Могла ли снегурочка избежать гибели или она закономерна

Обновлено: 17.05.2024

Пьеса-сказка Островского Снегурочка, вышедшая в 1873 году, удивила читателей необычным стилем написания, отличным от большинства произведений писателя. Некоторые критики даже назвали ее бессодержательной. Но детальный разбор пьесы Островского показывает ошибочность таких суждений, раскрывая истинный смысл Снегурочки.

Действующие лица

Снегурочка Островского написана в стихотворной форме, по смыслу напоминающей сказки А. С. Пушкина. Наряду со сказочными персонажами в пьесе присутствуют мифологические существа из древних славянских легенд:

  • Снегурочка – юная, красивая девушка, мечтающая о любви;
  • Весна-Красна и Мороз – родители Снегурочки;
  • Бобыль и Бобылиха – бездетная семейная пара, взявшая себе Снегурочку;
  • Лель – легкомысленный пастушок, не способный определиться со своими чувствами;
  • Мизгирь – купец, влюбившийся в Снегурочку;
  • Купава – бывшая невеста Мизгиря;
  • Ярило – бог Солнца.

Краткое содержание Снегурочки

Все герои являются жителями вымышленного Берендеева царства. Чтобы лучше понять смысл Снегурочки, нужно кратко вспомнить содержание сюжета.

Интересно! История появления сказки довольно необычна. В 1873 году в Малом театре проходил ремонт, актеры были вынуждены временно разместиться в Большом театре. Московская комиссия, управляющая театрами, решила воспользоваться сложившейся ситуацией и устроить необычное представление с участием артистов драмы, оперы и балета, предложив Островскому написать пьесу.

Много лет назад Весна-Красна согрешила с Морозом, после чего у них родилась дочь – Снегурочка. Девушка подросла, жизнь в лесу ей стала скучна. Снегурочке хочется гулять, веселиться вместе с берендеями. Весна считает, что дочери пришла пора влюбиться и выйти замуж. Но Мороз признается, что любовь погубит девушку, так как Ярило из мести к Морозу растопит Снегурочку своими лучами.

В людском мире

Но позже родители все-таки решают отпустить дочь к берендеям, отдав на воспитание тому, кто первый ее найдет в лесу. Им оказался Бобыль, увезший девушку к себе. Красота девушки поразила все мужское население царства, а Мизгирь даже отказался от своей невесты Купавы, влюбившись в Снегурочку. Но девушка остается холодна, отвергая всех женихов. Это не нравится приемным родителям, рассчитывающим разбогатеть, выдав дочь замуж. Берендей, обеспокоенный затяжными холодами, решает устроить праздник в честь Ярилы. Чтобы ублажить рассерженное Солнце, царь велит в этот день устроить свадьбы всех помолвленных пар.

Накануне праздника молодежь устроила пляски на поляне. Снегурочка надеялась, что Лель, к которому она испытывала симпатию, выберет ее, но тот отдает предпочтение Купаве. Расстроенная героиня бежит к матери-Весне, прося ее научить любви. Девушку не пугает даже возможная гибель. И Весна, несмотря на свои опасения, дает ей такую возможность, надев на голову дочери свой венок. После этого девушка должна влюбиться в первого, кто ей встретиться на пути. Им оказался Мизгирь. Счастливый юноша приводит возлюбленную на гору, представляя собравшимся берендеям как свою невесту. Но с появлением первых лучей Солнца Снегурочка тает, а ее возлюбленный с горя бросается в озеро, чтобы соединиться с любимой.

Интересно! При написании пьесы Островский работал в тандеме с тогда еще неизвестным композитором П. И. Чайковским, который и написал музыку к сказке.

Берендеи продолжают веселиться, уверенные, что теперь Ярило смягчится и даст им больше тепла и урожая.

Объяснение сюжета

Все произведение Островского пронизано любовной темой. Автор считает любовь важнее земного существования. Главный смысл Снегурочки проявляется в момент, когда девушка бросается к матери с просьбой научить ее любить. Жизнь без любви для нее бессмысленна, ее душа не может смириться с холодным сердцем. Поэтому девушка готова пожертвовать жизнью ради познания любви.

Но центральной темой является конфликт противоположностей, отображающий смысл сказки Снегурочка. Мороз и Солнце, зимняя стужа и теплое время, холод души и пожар любви – несмотря на то, что эти понятия противоборствуют, они тесно связаны, не существуя один без другого. Этот же конфликт представлен в душе Снегурочки: жить, не зная любви, либо полюбив – погибнуть.

В чем суть концовки

Смысл Снегурочки наиболее точно выражен в финале сказки. С одной стороны – концовка довольно печальна. Героиня, наконец-то познавшая чувство любви, погибает. Вслед за ней кончает собой и ее возлюбленный – Мизгирь. Но кончина влюбленных не омрачила праздник, берендеи продолжают веселиться. Уход Снегурочки приносит в мир солнце и свет. Тем самым Островский отразил мифологическое представление об условиях вечного существования Вселенной, когда на смену зиме приходит весна и лето. И чтобы этот порядок не нарушался, в языческие времена существовали специальные обряды и ритуалы, одной из составляющей которых было жертвоприношение.

В мире вряд ли найдётся хотя бы один взрослый или ребёнок, который не слышал бы о Деде Морозе или Снегурочке. Прототипом всем известного Деда Мороза является языческое божество Карачун — жестокий Бог Подземелья, повелитель холодов. Славяне испокон веков поклонялись ему и боялись его гнева. В фольклоре большинства северных народов есть схожие образы. В отличие от Деда Мороза Снегурочка — исконно русский персонаж.

Никто не может точно сказать, откуда в нашу традицию пришла юная помощница праздничного старика, впрочем, обосновалась она в ней прочно и, как свидетельствует история, надолго.

Как из фольклорного персонажа Снегурочка стала литературным героем


Снегурочка не упоминается в древнеславянских ритуалах или фольклоре, но в народных преданиях существует легенда о девушке изо льда, которая растаяла от тепла солнечных лучей языческого Бога Ярила. Во время традиционного обряда в честь Бога Весеннего Солнца, девушка подошла слишком близко к костру, тем самым обрекла себя на гибель.

Фольклористы считают, что персонаж Снегурочки находит своё отражение в образе языческого божества потустороннего мира Марены. Непосредственная связь с рождественской ёлкой объясняется тем, что это дерево является символом богини Зимы и Смерти. Занимательно, что в древние времена гробы для усопших делали именно из еловой доски. В действительности же злое существо Марена и добрая Снегурочка никак не могут быть одним и тем же образом. Изначально Снегурочка воплощает в себе милосердие, чистоту и добродушие.


В конце XIX — начале XX века этот персонаж всё чаще появлялся в новогодних сценариях отечественных педагогов. Ещё до Октябрьской революции фигурки Снегурочки украшали праздничные ели, а девчонки наряжались в узнаваемое убранство для новогодних представлений.

Кем на самом деле приходится Снегурочка Деду Морозу

Несмотря на то, что Снегурочка является фольклорным персонажем, существуют различные мнения о её семье. Самая распространённая, теория к которой привыкли многие из нас, гласит, что Снегурочка — внучка Деда Мороза. И возникает закономерный вопрос, кто же её родители? Говорят, что она дочь Снеговика, который появился в союзе Деда Мороза и Метелицы.

Некоторые считают, что Снегурочка — дочь Деда Мороза и Весны-Красны. А особо изощрённые фольклористы утверждают, что Снежная красавицы не кто иная как жена Деда Мороза. Вполне возможно, ведь на Руси издавна неравные браки были обыкновением.


Как создавался образ Снегурочки, дошедший до наших дней

Впервые Снегурочка как часть новогодней праздничной ёлки предстала перед публикой в 1935 году. Это было первое официальное празднование Нового года, которое власти СССР постановили на всесоюзном уровне. Дед Мороз и его внучка Снегурочка были назначены главными символами торжества. Уже в 1937 году они выступали дуэтом на новогоднем балу в Московском Доме Союзов. С того времени пара радует своих почитателей от мала до велика.

Занимательно, что изначально Снегурочка изображалась в виде маленькой девочки, и лишь позднее её стали представлять как статную девушку. Белое или светло-голубое пальто-платье из фланели с меховой опушкой, на подоле увенчанный серебряными узорами. Шапочка из того же материала или кокошник, украшенный жемчугом. На ногах — лёгкие сапоги из войлока или ткани. Всё это до сих пор является неотъемлемыми деталями образа Снегурочки.

В военный период Снегурочка утратила свою актуальность, но уже 1950-е годы не без стараний детских писателей Льва Кассира и Сергея Михалкова, её образ возродился вновь. С тех пор Дед Мороз и его юная помощница являются неотъемлемой составляющей радостного настроения всей страны в канун новогодних праздников.


Аналоги Снегурочки в традициях стран народов мира

А в Швеции у Снегурочки есть сестра Люсия, в честь которой даже существует отдельный праздник. Согласно легенде, её имя берёт начало от святой Люсии — мученицы, погибшей за веру в Иисуса. По приданию мужем Люсии был обычный рыбалка. Однажды, когда её супруг ушёл в море, разразился шторм, а дьявол погасил маяк, который вёл мужчин домой. Люсия, вооружившись фонарём, вышла на причал, чтобы обозначить дорогу рыбакам. Однако на неё напали черты и отрубили ей голову. Швейцарцы верят, что призрак девушки остался ожидать путников, освещая им путь со скалы.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

2. Рассмотрим образы основных персонажей пьесы.

3. Узнаем, какие чувства владели героями пьесы и к чему это привело.


Необходим был бы сюжет, который объединил музыку, игру актёров и красочное представление.

Действительно, Островский соединил народные сказки, песни, предания и легенды в красочное полотно.

В пьесе действуют живые люди и силы природы, животные и персонажи фольклора. Все они наделены своими характерами, привычками. Взаимоотношения героев пьесы и являются главным в сюжете сказки.

Действие происходит в царстве берендеев. Это благословенный край: люди здесь живут по законам совести и чести. Они чтут солнце-Ярилу и стараются не прогневать его. Для них важна красота во всем – в природе, в людях, в песнях и плясках, в поступках. Царь Берендей так говорит о своём народе:

Народ великодушный

Во всем велик, - мешать с бездельем дело

Не станет он; трудиться, так трудиться,

Плясать и петь - так вдоволь, до упаду.

Взглянув на вас разумным оком, скажешь,

Что вы народ честной и добрый; ибо

Лишь добрые и честные способны

Так громко петь и так плясать отважно.

Во всяком случае, так было раньше, а теперь тот же царь с горечью замечает:

В сердцах людей заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев.

Исчезло в них служенье красоте;

А видятся совсем другие страсти:

Тщеславие, к чужим нарядам зависть

Царь Берендей – истинный отец своего народа. Он заботится о нем. Видя печальные изменения в людях, он даже ночью думает о том, как помочь горю, как вернуть былое благоденствие:

Благополучие - велико слово!

Не вижу я его давно в народе,

Пятнадцать лет не вижу. Наше лето

Короткое, год от году короче

Становится, а весны холодней -

Туманные, сырые, точно осень,

В чем же причина всех бед? Берендей пытается понять это.

Пятнадцать лет не кажется Ярило

На наш призыв, когда, встречая Солнце,

В великий день Ярилин, мы напрасно

Тьмотысячной толпой к нему взываем

И песнями его величье славим.

Сердит на нас Ярило.

И царь прав: причина действительно в том, что между собой спорят боги: Мороз и Ярила-Солнце. Причина же – Весна, жена Ярилы. Вернее, её дочь от Мороза.

Снегурочка – дочь Мороза и Весны. Мать хочет, чтобы дочь пошла к людям, ведь

Милей всего. Ни терем твой точёный,

Ни соболи, бобры, ни рукавчики

Строченные не дороги; на мысли

У девушки Снегурочки другое:

С людьми пожить; подружки нужны ей

Весёлые да игры до полночи,

Весенние гулянки да горелки

Мороз, напротив, желает оградить дочь от всякого общения с людьми, удержать ее в ледяном тереме:

Волну пряди, бобровою опушкой

Тулупчик свой и шапки обшивай.

Строчи пестрей оленьи рукавички.

Грибы суши, бруснику да морошку

Про зимнюю бесхлебницу готовь;

От скуки пой, пляши, коль есть охота,

Но вот Снегурочка среди людей.

В этом мире далеко не всё так хорошо, как ей казалось, когда она тайно наблюдала за жизнью берендеев из леса. Её приёмные родители ленивы и жадны, мечтают только о богатстве, сытости-пьянстве и нарядах. Подруги ревнивы и завистливы, обижены за то, что парни поголовно влюблены в Снегурочку.

А сама Снегурочка не может понять этих чувств:

Моя беда, что ласки нет во мне.

Толкуют все, что есть любовь на свете,

Что девушке любви не миновать;

А я любви не знаю; что за слово

"Сердечный друг" и что такое "милый",

Вообще сердце Снегурочки не ледяное, оно не знает только любви. Остальные чувства Снегурочке доступны. Она жалеет своих приёмных родителей, хоть прекрасно видит и понимает их недостатки. Она завидует отчасти Купаве, делящейся с ней своими любовными секретами. Ей приятны ухаживания Леля и, напротив, страшна и даже противна бурная страсть Мизгиря, его попытки подкупить её.

Бесценный жемчуг

Себе оставь; недорого ценю я

Свою любовь, но продавать не стану:

Сменяюсь я любовью на любовь,

Но не с тобой, Мизгирь.

Снегурочка умоляет Весну:

О мама, дай любви!

Любви прошу, любви девичьей!

И только выпросив у матери умение любить, Снегурочка начинает жить по-настоящему. Для неё изменился весь мир:

Ах, мама, что со мной? Какой красою

Зелёный лес оделся! Берегами

И озером нельзя налюбоваться.

Теперь ей дорог и Мизгирь, на него выплёскивает Снегурочка переполняющую её любовь.

С н е г у р о ч к а

О нет, Мизгирь, не страхом

Полна душа моя. Какая прелесть

В речах твоих! Какая смелость взора!

Высокого чела отважный вид

И гордая осанка привлекают,

Манят к тебе. У сильного - опоры,

У храброго - защиты ищет сердце

Стыдливое и робкое. С любовью

Снегурочки трепещущая грудь

К твоей груди прижмется.

И даже собственная гибель не печалит девушку, ведь она всё же почувствовала настоящую любовь.

Но что со мной: Блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О Мать-Весна, благодарю за радость,

За сладкий дар любви! …

…Люблю и таю, таю

От сладких чувств любви!

Таково отношение к любви Снегурочки, то есть той, которая узнала ее впервые. А как относятся к любви берендеи? Посмотрим на Купаву.

Персонаж пьесы носит это имя не напрасно.

Купава в славянской мифологии супруга бога Купалы, бога очищения, вожделения, любви, брачных пар. Так может ли девушка с таким именем быть тихой, скромной, прячущей от всех свою любовь?

Купава – полная противоположность Снегурочке. Она вся – порыв страсти, нежности и не желает скрывать своей любви, своей радости:

К у п а в а

Снегурочка, а я-то как счастлива!

От радости и места не найду,

Вот так бы я ко всякому на шею

И кинулась, про радость рассказала.

И сама она не скрывает, что любила без оглядки, отдаваясь чувству всей душой:

К у п а в а

Всех-то забыла я,

Батюшко родного,

Близких и сродников,

Милых подруженек,

Игры веселые,

Речи заветные.

Знаю да помню лишь

Друга любезного.

Встретясь, целуемся,

Сядем, обнимемся,

В очи уставимся,

Смотрим, любуемся.

И столь же горяча в ее оскорбленном сердце ненависть к обманщику:

К у п а в а

Обижено, разбито сердце им;

Лишь ненависть к нему до гроба будет

В груди моей. Не надо мне его.

Купава не может жить без любви.

Она не просто благодарна Лелю за спасение, но переносит на него всю свою любовь, горячую, страстную, открытую.

К у п а в а

Насилу я нашла тебя, желанный,

Сердечный друг, голубчик сизокрылый!

Не в глазки, нет, не в щечки целовать, -

У ног лежать, голубчик сизокрылый,

У ног лежать должна Купава.

Мани меня, когда ласкать захочешь,

Гони и бей, коль ласка надоест.

Без жалобы отстану, только взглядом

Слезящимся скажу тебе, что я, мол,

Приду опять, когда поманишь.

Но кто же такой Лель? Обычный ли пастух носит такое имя?

В начале сказки мы видим Леля беззаботным красавцем. Он славится своей красотой и пением. Он беден, пасёт в слободе коров, но нисколько не тяготится своей бедностью. И даже то, что не все хотят взять его на постой, его не только не огорчает, но и вызывает в его душе гордость. Ведь не берут его из-за красоты, боясь, что женщины этого дома не устоят перед юным красавцем.

Лель весел, он всегда с молодёжью, участвует во всех её забавах. На праздниках он – главный запевала. Беззаботный, легкомысленный Лель впервые познает печаль, полюбив Снегурочку. Их первый разговор напоминает беседу говорящих на разных языках: она не понимает, как может Лель так дешёво ценить свои песни, а ему не понять, почему Снегурочка так серьёзно относится к его пению.

Не платы жду. Мальчонка-пастушонка

Убогого за песню приголубят

Поласковей, когда и поцелуют.

С н е г у р о ч к а

За поцелуй поешь ты песни? Разве

Так дорог он? При встрече, при прощанье

Целуюсь я со всяким, - поцелуи

Такие же слова: "прощай" и "здравствуй"!

Лель – сама молодость, веселье, и ему скучно с красивой, но холодной Снегурочкой. Ему ближе давние подружки, которым ничего не нужно объяснять.

Вон, видишь, ждут меня и ручкой манят.

Побегаем, пошутим, посмеёмся,

Пошепчемся у тына под шумок,

От матушек сердитых потихоньку.

Он жаждет любви горячей, открытой, бурной:

Лелю не детская любовь нужна.

Поэтому он остается с Купавой, которая готова идти за ним, по ее собственным словам, как собачка.

В Снегурочке Леля прельстила красота, но очень быстро его влечение остыло, потому что красота эта холодная, чуждая Лелю и его чарам не поддаётся.

Теперь посмотрим на Мизгиря. Его имя в каком-то смысле тоже говорящее.

Мизгирём в народных сказках именуют паука. Оплетая своими сетями ветки и травы, он ловит беззаботных мошек, мотыльков, мух и губит их. Таков и Мизгирь у Островского.


Отецкий сын, по имени Мизгирь,

Торговый гость из царского посада.

Он все привык покупать или брать силой:

До сей поры она (душа) любви страданий,

Утехи лишь известны ей; а сердце

Приказывать привыкло, не молило,

Не плакало оно.

Доселе я не плакал

И даже слов не тратил много, - только

Рукой манил девиц делить любовь

И золото бросал за ласки.

Впервые он ощущает любовь, увидев Снегурочку. И то это скорее не любовь, а страсть, вспыхнувшая неожиданно и ярко. Снегурочка не похожа на прочих девушек посада:

Опушены стыдливые глаза,

Ресницами покрыты; лишь украдкой

Мелькнёт сквозь них молящий нежно взор.

Снегурочка не поддаётся ни на мольбы и горячие признания, ни на богатые подарки, и это только подогревает в чувство Мизгиря:

Сломился я под гнетом жгучей страсти

И слезы лью. Смотри, колена клонит

Перед девчонкой гордый человек.

Люби меня, Снегурочка! Дарами

Бесценными красу твою осыплю

М и з г и р ь

Покорными сердцами

Привыкла ты владеть, привыкла тешить

Угодами обычай прихотливый.

Но сердцем я не мальчик - и любить,

И приказать умею: оставайся!

Жизнь Мизгиря – это подчинение своим капризам и душевным порывам. Только погубив Снегурочку желанием покрасоваться перед всеми, Мизгирь понимает, что он натворил, хоть и здесь винит богов.

Таким же порывом, каким он добивался взаимности Снегурочки, Мизгирь обрывает свою жизнь.

Любовь и страх в её душе боролись,

От света дня бежать она молила.

Не слушал я мольбы - и предо мною

Как вешний снег растаяла она.

Снегурочка, обманщица не ты:

Обманут я богами; это шутка

Жестокая судьбы. Но если боги

Обманщики - не стоит жить на свете!


Островский в своём произведении показал всевозможные оттенки любви:

- легкомысленная влюблённость Леля;

- горячая потребность Купавы любить хоть кого-то;

- любовь как сила, преображающая мир, – для Снегурочки.

Однако есть ли в пьесе место для искреннего, чистого, постоянного, самоотверженного чувства?

Обернёмся и ещё раз посмотрим на основных персонажей пьесы:

- Чувства Леля мгновенны, изменчивы, непостоянны и легковесны.

- Мизгирь испытывает к Снегурочке страсть, схожую с жаждой обладания.

- Весна заигрывает с Морозом шутки ради (могла ли она подарить своей дочери настоящее чувство?).

- Чувство Снегурочки схоже с восторгом и обращено на первого встречного.

Мы уже говорили о том, что в царстве берендеев далеко не все идеально: здесь есть и бедность, и зависть, и вражда. Но, возможно, причина в самих берендеях?

В сущности, они живут единым днём, порывом, внешней красотой и внешними чувствами. Любая скорбь для берендеев – беда.

Они не склонны даже к обычному человеческому сочувствию.

Снегурочки печальная кончина.

И страшная погибель Мизгиря.

Тревожить нас не могут.

Царь Берендей рисуется мудрым правителем и добрым человеком. Он радуется, что Ярило перестал гневаться на его народ из-за Снегурочки. Но ведь Мизгирь был человеком, берендеем.

И в этом случае беспечальность остальных берендеев граничит с жестокостью.

А тяга только к веселью и только к теплу Солнца – с отсутствием нравственных законов и милосердия.

Почти в каждом исследовании об этой пьесе Островского можно встретить такие строки.

В мире вряд ли найдётся хотя бы один взрослый или ребёнок, который не слышал бы о Деде Морозе или Снегурочке. Прототипом всем известного Деда Мороза является языческое божество Карачун — жестокий Бог Подземелья, повелитель холодов. Славяне испокон веков поклонялись ему и боялись его гнева. В фольклоре большинства северных народов есть схожие образы. В отличие от Деда Мороза Снегурочка — исконно русский персонаж. Никто не может точно сказать, откуда в нашу традицию пришла юная помощница праздничного старика, впрочем, обосновалась она в ней прочно и, как свидетельствует история, надолго.


Как из фольклорного персонажа Снегурочка стала литературным героем



Морана или Мара, или Марена.

Снегурочка не упоминается в древнеславянских ритуалах или фольклоре, но в народных преданиях существует легенда о девушке изо льда, которая растаяла от тепла солнечных лучей языческого Бога Ярила. Во время традиционного обряда в честь Бога Весеннего Солнца, девушка подошла слишком близко к костру, тем самым обрекла себя на гибель.

Фольклористы считают, что персонаж Снегурочки находит своё отражение в образе языческого божества потустороннего мира Марены. Непосредственная связь с рождественской ёлкой объясняется тем, что это дерево является символом богини Зимы и Смерти. Занимательно, что в древние времена гробы для усопших делали именно из еловой доски. В действительности же злое существо Марена и добрая Снегурочка никак не могут быть одним и тем же образом. Изначально Снегурочка воплощает в себе милосердие, чистоту и добродушие.



Обряд сжигания чучела Костромы.

По другой версии, Снегурочка является прототипом Костромы — традиционного чучела, которое сжигали на Ивана Купала. Некоторые культурологи называют Снегурочку снежной нимфой, которая испаряется весной и забирает пожелания хорошего урожая. Другие считают, что она богиня весны Лелей. Рождённая из снега, она преодолевает оковы зимы и превращается в воду, чтобы принести плодородие земле.



Александр Островский и его Снегурочка.

В конце XIX — начале XX века этот персонаж всё чаще появлялся в новогодних сценариях отечественных педагогов. Ещё до Октябрьской революции фигурки Снегурочки украшали праздничные ели, а девчонки наряжались в узнаваемое убранство для новогодних представлений.

Кем на самом деле приходится Снегурочка Деду Морозу



Снегурочка в разных исполнениях В. Васнецова.

Несмотря на то, что Снегурочка является фольклорным персонажем, существуют различные мнения о её семье. Самая распространённая, теория к которой привыкли многие из нас, гласит, что Снегурочка — внучка Деда Мороза. И возникает закономерный вопрос, кто же её родители? Говорят, что она дочь Снеговика, который появился в союзе Деда Мороза и Метелицы.

Некоторые считают, что Снегурочка — дочь Деда Мороза и Весны-Красны. А особо изощрённые фольклористы утверждают, что Снежная красавица не кто иная как жена Деда Мороза. Вполне возможно, ведь на Руси издавна неравные браки были обыкновением.

Как создавался образ Снегурочки, дошедший до наших дней



Снегурочка в традиционной одежде.

Впервые Снегурочка как часть новогодней праздничной ёлки предстала перед публикой в 1935 году. Это было первое официальное празднование Нового года, которое власти СССР постановили на всесоюзном уровне. Дед Мороз и его внучка Снегурочка были назначены главными символами торжества. Уже в 1937 году они выступали дуэтом на новогоднем балу в Московском Доме Союзов. С того времени пара радует своих почитателей от мала до велика.

Занимательно, что изначально Снегурочка изображалась в виде маленькой девочки, и лишь позднее её стали представлять как статную девушку. Белое или светло-голубое пальто-платье из фланели с меховой опушкой, на подоле увенчанный серебряными узорами. Шапочка из того же материала или кокошник, украшенный жемчугом. На ногах — лёгкие сапоги из войлока или ткани. Всё это до сих пор является неотъемлемыми деталями образа Снегурочки.



Снегурочка — неизменная спутница Деда Мороза.

В военный период Снегурочка утратила свою актуальность, но уже 1950-е годы не без стараний детских писателей Льва Кассира и Сергея Михалкова, её образ возродился вновь. С тех пор Дед Мороз и его юная помощница являются неотъемлемой составляющей радостного настроения всей страны в канун новогодних праздников.

Аналоги Снегурочки в традициях стран народов мира



Снегурочка — воплощение северной красоты.


А в Швеции у Снегурочки есть сестра Люсия, в честь которой даже существует отдельный праздник. Согласно легенде, её имя берёт начало от святой Люсии — мученицы, погибшей за веру в Иисуса. По приданию мужем Люсии был обычный рыбалка. Однажды, когда её супруг ушёл в море, разразился шторм, а дьявол погасил маяк, который вёл мужчин домой. Люсия, вооружившись фонарём, вышла на причал, чтобы обозначить дорогу рыбакам. Однако на неё напали черты и отрубили ей голову. Швейцарцы верят, что призрак девушки остался ожидать путников, освещая им путь со скалы.



Советские Дед Мороз и Снегурочка.

Читайте также: