Малый а ф государственная власть как правовая категория

Обновлено: 02.07.2024

Прежде чем характеризовать власть государственную, необхо­ димо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности люде й отношение господства и подчи­ нения между субъектами, опирающееся на принуждени е. Соци­ альная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, пле­ мени, семьи, общественной организации, партии, государства, об­ щества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования со­ циальных структур и институтов.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными слова­ ми, это системообразую-щий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отно­ шения становятся целенаправленными, приобретают характер уп­ равляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осу­ ществляется не только государством, но и другими звеньями поли­ тической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными органи­зациями и т.п. Так, согласно ст. 3 и 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, хотя и осуществляют власть. Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая — как правило, от какой-либо его части или социальной группы, являю­ щейся субъектом политического властвования. В отличие от поли­ тической государственная власть имеет свойственные ей три ос­ новные ветви — законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами.

Государственная власть — это публично-политическое отноше- ние господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.


  • она распространяется на все общество;

  • носит публично-политический характер;

  • опирается на государственное принуждение;

  • осуществляется специальными лицами (чиновниками, по­
    литиками и т.п.);

  • действует система налогов;

  • население делится по территориальному признаку;

  • ей присущи легитимность, легальность и т.п.

Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании цен­ ности власти, в ее праве управлять.

Легитимная власть воспринимается населением как правомер­ ная и справедливая. И напротив, если правящая группа не пользу­ ется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.

40

Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции

§ 3. Понятие, признаки и сущность государства


Легитимная власть порождает у руководителей право на уп­ равление и соответственно обязанность у населения подчинять­ ся им.

Легитимность и легальность (законность) власти — не совпа­дающие понятия. Если легально сть означает юридическое обосно­вание власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее ' юридической характеристикой, то леги тимность — это доверйе'и оправдание власти, что выступает е енравственнои характеристи­кой. Любая власть, издающая законы, даже нёпопулярныеГ но "обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.


  • рациональный, когда власть узаконена установленными де­
    мократическим путем и признанными нормами права, осно­
    вана на подчинении не личности руководителя, а законам, в
    рамках которых избираются и действуют представители
    власти;

  • идеологический, когда власть признается обоснованной в
    силу внутренней убежденности или веры в правильности тех
    идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

  • традиционный, когда власть признается оправданной в силу
    укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться,
    веры в непоколебимость и священность издревле существую­
    щих порядков;

  • харизматический (персональный), когда власть основывает­
    ся на вере масс в исключительные качества, особые способ­
    ности политического лидера (вождя от бога, обладающего
    чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качест­ венному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напро­ тив, оппозиции существующему режиму и'пр.

Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспе­чение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки массами, они стремятся воз­ действовать на сознание людей всеми средствами — идеологичес­ кими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-пси­ хологическими.

§ 3. Понятие, признаки и сущность государства

Государство — это организация политической власти, содейст­ вующая преимущественному осуществлению конкретных классо­ вых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.


  • наличием публичной власти, выделенной из общества и не
    совпадающей с населением страны (государство обязательно
    обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публич­
    ная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрь­
    мы и другие учреждения);

  • системой налогов, податей, займов (необходимы для прове­
    дения определенной политики и содержания государствен­
    ного аппарата, людей, не производящих материальных
    ценностей и занятых только управленческой деятель­
    ностью);

  • территориальным делением населения (государство объеди­
    няет своей властью и защитой всех людей, населяющих его х
    территорию, независимо от принадлежности к какому-либо
    роду или племени);

  • связью с правом (государство не может существовать без
    права, так как последнее юридически оформляет государст­
    венную власть и тем самым делает ее легальной, определяет
    юридические рамки и формы осуществления функций госу­
    дарства и т.п.);

  • монополией на легальное применение силы, физического
    принуждения (возможность лишить граждан высших цен­
    ностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет
    особую действенность государственной власти).

  • суверенитетом (присущее государству верховенство на своей
    территории и независимость в международных отноше­
    ниях).

Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции

§ 3. Понятие, признаки и сущность государства


В обществе власть может существовать в разных видах: партий­ ная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, реше­ ния которой обязательны для всех граждан, организаций и учреж­дений, обладает лишь государство.

Оно осуществляет высшую власть в пределах собственных гра­ ниц и само определяет, какими будут отношения с другими го­ сударствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от ве­ личины территории, численности населения, политического ре­ жима.


  • ее безусловное распространение на население и все социаль­
    ные структуры общества;

  • монопольную возможность применения таких средств воз­
    действия (принуждения, силовых методов вплоть до смерт­
    ной казни), которыми не располагают другие субъекты поли­
    тики;

  • осуществление властных полномочий в специфических фор­
    мах, прежде всего юридических (правотворческой, правоп­
    рименительной и правоохранительной);

  • прерогативу государства отменять, признавать ничтожными
    акты других субъектов политики, если они не соответствуют

\ Государственный суверенитет включает такие основополагаю­щие принципы, как единство и неделимость территории, непри­ косновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государ­ ство ил"и внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять решение, не отвечающее националь­ ным интересам его народа, то говорят о нарушении суверенитета.

А это явный признак слабости данного государства и его неспособ­ ности обеспечить собственный суверенитет и национально-госу­дарственные интересы.

Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культур­ ным достоянием и т.п.

Политическая основа суверенитета — существование стабиль­ ного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой по­ литической организации власти.

Правовой основой суверенитета являются конституции, зако­нодательство, декларации, общепризнанные принципы междуна­ родного права, фиксирующие равенство государств, их территори­ альную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особый субъект политических отношений, как главный компонент политической системы общества.

Сущность как философская категория означает основное, необ­ ходимое в том или ином явлении.


  1. то, что любое государство есть организация политической
    власти (формальная сторона);

  2. то, чьим интересам служит данная организация (содержа­
    тельная сторона).

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности госу­ дарства.

В рамках классового подхода государство можно определить как организацию политической власти экономически господству­ ющего класса. Здесь государство используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господству-

44

Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции

§ 3. Понятие, признаки и сущность государства

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесо­ циальный) подход, в рамках которого государство можно опреде­ лить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется более широко как сред­ ство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, боль­ шинства населения страны преимущественно с помощью компро­ мисса.

Государство такой сущности, не занимая однозначной классо­ вой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся со­ гласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели со­ временная Россия. К этим государствам можно отнести, напри­ мер, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и т.п.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государст­ва, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного го­ сударства.

В рамках религиозного подхода государство можно опреде­ лить как организацию политической власти, содействующую пре­имущественному осуществлению интересов определенной рели­ гии. Так, католический Ватикан, исламские государства — Паки­стан, Иран, Ирак, Судан, Саудовская Аравия и др., в своей по­ литике руководствуются в большей мере религиозными нача­лами.

В рамках национального (националистического) подхода госу­ дарство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной (титульной) нации за счет удовлетворения интере­ сов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и

др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми го­ сударствами, на самом деле (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных наций, ущемляя одновременно интере­ сы иных наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о за­крытии русскоязычных школ, о проблемах в сфере гражданства, продвижения по службе, выплаты пенсий и т.п.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущест­ венному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на террито­ рии данной страны. Примером здесь может выступать ЮАР (в эпоху режима апартеида). В тот период правящие реакционные круги Южно-Африканской Республики проводили политику расо­вой дискриминации в отношении коренного африканского населе­ ния и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев граждан­ ских прав, помещении их в резерватах или особых городских квар­ талах, ограничении свободы их передвижения и т.п.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэ­ тому в сущности государства в зависимости от исторических ус­ловий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Организация политической власти (формальная сторона сущности государства)

Чьим интересам преимущетвенно служит данная организация (содержательная сторона сущности государства)

См.: Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учебник для подготовки государственных служащих. М., 1999. С. 14.

См.: Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. М., 1996. С.39.

См.: Конин Н.М. Российское административное право. Саратов, СГАП, 2001. С. 203–204.

См.: Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997. С. 196–197.

См.: Административное право Российской Федерации// Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2005. С. 194.

СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

См.: Конин Н.М. Административное право России. М., 2006. С. 106.

См.: Шалумов М.С. Прокуратура в современном российском государстве. Кострома, 2001. С. 16. Подробнее о законодательной власти см. также: Комсомольский А. П., Новоселов В.Д. Становление правового государства в России. СПб., 1999. С. 66–90; Романов А.С. Проблемы реформирования государственных органов. М., 2006. С. 12–19.

См.: Полянский И.А. Правовая природа исполнительной власти// Правоведение.1999. № 4. С. 27. Подробнее о законодательной власти см. также: Муромцев В.В. Президент и исполнительная власть. М., 2002. С. 22–26; Романов А.С. Проблемы реформирования государственных органов. М., 2006. С. 24–27.

См.: Семенчуков Д.Д. Прокуратура России вчера и сегодня. М., 2001. С. 122.

См.: Федоров Н.В. О судебной реформе в России // Государство и право. 1992. № 6. С.11.

См.: Шалумов М.С. Прокуратура в современном российском государстве. Кострома, 2001. С. 19–20.

См.: Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория //Государство и право. 2001. № 3. С. 98–99.

См.: Осипян С.А. Государственно-правовая природа и место органов прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации. // Сб. Конституция. Проблемы управления и прокурорского надзора. М., 1996. С 86–87.

См.: Бессарабов В. Место прокуратуры в государственном механизме современной России// Законность. 1999. № 10. С. 40.

См.: Лазарева В.А. Судебная власть и уголовное судопроизводство//Государство и право. 2000. № 5. С. 53. О понятии и содержании судебной власти см. также: Петрухин И.Л. Проблема судебной власти в современной России// Государство и право. 2000. № 7. С. 15–21; Никеров Г.И. Судебная власть в правовом государстве (опыт сравнительного исследования) //Государство и право. 2001. № 3. С. 16–20.

См.: Алексеев В.Б., Колибаб К.Е. Процессуальный статус прокуратуры и судебная власть //Сб. Организация управления в органах прокуратуры. М., 1998. С. 95–96.

См.: Чикрин В.Е. Контрольная власть//Государство и право. 1993. № 4. С. 11–17.

См.: Кореневский Ю.В. Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры // Государство и право. 1994. № 5. С. 26.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366.

СЗ РФ. 1997. № 27. Ст. 3185.

СЗ РФ. 2005. № 31. Ст. 3207.

СЗ РФ. 2004. № 52. (часть II) Ст. 5503.

СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1123.

Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Т. 2. 2004.

Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Т. 1. 2004.

Информационный бюллетень прокуратуры Саратовской области. 2006. № 4.

СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

См.: Живайкин А.А. Проблемы правотворчества в России. М., 2003. С. 16.

См.: Теория государства и права //Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997. С. 369.

См.: Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. М., 2002. С. 28–29.

См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2001. С. 207.

См.: Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2006. С. 270–271.

См.: Конин Н.М. Российское административное право. Саратов, 2001. С. 208–209.

См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1998. С. 265.

См.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М., 1996. С. 111.

См.: Административное право России// Под ред. Ю. Н. Старилова, Н. М. Конина. Саратов, 2006. С. 159.

См.: Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. М., 2002. С. 29–30.

СЗ РФ 1995. № 3. Ст. 173.

СЗ РФ.1997. № 36. Ст. 4129.

СЗ РФ. 2007. № 24. Ст. 2830.

СЗ РФ. 2007. № 32. Ст. 4122.

СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 62.

См.: Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997. С. 135.

См.: Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития. Саратов, 1998. С. 123.

См.: Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 2. М., 2002. С. 4.

См.: Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1966. С. 16.

См.: Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Воронеж, 1996. С. 78.

См.: Студеникин С.С. Советское административное право. М., 1945. С. 46.

См.: Петров Г.И. Советское административное право: часть общая. Л., 1970. С. 144.

См.: Власов В.А. Основы советского государственного управления. М., 1960. С. 80.

См.: Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993. С. 12.

См.: Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 2. М., 2002 С. 3.

См.: Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия ее составляющие, содержание и принципы // Государство и право. 1996. № 12. С. 15.

См.: Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М. 1997. С. 137.

См.: Оболонский А.В. Реформа российской государственной службы: концепция и стратегия// Общественные науки и современность. 1998. № 3. С. 10–12.

См.: Старилов Ю.Н. Принципы государственной службы: переход от "политизирования" к закону.// Право и политика: современные проблемы соотношения и развития. М., 1995. С. 83.

См.: Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М., 1997. С. 48.

См.: Бабаев С.Н. Прокурорский надзор как способ обеспечения законности правовых актов управления. Из-во Воронежского государственного университета. Воронеж, 2005. С.30.

См.: Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М., 1997. С. 51.

См.: Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 2005. С. 237.

СЗ РФ. 1993. № 41. Ст. 4673.

См.: Гришковец А.А. Право государственного служащего на продвижение по службе// Государство и право. 1998. № 10. С. 28; Ларина Л.А. Конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе (теорико-правовой аспект). Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С.12.

См.: Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учебник для подготовки государственных служащих. М., 1999. С. 63; Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2001. С. 226–227; Габричидзе Б.Н., Коланда В.М. Принцип профессионализма в государственной службе //Государство и право. 1995. № 12. С. 19; Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы. Ростов-на-Дону, 2000. С. 126.

См.: Ноздрачев А.Ф. Там же. С. 63.

См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2001. С. 226–227.

См.: Ильин И.А. О грядущей России // Под ред. Н.П. Полторацкого. М., 1993. С. 249.

Цель работы – определить специфику государственной власти.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Ознакомиться с понятием и свойствами государственной власти
2. Рассмотреть форму осуществление государственной власти.
3. Изучить методы осуществления государственной власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………….4
1. Понятие и свойства государственной власти……………………..6
2. Структура государственной власти………………………………11
3. Методы и формы и осуществления государственной власти…..14
4. Легитимность и легальность государственной власти………….22
Заключение……………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая правленая.docx

Анализ понятия государственной власти, её сущности, структуры и функций, позволяет сделать вывод о том, что государственная (политическая) власть – это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована, или санкционирована им, то есть проводиться от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Государственной власти присущи следующие признаки: классовый характер, опора на возможность государственного принуждения, не совпадает её непосредственно с населением, учреждение государственной власти сообразуется с разделением населения по территориальному признаку. По сути, признаками государственной власти можно считать и то, что она является высшей, единой и неделимой, не может допустить конкуренции другой власти в отношении тех же лиц в пределах территории государства, она способна сделать свою волю мотивом поведения других лиц.

Для более полного и точного, современного понимания государственной власти её характеристику, данную в нашей основной работе, следует дополнить указанием на сочетание в ней классового и общечеловеческого начал. Будучи человечески обусловленной властью определённого класса (или народа), она вместе с тем учитывает интересы всех слоев населения, их стремление не только к согласию, компромиссу; отражает реальную социальную – политическую структуру общества, тенденции его развития.

Среди важных предпосылок серьезного улучшения функционирования государственной власти и повышения эффективности ее органов в нашей стране необходимо выделить следующие:

- повышение эффективности законодательного процесса;

- усиление результативности в реализации принятых законов;

- повышение взаимодействия между различными ветвями власти;

- совершенствование законодательной техники и планирования;

- всестороннее расширение связей между депутатами и избирателями;

- дальнейшее развитие и обновление всей законодательной базы Российского государства и общества.

Я считаю, что исследование данной проблемы на этом не заканчивается и требует дальнейшей разработки.

Список использованной литературы

Нормативно – правовые акты:

Научная и обзорная литература:

4. Авакьян С.А Государственная власть и местное самоуправление. № 11 - М.: Юрист, 2008. - С. 12-21.;

5. Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т./ - М.: Статут, 2010г.

6. Барциц И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство. 2001. N 9.

7. Дахин А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит // Полис. 2006г.

8. Кананыкина Н.Г. Государственная власть в современный период // Научный юридический журнал.- 2004г.- №12.

9. Кокорев Р.С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права // Государство и право. 2005г. N 12.

10. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право: ежемесячный журнал.- 2008г.- №2.-С. 5

11. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Политические исследования. 2000. N 1.; Чиркин В.Е. О публичной власти (Постановка проблемы) // Государство и право. 2003. N 10.

12. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1995г. N 5.

13. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2008г. N 3

14. Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение. Политические проблемы теории государства. М., 1993г.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18.

16. Матузов Н.И., Теория государства и права // М: Юрист, 2004г.

17. Нисневич Ю.А. Государственная власть современной России, //Аспект Пресс, 2008, С.129

19. Талянина Л.Н. Разделение властей в государстве // Государственная власть и местное самоуправление: практический и информационный журнал.- 2008г.- №5.-С. 6-7

20. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998г.

21. Чернявский А., Габричидзе Б., Органы государственной власти современной России : учебное пособие, 2003, С.75.

22. Якушкин В.Е. Государственная власть и проекты государственной реформы в России //Оникс, 2012, С.86

23. Технология власти (философско-политический анализ). М., 1995; Исаев И.А. Politica Hermetica: скрытые аспекты власти М.: Юристъ, 2002г.

24. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалова.- М.: Норма, 2004г.

25. Теория государства и права: учебник / А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин, под ред. М.Н. Марченко.- М.: Зерцало, 2001г.

1 Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Политические исследования. 2000. N 1. С. 97; Чиркин В.Е. О публичной власти (Постановка проблемы) // Государство и право. 2003. N 10. С. 8 - 15.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 302.

3 Технология власти (философско-политический анализ). М., 1995; Исаев И.А. Politica Hermetica: скрытые аспекты власти М.: Юристъ, 2002.

4 Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1995. N 5. С. 19.

5 Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2008. N 3. С. 98.

6 Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение. Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 42.

7 Авакьян С.А Государственная власть и местное самоуправление. № 11 - М.: Юрист, 2008. - С. 12-21.; Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компетенция местных Советов. М., 1982; Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994.

9 Федерация в зарубежных странах. М., 1993. С. 17 - 18.

10 Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 160.

11 Барциц И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство. 2001. N 9. С. 37 - 44.

12 Матузов Н.И., Теория государства и права // М: Юрист, 2004, C. 224.

13 Чернявский А., Габричидзе Б., Органы государственной власти современной России : учебное пособие, 2003, С.75.

14 Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право: ежемесячный журнал.- 2007.- №2.- С. 32.

15 Теория государства и права: курс лекций / М.И. Байтин, под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько.- М.: Юристъ, 2004. С. 145.

16 Нисневич Ю.А. Государственная власть современной России, //Аспект Пресс, 2008, С.129

17 Кананыкина Н.Г. Государственная власть в современный период // Научный юридический журнал.- 2004.- №12. – С. 25

18 Талянина Л.Н. Разделение властей в государстве // Государственная власть и местное самоуправление: практический и информационный журнал.- 2008.- №5. – С. 6-7

19 Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т./ - М.: Статут, 2010г.

20 Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалова.- М.: Норма, 2004. С. 144.

21 Кананыкина Н.Г. Государственная власть в современный период // Научный юридический журнал.- 2008.- №12. – С.26.

22 Теория государства и права: учебник / А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин, под ред. М.Н. Марченко.- М.: Зерцало, 2001. С. 89.

24 Талянина Л.Н. Разделение властей в государстве // Государственная власть и местное самоуправление: практический и информационный журнал.- 2008.- №5.- С. 6-7.

26 Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право: ежемесячный журнал.- 2008.- №2.- С. 5.

27 Якушкин В.Е. Государственная власть и проекты государственной реформы в России //Оникс, 2012, С.86

ВЛАСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Государство и право

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2008, № 5, с. 82-85

ВЛАСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

© 2008 г. П. В. Гармоза1

Всякое общество людей предполагает наличие власти в нем. Общество нуждается во власти как в необходимом условии своего функционирования.

Поэтому власть по-своему исследуют почти все социально-гуманитарные науки. Но особенно - философия, социология, политология, психология, антропология, история, педагогика и, конечно же, правовые науки. Здесь же нужно отметить кратологию как формирующуюся специальную науку о власти . Среди правовых наук власть более других изучают теория государства и права, история государства и права, история правовых и политических учений, конституционное право и административное право.

Каждая из перечисленных наук отличается собственным подходом к изучению этого воистину универсального общественного явления, спецификой методов, предметности и объектности исследования. В результате в разных науках даются самые различные определения власти. Но в этом многообразии мнений усматривается нечто общее.

У этого общего несколько аспектов. Во-первых, повсеместно признается глобальность и сложность данного уникума. Во-вторых, справедливо считается, что только все вместе взятые различные науки, рассмотрев под определенным углом зрения свою составляющую власти, могут представить цельную и максимально верную картину власти, дать разностороннее ее освещение. По мнению многих как отечественных, так и зарубежных исследователей, ни одна из наук, даже кратология не может монополизировать истину о власти. В-третьих, некоторые науки до сих пор не дали исчерпывающей дефиниции власти. Ярким примером тому служит политология: "Показательно, что почти все мыслители прошлого, рассуждая о власти, не дают ей четкого определения, хотя и признают, что власть - фокус политики. .

В юриспруденции также не выработано цельного, широко известного всем юристам, употребляемого большинством ученых правового понятия власти. Такое определение в качестве всеобщей категории правоведения еще не введено в научный оборот, а тем более в учебный процесс. Подтверждением этого является отсутствие юридического определения власти, а также постановки проблемных вопросов об этом определении в наиболее объемных и содержательных учебниках по теории государства и права4.

1 Доцент кафедры государственного и административного права Краснодарского государственного университета культуры и искусств, кандидат юридических наук.

2 См.: Халипов В.Ф. Кратология - наука о власти. Концепция. М., 2002.

3 Категории политической науки. Учебник. М., 2002. С. 78.

4 См., например: Марченко М.Н. Проблемы государства и права. Учебник. М., 2001; Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996; Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999.

В научных юридических работах, посвященных народовластию, государственной власти или проблеме разделения властей, понятие "власть" обычно концептуально не раскрывалось. Оно употреблялось как нечто изначально данное5. Это, конечно же, объясняется только тем, что подобные работы имели совсем иные цели и задачи, чем теоретико-правовое выведение дефиниции власти. Но в таких работах исследователь, ставящий целью найти правовое определение власти, может почерпнуть огромный и бесценный материал для своих исследований.

В обыденном смысле слово "власть" имеет три значения: 1) право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле; 2) политическое господство, государственное управление и его органы; 3) лица, облаченные правительственными, административными полномочиями6.

Очень интересное философское исследование власти произвел проф. В.Г. Ледяев, который предложил и обосновал такую дефиницию: "Власть - это способность субъекта обеспечить подчинение объектов в соответствии со своими намерениями"'.

И многие социологи аналогично считают, что "власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств (силы, авторитета, традиций, права, денег и

т.д.)"8. Как в российской, так и в зарубежной социологии существует множество теорий власти9. Каждая из них представляет собой концепцию, предлагающую определенный вариант объяснения способности отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства навязать свою волю другим участникам социального взаимодействия и управлять их дей-

Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана, моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.

Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.

Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4. Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым буду Вас рекомендовать. Успехов Вам.

Курсовая на "5"! Спасибо огромное.
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.

Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу. оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО.




Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.
По нашему мнению, под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом, и т.п. Это - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Необходимость социальной власти в коллективах проистекает из совместной осознанной общественной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути \"присвоения\" чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. (В.Е. Чиркин).
Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий \"государственная власть\" и \"политическая власть\".
Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8).
Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.
Согласно другой точке зрения, понятие \"политическая власть\" тождественно категории \"государственная власть\", так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр.
Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Введение………………………………………………………………………….3
1 Исторический взгляд на государственную власть…………………………..6
2 Понятие государственной власти……………………………………………14
3 Признаки государственной власти…………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………..31

Проанализировав все вышесказанное можно обобщить перечисленные признаки власти:
- властеотношение характеризуется наличием двух субъектов, обладающих неравными правами и обязанностями; кроме того, властвующий принуждает подвластного к совершению действий или к бездействию в той мере, в какой это удовлетворяет его интересам и потребностям, применяя для этого все возможные методы;
- имеет программно-целевой характер вследствие наделения одного из субъектов властеотношения индивидуальным либо групповым сознанием, осуществляющим планирование и прогноз событий во имя достижения конкретного результата;
- является разновидностью и механизмом регулирования тех ресурсов и потребностей, сил и возможностей, которыми располагает каждое конкретное общество;
- непосредственно зависит от уровня социально-культурного развития общества;
- носит политический характер, структурирована и иерархизирована в той мере, в какой структурированы и иерархизированы социальные отношения в данном обществе.
Таким образом, власть представляет собой механизм существования и развития всякой социальной общности, соответствующей достигнутому характеру и уровню общественной жизни, характеризующейся подчинением воли отдельных субъектов властеотношения и их объединений руководящей в данном сообществе воле, подкрепленной возможностью принудительного ее исполнения.
Для определения понятия \"власть\" в узком смысле (через понятие \"государство\") также выработано множество подходов (нормативистский, теологический, естественно-правовой, культурологический и др. ). Некоторыми учеными государство определяется как \"основная политическая организация классового общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры\" , как \"политическая организация общества во главе с правительством и его органами, а также страна с такой политической организацией\" или как \"социально-политическая организация, действующая на определенной территории и обладающая на ней высшей властью\" .
Анализ вышеприведенных определений показывает, что существование государства немыслимо без наличия власти, понятия \"государственная власть\" и \"политическая власть\" органично связаны, а термины \"государственная власть\" и \"политическая власть\" синонимичны (хотя есть и противники этого утверждения).
Таким образом, государство представляет собой организацию публичной власти, необходимую как для достижения удовлетворения интересов и потребностей отдельных классов, так и для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
В ходе развития мировой и отечественной истории процесс возникновения государства, а с ним и государственной власти в различных регионах протекал по-разному. Под влиянием этих особенностей зарождения государства и государственной власти по мере смены общественно-экономических формаций, политических режимов и в силу особенностей формы правления и государственного устройства формировались различные точки зрения на сущность понятий \"власть\" и \"государственная власть\".
Рассмотрев с различных точек зрения все составляющие понятия \"государственная власть\", можно сделать следующие выводы:
- государственная власть в Российской Федерации является свойством государственных органов, обладающих совокупностью государственных властных полномочий;
- в действующем законодательстве Российской Федерации не содержится единого понимания государственной власти, что свидетельствует о дискуссионности и сложности данной категории;
- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную достаточно условное; в Конституции Российской Федерации упоминаются лишь системы исполнительной и судебной власти, в которые не включен ряд субъектов власти, в том числе и органы местного самоуправления, обладающие огромными властными полномочиями, а судебная власть подразделена на отдельные самостоятельные в организационном и правовом плане участки;
- система государственной власти в России обладает признаком единства , не исключающим, однако, самостоятельности различных государственных органов, со строго определенными полномочиями, которые могут перераспределяться между субъектами, но в своей совокупности составляют неизменный набор и регулируют весь объем общественных отношений.

Читайте также: