Многие ученые называют современный мир прямым наследником средневековья какими фактами можно кратко

Обновлено: 31.05.2024

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Наследие Средних веков в истории человечества

Итак, вы познакомились с эпохой Средневековья.

При всех различиях и конкретных особенностях истории отдельных европейских стран в эпоху Средневековья их объединяли главные устои общества того времени. У европейцев сложилось сходство в образе жизни, разделении прав и обязанностей людей, в сословном строе и городском устройстве, в формах государства, в религии и культуре, в типах поселений.

Получили развитие мировые религии. Окончательно оформились христианская церковь и её религиозное учение, в ней выделились католическая, православная церкви. На Ближнем Востоке возник ислам, широко распространившийся в мире. Религии и их институты играли огромную политическую и культурную роль в жизни людей.

Были заложены основы современных наций. Образовались государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Россия, Польша и др. В Средние века выросло и большинство известных европейских столиц.

В Западной Европе господствовали монархи. Но в ряде стран возникли выборные представительные учреждения — парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, где население (пока лишь его зажиточные группы) могло отстаивать свои интересы перед властью. В европейских городах сложились выборные городские советы, а также цехи, гильдии, университеты с избранными руководителями; крестьянские общины решали общие сельские дела и противостояли помещикам.

В Византии было сохранено римское право. Соединившись в Европе с обычаями свободных германцев, оно послужило основой не только для законов средневековых феодальных государств, но и буржуазного права Нового времени. Возник суд присяжных, который во многих странах и поныне применяется при разборе важных дел.

Человечество существенно продвинулось в развитии орудий труда, механизмов, научилось выращивать много новых культур, улучшать породу скота.

Люди сделали важные открытия в химии, математике и механике, астрономии, анатомии и медицине. Они научились лечить некоторые тяжёлые болезни, построили больницы. Со времён Средних веков люди стали пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами, вилками, мылом, очками, пуговицами, механическими часами.

В мореплавании стали применять компас и другие приборы, научились строить более совершенные корабли. К концу эпохи европейцы открыли для себя Америку и другие континенты. Смелые путешественники обследовали значительную часть суши, морей и океанов. Кругозор людей неизмеримо расширился, как и их вера в свои силы.

В жизнь человека вошли многие достижения духовной культуры. Были открыты университеты и множество школ разных типов. Появилась печатная книга. Построенные в Средние века храмы, ратуши, крепости, жилые дома до сих пор украшают Париж и Лондон, Венецию и Мадрид, Дели и Пекин.

Сложились языки многих народов: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский, чешский и др. Па этих языках и на латыни и греческом была создана великая литература. Летописцы и историки запечатлели прошлое своих народов. Поэты сочинили героические поэмы и рыцарские романы, в которых прославили мужество, верность и честь. Миннезингеры, трубадуры и ваганты создали бессмертные шедевры любовной поэзии. В житиях и религиозной поэзии были даны нравственные примеры праведной жизни. Живописцы и скульпторы создали гениальные произведения, раскрывающие душевную и телесную красоту человека и мира.

Средневековые философы и богословы, размышляя о Боге и человеке, смогли поставить перед человечеством вечные вопросы, которые волнуют нас и до сих пор: что есть истина? В чём смысл жизни человека? Как устроен мир, каковы законы его движения? И уже начали отвечать на них…

1. Проверьте себя: прочитайте последовательно вопросы перед главами учебника и дайте на каждый из них краткий и точный ответ. Результат работы запишите в тетрадь.

2. Отметьте в словаре исторические понятия (не более 10- 12), которые вы считаете наиболее важными, основными для характеристики эпохи Средневековья. Объясните свой выбор.

3. Сопоставьте карту Европы в начале VI века и в конце XV века. Каковы были наиболее существенные перемены?

4. Перечислите этапы европейской средневековой истории, назовите их хронологические рамки. Что нового в жизни общества появилось на каждом из них?

5. Назовите наиболее крупные средневековые государства в странах Азии, Америки и Африки. В чём состояли особенности Средневековья в этих странах?

6. Перечислите империи эпохи Средневековья Какие из них сохранились к концу XV века?

7. Каков был вклад арабской исламской цивилизации в историю и культуру средневекового мира?

8. Что такое сословное общество? Каковы были положение и обязанности каждого сословия в средневековом обществе?

9. Как вы считаете, разъединяло или сплачивало средневековое общество сословное деление?

10. Какие объединения создавали люди одного сословия или рода занятий в средневековой Европе? Почему люди нуждались в таких объединениях?

11. Мог ли средневековый европеец изменить своё место в обществе? Если да, то при каких обстоятельствах? Придумайте сюжетный рассказ, который бы иллюстрировал ваш ответ.

12. В каких областях жизни в эпоху Средневековья особенно важную роль играли города? Почему?

13. В чём состояло влияние церкви на жизнь средневекового человека? Изменялось ли положение католической церкви в Европе в течение Средневековья?

14 Как вы считаете, какие новые учения, события, люди позднего Средневековья приблизили Новое временя? Обоснуйте свой ответ.

15. Сделайте презентацию (5-6 слайдов) об одном из исторических деятелей средневековой Европы, о котором не рассказано подробно в учебнике. Объясните, чем привлёк ваше внимание этот человек.

16. Многие учёные называют современный мир прямым наследником Средневековья. Какими фактами можно доказать эту точку зрения?


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Наследие Средних веков в истории человечества.

Промежуточный контроль по теме: "Средние века"

создать условия для обобщения знаний об основных изменениях в социальных отношениях, экономике, государственном строе и культуре, которые происходили в период расцвета Средневековья

Развивающая : развить умения анализировать материал, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы. Продолжить развитие навыков работы с исторической картой.

Воспитательная : воспитать чувство уважения к истории и культуре других народов. Развить познавательный интерес к истории

Урок развивающего контроля

здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения.

Многие ученые называют современный мир прямым наследником Средневековья. Какими фактами можно доказать эту точку зрения?

формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление и решение кроссвордов, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Предметные: систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Средних веков для современного мира.

Метапредметные УУД: познавательные: проводят обобщение, систематизацию и анализ исторического материала по заданным критериям; регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения; коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.Работа по теме урока.

Задания для игры:

Замените выделенный курсивом фрагмент текста историческим термином или понятием.

1.Зависимый крестьянин продолжал вести хозяйство на прежнем своём наделе, но за пользование им был обязан отдавать господину определённое количество продуктов собственного труда или денег.

2.В 1265 г. в Англии впервые был созван орган представительства сословий , который в XIV в. был разделён на две палаты — палату лордов и палату общин. В первую палату входили епископы, аббаты и бароны, во второй палате заседали рыцари и богатые горожане.

3.В Средние века продукты питания и вещи изготавливали не для продажи, а для собственного потребления .

(Ответ: натуральное хозяйство.)

4.В каждом средневековом городе ремесленники одной специальности объединялись в союзы , которые защищали их интересы.

5.Средневековое общество в Европе делилось на большие группы людей, которые отличались друг от друга закреплёнными за ними правами и обязанностями , передающимися по наследству .

6.Феод — это населённое крестьянами земельное владение, пожалованное господином — сеньором — своему подчинённому человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу .

Назовите события, которые произошли в указанные периоды:

VI в.н.э. (Возникновение франкского государства.)

800 г. (Провозглашение Карла Великого императором.)

1054 г. (Разделение христианской церкви на западную и восточную.)

1096-1291 гг. (Крестовые походы.)

1337-1453 гг. (Столетняя война.)

1453 г. (Гибель Византийской империи.)

-организация христианской церкви.

Вычеркните лишнее и объясните свой выбор:

-саксы, вандалы, майя, вестготы, франки (Майя-индейское племя, все остальные-германские племена.)

-Кастилия, Арагон, Германия, Португалия, Испания. (Германия, все остальные-это государства, образовавшиеся во время Реконкисты.)

Объясните, что означает средневековая поговорка:

-Первый слог-кусок земли.

Второй слог-передача мяча в футболе.

Целое слово-изобретение китайцев. (Компас.)

Второй слог-часть игры.

Целое слово-освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова. (Реконкиста.)

-Первая часть слова-место хранения спиртных напитков.

Вторая часть-личное местоимение третьего лица, единственного числа, мужского рода.

Целое слово-дворянский титул. (Барон.)

-Первая часть слова-правило, стандарт.

Вторая часть слова-удвоенная согласная буква.

Целое слово-северный германец, викинг. (Норманн.)

-Первый слог-движение в танце.

Вторая часть-единица измерения времени.

Третья часть слова-первая буква алфавита.

Целое слово-буддийский храм в виде высокой многоэтажной башни. (Пагода.)

-Первый слог-использованная вещь.

Вторая часть слова-волшебник.

Третья часть слова-первая буква алфавита.

Целое слово-изобретение Китая. (Бумага. )

Определите, опираясь на содержание фрагментов, о каких исторических событиях Средневековья идёт речь в текстах: Крестовые походы, арабские завоевания, верденский раздел империи Карла Великого, взятие Константинополя турками-османами, Война Алой и Белой розы, Жакерия, Гуситские войны в Чехии, Столетняя война.

(Ответ: верденский раздел империи Карла Великого.)

2.«Жители Константинополя. вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но и это зрелище не смягчило души латинян, не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни

(Ответ: Крестовые походы.)

(Ответ: Гуситские войны в Чехии.)

(Ответ: взятие Константинополя турками-османами.)

(Ответ: Столетняя война.)

7.«И Иран, и Византия были обескровлены многолетними войнами друг против друга и не смогли оказать серьёзного сопротивления неожиданному противнику. Иранское царство рухнуло под дружным напором мусульман. Столь же стремительно завоеватели заняли почти две трети византийских земель — Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку. В 711 г. конница мусульман переправилась через Гибралтарский пролив и вторглась на Пиренейский полуостров.

(Ответ: арабские завоевания.)

8.«О, долго Англия была безумна, Сама себя терзала в исступленье:

Брат брата убивал в слепом бою,

Отец убийцей был родного сына, Сын по приказу убивал отца.

(Ответ: Война Алой и Белой розы.)

Определите, опираясь на содержание фрагментов, о каких исторических деятелях идёт речь в текстах: Иоганн Гуттенберг, Ян Гус, Карл Великий, Вильгельм

(Ответ: Карл Великий.)

(Ответ: Иоганн Гуттенберг.)

Читайте также: