Необходимо ли введение квоты на представительство лиц женского пола в законодательных органах власти

Обновлено: 28.06.2024

Доля женщин в государственной власти Российской Федерации. Участие российских женщин в избирательных кампаниях федерального уровня. Основные рекомендации для совершенствования гендерного равенства в законодательных органах власти субъектов УрФО.

Рубрика Политология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 25.03.2012
Размер файла 48,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Актуальность темы исследования. При исследовании политики в условиях трансформации российского общества актуализируется проблема гендера, связанная с соблюдением законных интересов социально-половых групп. Поэтому изучение факторов, влияющих на управление представительством женщин в законодательных органах власти, где основу управленческой деятельности составляет процесс принятия решений, законодательно закрепляющих право на равное участие лиц обоего пола в этом процессе, является актуальным и своевременным.

Женщины в России составляют 53% населения страны и занимают особое место в структуре современного общества, однако играют при этом меньшую, по сравнению с мужчинами, роль в выработке и принятии государственных решений, в осуществлении властных функций через представительные, исполнительные и судебные органы государственной власти, что является отражением реального положения женщин в обществе.

В соответствии с мировой практикой, особенно скандинавских стран, увеличение представительства женщин в системе госуправления приводит к изменению отношения к вопросам власти. Чем больше женщин примет участие в работе властных структур, тем эффективнее будет осуществляться управление, основанное на принципах социального взаимодействия и взаимодополнения, что обосновывает актуальность темы диссертационного исследования.

В этой связи обращение к проблеме социальной готовности общества к восприятию женского представительства в органах законодательной власти, а также мере соответствия существующей в обществе системы управления социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения, отдельных индивидов или социальных групп является своевременным.

Цель работы - анализ женского представительства в Законодательных органах Уральского Федерального округа.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть долю женщин в государственной власти в Российской Федерации;

2. проанализировать участие российских женщин в избирательных кампаниях федерального уровня в Российской Федерации;

3. произвести анализ представительства женщин в Законодательных органах Уральского Федерального округа;

4. сформулировать рекомендации по совершенствованию гендерного равенства в законодательных органах власти субъектов УрФО

В процессе исследования автор опирался на методологию системного анализа общественных явлений и общенаучные методы социального познания: сравнительно-исторический, диалектический, анализ, синтез, аналогию. При сборе эмпирического материала автор применял социологические методы исследования: анкетирование, наблюдение.

В процессе написания работы были использованы труды отечественных социологов, психологов, философов, в которых раскрываются основные подходы к изучению проблемы управления представительством женщин в органах власти в РФ, механизмы, факторы и условия, влияющие на эффективность исследуемого процесса.

женский избирательный гендерный равенство

1. Право женщин быть избранными в законодательные органы в Российской Федерации

Нужно отметить, что и в XXI в. участие российских женщин в управлении, принятии решений остается неадекватным их вкладу в общественную деятельность и по оценке общественных объединений, и сравнительно с целями, сформулированными в этой области ООН.

Среди работников, замещавших государственные должности и должности федеральной гражданской службы с 1999 по 2007 г., доля женщин снизилась почти на 3%. За этот период в органах законодательной власти их стало меньше на 6%, в органах исполнительной власти доля женщин также уменьшилась на 6%. Рост доли женщин произошел в органах судебной власти и прокуратуры (на 10%), что несколько смягчило уменьшение доли женщин во властных структурах в целом.

На государственных должностях и должностях гражданской службы в России по состоянию на 1 января 2007 г. женщин работало примерно 71%.

Рассмотрим представленность женщин и мужчин на государственной службе более подробно.

По данным Федеральной службы государственной статистики, на федеральном уровне в органах государственной власти женщины среди работающих составляют 59%.

При этом 87% государственных должностей Российской Федерации заняты мужчинами.

На должностях государственной гражданской службы в целом преобладают женщины, их почти 72%.

На региональном уровне государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на 57,6% заняты женщинами, должности государственной гражданской службы - на 72%.

Однако среди работников, замещающих выборные муниципальные должности, женщин менее 30%.

По ветвям власти представленность женщин различается следующим образом: в органах законодательной власти среди работников, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы, женщин - 55,7%, в органах исполнительной власти - 70%, в органах судебной власти и прокуратуры - 78%, в других государственных органах - 61%.

Справочно. В настоящее время в Администрации Президента Российской Федерации должности пресс-секретаря Президента и Руководителя протокола занимают мужчины, среди полномочных представителей Президента в федеральных округах и полномочных представителей Президента в органах государственной власти, а также среди Советников Президента женщин нет; среди Помощников Президента России только одна женщина. Из 14 самостоятельных подразделений (управлений) только три (Государственно-правовое управление, Управление пресс-службы и информации, Протокольно-организационное управление) возглавляют женщины. Председателем только одной из трех комиссий в Администрации Президента (Комиссия по государственным наградам) является женщина.

В федеральных органах законодательной власти женщины мало представлены на руководящих позициях: на государственных должностях Российской Федерации их всего 9%, среди государственных гражданских служащих на высших должностях всех категорий (кроме обеспечивающих специалистов) женщин значительно меньше, чем мужчин: среди руководителей - 17%, среди помощников (советников) - 16%, среди специалистов - 27%.

Обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации возглавляют мужчины, но на пост одного из заместителей Председателя в обеих палатах в последние годы избирались женщины. Среди членов Совета Федерации восемь женщин. Двумя из 26 комитетов и комиссий Совета Федерации руководят женщины. Пять из 37 комитетов и комиссий Государственной Думы 4-го созыва возглавляли женщины. В руководстве Аппаратов обеих палат женщин нет.

Справочно. В настоящее время женщины возглавляют: Государственный Совет Республики Коми, Парламент Республики Северная Осетия - Алания, Думу Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

В федеральных органах исполнительной власти на 1 января 2007 г. на государственных должностях Российской Федерации не было ни одной женщины.

Справочно. В Правительстве Российской Федерации две женщины, что составляет 9%. Они возглавляют Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В руководстве Аппарата Правительства России среди руководителей секретариатов Председателя Правительства и его заместителей женщин нет. Из 15 департаментов Аппарата Правительства России только два - Департамент международного сотрудничества и Департамент отраслевого развития возглавляют женщины.

В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации на государственных должностях женщин было 14%, а в остальном картина примерно та же, что и на федеральном уровне.

Справочно. В России только один губернатор - женщина. До избрания в 2003 г. на этот пост в Санкт-Петербурге В.И. Матвиенко женщин среди глав регионов не было.

В федеральных органах судебной власти и прокуратуры государственные должности замещает 59% женщин. На должностях государственной гражданской службы в органах этой ветви власти представленность женщин снижается от низких должностей к высоким. Только в региональных органах судебной власти и прокуратуры женщины на всех ступенях служебной лестницы представлены не менее, а иногда и более, чем мужчины.

Справочно. В настоящее время среди 19 судей Конституционного Суда - три женщины. Председатель Верховного Суда - мужчина, среди его семи заместителей нет ни одной женщины. На должностях Председателя Высшего Арбитражного Суда и пяти его заместителей - мужчины, Первым заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда является женщина.

Уровень образования женщин, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, незначительно ниже, чем у мужчин. Так, высшее профессиональное образование имели 86,7% мужчин и 80% женщин, среднее профессиональное - соответственно 10% и 16%. Почти 12% мужчин и более 7% женщин имели два высших образования и более, 3% мужчин и 1% женщин имели послевузовское образование, 4% мужчин и 1% женщин (от числа имеющих высшее профессиональное образование) имели ученую степень. Количественно это сопоставимые доли, если принять во внимание численное превосходство женщин в органах государственной власти.

На муниципальном уровне высшее образование имели 84% мужчин и 67% женщин, среднее профессиональное соответственно 14 и 30%.

1.2 Участие российских женщин в избирательных кампаниях федерального уровня в Российской Федерации

Отличие избирательной кампании 2003 г. по выбору депутатов Государственной Думы от предыдущих состояло - в отсутствии в числе избирательных блоков и партий женских общественных организаций. С принятием нового закона о выборах особое значение приобрело участие женщин в деятельности политических партий, хотя они имели возможность выдвигаться и как независимые кандидаты в депутаты по одномандатным округам.

Необходимо отметить, что современные политические партии по разному подходят к вопросу равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, что отражается и в программных документах, и в составе списков кандидатов в депутаты.

Прямую постановку вопроса о равноправии мужчин и женщин в свои программные документы включают далеко не все политические партии. Однако позиция партий по этому вопросу может меняться от выборов к выборам.

Например, Союз правых сил (СПС) рассматривал в 2003 г. в качестве фундаментальных ценностей либерализма личную свободу и личную ответственность, свободу слова и объединений, разделение ветвей власти, децентрализацию власти на основе принципов федерализма и местного самоуправления, верховенство закона, демократический контроль общества над государством, частную собственность, экономическую свободу, равенство прав и возможностей для всех граждан, терпимость к различиям. Проблема улучшения положения женщин и вопросы равенства мужчин и женщин как отдельная тема не входили в круг их интересов.

В предвыборной программе ЛДПР 2007 г. предложения по улучшению положения женщин вошли в раздел по улучшению демографической ситуации в стране:

Количество женщин, выдвинутых в 2003 г. кандидатами в депутаты Государственной Думы по федеральным спискам по отношению к общему количеству кандидатов, выдвигаемых партией или блоком, выглядело следующим образом:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. № 2345 “Об утверждении Правил определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва и Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации”


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. № 2345 “Об утверждении Правил определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва и Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации”

В соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва;

Правила распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N 193 "Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 15, ст. 1364);

пункт 19 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием миграционной политики в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. N 220 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием миграционной политики в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 14, ст. 1412);

постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 623 "О внесении изменения в пункт 8 Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 29, ст. 4140).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 14 января 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2020 г. N 2345

Правила
определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации (далее соответственно - квота, иностранный гражданин, разрешение на временное проживание), установления и использования ее резерва.

2. Выдача иностранным гражданам разрешений на временное проживание осуществляется в пределах ежегодно определяемой Правительством Российской Федерации квоты.

Квота определяется на календарный год в абсолютных величинах для Российской Федерации в целом и отдельно для каждого субъекта Российской Федерации.

Резерв квоты устанавливается на календарный год для Российской Федерации в целом.

3. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на основе анализа информации в отношении соответствующего субъекта Российской Федерации за предшествующий год о количестве поданных иностранными гражданами заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в соответствующем субъекте Российской Федерации, о выданных иностранным гражданам разрешениях на временное проживание, в том числе в пределах квоты, об исчерпании квоты, ее корректировке и перераспределении между субъектами Российской Федерации, об изменениях законодательства Российской Федерации, связанных с вопросами проживания иностранных граждан в Российской Федерации, ежегодно, не позднее 1 июля текущего года, направляют в орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации прогноз численности временно проживающих иностранных граждан на следующий календарный год.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 августа текущего года, направляют в Министерство внутренних дел Российской Федерации свои мотивированные предложения по определению квоты для соответствующего субъекта Российской Федерации на следующий календарный год на основании информации, представленной в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, а также с учетом:

а) целесообразности проживания иностранных граждан в субъекте Российской Федерации исходя из реального состояния экономики, природно-климатических особенностей и экологического состояния территории субъекта Российской Федерации;

б) состояния рынка труда, демографической ситуации в субъекте Российской Федерации, возможности жилищного и культурно-бытового обустройства иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание;

в) иммиграционных проблем и наличия средств для их решения;

г) санитарно-эпидемиологического благополучия территории субъекта Российской Федерации, возможности оказания медицинской помощи иностранным гражданам, получившим разрешение на временное проживание;

д) необходимости поддержания межнационального и межконфессионального мира и согласия, а также обеспечения общественного порядка и интересов безопасности государства;

е) влияния иностранных граждан на криминогенную обстановку в субъекте Российской Федерации;

ж) градостроительной деятельности в субъекте Российской Федерации.

5. Министерство внутренних дел Российской Федерации на основе анализа предложений об определении квоты, поступивших от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и с учетом информации о проживающих на территории Российской Федерации иностранных гражданах в текущем календарном году, об их численности в субъектах Российской Федерации подготавливает предложения по определению квоты для Российской Федерации в целом и отдельно для каждого субъекта Российской Федерации, а также по установлению резерва квоты по Российской Федерации в размере не более 30 процентов предложений по определению квоты для Российской Федерации в целом.

В случае необходимости Министерство внутренних дел Российской Федерации запрашивает в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерстве здравоохранения Российской Федерации, Министерстве экономического развития Российской Федерации, Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральном агентстве по делам национальностей информационно-статистические материалы в отношении отдельных субъектов Российской Федерации.

6. Подготовленные Министерством внутренних дел Российской Федерации предложения согласовываются с федеральными органами исполнительной власти, указанными в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил.

7. Согласованные предложения об определении квоты для Российской Федерации в целом и отдельно для каждого субъекта Российской Федерации, а также об установлении резерва квоты на следующий календарный год представляются Министерством внутренних дел Российской Федерации в Правительство Российской Федерации с проектом соответствующего акта Правительства Российской Федерации не позднее 1 октября текущего года.

8. Решение об определении квоты, а также об установлении резерва квоты на следующий календарный год принимается Правительством Российской Федерации не позднее 30 ноября текущего года.

9. Решение об определении квоты является обязательным для исполнения территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющими выдачу разрешений на временное проживание, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

10. Квота, определенная на текущий календарный год, может быть скорректирована в сторону ее увеличения или уменьшения путем перераспределения неисчерпанной квоты между субъектами Российской Федерации.

При необходимости корректировки квоты, определенной на текущий календарный год, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрашивают в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации информацию о расходовании квоты и на основе анализа информации, поступившей от территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, подготавливают и направляют в Министерство внутренних дел Российской Федерации мотивированные предложения по корректировке квоты не позднее 15 июня текущего года.

11. Министерство внутренних дел Российской Федерации на основе анализа предложений, поступивших от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготавливает предложения по корректировке и перераспределению между субъектами Российской Федерации квоты, определенной на текущий календарный год, которые согласовываются с федеральными органами исполнительной власти, указанными в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, от которых указанные предложения поступили.

Согласованные предложения представляются Министерством внутренних дел Российской Федерации в Правительство Российской Федерации с проектом соответствующего акта Правительства Российской Федерации не позднее 1 сентября текущего года.

12. Использование резерва квоты осуществляется в целевом порядке исходя из внешнеполитической ситуации, а также с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности.

Министерство внутренних дел Российской Федерации на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготавливает проект акта Правительства Российской Федерации об использовании резерва квоты, который согласовывается с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации.

Согласованный проект акта Правительства Российской Федерации об использовании резерва квоты представляется Министерством внутренних дел Российской Федерации в Правительство Российской Федерации не позднее 1 октября текущего года.

В акте Правительства Российской Федерации об использовании резерва квоты должны содержаться сведения о причинах и целях использования квоты из резерва, о количестве используемого резерва квоты с распределением его по субъектам Российской Федерации.

Акт Правительства Российской Федерации об использовании резерва квоты издается не позднее 1 декабря текущего года.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2020 г. N 2345

Правила
распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации (далее соответственно - квота, иностранный гражданин, разрешение на временное проживание) комиссиями по распределению квоты, формируемыми в субъектах Российской Федерации (далее - комиссия).

2. Основанием для рассмотрения комиссией вопроса распределения квоты является поступление заявки-анкеты о выделении квоты на выдачу иностранному гражданину разрешения на временное проживание (далее - заявка-анкета).

Форма заявки-анкеты и порядок ее заполнения утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

3. Комиссия рассматривает заявку-анкету в течение 30 рабочих дней со дня ее регистрации территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации. Решение о выделении квоты либо об отказе в ее выделении по заявке-анкете (далее - решение) принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

4. Комиссия при принятии решения руководствуется следующими критериями оценки иностранного гражданина:

а) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовой деятельности на территории субъекта Российской Федерации не менее 6 месяцев в совокупности в каждом году в течение 3 лет, предшествующих году, на который Правительством Российской Федерации утверждена квота. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах страховые взносы не уплачиваются;

б) обучение не менее одного года по очной или очно-заочной форме в государственной образовательной организации высшего образования, государственной профессиональной образовательной организации или государственной научной организации, расположенных на территории Российской Федерации, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;

в) наличие (отсутствие) специальности (профессии), востребованной на рынке труда в субъекте Российской Федерации, и опыта работы по такой специальности (профессии);

г) наличие (отсутствие) законного источника средств к существованию;

д) наличие (отсутствие) образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве и признанных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности указанных образования и (или) квалификации, и законодательством Российской Федерации;

е) наличие (отсутствие) родственников из числа граждан Российской Федерации или иностранных граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации (полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, двоюродные братья и сестры, дяди, тети);

ж) наличие (отсутствие) жилого помещения на праве собственности в субъекте Российской Федерации;

з) наличие (отсутствие) непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

и) привлечение (непривлечение) в течение года к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. В целях разъяснения сомнений и неясностей, возникших при подготовке к заседанию комиссии, лицо, от которого принята заявка-анкета, приглашается на ее заседание.

6. Решение оформляется и утверждается протоколом заседания комиссии в течение 3 рабочих дней со дня проведения заседания комиссии.

7. В течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания комиссии территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации направляет уведомление о принятом комиссией решении лицу, подавшему заявку-анкету, и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о дате проведенного заседания, размере квоты, выделенном по его итогам, и о размере квоты, оставшемся на текущую дату.

8. Уведомление, указанное в пункте 7 настоящих Правил, направляется по указанному в заявке-анкете адресу электронной почты, при его отсутствии - по указанному в заявке-анкете почтовому адресу.

9. Положения пунктов 4 и 5 настоящих Правил не распространяются на случаи распределения резерва квоты.

В случае если распределяется резерв квоты, комиссия при принятии решения руководствуется содержащимися в изданном Правительством Российской Федерации акте об использовании резерва квоты сведениями о причинах и целях использования резерва квоты.

Обзор документа

В Закон о правовом положении иностранных граждан в России были внесены изменения, согласно которым квота на выдачу иностранцам разрешений на временное проживание в России будет распределяться соответствующими комиссиями, формируемыми в регионах. Правила утверждает Правительство РФ. Также оно может определять правила корректировки квоты, установления и использования ее резерва.

В связи с этим Правительство РФ издало соответствующий акт.

Решение об определении квоты, а также об установлении ее резерва на следующий календарный год принимается не позднее 30 ноября текущего года. Акт об использовании резерва квоты издается не позднее 1 декабря текущего года.

Правила определения квоты на выдачу разрешений признаны утратившими силу.

Приказ вступает в силу с 14 января 2021 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


25.01.2017 Корреспондент: Сергей Таран Фото: Вячеслав НИКУЛИН

Президент России Владимир Путин поддержал инициативу о разработке стратегии и национального механизма продвижения женщин. Сенатор Ирина Гехт рассказала, к чему это может привести, будет ли следующим президентом страны женщина и почему в Челябинской области создают ассоциацию женщин – глав сельских поселений.

Шутки про кухарку, которая сможет управлять государством, ушли в прошлое. Женщины на руководящих постах у нас далеко не редкость – командуют не только учреждениями, но даже боевыми кораблями, вертолетными предприятиями и даже регионами. Тем не менее, по словам сенатора Ирины Гехт, женская тема в последние годы стала необычайно актуальной. По инициативе Совета Федераций состоялся Евразийский женский форум, итогом которого стало обращение Валентины Матвиенко к президенту страны с предложением разработать стратегию и национальный механизм продвижения женщин. Владимир Путин поддержал эту инициативу. В результате появился проектный вариант такой стратегии, с которым можно ознакомиться на сайте Министерства труда и социального развития РФ. А в Челябинской области между тем решили создать ассоциацию женщин – глав сельских поселений.

Сдвиг в сознании


+24-01-17-043-.jpg

На встречу с сенатором в Челябинск приехали 67 женщин-глав поселений. Обращаясь к ним, Ирина Альфредовна заявила:
- Мы бы хотели, чтобы вот это наше женское объединение стало площадкой для обмена опытом, возможностью поделиться своими наработками и проектами и продвижением этих проектов и, конечно, выработкой необходимых законодательных инициатив, предложений, которые мы будем доносить до органов законодательной и исполнительной власти.

+24-01-17-009.jpg

Сенатор подчеркнула, что сельское поселение — это сложная территория, где при минимуме ресурсов главе приходится выполнять сложнейшие задачи, чтобы население села было удовлетворено и жизнью, и качеством услуг, которые там оказываются. Здесь и образование, и здравоохранение, и социальная защита.

- У нас стране создан Комитет российских женщин при Министерстве сельского хозяйства, - сказала Ирина Гехт. - Там мы недавно говорили о возможностях муниципально-частного партнерства. У нас есть такие территории, где граждане легко идут на самообложение, настолько доверяя власти. Потому что видят положительные результаты от такого сотрудничества. На мой взгляд, сельское поселение — это тот уровень, где еще сохранилось 100-процентное доверие населения к органам власти. И от того, какого качества там будет власть, очень многое зависит.

Ресурсы для этого есть. Сенатор отметила, что Общественная палата создала сайт, где размещено более 300 социальных проектов, которыми можно воспользоваться и реализовать на своей территории. Между прочим, каждое третье фермерское хозяйство и каждая четвертая семейная животноводческая ферма возглавляется женщиной. В рамках поддержки фермерства выделена отдельная линия для поддержки женщин, чтобы создавать условия и для самозанятости и самообеспечения. Сегодня в приоритете — развитие кооперации. На это из федерального бюджета уже выделены солидные средства.

Как живется главе?

+24-01-17-015.jpg

- Ну, и как вы там поживаете? - обратился я к Елене Михайловне.
- Хорошо поживаем. Но и проблем, и вопросов много. Поселение наше расположено в очень красивом месте, в Варламовском бору. Сосны, воздух — просто мечта горожан. Чебаркульский район на сегодняшний день туристическая зона Челябинской области. Краше не найти. У нас в смысле экологии все замечательно. Однако, как и во всей стране, колхозов нет, они давно в упадке. А хотелось бы развивать. Но сегодня фермеры выручают. Есть у нас ребята молодые, которые берутся за производство сельской продукции, не боятся вложить труд, средства. Поэтому если государственная поддержка так и будет оказываться, как она есть все последние годы, думаю, получим отличные результаты.

- Вы начинающий руководитель. Значит, свежим глазом видите жизнь. Какая она в ракурсе из начальственного кресла?
- Все дело в опыте, который получаешь. За небольшое время пришлось ведь и шишки набить, и многое понять. К примеру, весь год была необходимость много контактировать с прокуратурой. Пришлось серьезно изучать законодательство, нормативные документы. Обычного человека мало волнуют федеральные законы. Глава же должен вникать во все.

- Какие проблемы заботят сегодня селян?
- Дороги, освещение, газификация – вот что всех волнует.

- Что-то удалось сделать?
- За первый год, который я отработала, мы заасфальтировали придомовую территорию возле многоквартирных домов. Отремонтировали дороги с грунтовым покрытием. Это с помощью района. Своих денег в таком объеме у нас, разумеется, нет. Собственные доходы у сельских поселений очень низкие. Задач много, но самая большая проблема — газификация. Людям хочется прикоснуться к цивилизации. А получается несправедливо. Частично дома газифицированы, а частично нет. Уже 10 лет прошло, как газ в деревню пришел. Люди готовы, проекты готовы по индивидуальной разводке есть, а центральный газопровод так и не построили…

24-01-17-046.jpg

Деньги найдутся

- Функционал главы сельского поселения не зависит от пола руководителя, - заметил депутат. - Тем не менее любая дискуссионная площадка, в принципе, благо. Мне кажется, неспроста такая тема поднимается в узком кругу. Женский пытливый ум, отношение к сельской жизни имеет определенную специфику. Между тем треть нашего населения проживает именно на селе. Мы понимаем, что сельское хозяйство сегодня – это самая динамично развивающаяся отрасль.

Парламентарий привел весьма говорящие цифры. По его словам, расходы в бюджете по устойчивому развитию села будут увеличены на 30 процентов. В программе развития сельского хозяйства на период с 2017 – 2025 годы предусмотрены 3,4 миллиарда рублей. Из них 698 миллиона пойдут на развитие дорожной сети в сельской местности. 50 миллионов будут направлены на газификацию сельских поселений и 50 миллионов на строительство жилья для граждан, проживающих в сельской местности. В рамках отдельной государственной программы на модернизацию объектов социальной инфраструктуры заложены еще 30 миллионов рублей. Еще 200 миллионов рублей пойдет на газификацию.

- Мы получили около 40 тысяч наказов от избирателей. Составлена предварительная смета. Чтобы все выполнить, понадобится огромная сумма - 58 миллиардов рублей. Тем не менее в 2017 году мы предусмотрели 3,4 миллиарда. Безусловно, не все пока закрываем. Но будем двигаться вперед.

Было заметно, что это женщин-глав воодушевило. А Ирина Гехт заговорила о своей инициативе создать ассоциацию.
- Палитра женщин-лидеров очень широка, - отмечала сенатор, думая не только о селе. - И нам удастся всех их охватить.

Я спросил Ирину Альфредовну:
- В общем власть с женским лицом — это замечательно. Может быть, у нас будет женщина-президент?
- Думаю, что нет, - прозвучал ответ. - Потому что русские женщины очень мудры. Они всегда, даже занимая лидерские позиции, приоритет отдают мужчине. По-моему, это очень правильно.

Женщины сталкиваются с дискриминацией на всех этапах выборов в региональные заксобрания: они реже избираются на руководящие должности и зарабатывают меньше депутатов-мужчин.


Мы завершили своё исследование перед выборами в сентябре 2019 года, поэтому данные, использованные в нашей работе, эти результаты не включают. Статистика по прошедшим выборам в Москве демонстрирует, что количество женщин, избранных депутатами Московской городской Думы в 2019 году, соответствует 40% и остается на уровне выборов 2014 года. При этом наше исследование показало, что средние показатели гендерной представленности в регионах страны гораздо ниже столичных.

Мы проанализировали данные о 500 тысячах кандидатов на выборах на муниципальном уровне, в том числе на уровне административных центров, и на региональном уровне за 2013−2017 годы.

С 2013 по 2017 год в России прошло 28 289 выборов, в которых пытались участвовать или принимали участие 626 229 кандидатов
(уникальных среди них 509 815)

В рейтинге гендерного равенства в политической сфере Россия занимает 122 место из 152 и находится между Сьерра-Леоне и Марокко.

Согласно данным доклада Росстата за 2018 год, в России проживает 78,7 миллионов женщин и 68,1 миллионов мужчин. Логично предположить, что схожее соотношение должно сохраняться среди представителей власти. Однако в том же докладе на государственных должностях по состоянию на 2016 год и должностях федеральной гражданской службы трудится приблизительно 546 тысяч женщин и 212 тысяч мужчин, на государственных должностях субъектов РФ — почти 155 тысяч женщин и 62 тысячи мужчин. Казалось бы, женщин в два раза больше, но более детальная разбивка по уровню иерархии показывает другую картину: чем выше должность, тем выше в процентном соотношении мужчин. На должностях гражданской службы количество женщин уступает количеству мужчин на высших должностях и существенно увеличивается на уровне ведущих специалистов.

Категории и группы должностей женщин и мужчин, замещавших государственные должности и должности гражданской службы субъектов Российской Федерации на 1 октября 2016 года (по данным Росстата)

Нам не удалось найти аналогичную статистику в разбивке по региональным представительным органам власти. Однако, исходя из общих показателей, можно говорить о тенденции на всех уровнях власти.

Ещё на этапе выдвижения кандидатов можно заметить, что на выборы идет всего 26% женщин, они реже побеждают на выборах, хотя чаще принимают в них участие. Количество женщин, выдвигаемых в региональные парламенты, изначально меньше — и из 26% выдвинутых кандидаток до победы доходят лишь 2%.

При этом в состав участковых избирательных комиссий, как правило, входят именно женщины — не меньше 70% от общего состава.

Средний доход мужчин-депутатов региональных парламентов в 2,77 раза выше, чем доход женщин-парламентариев: средний годовой доход мужчин составляет около 14 млн рублей, у женщин — порядка 5 млн рублей.

Мое мнение — женщины однозначно должны быть в парламентах, но у нас так сложилось, что парламент получится мужицкий. Когда идет оценка [законо]проекта, чем более разнообразны взгляды на тот или иной нормативно-правовой акт, тем более качественными получаются принятые решения. Поэтому, что касается женщин, их место, оценка чрезвычайно важны. Колыма опирается на плечи женщин.

Женщины, стремящиеся в законодательные органы власти на региональном уровне, сталкиваются с дискриминацией на всех этапах: при выдвижении своей кандидатуры, во время избирательной кампании, они меньше зарабатывают и чаще всего занимают менее ответственные посты, чем парламентарии-мужчины.

Соотношение гендерного состава законодательных собраний и населения регионов России (до 8 сентября 2019 года)

В современной политической ситуации в России женщины выполняют определённую функцию, но при этом не являются в полном смысле политически самостоятельными: мы знаем примеры ярких, сильных и успешных женщин, такие как Валентина Матвиенко, Ольга Голодец или Эльвира Набиуллина. Но их функции скорее аппаратные, партийные или хозяйственные. Все эти женщины — хорошие исполнители и лоббисты. Но для самостоятельных и ярких, именно в политическом плане, женщин в российской политике остается не так много места. Причина тому — консерватизм общества.

На международном и национальном уровне подчёркивается значимость равной представленности женщин и мужчин, в частности, это касается международных нормативных актов, которые подписала и ратифицировала Российская Федерация.


На международном и национальном уровне подчёркивается значимость равной представленности женщин и мужчин, в частности, это касается международных нормативных актов, которые подписала и ратифицировала Российская Федерация.

Указом Президиума В С СССР от 19 декабря 1979 года № 3565-Х была ратифицирована Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (она распространяется и на Россию), которая также призывает государства-участников принять все соответствующие меры по ликвидации дискриминации в политической и общественной жизни страны и обеспечить женщинам право избираться во все публично избираемые органы и участвовать в формулировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления. В соответствии с Конвенцией, страны обязаны предоставлять отчеты каждые четыре года.

Сфера государственного управления является высоко феминизированной. Женщины в составе государственных служащих составляют более 70%. Создание в стране условий, необходимых для раскрытия интеллектуального, творческого, общественного потенциала женщин, его реализации, позволило привлечь в политику, в органы власти на руководящие посты немало ярких, высоко профессиональных женщин.

Из параграфа 135 восьмого периодического доклада РФ о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин за 2014 год.

Последний отчёт по выполнению Конвенции Россия представила в конце сентября 2019 года. В докладе подчёркивается, что предыдущие замечания Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин были учтены.

Помимо международных документов, Россия приняла ряд внутренних документов, направленных на выравнивание гендерного баланса. Принята Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017−2022 годы, утвержден план мероприятий и создан Координационный совет по реализации Стратегии.

Читайте также: