Может ли гражданин рб открыть счет за границей

Обновлено: 04.07.2024

Помогая стартапам запускать свои продукты за рубежом, мы всегда сталкиваемся с большим количеством вопросов об оптимальном способе приема платежей. Для b2b-компаний есть четыре варианта: валютный счет российской компании в России, счет российской компании в иностранном банке, юридическое лицо в иностранной юрисдикции и партнерство. Все они стоят определенных денег и могут повлечь организационные и временные риски.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно учитывать много параметров: и специфику бизнеса, и количество клиентов, и кем они являются — физическими или юридическими лицами, и скорость выхода на рынок. Универсального варианта нет, но, понимая плюсы и минусы каждого, можно принять взвешенное решение.

Валютный счет

Оптимальный стартовый вариант, который часто упускается предпринимателями, рвущимися сразу же открывать компанию в иностранной юрисдикции. Но именно валютный счет подходит для этапа тестирования гипотез и обкатывания продукта на новом рынке, пока у вас еще немного клиентов и не очень большие объемы.

Главное преимущество — простота. Российские банки сейчас максимально открыты, сами оперативно заполняют все документы, их нужно только подписывать. Платежи приходят за один-два дня. Стандартный процесс приема денег такой: средства поступают на транзитный счет банка, вы загружаете в клиент-банк скан договора на русском языке, инвойс и акт, если платеж к нему привязан, и подписываете справку о поступлении валютной выручки, которую сформировал банк.

После этого деньги поступают на счет, и ими можно распоряжаться. Если у вас большие объемы: для импортных контрактов и кредитных договоров это 3 млн рублей, для экспортных — 6 млн рублей — придется зарегистрировать контракт, но в этом процессе тоже нет ничего сложного. Пока у компании 10-20 контрагентов, их можно легко держать в периметре внимания. Но когда количество разрастается, требуются большие организационные усилия, чтобы не пропускать сроки предоставления документов в банк.

В случае нарушения сроков на вас могут наложить штраф. Для ИП и ООО это 1/15 ключевой ставки центрального банка от зачисленных средств. Нарушение сроков постановки контракта на банковский учет или несвоевременное предоставление СПД — штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей для должностных лиц и от 5 тыс. до 50 тыс. рублей для юрлиц.

В общем, если дело дошло до штрафов, — это верный знак, что нужен другой способ приема платежей.

Кроме большого количества контрагентов противопоказанием для валютного счета могут быть непонятные банку операции — например, продажа криптовалюты. Также вы не сможете проводить операции через российский банк, если не заботитесь о подписании договоров и выставлении инвойсов либо если контрагент не готов работать с российской компанией.

Такие ситуации случаются, но крайне редко. В остальном это простой и удобный вариант для старта. А если поток клиентов начинает расти, можно в спокойном темпе подобрать другие способы.

Счет в зарубежном банке

С точки зрения закона о валютном регулировании российская компания может открыть счет в иностранном банке, но платежи и операции по нему серьезно ограничены 12 статьей в Законе о валютном регулировании и валютном контроле. Нарушение правил влечет существенные штрафы. Так что вариант не самый удобный, но может подойти как раз для тех редких случаев, когда у контрагентов есть предубеждения против работы с российскими компаниями.

Еще его иногда рассматривают компании, работающие с физическими лицами — например, оказывающие услуги или предоставляющие доступ к сайтам. Но в этом случае почти наверняка появляется большое количество клиентов и сложность с 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники.

Компания в иностранной юрисдикции

Как я уже говорила, этот вариант первым приходит в голову предпринимателям. Но есть ряд причин, по которым стоит максимально его оттянуть. Во-первых, Россия сейчас пересматривает больше 30 договоров, заключенных с другими странами, об избежании двойного налогообложения. Вы вполне можете попасть в ситуацию, когда платите налоги и там, и там.

Например, если деньги перемещаются по цепочке Россия — Кипр — Россия, налоговая может признать кипрскую компанию технической, то есть созданной только для снижения налоговой нагрузки. И тогда платежи будут облагаться так, будто деньги идут напрямую между российскими компаниями. Получится, что все затраты на создание Кипрской юрисдикции были бесполезными.

Вторая причина связана с финансовыми и организационными затратами. Содержание юрлица за рубежом выльется в намного большие деньги, чем в России, и вдобавок будет менее прозрачным. Связываться с налоговыми в другой стране и объяснять, что вы делаете законные вещи, — сложно, а зарубежные консультанты стоят дорого.

Без соблюдения этих требований вам не откроют счет в нужном банке — в результате вы получите компанию, которой неудобно пользоваться. Это очень частый кейс, с которым мы сталкиваемся в работе: предприниматель регистрирует за $500-1000 компанию в другой стране, а потом просто содержит ее, не имея там счета.

И, в-четвертых, вопреки распространенному заблуждению, не нужно открывать компанию за рубежом, чтобы гарантированно защитить интеллектуальную собственность. В России разработки адекватно защищаются, когда права оформлены корректно.

В общем, регистрация компании за рубежом — это, как минимум, не самый простой и очевидный вариант, особенно для делающих первые шаги стартапов. Но, если вам он подходит, нужно не прогадать с выбором юрисдикции. Какие критерии важны?

  1. Понятный, быстрый оптимальный по стоимости процесс регистрации компании.
  2. Наличие между выбранной страной и Россией договора об избежании двойного налогообложения.
  3. Возможность предварительного согласования вашего проекта с выбранным банком, чтобы понять, нет ли каких-то ограничений.
  4. Возможность прозрачно переводить заработанные средства либо в российскую компанию, либо предпринимателю как физлицу в качестве дивидендов. Эта связка крайне важна, чтобы понимать, будут ли претензии со стороны российской налоговой. В любом случае вы должны отчитаться российской налоговой, что являетесь учредителями российской компании, иначе будут штрафы. И если компания распределяет дивиденды, российская налоговая вполне может иметь виды на ее прибыль тоже.
  5. Цена регистрации и содержания компании. Зарегистрировать компанию в другой стране можно довольно дешево — за €500-1000. Однако если в России вы после регистрации платите только налоги, то в других юрисдикциях могут быть еще ежегодные выплаты за содержание компании (гербовые, лицензионные сборы и т.д.) — в среднем стоимость содержания со второго года стартует от €1 тыс. Эта сумма зависит от того, есть ли независимые директора, которым нужно платить (например, на Кипре они обойдутся дешевле, чем в Нидерландах), кто и как осуществляет ведение бухучета, а также от размера пошлин при регистрации в разных странах.

Партнерство

Один из наших клиентов открыл компанию в Германии, а потом нашел там партнера, и оказалось, что принимать платежи через него удобнее, плюс партнер берет на себя часть функционала по поддержке клиентов. Это действительно рабочий вариант: в выбранной зарубежной юрисдикции найти компанию, которая будет принимать и перечислять вам деньги, а также, возможно, сопровождать клиентов и оказывать им поддержку.

Конечно, тут встает вопрос о прозрачности и корректности оформления отношений между двумя сторонами, но это все еще проще, чем содержание структуры в иностранной юрисдикции.

Повторюсь: нет универсального варианта для всех компаний — все четыре разобранных способа имеют право на жизнь. Главное — делать обоснованный выбор, принимая во внимание имеющие для вас значение факторы, на берегу просчитывать риски и затраты и следить за соблюдением правил.

Есть ли какие-то лимиты на такие переводы? Нужно ли дополнительно подтверждать доход в России или в Европе? Нужно ли уведомлять налоговую?

Какие вообще есть риски у такой затеи?

Если коротко: налоговая в РФ и банк в Европе потребуют подтвердить доход. Валютный контроль банка запросит дополнительные документы. Риски есть всегда, особенно в исполнении российского законодательства: необходимо вовремя задекларировать счет и своевременно подавать документы о передвижении средств.

Как открыть счет

Многие европейские банки спокойно открывают накопительные счета налоговым нерезидентам. Процедура абсолютно законна как с европейской стороны, так и с российской.

Обычно для открытия счета нужен заграничный паспорт РФ или водительские права. Полный список документов, которые могут попросить в банке, такой:

  1. Российский паспорт.
  2. Заграничный паспорт.
  3. Подтверждение происхождения средств.
  4. Документы, подтверждающие домашний адрес.
  5. ИНН .
  6. Информация о трудоустройстве, должности и полное наименование организации.

Все документы надо перевести на английский язык и заверить у нотариуса. Если счет открывает нерезидент, то сотрудник банка оформляет декларацию, которая поможет клиенту избежать двойного налогообложения.

Удаленно открыть счет можно через посредников, но это риск: никто не даст гарантии, что вы не свяжетесь с мошенниками.

Есть еще один альтернативный вариант для удаленного открытия счета: попросить банк прислать вам перечень их банков-корреспондентов в РФ . Маловероятно, что европейский банк согласится на подобный способ клиентской идентификации, но можно попробовать.

Чтобы открыть счет, обязательно понадобится справка 2-НДФЛ или другой документ, который подтверждает законность происхождения денег. Если вы не взяли справку с собой для оформления счета, банк все равно попросит ее прислать, когда вернетесь в Россию. Если клиент не присылает справку, банк может подумать, что клиент скрывается от налогов — это повод отказать в обслуживании.

Сколько стоит обслуживание

Содержание счета для нерезидентов обычно платное, сумма различается в зависимости от страны и банка.

Немецкий Handelsbanken возьмет 9,9 € в месяц. Французский Société Générale — 2 € в месяц. Итальянский Banca Carige — не более 4 € в месяц.

Как пополнять счет

Переводы из России в иностранные банки регулирует закон о валютном контроле. Он не устанавливает ограничений по сумме пополнения зарубежного счета, поэтому вы как валютный резидент РФ можете пополнить свой задекларированный зарубежный счет на любую сумму.

Но если вы откроете счет на имя вашей дочери, то при переводе любой суммы вам надо будет предоставить сотруднику банка документ, который подтверждает ваше родство: например, подойдет свидетельство о рождении.

Чтобы перевести деньги на зарубежный счет, в большинстве случаев достаточно номера счета, имени получателя латинскими буквами и реквизитов банка-получателя: SWIFT -код, наименование банка, город, страна.

Готовьтесь, что с вас будут брать комиссию в размере 1%, причем оба банка: и отправитель, и получатель. Если счета у вас будут в разных валютах, то еще какую-то сумму вы будете каждый раз тратить на конвертацию.

Пополнить свой счет вы также можете в специальных банкоматах вашего зарубежного банка. Обычно внутри одного банка такие операции бесплатны. Однако придется вновь посетить Европу.

Обычно перевести деньги со счета в российском банке можно только в отделении при предъявлении требуемых документов.

Но есть исключения: например, в Тинькофф-банке можно перевести деньги на валютный счет SWIFT -переводом. Для SWIFT -переводов может потребоваться набор документов, который зависит от типа совершаемой операции, при необходимости банк попросит их загрузить. Но ходить в отделение вам не придется.

Как уведомить налоговую

Если вы не задекларируете зарубежный счет в налоговой, вам грозит административная ответственность. За несвоевременное уведомление положен штраф 1500 рублей, а если вообще не подадите уведомление — заплатите 4000—5000 рублей.

Помимо этого необходимо предоставлять в налоговую отчет о движении средств по счетам (вкладам). Отчитываться нужно каждый год до 1 июня. Документы прилагать не требуется, но ФНС может запросить выписку по счету. Из выписки обычно можно понять, какие из зачисленных сумм — ваш доход и насколько вообще суммы в отчете верны.

За нарушение срока подачи отчета более чем на 30 дней положен штраф — 2500—3000 рублей.

Если повторно не предоставите отчет, штраф увеличится до 20 000 рублей.

Как подтвердить доход

Зарубежный банк может запросить у вас информацию о вашей заработной плате и иных доходах в России — нужно будет перевести на английский язык и заверить у нотариуса справку 2-НДФЛ . Если захотите перевести крупную сумму, к примеру 50—100 тысяч евро, также потребуется справка-объяснение, откуда деньги. Если понадобится снять накопившуюся сумму, придется объяснить куда и зачем.

Обязательно учтите, что если в какой-то момент вам понадобится перевести в европейский банк сумму выше 10 000 €, то этот перевод будут проверять налоговые службы в России и Евросоюзе.

В РФ для переводов свыше 5000 € могут потребоваться подтверждающие документы назначения платежа. Официальная причина такой проверки — противодействие финансированию терроризма и отмыванию денег.

Какие есть риски

Местные и небольшие банки в Европе чаще всего частные. Обычно они принадлежат нерезидентам или фирмам-посредникам. Их финансовая стабильность под вопросом, гарантий нет.

Существует политический риск, риски выполнения европейскими банками требований и штрафных санкций США . Из-за большого штрафа у банка могут возникнуть трудности с исполнением своих обязательств, далее — варианты: поглощение другим банком либо банкротство. В таком случае ваши деньги заморозят на неопределенный срок.

В европейских банках ставки по депозитам редко превышают 4% годовых для вкладов в евро. Могут быть даже отрицательные процентные ставки.

К рискам также можно отнести то, что русскоязычная поддержка не всегда доступна через интернет или по телефону.

В Евросоюзе сумма гарантированного депозита составляет максимум 100 000 €. Все остальное при любой неблагоприятной ситуации может легко перейти на благо государства, неплатежеспособного кредитно-финансового учреждения и так далее.

Альтернативный вариант

С дебетовой валютной карты Tinkoff Black можно снимать наличные в любых банкоматах по всему миру. Комиссии не будет, если снимать не менее 100 долларов или евро за одну операцию и не более 5000 долларов или евро за расчетный период.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Россияне, хранящие сбережения за рубежом, еще полгода могут спать спокойно: правительство перенесло для них крайний срок подачи отчетов о движении средств на заграничных счетах и вкладах с 1 июня на 1 декабря. Соответствующее постановление опубликовано на интернет-портале правовой информации. В условиях пандемии гражданам будет непросто получить необходимые для отчета информацию и документы по счету или вкладу в иностранном банке, решило правительство. Перенос срока подачи отчета – не единственное новшество для владельцев зарубежных счетов. В 2020 г. вступили в силу изменения в валютное законодательство, которые облегчат жизнь части граждан, а другим, наоборот, усложнят.

Кто должен подавать отчет

По общему правилу отчет о движении средств на зарубежных счетах или вкладах в Федеральную налоговую службу (ФНС) должны подавать все граждане России, признанные валютными резидентами, а также те, кто постоянно живет в России на основании вида на жительство.

Срок подачи отчетов о зарубежных счетах россиян перенесут на полгода

К ним закон относит, во-первых, страны Евразийского экономического союза: (ЕАЭС): Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию. А во-вторых, страны, автоматически обменивающиеся с Россией финансовой информацией. Перечень таких государств ФНС ежегодно согласует в Минюсте. Сейчас там 77 государств и 12 территорий, включая популярные у россиян.

За позднее предоставление отчета, согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), физлицам грозит штраф в размере 300–3000 руб. в зависимости от дней просрочки, а за неполные или недостоверные сведения в нем – 2000–3000 руб. При повторном нарушении штраф – 10 000–20 000 руб.

Если отчет вообще не подавался, штраф будет гораздо выше. ФНС в письме от 16 июня 2017 г. разъяснила, что может квалифицировать все действия по такому счету как незаконные валютные операции, напоминает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова. Тогда по КоАП штраф составит от 3/4 до полной суммы операции.

Инвесторам пока не беспокоиться

Налог на процентный доход по вкладам введут с 2021 года

Точного определения или перечня их в новой редакции закона о валютном регулировании нет. ФНС рекомендует пользоваться определением ст. 142.1 Налогового кодекса. Таким образом, в него попадают страховые компании, брокеры, депозитарии, управляющие компании, форекс-дилеры, клиринговые организации и центральные контрагенты, негосударственные пенсионные и акционерные инвестиционные фонды, микрофинансовые организации, а также различные кооперативы (потребительские, жилищно-накопительные и сельскохозяйственные), операторы электронных кошельков, а также организации без образования юридического лица, которые инвестируют средства клиента или совершают от его имени и за его счет иные сделки. Правда, список этот не окончательный и может обновляться.

Хранить по правилам

В 2020 г., как и прежде, основные ограничения на операции сохраняются в отношении тех, кто хранит средства на счетах и вкладах в иностранных банках. Тем, кто несмотря на пандемию продолжает совершать по ним операции, стоит помнить обо всех изменениях валютного законодательства, вступивших в силу в этом году и относящихся к отчетному периоду 2020 г.

С 1 января 2020 г. вступили в силу послабления владельцам счетов в иностранных банках, расположенных в прозрачных юрисдикциях. Теперь на них можно зачислять без ограничений средства, полученные от нерезидентов. Ранее перечень был ограничен, например, доходами от продажи и сдачи в аренду недвижимости, доходами от продажи ценных бумаг, прошедших листинг на организованной бирже, процентным и купонным доходом, доходом от передачи средств в деньгах или ценных бумагах в доверительное управление.

На счета всех резидентов, независимо от юрисдикции, теперь могут быть зачислены доходы от реализации драгоценных металлов, но только если это предусмотрено законодательством иностранного государства.

Владельцам счетов также следует обратить внимание на перечень прозрачных юрисдикций – он изменился. В него впервые попали Израиль, Панама, Доминика и Гана, а выбыли Великобритания, остров Мэн, Гернси, Джерси и Литва.


Открыть счет компании в зарубежном банке: ограничения

Вместе с тем компании, открывшие такие счета, обязаны:

При невыполнении фирмой этого обязательства на нее может быть наложен штраф от 800 тыс. до 1 млн руб. (п. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

2. Ежеквартально в срок до 30-го числа месяца, что следует за отчетным кварталом, направлять в ФНС сведения, отражающие движение средств на расчетном счете (п. 7 ст. 12 закона № 173-ФЗ, п. 4 правил, введенных постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819).

Если фирма не представит в ФНС данную отчетность, то также может быть оштрафована — на сумму 40–50 тыс. руб. (п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ).

Операции, осуществляемые на расчетном счете компании за рубежом, должны соответствовать требованиям законодательства РФ о валютном контроле. В частности, если с использованием данного счета осуществляются транзакции в пользу других валютных резидентов (сама фирма, владеющая счетом, в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 1 закона № 173-ФЗ по умолчанию является валютным резидентом), то соответствующие транзакции допускаются, только если соответствуют законодательно утвержденным перечням.

Рассмотрим теперь типовой порядок открытия российской фирмой счета за границей.

Порядок открытия банковского счета за рубежом: выбор банка

Прежде всего, руководству российской организации нужно определиться с банком. Его можно выбрать, ориентируясь на следующие критерии:

1. Географическое расположение.

Оно может иметь значение с точки зрения возможности личной явки менеджеров фирмы в соответствующий банк для заключения договора по счету, проведения иных переговоров (например, на предмет кредитования). Здесь важны такие аспекты, как:

  • визовый режим страны нахождения банка (степень его сложности);
  • наличие ограничений и иной специфики нормативного регулирования правоотношений банков государства с российскими фирмами;
  • расстояние от города нахождения компании (оно может повлиять на величину расходов на транспорт в страну и город нахождения банка);
  • условия налогообложения финансовых операций в государстве нахождения банка (в том числе с учетом договоров данного государства с Россией по налогообложению).

2. Условия обслуживания.

Здесь все достаточно стандартно. Нужно смотреть:

  • стоимость открытия, ведения счета;
  • стоимость ввода капитала на расчетный счет, вывода;
  • стоимость отдельных транзакций (например, налоговых, для контрагентов);
  • комиссии по конвертации капитала в те или иные виды валют;
  • перечень услуг, которые входят в стоимость ведения счета (или стоимость дополнительных услуг, которые желательны для предприятия).

3. Экономические показатели банка.

К таковым можно отнести:

  • национальные, международные кредитные рейтинги;
  • показатели по финансовой отчетности;
  • количество клиентов.

При этом имеет смысл знакомиться не только с актуальными сведениями, но также и с историческими — в частности, отражающими результаты деятельности банка в периоды экономических кризисов.

4. Прочие критерии:

  • популярность банка в том сегменте бизнеса, в котором ведет деятельность организация (есть кредитно-финансовые учреждения, специализирующиеся на обслуживании промышленных фирм, ИТ, консалтинговых организаций);
  • оценка банка экспертами в аналитических статьях, обзорах;
  • известность руководящих лиц банка, собственников, их достижения в финансовой сфере.

Открыть счет за границей: подготовка документов

Выбрав банк, необходимо подготовить документы для открытия счета. В разных кредитных организациях их перечень может существенно различаться. Но типичный может характеризоваться включением таких документов, как:

1. Документы, удостоверяющие личность распорядителей денежных средств на банковском счете. Например, директора фирмы, главного бухгалтера, подчиненных им сотрудников.

Основной документ здесь чаще всего — загранпаспорт. Обязательно — действующий, лучше всего — действующий до сроков, рекомендованных банком.

В случае если счет будет открываться по доверенности — понадобятся копии соответствующих документов, заверенные в порядке, установленном законодательством РФ, национальным законодательством государства нахождения банка, а также международными договорами.

Потребуется также непосредственно доверенность — соответствующая аналогичным требованиям с точки зрения удостоверения подлинности.

2. Документы, подтверждающие статус компании как юридического лица.

Они должны быть апостилированы, при необходимости — переведены и перевод нотариально заверен. Классификация хозяйствующих субъектов, принятая в РФ (представленная, в частности, делением фирм на ООО, АО, ПАО), не всегда находит соответствие в законодательствах других государств, поэтому при подготовке документов очень важно корректно отразить в них организационно-правовую форму бизнеса на языке государства нахождения банка.

3. Документы, отражающие структуру владения и управления компанией. Например:

  • устав;
  • учредительный договор;
  • приказы о назначении директора, главного бухгалтера.

4. Документы, подтверждающие, что в отношении фирмы не инициирована процедура банкротства.

Открытие и ведение счета

Непосредственно при открытии и последующем ведении счета следует уделить внимание таким нюансам, как:

1. Технологическая сторона управления счетом.

Необходимо заблаговременно выяснить, с помощью каких программных инструментов осуществляется управление счетом, а также как удостоверяются действия его владельца. Если это ЭЦП, то нужно заранее выяснить, каковы условия пользования ее ключом по национальному законодательству страны нахождения банка, как при необходимости аннулировать и обновить ключ.

2. Отчетность перед банком.

В некоторых случаях банки могут требовать от своих клиентов определенных отчетных процедур (или же заверения автоматически формируемых отчетов). Необходимо заранее узнать, какие это могут быть процедуры и каковы последствия их неосуществления.

3. Требования национального законодательства государства нахождения банка в части направления в компетентные органы уведомлений и отчетных процедур по счету.

Речь идет о нормах, схожих с теми, что рассмотрены нами в начале статьи, то есть установленных законом № 173-ФЗ. Во многих государствах подобные нормы права также действуют.

Итоги

Российские фирмы могут свободно открывать расчетные счета за рубежом. Но для реализации данной возможности нужно учесть большое количество нюансов, связанных с выбором банка, подготовкой документов, подписанием договора с кредитной организацией, открытием и последующим ведением счета — с учетом соглашений с банком, а также требований национального законодательства страны нахождения соответствующей кредитной организации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

image_pdf
image_print


Илья Назаров, управляющий партнер

АКТУАЛЬНО НА 01.11.2021

Уведомление об открытии/изменении реквизитов/закрытии зарубежного счета физическим лицом существует давно. С 2015 г. у физических лиц появилась обязанность направлять в российскую налоговую отчеты о движении денежных средств и иных активов по зарубежным счетам (банковским, а также счетам в иных организациях финансового рынка (ИОФР). В настоящей статье будут рассмотрены все обязанности физических лиц, связанные с наличием иностранного счета и последствия неисполнения таких обязанностей.

Уведомление об открытии зарубежного счета и Отчеты о движении денежных средств по зарубежному счету

Указанное ниже распространяется на физических лиц, которые являются валютными резидентами РФ (с 1 января 2018 г. — это ВСЕ граждане России, а также иностранные граждане, имеющие российский ВНЖ) и в календарном году находятся на территории РФ более 183 дней. Требования по представлению Уведомления об открытии/закрытии/изменении реквизитов зарубежного счета, Отчетов о движении денежных средств по зарубежному счету и к порядку проведения валютных операций по зарубежным счетам НЕ распространяются на граждан РФ, которые суммарно в календарном году находились или планируют находиться за пределами РФ более 183 дней.

2) Закрытие счета в иностранном банке

1 месяц с даты открытия/закрытия счета Документы прикладывать НЕ требуется
(напр., копии заключенных банковских договоров, реквизиты счета и т.д. прикладывать НЕ требуется, однако налоговый орган ВПРАВЕ запросить указанные документы в качестве подтверждения заявленных лицом сведений)
ч.2 ст. 15.25 КоАП РФ

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

ч.2.1. ст. 15.25 КоАП РФ

Документы прикладывать НЕ требуется

2) Закрытие счета в иностранном банке

1) первый отчет — в срок до 01 июня года, следующего за годом, в котором был открыт зарубежный счет

Далее — ежегодно в срок до 01 июня

ч.6.5. ст. 15.25 КоАП РФ

Повторное (подразумевается пропуск отчетного периода) непредставление Отчета о движении денежных средств

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 20 000 рублей

Срок давности — 2 года с момента совершения правонарушения , т.е. с 1 июня года, следующего за отчетным.

Декларация 3-НДФЛ

В случае же, если поступавшие на зарубежный счет суммы являются доходом, а валютный резидент в отчетном году являлся также НАЛОГОВЫМ резидентом РФ (находился на территории РФ более 183 дней в календарном году), то данный доход должен быть задекларирован в РФ и с него должен быть уплачен НДФЛ.

Отчетный период для иностранного счета: 01 января — 31 декабря

2) уплата налога — до 15 июля этого же года

Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

2) ст.122 НК РФ —
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога — 20% от суммы неуплаченного налога

Срок давности — 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

В 2022 г. налоговая может вынести решение о проведении проверки не более чем за 3 предыдущих отчетных года — 2021, 2020, 2019.

Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

4) ст.ст. 198 УК РФ — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Законность валютных операций

3) законное списание (расходование) денежных средств, НО зачисленных на счет с нарушением требований валютного законодательства — незаконная валютная операция

Момент исчисления срока исковой давности по административным валютным правонарушениям

Ст. 4.5. КоАП РФ Давность привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете не может быть вынесено по истечении 2-х лет со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В Постановлении Пленума ВС РФ (ниже) дано соответствующее разъяснение о том, какое правонарушение признается длящимся.

Судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения .

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В отношении незаконной валютной операции срок давности начинает исчисляться С МОМЕНТА СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИИ — правонарушение также НЕ является длящимся. Указанный срок НЕ может быть восстановлен уполномоченным органом с момента обнаружения факта правонарушения.

Момент исчисления срока исковой давности по налоговым правонарушениям

Ст. 113 НК РФ Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Таким образом:

ст. 119 НК РФ — непредставление декларации — штраф 5% от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011г. № 13447/1

Ст. 119 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок, в виде взыскания штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога по этой декларации, за каждый полный или полный месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Таким образом, при несвоевременном представлении налоговой декларации днем совершения правонарушения является следующий день после истечения срока, установленного для подачи декларации в налоговую инспекцию.

При этом следует отметить, что дата фактического представления декларации в налоговую инспекцию на отсчет срока давности привлечения к ответственности не влияет.

ст.122 НК РФ — н еуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога — 20% от суммы неуплаченного налога

Срок давности — 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

Ответы на часто задаваемые вопросы

1. Как в России узнают, что у меня есть иностранный счет?

Информация о зарубежном счете может стать известна российским налоговикам в рамках автоматического обмена информацией между странами, подписавшими соответствующие соглашения ОЭСР. Вступление в силу соглашений, а соответственно и первый обмен намечены на сентябрь 2018 года . Только практика может показать, насколько эффективным и действенным окажется данный международный инструмент. Подробнее об автоматическом обмене с Россией Вы можете прочитать в нашей статье (СТАТЬЯ) Автоматический обмен налоговой информацией CRS 2018 — как происходит, какая информация передается, какая установлена ответственность?

Читайте также: