Может ли биологический отец забрать ребенка у опекуна

Обновлено: 04.07.2024

Близкие родственники имеют право на общение с ребенком.

Если родители препятствуют этому общению, близкий родственник имеет право обратиться в орган местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт‑Петербурга (орган местного самоуправления) с заявлением, на основании которого орган местного самоуправления издает постановление о наложении обязанности не препятствовать общению.

В случае неподчинения родителей решению органа местного самоуправления близкие родственники ребенка вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.


Полное наименование:

Разрешение органом опеки и попечительства вопросов, касающихся предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ребенком

Результат предоставления

Получение постановления об обязании родителей не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками.

Срок предоставления

Не должен превышать 30 рабочих дней со дня обращения со всеми необходимыми документами.

Стоимость

Заявители

Граждане, являющиеся близкими родственниками (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) ребенку, являющиеся гражданином Российской Федерации.

Внимание! Муниципальное образование Коломна Адмиралтейского района Санкт-Петербурга исключило РОДИТЕЛЕЙ из категории заявителей по данной услуге. Родители детей, имеющих место жительства/пребывания в МО Коломна, не могут подать документы на государственную услугу (согласно п. 1.2. административного регламента МА МО МО Коломна).

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в органы местного самоуправления по месту регистрации.
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. По истечению 30 дней с момента обращения получает постановление об обязании родителей не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Специалист отдела опеки и попечительства органа местного самоуправления (специалист отдела), ответственный за прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Устанавливает личность заявителя и его полномочия.
  3. Консультирует заявителя о порядке оформления заявления и проверяет правильность его оформления.
  4. Проверяет наличие документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню документов.
  5. Ксерокопирует документы (в случае необходимости), заверяет копии документов. Копии заверяются подписью лица, ответственного за прием документов, с указанием его должности, фамилии и инициалов, а также даты заверения копии.
  6. Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации.
  7. Подготавливает и направляет уведомления родителям ребенка по вопросам, касающимся общения ребенка с близкими родственниками.
  8. Истребует от законных представителей (единственного законного представителя) ребенка заявление о предоставлении (об отказе в предоставлении) близким родственникам возможности общаться с ребенком.
  9. Истребует мнение (заявление) ребенка, достигшего возраста десяти лет, о его мнении по вопросам, касающихся предоставления близким родственникам возможности с ним общаться.
  10. Передает комплект документов заявителя для принятия решения специалисту органа местного самоуправления Санкт‑Петербурга, ответственному за подготовку постановления об обязании родителей не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками.

II. Подготовка и направление межведомственного запроса о предоставлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных органов государственной власти и организаций, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия

  1. Определяет состав документов (информации), подлежащих получению по межведомственным запросам, и органы (организации), в которые должны быть направлены межведомственные запросы.
  2. Подготавливает проекты межведомственных запросов, в том числе в форме электронного документа.
  3. Представляет проекты межведомственных запросов на подпись лицу, уполномоченному подписывать межведомственные запросы, в том числе с использованием электронной подписи;
  4. Направляет межведомственные запросы в Жилищные агентства районов Санкт‑Петербурга.
  5. Получает ответы на межведомственные запросы.
  6. Анализирует документы (информацию), полученные в рамках межведомственного взаимодействия (ответы на межведомственные запросы), на соответствие направленному межведомственному запросу.
  7. Передает полученные документы (информацию) специалисту отдела, ответственному за подготовку решения по вопросам, касающимся общения ребенка с близкими родственниками.
  8. Если ответ на межведомственный электронный запрос не получен в течение 5 рабочих дней:
    • направляет повторный межведомственный электронный запрос;
    • информирует об этом в электронном виде Комитет по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга и поставщика сведений (информации), своевременно не представившего ответ на межведомственный электронный запрос.

III. Подготовка и направление уведомления родителям ребенка по вопросам, касающимся общения ребенка с близкими родственниками

Специалист отдела:

  1. Подготавливает уведомление в адрес родителей в течение трех рабочих дней после получения заявления и комплекта документов с приглашением законных представителей (одного из законных представителей) ребенка в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления, устанавливая срок прибытия, ближайший день приема граждан специалистами органа опеки и попечительства органа местного самоуправления.
  2. Направляет уведомление не позднее следующего дня после подготовки уведомления в адрес законных представителей (одного из законных представителей) ребенка.

IV. Истребование от законных представителей ребенка заявления о предоставлении (об отказе в предоставлении) близким родственникам возможности общаться с ребенком на определенных условиях; истребование мнения (заявления) ребенка, достигшего возраста десяти лет, по вопросам, касающихся предоставления близким родственникам возможности с ним общаться

Ответственный специалист отдела по факту личного обращения в орган местного самоуправления приглашенных законных представителей ребенка (единственного законного представителя) и непосредственно ребенка:

  1. Предлагает законным представителям (единственному законному представителю) ребенка ознакомиться с заявлением близкого родственника ребенка о разрешении органом опеки и попечительства вопросов, касающихся предоставления возможности общаться с ребенком.
  2. Истребует от законных представителей (единственного законного представителя) ребенка заявление о предоставлении (об отказе в предоставлении) близким родственникам возможности общаться с ребенком.
  3. Истребует мнение (заявление) ребенка, достигшего возраста десяти лет, по вопросам, касающимся предоставления близким родственникам возможности с ним общаться.

V. Издание постановления органа местного самоуправления Санкт‑Петербурга об обязании законных представителей ребенка не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками

Специалист отдела, ответственный за издание постановления органа местного самоуправления об обязании законных представителей (единственного законного представителя) не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками:

  1. Проводит проверку сведений, содержащихся в комплекте документов.
  2. По результатам рассмотрения готовит проект соответствующего постановления об обязании законных представителей (законного представителя) не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками, в случае отсутствия правовых оснований для издания постановления готовит разъяснение, в котором указываются причины, по которым постановление не может быть издано и порядок обжалования (разъяснение).
  3. Направляет проект постановления (соответствующего разъяснения) главе органа местного самоуправления на утверждение.

Глава органа местного самоуправления:

  1. Изучает проект постановления.
  2. В случае одобрения — подписывает постановление (соответствующее разъяснение).
  3. В случае несогласия — излагает замечания и возвращает указанный проект постановления на доработку и исправление специалисту отдела.

После подписания постановления главой органа местного самоуправления должностное лицо органа местного самоуправления Санкт‑Петербурга, ответственное за подготовку постановления:

  1. Направляет соответствующее постановление в адрес заявителя (либо вручает заявителю).
  2. Фиксирует отправку в адрес заявителя (либо получение заявителем) постановления в соответствующем журнале.
  3. Направляет соответствующее разъяснение в адрес заявителя (либо вручает заявителю).
  4. Фиксирует отправку в адрес заявителя (либо получение заявителем) разъяснения в соответствующем журнале.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление о разрешении органом опеки и попечительства вопросов, касающихся предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ребенком, по форме.
  2. Документ, удостоверяющий личность заявителя.
  3. Справка о регистрации по месту пребывания несовершеннолетнего, в отношении которого обращается заявитель о разрешении органом опеки и попечительства вопросов, касающихся предоставления близким родственникам ребенка возможности с ним общаться.

II. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. Документ, подтверждающий родство заявителя по отношению к ребенку (свидетельство о рождении; свидетельство о заключении брака.
  2. Справка о регистрации по месту жительства несовершеннолетнего, в отношении которого обращается заявитель о разрешении органом опеки и попечительства вопросов, касающихся предоставления близким родственникам ребенка возможности с ним общаться, (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют Санкт‑Петербургские государственные казенные учреждения — районные жилищные агентства).

III. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность законного представителя заявителя, имеющего право на получение государственной услуги.
  2. Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством РФ (в том числе в простой письменной форме с указанием паспортных данных как доверителя, так и доверенного лица, а также даты оформления доверенности) или документ, подтверждающий право законного представителя (опекуна, попечителя) выступать от имени заявителя.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) органами местного самоуправления, должностными лицами, муниципальными служащими органов местного самоуправления, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ органа местного самоуправления, муниципального служащего органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган местного самоуправления. Жалобы на решения, принятые должностным лицом органа местного самоуправления, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления, либо муниципального служащего органа местного самоуправления. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы заявителя.

Жалоба, поступившая в органы местного самоуправления, подлежит рассмотрению в следующие сроки:

  • в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы;
  • в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений;
  • в иные сроки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения жалобы орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом местного самоуправления опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

При рассмотрении жалобы органом местного самоуправления гражданин имеет право:

  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • обжаловать принятое решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы). Органы местного самоуправления, его должностные лица, муниципальные служащие органа местного самоуправления обязаны предоставить заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга:

190000, г. Санкт‑Петербург, пер. Антоненко, д. 6;

телефон (812) 576‑24‑61, факс (812) 576‑24‑60;

Вице‑губернатор Санкт‑Петербурга, курирующий соответствующую отрасль:

191060, г. Санкт‑Петербург, Смольный;

телефон (812) 576‑44‑80, факс (812) 576‑7955.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:


Адвокат Антонов А.П.

Согласно ст.ст.129,130 Семейного кодекса, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства.
Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем организации, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления.
Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка до вынесения решения суда о его усыновлении.
Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения.
Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:
неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;
признаны судом недееспособными;
лишены судом родительских прав (при соблюдении требований пункта 6 статьи 71 настоящего Кодекса);
по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
Таким образом, в данном случае усыновление ребенка без согласия биологического отца невозможно.

Всего комментариев: 8

В браке уже 10лет, у обоих дети от первых браков и так же есть совместный ребенок ,все дети проживают с нами (твои мои наши), хочу удочерить дочь мужа от первого брака, развод состоялся с бывшей супругой 11лет назад, ребенку тогда было 4 года, в следующем году исполняется 16лет, все это время мать ни разу даже не позвонила ,знаю ,что получала детские пособия без зазрения совести, хотя при разводе ребенок остался с отцом, алименты с нее он не стал требовать. Мать бросила семью когда девочке было 3года, уехала-вернулась в Москву (сама она москвичка), и только через год ,муж подал на развод. Два года назад от друзей он узнал ,что бывшая супруга скончалась, с ее приемными (она была сиротой) родителями связи нет. затребовать свидетельство о смерти соответственно тоже нет возможности, все связи с ее кругом общения утеряны. Как можно удочерить мне девочку, какие нужны документы, и в какие инстанции нужно обращаться. заранее благодарю

Добрый день! Вы можете обратиться в суд с соответствующим заявлением об удочерении ребенка. Запросить свидетельство о смерти может ваш муж (т.е. бывший супруг матери ребенка) как законный представитель удочеряемой вами девочки. Более того, Ваш муж в ходе судебного производства через суд может истребовать свидетельство о смерти (согласно с абз.2 п.1 ст.57 ГПК — В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.)

Как по быстрому и без всякой волокиты воспользоваться статьëй 130 СК? Бывший муж уже 7 лет не учавствует в жизни ребëнка и уклоняется от уплаты алиментов.

Согласно ст.ст.129,130 Семейного кодекса, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства.
Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем организации, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления.
Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка до вынесения решения суда о его усыновлении.
Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения.
Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:
неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;
признаны судом недееспособными;
лишены судом родительских прав (при соблюдении требований пункта 6 статьи 71 настоящего Кодекса);
по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
Таким образом, Вам нужно предоставить в суд доказательства того, что отец не участвует в жизни ребенка. Вы также можете получить помощь органов опеки и попечительства.

Вы пишете что не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:
неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;
признаны судом недееспособными;
лишены судом родительских прав (при соблюдении требований пункта 6 статьи 71 настоящего Кодекса);
по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. Если решением КДН определено что отец не общался с ребёнком, не принимал участия в жизни ребёнка более 6 месяцев, это не основание воспользоваться 130 статьёй СК РФ?

Да, в этом случае ребенок может быть усыновлен без согласия другого родителя.


Отцовство не было зафиксировано из-за отсутствия российских документов

В мае 2011 г. местный орган опеки и попечительства назначил О.Е., сестру О.М., опекуном четырех ее старших детей, которых она забрала к себе в Пензенскую область.

Суд отказался установить отцовство со ссылкой на интересы удочеренной девочки

Сергей Узбяков узнал о смерти О.М. в марте 2011 г. и сразу же, все еще находясь под стражей, инициировал процесс по установлению своего отцовства. Изначально он обратился к мировому судье, который возвратил исковое заявление, пояснив, что данное требование подсудно Моршанскому районному суду г. Тамбова. Сергей Узбяков подал необходимые документы в указанный суд. Однако тот вернул иск, указав, что этот вопрос относится к территориальной подсудности суда того района, в учреждениях которого находятся дети.

В апреле 2011 г. уголовное преследование Сергея Узбякова было прекращено. В декабре того же года мужчина подал еще один иск об установлении отцовства в отношении своих пятерых детей в Каменский городской суд Пензенской области. Однако еще в сентябре 2011 г. Моршанский районный суд Тамбовской области удовлетворил заявление Н.С. и С.С. об удочерении младшей дочери Узбякова. Суд, в частности, исходил из того, что мать девочки умерла, а сведения об отце в свидетельстве о рождении не указаны.

Позднее прокурор Моршанска, действуя в интересах Д., возбудил гражданское производство с целью отмены решения об удочерении девочки. В этом разбирательстве в марте 2012 г. Сергей Узбяков, который был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, узнал об удочерении своего ребенка.

Поскольку мужчина выяснил, что Д. удочерена другими людьми, он дополнил исковое заявление, поданное в Каменский городской суд, требованием об отмене решения об удочерении девочки. В апреле 2012 г. суд установил отцовство Сергея Узбякова в отношении четверых старших детей, рассмотрение спора в отношении Д. продолжилось. Моршанский районный суд по ходатайству прокурора приостановил производство по вопросу отмены удочерения до окончания рассмотрения дела об установлении отцовства Узбякова в отношении Д.

В Каменском городском суде мужчина утверждал, что органы опеки и попечительства и администрация учреждений, куда были помещены дети после смерти их матери, знали, что у детей есть отец, им также было известно о его местонахождении. Сергей Узбяков настаивал на том, что Д. – его дочь: вместе со старшим сыном они забирали О.М. и Д. из родильного дома, Узбяков сам занимался оформлением свидетельства о рождении Д., растил ее.

Несколько свидетелей сообщили, что Сергей Узбяков и О.М. сожительствовали и имели пятерых детей и что именно Узбяков был биологическим отцом этих детей, заботился о них и поддерживал их материально. Старший брат Д. также подтвердил, что вместе с отцом забирал О.М. и новорожденную из роддома.

Примечательно, что представитель органа опеки и попечительства и представитель Уполномоченного по правам человека в РФ поддержали требования Сергея Узбякова. По их мнению, удочерение Д. было произведено с нарушением семейного законодательства и противоречило интересам несовершеннолетних. Так, представитель Уполномоченного по правам человека отмечал, что Д. разлучили с братьями и сестрами, почему-то не передали под опеку ее тете вместе с остальными детьми. Кроме того, суд не получил согласия дедушки Д. по материнской линии на удочерение.

Каменский городской суд согласился с тем, что Д. является дочерью Сергея Узбякова, однако счел, что формальное установление отцовства не имеет смысла, поскольку отсутствуют основания для отмены решения об удочерении. Суд, в частности, указал, что отмена удочерения допускается ст. 141 Семейного кодекса только в том случае, если оно не соответствует интересам ребенка.

К тому времени ребенок уже полтора года жил в другой семье, между девочкой и ее новой семьей установились тесные отношения. Суд также отказался учитывать доводы органа опеки и попечительства и Уполномоченного по правам человека, указав, что предполагаемые нарушения не имеют отношения к вопросу об отмене удочерения. Сославшись на наилучшие интересы ребенка, суд отказал в удовлетворении иска.

Сергей Узбяков и представитель Уполномоченного по правам человека обжаловали решение первой инстанции в Пензенский областной суд, однако добиться отмены акта не удалось. Апелляционная инстанция отметила, что факт отцовства, готовность и возможность мужчины воспитывать дочь, а также наличие у Д. братьев и сестер, пострадавших от разлуки с ней, не важны, поскольку эти вопросы не имеют никакого отношения к верному выводу суда первой инстанции о том, что отмена удочерения не отвечает интересам самой Д. Добиться успеха в кассации также не удалось.

В декабре 2012 г. по ходатайству прокурора Моршанский районный суд прекратил производство по делу со ссылкой на оставленное в силе решение Каменского городского суда. В апреле 2013 г. Тамбовский областной суд согласился с правомерностью этого.

Позиция заявителя

В октябре 2013 г. Сергей Узбяков обратился в Европейский Суд по правам человека. Заявитель посчитал, что удочерение Д. без его ведома и последующий отказ национальных судов признать его отцовство в отношении девочки и отменить решение об удочерении нарушили его право на уважение частной и семейной жизни, гарантированное ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Он настаивал на том, что органы опеки и попечительства знали о том, что у Д. есть братья, сестры и родной отец, поскольку старший ребенок рассказал об этом. После того как Д. была взята под опеку, заявитель до весны 2012 г. не знал о том, что происходило в ее жизни, в том числе об удочерении, поскольку органы опеки и попечительства отказались сообщать информацию о девочке.

Сергей Узбяков утверждал, что не было никаких юридических оснований для отказа в установлении его отцовства в отношении Д. Национальные суды связали это требование с требованием об отмене удочерения Д., однако право на установление отцовства не зависит от права добиваться отмены акта об удочерении. В частности, установление отцовства дает возможность общаться с ребенком (ст. 55 СК), даже если бы удочерение осталось в силе. Кроме того, суды проигнорировали тот факт, что удочерение было произведено в нарушение российского законодательства, а значит, могло быть отменено.

При рассмотрении иска об отмене удочерения суд не назначил психологическую экспертизу, чтобы установить степень привязанности Д. к усыновителям и потенциальные негативные последствия; суды просто отдали предпочтение семье с лучшими материальными и финансовыми условиями в ущерб праву кровного родителя заботиться о своем ребенке и праву всей семьи жить вместе.

Заявитель указал, что он не видел свою дочь с тех пор, как она была взята под опеку, и не имел с ней никаких контактов, поскольку все его попытки связаться с ней пресекались властями и усыновителями.

Точка зрения российских властей

Правительство настаивало на том, что вмешательство в право заявителя на уважение его семейной жизни было оправданным по смыслу п. 2 ст. 8 Конвенции: хотя доказано, что заявитель является родным отцом Д., суды справедливо отказались официально признать его отцовство, поскольку в соответствии со ст. 141 СК РФ не было оснований для отмены удочерения. Российские власти подчеркивали, что вмешательство было обусловлено в том числе интересами Д.

По мнению правительства, национальные суды тщательно сопоставили положение Сергея Узбякова и усыновителей Д. и пришли к верному выводу, что у биологического отца не было реальной возможности должным образом заботиться о дочери. Правительство также указало, что Д. считает Н.С. и С.С. своими родителями и что из-за очень юного возраста девочки не могли установиться прочные эмоциональные связи с братьями, сестрами и родным отцом.

ЕСПЧ решил, что российские власти не пытались воссоединить семью

По мнению ЕСПЧ, решающим в данном деле является вопрос о том, приняли ли национальные власти все необходимые и адекватные меры для того, чтобы позволить Д. жить со своим родным отцом, братьями и сестрами.

Суд согласился с тем, что первоначальное вмешательство органов опеки и попечительства после смерти матери было правомерным. Однако, заметил он, Д. поместили в детский дом и в тот же день потенциального опекуна Н.С. пригласили посетить девочку. Более того, ребенок оставался в детдоме всего десять дней. ЕСПЧ согласился с приоритетом семейного воспитания, однако засомневался в том, что за столь короткий срок власти смогли убедиться в том, что у девочки нет родственников, с которыми она могла бы жить. Суд также заметил, что компетентные органы не попытались воссоединить Д. с семьей при передаче ее братьев и сестер под опеку тети.

ЕСПЧ посчитал, что при рассмотрении вопроса об удочерении Д. суд мог и должен был установить, что у девочки есть отец, братья и сестры. Однако тот использовал формальный подход, ограничившись лишь ссылками на свидетельство о рождении, в котором отсутствовала информация об отце, и на то, что предполагаемые усыновители соответствуют требованиям закона. Национальные власти проявили серьезную недостаточную осмотрительность в отношении процедуры удочерения, подчеркнул Европейский Суд.

На момент принятия решения об удочерении Д. было меньше двух лет. В делах, касающихся семейной жизни, разрыв контакта с очень маленьким ребенком может привести к прогрессирующему ухудшению отношений ребенка с его родителем, полагает ЕСПЧ. Кроме того, подчеркнул Суд, национальные власти отделили Д. не только от ее единственного оставшегося в живых родителя, но и от братьев и сестер. Это порождает серьезные сомнения в том, что удочерение Д. соответствовало ее наилучшим интересам, указал Суд.

Он обратил внимание на то, что российские суды не сомневались в биологическом отцовстве заявителя и его способности воспитывать и обучать своих детей. Они не утверждали, что семья когда-либо привлекала внимание органов опеки и попечительства до смерти О.М. или что дети были заброшены. Единственной причиной отказа официально признать отцовство Сергея Узбякова в отношении Д. было то, что она уже была удочерена третьими лицами к моменту рассмотрения дела и не имелось формальных оснований для отмены удочерения.

Суд подчеркнул, что, несмотря на презумпцию защиты биологической семьи, интересы иных лиц также могут требовать защиты

Даже если предположить, что два требования – об установлении отцовства и об отмене удочерения – были переплетены, отсутствие в национальном законодательстве формальных оснований для отмены усыновления не является достаточным для обоснования отказа в установлении отцовства и отмене решения об удочерении, подчеркнул ЕСПЧ. Кроме того, добавил он, продолжительный период нахождения Д. у усыновителей сам по себе не может исключать возможности воссоединения с биологической семьей. Внезапное расставание с новой семьей могло иметь негативные последствия для ребенка, согласился ЕСПЧ, однако национальные суды не рассматривали варианты, при которых такие последствия можно было бы свести к минимуму (например, постепенное восстановление контакта между Д. и ее родной семьей).

Поскольку российские суды ссылались на то, что Сергей Узбяков официально не работал, в то время как Н.С. и С.С. были финансово обеспечены и имели постоянную работу, ЕСПЧ подчеркнул: в таких делах недостаточно доказать, что ребенок может быть помещен в более благоприятные условия для его воспитания. При этом из судебных актов не следует, что суды пришли к выводу об отсутствии у заявителя возможности содержать своих детей. В любом случае предполагаемые финансовые трудности сами по себе не могут рассматриваться в качестве достаточных оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении отцовства и об отмене усыновления, заметил суд.

Таким образом, Европейский Суд пришел к выводу о том, что право на уважение частной и семейной жизни Сергея Узбякова было нарушено, и присудил ему компенсацию в размере 15 тыс. евро.

Эксперты о системных проблемах семейного законодательства в России

Как часто могут приходить в приемную семью представители органа опеки? Что они проверяют? Куда обратиться, если семья нужна помощь? Мы собрали самые часто задаваемые вопросы и подготовили на них ответы.

Органы опеки имеют право и обязаны проверять, как ребенок живет в новой семье. Главное — убедиться в том, что ребенку не угрожает опасность.
Специалисты органа опеки и попечительства по месту жительства ребенка проводят плановые и внеплановые проверки.

Что они проверяют?

Условия жизни ребенка, соблюдение опекунами его прав и законных интересов, сохранность его имущества, а также выполняют ли опекуны свои обязанности по отношению к ребенку.

Опека также запрашивает в образовательной и медицинской организациях информацию о подопечном ребенке, чтобы понять, заботятся ли опекуны о его здоровье, учат ли его.

Если кто-либо устно или письменно сообщает о том, что опекуны или кровные родители ребенка не исполняют свои обязанности, не заботятся о нем, подвергают его жизнь и здоровье опасности, нарушают его права и законные интересы, то органы опеки и попечительства проводят внеплановую проверку.

Если речь идет о жизни и здоровье ребенка, или поступили сигналы о неблагополучии в семье, опека не обязана предупреждать о своем визите.

Во время плановой и внеплановой проверки специалисты смотрят на несколько аспектов:

  • Внешний вид ребенка (соблюдает ли он личную гигиену, есть ли у него одежда и обувь по сезону и по возрасту, в каком состоянии эти вещи).
  • Уход за ребенком и его базовые потребности (есть ли у него еда и питье, получает ли он медицинскую помощь и так далее).
  • Безопасность ребенка в соответствии с возрастом (есть ли у него доступ к опасным предметам в быту, нет ли у него синяков и ссадин на теле).
  • Социальная адаптация (как ребенок общается со сверстниками, в коллективе и в семье, насколько он коммуникабелен, как ребенок относится к замечаниям и правилам, принятым в обществе, соблюдает ли он нормы поведения, режим дня).
  • Навыки самообслуживания по возрасту, физическому и ментальному развитию (что ребенок умеет, насколько он развит).
  • Жилищно-бытовые условия жизни (площадь и благоустройство помещения, сколько человек живут с ребенком в квартире или доме, есть ли у ребенка спальное и рабочее место, игрушки, личные вещи в соответствии с возрастом).

Какого-либо четкого списка, по которому опека проверяет наличие определенных продуктов в холодильнике или перечня предметов одежды для ребенка, не существует. Самое главное для представителей органа опеки — понять, нет ли угрозы жизни и здоровью ребенку, хорошо ли о нем заботятся, комфортно ли он себя чувствует в семье.

Во время посещения семьи представители опеки имеют право:

  • осматривать жилое помещение, поверять созданы ли ребенка комфортные условия для жизни,
  • записывать на видео визит, если опекуны согласны,
  • отстранить опекуна от обязанностей и забрать подопечного ребенка, если есть непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка,
  • вызвать скорую помощь, если ребенку необходима медицинская помощь,
  • вызвать полицию для охраны правопорядка, если это необходимо.

Периодичность плановых проверок регулирует Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423.
В первый год после передачи ребенка в семью под опеку, проверка должна приходить 5 раз, во второй и последующие годы — каждые 6 месяцев.
В случае усыновления органы опеки также могут проводить контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка (исключение — когда ребенка усыновляет отчим или мачеха, а второй кровный родитель проживает вместе с ребенком).
В первый год после усыновления специалисты приходят дважды: через 5 — 7 месяцев со дня вступления в силу решения суда, а также через 11 месяцев (не позднее 13-го месяца).
Третье контрольное обследование проходит в конце второго года жизни ребенка в семье (через 23 — 25 месяцев).
Четвертое — через три года жизни ребенка в семье (на 35 — 37 месяце со дня вступления в силу решения суда).

По закону органы опеки не должны обязательно заранее сообщать опекунам о своем приходе. Опекун может ознакомиться с графиком проведения плановых проверок в органе опеки и попечительства, а также увидеть в итоговом акте предыдущей проверки дату, когда планируется следующая.
Как правило, специалисты органов опеки все же предварительно созваниваются с семьей и уточняют удобное время.

Любая замещающая семья в Москве может обратиться за профессиональной консультативной, психологической, юридической, педагогической, медицинской и социальной помощью. Услуга по сопровождению семьи — бесплатная. Службы сопровождения приемных семей есть в столичных центрах содействия семейному воспитанию, семейных центрах, некоммерческих организациях и т.д. Полный список организаций можно найти здесь. Получить услугу могут усыновители, опекуны (попечители), в том числе кровные родственники ребенка и приемные родители.

Кроме того, семья может обратиться за помощью в ближайший семейный центр.

Все права ребенка регламентирует Семейный кодекс РФ.

Вот некоторые его важные статьи, касающиеся прав детей.

  • Статья 54 гарантирует право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

  • Ребенок имеет право на общение с родителями и другими родственниками (Статья 55). Расторжение брака родителей или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
  • Право ребенка на защиту гарантирует статья 56.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

Важно! Должностные лица или граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

  • Согласно статьи 57, у ребенка есть право ребенка выражать свое мнение.
  • Статьи 58 и 59 регламентируют право ребенка на имя, отчество и фамилию, а также возможность их изменить.
  • Имущественные права ребенка регламентируются статьей 60 Семейного кодекса РФ.

Права родителей прописаны в статье 12 Семейного кодекса РФ.

Перечислим важнейшие из прав и обязанностей.

  • Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
  • Родители имеют право и обязаны воспитывать ребенка. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
  • Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
  • Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования, но вправе выбирать форму образования и конкретное образовательное учреждение.
  • Родители имеют право распоряжаться средствами ребенка с соблюдением его интересов, получать государственные льготы и пособия, положенные при появлении в семье ребенка.
  • Родители имеют право совместно проживать с несовершеннолетним ребенком, совместно проводить время с ребенком, проводить встречи с ним и организовывать общий досуг (в случае раздельного проживания).
  • Родители имеют право представлять интересы ребенка в суде или перед физическими/юридическими лицами.
  • Родители имеют право получать информацию и сведения о ребенке в профильных учреждениях.

Перечислим некоторые важные пункты:

  • Если ребенок передан под опеку или попечительство в установленном порядке, то родители ребенка или лица, которые их заменяют, утрачивают свои права и обязанности по защите прав и интересов ребенка.
  • Родители или другие родственники/усыновители ребенка могут обжаловать в органе опеки и попечительства (либо в суде) любые действия или бездействие со стороны опекуна в отношении ребенка.
  • Опекун не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.
  • Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.
  • Опекун вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки.
  • Опекун имеет право выбрать образовательную организацию, форму получения ребенком образования, но обязан обеспечить получение ребенком общего образования.

По сути это разные названия одного и того же понятия.
Приемная семья — это семья, оформившая опеку или попечительство над ребенком или детьми по договору о приемной семье. Договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (одним родителем) на определенный срок.

Речь о разных формах устройства ребенка в семью. Над приемным ребенком приемные родители или опекуны оформляют опеку или попечительство по договору о приемной семье. Опека бывает возмездная и безвозмездная.
Усыновленный ребенок по закону считается приравненным к кровному ребенку и получает все права кровного ребенка.
Подробнее о каждой из форм устройства ребенка в семью можно узнать здесь.

Орган опеки и попечительства имеет право немедленно забрать ребенка у родителей (одного из них) или у опекунов если есть непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.
Это происходит на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципалитета, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству.

Органы опеки и попечительства могут помочь родителям в некоторых ситуациях. Например, родитель сам может обратиться в опеку, чтобы получить предварительное разрешение на изменение фамилии или имени ребенка, в случае отчуждения имущества.

В опеку обращаются, если родителям нужно установить порядок общения с ребенком после развода, а также если с ребенком планируют заключить трудовой договор (например, ребенок может официально работать в театре, участвовать в концертах за вознаграждение или получать другой доход по трудовому договору).

Кроме того, в опеку можно обратиться, чтобы получить заключение о возможности стать кандидатом в усыновители (опекуны, попечители).

Столичный Департамент труда и соцзащиты подготовил памятку о том, что делать, если у одинокой мамы или одинокого папы возникают проблемы со здоровьем и требуется срочная госпитализация, а ребенка некуда деть.

Важно отметить: самый лучший и наименее стрессовый вариант для ребенка — это временно оставить его родственникам или близким друзьям семьи. При необходимости социальные службы готовы сделать все возможное, чтобы помочь передать ребенка родным или близким семьи. Однако бывают ситуации, когда у одинокого родителя или опекуна, действительно, совершенно нет подходящих людей среди знакомых. Для таких случаев юристы на сайте Департамента труда и соцзащиты опубликована подробная инструкция .

На неправомерные действия сотрудников опеки и попечительства гражданин имеет право пожаловаться в Управление социальной защиты населения административного округа города Москвы по ссылке.

беда не приходит одна,жил не в браке жена умерла не давно,остался с ребенком 4 года,появляется чел,подает исковое на оспаривание отцовства и огромным желанием забрать ребенка,был у многих адвокатов все говорят если он биологический отец то заберет ребенка,опека равнодушно отнеслась к таким заявлением,ребенка очень люблю не отдам ни кому,как решить вопрос

единственный выход--доказать что биологический папа чмо,маньяк -убийца,псих. то есть практически нереально.

нет ,пришли загс со слов матери получил свидетельство об установлении отцовства и запись в свидетельство о рождении ребенка что я отец

Если в свидетельстве о рождении написано что вы отец, как биологический отец собирается доказать, что он отец?
Вы как отец имеете право отказаться от экспертизы ДНК для своего ребенка.

нет ,пришли загс со слов матери получил свидетельство об установлении отцовства и запись в свидетельство о рождении ребенка что я отец

не знаю,чем он мотивирует свои требования, но по закону вы отец.

исковое выложите,если не сложно.
фио можно скрыть/затереть.

исковое даст ответ на множество вопросов, которые вам зададут прежде,чем сформулируют хоть какой-то совет.
хотя,если есть запись об отцовстве(вашем),гоните в шею этого псевдопапашу.


п.с. Тоже поди "советские юристы" консультировали? Одному такие деятели насоветовали, что неправильное указание места рождения позволит подать апелляцию в связи со "вновь открывшимися обстоятельствами")))
вы к одному и тому же ходили,наверное)))

нет ,пришли загс со слов матери получил свидетельство об установлении отцовства и запись в свидетельство о рождении ребенка что я отец

вы хотите сказать что вы будучи не в браке с матерью ребёнка и не написав заявления об усыновлении ребёнка признаны законным отцом?или просто существует запись в свидетельстве о рождении со слов матери c вашей фамилией и именем?

был у 6 адвокатов,исковое простое просит провести экспертизу днк ,так как узнал от родственников умершей что это его ребенок,теща воду мутит ,редкая тварь,

вы хотите сказать что вы будучи не в браке с матерью ребёнка и не написав заявления об усыновлении ребёнка признаны законным отцом?или просто существует запись в свидетельстве о рождении со слов матери c вашей фамилией и именем?

не помню что писал в загсе ,после рождения пришли вместе в загс дали имя ребенку получили свидетельство о рождении и свидетельство об установлении отцовства ,мое отчество моя фамилия

Если в свидетельстве о рождении написано что вы отец, как биологический отец собирается доказать, что он отец?
Вы как отец имеете право отказаться от экспертизы ДНК для своего ребенка.

не помню что писал в загсе ,после рождения пришли вместе в загс дали имя ребенку получили свидетельство о рождении и свидетельство об установлении отцовства ,мое отчество моя фамилия

ну писать в загсе вы могли только заявление об усыновлении,больше там вам писать нечего было,.тогда да ,получается вы законный отец вашего ребёнка,можете смело отказываться от всяких экспертиз.

думаю, нет
ибо для каждого придурка, заявляющего требования на основании только домыслов, сдавать анализы на ДНК не гуманно
завтра еще кто нить объявиться с подозрением на отцовство, что теперь, и для него ребенку анализы сдавать

не помню что писал в загсе ,после рождения пришли вместе в загс дали имя ребенку получили свидетельство о рождении и свидетельство об установлении отцовства ,мое отчество моя фамилия

ну и все.
шли их(тещу и этого типа) в лес.
юридически,да и фактически ты отец ребенка.

напиши отзыв на исковое, приложи копию свидетельства о рождении, копию своего паспорта. думаю,этого будет достаточно.

Согласно п.3 ст 48 СК РФ, "Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка"

6 "адвокатов" тебе говорят, что ребенка передадут "биологическому отцу" после экспертизы днк?!
херня какая-то лютая.

да в исковом так и написано истцу не известны обстоятельств подачи совместного заявления в загс на основании которых сделана запись установлении отцовства ,оспорить хочет путем экспертизы днк,может ли суд меня заставить делать такую процедуру моему ребенку

да в исковом так и написано истцу не известны обстоятельств подачи совместного заявления в загс на основании которых сделана запись установлении отцовства ,оспорить хочет путем экспертизы днк,может ли суд меня заставить делать такую процедуру моему ребенку

Согласно Семейному Кодексу ты- отец ребенка, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. О чем есть запись в книге актов гражданского состояния.

Даже если ты согласишься(а без твоего согласия судья не будет принудительно проводить экспертизу днк), и что дальше?
Ты de jure и de facto являешься отцом ребенка, ,будь хоть он от Майкла Джексона.

И лишить родительских прав тебя могут только в случае неисполнения оных.

Напиши грамотный отзыв на исковое,от тебя отстанут. Если вообще такое исковое к производству примут.

Читайте также: