выражения мнения важна и сама по себе, и она является предварительным условием соблюдения целого свода других прав и свобод.

Правительства всегда стремились осуществлять определенный контроль над СМИ и/или доступом к СМИ, для того чтобы влиять на население и добиваться его поддержки или же мешать оппозиции в ее действиях. При этом если СМИ находятся под жестким контролем, то это лишает людей осознания действительно важных общественных проблем, знания всемирных событий, надежного анализа, а также информации о состоянии экономики, политическом развитии и реальностей жизни общества.

Государственный контроль над СМИ может осуществляться весьма целенаправленно, например, путем сканирования Интернет-трафика или прослушивания телефонных разговоров во имя национальной безопасности. Бывают моменты, когда правительства пытаются полностью закрыть доступ к отдельным СМИ. Примерами этого является закрытие сети мобильной телефонии в Иране в середине 2009 года и в Египте в конце 2010 года, глушение радиостанций, спутникового телевидения, а также закрытие доступа журналистам в зоны конфликтов. Например, в 2009 году журналистов заставили покинуть северо-западную провинцию Китая Синьцзянь, чтобы помешать им сообщать об этническом насилии в этом регионе.

ЮНЕСКО ведет подсчет журналистов, убитых при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Например, в 2011 году 56 журналистов были убиты на работе 4 .

Контроль над СМИ со стороны правительств вызывает беспокойство и в Европе. Например, в Венгрии в 2011 году был принят закон о СМИ, который предоставляет органу, занимающемуся вопросами СМИ, осуществлять надзор над всеми СМИ, включая и частных провайдеров контента, налагать штрафы и приостанавливать или закрывать органы СМИ на основе весьма туманно сформулированных принципов. В ряде других европейских стран по-прежнему существует уголовная ответственность за клевету. Журналисты могут попасть в тюрьму, если они оглашают или публикуют факты или мнения, которые задевают человека. В своих постановлениях, связанных с делами о диффамации, Европейский суд по правам человека неоднократно заявлял, что «… вынесение приговора о тюремном заключении в связи с правонарушением в прессе будет совместимо со свободой выражения мнения журналистов … только в исключительных обстоятельствах, в частности, когда серьезно нарушаются другие основные права, например, в случае возбуждения ненависти или призыва к насилию … 3

Если мы не верим в свободу выражения для тех людей, которых мы презираем, значит, мы не верим в нее вообще.
Ноам Хомский

Десять угроз свободе выражения мнения

Каждый год четыре специальных международных докладчика по свободе выражения мнения публикуют совместную декларацию. В своей декларации в 2010 году они определили следующие десять основных угроз свободе выражения мнения 7 :
1. Механизмы государственного контроля над СМИ
2. Уголовная ответственность за диффамацию
3. Насилие в отношении журналистов
4. Насилие в отношении журналистов
5. Дискриминация в соблюдении права на свободу выражения мнения
6. Коммерческое давление
7. Проблемы в поддержке общественных служб и общественного вещания
8. Безопасность и свобода выражения мнения
9. Свобода выражения мнения в Интернете
10. Доступ к информационно-коммуникационным технологиям

Право на информацию

Одним из основных источников, в которых граждане могут найти информацию, – это СМИ, газеты и журналы (как печатные, так и в Интернете), а также новостные программы по телевидению. СМИ могут обеспечивать надежную информацию для аудитории только в том случае, если гарантирован их доступ ко всей информации, за исключением той, которая защищена на законных основаниях. Люди должны иметь свободный доступ к информации, имеющейся у властей о них. Кроме того, в существующем информационном обществе равный доступ к образованию, профессиональной подготовке, науке, технологиям и занятости может быть обеспечен только в том случае, если будут устранены различные формы неравенства в доступе к информации.

Противоречия в правах человека, связанные со СМИ

Свобода будет лишена всякой эффективности, если люди не будут иметь доступа к информации. Доступ к информации является основой демократического образа жизни. Специальный докладчик ООН Абид Хуссейн

Свобода выражения мнения может войти в противоречие с другими правами человека. Одна группа таких прав человека – это права на частную жизнь, которые включают свободу от вмешательства в частную жизнь, семью, дом и корреспонденцию, а также право на защиту от посягательств на честь или репутацию. Например, СМИ часто обвиняют в том, что они нарушают личную жизнь знаменитостей, публикуя их фотографии и информацию об их частной жизни без их разрешения.

Кроме того, существует риск конфликта между свободой выражения мнения и запретом дискриминации в тех случаях, когда осуществление этой свободы используется для возбуждения ненависти и когда используется язык ненависти. Такое возбуждение ненависти может иметь более масштабное и более серьезное воздействие, когда это распространяется через СМИ. Существует международный консенсус в отношении того, что язык ненависти должен быть юридически запрещен и что такой запрет должен стоять выше, чем гарантии свободы выражения мнения.

Как и свободные рынки, свобода слова может привести к вредным последствиям, если она будет абсолютно неограниченной.
Лорд Паттен 9

Свободные, независимые и плюралистические средства, основанные на свободе информации и выражения мнений, являются одним из основных элементов любой функционирующей демократии.

Как выглядит ландшафт СМИ в вашей стране? Кому принадлежат основные органы СМИ? В какой степени обеспечен плюрализм в этой сфере?

Управление Интернетом и Совет Европы

Интернет – это глобальная система взаимосвязанных компьютерных сетей, деятельность которых не является централизованной. Благодаря этому, Интернет – это глобальный форум для выражения мнения, но возникают и вопросы в отношении ответственности и управления в этой сфере.
Постоянное развитие информационного общества создало для международных организаций вызов – как защитить и обеспечить соблюдение принципов прав человека в среде Интернета. Для того чтобы ответить на этот вызов, Совет Европы разработал ряд конвенций и рекомендаций. Одним из таких документов является Конвенция о кибер-преступности (2001), направленная на защиту от новых типов преступности, а также на борьбу с традиционными преступлениями, совершаемыми с использованием новых технологий. Дополнительный протокол к этой Конвенции призывает устанавливать уголовную ответственность за акты расистского и ксенофобного характера, совершаемые через компьютерные системы.
Еще одним важным документом является Конвенция о доступе к официальным документам (2008), гарантирующая право каждого человека, без дискриминации по какому-либо признаку, на доступ, по запросу, к официальным документам, находящимся у государственных органов власти.

СМИ могут злоупотреблять своей властью, особенно в контексте сильной концентрации средств массовой информации в ущерб плюрализму и демократии.
Совет Европы, Комитет министров 13

Десять принципов управления Интернетом

AЗначительный процент содержания в Интернете – это незаконная информация, либо информация, наносящая вред или ущерб и подрывающая сами основы прав человека и человеческого достоинства.
Руководство по интернет-грамотности 18

Приняты Комитетом министров Совета Европы 21 сентября 2011 года
1. Защита всех основных прав и свобод и утверждение их универсального, неделимого, взаимозависимого и взаимосвязанного характера.
2. Обеспечение полного участия правительств, частного сектора, гражданского общества, технического сообщества и пользователей.
3. Утверждение ответственности государств в отношении международных политических вопросов, связанных с Интернетом.
4. Расширение возможностей пользователей Интернетом для осуществления своих основных прав и свобод и участия в процедурах управления Интернетом.
5. Универсальность Интернета, признание его глобального характера и задача универсального доступа.
6. Целостность Интернета благодаря обеспечению его безопасности, стабильности, прочности и работоспособности.
7. Сохранение децентрализованного характера ответственности в отношении повседневного управления Интернетом.
8. Сохранение открытых стандартов и оперативной совместимости Интернета, а также его непрерывного характера.
9. Обеспечение как можно более широкого доступа к контенту, приложениям и услугам в Интернете.
10. Сохранение культурного и лингвистического многообразия в Интернете и на его основе.

СМИ и молодежь

Я хотела бы выглядеть как Синди Кроуфорд.
Синди Кроуфорд, супермодель

Мир не просто отдаленная цель, к которой мы стремимся, а средство, с помощью которого мы идем к той далекой цели.

Мартин Лютер Кинг

У молодежи входит в привычку каждый день проводить много часов перед телевизором, играя в игры онлайн, участвуя в чатах, блогах, слушая музыку, размещая свои фотографии и в поисках других людей для общения в Интернете. Этот виртуальный мир может дать как новые возможности, так и таить в себе ловушки. Использование электронных, цифровых и Интернет-СМИ имеет многочисленные позитивные результаты: это и интересные развлечения, образование и общение. Однако это может нанести потенциальный ущерб молодежи и сообществам, в зависимости от того, как все это используется. Влияние СМИ, как вещательных, так и в Интернете, является предметом дискуссии; однако исследователи выявили следующие негативные последствия:

Одним из самых приоритетных вопросов в повестке дня Совета Европы является защита детей и расширение их возможностей. В Рекомендации о расширении возможностей детей в новой информационной и коммуникационной среде (2006) заявляется, что государства-члены должны иметь последовательную стратегию в области информационной грамотности и подготовки, которая позволила бы расширить возможности детей и их преподавателей, для того чтобы они с максимальной пользой использовали информационные и коммуникационные услуги и технологии. Важность содействия Интернет-навыкам и грамотности подтверждается в еще одной Рекомендации (2009) 22 , призывающей государства-члены разрабатывать и продвигать – в сотрудничестве с представителями частного сектора и гражданского общества – стратегии по защите детей от контента и поведения, способных нанести ущерб, и при этом рекомендация выступает за их активное участие в новых информационно-коммуникационных условиях.

Распространять персональные данные граждан по-старому больше не получится

С 1 марта 2021 г. в нашей стране введен новый порядок распространения персональных данных граждан 1 . В статье мы расскажем об этих изменениях и рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть у предпринимателей уже сейчас.

Договоримся о терминах

Персональные данные (ПД) – это любая информация о человеке: Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные, адрес, e-mail и т.д.

Оператор – лицо (компания), которое осуществляет любые действия с персональными данными (в законе эти действия называются обработкой), например собирает, записывает, систематизирует, копит, хранит, уточняет, извлекает, использует, передает, обезличивает, блокирует, удаляет, уничтожает, распространяет, предоставляет доступ.

ПД, размещенные в открытом доступе, – это ПД, размещенные в интернете, доступ к которым предоставлен всем желающим без необходимости регистрации на сайте.

Касаются ли изменения вашей компании?

Да, если соблюдено одно из указанных условий.

  • На вашем сайте в открытом доступе размещаются ПД.
  • Вы собираете и структурируете ПД, размещенные в открытом доступе.
  • Вы публикуете ПД в печатной или иной форме, при которой ПД находятся в открытом доступе.

Пример: социальные сети, сайты объявлений, форумы, печатные издания с объявлениями и т.д.

Нет, если соблюдено одно из указанных условий.

Пример: закрытая корпоративная социальная сеть или сайт-интегратор объявлений, на котором доступ к ПД продавцов можно получить только после регистрации на сайте.

Под государственными, общественными и публичными интересами в основном понимаются вопросы безопасности государства, граждан и т.д. Поэтому сложно придумать реальный случай, когда коммерческая организация могла бы прикрыться данным пунктом закона.

Как регулировалось распространение ПД до 1 марта 2021 г.?

1. Законность распространения ПД подтверждалась несколькими способами.

    Оформление согласия на обработку ПД. Оно могло оформляться как письменно, так и путем заполнения формы на сайте 4 .

Пример: предоставление согласия на обработку ПД на сайте объявлений о продаже автомобилей. Сайт получает согласие продавца, размещает его имя и номер телефона, чтобы с ним могли связаться покупатели.

Пример: заключение договора с рекрутинговым агентством, по которому оно размещает на своем сайте анкету с ПД соискателя и к ней получает доступ неограниченное число лиц.

Пример: гражданин получил на свой e-mail именное предложение оформить кредит. Он обращается письменно в банк (к оператору) с требованием уничтожить ПД как полученные незаконно и ссылается на то, что никогда не передавал свои ПД в этот банк и не заключал с ним договор.

3. Если оператор получал от лица отзыв согласия на обработку ПД, у него было 30 дней на то, чтобы прекратить обработку ПД и уничтожить их 7 .

Что изменилось в регулировании распространения ПД с 1 марта 2021 г.?

Введено новое понятие – ПД, разрешенные субъектом ПД к распространению.

Под этим термином закон понимает ПД, к которым лицо предоставило доступ неограниченному кругу лиц путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных для распространения (далее – согласие на распространение) 8 . Это означает, что установлен отдельный порядок регулирования распространения ПД, который не соответствует общему порядку регулирования обработки ПД. Если раньше для распространения ПД достаточно было получить общее согласие на обработку ПД, то теперь для этого нужно получить отдельное согласие.

Иными словами, оператор должен получить:

  • согласие на обработку ПД, по которому сможет собирать, систематизировать, хранить и осуществлять иные действия с ПД;
  • отдельное согласие на распространение ПД, без которого распространение ПД будет незаконным.

Законность распространения ПД и их сбора из открытых источников подтверждается исключительно наличием согласия на распространение.

Если ранее оператор мог законно распространять ПД путем получения согласия на обработку ПД, заключения договора или сбора ПД из открытых источников, то теперь законное условие одно – получение отдельного согласия на распространение ПД 9 .

Установлены требования к оформлению согласия на распространение ПД.

Форма согласия на распространение ПД, которую предлагает Роскомнадзор, на наш взгляд, перегружена лишней информацией. Например, оператор должен будет указывать в согласии свои коды по классификаторам (ОКВЭД, ОКПО, ОКОГУ, ОКОП, ОКФС). Каким образом знание этих кодов может помочь лицу в спорах с оператором – непонятно.

2. В форме согласия на распространение ПД оператор обязан дать возможность лицу предусмотреть:

  • перечень и категории ПД (общие, специальные, биометрические), на которые распространяется его согласие на распространение 11 ;
  • запрет на распространение и предоставление ПД неограниченному кругу лиц 12 ;
  • запрет на обработку ПД неограниченным кругом лиц, за исключением права получения доступа;
  • условия обработки ПД неограниченным кругом лиц, за исключением права получения доступа.

Чтобы соответствовать этим требованиям, операторам придется потратиться на создание на своих сайтах отдельных форм согласий, которые будут учитывать все возможные варианты запретов и ограничений.

При этом обыватели часто не знают, что такое ПД и какие у них есть права относительно обработки их ПД. Непонятно, как они самостоятельно смогут заполнить такое согласие и не допустить ошибок.

3. Согласие на распространение ПД может быть получено оператором непосредственно или с использованием информационной системы Роскомнадзора 13 .

Согласие оператор может получить от лица в письменной форме или через специальную онлайн-форму на своем сайте. При этом молчание или бездействие лица не являются согласием на распространение ПД 14 .

Информационная система Роскомнадзора должна заработать с 1 июля 2021 г. Пока она находится на стадии разработки, и о ней ничего не известно, а разъяснений со стороны Роскомнадзора нет. Поэтому комментировать данную норму еще рано.

4. Оператор обязан не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на распространение ПД опубликовать информацию:

  • об условиях обработки ПД;
  • об условиях обработки ПД неограниченным кругом лиц 15 ;
  • о наличии запретов на обработку ПД.

Согласно комментариям Роскомнадзора, озвученным на дне открытых дверей 28 января 2021 г., данная информация должна быть опубликована оператором на своем сайте таким образом, чтобы доступ к документу был у всех желающих. Как мы указывали выше, письменных разъяснений нет, и нам остается довериться данной позиции.

Так как четкие требования к форме согласия не установлены, возникает риторический вопрос: в каком объеме должны быть раскрыты ПД в данном документе, чтобы лицо нельзя было спутать с тезкой? Такой пример: на сайте размещены ПД двух человек, Ф.И.О. которых идентичны. При этом один из них разрешает распространять все свои ПД, а другой – только Ф.И.О. и номер телефона. Как стороннее лицо должно определять, к кому из них относятся те или иные условия обработки ПД?

Что делать оператору, если согласие на распространение ПД составлено некорректно?

1. Если из текста документа не следует, что лицо согласно на распространение ПД, то такие ПД должны обрабатываться оператором без права распространения 16 . Данный пункт позволяет сделать вывод о том, что малейшее сомнение в правильности оформления согласия будет трактоваться не в пользу оператора.

2. Если из текста согласия на распространение ПД не следует, что субъект ПД не установил запреты и условия обработки ПД или он не указал перечень и категории ПД, в отношении которых установлены запреты и условия, то такие ПД должны обрабатываться оператором без права распространения и предоставления неограниченному кругу лиц 17 . Это означает, что если есть сомнения в правильности установления лицом запретов или условий обработки ПД, то оператор обязан обрабатывать ПД без их раскрытия неограниченному кругу лиц.

Порядок прекращения распространения ПД.

1. Если ранее оператор должен был прекратить обработку ПД в течение 30 дней с момента получения от лица отзыва согласия, то сейчас он должен прекратить распространение, предоставление ПД и закрыть доступ к ним в любое время по требованию лица 18 . Согласие на распространение ПД прекращает действовать с момента, когда оператор получил такое требование 19 . При этом в законе не определена форма требования. Скорее всего, оно может быть оформлено как письменно, так и в электронном виде.

Возникает вопрос: что делать оператору, если требование было получено на e-mail ночью или в выходной день? Формально он должен удалить ПД с сайта немедленно, поскольку согласие больше не действует. Такой порядок может привести к недобросовестному поведению со стороны граждан (субъектов ПД).

2. Субъект ПД вправе обратиться к любому лицу, обрабатывающему его ПД, т.е. не только к оператору, которому было дано согласие на распространение ПД, но и к другим лицам, которые стали обрабатывать ПД в последующем. Гражданин вправе требовать от таких лиц:

  • прекратить распространение ПД, или
  • прекратить предоставление ПД и доступ к ним в случае, если такое лицо не соблюдает требования, установленные ст. 10.1 Закона о персональных данных (особенности обработки ПД, разрешенных субъектом ПД для распространения), или
  • обратиться в суд.

В случае такого обращения лицо, обрабатывающее ПД, обязано прекратить распространение, передачу ПД и доступ к ним:

  • в течение 3 рабочих дней с момента получения требования, или
  • в срок, указанный в решении суда, или
  • в течение 3 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда 20 .

Возникает вопрос: как оператор будет доказывать тот факт, что ПД были распространены субъектом самостоятельно? Здесь также есть шанс, что субъекты ПД будут злоупотреблять своими правами.

Закон указывает, что если ПД были раскрыты неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, то лицо, в последующем распространяющее или обрабатывающее ПД, обязано доказать законность распространения или обработки ПД.

Что делать компаниям, которые собирают ПД из открытых источников?

С 1 марта 2021 г. компании больше не могут так делать: норма исключена из закона. Теперь они обязаны получить согласие лица на обработку ПД, даже если данные были взяты из открытых источников.

Ответственность оператора за распространение ПД без согласия субъекта

Оператор может быть привлечен к административной ответственности. До 27 марта 2021 г. размер штрафа составит:

  • от 5 до 10 тыс. руб. – для индивидуального предпринимателя;
  • от 30 до 50 тыс. руб. – для компании 24 .

С 27 марта 2021 г. размер штрафов увеличивается:

  • от 10 до 20 тыс. руб. – для индивидуального предпринимателя;
  • от 60 до 100 тыс. руб. – для компании.

Рекомендации предпринимателям

Сложнее обстоит дело с компаниями, которые собирают ПД из открытых источников. Такие компании, на наш взгляд, обязаны получать у субъектов:

  • согласие на обработку ПД, если компания хочет обрабатывать ПД без распространения;
  • согласие на распространение, если компания хочет распространять ПД субъекта.

Компаниям, которые распространяют ПД не в интернете, также необходимо получать у субъекта согласие на распространение, даже в том случае, если распространение ПД необходимо для исполнения договора в интересах субъекта.

Читайте также: