Миграционное право как отрасль права

Обновлено: 16.06.2024



Миграционное право

Миграционное право

Сравнительно новая отрасль Российского права, отличающаяся слабой конкретизированностью и определенностью норм, что порой делает их понимание невозможным для обывателя. При этом за нарушения положений миграционного законодательства предусмотрена серьезная ответственность.

Что такое миграционное право

Миграционное право – это комплексный межотраслевой институт, регулирующий миграционные споры и отношения, возникающие в связи с осуществлением контроля и надзора над перемещениями мигрантов через Государственную границу Российской Федерации или в пределах ее территории, а также статус мигранта, отношения, связанные с представлением государственных услуг в сфере миграции, иные взаимоотношения между мигрантами и государственными органами.

В соответствии с положениями вышеназванного закона федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции на территории Российской Федерации осуществляет федеральная миграционная служба.

Примечание: Для студентов данное понятие раскрыто по ссылке: Международное право.

Принципы миграционного права

Принципы миграционного права неразрывно связаны с принципами государственной миграционной политики России. Это свидетельствует о том, что миграционное право есть юридическая форма осуществления данного вида государственно-политической деятельности. Между тем к числу принципов рассматриваемой нами подотрасли административного права следует отнести принципы самой отрасли российского административного права. Следует отметить, что принципы подотрасли миграционного права подвергаются постоянному изменению в соответствии с требованиями миграционной политики Российской Федерации, которые излагаются в актах стратегического планирования в сфере миграции. Подотрасль миграционного права, как юридическая форма обеспечения реализации миграционной политики Российской Федерации, должна содержать соответствующие нормативно-правовые предписания.

Анализ положений Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 31.10.2018 № 622, выделяет следующие принципы миграционного права как подотрасли российского административного права:

Функции права

Под функцией миграционного права понимаются конкретные направления организующего воздействия на управленческие отношения в государственном управлении миграцией населения, содержание которых определяется объектом и целями правового регулирования.

Миграционному праву присущи как общесоциальные, так и юридические функции. К числу общесоциальных функций следует отнести: культурно-историческую функцию, воспитательную функцию, функцию социального контроля, информационно-ориентирующую функцию. Миграционное право реализует следующие юридические функции.

  • 1. Организационная функция — заключается в организующем воздействии управленческой воли государства в сфере миграции населения, которая конкретизируется в той роли, которую играют нормы подотрасли и юридические формы его применения, субъективные права и юридические обязанности участников миграционно-правовых отношений.
  • 2. Регулятивная функция — находит выражение во взаимодействии государства, органов государственного управления, общества и отдельных индивидов в процессе осуществления стадий и циклов государственного управления миграцией населения и реализации миграционно-правовых отношений, возникающих в этой связи.
  • 3. Охранительная функция — воплощается посредством применения мер административного принуждения и его особого вида административной ответственности, а также разрешения административно-правовых споров, возникающих в сфере миграционно-правовых отношений, является способом гарантирования эффективного существования организационных и регулятивных миграционно-правовых отношений.

Работодателям:

При привлечении иностранной рабочей силы, у работодателей зачастую возникают проблемы при взаимодействии с территориальными органами ФМС. Процедура законной Легализации иностранного работника, требует особой внимательности со стороны принимающей стороны. Незначительное на первый взгляд нарушение процедуры оформления документов, необходимых для привлечения к трудовой деятельности иностранных работников, может стоить Вам административного наказания в виде штрафа до 1 000 000 рублей или приостановления деятельности до 90 суток (за каждое допущенное нарушение)!

Зачастую для избежания серьезных проблем работодателю не хватает понимания положений миграционного законодательства РФ. Своевременное обращение за консультацией к юристам нашей компании поможет Вам сохранить свои время и деньги.

Основные вопросы

  1. порядок получения иностранным гражданином разрешения на работу в РФ;
  2. порядок приема, увольнения иностранных работников; порядок и сроки постановки иностранных граждан на миграционный учет;
  3. порядок и сроки уведомления компетентных органов о заключении либо расторжении трудового договора с иностранным работником;
  4. особенности предоставления права пользования помещениями на торговых объектах организациям, использующим труд иностранных работников.

Миграционное право

Основные новшества

В 2013 — 2016 гг. вступило в силу большое количество нормативно-правовых актов в сфере миграции, причем если в 2013 — 2014 гг. интенсивно разрабатывались и принимались федеральные нормативные правовые акты, то в 2015 — 2016 гг. — правовые акты субъектов Федерации.

Самое заметное влияние на регулирование ключевых проблем управления трудовой миграцией оказали следующие из них:

Кроме того, стоит отметить ряд нормативно-правовых актов, развивающих положения указанных Федеральных законов:

Миграционное право в странах ЕАЭС

В современных условиях особую актуальность в рамках интеграционных процессов приобретает вопрос изучения миграционного права стран Евразийского экономического союза в целях дальнейшей гармонизации законодательства. Миграционное право можно представить как систему норм права, регулирующих отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (миграционные отношения), что является общим для всех стран ЕАЭС. Характерно, что это регулирование осуществляется как на уровне международных актов, так и норм национального законодательства.

Ни для кого не секрет, что пребывание иностранца на территории другого государства предполагает, в первую очередь, грамотное оформление юридических миграционных документов. В отсутствии законных документов, противодействие незаконной миграции становится одной из важнейших задач в деятельности правоохранительных и иных государственных органов, которая требует комплексного подхода, направленного на выявление и устранение обстоятельств, способствующих данному негативному явлению.

Правовые нормы Миграционного права

Следует понимать, что любые вопросы, связанные с въездом гражданина другой страны на территорию, к примеру, Российской Федерации, попадают в юрисдикцию действующего миграционного законодательства принимающей стороны. Так, к примеру, при въезде на территорию России гражданин другого государства обязан пройти процедуру временной регистрации, что дает ему право находиться в РФ определенный промежуток времени. Соответственно, длительное пребывание иностранца на территории России предполагает оформление документов и последующее получение разрешения на временное проживание (РВП), как вариант, вида на жительство (ВНЖ).

В случае, если иностранец планирует переехать на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, ему необходимо будет получить гражданство. Данная юридическая процедура достаточно трудоемкая в плане грамотного и правильного оформления документов, своевременной их подачи в необходимые государственные органы и учреждения.

Говоря начистоту, самостоятельно разобраться во всех правовых тонкостях и нюансах миграционного права достаточно тяжело. Именно по этой причине резоннее доверить решение подобных вопросов узкопрофильным специалистам.

На рынке правовых услуг работает большое количество организаций, специализирующихся на предоставлении юридических услуг гражданам, въезжающим на территорию Российской Федерации. Неоспоримые лидирующие позиции в данной сфере по праву занимает наша фирма, сотрудничество с которым преобладает рядом преимуществ.

Совет Безопасности и международное право

Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Некоторые из его действий имеют последствия для международного права, например те, которые касаются миротворческих миссий, специальных трибуналов и санкций. Обязательный характер решений, принятых на основании главы VII Устава, является особенно актуальным в контексте рассмотрения этой темы. В соответствии со статьей 13 (б) Римского статута, Совет Безопасности может передать некоторые вопросы Прокурору Международного уголовного суда (МУС), если они касаются международных преступлений (геноцид, преступления против человечности, военные преступления, акты агрессии).

Генеральная Ассамблея и международное право

Согласно Уставу ООН Генеральная Ассамблея уполномочена проводить исследования и выносить рекомендации по вопросам укрепления и кодификации международного права. Многие вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи рассматривают конкретные направления международного права и отчитываются по ним на пленарных заседаниях. Большинство правовых вопросов рассматриваются Шестым комитетом, который затем сообщает об этом на пленарном заседании. Комиссия международного права и Комиссия ООН по праву международной торговли представляют доклады Генеральной Ассамблее. Генеральная Ассамблея также рассматривает вопросы внутреннего нормотворчества Организации Объединенных Наций, такие, как принятие Положений о персонале и о создании системы внутреннего правосудия.

Шестой комитет Генеральной Ассамблеи (правовые вопросы)

Шестой комитет Генеральной Ассамблеи является главным форумом Генеральной Ассамблеи по правовым вопросам. В Шестом комитете, являющемся одним из основных комитетов Генеральной Ассамблеи, имеют право на представленными все государства — члены ООН. Текущая информация по вопросам повестки дня, резюме работы и документация.

Комиссия международного права

Комиссия международного права содействует прогрессивному развитию и кодификации норм международного права. Работа Комиссии, как правило, всегда связана с определенными аспектами прогрессивного развития, а также кодификации международного права с упором либо на прогрессивное развитие, либо на кодификацию, в зависимости от рассматриваемого вопроса. Информация о программе работы и деятельности, конвенции и доклады.

Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)

Комиссия является одним из основных правовых органов системы ООН, специализирующимся на вопросах права международной торговли. Одним из основных аспектов деятельности Комиссии является модернизация и согласование права международной торговли. Секретариатом Комиссии разработана система Прецедентного права по текстам ЮНСИТРАЛ (ППТЮ) с целью сбора и распространения информации о судебных и арбитражных решениях, касающихся разработанных Комиссией конвенций и типовых законов. Цель этой системы — содействие распространению в международных масштабах информации о правовых текстах, разработанных Комиссией, и облегчение единообразного толкования и применения этих текстов.

Конвенция ООН по морскому праву

Конвенция ООН по морскому праву регулирует все правовые вопросы, касающиеся морских пространств и мирового океана, устанавливает правила и нормы деятельности и использования ресурсов мирового океана. Отдел ООН по вопросам мирового океана и морского права Отдела по правовым вопросам ООН выполняет функции секретариата Конвенции по морскому праву.

Собрание договоров ООН

Система внутреннего правосудия в ООН

Система внутреннего правосудия в ООН была учреждена в 2009 году. Организация преследовала цель создания такой системы, при которой стало бы возможно не доводить дела до официального судебного разбирательства, а разрешать спорные вопросы и конфликты на этапе их возникновения непредвзятым образом, на профессиональной основе, без проволочек и при обеспечении полной транспарентности. Поскольку ООН обладает юридическим иммунитетом против исков со стороны национального суда любой страны, Организация учредила систему внутреннего правосудия для урегулирования споров и конфликтов между руководством и персоналом, включая действия, которые могут повлечь за собой дисциплинарные взыскания.

Справочные материалы и подготовка по правовым вопросам

Архивные материалы, представленные в Библиотеке аудиовизуальных материалов по международному праву, являются уникальным ресурсом для педагогов и научных работников, специализирующихся на вопросах международного права.

Правовая техническая помощь государствам-членам

ООН предоставляет государствам-членам техническую помощь по широкому кругу правовых вопросов. Государства-члены имеют возможность получить консультативную и экспертную оценку, запросить аналитическую и статистическую информацию, обратиться с просьбой об организации учебы кадров.

Программа помощи по вопросам международного права

Список источников и литературы

  1. Миграционное право: Учебное пособие Т. Э. Зульфугарзаде.
  2. Миграционное право в России. А. Н. Жеребцов, Е. А. Малышев.

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Присылаем статьи пару раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.


В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновить на сайте.



Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!
Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

Читайте также: