Поручение на голосование от акционера можно ли не голосовать

Обновлено: 05.05.2024

Акционер запросил у АО бюллетени заочного собрания акционеров. Однако, акционеру предоставлены бюллетени, подписанные представителями акционеров.Обязано ли АО предоставить бюллетени с документами, подтверждающими полномочия подписантов бюллетеней? как определить акционеру, что бюллетень подписан уполномоченным лицом?

Обязано ли АО предоставить бюллетени с документами, подтверждающими полномочия подписантов бюллетеней? как определить акционеру, что бюллетень подписан уполномоченным лицом?
Маргарита

В случае если бюллетень подписан представителем акционера, и в запросе акционера содержится такое требование о предоставлении дополнительно к бюллетеням также документов, удостоверяющих полномочия подписантов, то обязано предоставить.

Статья 89. Хранение документов общества
1. Общество обязано хранить следующие документы:
протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);
бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;

В свою очередь, согласно нижеуказанной норме:

Статья 91. Предоставление обществом информации акционерам
1. Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
2. Документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление. Дополнительные требования к порядку предоставления документов, указанных в настоящем пункте, а также к порядку предоставления копий таких документов устанавливаются нормативными актами Банка России.

Полагаю, достоверно это можно определить лишь в рамках спора о признании недействительным решения, принятого общим собранием акционеров, в т.ч. путем проведения почерковедческой экспертизы на предмет принадлежности подписи в указанных бюллетенях тому или иному представителю.

Но для этого (оспаривание решения) нужны соответствующие основания.

Из смысла указанной нормы на мой взгляд, следует, что документы, на основании которых тот или иной представитель акционера голосует, также должны быть предоставлены. Дело в том. что отсутствие информации о лицах, подписавших бюллетени вместо акционеров, делает сам факт предоставления бюллетеней бессмысленным.

При этом здесь нет раскрытия персональных данных, поскольку акционеры изначально знают о своем праве получить копии таких же документов или информацию о других акционерах.

Разумеется АО должно выполнить требование если оно содержится в самом запросе акционера. Если такого требования нет — этот вопрос остается на усмотрении АО.

Да, общество обязано ознакомить вас не только с бюллетенями, но и с доверенностями на их подписание

Статья 91. Предоставление обществом информации акционерам
1. Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

Таким образом по вашему запросу вы можете также ознакомиться и с интересующими вас доверенностями — требование абсолютно законное.

1.Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

20. В случае если запрошенные правомочным лицом документы акционерного общества содержат персональные данные и отсутствует согласие субъекта персональных данных на их предоставление третьим лицам, акционерное общество обязано предоставить правомочному лицу запрошенные документы акционерного общества, скрыв в них соответствующие персональные данные за исключением фамилии, имени и отчества субъекта персональных данных.
21. Документы акционерного общества, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, предоставляются правомочному лицу в случае получения от него расписки, подтверждающей, что такое лицо предупреждено о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять. В случае если такая расписка не была приложена к Требованию, акционерное общество в течение семи рабочих дней с даты предъявления Требования направляет правомочному лицу, подписавшему Требование, запрос в целях получения указанной расписки с указанием на то, что запрошенные документы акционерного общества содержат информацию, составляющую коммерческую тайну. При этом течение срока, указанного в пункте 3 настоящего Указания, начинается с момента получения указанной расписки акционерным обществом (дата получения расписки определяется в соответствии с пунктом 10 настоящего Указания). В случае если в Требовании указана такая форма предоставления документов, как ознакомление с документами акционерного общества, соответствующая расписка может быть предоставлена акционерному обществу правомочным лицом в день ознакомления с документами. В этом случае ознакомление правомочного лица с соответствующими документами акционерного общества осуществляется в сроки, указанные в пункте 11 настоящего Указания.
22. Документы, содержащие государственную, банковскую или иную охраняемую законом тайну, за исключением указанной в пунктах 20 и 21 настоящего Указания, представляются без информации, которая является охраняемой законом тайной.
При предоставлении таких документов акционерное общество обязано представить правомочному лицу объяснения, содержащие перечень исключенной информации и основания отнесения такой информации к охраняемой законом тайне.

Так же согласно действующему положению:

Однако в некоторых случаях право акционера голосовать по вопросам управления в акционерном обществе может быть ограничено. Среди указанных случаев можно выделить одобрение сделок с заинтересованностью и голосование акционера, обладающего более 30% акций.

В обоих случаях правомерное ограничение прав акционеров в голосовании напрямую зависит от взаимодействия акционерного общества (далее – эмитент) и регистратора при организации и проведении общих собраний акционеров.

В рамках данной статьи термин "ограничение акционеров в голосовании" понимается расширительно и включает:

ограничение акционера в праве на получение информации о сделках, что не позволяет акционеру узнать о наличии у него права требовать проведения общего собрания акционеров (далее – ОСА);

ограничение акционера в праве требовать проведения ОСА, на котором акционер планирует проголосовать;

различные процедурные ограничения, допускаемые эмитентом и регистратором (например, не включение в списки лиц, участвующих в проведении ОСА, отказ в регистрации на ОСА, отказ в учете голосов при определении кворума и другие).

Одобрение сделок с заинтересованностью

Саму сделку с заинтересованностью можно охарактеризовать как сделку, при совершении которой законодатель презюмирует наличие конфликта интересов между менеджментом эмитента и его акционерами или между самими акционерами (например, мажоритарного и миноритарного акционера).

Для преодоления конфликта интересов законодатель предусмотрел в главе XI Закона об АО специальную процедуру, подразумевающую участие лица, признаваемого заинтересованным (далее – заинтересованное лицо), эмитента, акционеров эмитента и регистратора.

Кратко процедуру совершения сделки с заинтересованностью можно разбить на следующие этапы:

определение заинтересованным лицом сделок, связанных с предполагаемой сделкой с заинтересованностью;

квалификация заинтересованным лицом взаимосвязанных сделок как сделок с заинтересованность;

уведомление эмитента заинтересованным лицом о признаках возможной заинтересованности в совершении эмитентом сделок по форме, установленной Банком России[1];

доведение эмитентом информации из уведомления заинтересованного лица до сведения совета директоров, ревизионной комиссии, а также аудитора общества по его требованию;

организация и проведение ОСА для одобрения сделки с заинтересованностью[2];

оформление решения о согласии на совершении сделки с заинтересованностью.

Рассмотрим более подробно этапы, на которых требуется взаимодействие акционеров, эмитента и регистратора. Очевидно, что осуществление этапов 1, 2 и 3 является исключительно обязанностью заинтересованного лица. Соответственно, эмитент, регистратор и акционеры вовлекаются в процедуру одобрения сделки с заинтересованностью на этапах 4, 5 и 6.

Этап 4. Доведение информации до акционеров эмитента

На данном этапе происходит раскрытие заинтересованным лицом информации о признаках заинтересованности. Данная информация является существенной для последующего ограничения прав заинтересованного акционера при голосовании на этапе 5. При этом, раскрытие информации о заинтересованности является для незаинтересованного акционера основанием потребовать проведения внеочередного ОСА. Ограничение прав незаинтересованных акционеров на данном этапе будет рассмотрено ниже.

Этап 4 начинается с получения эмитентом от заинтересованного лица уведомления о признаках возможной заинтересованности (далее – Уведомление). Уведомление включает всю существенную информацию о сделке:

о лице, являющемся стороной, выгодоприобретателем;

о заинтересованном лице и основаниях его заинтересованности;

о цене и предмете сделки;

об иных существенных условиях сделки и о порядке их определения.

Д анную информацию эмитент раскрывает совету директоров и ревизионной комиссии. В связи с этим, на практике возникают следующие вопросы.

  • Должен ли эмитент проверить информацию, содержащуюся в Уведомлении?
  • Должен ли эмитент довести информацию о сделке с заинтересованностью до акционеров?

Если же обязательное извещение предусмотрено, то оно осуществляется в поряд ке уведомления об ОСА, указанном в уставе эмитента [3] .

  • Может ли акционер запросить информацию о сделках с заинтересованностью?

При подготовке годового ОСА публичного общества лицам, имеющим право на участие в годовом ОСА, должен быть предоставлен отчет о заключенных эмитентом в отчетном году сделках с заинтересованностью. Данное правило не распространяется на непубличные акционерные общества. Таким образом, учитывая все законодательные ограничения, указанные выше, незаинтересованные акционеры непубличного акционерного общества на практике имеют крайне ограниченный доступ к информации о планируемых или уже совершенных сделках с заинтересованностью.

Однако если незаинтересованный акционер все же узнал о сделке с заинтересованностью, то он может обратиться к обществу с требованием предоставить информацию о сделке. Эмитенту необходимо обратить внимание, что информация раскрывается при получении такого требования только если: а) сделка с заинтересованностью уже совершена, б) согласие на совершение сделки не получено[4] и в) акционер владеет не менее чем 1% голосующих акций эмитента. При соблюдении всех указанных условий отказ в предоставлении информации эмитентом недопустим[5].

Этап 5. Организация и проведение ОСА

На этапе 5 ограничение права голоса заинтересованного акционера состоит в отсутствии у него права голосовать по вопросу совершения сделки, в которой он заинтересован. При этом в голосовании также не имеют право участвовать незаинтересованные акционеры, которые находятся под контролем заинтересованного акционера (подконтрольные организации).

Право заинтересованного акционера на голосование может быть ограничено как в момент подготовки к проведению ОСА, так и непосредственно при проведении ОСА.

Следует учитывать, что согласно Закону об АО требование о проведении ОСА по вопросу согласия на совершение сделки с заинтересованностью может быть направлено в любой момент. В частности, требование может быть заявлено до направления эмитентом извещения о совершении сделки или даже после совершения сделки[6].

На наш взгляд, эмитенту необходимо обратить внимание, что с практической точки зрения, отсутствие в Законе об АО установленного срока, текущего с момента извещения заинтересованного акционера эмитентом до момента предъявления акционером требования о проведении ОСА, создает риски. Так, например, незаинтересованный акционер может потребовать проведения ОСА, когда сделка с заинтересованностью будет заключена и, возможно даже, исполнена.

С технической точки зрения, на этапе организации и проведения ОСА возникают следующие вопросы:

  • Какие условия должны быть соблюдены, чтобы у эмитента возникла обязанность организовать проведение ОСА по требованию незаинтересованного акционера?

Для возникновения у эмитента соответствующей обязанности незаинтересованный акционер должен потребовать проведения ОСА. При этом, для заявления такого требования акционер должен обладать не менее чем 1% голосующих акций эмитента[7].

Указанное требование акционера поступает в совет директоров эмитента или иному лицу (органу), к компетенции которого уставом отнесено решение вопроса о проведении ОСА. Согласно статье 55 Закона об АО совет директоров (или компетентное лицо), в частности, уполномочен отказать в созыве внеочередного ОСА, если: а) нарушен порядок предъявления требования акционером; б) акционер не является владельцем 10% голосующих акций эмитента (пункт 1 статьи 55 Закона об АО).

Таким образом, Закон об АО устанавливает два разных порога владения голосующими акциями эмитента для предъявления требования о созыве внеочередного ОСА: специальный в размере 1% и общий в размере 10%.

В данной ситуации эмитенту рекомендуется руководствоваться специальным порогом, предусмотренным для сделок с заинтересованностью, и квалифицировать требование акционера, владеющего 1% голосующих акций эмитента как надлежащее и обязывающее к проведению внеочередного ОСА.

  • Как заинтересованность акционера ограничивает его право участвовать в общем ОСА?

При подготовке к проведению ОСА право акционера голосовать может быть ограничено при составлении списка лиц, имеющих право участвовать в ОСА. При этом эмитенту и регистратору необходимо обратить внимание, что заинтересованные акционеры (владельцы обыкновенных акций) по общему правилу не могут быть исключены из списка лиц, имеющих право на участие в ОСА, и таким образом ограничены в праве на участие в ОСА[8].

  • Как происходит взаимодействие эмитента и регистратора при организации проведения ОСА по поводу одобрения сделки с заинтересованностью?

В момент проведения ОСА ключевая роль в реализации ограничений на голосование в акционерном обществе принадлежит счетной комиссии, функции которой на практике осуществляет регистратор, ведущий реестр акционеров данного эмитента. В обязанности счетной комиссии в том числе входит: а) проверка полномочий и регистрация лиц, участвующих в ОСА; б) определение кворума ОСА, в) разъяснение вопросов, возникающих при реализации акционерами (их представителями) права голоса на ОСА; г) разъяснение порядка голосования; д) обеспечение установленного порядка голосования и прав акционеров; е) подсчет голосов и подведение итогов голосования, составление протокола об итогах голосования, передача в архив бюллетеней для голосования[9].

Должное осуществление регистратором указанных выше функций при одобрении сделок с заинтересованностью на ОСА невозможно без взаимодействия с эмитентом. Следует отметить, что процедура такого взаимодействия законодательством Российской Федерации на данный момент не установлена. Однако эмитент и регистратор могут установить механизм подобного взаимодействия при заключении договора об осуществлении регистратором функций счетной комиссии при проведении ОСА.

Указанный договор может, например, содержать формы уведомления эмитентом регистратора о наличии ограничений при голосовании по вопросам одобрения сделок с заинтересованностью или установить обязанность эмитента раскрыть информацию о заинтересованности, полученную от заинтересованных лиц, не позднее определенного срока до начала ОСА. Примеры реализации данных решений можно найти на веб-сайтах компаний "ПЦРК"[10], "Регистратор Р.О.С.Т."[11] и "Независимая регистраторская компания"[12].

  • Должен ли эмитент сообщить регистратору о заинтересованных лицах и в какой форме? Каковы процедурные аспекты ограничений прав заинтересованных акционеров при голосовании на ОСА?

В начале проведения ОСА по вопросу одобрения сделки с заинтересованностью регистратору необходимо обратить внимание на два аспекта: а) заинтересованному акционеру не может быть отказано в регистрации в качестве участника ОСА; и б) при определении кворума не учитываются голоса заинтересованных акционеров, принимающих участие в ОСА.

Непосредственно в момент принятия решения и при подсчете голосов регистратору необходимо учитывать, что для принятия решения об одобрении сделки с заинтересованностью необходимо, чтобы "ЗА" было отдано более 50% голосов акционеров, не заинтересованных в сделке[13]. При этом, подконтрольные заинтересованным лицам организации не вправе принимать участие в голосовании[14].

Этап 6. Оформление решения о согласии на совершение сделки с заинтересованностью

На данном этапе ограничение прав акционеров в голосовании возможно в случае ошибок при подсчете голосов счетной комиссией и при последующем отражении неверных результатов в протоколе ОСА и в отчете об итогах голосования.

При оформлении указанных документов эмитенту и регистратору следует обратить внимание на подзаконное регулирование[15]. Так, если в повестку дня ОСА включен вопрос об одобрении сделки с заинтересованностью в протокол ОСА, протокол счетной комиссии об итогах голосования на ОСА и в отчет об итогах голосования на ОСА, рекомендуется указать:

число голосов, которыми по указанному вопросу обладали все лица, включенные в список лиц, имеющих право на участие в ОСА, не заинтересованные в совершении обществом сделки;

число голосов, приходившихся на голосующие акции общества, владельцами которых являлись лица, не заинтересованные в совершении обществом сделки, определенное с учетом особенностей определения кворума по сделкам с заинтересованностью;

число голосов, которыми по указанному вопросу обладали лица, не заинтересованные в совершении обществом сделки, принявшие участие в ОСА;

число голосов, отданных по указанному вопросу за каждый из вариантов голосования ("ЗА", "ПРОТИВ" и "ВОЗДЕРЖАЛСЯ").

Приобретение акционером более 30 % акций публичного акционерного общества

Вопрос ограничения права голоса акционеров, владеющих более 30% акций публичного акционерного общества, с точки зрения взаимодействия регистратора и эмитента проще, чем при одобрении сделок с заинтересованностью. На практике возникают следующие вопросы:

  • Как регистратору получить информацию от эмитента об акционерах, владеющих более 30% акций публичного общества?

Взаимодействие регистратора и эмитента по данному вопросу аналогично взаимодействию при одобрении сделок с заинтересованностью. Аналогичные документы можно найти на веб-сайтах компаний "ПЦРК"[16], "Регистратор Р.О.С.Т."[17] и "Независимая регистраторская компания"[18].

  • Как ограничивается право голоса акционера, владеющего более 30% акций публичного акционерного общества? Каковы особенности определения кворума при участии в ОСА лица, владеющего более 30% акций публичного акционерного общества?

В качестве правового последствия неисполнения указанной обязанности лицом, которое приобрело более 30% акций публичного общества, закон предусматривает ограничение количества акций, которыми такое лицо и его аффилированные лица вправе голосовать до даты направления обязательного предложения[19].

Эмитенту и регистратору необходимо учитывать, что требования в отношении покупки более 30% акций публичного общества также распространяются на приобретение акций публичного общества, в пределах порогов корпоративного контроля, превышающих 50% и 75% акций.

Поскольку законодательно установлены несколько порогов корпоративного контроля, то возникает вопрос: как первый порог корпоративного контроля (более 30%) соотносится с последующими (более 50%, 75%)?

Cогласно судебной практике, имеет значение какой порог корпоративного контроля был преодолен первым по времени[20]. Так, если лицо впервые приобрело 35% голосующих акций, то до направления обязательного предложения оно может голосовать 30%, а 5% не участвуют ни в кворуме[21], ни при подсчете голосов. Если акционеру ранее принадлежало 40% голосующих акций, а он дополнительно приобретает еще 20% или 40%, то голосующими являются 50%, а 10 % или 30% не учитываются до направления обязательного предложения. Если акционеру принадлежит 65% и он докупает 20%, то голосующими будут являться только 75%. При этом, если акционер впервые превысит любой из обозначенных порогов и не направит обязательное предложение, то голосующими будут являться только 30%[22]. Указанные подходы эмитенту и регистратору необходимо учитывать при проведении ОСА и при подведении итогов голосования.

Кроме того, при проведении ОСА эмитенту и регистратору необходимо учитывать особенности, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 32.1 Закона об АО. Так, если лицо совместно со своими аффилированными лицами прямо либо косвенно приобрело в соответствии с акционерным соглашением право определять порядок голосования на ОСА по акциям публичного общества в размере более чем 5%, 10%, 15%, 20%, 25%, 30%, 50% или 75% голосов по обыкновенным акциям публичного общества, то его право голоса на ОСА будет ограничено, если акционер в установленном законом порядке не уведомит общество.

[2] Следует оговориться, что компетенция ОСА в части принятия решения об одобрении сделок с заинтересованностью существенно ограничена Законом об АО и сводится к следующим ситуациям: (i) если стоимость предмета сделки более 10% балансовой стоимости активов общества; (ii) если сделка является реализацией обыкновенных (или привилегированных) акций, составляющих более 2% обыкновенных или привилегированных акций, ранее размещенных обществом (или ценных бумаг, конвертируемых в акции). В большинстве случаев решение принимается советом директоров

[3] Пункт 1.2 статьи 52 Закона об АО

[4] Судебная практика приравнивает к отсутствию согласия на совершение сделки с заинтересованностью случаи отсутствия требования о проведении ОСА по вопросу одобрения сделки с заинтересованностью (или отказ в его проведении) при условии направления акционерам общества извещения о такой сделке (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 27 "Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность")

[6] Пункт 1 статьи 83 Закона об АО, пункт 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 27

[7] Абзац 2 пункта 1 статьи 83 Закона об АО

[8] Закон об АО устанавливает иные основания для ограничения права акционеров на голосование на ОСА. Полный список лиц, имеющих право на участие в общем собрании содержится в пунктах 2.11 и 4.1 Приказа ФСФР России от 2.02.2012 № 12-6/пз-н "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров"

[9] пункт 4 статьи 56 Закона об АО

[13] Пункты 2 и 4 статьи 83 Закона об АО

[14] Пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 27

[15] Пункт 4.35 Приказа ФСФР России от 2.02.2012 № 12-6/пз-н "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров"

[19] Пункт 6 статьи 84.2 Закона об АО

[20] Постановления ФАС Центрального округа от 14.09.2015 по делу № А14-12224/2014; ФАС Уральского округа от 03.04.2014 по делу № А07-11919/2013 и Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 по тому же делу

[21] пункт 4.20 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Приказом ФСФР России от 02.02.2012 № 12-6/пз-н.

[22] Постановление ФАС Московского округа от 20.05.2011 по делу № А40-79121/10-144-441

10 ошибок при проведении общих собраний собственников

Общее собрание собственников – привычное для управляющих организаций и собственников помещений дело. Тем не менее при проведении собраний УК часто допускают ошибки, которые могут привести к судебным разбирательствам и признанию недействительными решений таких собраний.

Сегодня мы расскажем, что нужно знать, чтобы избежать этих ошибок.

Нарушение порядка уведомления о предстоящем собрании

Первый шаг к проведению общего собрания собственников – это уведомление собственников о предстоящем мероприятии. О проведении собрания инициатор должен уведомить всех собственников помещений в МКД не позднее, чем за 10 дней до его начала (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).

Основная ошибка инициаторов собраний заключается в выборе способа уведомления. Самый популярный способ сообщить собственникам о предстоящем собрании – разместить уведомление на информационных стендах или на дверях подъездов МКД.

Согласноч. 4 ст. 45 ЖК РФ, сообщить собственникам об ОСС таким образом можно только в том случае, если решение об этом принято собственниками на одном из проведённых ранее собраний. Если решение об уведомлении собственников помещений путём размещения объявлений принято не было, инициатор собрания в десятидневный срок направляет каждому собственнику заказное письмо или вручает уведомление каждому собственнику лично под подпись.

  • сведения об инициаторе собрания;
  • форму проведения собрания;
  • дату, место, время проведения. Если ОСС проводится в очно-заочной или заочной форме, укажите ещё дату окончания приёма решений собственников и адрес, куда такие решения должны передаваться;
  • повестку дня;
  • порядок ознакомления с материалами собрания и место, где собственники смогут это сделать.

Неправильное оформление решений собственников

Если собственник не отметил ни одной позиции в каком-то из вопросов повестки дня, или наоборот, поставил в нём несколько галочек, такой вопрос в этом решении стоит признать недействительным и не учитывать его при подведении итогов собрания (ч. 6 ст. 48 ЖК РФ).

Неправильный подсчёт голосов

От подсчёта голосов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме напрямую зависит наличие кворума по вопросам повестки дня и исход собрания.

К неправильному подсчёту голосов приводят неправильно оформленные решения собственников или недостоверные данные о праве собственности на помещение в МКД.

Кроме этого, ошибки при подсчёте голосов возникают из-за такого понятия, как долевая собственность. Количество голосов участников долевой собственности должно соответствовать принадлежащим им долям в праве на жилплощадь.

Если один человек или юридическое лицо владеет несколькими помещениями в МКД, проголосовать он может всего один раз. При этом в бюллетени указывается общая площадь помещений, которые принадлежат такому лицу.

Некорректно оформленные доверенности

  • фамилия, имя, отчество – для физических лиц, полное наименование – для юридических лиц;
  • место жительства или место нахождения;
  • паспортные документы или реквизиты учредительных документов.
  • заверила организацией, в которой доверитель работает или учится;
  • выдала администрация стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель проходит лечение.

Ошибка в выборе формы собрания

Формы проведения общих собраний собственников перечислены в ст. 44.1 ЖК РФ. Их три: очная, заочная и очно-заочная.

Бывает, инициатор в уведомлении указывает, что собрание будет очным. На собрание приходит мало собственников, кворум не набирается. Тогда инициатор решает провести заочную часть. При этом не уведомляет собственников о заочной части и составляет один протокол на обе части. Это неверный подход. Если заявленное очное собрание не состоялось, можно провести отдельное заочное собрание. При этом о нём собственников нужно уведомить и составить отдельный протокол (ч. 1 ст. 47 ЖК РФ).

Преимущество очно-заочной формы в том, что часть собственников смогут очно обсудить с инициатором проблемы, а на заочной части вы наберёте недостающие голоса. При такой форме собрания собственников не придётся уведомлять о каждой части отдельно и придётся составить всего один протокол.

Устаревшие сведения о праве собственности на помещение

Следите за тем, чтобы в реестре собственников помещений были отражены актуальные сведения. Собственники не всегда вовремя предоставляют в управляющую организацию актуальные данные о смене владельцев объектов недвижимости, об изменении площадей помещений.

Чтобы данные были правильными, обратитесь за выписками в Росреестр, в котором хранится актуальная информация о собственниках помещений в МКД. Тогда у вас не возникнет проблем с подсчётом голосов.

Нарушение порядка передачи документов в ГЖИ

Частая ошибка УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК заключается в том, что они вовремя передают документы в орган ГЖН, но не размещают информацию о собрании в системе. За неразмещение сведений можно получить штраф по ст. 13.19.2 КоАП РФ.

Проведение собраний с аналогичной повесткой дня

Когда собственники недовольны решением собрания, они решают провести новое по аналогичным вопросам как можно быстрее, чтобы изменить предыдущее. Управляющая компания этому не противится. Но это может привести к негативным для УО последствиям.

Если в течение трёх месяцев в ГЖИ поступают два и более протокола собраний одного МКД, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, орган ГЖН обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

Изменение повестки дня

Бывает так, что во время проведения собрания появляется вопрос, который собственники хотят обсудить, и он дополнительно включается в повестку дня. Так делать запрещено, согласно ч. 2 ст. 46 ЖК РФ. В ходе собрания нельзя принимать решения по вопросам, не включённым в повестку дня, а также изменять повестку собрания.

Если вопросы, появившиеся в ходе собрания, важны, запишите их и внесите в повестку следующего собрания.

Нарушение кворума собрания

Ещё одна трудность при проведении собрания – разобраться в том, каким количеством голосов на собрании принимается то или иное решение.

Общее собрание собственников помещений в МКД считается легитимным, если на нём присутствовало более 50 % собственников помещений в МКД. Но 50 % голосов не обеспечивают наличие кворума по всем вопросам, вынесенным на ОСС.

ЖК РФ разделяет вопросы по степени важности. Вопросы выбора председателя, секретаря и счётной комиссии собрания, способа управления и Совета МКД решаются 50 % от всех голосов, принявших участие в голосовании.

Способ формирования фонда капитального ремонта выбирается 50 % от количества голосов всех собственников помещений в МКД (п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Другие вопросы решается квалифицированным количеством голосов – это ⅔ от количества голосов всех собственников помещений в МКД. Один из таких вопросов – об использовании фонда капитального ремонта в МКД (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Абсолютным большинством (100 %) решаются только вопросы, связанные с уменьшением площади общего имущества многоквартирного дома.

Чтобы инициатор был уверен, что собрание проводится по всем правилам, он должен руководствоваться ст. 44 – 48 ЖК РФ, в которых указаны основные нюансы проведения ОСС.

Голосуйте с сервисом электронного голосования E-voting когда угодно и где угодно — из любой точки мира. Наблюдайте за веб-трансляциями собраний со своего компьютера, ноутбука, планшета или смартфона. Следите за новостями компаний, где Вы акционер, и будьте в курсе событий.


Голосование осуществляется по закрытым каналам связи, что обеспечивает защиту от изменения содержания документа и подделки подписи

Голосование осуществляется по закрытым каналам связи, что обеспечивает защиту от изменения содержания документа и подделки подписи

Как физических, так и юридических лиц, вне зависимости от места учета акций — в реестре или депозитарии

Как физических, так и юридических лиц, вне зависимости от места учета акций — в реестре или депозитарии

Онлайн-голосование c E-voting: Комфорт и безопасность

Cервис электронного голосования акционеров позволяет регистрироваться на собраниях и голосовать путем заполнения электронной формы бюллетеня на сайте, наблюдать за веб-трансляцией собрания, знакомиться с повесткой дня и материалами собрания, поддерживать онлайн-связь с эмитентом или счетной комиссией, используя единый интерфейс и удаленную идентификацию с помощью подтвержденной учетной записи на Портале госуслуг (ЕСИА) или с помощью Сбер ID.

Для доступа к E-voting не требуются специальные технические средства, подключение к платформе возможно из любой точки мира при наличии сети Интернет. Сервис доступен всем категориям акционеров вне зависимости от того, где учитываются ценные бумаги — в реестре или в депозитарии.

Возможности для электронного голосования акционеров

  • Вы можете удаленно принять участие в собраниях крупнейших российских компаний, используя свою подтвержденную учетную запись на Портале госуслуг или свой аккаунт Сбер ID.
  • Вы можете изучить повестку дня и приложенные материалы, следить за ходом проведения собрания, задавать вопросы организаторам собрания, ознакомиться с результатами собрания.
  • Вам доступно то же, что и лицам, которые непосредственно присутствуют на собрании. Только доступно из дома, с работы или с места отдыха. Да, с места отдыха, потому что наш сервис работает и на мобильных устройствах.
  • Сервис позволяет голосовать на общем собрании не только физическим лицам, но и уполномоченным представителям юридических лиц.

Как авторизоваться



Проголосуйте заранее или сделайте это в ходе проведения собрания, зарегистрировавшись на собрании через сервис.









Контакты специалистов

Поддержка

Система E-voting НКО АО НРД предоставляет Пользователю возможность принять участие в общем собрании владельцев ценных бумаг эмитента с помощью персонального компьютера/мобильного устройства, подключенного к сети интернет. НКО АО НРД предлагает использовать Систему на условиях настоящего соглашения об использовании Системы E-voting, которое является договором присоединения в соответствии со ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации. Лицо, прошедшее процедуру регистрации и авторизации в Системе, считается согласившимся с условиями и получает доступ к Системе (становится Пользователем). НРД вправе изменить Соглашение.

Настоящее согласие действует со дня выражения моего согласия с условиями оказания Услуги и до момента отписки от предоставляемых Услуг, либо направления отзыва данного согласия Оператору в письменной форме по адресу местонахождения.

Читайте также: