Может ли арбитражный управляющий быть самозанятым

Обновлено: 30.06.2024

Развитие института банкротства в последнее время привело к увеличению количества арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий в процедуре — это и руководитель, и контролер за деятельностью Должника и специализированный субъект, к которому предъявляются многочисленные, а порой, завышенные требования.

Копеечка к копеечке

В соответствии с частью 1 ст. 20.6 Закона о банкротстве арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение, а кроме того на возмещение расходов, которые понесены управляющим при осуществлении полномочий в рамках дела о банкротстве.

Для арбитражного управляющего при банкротстве юридического лица вознаграждение в виде фиксированной части составляет 30 тысяч рублей в месяц (за исключением ряда процедур), для финансового управляющего при банкротстве должника физического лица — 25 000 руб. единовременно за проведение процедуры.

Не очень привлекательно в финансовом плане. Сравним данные цифры с официальными данными по среднемесячной номинальной начисленной заработной плата в расчете на одного работника по региону Новосибирская область.

Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях (ОКВЭД 1)

Добыча сырой нефти и природного газа (ОКВЭД 6)

Добыча металлических руд (ОКВЭД 7)

Добыча прочих полезных ископаемых (ОКВЭД 8)

Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых (ОКВЭД 9)

Производство пищевых продуктов (ОКВЭД 10)

Производство напитков (ОКВЭД 11)

Производство табачных изделий (ОКВЭД 12)

Производство резиновых и пластмассовых изделий (ОКВЭД 22)

Производство прочей неметаллической минеральной продукции (ОКВЭД 23)

Производство металлургическое (ОКВЭД 24)

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (ОКВЭД 25)

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий (ОКВЭД 26)

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (ОКВЭД 35)

Забор, очистка и распределение воды (ОКВЭД 36)

Сбор и обработка сточных вод (ОКВЭД 37)

Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья (ОКВЭД 38)

Строительство зданий (ОКВЭД 41)

Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (ОКВЭД 91)

Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (ОКВЭД 93)

Указанное свидетельствует, что само по себе фиксированное вознаграждение не представляется заманчивым с точки зрения экономического стимулирования управляющих. Безусловно, что экономическим стимулом для арбитражных управляющих должны являться проценты.

Проценты выплачиваются управляющему в 2 случаях: в случае погашения реестра (в зависимости от размера погашенных требований) и погашение реестра за счет средств, полученных от привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц.

Размер процентов, причитающихся управляющему зависит от категории должника (юридическое лицо или физическое лицо), а также от процедуры, за которую будет начисляться вознаграждение.

Сумма процентов, причитающаяся управляющему при погашении требований кредиторов составляет - 3-7 % при удовлетворении требований кредиторов в рамках конкурсного производства для юридических лиц; семь процентов для финансового управляющего в случае исполнения гражданином плана реструктуризации; семь процентов в случае введения процедуры реализации имущества гражданина.

Нельзя сказать, что это доходный механизм с учетом данных о погашении требований кредиторов в рамках процедуры банкротства. Так, по сведениям за 4 квартал 2018 года размер погашенных требований составил 4 % от реестровых требований.

Можно, конечно, указать на то, что арбитражные управляющие плохо работают, однако, возможно, разгадка не в самых действенных механизмах Закона о банкротстве, которые усложняют работу управляющего. Очевидно, говорить о том, что процентная часть вознаграждения управляющего составляет какой-то значительный экономический пласт – нельзя.

Дополнительным бонусом является стимулирующее вознаграждение по результатам привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

При определении размера такого стимулирующего вознаграждения необходимо помнить о следующем:

  1. При исчислении дополнительного вознаграждения требования кредиторов, удовлетворенные за счет денежных средств, поступивших от привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности, исключаются.
  2. Размер стимулирующего вознаграждения составляет 30 процентов от суммы, поступившей в конкурсную массу суммы.
  3. Размер стимулирующего вознаграждения устанавливается в соответствии с Определением Арбитражного суда.
  4. Право на стимулирующее вознаграждение не безусловно

На фоне остального стимулирования размер данного вознаграждения выглядит достаточно заманчиво, если бы не одно большое НО. Субсидиарка должна поступить в конкурсную массу физическими денежными средствами, а это означает, что управляющий должен поработать за юриста, ищейку, коллектора – это как минимум.

Один раз отмерь, семь раз отрежь

Поскольку бытует мнение о солидных заработках арбитражных управляющих, законодатель и правоприменитель всеми силами изыскивает механизмы для недопущения излишнего обогащения арбитражных управляющих.

Инструментов для этого предостаточно. Многие из них – более действенны на фоне стимулирующих выплат.

Фиксированное вознаграждение

Проценты

Проценты за субсидиарную ответственность

Снижение

правовая природа вознаграждения АУ носит частноправовой характер, встречный характер (пункт 1 статьи 328 ГК РФ). Ненадлежащее исполнение обязанностей со стороны управляющего - основание для пересмотра размера его вознаграждения.

Критериями для снижения размера управляющего является: характер совершаемых действий, участие в оспаривании сделок должника, активность управляющего.

К указанному требованию применяется общий срок исковой давности (статья 196 ГК РФ).

Основания снижения процентов различны:

- при установлении реальной стоимости активов.

- затягивание процедуры со стороны управляющего при отсутствии на то должных причин и обоснований. Поскольку необоснованное затягивание приводит к увеличению размера текущих расходов.

Размер стимулирующего вознаграждения может быть снижен, если будет установлено, что положительный результат в виде пополнения конкурсной массы является следствие не только (и не столько) активных действий управляющего, но и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Лишение

Ненадлежащее исполнение обязательств в рамках процедуры;

В случае приостановления производства по делу о банкротстве – проценты не выплачиваются;

В выплате стимулирующего вознаграждения может быть отказано, если арбитражный управляющий, привлеченные им специалисты не предпринимали меры, направленные на поиск контролирующих должника лиц и выявление их активов.

Пассивная позиция управляющего – также основание для лишения стимулирующей выплаты.

Таким образом, исходя из практики правоприменения даже фиксированное вознаграждение арбитражного управляющего не является для него гарантированным.

Учитывая, что вознаграждение управляющего носит встречный характер относительно обязанностей, которые он исполняет в соответствии с законом о банкротстве, следовательно, ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей – является основанием для снижения размера вознаграждения (либо лишения такого вознаграждения в полном объеме) (п.1 ст.20.4, п.4 ст.20.6 Закона о банкротстве).

Стоит отметить также, что при начислении фиксированной суммы вознаграждения в период расчета не включается период с даты подачи конкурсным управляющим ходатайства о завершении конкурсного производства до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации, так как по общему правилу в этот период конкурсный управляющий не совершается каких-то действий в рамках процедуры.

Вместе с тем, в случае, если в указанный период арбитражный управляющий выполнял какие-то функции, объективно необходимые в данной процедуре, ВС РФ указал на право арбитражного управляющего требовать уплаты вознаграждения за такой период.

В частности, в данном деле конкурсный управляющий участвовал в судебных заседаниях по вопросам обжалования определения о завершении конкурсного производства, то вознаграждение взыскивается в его пользу по правилам статей 110-112 АПК РФ с лиц, проигравших соответствующие судебные споры. Суд сделал следующий вывод о наличии у арбитражных управляющих права требовать уплаты вознаграждения: при доказанности участия конкурсного управляющего в судебных заседаниях, что подразумевает хотя бы минимальные трудозатраты, поскольку в такой ситуации лишение его вознаграждения в полном объеме противоречило бы как требованиям Закона о банкротстве, так и конституционным гарантиям на вознаграждение за труд.

Вместе с тем вышестоящий суд строго следит за недопущением малейшего стимулирования упарвляющих не по правилам закона о банкротстве: в частности, ВС РФ запретил устанавливать дополнительное вознаграждение управляющим по результатам торгов.

Получить вычет: игра началась

Любые изменение в законодательство, безусловно, имеют экономическую подоплеку. Не случайны изменения в Закон о банкротстве, в части изменения статуса арбитражных управляющих, которые перестали быть индивидуальными предпринимателями, а стали лицами, осуществляющими профессиональную деятельность.

Что это означает в денежном выражении? Всего лишь то, что теперь арбитражные управляющие платят 13 % со своих доходов.

Доходы гражданина, полученные от ведения им профессиональной деятельности подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. В отношении таких доходов не подлежит применению упрощенная система налогообложения.

Арбитражный управляющий имеет право на применение профессионального налогового вычета по правилам ст. 221 НК РФ и вправе уменьшить сумму доходов, от осуществления своей деятельности на профессиональный налоговый вычет в сумме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в указанном деле о банкротстве.

Таким образом, фактически произведенные и документально подтвержденные расходы могут быть включены арбитражным управляющим в состав профессиональных налоговых вычетов только в случаях, когда такие расходы понесены в целях осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего.

Расходы на автомобиль

По мнению налогового органа, расходы арбитражного управляющего на покупку личного автомобиля, а также затраты на ОСАГО и КАСКО нельзя учесть при применении профессионального вычета.

Однако если арбитражный управляющий использует личный автомобиль в служебных целях, связанных с исполнением обязанностей в деле о банкротстве, они могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета. Однако, такие расходы и связь с профессиональной деятельностью нужно будет подтвердить.

Информация ФНС России

"ФНС России разъяснила порядок учета расходов при покупке или использовании личного автомобиля арбитражного управляющего"

АУ имеют право только на документально подтвержденные вычеты и не могут воспользоваться правилом о применении вычета в размере 20%

В силу прямого указания законодателя на невозможность применения вычета в размере 20% к отдельным категориям лиц, в том числе и к арбитражным управляющим, наравне с лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность, арбитражные управляющие могут применять профвычеты только на сумму документально подтвержденных расходов, связанных со своей профессиональной деятельностью.

Постановление АС Поволожского округа Дело № А55-11701/2016 от 13 апреля 2017 года.

Определение ВС РФ от 10.10.2017 года 306-КГ17-9653

Затраты на ведение процедуры банкротства

- Затраты от участия в СРО арбитражных управляющих;

- Затраты по ведению процедуры на проведение процедуры банкротства

Постановление 7 ААС № А67-2704/2017 от 20.11.2018 года

В данном деле затраты, принятые налоговым органом в качестве профессионального вычета приняты судом в соответствии с соглашением о фактических обстоятельствах, заключенным АУ и налоговым органом

Вычеты могут быть применены за период фактического получения возмещения

Поскольку глава 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ не конкретизируется налоговый период, в котором могут быть учтены произведенные расходы, такие расходы если они по делу о банкротстве были произведены в одном году, то они могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета за другой год, то есть за тот период, в котором произведено возмещение фактически понесенных расходов .

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 февраля 2017 г. N 03-04-05/10448 О налогообложении НДФЛ доходов арбитражного управляющего

ГСМ, затраты на транспортное средство

При отсутствии доказательств осуществления АУ иных видов профессиональной деятельности, с которыми связаны расходы на услуги связи, запасные части и горюче-смазочные материалы, суд нашел возможным применить данных расходы при расчете налоговой базы по НДФЛ управляющего.

Постановление 19 ААС № А14-3375/2014 от 24.02.2016

На практике вопрос о связанности расходов управляющего с доходами часто приводит к судебным спорам.

Обязательные расходы управляющих

Кроме существенных ограничений при выплату вознаграждения управляющему, не стоит забывать об обязательных расходах, которые несет каждый арбитражный управляющий.

  1. Для осуществления своей профессиональной деятельности, арбитражный управляющие обязаны заключить договор обязательного страхования. При этом, тарифы устанавливаются страховыми организациями с большой долей усмотрения. При этом, судебная практика находится на стороне страховых организаци.
  2. Членские взносы в СРО
  3. Взносы в компенсационный фонд. Взносы могут быть крайне значительными, минимальный размер составляет 200 000 руб.

Структура расходов арбитражного управляющего в 2018 года на примере конкретного СРО:

  • в размере 10 000 рублей при каждом утверждении члена Ассоциации МСОПАУ в качестве арбитражного управляющего в процедуре, применяемой в деле о банкротстве.
  • при утверждении в качестве финансового управляющего в делах о банкротстве гражданина и индивидуального предпринимателя в размере 2 500 рублей при каждом утверждении.

Денег нет — но вы держитесь

Кроме всех перечисленных установленных для арбитражного управляющего обязательствах, судебная практика выработала еще несколько приятных бонусов:

1. Спонсорская помощь в счет будущей компенсации расходов

Суды, руководствуясь интересами кредиторов, а также необходимостью сокращения сроков процедуры заняли позицию, в соответствии с которой отсутствие у должника денежных средств для проведения оценки, не свидетельствует о наличии оснований для уклонения от мероприятий, направленных на оценку, организацию и проведение торгов по реализации заложенного имущества должника. Конкурсный управляющий вправе рассчитывать на компенсацию своих расходов за счёт имущества должника после реализации предмета залога на торгах. При недостатке поступлений за счёт имущества должника не исключено право конкурсного управляющего на возмещение расходов за счёт заявителя по делу о банкротстве.

Фактически суд указал на обязанность управляющего за свой счет осуществить субсидирование выполнения тех или иных мероприятий Должника с последующей компенсацией этих расходов (при том, возможно, не самой быстрой).

2. Неоказание спонсорской помощи — порицаемое бездействие

Судебная практика сформировала подход, в соответствии с которым неосуществление действий, предусмотренных законом о банкротстве по причине отсутствия конкурсной массе денежных средств — является основанием для признания бездействия не соответствующим закону.

Обоснование крайне простое. Поскольку, в соответствии с п. 50 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", продление воможно только в исключительных случаях, следовательно необоснованное затягивание в проведении мероприятий является нарушением ,а основная цель управляющего -

формирование конкурсной массы для осуществления расчетов с кредиторами и завершения процедуры конкурсного производства.

Как разъяснено в пункте 7 Постановления от 17.12.2009 N 91, в случае временного отсутствия у должника достаточной суммы для осуществления расходов по делу о банкротстве арбитражный управляющий вправе оплатить эти расходы из собственных средств с последующей компенсацией а счет должника.

В противном случае, при отсутствии волеизъявления участвующих в деле лиц, а также самого управляющего нести такие расходы из собственных средств с последующим возмещением за счет имущества должника, то в силу положений абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве производство по делу должно быть прекращено по заявлению конкурсного управляющего (пункт 15 Постановления от 17.12.2009 N 91).Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.10.2017 N Ф04-3593/2016 по делу N А03-13510/2014).

3. Охранять нужно грамотно

Законом о банкротстве в качестве одной из обязанностей арбитражного управляющего названа обязанность по обеспечению сохранности имущества Должника. За ненадлежащее исполнение данной обязанности в отношении арбитражного управляющего могут быть применены неприятные санкции, в том числе в виде взыскания убытков.

Однако, большая часть практики свидетельствует о жестком подходе в отношении управляющего и его обязанностях нести ответственность за сохранность имущества.

Последствиями неправомерных действий управляющего по необеспечению сохранности имущества могут быть различными:

Отстранить управляющего могут за различные действия (бездействия) в отношении имущества Должника: так, суд признал, что действия (бездействие) конкурсного управляющего., выразившиеся в передаче заложенного имущества должника третьему лицу без согласия залогового кредитора, непринятии мер по обеспечению сохранности имущества Предприятия и необоснованном привлечении специалистов, в своей совокупности являлись существенными нарушениями норм Закона о банкротстве;

Подводя итоги

Подводя итоги финансовой привлекательности деятельности арбитражного управляющего, стоит констатировать, что в общем и целом, такая деятельность с точки зрения буквального прочтения законодательства о банкротстве, представляется не особо привлекательной. Безусловно, есть управляющие крупных предприятий, которые имеют неплохие проценты и дополнительное стимулирование, однако, в общем и целом баланс сил в настоящий момент явно не на стороне арбитражных управляющих.

Из фиксированного среднего вознаграждения управляющего в размере 30 000 руб., последний должен уплатить налоги (минус 13 %), выплатить обязательные затраты в СРО (минимальный единоразовый платеж 250 000 руб.), оформить страховку (средняя стоимость составляет около 40 000 руб. в год). Все взоры управляющего устремлены к дополнительным бонусам и стимулирующим вознаграждениям. Безусловно, это хороший и правильный стимул побуждения к работе. Однако, может быть стоит подобные правила распространить, например и на чиновников?

Трудовые отношения в России являются дорогими и чрезвычайно затратными для работодателя. Кроме того, трудовое законодательство стабильно защищает работника, который часто злоупотребляет своими служебными обязанностями. Одновременно имеется ряд дополнительных обязательств, которые больно бьют по управляющим организациям. Одним из способов решения этих проблем является работа управляющей организации или ТСЖ с самозанятыми.

Причины использования самозанятых

Как уже было отмечено, иметь собственных работников в рамках трудовых отношений – очень затратно, поскольку на 1 рубль зарплаты платится:
- 13 копеек подоходного налога;
- 22 копейки социального взноса по пенсионному страхованию;
- 5,1 копейки социального взноса по медицинскому страхованию;
- 2,9 копейки взноса на социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству.

Итого 43 копейки всевозможных сборов. А кроме того, нужно оплачивать отпуск, заменять работника и выполнять большой объем иных обязанностей, установленных Трудовым кодексом РФ (обустраивать рабочее место, проводить инструктажи по охране труда, аттестацию, обучение и пр.). И если управляющие компании могут позволить себе штатных работников, то для ТСЖ это становится целой проблемой, которая больно бьет на качество управления: высокие зарплаты ТСЖ дать работникам не может, а значит в ТСЖ идут устраивать те, кто не нашел себе лучшего работодателя с более высокой зарплатой. А низкая квалификация кадров отражается на процессах управления.

Как запустить самозанятых в работу управляющей организации

Эксперимент с самозанятыми проводится до 31 декабря 2028 года включительно, что позволит использовать эти схемы в ближайшие 7 лет (п. 2 ст. 1 Закона № 422). Если управляющая организация нашла подходящего для работы сотрудника, но не хочет брать его в штат (на трудовые отношения), то необходимо сделать следующее.

Преимущества управляющей организации от работы с самозанятыми состоят в следующем:

Второе. Низкие налоговые ставки. Налог на доходы физических лиц – 13%. Налог на доходы самозанятых 4% в случае работы с физическими лицами и 6% в случае работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Поскольку самозанятый работает по договору с управляющей организацией как юридическим лицом, то налоговая ставка составит 6% (ст. 10 Закона № 422).

Третье. Отсутствие дополнительных взносов и сборов. Страховые взносы управляющей организацией за самозанятого не платятся. Их также не оплачивает и сам самозанятый (п. 1 ст. 15 Закона № 422).

Статус самозанятого в отношениях с управляющей организации

Фактически самозанятый выступает в качестве самостоятельного контрагента с собственной субъектностью.
Самозанятый самостоятельно указывает регион, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год (п. 2 и 3 ст. 2 Закона № 422).

Самозанятый не имеет право на привлечение наемных работников по трудовым договорам (что, впрочем, не мешает их привлекать по договорам подряда и возмездного оказания услуг).

Если в текущем календарном году доходы самозанятого превысили 2,4 миллиона рублей, то статус самозанятого теряется (и необходимо регистрировать ИП и платить все налоги и взносы в полном объеме) (пп. 8 п. 2 ст. 4 Закона № 422).

Нужно отметить, что самозанятый может состоять в трудовых отношениях с каким-либо работодателем и одновременно иметь статус плательщика налога на профессиональный доход. В таком случае его трудовые доходы не учитываются в составе налоговой базе доходов как самозанятого, а сам трудовой стаж не прерывается (пп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 422).

Споры управляющей организации и самозанятого

Если самозанятый является одновременно индивидуальным предпринимателем, то данные споры подсудны арбитражному суду. В случае, если самозанятый ведет свою деятельность без образования юридического лица, то споры, связанные с неисполнением обязательств по договору и возмещению убытков, – могут рассматриваться в мировых судах и в суде общей юрисдикции.

Банкротство самозанятых граждан стало острой проблемой в 2020 году в связи с угрозой распространения COVID-19 и коронакризисом, вызванным повсеместными локдаунами и ограничениями экономической деятельности.

Кто такие самозанятые?

В итоге с 1 июля 2017 года няни, сиделки, репетиторы, переводчики, уборщики (клинеры), гиды и другие физические лица, которые раньше работали, покупая патент, могут зарегистрироваться в налоговой службе в качестве самозанятых.

В настоящее время специальный налоговый режим для самозанятых граждан действует на всей территории РФ. Налог на профессиональный доход позволяет гражданам вести предпринимательскую деятельность не только без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и визитов в налоговую инспекцию, но и с минимальной налоговой нагрузкой.

Самозанятые граждане обязаны платить 4% от выручки (от поступающих на счет их карты средств), если они оказывают услуги частным лицам. В том случае, если они выполняют работы для юрлиц, ставка налога увеличивается до 6%. Но что делать этим людям, если получаемые доходы слишком малы, чтобы обслуживать свои долги?

В ситуации, когда под угрозой краха оказались экономики целых государств, миллионы граждан России, работающих на себя, стали финансово несостоятельными, по сути — они просто разорены. Ведь основным источником дохода самозанятых является сфера услуг, которая в условиях жестких санитарно-эпидемиологических мер и ограничений пострадала первой.

Однако в силу относительной новизны и экспериментального характера налогового режима для самозанятых в законодательстве сегодня отсутствуют специальные нормативно-правовые акты для банкротства самозанятых граждан, что порождает ряд вопросов.

Есть вопросы к юристу? Закажите звонок

Какие условия должны соблюдаться для банкротства самозанятых граждан?

Банкротство самозанятых граждан на сегодняшний день регулируется основным законом о несостоятельности, в частности, его разделами о физлицах. Поэтому на самозанятое физ. лицо распространяются те же принципы и ограничения, что и на любого другого гражданина: самозанятый имеет право на подачу заявления в суд о своей неплатежеспособности.

Если у самозанятого человека задолженность составляет более пятисот тысяч рублей, а неуплата по обязательствам длится более девяноста дней, он смело может писать заявление в арбитражный суд, не забыв приложить документ, подтверждающий резкое уменьшение своих доходов.

Никаких ограничений для банкротства человека, который платит налог на профессиональный доход, нет. Но как и при банкротстве ИП или наемного работника, нужно будет в суде доказать снижение своего дохода, из-за которого человек не может вернуть долги.

Какие документы подтверждают снижение доходов самозанятого?

  • справка 2-НДФЛ или 3-НДФЛ;
  • выписка из регистра получателей госуслуг в сфере занятости населения (о регистрации гражданина в качестве безработного);
  • листок нетрудоспособности, выданный на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на срок не менее одного месяца;
  • иные документы;
  • выписка с банковской карты, которую самозанятый человек использует для уплаты налога с дохода.

Какие ограничения существуют для физ. лиц после банкротства?

Однако, подавая заявление о признании банкротом в арбитражный суд, необходимо помнить и об ограничениях, связанных с этим статусом:

  • запрет выезда за границу;
  • в течение трех лет невозможность управлять финансовой фирмой;
  • в течение пяти лет обанкротиться еще раз нельзя
  • в течение пяти лет нельзя взять кредит, умолчав об этом факте.

Кроме того, в случае выявления махинаций при банкротстве наступает административная и даже уголовная ответственность.

Можно ли быть самозанятым после банкротства физлица?

Минфин письмом № 03-11-11/47696 разъяснил, как быть предпринимателям после банкротства: физлица, в отношении которых проводилась процедура банкротства, могут стать самозанятыми и зарегистрироваться плательщиками налога на профессиональную деятельность.

Можно ли после того, как человека признают банкротом, получить статус самозанятого?

Если банкротом было признано физлицо, то такой человек может зарегистрироваться плательщиком налога на профессиональную деятельность, то есть стать самозанятым.

Индивидуальный предприниматель-банкрот может получить статус самозанятого не только после того, как его объявят банкротом, но и в процессе рассмотрения финансовой несостоятельности ИП в арбитражном суде.

Однако пока правоприменительная практика банкротства самозанятых граждан невелика, вы всегда можете обратиться за профессиональным советом к нашим юристам.

В соответствии с Законом №127-ФЗ, более известным как Закон о банкротстве, в процессе признания неплатежеспособности физлица обязательно должен участвовать финансовый управляющий. На время проведения процедуры он контролирует все вопросы, связанные с распоряжением имуществом и деньгами, которое принадлежит должнику.

финансовый управляющий

При этом следует учитывать, что финансовый управляющий при банкротстве физических лиц обеспечивает защиту законных прав и интересов обеих сторон конфликта. С одной стороны, он обеспечивает использование получаемых должником средств на погашение его задолженностей.

В то же время управляющий — это своеобразный гарант защиты от самоуправства и нарушения прав потенциального банкрота. Другими словами, управляющий здесь выступает в роли связующего звена между сторонами спора.

Более того, во многих ситуациях от действий финансового управляющего зависит весь исход дела: будет ли погашена вся сумма задолженности или же какая-то ее часть будет списана, или платёжеспособность должника будет восстановлена. Поэтому к выбору этого участника процесса нужно подходить с максимальным вниманием и ответственностью.

Кто такой финансовый управляющий?

Прежде всего, нужно разобраться, что это за специалисты и в чем заключаются их функции. Без этого невозможно правильно и в полной мере осознать важность его участия в процессе личного банкротства. в соответствии с позицией законодательства, финансовым управляющим в деле о личном банкротстве гражданина может являться арбитражный управляющий, являющийся действующем членом отраслевой СРО.

Кто такой финансовый управляющий

В каждом отдельном деле финансовый управляющий утверждается арбитражным судом. Предоставить подходящую кандидатуру обязана саморегулируемая организация, в которой состоит арбитражный управляющий, если у участников процесса не будет заявлено отводов, то кандидатура будет утверждена. И это будет значительным шагом к успешному разрешению возникшей ситуации.

Ведь управляющий обязан действовать беспристрастно и обеспечивать соблюдение интересов всех сторон процесса — однако если его привлек потенциальный банкрот, то при возникновении спорных ситуаций финуправляющий с большей вероятностью примет его сторону, а не кредитора. Это дополнительно подтверждает важность правильного выбора такого специалиста.

Список задач, которые выполняет финансовый управляющий при банкротстве физических лиц, обширен:

  • он уведомляет всех выявленных кредиторов о начале процедуры личного банкротства должника;
  • после рассмотрения заявления требований кредиторов к должнику управляющий организует их собрание;
  • если кредиторы и должник не смогли достигнуть мирового соглашения, этот специалист контролирует ход реструктуризации задолженности;
  • при признании гражданина банкротом и открытии процедуры реализации его имущества на торгах финансовый управляющий контролирует весь процесс, распоряжается выставленным на продажу имуществом, финансами, поступающими на счета, участвует в судебных разбирательствах относительно прав на то или иное имущество;
  • оспаривает сделки должника или формирует заключение об отсутствии признаков оспоримой сделки;
  • выделяет долю супруга – банкрота в совместно нажитом имуществе.

Более того, большинство разрешенных операций с деньгами и имуществом банкрот может проводить только через финансового управляющего. Это необходимо для защиты интересов кредиторов и предотвращения попыток избавиться от активов, которые могут использоваться для погашения задолженности перед кредиторами.

Смена финансового управляющего — возможна ли?

Несмотря на то, что кандидатура этого участника процесса утверждается арбитражным судом, потенциальный банкрот может подать ходатайство о его отстранении и назначении другого арбитражного управляющего. Для этого нужны веские основания — однако это возможно по закону.

Смена финансового управляющего

Замена управляющего в зависимости от ситуации может защитить от причинения ущерба, нарушения прав должника и т.д. Например, при большом доходе должника он может специально затягивать процедуру банкротства для длительного и большего ежемесячного удержания заработной платы в конкурсную массу.

  • неисполнение возложенных обязанностей;
  • исполнение обязательств перед той или иной стороной процесса в ненадлежащем качестве.

Не являются основаниями для смены ФУ нарушения, не ставшие причиной существенного материального ущерба, не повлекшие значительных нарушений прав должника и кредиторов.

Однако если финуправляющий нарушает Ваши права или действует в интересах одной из сторон ущемляя в правах другую сторону, то Закон дает вам потенциальную возможность сменить его. Чтобы добиться требуемого результата, следует заручиться квалифицированной юридической поддержкой, такую помощь вы найдете в Юридическом бюро №1.

Наши юристы специализируются именно на вопросах личного банкротства — и поэтому точно знаем, что и как должен делать управляющий. Обратитесь к нам — и мы постараемся помочь вам получить услуги специалиста, для которого основной целью будет эффективное решение проблемы клиента.

В отдельных ситуациях подать ходатайство о смене может сам финансовый управляющий либо СРО, в которое он входит. Разобраться в этой ситуации, определить особенности дальнейших действий и предотвратить возможные ошибки должнику в этой ситуации также поможет обращение за юридической помощью к квалифицированным специалистам.

Особенности привлечения сторонних лиц

П.9 ст. 213 Закона о банкротстве предоставляет финансовому управляющему для исполнения своих функций привлекать сторонних субъектов профессиональной деятельности. Теоретически это должно помочь им более эффективно выполнять свою деятельность. Однако для должника это, прежде всего, дополнительные расходы, поскольку оплата деятельности таких лиц ложится на имущество должника.

Особенности привлечения сторонних лиц

В то же время Законом установлены определенные правила привлечения сторонней помощи, что призвано защитить должника от необоснованных трат. Вот основные особенности использования посторонней помощи при банкротстве физлица:

  • управляющему необходимо согласовать с кредиторами должника расходы, превышающие лимит, установленный законом, на таких специалистов;
  • подать в суд ходатайство об утверждении лимита на таких специалистов;
  • судом также определяется размер оплаты услуг сторонних субъектов;
  • необходимость привлечения таких лиц к проведению процесса личного банкротства, а также предлагаемая стоимость их труда должны быть обоснованы действующим финансовым управляющим;
  • направленное в арбитражный суд ходатайство может рассматриваться до 10 рабочих дней, после чего организуется заседание, в котором принимают участие все стороны процесса;
  • привлечение управляющим сторонних лиц возможно только с соглашения должника.

Если кредиторы не возражают против привлечения специалистов, а более того – просят о их привлечении, то они и несут расходы по оплате услуг таких специалистов, в таком случае можно обойтись без судебного заседания.

Издержки финансового управляющего

Издержки финансового управляющего

К таким специалистам предъявляется множество серьезных требований — и это обусловливает дороговизну самого процесса становления управляющим. Вот лишь некоторые расходы, которые ложатся на его плечи:

  • получение профильного высшего образования — несколько сотен тысяч руб.;
  • прохождение курсов профессиональной переподготовки — примерно 50 тысяч руб.;
  • прохождение стажировки в Саморегулируемой организации — не менее 15 тысяч руб.;
  • вступление в отраслевую СРО — около 200 тысяч руб.;
  • регулярные членские взносы в СРО — в среднем 50 тысяч руб.;
  • страхование ответственности — приблизительно 60 тысяч руб.

Таким образом, даже без оплаты образования юристу, планирующему стать финансовым управляющим уже на начальном этапе карьеры придется потратить порядка 300 тысяч рублей. Плюс сюда добавляются платежи в СРО каждый квартал, взносы в Пенсионный фонд при ведении частной практики, плата за подключение электронно-цифровой подписи и другие расходы.

И ввиду такой затратности начала собственного дела на поприще арбитражного управления услуги специалиста данного профиля не могут быть чрезмерно дешевыми. Даже при попытке демпинга такой юрист должен учитывать объемы собственных издержек. В то же время нужно учитывать и законы рынка, где доступная цена является одним из наиболее значимых факторов выбора. Поэтому Юридическое бюро №1 большое значение придает ценообразованию своих услуг.

Мы анализируем рыночные предложения — и стараемся обеспечить своим клиентам доступную цену наших услуг без потери их качества или собственной прибыли.

Разрешение споров и жалоб

Действия финансового управляющего при банкротстве физических лиц может становиться предметом претензий со стороны любых лиц, принимающих участие в рассмотрении конкретного дела.

Основными причинами для такого оспаривания являются исполнение обязанностей в неполном объеме, злоупотребление полномочиями, ущемление прав и интересов той или иной стороны разбирательства.

Чтобы обжаловать действия или бездействие управляющего, необходимо подать соответствующее заявление, жалобу либо ходатайство. Причем направлять свои претензии можно в одну из нижеприведенных инстанций:

  • арбитражный суд;
  • СРО арбитражных управляющих;
  • органы полиции или прокуратура;
  • Росреестр;
  • Минфин и другие ведомства.

Направлять жалобу следует в арбитражный суд – рассматривающий дело о банкротстве должника. По результатам ее рассмотрения, если будет принято положительное решение и нарушения посчитают значительными, финансовый управляющий будет отстранен от выполнения своих обязанностей.

Обязанности банкрота

При проведении процедуры личного банкротства должнику необходимо помнить, что определенные задачи здесь имеются не только у финансового управляющего, но и у него самого. Вот лишь некоторое из того, что должен делать потенциальный банкрот:

  • Распоряжаться имуществом и деньгами только с согласия арбитражного управляющего;
  • предоставлять по требованию ФУ любую информацию, необходимую последнему для выполнения своих функций.

Подробный перечень обязанностей должника закреплен в Законе ”О банкротстве”. И только при их неукоснительном соблюдении можно рассчитывать на максимально эффективное разрешение сложившейся ситуации.

Рекомендации по выбору финансового управляющего для банкротства физлиц

Чтобы выбрать действительно квалифицированного и ответственного специалиста, который будет заинтересован в урегулировании сложившейся у вас проблемы, следует учитывать ряд практических рекомендаций:

  • Перечень ФУ представлен в реестрах СРО, на сайте Росреестра. Также выбрать подходящего именно вам специалиста способны помочь специалисты юридических компаний, сотрудничающих с теми или иными управляющими.
  • При выборе следует обращать внимание в первую очередь на дату регистрации, наличие/отсутствие фактов дисквалификации, количество не доведенных до конца дел (чем меньше — тем лучше).
  • Обращайте внимание на среднюю длительность дел, в которых участвовал тот или иной финуправляющий, — чем быстрее он урегулирует вашу проблему, тем меньше вам придется ему заплатить.

Рекомендации по выбору финансового управляющего для банкротства физлиц

Чтобы не ошибиться с выбором и заручиться поддержкой по-настоящему опытного, умелого и непредвзятого специалиста, можно пойти различными путями. Одним из наиболее удобных будет обращение в Юридическое бюро №1. Мы предложим вам услуги квалифицированных управляющих, которые специализируются именно на вопросах банкротства физических лиц.

Чтобы узнать, как мы работаем, просто позвоните нам по телефону, указанному на сайте. В ходе такой консультации мы постараемся ответить на все ваши вопросы. Если же что-то останется для вас непонятным, то мы сможем продолжить консультацию при личной встрече.


28 января Верховный Суд РФ вынес определение по делу о рассмотрении заявления гражданина по признанию себя банкротом, прекращенному судом из-за невозможности найти финансового управляющего.

В 2017 г. Юрий Котряхов подал в суд заявление о признании себя банкротом. При рассмотрении дела в первой инстанции судебные заседания неоднократно откладывались из-за непредставления кандидатуры финансового управляющего саморегулируемыми организациями, предложенными должником. В ответ на запросы суда пять СРО арбитражных управляющих сообщили, что ни один из их членов не согласился быть финансовым управляющим в деле о банкротстве данного гражданина. В итоге суд прекратил производство по делу в связи с истечением трехмесячного срока, установленного п. 9 ст. 45 Закона о банкротстве для утверждения кандидатуры финансового управляющего.

Апелляция и кассация оставили данное решение без изменения. При этом они дополнительно отметили, что отказы СРО представить кандидатуру финансового управляющего не должны препятствовать реализации права на проведение процедуры потребительского банкротства. Однако в данном случае суд первой инстанции создал все условия для реализации этого права – должник неоднократно выбирал разные СРО, из числа членов которых мог быть утвержден финансовый управляющий. В силу истечения трехмесячного срока, отведенного для разрешения вопроса об обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, суды не нашли оснований полагать, что в результате очередного отложения судебного разбирательства от должника поступят какие-либо новые предложения по поводу СРО, реализация которых приведет к иному результату.

ВС напомнил, что целью института потребительского банкротства является социальная реабилитация гражданина – предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по накопившимся обязательствам, которые он не в состоянии исполнять.

Как пояснил Суд, гарантированное ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту включает не только возможность гражданина обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве, но и предполагает обеспечение со стороны государства реальных условий для использования им всего механизма потребительского банкротства.

В этой связи ВС посчитал, что в рассматриваемом случае суды фактически лишили гражданина данного права, исходя из поведения иных субъектов, на которых тот не мог и не должен был влиять, – членов пяти СРО, не пожелавших исполнять функции финансового управляющего за определенное законом вознаграждение.

Со ссылкой на общедоступный реестр СРО арбитражных управляющих, Верховный Суд отметил, что соответствующим статусом сейчас обладают около 50 организаций, однако первая инстанция направила запросы только в 5. Также ВС добавил, что к нему поступило обращение Общероссийского профсоюза арбитражных управляющих, в котором сообщалось о согласии арбитражного управляющего Александра Дектерева выступить в качестве финансового управляющего имуществом Юрия Котряхова, причем должник и арбитражный управляющий проживают в одной области.

Кроме того, ВС пояснил, что общие положения п. 9 ст. 45 Закона о банкротстве, касающиеся прекращения производства по делу о несостоятельности из-за непредставления суду кандидатуры арбитражного управляющего в трехмесячный срок, не применяются к отношениям, вытекающим из потребительского банкротства, поскольку противоречат смыслу и целям законодательного регулирования. Указанный срок, отмечается в определении, отведенный суду на разрешение вопроса о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом, носит организационный характер, и его истечение не является основанием для прекращения производства по делу.

Ведомство возобновило работу над поправками, повышающими доступность процедуры банкротства для малообеспеченных должников

Читайте также: