Активный гражданин когда появился

Обновлено: 17.05.2024

от 27 февраля 2018 года N 117-ПП

О проекте "Активный гражданин"

(с изменениями на 29 мая 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях обеспечения возможности выявления и учета мнения жителей города Москвы при исполнении органами исполнительной власти города Москвы установленных полномочий и выполнении подведомственными им организациями возложенных функций Правительство Москвы

1. Утвердить Положение о проекте "Активный гражданин" (приложение).

2. Установить, что:

2.1. Государственное казенное учреждение города Москвы "Новые технологии управления":

2.1.1. Осуществляет координацию проекта "Активный гражданин" (далее - Проект), включая проводимые в рамках Проекта мероприятия, мероприятия по поощрению участников Проекта, формирование визуальной идентичности фирменного стиля Проекта, утверждение порядка начисления и списания баллов участников Проекта, формирование перечня поощрений для предоставления участникам Проекта и согласование планов закупок поощрений, а также информационное обеспечение реализации Проекта в пределах установленных полномочий.

2.1.2. Формирует предложения по развитию информационных систем и сервисов, используемых в рамках Проекта.

2.2. Департамент информационных технологий города Москвы:

2.2.1. Определяет основные направления развития информационных систем и сервисов, используемых в рамках Проекта (включая возможность применения технологии блокчейн), и обеспечивает их реализацию.

2.2.2. Осуществляет информационное сопровождение Проекта в части полномочий Департамента информационных технологий города Москвы, предусмотренных пунктом 2.2.1 настоящего постановления.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Сергунину Н.А.

Приложение

к постановлению Правительства Москвы

от 27 февраля 2018 года N 117-ПП

Положение о проекте "Активный гражданин"

(с изменениями на 29 мая 2019 года)

1. Положение о проекте "Активный гражданин" определяет основные правила реализации проекта "Активный гражданин" (далее - Проект), предусматривающего возможность выявления и учета мнения жителей города Москвы при исполнении органами исполнительной власти города Москвы установленных полномочий и выполнении подведомственными им организациями возложенных функций.

2. В рамках Проекта осуществляется проведение голосований, опросов, сбор мнений и (или) оценок граждан, являющихся участниками Проекта:

2.1. В отношении мероприятий, организуемых органами исполнительной власти города Москвы, подведомственными им организациями на всей территории города Москвы или на отдельных частях территории города Москвы.

2.2. По определенным вопросам, темам, затрагивающим интересы жителей города Москвы, независимо на всей ли территории города Москвы или на отдельных частях территории города Москвы организуется проведение мероприятий органами исполнительной власти города Москвы, подведомственными им организациями.

3. Информация о реализации Проекта размещается на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы, а также на сайте Проекта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

4. Проект реализуется с использованием информационной системы и электронных сервисов Проекта, включая сайт Проекта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, мобильное приложение Проекта (далее - сервисы Проекта), порядок функционирования которых устанавливается Департаментом информационных технологий города Москвы.

5. Сервисы Проекта могут использоваться в ходе реализации иных проектов и мероприятий, проводимых в городе Москве.

6. Участие в Проекте предоставляется гражданам, прошедшим регистрацию в сервисах Проекта и согласившимся с условиями участия в Проекте (далее - участники Проекта), размещенными на сайте Проекта, путем проставления соответствующей отметки в электронном виде в специальном разделе на сайте Проекта.

7. Участники Проекта обеспечивают достоверность сведений, предоставленных ими при регистрации в сервисах Проекта, при осуществлении иных действий в рамках Проекта, а также обеспечивают сохранность и неразглашение сведений, полученных ими при регистрации в сервисах Проекта в целях доступа к Проекту (логин, пароль).

8. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях участия в Проекте, в том числе для участия в голосовании, опросе, выражении мнения и (или) проставлении оценки, обеспечивается участниками Проекта самостоятельно посредством компьютеров, мобильных устройств и (или) посредством обращения в центры общественного доступа многофункциональных центров предоставления государственных услуг - филиалов Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы".

10. В ходе реализации Проекта участникам Проекта предоставляется возможность после участия в голосовании, опросе, выражении мнения и (или) проставлении оценки ознакомиться с промежуточными результатами голосования, опроса, сбора мнений и (или) оценок и их итоговыми результатами, а также возможность ознакомиться с результатами проведенных мероприятий, которые были организованы органами исполнительной власти города Москвы, подведомственными им организациями с учетом итогов голосования, опроса, сбора мнений и (или) оценок.

12. Обработка персональных данных участников Проекта осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

13. В рамках Проекта предусматривается стимулирование участников Проекта к участию в максимальном количестве голосований, опросов, сборов мнений и (или) оценок, организуемых в рамках Проекта, и проводимых в рамках Проекта мероприятиях путем начисления баллов за их участие в отдельных голосованиях, опросах, сборах мнений и (или) оценок и участие в значимых мероприятиях.

14. Участник Проекта, которому начислены баллы, может выбрать форму поощрения в специальном разделе в сервисах Проекта с учетом набранного участником Проекта количества баллов и наличия возможности предоставления поощрения в данный период времени.

15. Сумма баллов, соответствующая выбранной участником Проекта форме поощрения, списывается при выборе участником Проекта формы поощрения и возврату не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных описанием соответствующего поощрения в сервисах Проекта.

16. Предоставление участнику Проекта выбранного им поощрения обеспечивается соответствующими органами исполнительной власти города Москвы, подведомственными им организациями и иными лицами, оказывающими поддержку в поощрении участников Проекта.

17. Формирование органами исполнительной власти города Москвы, подведомственными им организациями и иными лицами, оказывающими поддержку в поощрении участников Проекта, предложений по форме поощрений участников Проекта осуществляется с участием Государственного казенного учреждения города Москвы "Новые технологии управления".

18. Предоставление поощрений участникам Проекта осуществляется за счет:

18.1. Бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту информационных технологий города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на реализацию соответствующих мероприятий Государственной программы города Москвы "Умный город".

18.2. Бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на финансовое обеспечение деятельности подведомственных им государственных учреждений города Москвы.

18.3. Собственных средств лиц, оказывающих поддержку в поощрении участников Проекта.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Активный_гражданин_main

Краткий обзор

Приложение представляет собой список опросов посещенных разным сферам жизни города. Принять участие в опросе может любой житель Москвы. За участие в опросах начисляются баллы, которые в дальнейшем можно будет потратить на городские услуги и полезные мелочи. Например, на билеты в музеи или на проездной на метро.

Активный_гражданин-30

Активный_гражданин-29

Активный_гражданин-25

Активный_гражданин-26

Желающие могут ознакомиться с договором-офертой, который открывается в окне браузера. Веб страница явно не адаптирована под мобильные экраны, шрифт получился очень мелким.

Главный экран приложения показан на скриншоте ниже. Меню можно вызывать свайпом от левого края экрана либо нажав на соответствующую кнопку.

Активный_гражданин-23

Активный_гражданин-24

Вот так выглядит список опросов. Рядом с каждым опросом показано количество баллов и число входящих него вопросов.

Активный_гражданин-22

Активный_гражданин-16

Активный_гражданин-15

Активный_гражданин-14

В некоторых случаях можно запросить дополнительную информацию по каждому отдельному вопросу. К примеру, ознакомиться в мнением экспертов.

Активный_гражданин-21

Активный_гражданин-20

Активный_гражданин-19

Активный_гражданин-18

Для прохождения некоторых опросов требуется указать свой адрес. Делается это не просто так, ведь тот же опрос о озеленении города практически не имеет смысла без указания конкретного района.

Тут стоит упомянуть один спорный момент – отвечать на все вопросы приходится с первой попытки. Перейдя ко второму вопросу вернуться назад уже не получиться. Можно только приостановить опрос, вернувшись на главную страницу приложения. Зато уже пройденные опросы можно спокойно просмотреть в любой момент.

Активный_гражданин-17

Активный_гражданин-13

Активный_гражданин-06

Активный_гражданин-05

Активный_гражданин-04

Активный_гражданин-03

Активный_гражданин-31

Активный_гражданин-02

Активный_гражданин-01

Активный_гражданин-32

Активный_гражданин-12

Активный_гражданин-11

Активный_гражданин-10

Активный_гражданин-09

Активный_гражданин-08

Активный_гражданин-07

Итоги

В первую очередь мне очень симпатична сама идея программы. Каждый житель может в любой момент принять участие в решении важных для города вопросов. И для этого ему не требуется записываться к кому-то там на прием или заполнять кучу непонятных бумажек. Все что нужно – просто достать телефон. Еще не так давно о подобном можно было прочесть только в научно фантастических произведениях. Сегодня это уже реальность.

Второй важный момент – то, как сделано само приложение. Видно, что это не просто сырая демо версия, сделанная для того, чтобы пустить пыль в глаза. Оно действительно работает и им вполне комфортно пользоваться. Конечно, опросов пока мало, да и набранные баллы потратить все еще некуда. Но качество, в отличие от количества, никаких особых вопросов не вызывает. А на данном этапе это, на мой взгляд, и есть самое главное.


Мобильным приложением "Активный гражданин", в котором можно проголосовать за то или иное решение городской проблемы, пользуются уже больше уже 150 тысяч москвичей. А теперь поучаствовать в голосовании можно и на сайте. О том, какие новые опросы ждут москвичей этим летом, сколько придется копить баллы на парковочный час или билет в театр, и где можно высказать свои предложения властям, M24 рассказала руководитель контрольного управления мэрии Елена Шинкарук.

"Активный гражданин" – это исключительно московское новшество? Или есть аналоги в других странах?

– Абсолютных аналогов точно нет. Есть в ряде стран какие-то похожие проекты, но в таком ключе власть с населением точно нигде не работала. Иногда по отдельным вопросам спрашивают население, но это не в регулярном режиме, не такого масштаба и не так содержательно, как в "Активном гражданине", где можно обсуждать с горожанами вопросы из самых разных сфер.


"Вечер с Ксенией Соколянской": Приложение "Активный гражданин"

Как реализуются итоги голосования?

– Когда мы закрываем опрос, нам нужно несколько дней, чтобы подвести итоги, которые потом направляются в профильные департаменты. Они же являются и инициаторами этих вопросов.
Одни вопросы требуют буквально несколько дней на реакцию, другие – более серьезной проработки. Например, когда мы спросили про перевод часов, буквально на следующий день отправили официальные письма в Правительство России и в Госдуму.

Мы проводили опрос, каким образом надо благоустроить природные парки (добавить лавочки, урны, раздельный сбор мусора). В итоге лавочки и "раздельные" урны появятся в начале августа - в Серебряном бору, в парках Покровское-Стрешнево, Измайлово, Царицыно. По ним было больше всего заявок.

Еще мы спрашивали про различные форматы торговли, москвичи поддержали идею сезонной, например, с велосипедов. С начала июля в центре Москвы будут продавать мороженое на велосипедах, к которым будет крепиться тележка с холодильником - как в советское время.


Завершается голосование об изменении внешнего облика ВДНХ

По какому принципу начисляются баллы за каждый опрос? Почему за один опрос можно получить 8, а за другой – все 25?

– Вопросы в проекте есть и односложные, и многоуровневые. Когда вопросы включают в себя несколько направлений, они и оцениваются выше. При этом есть разница: вопрос общегородского уровня или местного, районного.
Такие вопросы, с нашей точки зрения, иногда бывают "дороже", потому что касаются каждого человека, который участвует в голосовании. Когда человек принимает какое-то решение лично для себя, оно для него в принципе "дороже". Одно дело – проголосовать за то, что Москве нужны открытые кинотеатры в парках. Он туда может пойти, а может не пойти, а другое дело – сказать: "Я хочу каждое утро в своем дворе видеть розовый куст".


В приложении "Активный гражданин" запустили опрос о кинотеатрах

Уже решили, сколько баллов будут стоить поощрения?

– Сейчас, пока еще никто не набрал 1000 баллов и еще нельзя тратить баллы, в магазине бонусов можно просто зарезервировать те подарки, которые бы хотелось получить. Я думаю, у каждого очень высоки шансы стать обладателем того или иного подарка.

А вообще, парковочный час будет стоить порядка 300 баллов, но мы посмотрим еще и по спросу. Примерно столько же транспортная карта на 11 поездок и прокат велосипедов. Билеты в театр будут стоить чуть подороже. Это будет выбор москвича – либо каждый месяц получать транспортную карту, либо немного накопить и поменять свои баллы на билет в театр. Если на парковочный час нужно копить баллы около месяца, то на билет в театр, к примеру, – два с половиной.

Инициировать референдум может лично мэр, члены Правительства и территориальные органы власти. А почему бы не дать возможность самим пользователям предлагать темы для обсуждения?

– Это площадка для обсуждения управленческих решений, которые реализует власть. Мы ставим на обсуждение вопросы, по которым можем потом реализовать любое выбранное москвичами решение. Очень много вопросов находятся не в сфере компетенции московских властей, но москвичи хотели бы это обсудить.

Впрочем, "Активный гражданин" – не единственная возможность общаться с нами. Есть краудсорсинговая площадка. Она начала работать чуть раньше "Активного гражданина". Там москвичи вместе с профильными департаментами обсуждают варианты решений для тех вопросов, по которым мы пока не знаем, куда двигаться.

Сейчас в самом разгаре краудсорсинговый проект, связанный с разработкой сети маршрутов общественного транспорта . Там москвичи участвуют, между собой общаются и обсуждают, по какому маршруту лучше пустить, например, автобус – новый маршрут создать, отменить существующий или изменить каким-то образом его движение.

В ближайшее время мы установим связь между площадками краудсорсинга и "Активным гражданином". Как только в краудсорсинговом проекте появится определенный перечень маршрутов, мы на "Активном гражданине" выставим их на голосование по каждому округу. Площадка краудсорсинга – как раз площадка, где в открытом режиме можно собирать все идеи и вместе их обсуждать. Но в краудсорсинговом проекте могут участвовать не все. Там проходит отбор, и количество участников - от 4000 до 8000, в зависимости от тематики. И здесь от москвичей требуется инвестировать гораздо больше времени в диалог с городом.


Москвичи определят облик многофункциональных центров

Недавно опросы стало можно проходить на сайте "Активного гражданина", раньше можно было только в мобильном приложении на платформах iOS и Android. А значит, далеко не все москвичи могли в них участвовать, тем более пенсионеры.

– Сейчас пенсионеры довольно активно пользуются интернетом, в том числе московским порталом государственных услуг: и в поликлиники записываются, и получают квитанции электронные по услугам ЖКХ. Так, что это миф, что все пенсионеры с сетью "не дружат" - это самая динамично растущая группа пользователей. Но чтобы охватить абсолютно всех, в ближайшее время мы планируем развивать другие способы голосования: в МФЦ, через терминалы в поликлиниках.

А всегда ли пользователи компетентны в тех или иных вопросах? Есть мнение, что, например, судьбу Шуховской башни должны решать эксперты.

– Окончательную судьбу Шуховской башни будут решать специалисты. Мы не задаем глубоко профессиональных вопросов, мы спрашиваем москвичей, какое решение глобально они хотели бы видеть, потому что даже среди специалистов нет единой точки зрения. Одни считают, что башню нужно разобрать, другие – что ее надо оставить на этом же месте.

Мы не предложили ни одного из вариантов ответа, который не мог бы быть реализован или противоречил каким-либо принципам – профессиональным или законодательным. Важно, чтобы специалисты при принятии любого из возможных решений понимали, что они принимают это решение не только с профессиональной точки зрения, но и с учетом мнения москвичей.

Шуховская башня - символический объект для Москвы. Москвичам нужно предоставлять возможность участвовать в принятии таких решений. Вокруг Шуховской башни периодически собираются какие-то митинги. Мы создали цивилизованную площадку для обсуждения, потому что охват гораздо больше, чем небольшая группа людей, которая соберется и будет лоббировать свои интересы. И "Активный гражданин" намного оперативнее привычных социологических опросов.


Судьбу Шуховской башни определит интернет-опрос среди москвичей

Сейчас о приложении можно рассказать в соцсетях, но нельзя поделиться результатами своего голосования. Планируете ли дальше интегрироваться с соцсетями?

– Такая возможность в ближайшее время появится. У нас выйдет новая версия приложения, и там будет такая возможность. Самое главное, что пользователю будет видно, когда в системе появился новый опрос. На иконке приложения будет отображаться количество "непрочитанных" голосований. Появится возможность отвечать не на все вопросы. Нам важно получить репрезентативные, а не механические ответы.


Как работает приложение "Активный гражданин"

Есть ли какой-то механизм отсечения "непрофильных" пользователей? Ведь многие могут поставить галочку, даже не зная проблемы чужого района, только чтобы получить заветные баллы.

Когда вы скачиваете приложение или теперь уже регистрируетесь на сайте, у вас есть возможность заполнить профиль и указать адрес, семейное положение и так далее. Чем больше вы заполняете данных о себе, тем больше вам будет доступно вопросов, которые относятся именно к вашей категории. Например, опрос о том, какие деревья посадить в конкретном дворе, не будут видеть все москвичи.

Если у нас будет какой-то вопрос о детях, например, про детские площадки, нам в первую очередь будет важно услышать мнение родителей детей, которые на них ходят. Мы можем сделать вопрос доступным только для тех пользователей, которые у себя в профиле указали, что у них есть дети. Чем больше вы заполняете о себе информации, тем больше вам доступно вопросов именно с локальной привязкой.


Приложение активный гражданин даёт возможность москвичам участвовать в развитии города и узнавать новостные новинки столицы. Потрачено около 10000 бонусов, на что? Что нравится и что не нравится в АГ.

Хочу поделиться опытом в пользовании приложением активный гражданин (далее АГ). Для себя открыла это приложение давно в 2014 году, расскажу обо всем по порядку.

Зарегистрироваться в приложении очень просто по номеру телефона или через другие Аккаунт (яндекс, гугл и т.п)




Сразу откроется меню.


И можно переходить к голосованию или чтению новостей. За прохождение голосований есть бонусы, для чего они расскажу ниже.



В вашем профиле нужно заполнить информацию о себе. Далее там будет отображаться статистика (сколько голосований, оценок и количество полученных бонусов).

Пример городской новинки ниже на скриншоте. Вы можете прочитать и оценить звездами.




За простое голосование вы получаете 20 баллов. Так же там видно за что проголосовало большинство пользователей АГ.

Баллы можно потратить в магазине поощрения. Там есть разные категории подарков.






Количество баллов никак не связано с реальной стоимостью поощрения. По крайней мере связи я не нашла.

Сейчас у меня 855 бонусов, а потратила я уже почти 10000.



Трачу я в основном на парковку (раньше стоимость была в 2 раза меньше, но и сумма падающая на счёт парковок была тоже меньше).



Ранее покупала билет на макс, стоил около 900 бонусов и сувенир банку-термос, качество на 3ку, а стоила больше 2000 бонусов.



Этим пунктом я пока не пользовалась, но думаю в ближайшем будущем присоединится. Хорошо, что есть возможность у граждан быть в числе тех, кто предлагает свои идеи для города.


Есть отдельный пункт электронный дом - если есть вопросы по вашему дому, то можно сделать голосование или принять участие в существующем.


Настройки приложения тоже интуитивно понятны.


Вы можете не голосовать, или выбирать только интересующие вас темы.

Приложение хоть и не может гарантировать, что все будет как проголосуете вы, т.к решает большинство, но и сказать, что мнения не будут учтены не могу.

Не редко в конце голосования появляется тема в новостях о том, что с помощью голосования в АГ жителями было принято такое-то решение.

Читайте также: