Может ли генеральный директор отказать председателю профкома в создании производственного совета

Обновлено: 04.07.2024

С 26 февраля новый директор Буньковского завода керамических изделий Владимир КОНЧАРОВСКИЙ не пропускает на территорию предприятия законно избранного председателя профкома Галину СИМУТИНУ. Свои действия директор объяснил тем, что завод в профсоюзе не нуждается. Конфликт между администрацией и профкомом начался с прихода на завод нового директора. Смена руководства на предприятии произошла в начале этого года, и никто из работников не знал о предполагающейся перестановке в аппарате управления.

Профком на заводе существует уже 50 лет, и почти 80% работников являются членами профсоюза. Никаких претензий у предыдущего руководства к председателю профкома не возникало, на предприятии действует коллективный договор, и предоставляются социальные льготы. Как правило, с приходом новой администрации ситуация на заводе не менялась. Наоборот, руководство использовало профком в целях знакомства с работниками и проблемами производства. Но не в данном случае.

После того, как Владимир Кончаровский приступил к своим обязанностям, ситуация начала развиваться стремительно. По словам председателя профкома завода Галины Симутиной, новый генеральный директор изначально решил избавиться от лишнего контроля и сразу повел политику давления на профсоюз.

В январе - феврале 2004 года на заводе начались массовые увольнения работников. Как сообщила Галина Симутина, несколько линий прекратили свою работу, и возникла необходимость сократить число рабочих. Но директор заявил о том, что о сокращении не может быть и речи, и заставлял работников увольняться по собственному желанию, поставив их в невыносимые условия. Например, высококвалифицированные специалисты использовались в качестве чернорабочих. В подобных случаях профком не мог обеспечить правовую защиту работников.

Директор начал препятствовать деятельности профсоюзного комитета. Так, при проведении профсоюзного собрания он препятствовал наличию кворума. Как сообщил заведующий организационным отделом Московского обкома профсоюза строителей Юрий Гайнов, который в тот день находился на предприятии с целью выяснения причин происходящих нарушений, Кончаровский дал распоряжение директору по режиму о запрете передвижения по территории завода. Люди из дальних цехов не смогли добраться до места проведения собрания и собраться в нужном количестве.

Другие нарушения, допущенные Кончаровским, коснулись отмены удержания профвзносов из зарплаты сотрудников. Работникам предприятия неожиданно были возвращены профсоюзные взносы за декабрь 2003 года, а в январе - феврале взносы вообще перестали удерживаться, хотя никто из работников из профсоюза не выходил. На предприятии работает около 300 человек. Большинство работников за то, чтобы профсоюз на заводе был, и, по словам Гайнова, на собрании многие выступали в защиту профкома.

После этих событий Юрий Гайнов повторно встретился с директором. По словам Гайнова, директор заявил, что профком не ведет никакой деятельности на территории завода и вследствие этого предприятие в профсоюзе не нуждается. Кончаровский объявил, что профвзносы будут перечислены в пенсионный фонд. Профсоюзный лидер, стараясь не допустить развития противостояния, предложил генеральному директору улучшить работу профсоюзной организации, если у него есть какие-то претензии. Но это предложение принято не было.

Одной из первых акций, проведенных директором против профсоюза, был приказ председателю профкома освободить свой кабинет. Вследствие этого Галине Симутиной пришлось переместиться в кабинет начальника отдела снабжения. Симутина была лишена городского телефона и основного количества документов, необходимых для работы.

26 февраля Галину Симутину остановили на проходной и не допустили на территорию завода. По ее словам, она ожидала такого поворота событий, потому что неоднократно слышала от директора в свой адрес подобные угрозы. Директор отказался прокомментировать свои действия, а председатель профкома обратилась в Московский областной комитет профсоюза работников строительства.

Корреспондент “Солидарности” попросила начальника юридического отдела обкома профсоюза Владимира Карнаушенко прокомментировать ситуацию. Карнаушенко выезжал на предприятие вместе с Галиной Симутиной для выяснения причины действий руководства.

Охрана отказалась пропустить профсоюзных работников на предприятие, объяснив это тем, что профсоюза на предприятии нет, а все работники профкома уволены. Однако Галина Симутина является освобожденным председателем профкома, и, по закону, администрация не является для нее работодателем, вследствие чего не имеет права ее уволить. Получается, что работодатель сократил организацию, к управлению которой не имеет никакого отношения.

Владимир Карнаушенко подчеркнул, что с фактом недопуска представителя общественной организации на предприятие ему, как юристу, пришлось столкнуться в первый раз, но и в этой ситуации существуют определенные санкции, которые можно применить к нарушителю. В частности, юрист зафиксировал факт недопуска и составил докладную записку, которую обком передал руководителю Гострудинспекции Московской области Сергею Иванову и в областную прокуратуру. Согласно Трудовому кодексу РФ и Федеральному закону “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, директор ООО “Буньковский завод керамических изделий”, препятствуя деятельности первичной профсоюзной организации, ограничивает конституционное право работников на объединение и грубо нарушает действующее законодательство. Обком просит провести проверку и обязать администрацию завода обеспечить ежедневный пропуск председателя профкома на территорию предприятия, а также привлечь к административной ответственности виновных сотрудников администрации.

По делу неудерживания профвзносов обком собирается обратиться в арбитражный суд. Задолженность администрации по профсоюзным взносам на сегодняшний день составляет 12 тысяч рублей. Согласно направленному на предприятие запросу установлен срок ее погашения - 22 марта. Этот срок уже истек.

Как подчеркнул Владимир Карнаушенко, основная цель обкома - добиться того, чтобы первичная организация на заводе заработала в нормальном режиме.


Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий

Несмотря на то, что весь комплекс прав по управлению организацией принадлежит работодателю, последний в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, принимает соответствующие решения только после завершения процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (представительного органа работников).

Несмотря на то, что весь комплекс прав по управлению организацией принадлежит работодателю, последний в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, принимает соответствующие решения только после завершения процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (представительного органа работников).

Коллективным договором или соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (ч. 3 ст. 8 ТК).

Локальные нормативные акты, принятые работодателем без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников, недействительны и не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК).

Трудовой кодекс предусматривает, что с учетом мнения выборного органа решаются следующие вопросы:

введение и отмена ранее срока режима неполного рабочего времени при угрозе массового увольнения изменений определенных сторонами условий трудового договора (ст. 74 ТК);

рассмотрение вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя работников, являющихся членами профсоюза (ст. ст. 82, 373 ТК);

проведение аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников (ст. 82 ТК).

привлечение работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 (ст. 99 ТК);

определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК);

установление режима разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК);

определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочий праздничный день (ст. 112 ТК);

привлечение работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 (ст. 113 ТК);

установление с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков (ст. 116 ТК);

утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК);

принятие мер по предотвращению массового увольнения (ст. 180 ТК);

утверждение правил внутреннего трудового распорядка организации (ст. 190 ТК).

определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК);

установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК);

установление порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК);

увеличение продолжительности вахты до месяцев (ст. 299 ТК);

утверждение графика работы при вахтовом методе (ст. 301 ТК);

установление надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 302 ТК);

установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа при использовании отпуска работниками, занятыми у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК);

установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом работников, занятых у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 326 ТК);

принятие локальных нормативных актов, устанавливающих особенности регулирования труда спортсменов, тренеров (ст. 348.1 ТК).

С учетом мнения представительного органа работников решаются следующие вопросы:

установление порядка проведения аттестации (ст. 81 ТК);

определение перечня работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК);

составление графиков сменности (ст. 103 ТК);

принятие локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда (ст. 135 ТК);

утверждение формы расчетного листка (ст. 136 ТК);

установление размеров повышенной оплаты труда на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями (ст. 147 ТК);

установление конкретных размеров оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153 ТК);

установление размеров доплат за работу в ночное время (ст. 154 ТК);

применение систем нормирования труда (ст. 159);

принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162);

утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК);

определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня профессий и специальностей, форм профессиональной подготовки и переподготовки работников (ст. 196 ТК).

Наконец, при разработке и утверждении правил и инструкций по охране труда (ст. 212 ТК) работодатель учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает необходимость использования процедуры учета мнения выборного профсоюзного органа, , при принятии отдельных локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, , при расторжении трудового договора с работниками — членами профсоюза по инициативе работодателя по отдельным основаниям и, , при принятии отдельных управленческих решений.

Под представительным органом работников следует понимать орган, представляющий работников в отношениях социального партнерства (выборный орган первичной профсоюзной организации, уполномоченный законом или работниками на представительство, иной представительный орган работников).

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ. Особого порядка учета мнения представительного органа работников Трудовой кодекс не устанавливает, поэтому на практике следует руководствоваться порядком, предусмотренным ст. 372 ТК РФ.

Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен ст. 373 ТК РФ.

Статьей 374 ТК РФ установлены гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы.

Перечень вопросов, решаемых работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или по согласованию с ним, может быть расширен коллективным договором, соглашением.

Отдел защиты прав трудящихся

Пермского крайсовпрофа



Совет трудового коллектива — это один из видов представительных органов сотрудников организации. Формируется на добровольной основе, его деятельность не зависит от деятельности местного самоуправления, исполнительной власти, работодателей и их объединений.

Что такое СТК и какие вопросы он решает

В ст. 31 ТК РФ предусмотрена возможность создания в организации иного представительного органа (СТК). Но развернутого понятия о совете трудового коллектива, что это такое, ТК РФ не содержит. Трудовое законодательство дает работникам возможность объединяться в целях защиты интересов. Перечень того, какие вопросы рассматривает совет трудового коллектива:

  • объединяет работодателя с сотрудниками для достижения целей, стоящих перед компанией;
  • дает возможность работникам высказывать идеи и предложения по улучшению любого вида деятельности организации, способствует их продвижению и достижению;
  • делает прозрачной систему управления в компании;
  • обеспечивает защиту прав и интересов сотрудников.

При создании Объединения утверждается устав или положение о совете трудового коллектива, и избираются его представители от сотрудников организации.

Состав СТК

Объединение является выборным органом, по решению трудового коллектива, члены которого являются избранными при помощи тайного или открытого голосования. В структуру входят:

  • председатель;
  • заместители председателя содействуют председателю, выполняют его задания, отвечают за работу объединения в соответствующем направлении;
  • секретарь ведет протоколы заседаний, отвечает за делопроизводство, ведет учет выполнения членами объединения возложенных на них обязанностей;
  • комиссии по отдельным вопросам назначаются для работы по различным направлениям деятельности компании;
  • остальные члены принимают участие в собраниях и принятии решений по вопросам, вынесенным на обсуждение, выполняют задачи, возложенные на них руководством совета, вносят на рассмотрение предложения.

При выборах в члены представительного органа самоуправления и на вышеуказанные должности соблюдается принцип равноправия. В уставе или положении об СТК указывают, сколько человек в составе трудового коллектива, количество и состав представительства в объединении определяются общим собранием трудового коллектива.

Все члены СТК не являются освобожденными работниками и исполняют обязанности на общественных началах.

Права и обязанности председателя СТК

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 08.02.1988 № 68а/4-18а г. Москвы «Об утверждении рекомендаций о порядке избрания советов трудовых коллективов, проведения выборов руководителей и конкурсов на замещение должностей специалистов государственных предприятий (объединений)— способствует пониманию того, кто может быть председателем совета трудового коллектива: согласно документу (утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минтруда России от 20.10.2020 № 734), председателем рекомендуется избирать передовых рабочих, бригадиров, специалистов, руководителей отделов. Не рекомендуется избирать председателями руководителей организаций.

В законодательстве четкого определения, кто это — председатель трудового коллектива, не представлено, но функционал у него разнообразен, в положении об СТК прописываются его права и обязанности:

  • организовать работу по текущим вопросам;
  • составить план работы органа самоуправления, утвердить его совместно с членами;
  • организовать заседание представительства, участвовать в подготовке вопросов, которые решаются на нем;
  • раздать задания членам объединения и контролировать их выполнение;
  • обеспечить гласность работы СТК и выполнение решений и задач объединения;
  • председатель вправе предлагать кандидатуры своих заместителей и секретаря;
  • отчитываться о результатах деятельности объединения перед общим собранием трудового коллектива.

Как создать СТК

Возможность создания представительства предусмотрена ст. 21 ТК РФ , которая предоставляет возможность работникам объединяться в целях защиты своих интересов. Статьей 29 ТК РФ определено, что в качестве представителей работников, помимо профсоюзов, выступают и другие избранные сотрудниками представители. Алгоритм, как создать совет трудового коллектива, выглядит так:

7 мая 2012 года президент РФ подписал Указ № 597 “О мерах по реализации государственной социальной политики”. Подпункт “з” п. 1 Указа предписывает правительству “в целях расширения участия работников в управлении организациями”, в частности, “подготовить до 1 декабря 2012 года предложения по внесению в законодательство РФ изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий; разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики”.

14 сентября 2012 года состоялась международная конференция “Участие работников в управлении производством. Роль профсоюзов и производственных советов в регулировании трудовых отношений”, организованная НИУ “Высшая школа экономики”, Центром социально-трудовых прав и Фондом Фридриха Эберта (Германия). Участвовали представители профсоюзов, работодателей, госорганов, академического сообщества, а также эксперты из Высшей школы экономики, эксперты и практики из Германии. Участники конференции обсудили правовые аспекты, практическую деятельность производственных советов в Германии и возможность использования этого опыта в нашей стране. Но так и не пришли к единому мнению об актуальности и востребованности данного института в современной трудовой действительности России (“Солидарность” № 34, 2012).

Через месяц, 10 октября, разработанный Минтрудом проект ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ” (в части создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий) обсуждался социальными партнерами на совещании у заместителя председателя правительства РФ.

Представители ФНПР не поддержали этот законопроект, которым предлагалось внести изменения в главу 8 ТК РФ “Участие работников в управлении организацией” и предусмотреть в новой ст. 53.1 в качестве одной из основных форм участия работников в управлении организацией - участие в деятельности производственных советов как органов социального партнерства. По существу, предлагаемые изменения сводились к возможности образования в системе соцпартнерства на локальном уровне производственных советов - наряду с профсоюзными организациями. Подобная практика существовала в советское время, когда к “иным представителям работников” относили советы трудовых коллективов, деятельность которых регулировалась Законом СССР от 17.06.1983 № 9501-Х “О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями”. Указанный документ утратил силу в связи с принятием ФЗ № 90 от 30.06.2006 “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, признании не действующими на территории РФ некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ”.

По инициативе представителей ФНПР вышеупомянутый законопроект был доработан. 26 октября он обсуждался на заседании Российской трехсторонней комиссии, и стороны РТК согласовали его без замечаний и предложений.

30 января 2013 года правительство РФ внесло в Госдуму проект ФЗ № 213745-6 “О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса РФ”. Этот законопроект предоставляет работодателям право создавать производственный совет - консультативный орган, образованный работодателем на добровольной основе из числа своих работников, как правило, имеющих значительные достижения в труде, для подготовки работодателю предложений по совершенствованию оргструктуры производства или отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия и состав производственного совета устанавливаются локальным нормативным актом.

При этом в полномочия производственного совета не могут входить вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации. А также - вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, отнесенные в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами к компетенции профсоюзов, их первичных организаций, иных представителей работников.

В связи с этим возникает закономерный вопрос о соотношении роли профсоюзных организаций и производственных советов, их взаимосвязи и взаимодействии с работодателем в сфере труда.

На локальном уровне социального партнерства представителем работников является первичная профорганизация или иные представители, избираемые работниками (ч. 2 ст. 29 ТК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 36 ТК РФ не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями.

Учитывая важность независимости сторон в коллективных переговорах, Комитет по свободе объединений Административного совета МОТ определяет, что переговоры не должны проводиться от имени работников или их организаций такими их представителями на переговорах, которые назначены или контролируются работодателями или их организациями. (Сборник решений, принятых Комитетом по свободе объединений Административного совета МОТ, и выработанных им принципах. IV издание (пересмотренное) - МОТ, Женева, 1997, п. 789.) А исходя из смысла ст. 195 ТК РФ, к указанной в документе МОТ категории работников, которые не могут вести переговоры от имени работников, относятся руководители организации или ее структурного подразделения, их заместители.

По замыслу авторов законопроекта, производственный совет не входит в систему социального партнерства - в отличие от выборного органа профсоюзной организации и руководителя организации, которые, являясь соответственно представителями работников и работодателя, выступают представителями сторон социального партнерства (ч. 1 ст. 25 ТК РФ).

Как видно, концепция законопроекта направлена на разграничение функций выборного органа профсоюзной организации и производственных советов, каждому из которых отведено свое место в управлении организацией. То есть их функции не должны пересекаться, а сами они призваны успешно дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Например, по таким вопросам, как повышение квалификации работников, установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (ч. 3 ст. 196, ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

Читайте также: