Кто выплачивал дань хазарам

Обновлено: 30.06.2024

Сабельный удар Святослава по хазарскому

Дань полян хазарам, миниатюра Радзивилловской летописи, XV век.

Со восточной было стороны
От царя было иудейского,
От его силы жидовския
Прилетела калена стрела.


Погром Хазарии

Весной 965 году полки Святослава двинусь на Хазарию. Зиму князь провел в землях вятичей, убеждая их старейшин в необходимости подчиниться Киеву. Вятичские воины пополнили войско Святослава. Это были умелые лесные воины и разведчики. Русские полководцы любили задавать неожиданные и дерзкие загадки своим противнику. Даже многоопытные и умудренные во лжи греки, имевшие хорошо развитую разведку, становились в тупик во время молниеносных и неожиданных нападений русских дружин на Константинополь. Святослав также избрал необычный путь. Он решил ударить по столице каганата не с запада, с севера. Хазары же обычно ждали прихода русов по воде с Дона и Азовскому морю.

Русская рать направилась по старому торговому пути, ведущему к берегам Волги, к городу Булгару – столице волжских булгар. От Киева русские торговые караваны шли в район современного Воронежа, затем через лесостепные земли в район Пензы и южнее Тамбова, затем через мордовские земли к правому берегу Волги. Вот на этом пути Святослав подчинил вятичей и двинулся дальше. Он нанёс удар по постоянным союзникам хазар – булгарам и буртасам. Святослав разгромил союзников Хазарии, лишив кагана части военных контингентов. Буртасы были разбиты и рассеяны, города волжских булгар захвачены, их столица опустошена. Противник не ожидал удара с севера, поэтому сопротивление было небольшим. Буртасы и булгары предпочли спастись бегством и переждать грозу.

Русы спустились вниз по Волге и вошли во владения Хазарского каганата. Пехота двигалась на лодьях, а русская и союзная печенежская конница вдоль берега. Хазары, узнав о приближении полков Святослава, изготовились в бою. Где-то в низовьях Волги, у столицы каганата – Итиля, произошло решающее сражение. Хазарский царь Иосиф успел собрать большое войско. Царь (бек) был главой правительства, обладавшим реальной властью, а каган при иудеях сохранил только сакральные функции. Хазары выступили навстречу русским войскам.

Русские дружины вошли в опустевшую хазарскую столицу. Горожане бежали в степь или укрылись на многочисленных островах устья Волги. Участь Итиля можно понять по одному факту – археологи до сих пор не обнаружили его следов. Священная месть состоялась. Казалось, что можно двигаться на Русь – главная цель выполнена. Хазарский каганат потерпел страшное поражение, его армия была уничтожена, её остатки рассеяны, столица стерта с лица земли. Каганат получил смертельную рану. Но поход был продолжен. Гадину надо было добить. Святослав повел дружины по берегу Каспия на юг, к старой столице Хазарии – Семендеру. Это был крупный город на территории прикаспийского Дагестана. В Семендере правил собственный царь, имевший свое войско и крепости. Это была автономная область. Семендерское войско была разгромлено и рассеяно по окрестным горам. Царь Салифан (из арабского рода) и знать бежали. Семендер заняли без боя. Дальше на юг Святослав не пошел.

От Семендера войско Святослава прошлось по землям касогов и аланов. Аланско-касожские рати полки Святослава также разметали. Ещё одно крупное столкновение с хазарами произошло у крепости Семикара, построенной для защиты сухопутного пути к устью Дона. Гарнизон отказался сдаваться на милость победителя. Крепость взяли штурмом. Движение войска было стремительным. Пока одни полки отдыхали, другие двигались вперед, проводили разведку, расчищали путь, сбивали вражеские заслоны, захватывали табуны лошадей. Святослав вел войска к побережью Сурожского (Азовского) моря. Здесь располагалось два крупных центра хазарской державы – Таматарха (Тмутаракань) и Керчев. Здесь серьёзных боев не было. Местные жители также пострадали от власти хазар и при приближении русского войска, в Тмутаракани вспыхнуло восстание. Хазарский наместник бросил цитадель и вместе с гарнизоном на судах пересек пролив и бежал в Крым, в Керчев. Однако и Керчев (Корчев) хазары защитить не смогли. И здесь жители подняли мятеж, помогая взять город.

Русское войско подступило к крепости с суши – конница, и по реке на ладьях – пехота. Началась осада. В этом бою русы, показали умение брать штурмом хорошо защищенные укрепления. Рвы засыпали землей и всем, что годилось для этого дела. Когда русские вои двинулись на штурм, их стрелки (русские сложные луки были страшным оружием) осыпали стены градом стрел. Крепость взяли на копье при помощи штурмовых лестниц и тарана. Последний жестокий бой произошел в башне цитадели, где пытался отбиться хазарский царь с охраной. Пощады не было, всех хазар вырезали. Эта битва показала, что воинов Святослава не остановят и серьёзные крепости. Князь Святослав Игоревич со славой и богатой добычей вернулся в Киев.


Итоги

Это была блестящая победа. Государство-упырь, полтора столетия пившее кровь соседей и данников, рухнуло за год. Святослав совершил беспрецедентный для той эпохи военный поход, протяженностью около 6 тыс. километров. Во время него были разгромлены враждебные булгары и буртасы, Хазарская империя испытала страшный погром и исчезла с политической карты мира. Святослав и его рать показали блестящие боевые качества. Святослав применял комбинированную тактику, используя пехоту, тяжелую русскую и союзную, легкую печенежскую конницу. Передвигался стремительно, часто сажая пехоту на суда, когда конница шла по суше. Русская рать разгромила не одно сильное вражеское войско, захватила несколько серьёзных крепостей.

Святослав получил полное господство в Восточной Европе. Наглядный военный урок получили поволжские и северокавказские союзники Хазарии. Забеспокоились в Византийской империи, пристально наблюдая за подвигами русского князя. Баланс сил в регионе резко изменился в пользу Руси.

Сегодня подробно будем разбираться в вопросе, который до смешного мало отражен в русских летописях и погребен под многотомными (и тонными) завалами патриотической литературы современности. Качество и содержание которой больше напоминает антисемитский угар или фантазийную героику короля Артура. Стараясь держать эмоции в кулаке — объективно посмотрим на исторические события периода княжения Государыни Ольги. Не без участия главного летописного Героя. В лице ее сына — князя Святослава Игоревича.

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

(Иллюстрация из открытых источников)

Политическое состояние Хазарского государства, конечно, было куда сложнее. Последние десятилетия существования страну не на шутку лихорадило, настойчиво спихивая в неизбежный закат. Самое полное понимание ситуации демонстрирует базилевс Константин Багрянородный. В 40-е годы Х века в глазах Константинополя — это явно второстепенное государство. Интересует Царьград лишь с точки зрения безопасности собственных торговых факторий в Крыму. Здесь Византия еще (гипотетически) опасалась хазарского камбэка. Но вскоре успокоилась, вывела свои регулярные войска. Время от времени спускала на Хазарию с цепи подкупленных алан или черных булгар. Этого было вполне достаточно.

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

(Иллюстрация из открытых источников)

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

(Иллюстрация из открытых источников)

В популярной литературе вызывает раздражение откровенное невежество в описании взаимоотношений славян и Хазарии. Несдвигаемо никаким бульдозером. Хазария будто только и делала, что совершала набеги на мирных славянских пахарей. Откуда уши торчат, известно: помянем недобрым словом Гумилева, который в своих трудах превратил Хазарский каганат в средоточие мирового зла. Но археология и письменные источники как-то протестуют, не дают повода говорить о вредоносности хазарского соседства.

Властная княгиня самостоятельно начинает вести дела внешние, без оглядки на Босфор. Сложно оценить факторы, что заставили осторожную Ольгу обратить свой меч против хазар. Но судьба Каганата стала незавидна, когда Святослав на примере Саркела продемонстрировал — старый лев одряхлел бесповоротно. Бить его можно…

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

(Иллюстрация из открытых источников)

Согласно Нестору, события развивались следующим образом. В 964 г. князь Святослав организует поход на Оку и Волгу, но сталкивается с независимым от Киева славянским племенем вятичей. Нежданно-негаданно, изумленный до глубины души Великий воин узнает о том, что те выплачивают дань хазарам… Всё. Затем, под 965 г. в летописи помещено краткое свидетельство о разгроме Хазарии Святославом:

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

(Иллюстрация из открытых источников)

Затем, после этого под 966 г. говорится о новом походе против вятичей и наложении на них дани Святославом. Которую, к слову сказать, — до сих пор найти не могут. И вятичи удивленно, долгое время от этого эпизода открещиваются через свой МИД, ага.

Иначе выглядят события в изложении ибн Хаукаля, несколько раз поминающего о падении Хазарии. Русы громили Итиль и Семендер в союзе с Волжской Булгарией в 969 году (Святослав, на минуточку, — уже на Балканах ураганит). После удалились в сторону ал-Рум (Византия) и мусульманской Испании (арабск. Ал-Андалус). Хазары вынуждены были искать спасения во владениях Ширван-шаха и на острове Сиях-кух (полуостров Мангышлак скорее всего). Араб-писатель проезжал по южным областям Прикаспия, где повстречал многочисленных беженцев из Хазарии. По их словам, все Поволжье и западное побережье Каспийского моря подвергнуто страшному разгрому…

Сверяя показания. Свидетельства о падении Хазарии, как видим, — разнятся друг с другом. Какая достовернее? Только умозрительная реконструкция событий способна осмыслить, без подтверждения источниками. Другого не придумано наукой. Таких реконструкции знаю две: представленной в работах Артамонова, Плетневой и Петрухина. Противоположная — в работах востоковедов Бартольда, Калининой, Новосельцева и Коновалова.

Первые утверждают: Святослав совершил грандиозный восточный поход, разорив земли булгар и буртасов в Поволжье, хазарские владения в дельте Волги, приморском Дагестане. Пройдя через земли кавказских алан и черкесов, вернулся в Киев по Азовскому морю и по Дону, взял по пути Саркел.

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

(Иллюстрация из открытых источников)

Походов руси на Хазарию состоялось два: в 965 и 968 (969) годах.

Святославом был захвачен только Саркел, очищены от хазар донские и приазовские владения, под контроль Руси перешла Тмутаракань (Таманская).

Направление похода русов со средней Волги — из земель булгар и буртасов, в целом совпадает с летописным описанием похода Святослава из земель вятичей на Волгу. Но…, отличаются конкретные датировки. Разбивка летописного текста по датам произвольна и вторична (у ПВЛ), а хронология ибн Хаукаля — относительна. Вмещает в себя несколько событий, что никогда не могли произойти в тот или иной год одновременно.

У киевского Нестора описание войны Святослава против Хазарии производит стойкое впечатление вставки. В летописное известие о двух столкновениях Князя с вятичами в 964 и 966 гг.

Наконец, дополнительный исторический материал говорит: решающий удар по существованию Хазарского государства был нанесен именно в 965 году (ибн Мискавейх, ибн ал-Асир). Оба автора отмечают факт нападения в тот год на Каганат каких-то тюрок. Нашествие было отражено с помощью Хорезма. Помощь оказывалась при жестком условии: требованием исламизации Хазарии. Оно было выполнено. Сначала в мусульманскую веру было обращено большинство хазарской знати. После окончания войны — намаз стал совершать и царь-бек Хазарии.

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

(Иллюстрация из открытых источников)

Последний акт трагедии Хазарского каганата был продолжительным. В общих чертах: часть хазар сумела спастись на полуострове Мангышлак. Еще часть — во владениях персидских Ширваншахов. Некоторые хазары рассчитывали вернуться обратно, заключив даннический договор с русами. Очевидным становится, что часть захватчиков осталась в нижнем Поволжье после разгрома столицы Итиль. Или пыталась это сделать какое-то время.

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

(Иллюстрация из открытых источников)


Кем были хазары?

Соловьев: Это конгломерат народов — булгар, венгров и еще ряда племен, которые объединились в каганат. Он занимал большую территорию от Днепра, регионы Донецка, территории Кавказа, Крыма, Белгорода, Воронежа, верховий Волги.

Дамир Соловьев

По характеру государство было одним из выдающихся, сопоставимым с Византией и Арабским халифатом. Причем Хазарский каганат умудрялся еще с ними воевать — это было очень серьезное государственное образование.

Большая заслуга Хазарского каганата в том, что он в течение 150 лет давал отпор Арабскому халифату, сдерживал продвижение джихада и распространение ислама на европейской и евразийской территориях. Все это время шли арабо-хазарские войны, в конце которых каганат потерпел поражение и был вынужден принять ислам. Но, судя по всему, это был такой временный политический ход, потому что в дальнейшем в каганате фигурирует политическая верхушка из иудеев — это написано в источниках, но археологическим путем никаких следов иудаизма в каганате не выявлено.

Что насчет взаимоотношений с Русью?

На самом деле к упадку привели более сложные процессы — там шли гражданские войны, но самым главным фактором, на мой взгляд, является климатическая ситуация. 950 год — время, когда наступил так называемый климатический оптимум, время викингов. В этот период из-за климата менялись значительные территории, и образ жизни также начал изменяться.

В части, например, волжского варианта, где мы выявили предполагаемую столицу, ситуация немного другая — где-то в конце VIII века под натиском Арабского халифата хазарский каганат вынужден перенести свою столицу с Кавказа, где-то из района Дербента, в другое место.

Дань славян хазарам

Дань славян хазарам

Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века

Выбрали они для этого одну из самых труднодоступных территорий — это узкая волжская дельта, в центре которой расположили город. Огромное количество болот и камышовых крепей создают такой заслон, что попасть на эту территорию можно по одному водному пути — так называемой реке Итиль. Там отстраивается столица этого каганата, метрополия. Согласно источникам различных авторов, город имеет ряд названий — это и Семендер, и Хазаран, и Хорошин, и в конечном итоге один из источников называет город Итиль. Несмотря на то что город большой, богатый и существовал приличное время, а к тому же описан в источниках, археологическим путем он до определенного времени не обнаруживался.

[Ученый и писатель] Лев Гумилев в конце 50-х годов начинает свои поиски города Итиль в волжской дельте. Они продолжаются пять лет, но не достигают результата. Однако Гумилев находит там ряд хазарских погребений, обнаруживает несколько донных отложений — дельта постоянно затапливается из-за динамики Каспия.

И Гумилев делает вывод, что Хазарский каганат в этой части утонул. Называется это хазарской Атлантидой или степными Нидерландами

И теперь мы имеем крупный археологический комплекс в дельте Волги, который в этом году дополнили территориями. Он располагается на двух сторонах реки Балта, с одной стороны — поселение Семибугры, вторая часть — на территории современного поселка Бараний бугор. Эти две части в будущем можно будет рассматривать как отдельные комплексы. Там представлены практически одинаковые материалы хазарского времени, поэтому мы будем вводить в научный оборот понятие Семибугринский археологический комплекс, который подразумевает под собой эти памятники.

Лев Гумилев на раскопках

Лев Гумилев на раскопках

Фото: предоставлено Астраханским отделением РГО

Площадь каждого объекта около полутора квадратных километров. Со стороны Семибугров мы провели работы, сейчас изучаем могильник, вокруг располагается поселение. Там в огромном количестве представлена керамика, шлаки керамического производства, монеты конца VIII века, еще в этом году нашли хазарский перстень. В части Бараньего бугра только начали работы, обнаружили насыщенные крупные слои, которые можно сравнить с городскими.

Мы попали на жилую постройку того времени, обнаружили большое количество материала: перстни, фрагменты кирпича с остатками известкового раствора, а это уже византийская технология. Хазары сами не строили такое, приглашали для этого византийцев. Еще обнаружили керамическую черепицу, огромное количество амфор — это дает нам связь с Черноморьем, откуда амфоры и происходят.

Находки яркие, представительные — судя по всему, мы имеем дело с крупной агломерацией. За всю историю поисков, подобных материалов, представленных так ярко и на таких территориях, не обнаруживалось

По письменным источникам мы знаем, что город в дельте Волги был только один, но мы пока не готовы утверждать, что нашли Итиль.

Поставит ли это точку в вопросе об их образе жизни? Потому что на эту тему ведутся дискуссии — были они кочевниками или оседлыми.

Дискуссии ведутся, но есть очень важная теория, главная. Дело в том, что культура Хазарского каганата — салтово-маяцкая, а это оседлая культура. Тот памятник, с которым мы имеем дело, указывает на крупное оседлое поселение. И мы ставим точку в том, как выглядела культура Хазарского каганата, потому что до этого салтово-маяцких материалов на Волге не обнаруживалось и предполагалось, что вид был другой, культура другая была, а то, что мы сейчас обнаружили — одно из важнейших достижений последних трех лет. Помимо всего прочего, мы обнаружили волжский вариант Хазарского каганата, а Итиль — всего лишь одна из его составляющих частей. Выделение волжского варианта куда более значительно.

Почему вокруг хазар так много мифов, дискуссий, белых пятен?

Вообще, в науке всегда много дискуссий, особенно в археологии. У нас нет письменных подсказок — только интерпретация материальной культуры, разный материал на разных территориях.

В отношении Хазарского каганата дискуссии порождал один момент: дело в том, что все, что исследовалось — это периферия государств, приграничные территории, где есть культурные влияния, в то время как метрополия каганата находилась в нижней Волге, и вот как раз сейчас мы имеем дело именно с центральной частью.

Какой веры на самом деле придерживались хазары? Вы уже упомянули иудаизм, но об этом спорят.

Согласно источникам, у них было огромное количество вероисповеданий: ислам, христианство, язычество, иудаизм. Все уживались едино и мирно. Причем в Итиле, согласно источникам, для каждого народа был свой судья, судивший по законам веры этого народа. Подобное всегда было в крупных государствах средневековья, например, у Орды.

Почему не сложилось единой веры? Из-за обширной территории?

Да, потому что в каганат входили разные народы. Аланы, которые жили на Кавказе, имели языческое вероисповедание, булгары на горностепном пространстве на Средней Волге быстро исламизировались, хотя были язычниками. Те, кто жил ближе к административным центрам, быстро приобретали авраамические религии, а те, кто жил в сельской местности, сохраняли поклонение языческим богам.

Сегодня подробно будем разбираться в вопросе, который до смешного мало отражен в русских летописях и погребен под многотомными (и тонными) завалами патриотической литературы современности. Качество и содержание которой больше напоминает антисемитский угар или фантазийную героику короля Артура. Стараясь держать эмоции в кулаке — объективно посмотрим на исторические события периода княжения Государыни Ольги. Не без участия главного летописного Героя. В лице ее сына — князя Святослава Игоревича.

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

(Иллюстрация из открытых источников)

Политическое состояние Хазарского государства, конечно, было куда сложнее. Последние десятилетия существования страну не на шутку лихорадило, настойчиво спихивая в неизбежный закат. Самое полное понимание ситуации демонстрирует базилевс Константин Багрянородный. В 40-е годы Х века в глазах Константинополя — это явно второстепенное государство. Интересует Царьград лишь с точки зрения безопасности собственных торговых факторий в Крыму. Здесь Византия еще (гипотетически) опасалась хазарского камбэка. Но вскоре успокоилась, вывела свои регулярные войска. Время от времени спускала на Хазарию с цепи подкупленных алан или черных булгар. Этого было вполне достаточно.

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

(Иллюстрация из открытых источников)

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

(Иллюстрация из открытых источников)

В популярной литературе вызывает раздражение откровенное невежество в описании взаимоотношений славян и Хазарии. Несдвигаемо никаким бульдозером. Хазария будто только и делала, что совершала набеги на мирных славянских пахарей. Откуда уши торчат, известно: помянем недобрым словом Гумилева, который в своих трудах превратил Хазарский каганат в средоточие мирового зла. Но археология и письменные источники как-то протестуют, не дают повода говорить о вредоносности хазарского соседства.

Властная княгиня самостоятельно начинает вести дела внешние, без оглядки на Босфор. Сложно оценить факторы, что заставили осторожную Ольгу обратить свой меч против хазар. Но судьба Каганата стала незавидна, когда Святослав на примере Саркела продемонстрировал — старый лев одряхлел бесповоротно. Бить его можно…

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

(Иллюстрация из открытых источников)

Согласно Нестору, события развивались следующим образом. В 964 г. князь Святослав организует поход на Оку и Волгу, но сталкивается с независимым от Киева славянским племенем вятичей. Нежданно-негаданно, изумленный до глубины души Великий воин узнает о том, что те выплачивают дань хазарам… Всё. Затем, под 965 г. в летописи помещено краткое свидетельство о разгроме Хазарии Святославом:

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

(Иллюстрация из открытых источников)

Затем, после этого под 966 г. говорится о новом походе против вятичей и наложении на них дани Святославом. Которую, к слову сказать, — до сих пор найти не могут. И вятичи удивленно, долгое время от этого эпизода открещиваются через свой МИД, ага.

Иначе выглядят события в изложении ибн Хаукаля, несколько раз поминающего о падении Хазарии. Русы громили Итиль и Семендер в союзе с Волжской Булгарией в 969 году (Святослав, на минуточку, — уже на Балканах ураганит). После удалились в сторону ал-Рум (Византия) и мусульманской Испании (арабск. Ал-Андалус). Хазары вынуждены были искать спасения во владениях Ширван-шаха и на острове Сиях-кух (полуостров Мангышлак скорее всего). Араб-писатель проезжал по южным областям Прикаспия, где повстречал многочисленных беженцев из Хазарии. По их словам, все Поволжье и западное побережье Каспийского моря подвергнуто страшному разгрому…

Сверяя показания. Свидетельства о падении Хазарии, как видим, — разнятся друг с другом. Какая достовернее? Только умозрительная реконструкция событий способна осмыслить, без подтверждения источниками. Другого не придумано наукой. Таких реконструкции знаю две: представленной в работах Артамонова, Плетневой и Петрухина. Противоположная — в работах востоковедов Бартольда, Калининой, Новосельцева и Коновалова.

Первые утверждают: Святослав совершил грандиозный восточный поход, разорив земли булгар и буртасов в Поволжье, хазарские владения в дельте Волги, приморском Дагестане. Пройдя через земли кавказских алан и черкесов, вернулся в Киев по Азовскому морю и по Дону, взял по пути Саркел.

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

(Иллюстрация из открытых источников)

Походов руси на Хазарию состоялось два: в 965 и 968 (969) годах.

Святославом был захвачен только Саркел, очищены от хазар донские и приазовские владения, под контроль Руси перешла Тмутаракань (Таманская).

Направление похода русов со средней Волги — из земель булгар и буртасов, в целом совпадает с летописным описанием похода Святослава из земель вятичей на Волгу. Но…, отличаются конкретные датировки. Разбивка летописного текста по датам произвольна и вторична (у ПВЛ), а хронология ибн Хаукаля — относительна. Вмещает в себя несколько событий, что никогда не могли произойти в тот или иной год одновременно.

У киевского Нестора описание войны Святослава против Хазарии производит стойкое впечатление вставки. В летописное известие о двух столкновениях Князя с вятичами в 964 и 966 гг.

Наконец, дополнительный исторический материал говорит: решающий удар по существованию Хазарского государства был нанесен именно в 965 году (ибн Мискавейх, ибн ал-Асир). Оба автора отмечают факт нападения в тот год на Каганат каких-то тюрок. Нашествие было отражено с помощью Хорезма. Помощь оказывалась при жестком условии: требованием исламизации Хазарии. Оно было выполнено. Сначала в мусульманскую веру было обращено большинство хазарской знати. После окончания войны — намаз стал совершать и царь-бек Хазарии.

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

(Иллюстрация из открытых источников)

Последний акт трагедии Хазарского каганата был продолжительным. В общих чертах: часть хазар сумела спастись на полуострове Мангышлак. Еще часть — во владениях персидских Ширваншахов. Некоторые хазары рассчитывали вернуться обратно, заключив даннический договор с русами. Очевидным становится, что часть захватчиков осталась в нижнем Поволжье после разгрома столицы Итиль. Или пыталась это сделать какое-то время.

Последний день Великой Хазарии: длинный и спорный…

(Иллюстрация из открытых источников)

Читайте также: