Международные межправительственные организации как субъекты международно правовой ответственности

Обновлено: 30.06.2024

Основная разновидность международных юридических лиц - это международные организации. Понятие "международная организация" включает в себя и международные межправительственные (ММПО), и международные неправительственные (МНПО) организации.

Международные межправительственные организации - традиционные, основные, типичные, вторичные, производные, отраслевые, несуверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного публичного права. Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по прямому волеизъявлению государств (производные субъекты). ММПО не обладают ни территорией, ни населением, поэтому являются несуверенными субъектами и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью. С момента своего появления (XIX в.) ММПО являются постоянными участниками международных отношений; их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию. В связи с этим ММПО - типичные субъекты международного права.

Международные неправительственные организации - нетрадиционные, неосновные, нетипичные, вторичные, производные, несуверенные, правоприменяющие (но не правосоздающие) субъекты международного публичного права. Они обладают ограниченной международной правосубъектностью.

Международные организации (и ММПО, и МНПО) - субъекты международного права особого рода. Они создаются для выполнения конкретных задач и могут вступать только в те правоотношения, которые определены их функциями и задачами и соответствуют их уставу. Компетенция организации ограничена целями, во исполнение которых она создана. В доктрине международного права существуют концепции уставной, подразумеваемой и имманентной компетенции ММПО.

Основой международной правосубъектности государства является его суверенитет; основой правосубъектности международной организации - те полномочия, которыми ее наделили государства-члены. Правосубъектность международных организаций имеет ограниченный и специальный характер. Организации обладают международной договорной правоспособностью, однако их право на участие в международных договорах ограничено, так как они вправе участвовать в заключении международных соглашений по строго определенному кругу вопросов.

Международно-правовой статус международных организаций регулируется Венскими конвенциями о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975) и о праве международных договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями (1986), Конвенцией о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных отраслях сотрудничества (1980). Устав (учредительный акт) международной организации - это международный договор suigeneris (особого рода), заключенный государствами-членами ММПО.

Международные организации - субъекты не только международного публичного, но и международного частного права. Каждая организация обладает совокупностью прав и обязанностей, свойственных юридическому лицу, имеет частноправовой статус. Это международное юридическое лицо, созданное на основе международного договора, а не национального законодательства. Статус организации как юридического лица закреплен в международно-правовых актах (ст. 104 Устава ООН, ст. 105 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН (1946)). В учредительных документах организаций фиксируется их гражданско-правовая правоспособность (ст. 104 Устава ООН, ст. 12 Устава ЮНЕСКО). Уставы некоторых специализированных учреждений системы ООН (ВПС, МСЭ) не содержат положений о статусе этих организаций в международных невластных отношениях. Однако международная практика по заключению гражданско-правовых сделок позволяет сделать вывод о том, что и они выступают в качестве юридических лиц.

Как юридическое лицо, международная организация правомочна вступать в гражданско-правовые сделки, приобретать имущество на праве собственности или аренды, возбуждать дела в суде и арбитраже, быть стороной в судебном процессе, субъектом авторского права, участником совместного предприятия.

25. Физические лица как субъекты МЧП: категории иностранцев, личный закон, коллизионные вопросы праводееспособности иностранцев.

Субъектами большинства частноправовых отношений с иностранным элементом являются физические лица. В МЧП к физичес4ким лицам относятся иностранные граждане, апатриды, бипатриды, беженцы. Иностранные граждане – это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством. Бипатриды – лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами. Апатриды – лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством. Беженцы – лица, вынужденные по определенным причинам покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого государства. Гражданско–правовое положение иностранных граждан заключается в том, что они в принципе подчиняются двум правопорядком – правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства. Принцип защиты прав и основных свобод непосредственно действует и в МЧП. Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государства, естественно, обязаны соблюдать его законы и подчиняться местному правопорядку. Понятие личного закона физических лиц в российском праве установлено в ст.1195 ГК.

Правовое положение физических лиц в международном частном праве раскрывается через категории правоспособности и дееспособности.

Под правоспособностью физического лица понимается его способность быть носителем соответствующих прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны.

Правоспособность присуща человеку как жизнеспособному существу и не зависит от его умственных способностей, состояния здоровья и т. д. При жизни человека правоспособность может быть ограничена судом, в частности может быть вынесено решение о запрете заниматься каким-либо видом деятельности, определенной профессией. Ранее гражданскими кодексами и другими законами предусматривалась возможность лишения физического лица всех гражданских прав - так называемая гражданская смерть. В настоящее время лишение по суду гражданской правоспособности законодательством большинства государств не допускается. Правоспособность физического лица прекращается с его смертью или с объявлением его умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного в законе срока, или же (в некоторых странах) с объявлением судебного решения о безвестном отсутствии.

Под дееспособностью физического лица понимается его способность своими действиями приобретать права и обязанности.

Для того чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение, то есть это правовое свойство субъекта зависит от умственного состояния человека. Законодательством большинства стран установлено, что дееспособным в полном объеме гражданин становится по достижении установленного в законе возраста, то есть совершеннолетия.

Иностранными гражданами в Российской Федерации признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство иностранного государства.

Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев, а также лиц без гражданства и лиц, имеющих несколько гражданств. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам: отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойственности - своеобразие правового положения иностранца.

Законодательство РФ исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:

- Правоспособность и дееспособность физического лица определяется в РФ его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом (ст. 1196 ГК РФ). Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Признание в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (ст. 1197 ГК РФ).

По российскому законодательству личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

- иностранные граждане в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;

- в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан РФ, Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения,

- использование иностранными гражданами прав и свобод в РФ не должно наносить ущерба интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

В России имеется некоторое количество лиц без гражданства. К ним относятся проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству. Согласно российскому законодательству личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Международные межправительственные организации как субъекты международного права играют все более активную роль в международных отношениях. В связи с этим возникает вопрос: несут ли ответственность и каким образом международные организации? Поскольку международные организации обладают неодинаковым объемом международной правосубъектности, что фиксируется в их учредительных актах, то характер и объем ответственности у них тоже разный.

Доктрина и практика международного права исходят из того, что международные организации как субъекты международного права являются субъектами международно-правовой ответственности и международных претензий. Но в силу того, что международные организации являются относительно молодым субъектом международного права, проблема их международно-правовой ответственности находится в стадии разработки.

Ответственность международной организации будет вытекать из факта нарушения ее органами и должностными лицами как уставных положений организации, так и общих норм международного права. В практике ООН имели место случаи признания этой организацией ответственности за действия, совершенные лицами из состава вооруженных сил ООН. В этой связи можно упомянуть соглашения ООН, заключенные в 1965—1967 гг. с некоторыми государствами по возмещению ущерба, причиненного гражданам этих стран и их имуществу в процессе проведения операций вооруженных сил ООН в Конго.

На международной арене международная организация действует через свои органы и должностных лиц, поэтому фактически международные правонарушения могут совершать именно они. В этом случае может возникнуть двойная ответственность организации. Во-первых, перед государствами-членами за нарушение должностным лицом или органом организации уставных положений и, во-вторых, перед международным сообществом в целом при нарушении норм общего международного права. В связи с тем, что деятельность международных организаций носит функциональный характер и их статус как субъектов международного права отличается от статуса государств, вопрос о политической ответственности международных организаций находится в стадии разработки и в практике ни разу не возникал. В доктрине же международного права существует мнение, что к международным организациям применимы все формы политической ответ-ственности, не противоречащие специфике их международной правосубъектности.

В настоящее время в международной практике проблема ответственности международных организаций решается преимущественно в плоскости компенсации материального ущерба. Так, в ряде соглашений по космосу — Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. имеются нормы, устанавливающие ответственность международных организаций и участвующих в них государств за ущерб, явившийся результатом космической деятельности.

Поскольку международные организации подчас не могут самостоятельно компенсировать причиненный ими ущерб, возникает вопрос о необходимости солидарной ответственности как самой организации, так и ее государств—членов. Такой вид ответственности, в частности, предусмотрен ст. V Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.

Специфика деятельности международной организации может привести к причинению материального ущерба ее должностным лицам, имуществу и помещениям. В этих случаях международная организация может выступать субъектом международных претензий к причинителям ущерба. Это нашло подтверждение в консультативном заключении Международного Суда ООН от 11 апреля 1949 г. “О возмещении ущерба, понесенного на службе ООН”. На основании факта убийства израильскими террористами посредника ООН в вооруженном конфликте между Израилем и арабскими государствами графа Бернадота и полковника Серо Международный Суд ООН признал, что Организация Объединенных Наций как субъект международного права и носитель международных прав и обязанностей может осуществлять свои права путем предъявления международных претензий.

Международные межправительственные организации как субъекты международного частного права

Международные межправительственные организации (далее — ММПО) являются прежде всего традиционными и типичными субъектами международного права. Их международная правосубъектность имеет вторичный характер, она производна от воли государств-членов и устанавливается в учредительных документах ММПО. Объем международной правосубъектности ММПО, естественно, меньше, чем у государств-членов; тем не менее, организации входят в группу полноправных и основных субъектов международного права.

В современном мире международные организации играют огромную роль, представляя собой постоянно действующий институционный механизм координации сотрудничества государств во всех сферах их общих интересов, и их роль и значение постоянно возрастают. Публично-правовой статус ММПО определен в их уставах, и для международных организаций главным является их функционирование в качестве субъектов публичного права. Однако любая ММПО имеет и частноправовой статус и выступает субъектом международного частного права.

В международных гражданских правоотношениях международные организации выступают как юридические лица. Это закреплено в уставах многих ММПО. В законодательстве многих государств (США, Великобритания, Россия) закреплено, что международные организации могут действовать на их территории в качестве юридических лиц.

Например, в английском праве предусмотрено, что на территории Великобритании в качестве юридического лица может функционировать любая ММПО, в том числе и та, членом которой Великобритания не является. Юридический комитет ООН провел исследование международной и национальной судебной и арбитражной практики, результаты которого показали, что все правоприменительные органы признают за ММПО статус юридических лиц.

Международные организации представляют собой юридические лица особого рода — международные юридические лица. Поскольку ММПО возникают в рамках международного правопорядка, качество юридического лица может возникнуть у них только на основе международного публичного права: частноправовой статус организации закреплен в ее уставе, который является международным договором. В дальнейшем статус ММПО как международных юридических лиц закрепляется в международных соглашениях с участием этих организаций и в правовых актах, принимаемых самими ММПО.

Международные юридические лица являются носителями прав и обязанностей цивилистического характера, возникающих в международном обороте, обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в качестве истцов или ответчиков по частноправовым спорам в правоприменительных органах.

Принято считать, что личный закон международных организаций как субъектов гражданских правоотношений определяется на основе теории оседлости — международная организация считается юридическим лицом права того государства, на чьей территории расположена ее штаб-квартира (НАТО — юридическое лицо бельгийского права, СНГ — юридическое лицо белорусского права, Совет Европы — юридическое лицо французского права и т.д.). Презюмируется, что международная организация получает статус юридического лица с момента регистрации ее устава либо включения в реестр юридических лиц в государстве по месту нахождения ее штаб-квартиры.

Однако необходимо учитывать, что гражданская правоспособность ММПО определяется не национальным, а международным правом и имеет серьезную специфику, поскольку речь идет именно о международных юридических лицах. ММПО как субъект международного публичного права обладает привилегиями и иммунитетами (собственности, от национальной юрисдикции, от применения национального права), при этом вступление ММПО в частноправовые отношения предполагает отказ от этих привилегий и иммунитетов. Международные организации как международные юридические лица имеют осложненный, двойственный правовой статус.

Международно-правовое существование и деятельность международных организаций невозможны без их участия в гражданских правоотношениях. Для ММПО существует объективная необходимость заниматься частноправовой деятельностью. Объем и виды частных сделок международных организаций чрезвычайно разнообразны: покупка и аренда недвижимости, покупка офисного оборудования, покупка услуг (эксперты, переводчики, консультанты), заключение трудовых контрактов.

Все эти сделки оформляются в традиционной форме договоров подряда, купли-продажи, аренды. Для многих коммерческих фирм заключение контрактов с ММПО считается особо престижными операциями, поэтому многие из таких контрактов заключаются на конкурсной и аукционной основе.

Право, применимое к сделкам с участием ММПО, определяется на основе автономии воли сторон и права места заключения сделки.

Однако эти традиционные коллизионные принципы в подобных сделках трактуются значительно шире, чем при заключении контрактов между национальными юридическими лицами. Права и обязанности международной организации как юридического лица определяются международным правом, поэтому коллизионное регулирование гражданских правоотношений с участием ММПО подчиняется не только национальному, но и международному праву. В 1975 г. Комитет по контрактам Секретариата ООН разработал Типовые правила и образцы контрактов для всех ММПО системы ООН.

Право собственности ММПО закрепляется, как правило, в международном договоре организации с государством ее места пребывания (соглашения между ООН и Швейцарией, между Францией и ЮНЕСКО). Исходное начало коллизионного регулирования права собственности — применение права места нахождения вещи. Однако международный характер собственности ММПО требует трансформации этой общей коллизионной привязки в специальные — место нахождения штаб-квартиры организации, место регистрации собственности, место нахождения вещи в международном районе.

Такая трансформация традиционных коллизионных принципов означает применение к регулированию права собственности ММПО внутренних правил самой организации. Точно так же принято трактовать закон места заключения сделки — закон места заключения контракта в международном районе.

Принцип автономии воли всецело применим и к сделкам с участием ММПО. Организации вправе подчинять свои контракты любому национальному праву, избранному по соглашению с партнером. Однако современная контрактная практика ММПО свидетельствует об устойчивой тенденции отказа от применения национального права и подчинении сделки международному праву, общим принципам права, общим принципам международного права.

Основная разновидность международных юридических лиц - это международные организации. Понятие "международная организация" включает в себя и международные межправительственные (ММПО), и международные неправительственные (МНПО) организации.

Международные межправительственные организации - традиционные, основные, типичные, вторичные, производные, отраслевые, несуверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного публичного права. Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по прямому волеизъявлению государств (производные субъекты). ММПО не обладают ни территорией, ни населением, поэтому являются несуверенными субъектами и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью. С момента своего появления (XIX в.) ММПО являются постоянными участниками международных отношений; их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию. В связи с этим ММПО - типичные субъекты международного права.

Международные неправительственные организации - нетрадиционные, неосновные, нетипичные, вторичные, производные, несуверенные, правоприменяющие (но не правосоздающие) субъекты международного публичного права. Они обладают ограниченной международной правосубъектностью.

Международные организации (и ММПО, и МНПО) - субъекты международного права особого рода. Они создаются для выполнения конкретных задач и могут вступать только в те правоотношения, которые определены их функциями и задачами и соответствуют их уставу. Компетенция организации ограничена целями, во исполнение которых она создана. В доктрине международного права существуют концепции уставной, подразумеваемой и имманентной компетенции ММПО.

Основой международной правосубъектности государства является его суверенитет; основой правосубъектности международной организации - те полномочия, которыми ее наделили государства-члены. Правосубъектность международных организаций имеет ограниченный и специальный характер. Организации обладают международной договорной правоспособностью, однако их право на участие в международных договорах ограничено, так как они вправе участвовать в заключении международных соглашений по строго определенному кругу вопросов.

Международно-правовой статус международных организаций регулируется Венскими конвенциями о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975) и о праве международных договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями (1986), Конвенцией о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных отраслях сотрудничества (1980). Устав (учредительный акт) международной организации - это международный договор suigeneris (особого рода), заключенный государствами-членами ММПО.

Международные организации - субъекты не только международного публичного, но и международного частного права. Каждая организация обладает совокупностью прав и обязанностей, свойственных юридическому лицу, имеет частноправовой статус. Это международное юридическое лицо, созданное на основе международного договора, а не национального законодательства. Статус организации как юридического лица закреплен в международно-правовых актах (ст. 104 Устава ООН, ст. 105 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН (1946)). В учредительных документах организаций фиксируется их гражданско-правовая правоспособность (ст. 104 Устава ООН, ст. 12 Устава ЮНЕСКО). Уставы некоторых специализированных учреждений системы ООН (ВПС, МСЭ) не содержат положений о статусе этих организаций в международных невластных отношениях. Однако международная практика по заключению гражданско-правовых сделок позволяет сделать вывод о том, что и они выступают в качестве юридических лиц.

Как юридическое лицо, международная организация правомочна вступать в гражданско-правовые сделки, приобретать имущество на праве собственности или аренды, возбуждать дела в суде и арбитраже, быть стороной в судебном процессе, субъектом авторского права, участником совместного предприятия.

25. Физические лица как субъекты МЧП: категории иностранцев, личный закон, коллизионные вопросы праводееспособности иностранцев.

Субъектами большинства частноправовых отношений с иностранным элементом являются физические лица. В МЧП к физичес4ким лицам относятся иностранные граждане, апатриды, бипатриды, беженцы. Иностранные граждане – это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством. Бипатриды – лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами. Апатриды – лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством. Беженцы – лица, вынужденные по определенным причинам покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого государства. Гражданско–правовое положение иностранных граждан заключается в том, что они в принципе подчиняются двум правопорядком – правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства. Принцип защиты прав и основных свобод непосредственно действует и в МЧП. Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государства, естественно, обязаны соблюдать его законы и подчиняться местному правопорядку. Понятие личного закона физических лиц в российском праве установлено в ст.1195 ГК.

Правовое положение физических лиц в международном частном праве раскрывается через категории правоспособности и дееспособности.

Под правоспособностью физического лица понимается его способность быть носителем соответствующих прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны.

Правоспособность присуща человеку как жизнеспособному существу и не зависит от его умственных способностей, состояния здоровья и т. д. При жизни человека правоспособность может быть ограничена судом, в частности может быть вынесено решение о запрете заниматься каким-либо видом деятельности, определенной профессией. Ранее гражданскими кодексами и другими законами предусматривалась возможность лишения физического лица всех гражданских прав - так называемая гражданская смерть. В настоящее время лишение по суду гражданской правоспособности законодательством большинства государств не допускается. Правоспособность физического лица прекращается с его смертью или с объявлением его умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного в законе срока, или же (в некоторых странах) с объявлением судебного решения о безвестном отсутствии.

Под дееспособностью физического лица понимается его способность своими действиями приобретать права и обязанности.

Для того чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение, то есть это правовое свойство субъекта зависит от умственного состояния человека. Законодательством большинства стран установлено, что дееспособным в полном объеме гражданин становится по достижении установленного в законе возраста, то есть совершеннолетия.

Иностранными гражданами в Российской Федерации признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство иностранного государства.

Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев, а также лиц без гражданства и лиц, имеющих несколько гражданств. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам: отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойственности - своеобразие правового положения иностранца.

Законодательство РФ исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:

- Правоспособность и дееспособность физического лица определяется в РФ его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом (ст. 1196 ГК РФ). Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Признание в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (ст. 1197 ГК РФ).

По российскому законодательству личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

- иностранные граждане в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;

- в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан РФ, Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения,

- использование иностранными гражданами прав и свобод в РФ не должно наносить ущерба интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

В России имеется некоторое количество лиц без гражданства. К ним относятся проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству. Согласно российскому законодательству личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Читайте также: