Международное право как основа взаимоотношений государств мира конспект

Обновлено: 17.05.2024

Возникает вопрос: а каково соотношение между мировым правопорядком и международным правом? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть, кто является участниками международного общения и каковы их права в этом процессе.

1. Государства – субъекты международного права, полноправные участники международного общения, члены ООН, а их сейчас более 190, которые создают международно-правовые нормы.

2. Государственные образования, не признанные в качестве субъектов международного права, но вступающие в международные отношения с другими державами, а также народы, борющиеся за свое освобождение. Если эти народы обладают определенными качествами, то они признаются субъектами международного права. Но даже будучи непризнанными в качестве таковых, они тем не менее участвуют в международном общении, правда, с иными правами.

3. Международные межгосударственные (межправительственные) организации, являющиеся субъектами международного права, их сейчас свыше 270.

4. Международные судебные учреждения, такие как Международный суд ООН, Международный трибунал по морскому праву, Международный уголовный суд, Международные трибуналы по бывшей Югославии, Руанде и Специальный суд по Сьерра-Леоне, другие судебные учреждения.

5. Международные органы, механизмы, созданные в рамках международных организаций (например Совет ООН по правам человека) или на основе заключенных договоров (например, Комитет экспертов, учрежденный в связи с заключением Международного пакта о политических и гражданских правах). В задачи этих органов входит контроль за выполнением государствами их международных обязательств.

6. Неправительственные международные организации, количество которых измеряется тысячами. Они участвуют в работе международных конференций с определенными правами, вступают в контакты с государствами.

7. Транснациональные корпорации – юридические лица, активно сотрудничающие с государствами, в частности заключая с ними договоры.

8. Физические лица, обладающие некоторыми правами, например правом обращаться в международные судебные учреждения с жалобами или исками в отношении тех или иных государств.

Иногда говорят, что сейчас идет процесс создания нового мирового правопорядка вместо существовавшего ранее, когда была двухполюсная модель мироустройства, в период существования СССР. Отмечается, что поскольку процесс создания нового мирового правопорядка затягивается, то это ведет к снижению уровня управляемости мировыми процессами. С такой точкой зрения вряд ли можно согласиться. Если мировой правопорядок – это то же самое, что и международное право, или базируется на современном международном праве, а следовательно, на Уставе ООН, то он был создан в 1945 г. при существовавшей тогда многополярной модели мироустройства. Следовательно, есть все основания утверждать, что мировой правопорядок, основанный на современном международном праве, создает достаточную правовую базу для регулирования отношений между участниками мирового общения; речь может идти лишь о его совершенствовании и развитии, как и современного международного права.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы причины возникновения международного права и какова роль государства и иных субъектов международного права в его создании?

2. Какова взаимосвязь между международным правом, мировым правопорядком, внешней политикой и дипломатией?

3. Какова, по вашему мнению, роль международного права в регулировании отношений между государствами и в какой степени оно эффективно?

4. Как вы оцениваете роль России (СССР) в развитии международного права?

Буткевич О.В. У истоков международного права. СПб., 2008.

Каламкарян Р.А. Господство права в международных отношениях. М., 2004.

Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права. Теоретические проблемы. Казань, 1999.

Современные проблемы развития международного и конституционного права: Сборник материалов международной практической конференции, посвященной памяти профессора Д.И. Фельдмана / Отв. ред. Г.И. Курдюков, О.М. Смирнова. Казань, 2008.

Хлестов О.Н. Прогноз развития международного права в XXI веке // Московский журнал международного права. 2001. № 2. С. 24–38.

В наше время человечество находится на пороге природной и экологической опасности, споры политических властей могут иметь колоссальные последствия, в том числе спровоцировать запуск атомных бомб или ядерных боеголовок. В данном свете, вопросы обеспечения мировой безопасности имеют первостепенное значение, что достигается охраной прав и свобод человека, окружающей среды, поддержанием жесткого экологического контроля, охраной культурного наследия цивилизаций, стимулированием процесса развития всех мировых стран, который должен протекать одинаково и равномерно, объединяя все государства в единое целое. Для реализации подобных условий необходима слаженная система работы всех правящих мировых властей, образующих и входящих в состав международных организаций, требующих постоянного обновления и увеличения круга их деятельности.

Международное право является мировой правовой системой, оно взаимосвязано с национальным правом всех государств, регулирует профилактику правонарушений в мире в целом.

Международное право является совокупностью интернациональных соглашений и законодательных актов, которые созданы различными странами или другими международными юридическими лицами, с целью обеспечения интернационального мира и правопорядка, укрепления и расширения международно-правовой кооперации мировых старн, что гарантируется честным и аккуратным исполнением субъектами международного права их обязанностей, в редких ситуациях в принудительной форме применяемой странами обособленно или коллективно согласно интернациональному законодательству.

Международным правом регламентируются общественные отношения, превышающие рубежи государственных границ территориально, и находятся вне структуры внутригосударственных полномочий.

Предметами международного правового управления интернациональных субъектов являются торгово-экономические, научно-интеллектуальные, социально-культурные, военно-политические, инженерно-технические и прочие виды взаимоотношений.

Интернациональные правовые нормы

В состав структуры международного права входят международно-правовые акты, нормы законодательства, положения и отрасли, которые образуют между собой целостную связь и зависят друг от друга.

Норма международного права считается неукоснительно выполнимым порядком действия для субъектов международного права и всех мировых стран и принимается ими с юридической точки зрения.

Законодательные положения международного права разрабатываются и принимаются его субъектами посредством их неограниченного волеизъявления и достижения соглашения между ними, как единственного способа установления интернациональных норм права. Данные положения реализуются в международных законодательных актах, согласованных и оговоренных независимыми мировыми державами между собой до времени начала их действия на законных основаниях, а также полностью учитывают и отражают интересы этих держав (к примеру, Устав ООН от 26 июня 1945 г., Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. и иное).

Положения интернациональных законодательных норм предоставляют права и обязанности субъектам международного права, используемые ими в процессе взаимоотношений интернационального характера, которые под управлением международно-правовых норм приобретают статус международно-правовых отношений.

Международные законодательные положения по форме своего содержания делятся на:

Венская конвенция о праве международных договоров, проведенная в Вене 23 мая 1969 года, в 53 статье дает понятие и расшифровку об императивной международно-правовой норме (jus cogens). Императивная норма является обязательно строго выполняемой нормой интернационального права для всех мировых держав, уклонение от ее выполнения неприемлемо. Императивная норма подлежит изменению только аналогичной ей, следующей нормой интернационального законодательства и составляет его центральное звено.

Императивных нормы являются базисом всего международного права и отношений, политической власти и порядка. Императивные нормы имеют высшую юридическую законность, а любые международные соглашения, не соответствующие этим нормам, признаются ничтожными.

Считается, что первостепенно императивными нормами выступают базисные положения международного права по Уставу ООП, расшифрованные с юридической точки зрения в Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 года, а также базисные положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 1975 года, иные базисные положения интернационального права, пребывающие в разработке.

Не существует интернациональных законодательных документов по праву, в которых императивные нормы носят характер общего международного права (jus cogens).

Диспозитивные нормы позволяют интернациональным правовым субъектам проявлять независимость в характере поведения, установлении прав и обязательств, касающихся определенных правовых соглашений. К примеру, статья 14 Конвенции ООП по морскому праву от 1985 года рассматривает принципы построения первоначальных линий для отсчета территории морской ширины касательно морских государств. По данной Конвенции существует несколько способов расчета:

  • первоначальные линии наибольшего отлива по длине берега (статья 5);
  • прямые первоначальные линии, соединяющие необходимые точки (статья 7);
  • совместное применение двух вариантов.

Интернациональные источники права

К источникам международного права относят определенные виды законодательных положений интернационального права, содержащие нормы действий, которые оговорены и приняты международными правовыми субъектами. Источниками международного права являются интернациональные договора и обычаи.

В международном законодательстве нет нормативного документа, регламентирующего международно-правовые источники и признанного каждым интернациональным субъектом.

Международный договор – это интернациональное соглашение, созданное в письменной форме между мировыми державами, которое подчинено нормам международного законодательства и может содержаться в одном или нескольких правовых актах, вне зависимости от названия соглашения.

Международный договор в письменном виде содержит необходимые для выполнения требования, последовательность вступления его в законную силу, период и дату окончания действия, цель, предмет, права и обязанности сторон договора и прочее.

Подписанный международный договор рассматривается с юридической стороны в качестве доказательства при возникновении спора и необходимости предъявления договора как основной доказательной базы в международном или национальном судебном порядке.

Система и порядок подписания международных договоров интернациональными субъектами регламентирована Венской конвенцией о праве международных договоров. В ее составе есть положения о том, что договора могут дополняться протоколами и приложениями, образующими его составные части; а также сами рассматриваться в качестве единичных, либо нескольких, объединенных между собой документов.

Понятие международного обычая подразумевает долго протекающий циклично-повторяющийся процесс поведения, происходящий в одной и той же обстановке. Международный обычай рассматривается и учитывается интернациональными правовыми субъектами как интернационально-правовая норма.

Статут Международного суда ООН в 38 статье признает понятие международного обычая свидетельством мировой практики, являющейся нормой права.

Существует три критерия для присвоения конкретному правилу поведения статуса международного обычая:

  • долгое и цикличное повторение (устойчивая практика);
  • повторение правила поведения в одной и той же ситуации;
  • отсутствие возражений со стороны международно-правовых субъектов присвоить конкретно рассмотренному правилу поведения статус международного обычая.

Законодательно международный договор и международный обычай с юридической точки зрения равнозначно по силе и неукоснительно должно исполняться субъектами международного права, к которым тот или иной имеют отношение.

Наиболее распространены международные обычаи во внешних правоотношениях и интернациональном морском праве.

Принципы международного права

Главные правила поведения субъектов интернационального права, образующиеся в итоге практической деятельности общества и формирующие исходные положения международного права с юридической стороны воззрения, формируют принципы интернационального права.

Особенности международно-правовых принципов:

  • указанные принципы являются базисом интернациональной структуры права и международного законодательства;
  • принципы международного права должны неукоснительно приниматься и исполняться каждым интернационально-правовым субъектом. Данную норму регулирует Устав ООН положение и. 6 статья 2, обязывающее каждую мировую державу четко следовать правилам принципов международного права;
  • указанные принципы считаются императивными нормами (jus cogens), имеющими высшую юридическую законность над прочими международными законодательными положениями. Отсутствие соблюдения международно-правовых принципов неприемлемо, а любое деяние, противоречащие этим принципам, признается ничтожным;

Законодательная норма принципов международного права может отменяться только аналогичной следующей законодательной нормой общего международного права, что регламентировано Венской конвенцией о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 года, Статья 103 Устава ООН, статьей 53 Венской конвенции о праве международных договоров;

  • интернациональные принципы права регулируют и влияют на каждое интернациональное законодательное положение, даже в том случае, если оно образовано пред появлением принципа, который влияет на положение до его отмены и не принятия результатов его действия;
  • к понятию международных преступлений относятся действия, попирающие интернациональные правовые принципы. По отношению к преступникам могут применяться различные меры наказания с позиции мирового сообщества такие, как отказ от ведения экономического, политического, дипломатического или другого взаимодействия, в случае надобности, мировое сообщество может прибегнуть к использованию военных ресурсов (Устав ООП статьи 5 и 6, а также статьи с 40 по 47 включительно);
  • международные принципы могут выступить базисом управления интернациональных отношений в том случае, когда нет прямого ресурса управления.

Принципиальные основы международного права кодифицируются по разной принадлежности, что больше относится к теоретическому толкованию нежели к практическому применению.

Классификация основных принципов международного права:

  • по форме закрепления:
    • писаные принципы;
    • обычные принципы;

    Обе формы равнозначны со стороны юридического воззрения, они создаются обычным и договорным путями.

    • по историческому признаку:
      • до-уставные принципы (образованы во времена рабства, феодального устройства структуры общественной жизни , капиталистического порядка);
      • уставные принципы (согласованы с появлением Устава ООН и послевоенным временем после окончания Второй мировой войны);
      • послеуставные (новейшие) принципы (к ним относят, принцип всеобщего и полного разоружения под надзором мирового сообщества, принцип взаимодействия мировых держав по защите окружающей среды и экологии);
      • принципы по защите мировой безопасности;
      • принципы, формирующие условия для дружелюбных взаимоотношений и взаимодействия между странами;
      • принципы по охране прав человека, народностей и национальностей.

      Основные положения главных интернационально-правовых принципов содержатся в Уставе Организации объединенных наций и уточняются иными законодательно-правовыми документами интернационального права, к примеру, Декларацией о принципах международного права, относящимися к поддержанию и обеспечению благоприятных взаимоотношений между мировыми странами, в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, Заключительным актом СБСЕ от 1 августа 1975 года, Парижской хартией для новой Европы от 21 ноября 1990 года и прочими.

      Среди главных принципов международного права выделяют:

      • принцип суверенного равенства государств;
      • принцип отсутствия применения силы и угрозы силой;
      • принцип нерушимости государственных границ;
      • принцип территориального единства государств;
      • принцип дружественного разрешения международных конфликтов;
      • принцип отсутствия вмешательства во внутренние дела государств;
      • принцип всеобщего уважения прав человека; принцип равноправия и самоопределения наций и народов;
      • принцип сотрудничества государств;
      • принцип честного исполнения интернациональных обязанностей.

      Новейшие интернационально-правовые принципы

      Принцип всеобщего и полного разоружения под надзором мирового сообщества вытекает из различных нормативных положений множества законодательных документов международного права. Ведущее место среди них занимает Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 года, Договор о нераспространении ядерного оружия от 12 июня 1968 года, а также ряд иных документов.

      Принцип по международной охране окружающей среды указывает интернационально-правовым субъектам оберегать флору, фауну и экологическую обстановку природной среды и ее богатств внутри территориальных рубежей мировых держав, а также околоземном космическом пространстве, и рассматривать в качестве целостного природного конгломерата.

      Принципы международного права в ходе практического использования тесно переплетаются между собой и трактуются неотделимо друг от друга.

      Гарантия мировой безопасности и препятствие правонарушениям достигается четким следованием и честным выполнением мировыми державами международно-правовых принципов.

      Главные принципы международного права непрерывно изменяются и улучшаются в соответствии с вновь возникающими целями и требованиями современного мира.

      Международное право – это особая правовая система, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. (Правовая норма – это правило. Принцип – это наиболее важное, общепризнанное правило, отклонение от которого недопустимо.)

      - добровольно принимаются, исполняются и обеспечиваются (в том числе, путем принуждения) самими субъектами МПП.

      Сущность международного права:

      Право всегда вторично, поскольку первоначально возникают общественны (в нашем случае, международные) отношения, которые требуют регулирования. При выработке международно-правовых норм преимущество имеют государства, обладающие наибольшим экономическим и военно-политическим потенциалом. Например, Устав ООН был принят в 1945 году странами победителями во Второй мировой войне, а постоянными членами Совета Безопасности ООН, стали пять наиболее могущественных в тот период времени государств: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай.

      Например, Договор об Антарктике, 1959г., Договор о нераспространении ядерного оружия, 1968г., и многие другие.

      3. Юридически закрепляет меры, направленные на достижение международного мира и безопасности, обеспечение прав и свобод человека.

      Система международного публичного права – это разделение принципов и норм международного права на обособленные отрасли и институты.

      Отрасль международного права – это подсистема международного права, представляющая собой совокупность норм и институтов, регулирующих определенную область международных отношений. Институт международного права – это обособленная группа правовых норм, регулирующих однородные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

      Право вооруженных конфликтов и др.

      - институт международно-правовой ответственности и др.

      Вопрос 2. Понятие и виды субъектов международного публичного права.

      Субъект международного права - это независимый участник международных отношений, способный создавать нормы международного публичного права, и обладающий правами и обязанностями, предусмотренными для него международными договорами.

      Основные признаки субъекта международного права:

      - может создавать нормы международного права.

      В науке МПП существуют теории, согласно которым к субъектам международного права относятся международные неправительственные организации, транснациональные корпорации и физические лица, участвующие в международных отношениях. Однако, классический подход предусматривает, что субъектами МПП являются не просто участники международных отношений, а акторы, которые совершают активные действия, направленные на других участников, путем создания международных правовых норм.

      Виды субъектов международного права:

      1. Независимые государства - п ервичные субъекты МПП.
      2. Международные межправительственные организации - вторичные субъекты, создаются государствами (ООН, ОБСЕ, НАТО, МВФ, ЕС, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, ИКАО, Интерпол и др.).

      3. Народы, борющиеся за свою свободу и независимость - могут становиться субъектами МП, в качестве временной формы существования государств, находящихся в процессе формирования и становления.
      Основные условия признания субъектом МПП народа, борющегося за свободу и независимость:

      Международная правосубъектность — способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений и создавать нормы международного публичного права. Содержание правосубъектности выражается и конкретизируется через правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

      Международная правоспособность - э то способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности.

      - с момента вступления в силу международного договора о создании межправительственной организации или определяющего статус государственно-подобного образования;

      - с момента признания организации, возглавившей национально-освободительное движение народа.

      Международная дееспособность – это способность субъекта международного права самостоятельно приобретать, осуществлять и прекращать свои международные права и обязанности.
      Международная деликтоспособность – это способностью субъекта международного права нести за свои действия юридическую ответственность, предусмотренную международными договорами.

      Виды международной правосубъектности:

      Отраслевая - способность быть участниками международных правоотношений в определенной области (политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и др.), характерна для международных организаций.

      Специальная (ограниченная) правосубъектность – способность быть участником только определенного круга правоотношений или отказ от участия в отдельных видах международных правоотношений.

      Статусом специальной (ограниченной) правосубъектности обладают:

      - народы, борющиеся за свободу и независимость

      Вопрос 3. Источники международного права

      – это совокупность документов, содержащих нормы международного права, или выражение воли субъектов международного права иным способом.

      Основные источники:

      1. Международные конвенции (договоры, соглашения, пакты, протоколы, уставы, обмен нотами и др., важнейшим из которых является Устав ООН).

      - это укоренившееся в международной практике правило правомерного поведения, которое соблюдается фактически (т.е. повторяется постоянно и однообразно в одинаковых случаях) и воспринимается как особая норма международного права. Например, неприкосновенность глав государств.

      - наиболее важные юридические правила, присущи всем правовым системам. Например, постулаты римского права.

      - основные принципы международного права.

      Производные (вторичные) источники:

      Например, Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и др. вправе принимать технические правила, регламенты и стандарты, которые становятся обязательными для государств-членов.

      Вспомогательные источники:

      2. Доктрины наиболее квалифицированных специалистов различных наций.

      Вопрос 4. Соотношение международного и внутригосударственного права.

      1. Монистические концепции – предполагают наличие единой системы права, включающей международные и внутригосударственные правовые нормы, и предусматривают:

      - либо примат (верховенство) международных правовых норм (точка зрения XX-XXI веков).

      2. Дуалистические концепции – предполагают наличие самостоятельного международного права и самостоятельного внутреннего права государств, и предусматривают:

      В настоящее время приоритет МПП закреплен в законодательстве Франции, Испании, ФРГ, Японии, Италии, Греции, России, США и других стран. Так, ст.6 Конституции США предусматривает, что все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления.

      Взаимное влияние международного и внутреннего права обусловлено:

      - развитием международного сотрудничества и глобализацией экономики, что привело к необходимости интеграции и унификации внутреннего законодательства.

      Механизмы влияния внутригосударственного права на международное:

      2. Отражения в международных нормах воли и интересов государств, ранее закрепленных во внутреннем законодательстве.

      Например, в ХХ веке на международное право огромное влияние оказало внутреннее право СССР, провозгласившее равенство мужчин и женщин, всеобщее избирательное право, права на труд и на отдых, на социальное обеспечение, на охрану здоровья и на образование, на жилище и т.п., что получило свое развитие во Всеобщей декларации прав человека, 1948г. и в последующих международных конвенциях о правах человека. Реализованное в Конституции СССР право наций на самоопределение было закреплено в Уставе ООН, 1945г.

      Механизмы влияния международного права на внутригосударственное право:

      1. Имплементация (внедрение) норм международного права во внутреннее законодательство государств. Основные формы имплементации:

      - инкорпорация – включение или объявление к исполнению международно-правового акта соответствующим актом национального законодательства;

      - трансформация – переработка (переформулирование) международно-правовой нормы в норму внутригосударственного правового акта.
      2. Исполнение решений международных органов и судов, влекущих корректировку внутреннего законодательства государств.

      (См. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации")
      3. Учет интересов мирового сообщества в целях поддержания международного мира и безопасности.

      Международное право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых самими государствами и другими субъектами международного права, и регулирующие отношения между этими субъектами международного права, в целях обеспечения мирного сотрудничества государств, равноправия и самоопределения народов.

      МП - это особая правовая система, регулирующая межд. отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

      Сущность любой отрасли права определяется ее предметом и методом. Предметом МП являются взаимоотношения между государствами и другими субъектами МП. Особенностью метода МП является возможность применения принудительных мер для обеспечения соблюдения правовых норм на основе действующих межд.-правовых норм и в рамках соответствующих межд. договоров.

      Нормы международного права — это правила поведения, которые создаются субъектами международного права и регулируют отношения между ними, обращенные к неопределенному числу государств и обязательные для них.

      Нормы международного права делятся на императивные и диспозитивные. В соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года под императивной нормой общего международного права понимается норма, принимаемая и признаваемая международным сообществом государства, отклонение от которой недопустимо. Императивными нормами, например, являются принципы международного права.

      Диспозитивные нормы — это правила поведения, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других государств Диспозитионость нормы предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

      Функции международного права

      Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. Иначе говоря, в нормах международного права отражаются общеприемлемые для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений (например, правила использования радиочастотного спектра, позволяющие избегать взаимных помех при использовании электросвязи).

      Регулирующая функция международного права проявляется в установлении государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия. Без таких правил было бы невозможно совместное существование и общение государств (например, порядок установления и прекращения дипломатических отношений).

      Обеспечительная функция международного права выражается в принятии норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства (например, положения о международной ответственности за нарушения международного права или механизмы контроля за соблюдением договоров).

      Охранительная функция международного права призвана защищать законные права и интересы государства (например, право на законную самооборону, создание оборонительных военных союзов, запрещение ряда видов оружия и т.п.).

      Соотношение международного и внутригосударственного права

      Между этими самостоятельными правовыми системами существует тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отражают национальные законы о границах соответствующих граничащих стран).

      Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, обеспечение основных прав человека).

      Различия заключаются в следующем:

      а) в международном праве его субъектами, как уже отмечалось, являются государства, нации и международные организации. Во внутригосударственном праве к таковым относятся физические и юридические лица;

      б) для субъекта международного права характерны отношения равенства, сотрудничества, для внутригосударственного субъекта отношения властвования, управления;

      в) нормы в международном праве создаются самими субъектами международного права, и прежде всего государствами. Во внутригосударственном праве нормы создаются национальными органами власти, например парламентом.

      Нормы международного права отражают права и обязанности субъектов лишь данной правовой системы. Отдельные органы государства, его физические и юридические лица непосредственно нормами международного права в принципе не руководствуются. C другой стороны, принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории и всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Эта система мер носит название имплементации.

      Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по конституции признать непосредственное (прямое) действие норм международного права на своей территории. Например, по Конституции Российской Федерации 1993 года международное право является частью национальной правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). В случае расхождения какого-либо положения международного права с национальной нормой преимущественную силу имеет норма международного права.

      Существует две теории относительно соотношения международного права и внутригосударственного: дуалистическая и монистическая.

      Дуалистическая теория основывается на том, что международное и внутригосударственное право — это две разные правовые системы.

      Монистическая теория — исходит из соединения международного и внутригосударственного права в единую правовую систему.

      Следует отметить, что дуалистическая теория более четкая, способная отграничить внутригосударственное право от международного. Так, согласно дуалистической теории, субъектами международного права являются государства, нации и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица. Механизм взаимодействия международного и внутригосударственного права выглядит следующим образом:

      — трансформация — осуществление государством норм международного права посредством издания национальных нормативных актов (например, закона, акта о ратификации международного договора);

      — рецепция — нормы национального права текстуально повторяют нормы международного права, конкретизируют их, учитывая особенности социального строя государства;

      — инкорпорация — включение норм международного права во внутригосударственное право;

      — отсылка — во внутреннем акте государства может быть применена отсылка к международному акту (например, договору).

      Пример тому часть 4 ст. 15 Конституции РФ, предусматривающая, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

      Государство, заключившее международный договор, обязано его соблюдать. В этом случае оно не может ссылаться на внутреннюю норму, если решит отказаться от выполнения положений международного договора.

      Таким образом, для формирования устойчивой правовой системы необходимо, чтобы внутригосударственное право было согласовано с международным.

      Международное публичное и международное частное право

      Международные отношения шире, чем межгосударственные, межвластные. Действующими лицами на международной арене выступают физические и юридические лица в своём личном качестве, а не от имени государства. Такие отношения регулируются нормами национального права (например, законы государств о правовом статусе иностранцев на их территории); нормами сделок-контрактов, заключаемых лицами различного гражданства; коллизионными нормами (правилами, которые определяют применимое право того или иного государства к возникающему правоотношению); международными договорами, которые унифицируют порядок правоотношений лиц различной национальности в той или иной области (гражданские, трудовые, семейные отношения).

      Перечисленный набор источников норм, регулирующих международные отношения такого рода, дает основание для различения международного публичного (межвластного) права и международного частного (не межвластного) права. Соответственно, наука международного права разделилась также на две части.

      В отечественной доктрине можно выделить два направления: одни считают, что международное публичное и международное частное право составляют два раздела единой системы международного права; по мнению других, международное частное право входит в национальные правовые системы в качестве их отрасли.

      Сложное взаимодействие норм международного публичного и международного частного права, нередкий переход правоотношения из сферы международного частного права в сферу международного публичного права (например, право лица на так называемую дипломатическую защиту своих нарушенных интересов), обязательность. соответствия частноправовых отношений общепризнанным принципам международного публичного права, развивающаяся кодификация норм международного частного права в межгосударственных договорах — все это свидетельство того, что истинный профессионализм юриста-международника предполагает одинаково хорошее владение знаниями в обеих областях правового регулирования международных отношений.

      Соотношение международного права с международным частным правом. Отличия международного права от международного частного права

      Соотношение международного права и международного частного права выражается в следующем

      1. Их объединяет общая цель — создание правовых условий для международного сотрудничества в различных областях международных отношений

      2. Международные договоры по международному частному праву не могут противоречить основным принципам международного права. Это означает, что нормы международного права являются превалирующими, первоосновой по отношению к нормам международного частного права.

      Отличия международного права от международного частного права:

      1. по субъектному составу:

      — в отличие от субъектов международного права к субъектам международного частного права относятся физические и юридические лица, государства (это обособленные субъекты). Государства могут вступать в имущественные отношения с иностранными юридическими лицами и с отдельными иностранными предпринимателями, в таких случаях они не обладают суверенитетом, но находятся под юрисдикцией государства и подчиняются действию национальных законов.

      2. по объекту регулирования:

      — в отличие от объекта регулирования международного права объектом регулирования международного частного права являются гражданско-правовые отношения, но властные, но осложненные иностранным элементом.

      3. по методу регулирования:

      — методом регулирования в международном праве является согласование воли государств, а в международном частном праве — преодоление коллизий.

      4. по источникам правового регулирования.

      — источниками международного права являются

      а) международные договоры и обычаи, принципы,

      б) судебные решения и доктрины;

      — источниками международного частного права являются

      а) международные договоры;

      б) внутреннее законодательство,

      в) судебные прецеденты и судебная практика;

      д) доктрины международного частного права.

      6. по сфере действия

      — сфера действия международного права — глобальная;

      — сфера действия международного частного права — национальная (нормы международного частного права регулируют соответствующие отношения в пределах отдельного государства).

      7. по ответственности:

      — в международном праве за нарушение его норм применяется международно-правовая ответственность;

      — в международном частном праве за указанные действия — гражданско-правовая.

      Международное право, внешняя политика и дипломатия

      Внешняя политика — это общий курс государства в международных отношениях и его конкретные шаги в направлении реализации этого курса.

      Дипломатия — это важнейший инструмент осуществления внешней политики государства.

      Внешняя политика и дипломатия должны соответствовать международному праву и опираться на него.

      Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств. Дипломатия обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики. Этим общим знаменателем является международное право. В дипломатии важно умение не только достигать политического компромисса, но и выражать его специфическим юридическим языком. В этом и состоит диалектическое единство и взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права.

      Ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в противоречие с международным правом, являющимся единственным общим языком межгосударственного общения.

      Международное право оказывает непосредственное воздействие на внешнюю политику государства и его дипломатию.

      Бытует мнение о том, что в международных отношениях сила доминирует над правом. Это мнение ошибочно, поскольку отдельные факты силового решения вопросов в международной жизни не могут образовать общего правила.

      Международное право — средство дальнейшей демократизации и гуманизации современной системы международных отношений.

      Идеал будущего — превращение международного права в истинный кодекс поведения всех народов.

      Система международного права

      Система международного права — объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находится место и резолюциям международных организаций, и решениям арбитражных и судебных международных органов.

      Отрасль международного права — совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большой степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретной области правоотношений.

      Международно-правовой институт — это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт признания государств, институт международной ответственности и т.д.). И отрасли, и институты международного права являются его неотъемлемой составной частью.

      Систему международного права нельзя отождествлять с системой науки международного права. Первая — объективно существующее социальное явление, вторая — результат научной мысли отдельных юристов или коллективов юристов-международников, международное право в субъективном понимании и изложении. Значение системы науки международного права состоит в том, что она является своего рода нитью Ариадны в огромном лабиринте многосторонних и двусторонних договоров, которыми связано каждое государство.

      Существует множество научных определений понятия международного права. Наиболее общим является следующее: система юридических норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государств, обусловленную действием закономерностей международных отношений на определенном этапе развития цивилизации

      Читайте также: