Дежурный водитель кто это

Обновлено: 25.06.2024

Пытаюсь привести трудовые будни водителей в соответствии с требованиями законодательства. Нужна помощь. Просьба отвечать по-существу.

Основных вопросов, в принципе, пока три:
1. Какие есть варианты приспособить реальную работу к законной? Подскажите у кого есть какие варианты или ссылки на нормативные документы?
2. Если автомобили будут ставить водители у себя дома, то как это правильно оформить? Да и нужно ли вообще оформлять?
3. Каким образом организовать предрейсовый медосмотр до выезда на линию в случае такой работы (с 6 утра)?

Я вижу следующие выходы (предварительные):
- сделать доп. соглашения к ТД, где указать реальный график работы, указав ненормированный или сверхурочный рабочий день (в соответствии с приказом Минтранса № 15). Соответственно из этого вытекают ежемесячные графики смен, возможно, увеличение штата водителей, з/п и т.д. и т.п.;
- если они будут ставить машины дома, то можно сделать приказ руководителя организации об этом;
- что касается предрейсовых медосмотров - я в тупике, водители живут в разных районах Москвы и выбрать одну поликлинику, в которой они смогут проходить предрейсовый медосмотр - проблема.

Цитата
Nikolay пишет:
В основном все водители возят руководство.

Еще ни кому и никогда не удовалось навести порядок у водителей которые возят руководство, а причина одна - само руководство, которое просто злоупотребляет служебными машинами.
Теперь по существу

Цитата
Nikolay пишет:
если они будут ставить машины дома, то можно сделать приказ руководителя организации об этом;

Это полностью противоречит ФЗ 196 о безопасности дорожного движения ФЗ 16 о транспортной безопасности.
Т. к. перед выездом машину обязан проверить механик.

Цитата
Nikolay пишет:
- сделать доп. соглашения к ТД, где указать реальный график работы, указав ненормированный или сверхурочный рабочий день (в соответствии с приказом Минтранса № 15). Соответственно из этого вытекают ежемесячные графики смен, возможно, увеличение штата водителей, з/п и т.д. и т.п.;
Цитата
Nikolay пишет:
что касается предрейсовых медосмотров - я в тупике, водители живут в разных районах Москвы и выбрать одну поликлинику, в которой они смогут проходить предрейсовый медосмотр - проблема

А зачем ее выбирать поэтому и нужен гараж где все ваши вопросы решаются на раз. Но есть непродолимая проблема руководство которому хочется жить припеваючи.
Как решение можно попробовать предложить деурную машину - это когда она будет собирать водителей по Москве и привозить к одному времени в гараж. График работы водителей дежурных водителей может быть по 12 ч по начам т е две ночи через две. Так организованна подвозка водителей на городском пассажирском транспорте.
Но повторяю никто на это не пойдет сейчас всем хорошо. У руководителя служебная машина когда захочет, водитель тоже может ее использовать в личных целях, а если не может то бензинчик в любом случае капает по чуток.

Да гараж в том-то и дело что есть. Но он в организации, а чтобы добраться до организации, взять машину (пройдя медосмотр) и уехать за руководителем, чтобы к 9 утра привезти его на рабочее место, водителям придется вставать в 4-5 утра (реально), то есть это будет не работа, а непонятно что. Идея по сбору водителей для предрейсового МО, в принципе, мне нравится, тем более, у нас уже есть 2 дежурных машины. Подумаю, как все это оформить правильно (с кадровиками, естественно 8) ).

У нас с начала этого года уже 3 ДТП - хорошо, что без травм, а если нет. Тогда будет расследование, которое и покажет весь наш бардак ГИТу или прокурору (исхожу из наихудшего развития событий). А оттуда и будут соответствующие последствия. Я - начальник СОТа (подчиняюсь первому лицу), думаю, не стоит продолжать, чем лично мне может это выйти (о пострадавших и РБТЛ я вообще не упоминаю, там все еще понятнее). Я хочу доложить руководителю об этой ситуации (письменно, конечно же ) и предложить ряд решений, как выйти из этой ситуации. Также я укажу все риски, которые грозят руководителю и ЮЛ, если мы не приведем все в соответствие.

Цитата
Игорь Яковец пишет:
Но повторяю никто на это не пойдет сейчас всем хорошо. У руководителя служебная машина когда захочет, водитель тоже может ее использовать в личных целях, а если не может то бензинчик в любом случае капает по чуток.

Сомневаюсь, что руководитель не пойдет на увеличение расходов, так как в таком случае, ему и его "ближайшему окружению" (порядка 6-7 человек) придется ездить на метро , деньги-то не его (но для него). На нарушение закона он тоже не пойдет, так как я все возможные санкции укажу ему в общем заключении (копию которого оставлю себе). В общем, предугадать все невозможно, буду смотреть и действовать тогда по ситуации.

Что касается водителей - сливание бензина, поездки на служебных авто в личных целях, "бомбежка" по ночам и в свободное время и т.п. - это их проблемы и я не хочу, чтобы это стало еще и моей проблемой. У водителей, которые возят руководителей есть (как я ее называю) "водительская болезнь" - это когда водитель из-за долгого нахождения рядом с руководителем начинает себя вести со всеми, так, будто он султан, а вокруг него одни рабы. Я столкнулся с этим, когда отправил всех водителей на периодический медосмотр, который проходил впервые в этой организации(!). Но я объяснил их руководителю, что за непрохождение МО мы можем их уволить и сразу все "султаны" и "рабы" стали на свои места. Каждый сотрудник прекрасно знает, куда он идет на работу, сколько он будет получать и что делать. Тем более я все эти мероприятия делаю и ради их же блага. Но это лирика и отступление от темы.

1.1. Водитель дежурного автобуса является рабочим и подчиняется непосредственно своему работодателю Индивидуальному предпринимателю Салагаеву Е.П.

1.2. Водитель дежурного автобуса( далее –автобуса) должен знать:

— Правила дорожного движения и иные акты в области организации дорожного движения;

— Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила эксплуатации автотранспортных средств и перевозки пассажиров;

— основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения;

— общее устройство автобусов и варианты их компоновки;

— назначение, устройство, принцип действия агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемого автобуса;

— системы активной и пассивной безопасности автобуса;

— виды и периодичность технического обслуживания автобусов;

— нормы расхода топлива и смазочных материалов;

— причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автобуса;

— влияние погодных условий на безопасность управления автобусом;

— способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

— нормы времени на пробег по маршруту;

— правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров и контроля за соблюдением этих правил;

— маршрут и график движения автобуса на каждый день;

— основные формы первичного учета работы автобусов;

— порядок выдачи и заполнения путевых (маршрутных) листов;

— мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов и опыт передовых водителей автобусов;

— меры предосторожности при заправке автобуса топливом;

— порядок действия водителя автобуса в нештатных ситуациях;

— инструкции о порядке экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях и оказании первой медицинской помощи;

— номера телефонов экстренных служб, милиции, скорой помощи, пожарной команды и т.п.;

— порядок прохождения предрейсовых медосмотров;

— правила пользования медицинской аптечкой;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

1.3. Водитель автобуса должен:

— ежеквартально ознакамливаться с графиком сменности, утвержденным работодателем

— обладать культурой общения;

— проявлять вежливость, тактичность, внимательность, терпение, доброжелательность и предупредительность в отношениях с пассажирами;

— быть выдержанным, обладать способностью избегать конфликтных ситуаций;

— выполнять в строгом соответствии распоряжения своего непосредственного руководителя

2. Обязанности

2.1. Перед началом рабочего дня водитель автобуса:

— проходит в установленном порядке предрейсовые медицинские осмотры;

— проводит подготовительные работы перед выездом на линию (проверку технической исправности, состояние колес, шин, подвески, стекол, зеркал, государственных номерных знаков, внешнего вида автобуса и салона, др.);

— получает путевую документацию

— проверяет наличие действительного талона государственного технического осмотра и полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

— проверяет исправность средств связи;

— получает необходимые документы строгой отчетности,

2.2. В процессе работы водитель автобуса:

— соблюдает Правила дорожного движения;

— немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

— соблюдает расписание и маршрут движения;

— делает отметки в путевом листе в контрольных пунктах на маршруте;

— обеспечивает экономное расходование автомобильного топлива;

— контролирует исправность топливной аппаратуры, приборов электрооборудования и других механизмов и систем, от которых зависит расход топлива;

— оказывает первую (доврачебную) помощь пострадавшим при травмировании, отравлении в аварийных ситуациях и внезапном заболевании;

— соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии.

2.3. В течение рабочего дня (смены) водитель автобуса:

2.3.1. Обеспечивает безопасную перевозку пассажиров по заданному маршруту с соблюдением графика движения в установленные для этого часы

2.3.2. Осуществляет открытие дверей по прибытии автобуса к месту назначения и прекращении движения, закрытие дверей только после окончании выхода и входа пассажиров.

2.3.3. Следит за наполнением автобуса в пределах установленной нормы и предупреждает пассажиров об окончании посадки при полном наполнении салона автобуса.

2.3.4. При выявлении неисправности автобуса, препятствующей дальнейшему движению, содействует скорейшей высадке пассажиров в любом не запрещенном для этого месте.

2.3.5. В случае причинения пассажирами материального ущерба автобусу сообщает своему руководителю и следует его дальнейшим указаниям.

2.3.6. В пути следования сообщает руководителю по телефону:

— о прибытии к начальному и контрольным пунктам согласно установленному маршруту и графику движения;

— о месте нахождения (при запросе);

— о наличии затруднении в движении транспорта по маршруту следования;

— о забытых пассажирами вещах;

— о конфликтах, требующих вмешательства милиции;

— о дорожно-транспортных происшествиях с участием автобуса;

2.4. Во время движения автобуса водителю автобуса запрещается:

— осуществлять перевозку пассажиров на автобусе, техническое состояние и оборудование которого не отвечают требованиям Правил дорожного движения и Правил технической эксплуатации;

— принимать пищу в кабине автобуса;

— вести посторонние разговоры;

— провозить в кабине людей, багаж, горюче-смазочные материалы;

— начинать движение до полного закрывания дверей;

— открывать двери до полной остановки;

— отклоняться от маршрута без разрешения руководителя или уполномоченного на то лица;

2.5. Водитель автобуса в конце рабочего дня:

— заправляет автобус топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;

— предъявляет автобус для проверки технического состояния;

— сообщает об обнаруженных во время работы на линии технических неисправностях автобуса;

— сдает путевой лист, заказ на перевозку пассажиров автобусом,

— ставит автобус в зону стоянки;

— в случае обнаружения забытых пассажирами вещей передает их руководителю или уполномоченному на то лицу ;для принятия мер по поиску владельцев;

— включает стояночный тормоз;

— закрывает дверь кабины водителя, окна, люки;

— выполняет иные процедуры, связанные с охранной имущества, после постановки автобуса в зону стоянки (гараж), работодателя до конца рабочей смены.

3. Права

При выполнении своих обязанностей водитель автобуса обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства.

4. Ответственность

4.1. За некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции, водитель автобуса привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

4.2. Водитель автобуса несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенного ему транспортного средства и груза.

4.3. Водитель автобуса за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий несет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Без задержек зарплаты хорошо относится я добрый мальчик(Полная, Без проживания)Требуется: Обеспечивать безопасную, комфортную езду по городу, Своевременно подавать автомобиль в нужное место, Поддерживать чистоту в салоне, Планировать маршрут и время в пути, Сопровождать.

Аварийный выезд электрика

Проблема: Дежурный. Парни, Срочно ищу электрика в Крокус на концертную площадку, монтаж сегодня займёт часов 5, ставка 6т.Монтаж завтра часа на 3, ставка 6.т.31-го с 12-ти дня до 01-го 9-ти утра, ставка 24т. Просто дежурить на площадке. Концерт Жаркий Новый Год.

Водитель (Кантемировская)

80 000 - 200 000 руб.

Обязанности:Доставка и замена сменных грязезащитных ковров до клиентов компании;Работа с документами, выполнение погрузо-разгрузочных работ. Условия работы: График работы: сменный, оформление по ТК РФ (отпуск, больничный); Официальная заработная плата от 80 000 руб.

Водитель на автомобиле

78 000 - 90 000 руб.

. транспортные услуги.Обязанности:-Перевозка пассажиров (доктора поликлиники).Требования:- Стаж по в/у от 5 лет.- Опыт работы личным водителем. - Автомобиль Класса В.- Автомобиль класса С.- Транспортное средство седан, хэтчбек или универсал.Условия:-График работы : 5/ .

Водитель с функциями помощника по хозяйству

Для работы в загородном доме в качестве водителя - помощника по хозяйству требуется работник. Обязанности: -Вождение автомобиля, помощь по хозяйству (участок, коммуникации), выполнение поручений. Условия: Место работы: Рублево-Успенское шоссе, пос.Лесные Дали График .

Водитель

Забирать мальчика 7 лет из школы и отвозить на тренеровки по хоккею . Школа м. Юго-западная , тренеровки каждый день ( ул Толбухина ХК крылья Советов ) + 2 раза в неделю Химки ул Пожарского .

Сопровождающий водитель

Нужно отвозить сына в школу утром в 8.00 часов утра и забирать в 16.00/16.30 и везти в секции. Забирать в 18.00 примерно со вторника по четверг. В пятницу забирать нужно в 13.15 и отвозить в секцию в 13.45. После секций везти домой. То есть ежедневная занятость будет такая.

Водитель- помощник по хозяйству

В загородный дом на Новорижском шоссе требуется помощник по хозяйству с функциями водителя на график 6/1 с проживанием Требования к кандидатам: - мужчина 33-53 лет - аналогичный опыт работы от 5-ти лет - водительские права категории В - опыт вождения автомобилей .

Водитель на доставку

Утренняя работа - поставка на производстве в день 1,2 точки в дальнейшем может расти количество оплата обсуждается - может день , может по точкам

Водитель

Требуется водитель для разовых поездок на своей машине (возможно, в качестве подработки к основной работе). Перевозка двоих пожилых супругов по Москве, три-четыре раза в неделю, продолжительностью не более часа от места жительства в районе Сокольники (Русаковская, 27) .

Водитель

Требуется водитель к женщине. Проживающий рядом с метро Октябрьское поле. График работы: 6/1, ненормированный, по требованию. Молодой, презентабельный внешний вид.

Рекрутер Оксана О

Водитель (Коньково)

87 000 - 91 000 руб.

. рабочего дня Условия работы: - Прямой работодатель- Работа в стабильной компании- График работы 6/1 с 7-00 до 15-30 ,воскресенье выходной Личный автомобиль: да Требования к квалификации: Требуется на постоянную работу водитель с личным автомобилем от 6 до 8 мест.

Водитель для детей

К 8 утра отвезти детей в школу, а в 14.30-15.30 забрать и привезти домой! оплата 2 000 в день! оплата вперёд на неделю

Водитель

Условия:- График работы: 5 дней в неделю.Обязанности:- Требуется водитель отвозить и забирать ребенка. Маршрут: Забирать в 18.00 на ул. Академика Анохина (м. Юго-западная, м. Тропарево), отвозить на ул. Летчика Ульянина (Солнцево), обратно в 21.00Требования к соискателю .

Водитель

Водитель, который будет возить на работу, по запросу отвозить жену с ребенком и позднее вечернее время и выходные забирал из ресторанов или дачи. Выполнять мелкие поручения - купить в магазине, отвезти документы.

Зооняня на время отъезда. Кошка

Ищем ответственного человека, Который мог бы кормить и убирать за кошкой раз в сутки. Желательно ещё играть)

Водитель

Требуется водитель, забирать ребёнка из школы 1 класс, по сменному графику. Школа по адресу Ленинский проспект, до дома Генерала Тюленева.

Водитель в семью

Большой опыт езды 40 лет/механика, автомат/ категория B, не курящий, вежливость, знание английского..чистоплотность. Работаю только с верующими в Бога и порядочными людьми. (Частичная, Без проживания, С проживанием)Требуется: Выполнять разовые поручения работодателя.

Ученица водителя- дальнобойщика

25 000 - 30 000 руб.

Транспортная компания приглашает ученика, помощника водителя, женщинУсловия:- Обучение в автошколе, за счёт компании, по окончании испытательного срока- Испытательный срок 2 месяца- По получении категории С, работа на предприятии 1 год, ЗП от 50.000 р, по данной .


Служба в армии

Специальность военного водителя — одна из наиболее востребованных в практически любой из современных армий. Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) — не исключение, тем более что военная служба в последние годы стала заметно привлекательнее в глазах молодежи. Это связано как с ростом ее престижа в обществе, так и с существенным улучшением материального обеспечения профессиональных военнослужащих.

Примеривая на себя потенциальные возможности для собственного прохождения службы в Армии России, юноши и молодые люди активно интересуются вариантами, позволяющими извлечь практическую пользу для своей военной и гражданской карьеры. В этом плане водитель — профессия, весьма привлекательная. Но служба в армии водителем имеет множество нюансов, требующих более детального рассмотрения.

Водитель в армии: общие сведения

Водительская специальность — широкое понятие, объединяющее большое разнообразие той техники, которой предстоит управлять. Применительно к Вооруженным Силам России это могут быть как стандартные автомашины для перевозки людей и грузов, так и специализированная техника (колесная и гусеничная), включая различные боевые и вспомогательные транспортные средства.

Всем желающим разобраться в особенностях водительской армейской службы следует иметь представление об общей структуре ВС РФ, а также принципах их комплектации личным составом. В этой связи нужно отметить, что специальность водителя в той или иной мере востребована во всех родах и видах российских Вооруженных Сил. Даже авиация, военно-морской флот и воздушно-десантные войска сегодня оснащены множеством наземной техники, обеспечивающей их функционирование, и этими транспортными средствами необходимо кому-то управлять.

Водитель в армии

Военные водители в ВС РФ относятся к числу специалистов, уровень воинских званий которых соответствует категориям рядового и сержантского состава. Прохождение службы для этих категорий военнослужащих возможно как по призыву, так и по контракту.

Кроме того, в Российской Армии широко распространена практика замещения наиболее распространенных профессий лицами гражданского персонала.

В их числе следующие:

  • аппаратчик;
  • бульдозерист;
  • водитель автомобиля;
  • водитель аэросаней;
  • водитель дрезины;
  • водитель мототранспортных средств;
  • водитель погрузчика;
  • водитель транспортно-уборочной машины;
  • водитель-экскаваторщик;
  • водитель электро- и автотележки;
  • водитель-испытатель;
  • крановщик (машинист автомобильных кранов);
  • машинист мостового крана технического комплекса;
  • механик-водитель многоосных дизельных автомобилей.

По сути, такие работники в правовом отношении ничем не отличаются от таких же специалистов, работающих в гражданской сфере. Принадлежность к военнослужащим для армейских водителей-призывников и контрактников характеризуется, прежде всего, присвоением им воинского звания, а также наличием соответствующей военно-учетной специальности (ВУС).


Во время службы такой специалист должен не только обеспечивать грамотную эксплуатацию вверенной ему техники, но и отвечать за ее поддержание в исправном техническом состоянии, своевременно и качественно проводить обслуживание и ремонт.

Массово распространенная в гражданской сфере водительская категория B, в армейской практике мало востребована. Разумеется, существуют должности для водителей легковых автомобилей, предназначенных возить командиров различного уровня. Но подобные назначения, как правило, носят индивидуальный характер.

Водитель в армии: срочная служба

Прохождение срочной службы в рядах Российской Армии в качестве водителя вполне реально для множества призывников. Такая возможность существует даже в ходе призыва на условиях последующего общего распределения. Основным и непременным условием для этого является наличие навыков вождения соответствующей техники, подтвержденное документами о получении профильного образования. Но 100% гарантии того, что солдат-срочник будет служить водителем, естественно, не существует.

Водитель в армии: контрактная служба

Для кандидатов на замещение должности военного водителя по контракту установлены стандартные требования, практически аналогичные призывникам.

  • среднее или среднее профессиональное образование;
  • водительские права категории С, D, E и стаж вождения транспортных средств, относящихся к этим категориям;
  • навыки технического обслуживания автомобиля и поддержания транспортного средства в исправном техническом состоянии.

Кроме того, зачастую могут задаваться специфичные требования, привязанные к особенностям прохождения службы в конкретных частях и войсках. Например, при наборе военнослужащих по контракту на должность водителя категории С, D, E в дивизию ВДВ, от кандидата может потребоваться готовность к совершению прыжков с парашютом и выполнению зарубежных командировок. При поступлении на такую должность военнослужащий должен иметь здоровье категории А и быть годным к службе в ВДВ.

Важно отметить, что с осени 2019 года Минобороны ввело особую 30-процентную надбавку к должностным окладам водителям-военнослужащим по контракту. Основным условием получения такой надбавки является наличие категории С, D, СE. В среднем зарплата военных водителей-контрактников по состоянию на 2020 год составляет, в зависимости от воинского звания, стажа и других особенностей службы, от 25 до 45 тысяч рублей.

Критерии отбора военных водителей

Все критерии, по которым производится отбор военных водителей, подразделяются на две группы:

  1. Медицинские. К ним относятся требования, предъявляемые военно-врачебными комиссиями (ВВК) к состоянию здоровья призывников и кандидатов в военнослужащие по контракту.
  2. Профессиональные. Отбор по таким критериям заключается в изучении представленных документов об имеющемся профильном образовании, а также о практическом опыте работы водителем в гражданской сфере.

ВВК признают годными к прохождению военной службы в качестве водителя молодых людей согласно нормативам присвоения категории годности Б-3. При прохождении медицинского освидетельствования, показатели состояния здоровья для такой категории: рост не менее 155 см и успешно понимать речь, произнесенную шепотом.

Число патологий из Расписания болезней в этой подгруппе допускается по минимуму. В частности, категорию годности Б-3 присваивают при выявлении стоматологических болезней, некоторых разновидностей аллергии, осложнений, проявившихся после перенесенной травмы конечностей, а также на фоне вероятного развития астмы и других несущественных заболеваний.

Применительно к военным водителям основные медицинские требования сводятся к зрению. Для успешного отбора требуется нормально воспринимать цвета (не должно быть выявлено дальтонизма или дихромазии). Признаются годными лица с близорукостью не более 6,0 дптр и дальнозоркостью не более 8,0 дптр, астигматизмом не более 4,0 дптр на каждый глаз.

В плане категории профессионально-психологической пригодности требования к военным водителям в целом соответствуют критериям годности к такой же работе в гражданской сфере. Водителю нужно обладать интересом к технике, трудолюбием и дисциплинированностью, уметь принимать ответственные решения в кратчайшие сроки. В числе необходимых качеств — высокая работоспособность, стрессоустойчивость, хорошая координация действий рук и ног.

Подготовка военного водителя


Программы подготовки военных автомобилистов ДОСААФ позволяют изучить:

  • основные особенности эксплуатации автотехники в ВС РФ;
  • устройство и принцип действия всех основных узлов и агрегатов автомобиля;
  • возможные неисправности, возникающие при эксплуатации, способы их устранения;
  • особенности технического обслуживания транспортного средства;
  • общие правила безопасности при эксплуатации автомобиля и др.

Обучение по программе подготовки военных водителей в ДОСААФ для прохождения службы производится бесплатно на условиях направления от военкомата. Обычно эти направления выдаются за полгода-год до призыва. Такое обучение могут проходить только молодые люди мужского пола, достигшие 17 лет, признанные годными по состоянию здоровья и морально-психологическим качествам, подлежащие призыву на военную службу.

Как показывает практика, обучаться лучше по месту жительства в период до службы в ВС РФ. Исключением могут стать водительские категории Е и СE. Они весьма востребованы в современной армии, и при дефиците квалифицированных сотрудников военнослужащим нередко предлагается дополнительное обучение с присвоение этой категории.

Обязанности военного водителя

Основные обязанности водителя в армии заключаются в следующем:

  1. Уверенно управлять вверенным ему ТС (транспортным средством) в любое время суток, при любой погоде.
  2. Твердо знать технические возможности ТС и правила его эксплуатации.
  3. Досконально соблюдать ПДД, а также сигналы, команды управления и регулирования.
  4. Уметь ориентироваться на местности, пользоваться навигатором, картой маршрута.
  5. Содержать технику исправной, в состоянии полной боевой готовности.
  6. Быть в курсе объема и периодичности работ по техобслуживанию (ТО) ТС, а также межремонтного ресурса (пробега), общего срока службы как всей машины, так и отдельно аккумуляторных батарей, шин.
  7. Добросовестно выполнять работы по ТО, текущему ремонту подведомственного транспорта. Проводить спецобработку машины.
  8. Знать нормы расхода, оптимальные для ТС виды горючего, смазочных и иных эксплуатационных материалов. Экономно использовать перечисленное, стараться не допускать перерасхода.
  9. Уметь определять, обнаруживать и устранять основные причины неисправностей транспортного средства. Не допускать поломок. При обнаружении последних обязателен доклад командиру. Далее неисправность следует попытаться как можно скорее устранить собственными силами.
  10. Соблюдать общие правила техники безопасности при эксплуатации, обслуживании, ремонте, эвакуации машины.

Повседневная обязанность военного водителя — перед выходом из автопарка убедиться в удовлетворительном техническом состоянии машины. Особое внимание уделяется рулевому управлению, тормозной системе, тягово-сцепному устройству, шинам. Затем проверяются стеклоочистители, внешние световые приборы, зеркала заднего вида, чистота и надежность крепления номерных знаков.

Воинский устав применительно к военным водителям отмечает в качестве его главных обязанностей — не передавать управление ТС третьему лицу. Кроме того, уставные требования ВС РФ запрещают водителям курить, принимать пищу и напитки во время езды.

Военный водитель-автомобилист должен всегда иметь при себе водительское удостоверение, путевой лист, документ, удостоверяющий личность. Если автомашина транспортная, то нужен лист эксплуатации. Армейский шофер обязан знать и соблюдать правила загрузки ТС, посадки и перевозки людей, размещения, крепления и укладки грузов.


Стандартные обязанности механика водителя в армии в целом включают в себя все те, что перечислялись выше в качестве основных обязанностей военного водителя. Следует помнить, что надлежащее исполнение военным механиком-водителем своих должностных обязанностей, кроме непосредственного управления вверенным транспортным средством, включает особое внимание к техническому состоянию вверенной ему боевой или специальной машины. Армейский механик-водитель, как правило, привлекается к участию в периодически проводимых модернизациях вверенной ему техники.

Военный водитель-электрик и водитель-электромеханик, помимо уверенного управления своим ТС, как специалист должен следить за целостностью вверенной ему техники и ее комплектующих. Он обязан также контролировать уровень и расход бензина, масла и других жидкостей, необходимых для нормальной эксплуатации машины, поддерживать надлежащее состояние аптечки и огнетушителя.

В полевых условиях любой военный водитель должен собственными силами уметь произвести текущий ремонт вверенного ему ТС, чтобы он смог доехать до назначенного командованием пункта. Если до начала выполнения приказа или во время движения в машине была обнаружена поломка, водитель обязан сообщить о ней своему командиру.

Воинские должности для замещения военными водителями

Согласно утвержденным Министерством обороны России нормативным актам, типовые должности военных водителей относятся к замещаемым из числа военнослужащих по призыву и по контракту для категорий рядового и младшего командного состава. В частности, действующий Перечень тарифных разрядов по воинским должностям военнослужащих, определяющий размеры окладов по ним, а также соответствие их типовым воинским должностям, содержит упоминание водительских специальностей в диапазонах тарифных разрядов со 2 по 4:

  • 2 разряд — воинские должности водителя автотранспортного средства (АС);
  • 3 разряд — воинские должности механика-водителя, в том числе пусковых установок ракет, боевых машин, а также старшего водителя;
  • 4 разряд — воинские должности механика-водителя самоходных пусковых установок стратегических ракет, начальника автодрома.

Следует отметить, что замещение военнослужащими-водителями определенных воинских должностей также привязано к требованию наличия соответствующего образовательного уровня:

  • основное общее образование — водитель АС;
  • среднее общее образование — механик-водитель (в т.ч. машины на базе танка), а также старший водитель;
  • среднее профессиональное образование — старший механик-водитель (в том числе самоходной пусковой установки стратегических ракет).

Официальный сайт Министерства обороны РФ содержит следующий перечень военных должностей, относимых к водительским:

  1. Аппаратчики.
  2. Бульдозеристы.
  3. Водители АС, автотехники РВСН.
  4. Водители-экскаваторщики.
  5. Водители-электрики специальных машин связи.
  6. Водители-электромеханики автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станции (КИПС), в том числе для подразделений ПВО Сухопутных войск.
  7. Крановщики (машинисты автомобильных кранов).
  8. Механики-водители боевых машин пехоты, подразделений охраны, боевой разведывательно-дозорной машины (БРДМ).
  9. Механики-водители колесных бронетранспортеров, многоосных дизельных автомобилей.
  10. Механики-водители танка (в т.ч. плавающего танка), ТММ (тяжелого механизированного моста).


В качестве отдельных воинских должностей выделены водительские специальности, отнесенные к Воздушно-десантным войскам (ВДВ). Помимо водителей автотранспортных средств, в их числе механики-водители боевой машины десанта, водители-крановщики, трактористы-бульдозеристы. Ко всем из них предъявляются особые, серьезно повышенные требования по здоровью, наличию парашютной подготовки и т.п.

В плане воинских званий, соответствующих типовым должностям военных водителей, штатными являются звания рядовой, реже — ефрейтор. Для должностей типа старший водитель, старший механик-водитель в армии минимальным званием является ефрейторское. На практике эти должности обычно замещаются военнослужащими в сержантских званиях.

В то же время должности, связанные с командными функциями (старший машины, начальник автоколонны и т.п.), в структуре ВС РФ, как правило, отнесены к замещаемым категориями прапорщиков и офицеров. То есть они напрямую никак не относятся к тем, кого принято считать военным водителем.

Читайте также: