Малоимущие граждане как объект социальной защиты

Обновлено: 02.07.2024

Кто считается малоимущим в РФ. Основные законодательные акты

Согласно российскому законодательству граждане, оказавшиеся в затруднительном материальном положении, вправе рассчитывать на помощь государства. Государственная социальная помощь — это материальное обеспечение, предоставляемое государством социально слабозащищенным слоям населения, в том числе малоимущим.

Отношения, связанные с признанием граждан малоимущими и оказанием им поддержки, регулируются рядом законодательных актов. В первую очередь это:

Кроме того, существует достаточно много иных федеральных нормативных актов, затрагивающих рассматриваемые правоотношения.

Например, в Жилищном и Налоговом кодексах есть нормы, связанные с социальными льготами для малоимущих.

Что касается размера социальной помощи малоимущим, а также условий и порядка ее назначения, эти вопросы регулируются правовыми актами субъектов РФ.

Малоимущие граждане - кто к ним относится?

Как упомянуто выше, государство оказывает социальную помощь малоимущим семьям и гражданам. К ним относятся лица, которые по не зависящим от них причинам имеют доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. К причинам снижения уровня доходов следует отнести объективные обстоятельства, например потерю работы, болезнь, смерть кормильца и др.

  • Малоимущие семьи, в том числе многодетные, а также семьи, потерявшие кормильца, неполные семьи и т. д.
  • Одиноко проживающие граждане. Это могут быть неработающие пенсионеры, инвалиды, безработные и пр.

Объединяющим признаком для всех категорий малоимущих является величина среднедушевого дохода.

Какая семья считается малоимущей

Какая семья считается малоимущей в 2021 году? Критерии определения малообеспеченности остались прежними:

  1. Основной — это усредненный доход каждого члена семьи за 3 месяца. Как узнать, какой доход должен быть у малоимущей семьи в 2021 году, расскажем ниже.
  2. Члены семьи, обратившейся за получением социальной помощи, должны проживать вместе и вести общее хозяйство. Семейные связи определены в ст. 13 закона № 44-ФЗ как связи родства и свойства.

Обратите внимание! При исчислении среднедушевого дохода в состав семьи не включают тех, кто находится на обеспечении государства (проходит службу в армии, лишен свободы и отбывает срок в соответствующих местах и пр., ст. 14 закона № 44-ФЗ). Раньше (с апреля по декабрь 2020) не учитывалось в составе доходов также пособие по безработице, однако в 01.01.2021 оно прибавляется к доходам семьи при расчете.

  1. Семья находится в затруднительном положении по уважительной причине (отсутствие работы, тяжелая и длительная болезнь и др.). Является ли эта причина уважительной, оценивает орган соцзащиты. Его объективность можно оспорить в судебном порядке.

Риски! Если кто-либо из трудоспособных членов семьи нигде не работает и не состоит на учете в центре занятости, в помощи будет отказано (исключение — пенсионеры и женщины, находящиеся в декрете).

Рекомендуем! При отсутствии одного из членов семьи следует принять меры к его розыску путем обращения в органы внутренних дел. Это необходимо для включения данного лица в состав семьи при расчете среднедушевого дохода.

Какой доход должен быть у малоимущей семьи

Перед обращением за помощью можно самостоятельно определить, какой доход должен быть у малоимущей семьи в 2021 году. Для этого надо суммировать все доходы семьи за 3 месяца, предшествующие обращению за социальной помощью.

Существует специальный список видов доходов, которые следует учесть при расчете. Утвержден он постановлением № 512.

Кроме заработной платы, в него входят:

  • различные социальные выплаты;
  • доходы от использования имущества;
  • оплата работы по гражданско-правовым договорам и т. д.

В этом же документе указаны доходы, которые можно исключить из расчетов (например, сумма уплаченных алиментов).

Обратите внимание! Все доходы семьи (одиноко проживающего гражданина) учитываются до вычета налогов и сборов (ст. 7 закона № 44-ФЗ).

Что дает статус малоимущей семьи

Поддержка нуждающимся оказывается как на федеральном, так и на региональном уровне. В основном эта функция возложена на регионы, следовательно, наличие той или иной льготы, а также ее размер и порядок оказания зависят от размера и возможностей местного бюджета. Региональные меры социальной помощи относятся только к семьям, проживающим в соответствующем субъекте РФ. Узнать конкретный перечень можно в органах социальной защиты субъекта.

Документы для получения социальной помощи

Обратите внимание! Субъекты РФ вправе дополнять этот перечень. Например, постановлением правительства Москвы от 28.12.16 № 954-ПП введен дополнительный критерий нуждаемости — уровень имущественной обеспеченности семьи.

Для получения некоторых видов государственной помощи требуются дополнительные документы.

Так, для получения субсидии на оплату жилья нужно представить доказательства отсутствия задолженности по квартплате.

Сведения должны быть полными и точными. Если будет установлено, что представленная информация не соответствует действительности, заявителю в помощи откажут.

Куда обращаться за получением статуса малоимущей семьи

Подготовленные документы необходимо подать в отделение соцзащиты по месту регистрации или пребывания семьи. Сделать это можно, посетив орган лично или через представителя либо отправив документы почтой.

Итак, чтобы семья получила статус малоимущей, а следовательно, могла рассчитывать на получение помощи, необходимо:

4. Постановление Правительства от 20.08.2003г. РФ № 512 “О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи”;

5. Постановление Правительства Свердловской области от 6 июня 2012 г. N 629-ПП "Об установлении перечня независящих причин, при наличии которых малоимущая семья и малоимущий одиноко проживающий гражданин имеют право на получение государственной социальной помощи или предоставление социальных гарантий"

Государственная социальная помощь в виде ежемесячного социального пособия оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам при условии, что:

  1. малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин проживают на территории Свердловской области;
  2. среднедушевой доход по независящим причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области.

Перечень независящих причин

Заявление о назначении социального пособия подается в Управление социальной политики по месту жительства или по месту пребывания.

Лицо, подавшее заявление, предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Заявление и другие документы, могут быть поданы в Управление через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг. При этом заявление и электронная копия (электронный образ) каждого документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью,

Размер социального пособия с 01.01.2017г. - 441 руб. на каждого человека в месяц

Социальное пособие назначается с месяца, в котором было принято заявление на срок до:

  1. одного года:
  • одиноко проживающим гражданам в возрасте 70 лет и старше;
  • одиноко проживающим гражданам, инвалидам I и II группы;
  • семьям, состоящим из граждан в возрасте 70 лет и старше и (или) граждан, являющихся инвалидами I и II группы).

2) девяти месяцев в календарном году:

·одиноко проживающим гражданам от 60 лет мужчины и от 55 лет женщины до 70 лет;

·семьям, состоящим из граждан в возрасте от 60 лет мужчины и от 55 лет женщины до 70 лет;

·семьям, имеющим детей-инвалидов;

·семьям, не имеющим трудоспособных членов семьи.

3) шести месяцев в календарном году:

·семьям, имеющим детей в возрасте до 18 лет, один из членов которой является трудоспособным;

·малоимущей многодетной семье.

4) трех месяцев в календарном году иным малоимущим одиноко проживающим гражданам и малоимущим семьям, за исключением семей указанных выше.

К заявлению прилагается:

Документ, подтверждающий согласие всех совершеннолетних членов семьи на выплату социального пособия лицу, подавшему заявление (доверенность).

В заявлении заявитель указывает сведения о составе семьи, доходах ее членов и принадлежащем им на праве собственности имуществе, а также о получении членами семьи государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета.

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. Сумма доходов учитывается как в денежной, так и в натуральной форме.

Доходы учитываются до вычета налогов и сборов.

При расчете среднедушевого дохода малоимущей семьи в ее составе учитываются лица, связанные родством или свойством: совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

В случае если Управлением принято решение о проведении дополнительной проверки представленных сведений, указанных в заявлении, то по результатам проверки Управление принимает соответствующее решение: об отказе, если отсутствуют условия оказания государственной социальной помощи или о назначении при соблюдении условий оказания государственной социальной помощи.

Управление отказывает в принятии заявления в случаях если:

1) заявление подано лицом, не имеющим на это полномочий;
2) в заявлении указаны не все сведения;
3) к заявлению, подаваемому от имени малоимущей семьи, не приложено согласие;
4) заявление и документы, направленные в форме электронных документов, не подписаны в соответствии;
5) в календарном году, в котором подано заявление, малоимущей семье и малоимущему одиноко проживающему гражданину было назначено социальное пособие;
6) выявлено несоблюдение установленных федеральным законом условий признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи.

Основанием для отказа

1) если отсутствуют условия оказания государственной социальной помощи;

2) если в течение пяти дней со дня подачи заявления, подписанного простой электронной подписью, не представлены документы.

Основание для прекращения

установление факта недостоверности представленных заявителем сведений или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений.


1. Какая семья или гражданин могут быть признаны малоимущими?

Малоимущими признаются граждане, которые по независящим от них причинам имеют доходы ниже величины прожиточного минимума.

Какова величина прожиточного минимума?

2. Размер прожиточного минимума утверждается ежеквартально постановлением Правительства Республики Коми. В настоящее время для признания семьи, одиноко проживающего гражданина малоимущими на территории г. Сыктывкара, который относится к южной климатической зоне используются следующие величины прожиточного минимума:

трудоспособное население – 12 452 руб.;

дети – 11 510 руб.;

пенсионеры – 9 536 руб.

Какие документы необходимо предоставить семье, гражданину для признания их малоимущими?

2) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина и всех совершеннолетних членов его семьи, а также несовершеннолетних членов семьи гражданина, достигших возраста 14 лет (если от имени гражданина действует лицо, являющееся его представителем, то дополнительно представляются документ, удостоверяющий личность представителя, и документ, подтверждающий соответствующие полномочия), свидетельств о рождении всех несовершеннолетних членов семьи гражданина, не достигших возраста 14 лет;

4) документов (сведений), подтверждающих регистрацию гражданина в пределах муниципального образования, на территории которого гражданин обращается за предоставлением государственной услуги.

Граждане, состоящие на учёте в качестве безработных, а также являющиеся получателями пенсии и не осуществляющие трудовую деятельность, представляют трудовые книжки.

Более подробную консультацию по вопросу получения статуса малоимущей семьи, и назначения государственной социальной помощи можно получить в отделе адресной помощи по телефону 24-26-62.

3. На основании признания семьи малоимущей гражданам может быть представлено только пособия на детей или есть другие виды социальных выплат?

При признании семьи, одиноко проживающего гражданина малоимущими им могут быть представлены следующие виды государственной социальной помощи:

1) денежные выплаты:

а) социальное пособие;

б) пособие на оплату проезда в общественном транспорте гражданам пожилого возраста (мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет), получающим страховые пенсии по старости, пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством;

в) пособие на основании социального контракта;

г) компенсация понесенных затрат на приобретение бытового сжиженного газа;

е) пособие беременным женщинам, кормящим матерям на приобретение продуктов питания, предоставляемое на основании заключения лечащего врача медицинской организации РК в соответствии с медицинскими показаниями;

ж) социальная выплата в виде компенсации размера страховой премии по договору имущественного страхования гражданам, проживающим в населенных пунктах, подверженных угрозе подтопления, заключившим договоры имущественного страхования, по которым страхуется риск утраты (гибели), повреждения имущества;

2) натуральная помощь:

а) проезд граждан по остросоциальным нуждам по территории РФ;

б) предоставление питания лицам, обучающимся по очной форме обучения в государственных общеобразовательных организациях, государственных профессиональных образовательных организациях, находящихся в ведении РК, муниципальных общеобразовательных организациях, а также в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, обучающимся за счет средств республиканского бюджета;

4. Пособие на приобретение продуктов питания назначается всем беременным и кормящим женщинам, признанным малоимущими?

Назначение и выплата социальной помощи осуществляется на основании заключения лечащего врача медицинской организации РК в соответствии с медицинскими показаниями.

5. Что такое остросоциальные нужды? Каким образом предоставляется помощь на проезд по остросоциальным нуждам?

Остросоциальные нужды – это ситуации, требующие неотложного выезда. Помощь предоставляется члену малоимущей семьи или одиноко проживающему малоимущему гражданину путём выдачи ему транспортного требования на проезд по остросоциальным нуждам по территории РФ.

Условиями выдачи транспортного требования являются следующие случаи:

1) необходимость освидетельствования в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы;

2) необходимость обследования и (или) лечения по онкологическим заболеваниям, туберкулезу, патологии беременности, кожно-венерическим заболеваниям, психическим заболеваниям, ВИЧ-инфекции, сахарному диабету;

3) похороны близких родственников;

4) нахождение в экстремальных ситуациях, требующих неотложного выезда (стихийные бедствия, в результате которых жилое помещение, являющееся местом жительства (местом пребывания) малоимущего гражданина, стало непригодным для проживания);

5) необходимость оздоровления в санаторно-курортных организациях, лечения и (или) обследования в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти РК, и медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти иных субъектов РФ;

6) необходимость сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, инвалида I группы или лица, страдающего стойким психическим расстройством и признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством, в поездках по случаям, указанным в подпунктах 1 - 5

6. Если в период признания семьи малоимущей и получения пособия на ребенка, изменяется материальное положение семьи (существенно увеличивается заработная плата, появляются доходы от продажи имущества) необходимо ли уведомить об этом учреждение?

Семья, гражданин, получившие в установленном порядке статус малоимущего обязаны извещать Центр об изменениях в составе семьи по месту жительства (месту пребывания), о принадлежащем на праве собственности имуществе, о доходах, получаемых гражданином и (или) членами его семьи, в течение двух недель со дня возникновения указанных изменений.

7. Каким образом рассчитывается прожиточный минимум семьи для признания её малоимущей:

Семья, гражданин могут быть признаны малоимущими, при условии, что их доход не превышает величины прожиточного минимума. Прожиточный минимум семьи рассчитывается исходя из прожиточных минимумов членов семьи исходя из того, к какой социально-демографической группе каждый из них относится.

Пример 1. Семья из 4 человек: супруг, 45 лет, супруга 40 лет, сын, 17 лет, дочь 10 лет.

Пример 2. Семья из 3 человек, заявитель, 35 лет, дочь 7 лет, мать заявителя, 64 года.

8. Куда необходимо обратиться для подачи документов для назначения вышеперечисленных выплат?

Преобразования в экономике и основных социальных институтах в России повлияли на трансформацию социальной структуры общества, усугубив положение граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Тенденция к росту числа малоимущих граждан, нуждающихся в социальной защите, требует особого внимания со стороны государства в отношении этой категории населения. В?статье представлены результаты социологического опроса малоимущих семей конкретного муниципального образования, на основании которого автор описывает их социальное положение. Основываясь на анализе данных социологического опроса, автор делает вывод: социальное положение малоимущих граждан г. Тюмени находится на низком уровне, что обусловлено: низкой заработной платой, отсутствием дополнительных доходов, низким уровнем социальной поддержки, отсутствием алиментов в неполных семьях, низким размером пенсий и пособий, неудовлетворительными жилищными условиями.


1. Абазова Л.Х., Авдеева А.А., Бобровская Е.В., Бурмыкина И.В., Гринько Т.С, Иващенко Г.М., Кармакулова А.В., Катайкина Н.Н., Мухамадуллина Л.Р., Пахомов В.М., Полуночева Е.А., Смиренникова Е.В., Устинова О.В., Хайруллина Н.Г., Шильдт Л.А., Шпрыков С.В. Факторы устойчивого развития регионов России. – Новосибирск, 2014. – Том Книга 17.

2. Байгонакова Г.А., Барбаков О.М., Белоножко М.Л., Гаврилюк В.В., Гаврилюк Т.В., Трошева И.А., Грошев И.Л., Голенкова З.Т., Дорошин Б.А., Игитханян Е.Д., Игнатова Е.В., Ильдарханова Ф.А., Исламшина Т.Г., Конев Ю.М., Киричук С.М., Ламажаа Ч.К., Левашов В.К., Максимова О.А., Малькова В.К., Мархинин В.В. и др. Россия-Тюмень: векторы евразийского развития: коллективная монография. – Тюмень, 2015.

3. Безруких Ю.А., Богунов Л.А., Галицких В.Н., Ельшин Л.А., Катайкина Н.Н., Кожемяко С.В., Лохтина Л.М., Мамонтова С.В., Медведев C.O., Пивоварова И.В., Прыгунова М.И., Рубинская А.В., Сафиуллин М.Р., Устинова О.В., Утешев Р.С. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография / под общей редакцией С.С. Чернова. Новосибирск, 2015. –

4. Бурмыкина И.В., Ельшин Л.А., Жильников А.Ю., Иванова Т.Г., Катайкина Н.Н., Матвиенко И.И., Прыгунова М.И., Сафиуллин М.Р., Синицын И.С., Текуева М.Т., Устинова О.В., Хайруллина Н.Г. Экономика регионов и региональная политика // под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск, 2014.

5. Устинова О.В., Колмакова А.В. Показатели уровня бедности населения в России и Тюменской области // Вестник Тюменского государственного нефтегазового университета. Региональные социальные процессы. – 2006. – № 3 (10). – С. 77–81.

6. Хайруллина Н.Г. Социальные аспекты устойчивого развития Тюменской области // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2014. – № 3 (42). – С. 74–80.

Трансформация экономики и основных социальных институтов в России породила комплекс проблем, повлиявших на положение граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Усугубил ситуацию финансово-экономический кризис, повлиявший на реальные доходы населения, безработицу [2, 3].

Анализ статистических данных, начиная с 2000 по 2013 год, показывает неуклонное сокращение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (рис. 1, таблица). Но уже в январе 2015 года численность населения в России с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 15,9 %.

Резкое увеличение показателя бедности в 2015 году обусловлено финансово-экономическим кризисом в России, начавшимся в 2014 году и проявившимся в девальвации российского рубля по отношению к иностранным валютам, снижении цен на энергоресурсы, продажа которых составляет значительную часть в доходах бюджета России, а также введении экономических санкций в отношении России из-за событий на Украине [4, 5, 6].

Тенденция к росту числа малоимущих граждан, нуждающихся в социальной защите, требует особого внимания со стороны государства в отношении этой категории населения [5]. Поэтому решение проблемы социальной защищенности малоимущих граждан является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в Российской Федерации на современном этапе.

Специалисты Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации провели исследование (январь – март 2015 г.), целью которого стало выявление количества бедных и малоимущих граждан, проживающих в крупных и средних городах России.

Как показало исследование, 57 % жителей г. Тюмени живут на грани бедности – могут позволить себе приобретение только предметов первой необходимости – продуктов питания, одежды, бытовых принадлежностей. При этом 12 % жителей г. Тюмени признаны исследователями бедными. Это категория граждан, которым хватает денег исключительно на продукты питания.

Рис. 1. Динамика численности населения
с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

Доля бедных и доля малоимущих граждан по крупным и средним городам России, %

Доля бедного населения
(тех, кому с трудом хватает на питание)

Доля малоимущего населения
(тех, кому хватает максимум
на предметы первой необходимости)

Читайте также: