Может ли каждый гражданин внести свой вклад в улучшение жизни общества сочинение

Обновлено: 08.05.2024

Время идет и так или иначе все вокруг нас меняется. То, что раньше казалось возмутимым, сейчас стало чем-то абсолютно обыденным. Культура развивается и меняется. Это абсолютно нормально. Казалось бы, за столько лет общество изменилось до неузнаваемости. Разве этого недостаточно? Сколько еще перемен нужно нашему обществу?

Я считаю, что общество не должно стоять на месте. Время идет, все вокруг нас меняется, и мы не должны отставать. Если бы наши предки не менялись, то что бы сейчас было с нами? Не думаю, что это было бы что-то позитивное. Постепенно начались бы проблемы, люди, рано или поздно, стали бы деградировать. Развитие бы прекратилось и начался хаос. Только подумайте, что многое чем вы сейчас занимаетесь было бы чем-то странным и ненормальным. Все те технологии, открытия и остальные блага, были бы не доступны нам, ведь мы бы просто не создали все это, если когда-то наши предки не пошли бы на перемены.

Русские авторы тоже довольно часто затрагивали тему перемен. Примеров таких произведений и персонажей огромное количество. Например, Чацкий из произведения А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Главный герой, приехавший домой из-за границы, уже начал меняться. Он многое переосмысли и шел вперед, в ногу со временем. И что же он видит дома? Ничего нового. Все осталось таким же, каким и было до его отъезда. Совершенно никто не хотел слушать его, люди считали его странным, только из-за того, что он не хотел так жить. Чацкий хотел донести этим людям, что они должны идти вперед, ведь сейчас самое время для перемен. Но разве можно помочь тем, кто не хочет помощи? Люди не хотели меняться, им было комфортно. Они ленились и не считали нужным развивать свою страну. Единственное, что нравилось им — светские вечера, балы и прочие развлечения, не имеющие, по-моему мнению, большой интеллектуальной ценности.

Таким образом, общество, которое не хочет меняться — обречено. Такое общество начнет деградировать и разрушать само себя. Все в нашем мире переменно, если мы хотим жить, то должны соответствовать. Каждый сам для себя решает кто он, Чацкий, целеустремленный человек идущий вперед, использующий все возможности. Или может представитель фамусовского общества? Люди вправе сами выбирать, что им делать со своей жизнью, но все-таки, я надеюсь на благоразумие большинства. Ведь абсолютно понятно, что мы должны двигаться дальше и меняться, чтобы не совершить огромное количество ошибок. Еще раз хорошенько подумайте, что было бы, если бы наши предки не стали идти на перемены.

2 вариант

Современному обществу нужны перемены. Это необходимо потому, что каждое общество не живёт в ограниченных рамках, оно должно развиваться. Вслед за процессами в экономике и политике ив обществе нужны изменения.

Какие же перемены возможны, желательны в обществе? Это, конечно же, отношение людей, к тем процессам, которые происходят в каждом государстве. Возьмём, исторический пример развития России в восемнадцатом веке. Правление Петра I пришлось на конец семнадцатого века. В стране не было сформированной хозяйственной и экономической системы, органов управления, сильной армии и флота. Жизнь людей в государстве зависела от воли царя и бояр, а также от засухи и эпидемий. Петру пришлось сначала найти единомышленников и выстроить государственные органы. Ему пришлось организовывать современную армию и возрождать флот, чтобы устоять против внешних врагов, а потом и победить их. Это было сложно, однако, во многом эти изменения в обществе были понятны, противников их было немного. Однако внутреннее устройство государство встретило многочисленные и длительные протесты людей как из высших слоёв общества, так и из низших. До сих пор не утихают споры о том, принесли ли эти перемены пользу стране или они были вредны, а также какой ценой подобные нововведения были оплачены.

В наши дни также происходит достаточно споров по поводу перемен в обществе. Общество считает, что Россия нуждается в смене курса во внутренней жизни страны. Только на что и какие страны нам ориентироваться - эти вопросы вызывают сильные противоречия. Одна часть в обществе считает, что нужно идти своим путём, соблюдая традиции народов, населяющих нашу страну. При этом, безусловно, народ и власть получают определённые преимущества. Страна, наконец-то освободиться от зависимости жить с оглядкой на другие страны, являющиеся в мире властными. Всё производство будет ориентировано , прежде всего, на нашу страну. А это значит, что люди будут задействованы на предприятиях, появятся новые рабочие места, молодое поколение не будет уезжать за границу в поисках новой жизни. У большей части населения даже в маленьких городах и сёлах появится перспектива в жизни. При этом сохранятся торговые, экономические и политические отношения с другими странами, принимающими Россию такой, какая она станет. Другая часть общества считает, что такие радикальные перемены нам не нужны. Достаточно грамотно распределить доходы от продажи различного сырья. Это будет быстрее и надёжнее. Всё остальное можно купить в других странах дёшево и не утруждая себя развитием новых отраслей. Что выберет общество, к какой программе склонится - никто не берётся утверждать.

11 класс. Итоговое. С аргументами из литературы

Индийский политик Махатма Ганди утверждал, что если мы хотим увидеть перемены в мире, окружающем нас, то необходимо стать частью этих перемен. Я склонна согласиться с данным высказыванием, ведь мир не будет меняться, пока каждый человек не сделает свой вклад в это изменение. Хочешь перемен-начни с себя.

Таким образом можно сделать вывод, что, если люди хотят перемен, неважно в каком масштабе, большом или маленьком, начать менять нужно себя.

Также читают:

Картинка к сочинению Нужны ли перемены обществу и почему?

Популярные сегодня темы

Современные люди очень редко задумываются над тем, сколько труда вкладывается в производство самых доступных и простых продуктов питания. Большинство из нас идут в магазин и покупают всё необходимое

В рассказе Гаршина Всеволода Михайловича Красный цветок раскрывается и исследуется тема безумие в полной мере. Немного почитав о произведении, можно понять, что оно это частично автобиографично.

Достоевский в названии представляет причину и следствие, две части, которые не могут существовать отдельно. После того как человек преступает нечто, он получает наказание. Такова человеческая природа.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Н.А. Лобастова, учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 16 города . Екатеринбурга

ПОДГОТОВКА ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Конец августа. Объявлены тематические направления очередного итогового сочинения. Времени до первой среды декабря немного. Поэтому сложился следующий алгоритм подготовки обучающихся к написанию сочинения по предложенным тематическим направлениям:

1. Знакомство с комментариями ФИПИ: внимательное прочтение, анализ.

2. Определение возможных аспектов направления.

3. Словарная работа (опережающее домашнее задание для учащихся).

Содержание этого этапа может быть разным в зависимости от формулировки тематического направления:

– определение лексического значения тематических слов;

– подбор синонимов (антонимов) к тематическим словам…

4. Беседа на основе вопросов, позволяющих учащимся поразмышлять над особенностями направления.

5. Отбор и обсуждение литературного материала, необходимого для аргументации.

6. Подбор крылатых выражений, афоризмов по теме (опережающее домашнее задание для учащихся).

7. Знакомство с темами обучающих сочинений. Комментарий к темам сочинений.

8. Написание обучающих сочинений в течение недели.

9. Проверка работ учащихся. Анализ сочинений: общий и индивидуальный.

Результат работы – тематические таблицы для учащихся, материалы которых они могут использовать для написания сочинений в сентябре-ноябре и накануне итогового испытания – в первую среду декабря.

Материалы к тематическому направлению № 1

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Комментарий ФИПИ

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Определение тематического слова

Дорога – ( перен.) с редство к достижению чего-либо.

Путь – путешествие, поездка, движение.

Путь – направление деятельности , направление развития чего-нибудь, образ действий, жизни.

Словарная работа

Фразеологизмы со словом дорога: идти своей дорогой, проложить себе дорогу…

Травелог – короткометражный фильм-путешествие (жанр, описывающий путешествие в разных видах искусства)

Литература для аргументации

Литература XIX века

Литература XX века

Зарубежная литература

§ Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся. (Л.Н. Толстой)

§ С любой дороги повернёшь обратно,

И лишь дорога жизни безвозвратна. (Р. Гамзатов)

§ Истинное назначение вашего путешествия – это не место на карте, а новый взгляд на жизнь. (Г. Миллер)

Примерные темы сочинения

1. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?

3. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?

5. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?

Материалы к тематическому направлению № 2

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Комментарий ФИПИ

Словарная работа

Цивилизация – уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией.

Технологии - внедрение техник и процессов, методов и процедур для в целях обеспечения человеческих потребностей и желаний. (В высокотехнологических обществах важное место занимают моральные и этические составляющие).

Вызов – угроза современной цивилизации (принять вызов времени).

Аспекты направления

§ Цивилизация и культура (материальная и духовная).

§ Цивилизация и гражданское общество.

§ Технологии и мораль. Плюсы и минусы технологических новшеств.

§ Цивилизация и природа.

§ Глобальные проблемы человечества (экологический кризис, социальное неравенство, демографический кризис, войны и др.). Роль технологий в решении глобальных проблем.

§ Цивилизация и история. Уроки прошлого, прогноз будущего. Роль литературы в освещении проблем современного общества (антиутопии, фантастические произведения и др.)

Литература для аргументации

Литература XX века

Зарубежная литература

§ Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая цивилизация, если для сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу (Ф.М. Достоевский)

§ Не надо смешивать цивилизацию с культурой… развитие цивилизации отодвигает культуру все более и более назад, игнорируя духовную сторону человека и отодвигая его к первобытному звериному прошлому ( А. Кони)

Примерные темы сочинения

1. Можно ли обойтись без науки в современном мире?

2. Должен ли учёный нести ответственность за научное открытие?

3. Меняются ли люди в условиях технического прогресса?

4. К чему могут привести научные открытия?

5. С какими вызовами сталкивается человек XXI века?

Материалы к тематическому направлению № 3

Преступление и наказание – вечная тема

Комментарий ФИПИ

Словарная работа

Совесть – чувство моральной ответственности за своё поведение; внутренняя оценка своих поступков, нравственные принципы.

Совесть – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие морально должному .

Преступление – ( перен.) недопустимый, непозволительный поступок.

Преступление, злодеяние, беззаконие, преступное деяние

Наказание, расплата, возмездие

Раскаяние, покаяние, осознание, признание

Аспекты направления

Поразмышляем

Что значит жить по совести?

Что помогает человеку принять правильное решение?

Можно ли простить человека, совершившего преступление.

Литература для аргументации

Литература XIX века

Литература XX века

Зарубежные детективы

А. Кристи, А. Конан Дойля и др.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце ( А.С. Пушкин)

Примерные темы сочинения

1. Какую роль играет совесть в жизни человека?

  1. Чтотолкает людей на преступления?
  2. Можно липонять и простить человека, совершившего преступление?

5. Легко ли всегда поступать по совести?

Материалы к тематическому направлению № 4

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Комментарий ФИПИ

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Аспекты направления

Поразмышляем

Какова роль искусства в жизни человека?

Какое произведение искусства (книга, фильм, спектакль, музыкальное произведение ) оказало на меня сильное впечатление и почему?

Какие литературные герои мне близки и почему.

для аргументации

Литература, музыка, человек

фрагмент - пение Наташи;

Публицистика

§ Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства (Т. Драйзер)

§ Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека (М. Лютер)

§ Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его (Р. Роллан)…

Примерные темы сочинения

6. Может ли человечество существовать без искусства?

7. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?

8. Чтение какой книги потребовало от вас душевной работы?

9. Какой фильм вы можете назвать шедевром?

10. Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

Материалы к тематическому направлению № 5

Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Комментарий ФИПИ

Словарная работа

Гражданин – сознательный член общества.

Сознательность – умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности, определять своё поведение.

Социальный – общественный, относящийся к жизни людей.

Порок – тяжёлый предосудительный недостаток, позорящее свойство.

Аспекты направления

Рассуждения:

Литература для аргументации

XVIII и XIX века

М.Е. Салтыков-Щедрин Сказки

Литература XX века

А.П. Чехов Рассказы

Публицистика

§ Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой. (И. Кант)

§ Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! (Н.В. Гоголь)

§ Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. (Н.А. Некрасов)

§ Не стоит обращать внимание на разговоры окружающих, нужно просто продолжать делать свое дело.

Примерные темы сочинения

2. Бывает ли общественное мнение ошибочным?

4. Какие социальные пороки опасны для государства?

5. Может ли каждый гражданин внести свой вклад в улучшение жизни общества?

Все примеры имеют статус "ЗАЧТЕНО" и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта - что можно улучшить.

Сочинение №1

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Кому на Руси жить хорошо.

Асылаева Регина Астемировна

В жизни человека могут произойти как хорошие события, так и плохие. И вот в такие сложные моменты человек нуждается в помощи. А нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Я считаю, что непременно надо помочь. Оказанная помощь может спасти жизнь как одного человека, так и нескольких людей. Чтобы доказать свое мнение, приведу примеры из классической литературы.

Таким образом, можно сказать, что всякого может постичь беда, главное в этой ситуации нужно не пройти мимо горя, а проявить человечность.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Примеры из литературы стоит дополнить тезисами: начинай или заканчивай абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.

Сочинение №2

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Кому на Руси жить хорошо

Бринкис Алика Александровна

В жизни каждого человека возникают трудные ситуации. Иногда он может самостоятельно преодолеть их. Но бывает и так, что без помощи других людей просто не обойтись. Иногда нужно совсем немного, чтобы жизнь человека изменилась к лучшему. Поэтому необходимо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Я думаю, что желание помогать заложено в самой природе человека. В русской литературе немало художественных произведений, отражающих это качество.

Вспомним рассказ Куприна "Чудесный доктор". Автор нарисовал картину полной безысходности, которая царила в семье Мерцаловых. После тяжелой и продолжительной болезни герой рассказа потерял работу и содержать семью стало не на что. Жена, дети и он сам были вынуждены жить в ужасных условиях. Денег не было ни на еду, ни на лекарства для заболевшей дочки. Глава семьи впал в отчаяние и даже задумался о самоубийстве. Но в городском саду он повстречал старика, который, выслушав Мерцалова, поспешил помочь. Старик оказался известным доктором. Он осмотрел девочку, выписал рецепт и оставил семье деньги. Наверное, для известного доктора эта сумма была не очень большой. Но для семьи Мерцаловых помощь доктора Пирогова имела огромное значение. Дочка поправилась, глава семьи нашел работу. Совершенно незнакомый человек помог людям преодолеть сложные жизненные обстоятельства. Целая семья смогла вновь обрести счастье.

В качестве другого аргумента можно вспомнить эпизод из романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Родион Раскольников в распивочной знакомится с Мармеладовым, который рассказывает ему о себе и о своей семье. Раскольников узнает о том, как трудна жизнь этой семьи. Провожая Мармеладова домой, Родион незаметно оставляет деньги, вырученные за часы у старухи-процентщицы, на подоконнике. Этот поступок Раскольникова, находящегося не в лучшем финансовом положении, говорит о том, что человеку свойственно откликаться на чужую беду и оказывать помощь.

Подводя итог, хочется отметить, что очень многие люди готовы помогать оказавшимся в трудной ситуации. Например, мы видим, как дети, нуждающиеся в дорогостоящем лечении, получают помощь от миллионов совершенно незнакомых им людей. Безусловно, те, кому нужна помощь, должны ее получить. И всегда найдутся люди, которые эту помощь окажут.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Алика, твоё сочинение логичное, чётко выстроенное, содержит удачные и полноценные примеры из художественной литературы. Видно, что ты человек читающий. Пожалуйста, обрати внимание на обособление деепричастных оборотов, а также на исключения из этого правила.

Сочинение №3

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации? Направление “Кому на Руси жить хорошо”

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Помогая другим, мы делаем мир добрее. Даже незначительная с нашей точки зрения помощь может стать для кого-то спасением. Добро, оно ведь и вправду возвращается, и если каждый из нас это поймет и начнет делиться своей добротой, мир избавится от зла, и наполнится яркими красками.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Юля, Вы молодец! Подобрали очень хорошие примеры, которые удачно дополняют друг друга, показали примеры проявления милосердия, когда человек не ожидает ничего взамен. Будьте внимательны к пунктуации: в этой работе такие ошибки не сыграли существенной роли, но в сочинении на ЕГЭ по русскому языку Вы могли бы потерять баллы. Советую не разрывать так примеры, делать небольшой вывод после первого примера и плавно переходить ко второму. Примеры из литературы советую дополнить тезисами: начинать или заканчивать абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.

В целом же работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Сочинение №4

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Кому на Руси жить хорошо?

Варфоломеева Виктория Александровна.

Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать такой вывод: помогать людям в трудной жизненной ситуации не просто нужно, а необходимо, ведь им, зачастую, крайне сложно самим выбраться из неё. Конечно, сейчас мы живём в режиме невероятной спешки, но ,несмотря на это, важно оставаться неравнодушным к окружающим нас людям и пытаться помочь им, когда это необходимо.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Виктория, сочинение в целом хорошее, давайте стремиться к отличному!

Будьте внимательны: в теме заявили 2 сочинения. Всегда несколько раз проверяйте текст перед сдачей: отдельно прочитайте содержание и убедитесь в логичности, отсутствии опечаток/описок или повторов, потом проверьте знаки препинания. Времени на экзамене обычно всем хватает, лучше убедитесь в отсутствии досадных ошибок, чтобы самой не мучиться из-за того, что поторопились.

Третий критерий на итоговом сочинении, вероятнее всего, будет зачтен. Но я сегодня строгий эксперт, поэтому делаю акцент на том, как построить сочинение, чтобы в логике не было сомнений.

Работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Советую уделить внимание пунктуации (вводные слова) и избегать разговорных конструкций. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Сочинение №5

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей

Сочинение
Это письменное задание, где учащийся должен показать свои умения излагать мысли и грамотно все оформить. Это задание помогает преподавателю оценить не только навыки написания, но и знание орфографии и пунктуации.

Чтобы получить высокий балл необходимо придерживаться заданной структуры, проявить все свои языковые способности и верно решить поставленную проблему.

Сочинение не получится написать в тех случаях, если учащийся мало читает и не уделяет внимание общему развитию, не умеет грамотно формулировать мысли и не понимает основ коммуникации.

Время перемен


Старимся, полнеем, опускаемся… Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?

Виды сочинений

Сочинение-рассуждение – это письменная работа, которая содержит аргументированное рассуждение по поставленной проблеме.

Сочинение-повествование – это письменная работа, в которой учащийся рассказывает о каком-либо событии.

Эссе – это письменная работа, которая характеризуется свободным изложением собственных мыслей.

Тематические направления 2021 года

Подготовка к сочинению

Как в любой задаче, сначала изучите теоретические правила и основы. Потребуется знать базу для написания сочинения, структуру текста работы, правила орфографии, речи. На основе теоретических знаний вы должны проверять и исправлять ошибки. Ученики часто допускают стилистические неточности или неверное использование средств выразительности. Поэтому важно сначала понять, что это и как применять, чтобы не терять баллы при оценке.

Приступая к сочинению, сначала сформулируйте главную мысль, которую вы раскроете в работе. Это будет базовый тезис, котоорго следует придерживаться на протяжении всей работы. Нельзя ему противоречить. Вы должны будете расписать его, прокомментировать, подтвердить и сделать вывод. Важно понимать, что в тексте необходимо будет обозначить свою позицию, привести свою точку зрения. Например, любая работа такого рода по литературе должна содержать в себе цитаты из первоисточника, чёткую логическую цепь заключений и личное мнение/позицию автора.

Для сочинения вам понадобится предварительно составить его план. Подробная инструкция по составлению плана находится в этой публикации.

(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника)

При кажущейся легкости подготовки направление может содержать в себе самые разнообразные темы. И, если они, действительно, окажутся ориентированы на личностную важность, то будет недостаточно рассказать о какой-то книге, спектакле или фильме, которые понравились и запомнились. Они должны быть каким-то образом связаны с представлениями автора о собственной личности. В этом случае едва ли темы будут простые и лёгкие для раскрытия, поскольку трудно даже представить себе, как это может выглядеть.

Все же рискнем предположить что-нибудь:

  • Фильм (книга, спектакль), который заставил меня задуматься о будущем.
  • Книга (и т.д.), которая перевернула моё мировоззрение.
  • Как театральное представление обращается к сердцу человека?
  • Какими качествами должна обладать книга, чтобы стать для человека самой главной?
  • Согласны ли вы с мнением, что читатель — соавтор писателя?

Или что-то в этом духе.

И рассуждать на эту тему, скорее всего, будет очень непросто, потому что необходимо не только высказать какие-то мысли об этом произведении, но и связать с какими-то особенностями своей собственной личности. Кроме того, это тема явно будет предполагать значительное самораскрытие, что не всегда удобно и не всегда хорошо удаётся старшеклассникам.

Едва ли получится предположить, какие книги здесь могут помочь. Очевидно, что в принципе можно взять абсолютно любое произведение, утверждать, что оно-то как раз и помогло тебе сформироваться как личности. Проблема только в том, что надо будет объяснить, каким образом этот процесс произошёл и почему именно эта книга, а не какая-то другая. Во всяком случае, необходимо выбрать книгу, которая нравится и которую хорошо помнишь.

Структура сочинения

Разберемся в структуре. Работа должна включать три основные части:

Введение/Вступление – в этой части есть постановка проблемы и выявление основных мыслей работы — тезисов.

Основное содержание – самая большая часть сочинения, здесь должны быть приведены аргументы: это примеры и доказательства.

Вывод/Заключение – точка зрения автора работы. Эта часть должна совпадать с тезисом.

Следует соотнести структуру сочинения с его литературной формой. Используйте одну из таких форм, как изложение, характеристика, анализ, рецензия, эссе, очерк или дневник. Для того, упростить процесс обучения написанию сочинений, соблюдайте определенный алгоритм. Потом вы его запомните и ваши сочинения автоматически будут правильно структурированы. Примерно так выглядит этот алгоритм:

Помните, в заключении нельзя перечислять свои мысли повторно, их необходимо резюмировать, подвести итог. Если вы не знаете, как правильно написать какое-нибудь слово, замените его синонимом. Не стоит рисковать и подглядывать из-за одного слова, а также тратить ограниченное время, когда на кону оценка за экзамен.

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние)

Формулировки, возможно, будут указаны конкретно, но, возможно, мы увидим темы, которые сталкивают понятия уголовного и нравственного порядка, или речь пойдёт о внешнем и внутреннем преступлении(преступление против самого себя, своих убеждений), может быть, будут затронуты проблемы вины, которая не подлежит уголовному преследованию, но мучает совесть человека и т.д.

Темы сочинений, возможно, будут вроде таких:

Если предложенная тема будет касаться именно нравственных переживаний, то есть наказания как мук совести, то все вышеназванные произведения тоже годятся: и в повести Распутина, и вроманах Достоевского герои не только подлежат уголовному суду, но и так или иначе решают свои отношения с собственной совестью.

Критерии оценки сочинения

А чтобы не оставалось вопроса, как написать сочинение по русскому языку, следует упомянуть о некоторых особенностях. К примеру, оценивают такие работы по нескольким критериям:

  • Правильная формулировка основной проблемы;
  • Соблюдение последовательности и смысловой целостности изложения;
  • Аргументирование позиции автора и своего собственного мнения;
  • Соблюдение орфографии, пунктуации, стилистики и речевых оборотов.

Написанную работу следует перечитать и внимательно проследить, не теряется ли смысловая целостность содержания, последовательность и связанность. Уделите время на проверку ошибок.

Я и другие


К тому, что делает один человек, словно бы причастны все люди. Поэтому трудно считать несправедливым, если бы ослушание в одном саду пало проклятием на весь род человеческий; трудно считать несправедливым, если бы распятие одного еврея стало спасением всех людей. Может быть и прав Шопенгауэр: я – это другие, любой человек – это все люди.

Речевые обороты – клише

Существуют определенные фразы, которые помогают написать сочинение. Мы приведем список самых популярных и полезных из них.

ВступлениеОсновная частьЗаключение
Мне кажется, эта тема интересна многим…На переднем плане мы видим…Когда я смотрю картину, то…
Данная тема актуальная для…Художник изобразил…В заключение я хочу сказать, что…
Я думаю/полагаю/считаю…Сюжет картины интересен тем…Можно сделать вывод о том, что…
К этой теме обращались многие писатели/исследователи…В романе автор размышляет о…Таким образом, можно говорить о…
Много произведений посвящено теме…, потому что…Я согласен/не согласен с мнением автора…Высказывание автора является убедительным доказательством того, что…
Произведение написано в жанре…Писатель заставляет задуматься о…Благодаря рассуждениям о проблеме можно сказать о…

Эти клише можно использовать при написании многих видов сочинений. Но для сочинения-повествования они не нужны, так как это скорее художественное произведение, чем структурированная работа, заключенная в рамки.

Разумеется, речь может идти и о какой-то реальной дороге. Тогда, скорее всего, тема старшеклассников ожидает очень лёгкая, более подходящая для семи-восьмиклассника, что-то типа таких:

  • Зачем человек путешествует?
  • Самое интересное путешествие: какое оно?
  • Куда я хотел бы поехать?
  • Правда ли, что путешествие расширяет кругозор человека?

И тому подобное.

Можно обратиться и к каким-то произведениям, прочитанным старшеклассниками самостоятельно, ведь это действительно интереснейшая тема для тех, кто много читает и интересуется особенностями построения литературных произведений.

Примерные темы, которые могут быть предложены в рамках этого направления, кроме тех, что уже были названы:

В третьем понимании направления, где дорога рассматривается как хронотоп, могут быть предложены темы, связанные с вышеуказанными произведениями, — темы, имеющие некоторый крен в литературоведение:

  • Зачем автор показывает своего героя как путешественника?
  • Согласны ли вы, что жизненный путь героя — это своего рода путешествие?
  • Какой путь проходит герой произведения, совершив путешествие?
  • Особенности пути героя.

Произведения, которые можно порекомендовать, — те, которые связаны, может быть, с профессией, выбранной старшеклассниками, или произведения, в которых поднимается проблема выбора.Их огромное множество, трудно даже что-то назвать, но, чтобы свести количество тех книг, которые стоит перечитать при подготовке к сочинению, к минимуму, хотелось бы назвать следующие:

Секреты идеального сочинения

Написать отличное сочинение довольно сложно, потому что эта работа требует много знаний и сил. Мы дадим несколько советов для прекрасно выполненного задания.

  1. Читайте художественные произведения в полном содержании, чтобы не допускать фактических и логических ошибок при аргументировании.
  2. Выберите тему, которая хорошо знакома, чтобы была возможность подобрать несколько аргументов.
  3. Если не получается начать, то набросайте черновик с аргументами, потом соедините и отредактируйте.
  4. Цитаты, биографические и исторические факты – это важные составляющие сочинения.
  5. Обязательно проверьте сочинение на орфографию и пунктуацию. Логические и смысловые связи должны быть идеально описаны. Следуя этим советам, у вас получится написать хорошее сочинение и получить отличную оценку.

Сочинение на заказ на сервисе Студворк — отличный вариант, если не получается написать самому?

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства)

Очевидно, что тема эта ближе к публицистической. Формулироваться темы могут, видимо, с опорой на то, что и сказано в пояснении. При этом, весьма возможно, они будут связаны с поэмой Некрасова и в качестве аргументов надо будет опираться на примеры именно из нее. Можно предположить что-то такое:

Разговор с собой


Между прошлым и будущим


Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!

Tags: для учёбы, итоговое сочинение, книги, литература, подборка, школа

При поступлении на работу

Если у вас попросили описать предыдущее место работы, указать причины увольнения, рассказать, почему вы хотите работать в данной компании, то вам понадобятся навыки при написании такого сочинения.
В данном случае оно должно состоять примерно из 5-10 предложений. Вы должны сделать упор на грамотность, литературность языка, лаконичность излагаемых мыслей. Ни в коем случае не пишите предложение из более чем 15 слов. Напишите приблизительный план и отталкивайтесь от него при описании своей карьеры.

Читайте также: