Можно ли ездить за рулем в 17 лет если сдал на права

Обновлено: 02.07.2024

Правовая основа

Итак, поставленный перед нами вопрос регулируют несколько нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон О безопасности дорожного движения устанавливает возраст, с которого можно получить права различных категорий и сдавать экзамены,
  • ППРФ №1097 О допуске к управлению диктует, со скольки лет можно обучаться на право управления,
  • собственно, ПДД устанавливает, в каких случаях можно ездить за рулём без прав и можно ли, если человек с водительским сидит рядом,
  • Кодекс об административных нарушениях предусматривает наказания, когда безопасность дорожного движения нарушена.

Со скольки лет можно ездить без прав?

С 16 лет. В случае обучения вождению. Это касается обучению управления на автомобиле и мотоцикле и устанавливается пунктом 21.5 Правил дорожного движения. При этом, 2 важных условия такой езды за рулём:

  1. Вы едете с инструктором, у которого должно быть удостоверение на право обучения вождению,
  2. автомобиль должен быть учебным: оборудован педалями и иметь опознавательный знак "У" (п.5 Основных положений по допуску ПДД).

Сдавать экзамены на право управления легковой машиной можно с 17 лет, а получить такое право – только с 18 лет. Это предписывает статья 26 ФЗ О безопасности дорожного движения.

Можно ли ездить, если рядом сидит человек с правами?

Нет. Если это не инструктор по вождению, то запрещено. Если у Вас по тем или иным причинам нет прав (недостижение возраста либо Вы не успели получить права), то по закону на 2022 год управлять автомобилем Вам нельзя, даже если рядом будет сидеть профессиональный гонщик. Или инструктор, но без соответствующего специального удостоверения для обучения вождению. Либо с удостоверением, но автомобиль не будет оборудован дополнительными педалями и зеркалом.

Причём, законодатели такую возможность рассматривали к внедрению в российское законодательство ещё в далёком 2012 году. Но проект закона так и остался проектом, и его не ввели.

Таким образом, ездить за рулём без прав, даже если человек с в/у сидит рядом на пассажирском сиденье, запрещено.

Исключения

  1. как мы уже упоминали выше, если речь идёт об обучении вождению инструктором в рамках обучения в автошколе на специально оборудованном автомобиле,
  2. если Вы прошли обучения на право управления, сдали экзамены в ГИБДД, прошли медкомиссию, но пока просто не забрали водительское удостоверение – оно лежит в ГИБДД – в этом случае управлять автомобилем даже с водителем рядом нельзя, но штраф за это будет небольшой.

К слову о штрафах.

Важное замечание!

Какие штрафы за управление без прав с рядом сидящим водителем?

Мы рассмотрим несколько штрафов в зависимости от конкретной ситуации:

  • если Вы едете без прав,
  • если Вы за рулём без прав, но человек с в/у сидит рядом,
  • если Вы сдали экзамены на водительское, но успели его забрать из ГИБДД.

Штраф за езду без права управления

Итак, за езду без права управления предусмотрен солидный штраф с вилкой сумм от 5 до 15 тысяч рублей. Санкцию устанавливает часть 1 статьи 12.7 КоАП за управление транспортным средством человеком, не имеющим соответствующего права.

Но если Вы едете не один, то и штраф может быть не только для Вас. Шутка ли, но рядом сидящему человеку с правами штраф положен в разы больше.

Штраф за передачу руля

Он составляет целых 30 000 рублей по части 2 статьи 12.7 КоАП. И он стопроцентно будет выписан инспектором ДПС на дороге, остановившим Вас, если рядом сидит человек с водительским удостоверением.

Но иногда это бывает незаконно. Дело в том, что передачу управления ещё нужно доказать. Но судебная практика 2022 года такова, что фактически пассажира с правами лишат "на ура", даже если он ничего по факту не передавал.

Штраф за отсутствие в/у

Если Вы просто ещё не успели забрать водительское удостоверение из ГИБДД и сели за руль, то штраф по части 1 статьи 12.7 за отсутствие права управления неправомерен, потому что право управления Вы получили с того момента, как сдали экзамены. Несвязанность права управления и наличия водительского чётко регламентирует часть 2 статьи 25 ФЗ О БДД:

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.

Здесь нужно чётко разделять право управления как, собственно, право человека и водительское удостоверение – всего лишь документ, который подтверждает наличие права. Так вот, за отсутствие в/у предусмотрен штраф 500 рублей по части 2 статьи 12.3 КоАП.

Эвакуация на штрафстоянку

При привлечении водителя по части 1 статьи 12.7 КоАП также предусмотрена эвакуация на штрафстоянку. Но если рядом с Вами сидит человек с правами, то её можно избежать, но только при обязательных условиях:

  • у пассажира есть водительское удостоверение с собой,
  • он вписан в полис ОСАГО либо полис без ограничений по допуску водителей,
  • с собой есть документы на машину: свидетельство о регистрации.

Однако, здесь нужно понимать, что, хотя в этом случае штрафстоянки возможно будет избежать, штрафа за передачу пассажир уже вряд ли избежит, а штраф этот гораздо дороже оплаты эвакуации и хранения на спецстоянке.

Если же пассажир просто укажет отсутствие у него в/у, то и привлечь его за передачу будет маловероятно (если только он не собственник автомобиля, либо если инспектор ГИБДД пробьёт наличие у того в/у по базе).

Обратите также внимание касательно штрафов – если речь идёт о лицах, не достигших 16 лет, то штраф им не наложат, так как административной ответственности подлежат только лица, достигшие этого возраста.

А вот транспортные средства, на которых можно ездить без прав в любом возрасте, мы перечислили в нашей специальной статье об этом.

WhatsApp

В сети активно обсуждают поправки в законодательство 2021 года О безопасности дорожного движения. Но многие издания пишут не совсем верную информацию. Так, вы можете прочитать, что по новому закону права можно будет получить с 16 лет (по другим – с 17 лет), все иностранные водительские удостоверения, включая украинские, признают недействительными, а мотоциклистам запретят ездить на тяжёлых двухколёсных. Правда всё это или нет, когда вступают в силу изменения и как всё будет на самом деле, давайте выяснять!

Что за новый закон?

На самом деле, его ещё нет. Если быть точнее, то это проект закона – формальный статус правоустанавливающего акта он ещё не принял, а потому говорить о вступлении в законную силу пока ещё рано.

Действительно, МВД подготовило ряд изменений в ФЗ №196 О безопасности дорожного движения. И вот наиболее распространяемые из них:

  • изменён минимальный возраст, с которого можно будет получить права определённых категорий,
  • в частности, на категорию B для езды на легковых авто можно получить в/у также, как и ранее, с 18 лет (и именно это правда), но допуск будет осуществляться при соблюдении ряда условий с 17 лет,
  • иностранное водительское удостоверение признают недействительным по истечении полугода со дня переезда иностранца в Россию,
  • вводится новая подкатегория A2, а на основную категорию A для управления мотоциклами установят ограничение в 2 года стажа для её получения.

Обновление от 30.03.2021. В сети снова активно обсуждается фейк о том, что с 16 лет можно будет садиться за руль в сопровождении взрослого человека. Якобы новые правила допуска к управлению автомобилями вступают в силу уже с 1 апреля 2021 года. Однако, данная информация не является правдой. Никаких соответствующих изменений в законодательстве с начала апреля вы не найдёте.

Обновление от 13.11.2020: В Госдуме поддержали идею нового проекта закона о допуске к управлению с 17 лет с рядом ограничений. Это один из следующих этапов на пути к введению изменений в действие в России.

А пока давайте рассмотрим основные изменения.

Права с 17 лет – правда?

Водительские права всё также можно получить с 18 лет (со следующего дня за днём рождения), но допуск к управлению легковыми машинами можно будет получить с 17 лет – только в присутствии сопровождающего и при условиях, определённых правительством РФ.

Вот 2 официальные цитаты из новой редакции закона:

  • .
  • транспортными средствами категории B – лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста; лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи;

До достижения указанными лицами восемнадцатилетнего возраста для получения права на управление транспортными средствами категории "В" самостоятельное управление транспортными средствами категории "В" допускается с сопровождающим при соблюдении условий, определённых Правительством Российской Федерации.

Остаётся вопрос – как определены этим самым правительством условия такого сопровождающего? А ровным счётом никак! Как раз в рамках принятия нового закона о разрешении несовершеннолетним молодым людям ездить на автомобиле с 17 лет и будет разработано соответствующее постановление правительства.

Допуск несовершеннолетнего к езде только с сопровождающим рядом в машине

На 2021 год подробностей о таких условиях пока нет никаких. Но таковыми могут быть следующие:

  • наличие стажа не менее определённого количества лет у "инструктора", который будет сидеть рядом и контролировать несовершеннолетнего,
  • возможно, это даже должен быть преподаватель автошколы,
  • но далеко не факт, что саму машину обязуют оборудовать дополнительными педалями.

Таким образом, тот факт, что 17-летних автолюбителей наделят правом управления и выдадут водительское удостоверение – неправда, миф, распространяемый не совсем подкованными изданиями. Правда заключается в том, что их допустят к возможности ездить по дорогам без наличия прав, но со специальными сопровождающим человеком рядом.

Пьяным права не будут выдавать. первое время

Если до получения прав впервые вас поймают пьяным за рулём автомобиля либо вы откажетесь от освидетельствования, то получить в/у даже в 18 лет вы не сможете, а только позже – когда закончится срок подвергнутости ответственности; этот срок составляет 1 год с даты полного погашения штрафа либо окончания административного ареста.

Согласно действующему на 2021 год Административному кодексу речь идёт о 2 наказаниях:

  • если водитель, не имеющий прав, попался пьяным за рулём, то его ждёт арест на 10-15 суток либо штраф 30 000 для лиц, в отношении которых не может применяться арест; к таким лицам относят и несовершеннолетних (часть 3 статьи 12.8 КоАП),
  • такая же санкция ждёт водителя, факт опьянения которого не установлен, потому что тот отказался от освидетельствования (часть 2 статьи 12.26 КоАП).

Согласно статьи 4.6 того же Кодекса человек считается подвергнутым наказанию с даты окончания санкции (полной оплаты штрафа или истечения срока ареста) и в течение года после этого. Таким образом, в течение этого срока вы не сможете получить водительское удостоверение, даже если вам исполнилось 18 лет.

Давайте рассмотрим на примере. Допустим, вы закончили автошколу и успешно сдали экзамен в ГИБДД, и вам 17 лет. 10 января 2021 года вам исполняется 18 лет. Но 20 января этого же года вас поймали пьяным за рулём автомобиля и назначили штраф 30 тысяч, который вы оплатили 10 февраля. Таким образом, по новому закону права вы сможете получить только 11 февраля следующего года – ровно через год после исполнения наказания.

Новая подкатегория A2

Изменениями в ФЗ №196 также вводится новая подкатегория мотоциклов, которая по сути заменит собой основную категорию A. А вот эта основная категория уже будет включать тяжёлые и мощные мотоциклы, и для её получения вам должно быть не менее 24 лет или 20 лет при условии наличия стажа от 2 лет другими категориями.

Новые правила категории A на мотоцикл

То есть по-новому допуск к езде на мотоциклах будет осуществляться по следующим отметкам в правах:

  • подкатегория A1 – лёгкие мотоциклы с объёмом до 125 см 3 ,
  • A2 – более тяжёлые мотоциклы с мощностью двигателя до 35 кВт, а также соотношением мощности к массе не более 0,2 кВт на кг веса,
  • A – основная категория, которая уже подразумевает мототранспорт, превышающий указанные выше значения.

А получить права с категорией A можно будет 2 видам мотолюбителей:

  • если вам исполнилось полных 24 года,
  • если вам исполнилось 20 лет, но у вас есть права с подкатегорией A2 и им не менее 2 лет стажа.

Официальные трактовки нового закона:

подкатегория A2 – мотоциклы с максимальной мощностью, не превышающей 35 киловатт, и соотношением максимальной мощности к разрешённой максимальной массе не более 0,2 киловатт на килограмм;

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
транспортными средствами категории A – лицам, достигшим двадцатичетырёхлетнего возраста; лицам, достигшим двадцатилетнего возраста и имеющим право на управление транспортными средствами подкатегории А2 в течение не менее двадцати четырёх месяцев;


МВД готовит существенные изменения для водителей: новые требования к возрасту водителей, замене иностранных прав, категориям транспорта, а также возврату прав после лишения.

Как выяснилось, речь идёт о том же самом законопроекте двухлетней давности. В 2019 году, после общественных обсуждений, он получил отрицательное заключение.

Так, в Минэкономразвития подчеркнули, что проектом предусматривается осуществление допуска водителей к управлению транспортными средствами категорий С и D и подкатегории D1 только при наличии стажа управления транспортными средствами других категорий. Также предусматривалось увеличение минимального возраста для получения права управления транспортными средствами категории D с 21 года до 24 лет, категории С – с 18 лет до 21 года.

Как говорится в отзыве ведомстве, по экспертным оценкам, в России в настоящее время наблюдается дефицит водителей транспортных средств. Проектируемые разработчиком изменения могут привести к сокращению предложения на рынке труда водителей. Кроме того, на основании представленных разработчиком данных о ДТП невозможно сделать вывод о необходимости увеличения минимального возраста для получения права управления транспортными средствами.

Поэтому, в 2020 году документ был доработан с учётом всех замечаний и вновь направлен для рассмотрения в Правительство. Рассмотрим, что же изменится в случае его принятия.

1. ДОПУСК К УПРАВЛЕНИЮ АВТОМОБИЛЕМ С 17 ЛЕТ

Естественно, самая интересная часть касается допуска за руль несовершеннолетних. Сейчас сдавать экзамен на категорию B (легковой автомобиль) официально разрешено с 17 лет, однако, даже в случае успешного экзамена, сами права всё равно выдают только по достижении 18 лет.

МВД предлагает это правило изменить, а именно – разрешить водителям, сдавшим экзамен на права в 17 лет, сразу садиться за руль.

Однако, конкретные требования к водителю-наставнику в документе не прописаны. В документе идёт отсылка на Правительство, то есть именно оно должно определить данные требования и зафиксировать их в своём постановлении или распоряжении:

Скорее всего, требования к наставнику будут включать как минимум возраст и стаж, чтобы обеспечить безопасность на дороге начинающего водителя.

2. КОГДА РАЗРЕШАТ ЕЗДИТЬ НА МАШИНЕ С 17 ЛЕТ?

Пункты данного законопроекта, дающие возможность ездить с водителем-наставником с 17 лет, а также утверждающие порядок обмена иностранных прав на российские, вступят в силу только по истечении 1 года с момента официальной публикации подписанного закона.

Учитывая, что на данный момент законопроект только направлен на рассмотрение в Правительство, а для его утверждения и подписания необходимо одобрение во всех чтениях Госдумы, он может быть официально утверждён только в 2021 году. Соответственно, поправки, разрешающие езду 17-летним водителям, заработают не ранее 2022 года.

Все остальные поправки, перечисленные здесь, вступят в силу сразу же со дня официального опубликования указанного закона.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТУ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Согласно поправкам, право на управление транспортными средствами будет предоставляться:

  • категории M и подкатегории A1 – лицам, достигшим 16 лет;
  • категории B и подкатегории В1 – лицам, достигшим 17 лет, с сопровождающим водителем-наставником;
  • категорий A, B, C и подкатегорий B1, C1 – лицам, достигшим 18 лет;
  • категории D – лицам, достигшим 21 года и имеющим право на управление транспортными средствами категории B или С или подкатегории С1 или D1 в течение не менее 12 месяцев (лицам, достигшим 19 лет, которые прошли обучение по направлению военкомата или проходят военную службу; при этом, до 21 года им разрешено управлять только транспортными средствами, принадлежащими Вооруженным Силам РФ);
  • подкатегории D1 – лицам, достигшим 21 года и имеющим право на управление транспортными средствами категории B или С или подкатегории С1 в течение не менее 12 месяцев; (лицам, достигшим 19 лет, которые прошли обучение по направлению военкомата или проходят военную службу; при этом, до 21 года им разрешено управлять только транспортными средствами, принадлежащими Вооруженным Силам РФ);
  • категорий Tm (трамвай), Tb (троллейбус) – лицам, достигшим 21 года;
  • составами транспортных средств категорий BE, CE, DE – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий В, C, D в течение не менее 12 месяцев (за исключением лиц, которые прошли обучение по направлению военкомата или проходят военную службу; при этом, достижения указанного стажа в 12 месяцев им разрешено управлять только транспортными средствами, принадлежащими Вооруженным Силам РФ);
  • составами транспортных средств подкатегорий C1E, D1E – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий C, D либо подкатегорий C1, D1 в течение не менее 12 месяцев (за исключением лиц, которые прошли обучение по направлению военкомата или проходят военную службу; при этом, достижения указанного стажа в 12 месяцев им разрешено управлять только транспортными средствами, принадлежащими Вооруженным Силам РФ).

4. ВОЗВРАТ ВОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ ПОСЛЕ ЛИШЕНИЯ

Также данный документ меняет правила выдачи и возврата водительских прав после лишения. Речь идёт о ситуациях, когда человек без прав или ранее лишённый их, совершил следующие нарушения:

  • управление автомобилем в состоянии опьянения;
  • отказ от прохождения медосвидетельствования;
  • употребление алкоголя, наркотиков или психотропных веществ после ДТП.

В случае такого нарушения человеку без прав или лишённому их доступ к сдаче экзаменов и возврату прав дадут только после истечения срока действия административного наказания. Напомним, сейчас сдавать экзамен на права после их лишения можно в случае истечения половины срока лишения (то есть, если прав лишили на год, экзамен можно идти сдавать уже через 6 месяцев).

5. КАТЕГОРИИ И ПОДКАТЕГОРИИ ВОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

Согласно изменениям, российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории позволит управлять следующими подкатегориями транспортных средств:

  • категории А – подкатегорий A1 и B1 с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа;
  • категории B – подкатегории B1 (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа);
  • категории C – подкатегории C1;
  • категории D – подкатегории D1;
  • категории CE – категорий ВЕ и DE и подкатегорий С1Е и D1E (при наличии права на управление транспортными средствами категорий В или D или подкатегории D1 соответственно в течение не менее 12 месяцев);
  • категории DE – категории ВЕ (при наличии права на управление транспортными средствами категории В в течение не менее 12 месяцев) и подкатегории D1E;
  • подкатегории C1E – категории ВЕ и подкатегории D1E (при наличии права на управление транспортными средствами категории В или подкатегории D1 соответственно в течение не менее 12 месяцев);
  • подкатегории D1E – категории ВЕ (при наличии права на управление транспортными средствами категории В в течение не менее 12 месяцев).

При этом права, подтверждающие право на управление транспортными средствами любой из перечисленных выше категорий или подкатегорий, подтверждает также право на управление транспортными средствами категории M с любым видом трансмиссии, при условии отсутствия медицинских ограничений.

Категория А

Что касается транспортных средств, для управления которыми нужна категория А, то данными поправками расшифровывается, какие транспортные средства к ним относятся. Это транспортные средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см. и (или) максимальная конструктивная скорость которых (при любом двигателе) превышает 50 км/час. Они могут быть следующих типов:

  • двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него;
  • трехколесные транспортные средства с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости;
  • трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, если расстояние между центрами пятен контакта с дорожной поверхностью колес одной оси составляет менее 460 миллиметров.

Категория М

Также детализированы требования к транспортным средствам категории М – это мопеды и легкие квадрициклы. В частности, согласно поправкам, к квадрициклам относятся транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/час:

  • имеющие двигатель внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом до 50 куб. см.;
  • имеющие двигатель внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью до 4 киловатт;
  • имеющие электродвигатель – номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки до 4 киловатт.

Квадрициклы могут быть следующих типов:

  • двухколесные транспортные средства;
  • трехколесные транспортные средства с любым расположением колес;
  • четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 350 килограмм без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства).

Подкатегория B1

Согласно поправкам, подкатегория B1 позволит управлять трициклами и квадрициклами. Под квадрициклами в новой версии документа подразумеваются:

  • трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см. и (или) максимальная конструктивная скорость которых (при любом двигателе) превышает 50 км/час;
  • четырехколесные транспортные средства (за исключением транспортных средств категории М), масса которых без нагрузки не превышает 400 кг. (550 кг – для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя которых не превышает 15 киловатт.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ИНОСТРАННЫМ ПРАВАМ

Согласно документу, лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории России, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.

При этом, по истечении 6 месяцев с даты получения таким лицом вида на жительство либо паспорта гражданина РФ, иностранные национальное и международное водительские удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами на территории России. То есть, в случае получения вида на жительство или российского паспорта иностранцам придётся получать уже российские права.

Исключение составляют только граждане России, постоянно проживающие за пределами РФ – они могут управлять транспортными средствами на территории России на основании имеющихся у них иностранных национальных водительских удостоверений государств постоянного проживания. Для этого необходимо иметь документы, подтверждающие такое проживание, выданные компетентным органом указанного иностранного государства, оформленные на русском языке или имеющие нотариально заверенный перевод на русский язык.

Граждане государств-членов Евразийского экономического союза (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения), имеющие вид на жительство в РФ, а также бывшие граждане государств-членов Евразийского экономического союза, которые приобрели гражданство РФ, могут управлять транспортными средствами на территории России на основании имеющихся у них национальных водительских удостоверений до истечения срока их действия. Если же срок действия прав не указан – до истечения 10 лет с даты их выдачи.

При этом, национальное водительское удостоверение, не соответствующее требованиям международных договоров РФ, а также выданное в иностранном государстве, не являющемся совместно с РФ участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, признается действительным для управления транспортными средствами на территории России на основе взаимности (при условии, если оно предъявляется вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, за исключением случаев, если в данном водительском удостоверении все записи составлены на русском языке).

Национальные водительские удостоверения, выданные в иностранном государстве, не являющемся совместно с РФ участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, обмену на российские национальные водительские удостоверения не подлежат.

Обмен иностранных водительских удостоверений категорий С, D, СЕ, DЕ и подкатегорий С1, D1, С1Е, D1Е производится лицам, соответствующим следующим требованиям:

  • достижение установленного законом возраста;
  • наличие медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами;
  • наличие документа о квалификации, подтверждающего прохождение итоговой аттестации в форме квалификационного экзамена в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, после освоения, в том числе самостоятельного, основной программы профессионального обучения;
  • успешная сдача экзаменов.

При этом, обмен иностранных водительских удостоверений производится без прохождения профессионального обучения, без предъявления медицинского заключения и без сдачи экзаменов следующим лицам:



Kzenon / DepositPhotos


МВД направило в правительство проект подготовленных ГИБДД поправок в закон "О безопасности дорожного движения". Среди прочего поправки позволяют садиться за руль с 17 лет. Обзор документа приводит газета "Коммерсант".

В настоящее время законодательство позволяет сдать экзамен на права в 17 лет, но управлять машиной гражданин может только с 18 лет. Авторы законопроекта считают, что за год приобретенные знания и навыки теряются, и нужно разрешить 17-летним садиться за руль сразу, при условии, что в салоне будет находиться "водитель-наставник" с правами категории B. Уточнить требования к наставникам должно будет правительство.

Помимо этого, в поправках прописаны новые правила допуска за руль водителей автобусов и грузовиков. Так, ссылаясь на международный опыт, в ГИБДД предлагают допускать к вождению транспортных средств категории D, только тех водителей, у которых уже есть как минимум годовой опыт вождения. Также в документе говорится, что иностранцам с национальными правами категорий С или D потребуется обменять их на российские, предъявив "документ о квалификации", подтверждающий прохождение экзамена после "освоения" основной программы обучения. Из проекта следует, что пройти эту процедуру можно без посещения автошколы.

Также поправки ужесточают требования к водителям-иностранцам, получившим вид на жительство в РФ, или гражданам РФ, приехавшим из-за рубежа. Если сейчас они могут ездить с иностранными правами, срок действия которых часто не ограничен, и не проходить регулярное медосвидетельствование, то в случае принятия поправок через полгода с момента получения вида на жительство или российского паспорта иностранными правами пользоваться будет нельзя. Исключение сделают для граждан стран Евразийского экономического союза, которые смогут пользоваться национальными правами до окончания срока их действия или в течение десяти лет после выдачи.

Кроме того, поправки устраняют лазейку для водителей без прав. Сейчас водитель, который ехал без прав (или с просроченными правами) либо попался на пьяном вождении, может быть оштрафован или подвергнут административному аресту, но ему ничто не мешает сдать экзамен и получить права. Поправки вводят запрет на выдачу прав в течение года после "исполнения наказания".

Наконец, поправки уточняют, какие транспортные средства относятся к категории А: помимо мотоциклов, к ней будут относиться мотоциклы с коляской, различные виды трициклов, рабочий объем двигателя которых превышает 50 куб. см, а максимальная скорость выше 50 км/ч. К категории М поправки, помимо мопедов, относят квадроциклы массой до 350 кг с максимальной скоростью до 50 км/ч, двигателем внутреннего сгорания объемом менее 50 куб. см и максимальной мощностью 4 кВт либо с электродвигателем такой же мощности. Квадроциклы весом до 400 кг (до 550 кг, если они предназначены для перевозки грузов) и мощностью до 15 кВт будут относиться к категории B1.

Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева раскритиковала поправку, которая позволяет иностранным гражданам при обмене прав категорий С и D учиться самостоятельно. "Самоподготовка для водителей всех категорий была отменена в 2014 году, потому что такие водители аварийнее в два раза. Введение так называемого экстерната для иностранных водителей и допуска их к управлению "тяжелыми" категориями - полная профанация", - считает она. С ней согласился главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию Александр Лыткин, отметив, что в странах СНГ плохо готовят водителей "тяжелых" категорий. Также он указал на потенциальную коррупционную составляющую - иностранные граждане смогут купить документы об окончании автошколы.

В то же время создание института "водителей-наставников" Шутылева назвала концептуально правильной идее, напомнив, что такая практика существует в некоторых других странах, включая Австрию, где начинающие водители не попадают в ДТП.

Читайте также: