Могут ли лицензирующие органы осуществлять надзор за деятельностью лицензиата

Обновлено: 02.07.2024

В жилищном законодательстве деятельность управляющих компаний по управлению и содержанию жилых МКД является лицензированной.

Субъекты хозяйствования, изъявившие желание осуществлять некоторые виды деятельности, в том числе в области ЖКХ, сталкиваются с таким понятием, как лицензионный контроль. Что это такое? Каковы функции, требования и формы проведения лицензионного контроля? Обо всем, что связано с этим понятием, вы узнаете из данной статьи.

Понятие и цели лицензионного контроля

Лицензионный контроль (в том числе и жилищный) – это административно-правовая процедура, направленная на установление и устранение имеющихся правовых нарушений в сфере деятельности, связанной с лицензированием.

Контроль за соблюдением лицензионных требований, применим к юрлицам и ИП, которые проводят лицензированную деятельность. В жилищном законодательстве деятельность управляющих компаний по управлению и содержанию жилых многоквартирных домов является лицензированной.

В стадии лицензионного контроля входит:

  • получение контролирующими субъектами необходимых данных;
  • анализ и сопоставление данных (сравнительный анализ);
  • определение правовой квалификации;
  • принятие решения и установленных законом мер в отношении лицензиата.

Целью лицензионного контроля является осуществление проверочных функций, связанных с полнотой и достоверностью информации о соискателе либо о лицензиате. Такая информация содержится в заявлениях на получение лицензии, в документации, определяющей возможность выполнять лицензионные требования и условия, а также в проверке соблюдения лицензионных требований и условий в процессе деятельности.

Субъекты лицензионного контроля

Лицензирование – это не только деятельность, направленная на выдачу или переоформление лицензий. В данное понятие входит и контроль лицензирующего органа за выполнением установленных требований при ведении деятельности.

Контролировать выполнение таких требований вправе лицензирующий орган (субъект лицензионного контроля), на которого возложены соответствующие функции в пределах его компетенции.

Порядок организации и осуществления контроля предусмотрен ст.19 ФЗ от 4.05.11 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Лицензионный контроль осуществляется посредством проведения документальных проверок, в ходе которых сопоставляются сведения, предоставленные субъектом хозяйствования с данными ЕГР юрлиц и ИП.

Порядок осуществления лицензионного контроля

Выездные документальные проверки, в отличие от невыездных, проводятся по месту расположения юрлица или ИП.

Жилищным Кодексом предусмотрены такие понятия, как государственный жилищный надзор, муниципальный и общественный жилищный контроль. Фактически это деятельность уполномоченных органов, в функции которых входит установление фактов нарушения правил и требований, определенных нормативными актами жилищного законодательства, законодательства о повышении энергоэффективности и энергосбережения, порядка формирования и использования фонда капремонта.

Основание для проведения документальных проверок

Плановые проверки субъекта хозяйствования предусмотрены годовым графиком (планом проверок), который разрабатывается и утверждается в установленном законом порядке. Существуют следующие основания для включения субъекта хозяйствования в госплан:

  • если с момента оформления либо переоформления лицензии прошел 1 год;
  • по истечении 3 лет с момента проведения плановой документальной проверки;
  • по истечении установленных законодательством сроков с момента проведения проверки субъекта хозяйствования, который проводит лицензируемую деятельность в определенных сферах.

Внеплановые проверки проводятся:

  • по истечении срока выполнения субъектом хозяйствования предписания об устранении нарушений лицензионных требований;
  • в случае письменного обращения граждан, ИП, юрлиц, а также при поступлении информации от органов госвласти, из медиа-средств о грубых нарушениях правил лицензирования;
  • по истечении срока приостановления действия разрешительного документа;
  • при наличии ходатайств субъекта лицензирования;
  • при наличии распоряжения или требования, выданного субъектом лицензирования на основании поручений высших органов власти.

Внеплановые документальные проверки

С целью получения или переоформления лицензии в органы, осуществляющие функции контроля, подается соответствующее заявление. Предметом внеплановых документарных проверок соискателей или лицензиатов являются данные, которые содержатся в документах и самом заявлении и их сравнительная оценка с данными, отраженными в ЕГР юрлиц и ИП, а также в иных государственных информационных источниках.

Кроме этого, в процессе проведения внеплановой выездной проверки проверяется наличие сотрудников, удостоверяется надлежащее техсостояние помещения, здания, сооружения, средств и оборудования, а также других объектов, использование которых предполагается при осуществлении лицензированной деятельности субъектом хозяйствования. То есть проверяется возможность осуществления функций, заявленных в регистрационных документах.

Нарушения лицензионных требований

Подробный и полный перечень нарушений установлен нормативными актами о лицензировании соответствующего вида хозяйственной деятельности. Как правило, к ним относят нарушения, связанные:

  • с риском нанесения значительного вреда жизни и здоровья людей;
  • с угрозой людских жертв или причинения значительного вреда здоровью людей, причинения вреда средней тяжести здоровью 2 и более людей;
  • с нанесением ущерба правам и интересам граждан, обороноспособности и безопасности страны;
  • с нанесением вреда флоре и фауне;
  • с нанесением вреда историческим и культурным памятникам;
  • с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации (техногенной катастрофы).

Функции субъектов лицензионного контроля

Должностные лица, осуществляющие лицензионный контроль, вправе привлекать экспертные организации к проведению проверки. Предоставление документов для проведения документальной проверки осуществляется на основании письменного запроса уполномоченных органов местного самоуправления.

При проведении документальных проверок, должностные лица наделены следующими функциями:

  • запросить и получить от соискателя или лицензиата документы, которые касаются предмета такой проверки, проводить их анализ, при необходимости изготавливать копии;
  • использовать при проведении проверки техсредства: компьютеры, электронные носители информации, калькуляторы, копировальные аппараты, сканеры, телефоны, средства фиксации (аудио- и видеосвязи), фотоаппараты;
  • потребовать от субъекта хозяйствования необходимые письменные объяснения, если в процессе проверки выявлены нарушения, противоречия в предоставленных документах, ошибки или несоответствия данных, предоставленных к проверке с данными, полученными субъектом лицензионного контроля;
  • осуществлять в ходе проведения проверки иные, предусмотренные законом, действия.

Функциональные обязанности проверяющих

В обязанности должностных лиц, осуществляющих лицензионный контроль, входит:

  • своевременное и в полном объеме выполнение полномочий, связанных с предупреждением нарушений условий лицензирования;
  • соблюдение требований законов РФ, устанавливающих права и законные интересы проверяемых субъектов хозяйствования;
  • проведение проверок на законных;
  • осуществление проверки исключительно в период выполнения своих должностных обязанностей;
  • предъявление служебного удостоверения, распоряжения либо приказа на проверку;
  • допуск к проверке руководителя или представителя субъекта хозяйствования, предоставление разъяснений по поводу выявленных нарушений или несоответствий;
  • предоставление присутствующим должностным лицам субъекта хозяйствования документов или данных, которые относятся к проверке;
  • ознакомление руководителя либо представителей субъекта хозяйствования с полученными результатами;
  • при обжаловании действий, обосновывать их проведение в порядке, установленном законом;
  • соблюдение установленных сроков проведения проверки;
  • ознакомление должностных лиц с регламентом проведения проверки;
  • соблюдение порядка выхода на проверку.

Требование документов, не связанных с проведением проверки и предоставление которых не предусмотрено законодательством, запрещено.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Правительство Российской Федерации не относится к лицензирующим органам, так не осуществляет функцию лицензирования. Однако, Законом о лицензировании оно наделено широкими полномочиями в сфере правового регулирования лицензирования.

Так, в соответствии со статьей 5 Закона о лицензировании Правительство Российской Федерации:

определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Негосударственная (частная) охранная деятельность

Негосударственная (частная) сыскная деятельность

Торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия

Торговля патронами к оружию

Экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию

Коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию

Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации

Деятельность по предупреждению и тушению пожаров

Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

Эксплуатация пожароопасных производственных объектов

Деятельность по технической защите конфиденциальной информации

Деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность

Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств

Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств

Предоставление услуг в области шифрования информации

Разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем

Деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний

Медицинская деятельность

Изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан

Производство медицинской техники

Техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Производство лекарственных средств

Фармацевтическая деятельность

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей

Производство оружия и основных частей огнестрельного оружия

Производство патронов к оружию и составных частей патронов

Разработка и производство боеприпасов и их составных частей

Утилизация боеприпасов и их составных частей

Производство пиротехнических изделий

Деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом

Выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия

Разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения

Производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения

Испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения

Деятельность по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса

Разработка вооружения и военной техники

Производство вооружения и военной техники

Ремонт вооружения и военной техники

Утилизация вооружения и военной техники

Торговля вооружением и военной техникой

Ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения

Проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения

Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года.

Строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения

Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года.

Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения

Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года.

Деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений

Культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ

Перевозки морским транспортом пассажиров

Перевозки морским транспортом грузов

Перевозки внутренним водным транспортом пассажиров

Перевозки внутренним водным транспортом грузов

Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом

Перевозки железнодорожным транспортом грузов

Перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте

Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути

Деятельность по обеспечению авиационной безопасности

Перевозки воздушным транспортом пассажиров

Перевозки воздушным транспортом грузов

Геодезическая деятельность

Картографическая деятельность

Аудиторская деятельность

Лицензирование деятельности прекращается с 1 июля 2006 года.

Деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией

Деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино).

Деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов).

Оценочная деятельность

Лицензирование деятельности прекращается с 1 июля 2006 года.

Выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления

Выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления

Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

Деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

Деятельность инвестиционных фондов

Деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами

Деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

Деятельность по продаже электрической энергии гражданам

Эксплуатация взрывоопасных производственных объектов

Эксплуатация химически опасных производственных объектов

Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности

Производство маркшейдерских работ

Производство взрывчатых материалов промышленного назначения

Хранение взрывчатых материалов промышленного назначения

Применение взрывчатых материалов промышленного назначения

Деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения

Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов

Космическая деятельность

Туроператорская деятельность

Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года.

Турагентская деятельность

Кроме того, указанным Постановлением утвержден перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности:

Заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов (Минпромэнерго России);

Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов (Минпромэнерго России).

Указанным Постановлением особо оговаривается, раз лицензии на осуществление названных видов деятельности выдаются на местном уровне, то при осуществлении этих видов деятельности на территории других субъектов, требуется предварительно уведомить лицензирующие органы этого субъекта о намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности на их территориях.

В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с Законом о лицензировании.

В предыдущем разделе упоминалось о лицензирующих органах, наделенных полномочиями Постановлением Правительства №45. Однако, данным Постановлением перечень лицензирующих органов не исчерпывается. Напомним, что указанное Постановление принято во исполнение Закона о лицензировании, который в свою очередь не распространяется на некоторые лицензируемые виды деятельности. Так, например, лицензирующим органом при лицензировании банковских операций будет являться Центральный банк Российской Федерации, лицензии на производство и поставку алкогольной продукции выдает ФНС Российской Федерации, а на розничную продажу – субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке.

В соответствии со статьей 6 Закона о лицензировании лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;

прекращение действия лицензии. Следует отметить, что по общему правилу лицензирующие органы не вправе самостоятельно, без обращения в суд, аннулировать лицензию. Исключение составляет случай, указанный в пункте 3 статьи 13 Закона о лицензировании (действовал до 1 июня 2006 года), согласно которому лицензирующие органы могли аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии;

ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующие органы в целях реализации положений Закона о лицензировании вправе издавать в пределах своих полномочий нормативные акты, регулирующие порядок осуществления ими отдельных функций (например, по контролю за соблюдением лицензионных требований).

Кроме того, лицензирующим органам вменена обязанность формировать открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен (пункт 2 статьи 6 Закона о лицензировании).

В связи с усложнением экономических и правовых отношений, в нашей стране возникла необходимость введения жесткого контроля по отношению к некоторым видам деятельности, осуществление которых может нанести существенный вред жизни и здоровью человека, окружающей среды, безопасности страны и т.д. Для этого нужен Федеральный закон, который бы определял порядок получения разрешений на такие виды работ.

Ныне действующий ФЗ №99 “О лицензировании отдельных видов деятельности” не первый в истории, до этого было еще 3 редакции, начиная с 1994 года, которые имели различные акценты. Последний закон 2011 года сосредоточен на взаимоотношениях лицензирующих органов РФ с соискателем лицензии или лицензиатом, на их правах и обязанностях.

Даем определения

Какие лицензирующие органы действуют в РФ

Азы для понимания процедуры получения лицензий на осуществление некоторых видов работ даны в ФЗ № 99 “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Закон предусматривает также порядок ее переоформления и аннулирования, права и обязанности лицензиата и органа власти, обладающего полномочиями по выдаче разрешений.

Основные понятия также даны в ст. 3 ФЗ №99. В законе установлено, что лицензирующими органами могут быть федеральные органы исполнительной власти, на территории субъекта могут создаваться их подразделения, в некоторых случаях полномочия могут быть делегированы региональным органам исполнительной власти. То есть, есть следующие виды лицензирующих органов:

  • федеральные, в том числе отделения в субъекте РФ;
  • региональные.

Под лицензированием понимаются целый перечень работ – непосредственно сама выдача разрешения, мероприятия, связанные с его переоформлением, приостановлением, возобновление, аннулированием, осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности предприятий в последующем.

Органы власти

Перечень федеральных органов власти с распределением за конкретными сферами дан в Постановлении Правительства № 957 от 21.11.2011. Он представляет собой список учреждений с описанием деятельности, на которую они выдают разрешения.

Этот документ учитывает только федеральные органы. Если какие-то сферы отданы под контроль только региональных властей, или им переданы некоторые полномочия, то такие особенности в этом документе не отражены. Более подробная информация дана в Положении о лицензировании определенного вида деятельности.

Перечислим наиболее часто встречающиеся потребителю. Лицензирующими органами являются:

  • Рособрнадзор он контролирует сферу образования;
  • Роскомнадзор – услуги связи, теле и радиовещание, производство аудиовизуальных произведений, компьютерных программ;
  • Росавиация – перевозка пассажиров и грузов по воздуху;
  • Ространснадзор – перевозки на внутреннем водном транспорте, автомобильном и железнодорожном;
  • Росздравнадзор – медицинскую работу;
  • Росгвардия – работу частных охранников.

Компетенция

Какие лицензирующие органы действуют в РФ

В обязанности органа власти, выдающего разрешение, входит оценка эффективности проведения подобного контроля за деятельностью фирм. Порядок проведения мониторинга, оценка деятельности и формы докладов по полученным показателям установлены в Постановлении Правительства № 467 от 05.05.2012.

Лицензирующий орган самостоятелен в создании отдельных универсальных форм для обращения соискателя, форматов документов, уведомляющих о наличии ошибок в деятельности лицензиата, утверждении форм предписаний, выписок, которые содержат информацию о лицензиях.

Но в одной сфере деятельности это единые формы, даже если полномочия распределены между несколькими учреждениями. Например, в сфере образования, несмотря на то, что часть разрешений выдается в субъекте (местными органами власти), все формы утверждаются Приказами Рособрнадзора.

В полномочия лицензирующих органов входит предоставление информации о порядке получения лицензии, о лицензиатах, о формах обращения в них как соискателей, так и граждан, пострадавших от недобросовестных фирм. Так, в соответствии с ч.4 ст. 7 ФЗ № 99 они должны оповестить пострадавшего от неправомерных действий организаций о принятых мерах в отношении нарушителей в 30-дневный срок с момента обращения.

Для осуществления подобных действий сотрудники лицензирующих органов имеют право получать информацию от иных органов власти различных уровней и от самого лицензиата. Они могут проводить проверки и на основании их данных выдавать предписания о необходимости устранить недочеты, а в последующем контролировать процедуру их исправления.

Служащие лицензионных органов могут самостоятельно привлекать нарушителей к ответственности с целью исправления или пресечения правонарушений.

Проверка

Какие лицензирующие органы действуют в РФ

Все органы, осуществляющие лицензирование, обладают правом проводить проверки тех фирм, что получали в них разрешения. Проверки бывают плановые и внеплановые, документарные и выездные. Документарные проводятся только в отношении тех документов и сведений, которые поданы в орган власти посредством сопоставления с ответами на запросы в иные властные структуры.

  1. Выездные проводятся для проверки соответствия лицензионным требованиям зданий, помещений, оборудования, компетентности работников, иных объектов, наличие которых является обязательным, в соответствии с Положением о получении разрешения на конкретный вид работ.
  2. Плановые проводятся в соответствии с графиком, который устанавливается ежегодно. Порядок его составления определен в Постановлении правительства № 489 от 30.06.2010. Он должен размещаться в доступной форме для всех желающих с ним ознакомиться.
  3. Очередная проверка обязательно проводится через год после получения разрешения, а далее каждые 3 года. Более короткие периоды определены в отдельных нормативных актах для здравоохранения, образования и социальной сферы.
  4. Внеплановые происходят с целью проверки соискателя или лицензиата требованиям законодательства. Они могут организовываться на основании заявления самой фирмы, когда она планирует начать лицензируемый вид деятельности или, когда она переоформляет разрешение.

Основанием для ее проведения может стать окончание срока, определенного ранее выданным предписанием для устранения нарушений, заявления самого лицензиата об их исправлении досрочно. Если лицензия приостанавливается, то возобновляется она только на основе данных, полученных в результате проверки.

В положениях для каждого вида работ определены нарушения, которые считаются грубыми. Если в орган власти поступает обращение СМИ, граждан, запросов иных властных структур, сообщающие о наличии таких нарушений, то проведение проверки является обязательным. В этом случае о планируемых мероприятиях обязательно оповещать органы прокуратуры.

Лицензирование

Какие лицензирующие органы действуют в РФ

Полномочия лицензирующих органов даны в ч.2 ст. 5 ФЗ № 99. Они могут осуществлять непосредственно саму выдачу лицензии. Для каждого вида работ существует свой орган власти, он определен в Положении о лицензировании конкретного вида деятельности. Иногда обязанности распределены между несколькими учреждениями, каждый из которых обслуживает более узкий круг заявителей.

Например, при лицензировании образовательной деятельности Рособрнадзор предоставляет разрешение только тем образовательным учреждениям, которые предлагают получение высшего образования, либо профессионального, связанного с обороной страны. Право предоставлять такую услугу для других заявителей отдано в региональные органы власти в сфере образования.

Сама процедура предоставления лицензии состоит из нескольких обязательных этапов. Во-первых, органы власти организуют прием заявок, обрабатывают документы, проводят их проверку на соответствие требованиям, во-вторых, организовывают проверку предприятия соискателя, дабы убедиться, что все предоставленные справки соответствуют действительности, а заявитель отвечает предъявляемым к нему требованиям.

И только третьим этапом происходит непосредственно сама выдача лицензии. Лицензирующие органы ведут учет выданных лицензий. Существует общий список у федеральных властей, и местный – у региональных.

Именно в рамках такой деятельности как лицензирование, органы власти имеют полномочия переоформлять разрешения, выдавать дубликат, приостанавливать работу фирм или становиться инициаторами аннулирования разрешения.

Приостановление и аннулирование

Какие лицензирующие органы действуют в РФ

Порядок применения к фирмам таких мер, как приостановление или аннулирование разрешений, оговорено в ст. 20 ФЗ № 99. Приостановить лицензию могут только в случае, если он допустил грубые нарушения в своей работе или не выполнил предписание лицензирующего органа, и за это ему назначено административное наказание, с применением такой санкции, как приостановление деятельности.

Обратите внимание, что это правило действует далеко не во всех сферах. Например, для разрешений в области управления многоквартирными домами приостановление лицензии не предусмотрено.

Аннулирование лицензии происходит по решению суда. Инициатором данных мероприятий может быть лицензирующий орган, который ходатайствует перед судом о применении данной меры.

Как правило, такая мера применяется в случае повторного неисполнения предписания. Но существуют и иные порядки. Например, аннулирование лицензии на работу управляющих компаний в сфере ЖКХ, происходит в два этапа: сначала они лишаются права обслуживания одного адреса, и лишь когда таких адресов наберется в размере 15% площадей от общего объема, в течение года, только тогда орган власти может инициировать процедуру лишения.

Заключение

Лицензирующий орган – это исполнительный орган власти, в компетенцию которого входят все услуги, связанные с разрешением – выдача, переоформление, приостановление, возобновление, аннулирование, а также работы по осуществлению контроля за выполнением лицензиатом требований законодательства в процессе работы.

Коллектив Стройсетьконсалт Поздравляет С Наступающим Новым годом! Желаем исполения всех желаний и достижения целей в Новом Году!

Прим. автора:
Все изменения, касающиеся 99-ФЗ о лицензировании изложены в 170-ФЗ от 11 июня 2021 г. в статье 97.

- За деятельностью по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации. Т.е. если Вы внесены в реестр лицензиатов Министерства Культуры (получили лицензию Министерства культуры).

- Контроль в области пожарной безопасности. Сюда относится и контроль деятельности по тушению пожаров, и монтажа систем пожарной безопасности. А так же, за деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности, за производством маркшейдерских работ, за обращением взрывчатых материалов промышленного назначения и других направлений, требующих наличие лицензионных прав на ведение деятельности.

Начиная с июля 2021 года, все организации, которые получают лицензии, должны будут подтверждать соответствие лицензионным требования 1 раз в 3 года (статья 19.3). Для того, чтобы надзорные органы подтвердили соответствие, лицензиат должен самостоятельно подать заявление не позднее чем за 40 рабочих дней до наступления срока прохождения процедуры.

Т.е., если лицензия была предоставлена 1 августа 2021 года, то лицензиат должен будет 27 июня 2024 года подать заявление в орган предоставляющий лицензии на прохождение проверки. Если заявление не будет подано, то действие лицензии приостановится на срок от 3-х до 5-ти месяцев. Если в течение срока приостановления деятельности лицензиат вновь не подаст заявление, то действие лицензии прекращается. Придется проходить процедуру получения лицензии заново.

Само мероприятие по подтверждению не будет превышать 20 рабочих дней со дня подачи заявления в лицензирующий орган. Кстати, здесь можно воспользоваться моментом и при прохождении данной проверки, расширить лицензию, внести изменения и т.д. Просто укажите в заявлении намерения и подготовьте документы, оборудование, специалистов и помещение (если таковые заявляются в лицензионных требованиях) к проверке. Только в этом случае срок процедуры может увеличиться до 30 дней, как при переоформлении лицензии.

После того, как мероприятия по подтверждению соответствия проведены, лицензирующий орган выносит одно из 2-х решений:

1. Лицензиат соответствует требованиям, соответствующие данные вносятся в реестр.

2. Лицензиату направляется перечень нарушений и срок их устранения.

Если по первому решению все понятно, то по второму еще несколько фактов:

- Лицензиат должен устранить несоответствия и самостоятельно уведомить лицензирующий орган в установленные сроки.
- Если выявляются грубые нарушения, то лицензирующим органом проводится оценка устранения этих нарушений в срок не позднее 10 дней.
- Если нарушения не были устранены в установленные сроки, то действие лицензии приостанавливается на срок до 60 дней.
- Если лицензиатом не устраняются грубые нарушения лицензионных требований, то действие лицензии прекращается.

Отказаться или уклониться от прохождения процедуры по подтверждению соответствия - означает невозможность выполнять лицензируемые виды работ сроком до 5-ти месяцев. В таком случае эти 5 месяцев даются на то, чтобы подать заявление и подтвердить соответствие лицензионным требованиям.

- Если Вы решили получить лицензию Минкультуры (или любую другую), то теперь, можно будет отозвать заявление в любой момент, главное чтобы лицензирующий орган к этому моменту не успел принять решение. Это бывает удобно, когда, например компания N подает документы и заявление, а потом в процессе рассмотрения лицензирующим органом вынуждена поменять юридический адрес. Сейчас отозвать заявление можно только до регистрации распоряжения о начале документарной проверки. В целом – это просто экономит время.

- Если лицензирующий орган принимает решение об отказе, то он обязан по закону изложить мотивированное обоснование, что должно облегчить соискателям лицензии процедуру по исправлению несоответствия.

- Так же данный закон не предусматривает оплаты госпошлины за предоставление выписки из реестра на любом носителе.

- Лицензиат может самостоятельно вносить изменения в реестр лицензий. Это конечно касается не всех данных, но согласитесь, уже проще, чем писать по каждой запятой заявления в лицензирующий орган. Итак, что можно будет поменять самостоятельно:

1. Наименование лицензиата;

2. Адрес места нахождения;

3. ФИО индивидуального предпринимателя;

4. Место жительства индивидуального предпринимателя;

5. Реквизиты документа, удостоверяющего личность ИП.

Все, что кроме можно изменить через подачу заявления и подтверждающих документов в соответствующий лицензирующий орган.

Уведомлять лицензирующий орган о предстоящем проведении мероприятий по соответствию лицензионным требованиям будет за 3 дня до проверки. О чем это нам говорит, все о вечном - давайте готовиться заранее! Если постепенно довести специалистов до ума, обучить, получить все необходимые удостоверения, положения, повышения квалификации и прочее, в момент нагрянувшей проверки Вам будет намного легче на душе и сердце! А еще и дешевле, т.к. не придётся все делать в спешке. То же самое с оборудованием, помещением и другими заявляемыми требованиями.

Еще один важный момент…

В проекте будущего закона прямо не указывается, как поступать лицензирующим органам с существующими лицензиатами в плане проведения проверок на соответствие лицензионным требованиям. Скорее всего, МЧС, Министерство Культуры, ФСБ и др. должны сами решить этот вопрос. Возможно, что после утверждения данного закона будут выпущены постановления, инициированные лицензирующими органами, в которых будут прописаны нововведения в связи с инициативой Минэкономразвития.

Почему нет единого решения на этот счет в проекте нового закона? Скорее всего, логика такова, что у каждого лицензирующего органа свои требования по соответствию лицензионным требованиям. Например, чтобы получить лицензию Минкульт на реставрацию, необходимо около 3-х месяцев времени, конкретный пакет документов и специалисты. Чтобы получить лицензию ФСБ на гос. тайну нужно от 4-х месяцев в лучшем случае и требования к документам там куда более многомерные и тем не заканчиваются, ведь еще необходимо соблюдение особых норм по помещению и даже соответствию генерального директора по многочисленным параметрам. В общем, различия на лицо. История с лицензией от Ростехнадзора (ГАН) на работу на атомных объектах тоже имеет ряд своих особых нюансов. Еще одно различие в том, что например лицензиатов у ФСБ на гостайну скорее всего намного меньше чем у Минкультуры или МЧС и объемы работ для каждого из органов различны.

Итак, наши источники поговаривают, что все компании-лицензиаты должны будут к определенному сроку подать заявление на прохождение процедуры подтверждения соответствия лицензионным требованиям. Каждый лицензирующий орган эти сроки объявит самостоятельно. У нас сейчас имеется информация, которая касается лицензии МЧС и лицензии Минкультуры на реставрацию:

- Если у вас на руках действующая лицензия МЧС, которая к сроку вступления закона (01.07.2021 г.) будет действовать 3 года и более, то необходимо будет подать заявление на прохождение процедуры соответствия требованиям, другими словами - на проверку, до 1 июля 2022 года. Это пока не подтвержденная документарно информация, но из авторитетных источников. Как будет происходить все на практике, покажет время.

- С лицензией Министерства культуры на реставрацию все немного по-другому. Связано это с тем, что последний раз переоформление лицензий Минкульт было не так давно (2017 г.) и компании-лицензиаты до сих пор еще переоформляют лицензии в связи с последними изменениями. В связи с этим, реально действующих лицензий на порядок меньше, чем лицензий МЧС, поэтому заявления на прохождение процедуры подтверждения лицензионных требований Министерство культуры (по нашим данным) будет принимать до конца 2021 года. Т.е. если Вы не успеваете подать заявление в текущем году, то лицензия Минкульт будет аннулирована в 2022 году. Опять же повторимся, сейчас нужно ждать подтверждающей информации от Министерства культуры.

А так же, заявление нужно будет подавать и тем, кто получил лицензию Минкульт 3 года назад и ранее и подтверждать соответствие лицензионным требованиям.

Есть и еще одна новость для лицензиатов. Проверяться в ходе этой процедуры будет и реальная активность компании по имеющейся лицензии. Т.е. необходимо будет предоставлять список объектов, на которых велась работа.

Лайфхак для лицензиатов! Чтобы отсрочить процедуру на 3 года, нужно уже сейчас убрать или добавить какой-либо вид работ. Получается, что формально вы прошли проверку буквально перед самым вступлением закона в силу и тем самым отодвинули день Х на несколько лет.

Еще раз проговорим, что официально эта информация еще не озвучивалась и мы, так же как и Вы, ждем постановлений от лицензирующих органов. Но факт остается фактом, новые требования уже утверждены и сейчас все лицензирующие органы разрабатывают свои внутренние механизмы, как соответствовать грядущим изменениям и превратить их в жизнь.

Если Вы где-то в чем-то запутались, не знаете, как проверить все ли у Вас в порядке и готово к проверке, свяжитесь с нами. Анализ документов и полная консультация у нас абсолютно бесплатно.

Хотите получать актуальную информацию по данному вопросу? Подпишитесь на нашу новостную рубрику (внизу страницы), где мы разбираем законодательные инициативы и даем полную информацию о том, как быть и что делать в конкретных ситуациях.

Читайте также: