Может ли уполномоченный иметь гражданство или вид на жительство другого государства

Обновлено: 15.06.2024

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальное подразделение МВД России по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Указанная обязанность распространяется также и на несовершеннолетних граждан, в отношении которых уведомления направляют их законные представители (родители) в обозначенные выше сроки.

Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации осуществляется лично, либо его уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации).

В уведомление вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (в случае отсутствия такового - место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания - место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

К указанному уведомлению прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации. В случае, если уведомление подается законным представителем указанного гражданина, к нему также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином).

Форма и порядок подачи уведомлений устанавливаются МВД России (Приказ МВД России от 03.05.2018 N 267).

В отношении Республики Корея видом на жительство, оговоренным Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", является виза F-5. О наличии других категорий южнокорейских виз гражданину Российской Федерации уведомление направлять не требуется.

Генеральное консульство не уполномочено принимать указанные уведомления либо оказывать содействие в их пересылке в территориальные подразделения МВД России по месту Вашего жительства.

Российским законодательством предусмотрена ответственность за несвоевременное информирование или предоставление ложных сведений.

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Статья 330.2. Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве

Неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.".

Кодекс административных правонарушений.

Статья 19.8.3. Нарушение установленного порядка подачи уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.

Нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей."

Граждане РФ должны уведомлять МВД РФ о наличии у них второго гражданства или ВНЖ в другой стране. Россиян особенно волнуют вопросы, связанные с порядком исполнения этой обязанности.

  • Можно ли уведомить онлайн?
  • Можно ли подать уведомление через Госуслуги?
  • Есть ли на сайте МВД РФ электронная форма для заполнения уведомления?

Ответим на эти и другие вопросы в данном материале.

Требования к уведомлению

Бипатриды (люди с двумя и более гражданствами) и лица, имеющие ВНЖ за рубежом, обязаны уведомить отдел миграции МВД РФ по месту своего жительства в РФ о том, что у них есть право постоянно жить и на территории другого государства. Если у человека нет постоянного места жительства в России, то получатель уведомления — отдел МВД РФ по месту временного пребывания. А и при его отсутствии — отдел МВД РФ по месту нахождения.

Требования к форме и содержанию уведомления содержатся в специальном Приказе МВД РФ №994 (в произвольной форме уведомить нельзя).

В содержании заявления гражданин РФ отражает следующие данные:

  • свои ФИО;
  • информацию о рождении;
  • место, где живет или находится в РФ;
  • данные российского паспорта;
  • информацию о документе, который дает право все время проживать за рубежом;
  • основание и время приобретения связи с другим государством в соответствии с указанными документами;
  • сведения о продлении документа, дающего право проживания за рубежом, или о получении нового подобного документа.

К уведомлению обязательно прикладываются все копии упомянутых в нем документов:

  • копию паспорта РФ;
  • копию зарубежного паспорта, ВНЖ или иного подобного документа.

Важно! Нужно отдельно уведомлять о наличии связей с каждой зарубежной державой.

Также Приказ МВД РФ устанавливает технические требования к уведомлению:

  • его заполняют строго на русском;
  • формат уведомления — лист размера А4;
  • нельзя вносить правки, ничего зачеркивать, подчеркивать и т.п.;
  • нужно обязательно заполнить все поля формы;
  • нельзя использовать аббревиатуры и сокращать слова.

Срок подачи уведомления

Гражданин РФ должен подать уведомление о наличии связи с другим государством в течение 60 дней с момента получения этого права.

Исключение: если право получено в момент, когда гражданин находился и проживал на территории другого государства, сообщить о наличии иного гражданства или ВНЖ в России нужно только в случае пересечения ее границ. Тогда уведомление подается в течение 30 дней с момента въезда на территорию РФ.

Способы подачи уведомления

Уже упомянутый ранее Приказ МВД предусматривает два способа подачи уведомления:

  • личный визит в региональное Управление миграции ГУ МВД РФ;
  • направление почтой России.

У формы уведомления есть отрывной корешок, который заполняет сотрудник МВД РФ или Почты России при приеме уведомления от гражданина РФ. Указанные сотрудники уполномочены проверить достоверность сведений, указанных в уведомлении путем сверки их с оригиналами российского и иностранного паспортов (иного документа, который подтверждает право лица проживать на территории другой страны).

Есть ли возможность подать уведомление через интернет-ресурсы?

Несмотря на то, что обязанность уведомлять органы по контролю за миграцией о наличии связей с другим государством появилась еще в 2014 году, способ подачи уведомления с тех пор не изменился.

Если нет возможности самостоятельно исполнить обязанность по предупреждению о наличии права все время жить за рубежом, Приказ МВД РФ позволяет делегировать ее исполнение представителю по доверенности.

Мы перезвоним Вам в течение 15 минут и проконсультируем по любым вопросам об уведомлении о наличии второго гражданства или иностранного ВНЖ!

Чуднова Елена

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Общими принципами российского гражданства являются:
а) принцип единого гражданства на всей территории РФ;
б) принцип равного гражданства для всех граждан РФ независимо от оснований приобретения гражданства;
в) принцип постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, находящимися за пределами РФ;
г) недопустимость лишения гражданства РФ односторонним решением государства; д) защита и покровительство граждан РФ со стороны государства;
е) недопустимость выдачи граждан РФ другим государствам;
ж) разрешение гражданам РФ иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства), но таких лиц государство рассматривает только как граждан РФ;
з) предоставление гражданам РФ возможности изменить собственное гражданство.


Приобретения гражданства РФ по рождению
Приобретение гражданства по рождению предусматривается в следующих случаях:
а) ребенок, оба родителя или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения;
б) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой являлся лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, является гражданином РФ независимо от места рождения;
в) при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства, ребенок приобретает гражданство РФ;
г) находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его рождения;
д) ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства;
е) ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ.


Прием в гражданство РФ

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение 5 лет непрерывно;
б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; в) имеют законный источник средств к существованию;
г) владеют русским языком.
Пятилетний срок проживания на территории РФ может быть сокращен до одного года в случае:
а) наличия у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладания лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ;
б) предоставления лицу политического убежища на территории РФ; в) признания лица беженцем.
В упрощенном порядке (без соблюдения условия о сроке проживания на территории РФ) в гражданство РФ принимаются лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, если они:
а) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ, если:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят не менее трех лет в браке с гражданином РФ;
в) имеют дееспособных совершеннолетних сына или дочь - граждан РФ;
г) имеют ребенка – гражданина РФ, - в случае, если другой родитель, умер либо признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
д) имеют совершеннолетних сына или дочь - граждан РФ, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель - гражданин РФ, умер либо признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование в образовательных или научных организациях РФ на ее территории и осуществляют трудовую деятельность;
ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ непрерывно не менее трех лет;
з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории РФ, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет;
и) осуществляют не менее одного года трудовую деятельность в РФ по профессии, включенной в перечень профессий иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке.
к) имеют хотя бы одного родителя - гражданина Российской Федерации и проживающего на территории РФ;
л) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины.


Важно!
С 1 сентября 2017 года гражданам Украины также предоставляется упрощенный порядок получения гражданства РФ, при котором обращаться к полномочным органам Украины для отказа от гражданства и ждать их ответа не требуется.

Восстановление в гражданстве РФ
Восстановление в гражданстве РФ распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ. Однако они должны соответствовать условиям, предъявляемым при приеме в гражданство в общем порядке. Обязательный срок непрерывного проживания на территории РФ таких лиц сокращается до 3 лет.


Основания прекращения гражданства

Читайте также: